Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОП.10 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА»
код и наименование дисциплины по ФГОС
Квалификация Учитель физкультуры. Тренер»
Специальность 49.02.01. «Физическая культура»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
по специальности 49.02.01. «Физическая культура»
Квалификация - Учитель физкультуры. Тренер,
рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025
учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
Разработчик: Рабаданова Х.К. – преподаватель первой категории.
Гусейнова Э. Г. – преподаватель первой категории.
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Гигиенические основы физической культуры и спорта»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Гигиенические основы физической культуры
и спорта» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
49.02.01 Физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 07, ОК 08,
ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 07,
соблюдать нормы экологической правила
экологической
ОК 08,
безопасности;
определять безопасности при ведении
ОК 09
направления ресурсосбережения в профессиональной
ПК 1.2.; ПК 1.3; рамках
профессиональной деятельности;
основные
ПК 1.5; ПК 1.6; деятельности по специальности
ресурсы, задействованные в
ПК 2.1.; ПК 2.4.; осуществлять
работу
с профессиональной
ВД 3 (1):
соблюдением
принципов деятельности;
ПК 3.1. – ПК 3.5/ бережливого производства;
пути
обеспечения
ВД 3 (2):
использовать
физкультурно- ресурсосбережения;
ПК 3.1. – ПК 3.5/ оздоровительную деятельность для роль физической культуры в
ВД 3 (3):
укрепления здоровья;
общекультурном,
ПК 3.1. – ПК 3.6 понимать общий смысл четко профессиональном
и
произнесенных высказываний на социальном
развитии
известные темы (профессиональные человека;
и бытовые), понимать тексты на основы
здорового
образа
базовые профессиональные темы; жизни;
участвовать в диалогах на знакомые
общие и профессиональные темы;
строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие
и планируемые);
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
40
в т.ч. в форме практической подготовки
10
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
10
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация
Дифференцированный
зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.10 Гигиенические основы физической культуры и спорта»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Гигиена – наука о
сохранении и
укреплении
здоровья
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Раздел 1. Гигиена окружающей среды и спортивных сооружений
Содержание учебного материала
1.Введение в основы гигиены.
Общественный характер гигиены.
Предмет, задачи и методы гигиены. Внешняя среда и здоровье человека.
2.Понятие здоровья
Факторы, укрепляющие здоровье. Факторы, ослабляющие здоровье
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Роль физического 1.Понятие о физическом воспитании.
воспитания в
Задачи физического воспитания. Влияние физического воспитания на организм. Роль физического
укреплении
воспитания в улучшении внешности человека. Значение и правила выполнения зарядки.
здоровья
Особенности физического воспитания мальчиков и девочек.
Тема 1.2.
Гигиена
окружающей
среды
Тема 1.3.
Гигиена
спортивных
сооружений
Содержание учебного материала
1.Эколого-гигиенические свойства воздуха
Физические свойства воздуха. Учет метеорологических факторов при занятиях физической
культурой и спортом. Химическое, пылевое и микробное загрязнение воздуха.
2.Эколого-гигиенические свойства гидросферы
Значение воды. Источники водоснабжения. Гигиеническая характеристика источников
водоснабжения. Системы водоснабжения. Способы улучшения качества питьевой воды.
3.Эколого-гигиенические свойства почвы
Почва и почвенные отходы. Почвенные инфекции. Самоочищение почвы. Гигиеническое
обоснование выбора почв для спортивных сооружений.
Содержание учебного материала
1.Общие гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест
учебных занятий
Спортивные сооружение, их виды. Основные и вспомогательные помещения. Выбор участка. Общие
гигиенические требования к спортивным сооружениям. Гигиенические значения вентиляции и
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
3
14/2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
3
3
ПК 1.3.; ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
2
2
ПК 1.3.; ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ОК 07;
ЛР 10
2
2
7
ОК 07,
ОК 08,
ОК 09
отоплению спортивных сооружений. Санитарно-гигиенические требования к плавательному
бассейну закрытого типа.
2.Освещение и цветовое оформление спортивных объектов
Гигиеническая оценка освещения спортивных объектов. Естественное и искусственное освещение.
Цветовое оформление спортивных сооружений.
3.Гигиенические требования к зданию и помещениям школы
Виды спортивных сооружений школ. Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных
сооружений школ. Требования к естественному и искусственному освещению спортивных
сооружений школ.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Расчет нормативных размеров площади спортивных залов и бассейнов.
Раздел 2. Закаливание и личная гигиена
Тема
2.1. Содержание учебного материала
Принципы и
1.Гигиенические основы закаливания
средства
Закаливание. Общие правила закаливания. Физиологические принципы закаливания. Физическая и
закаливания
химическая терморегуляция.
2.Закаливание воздухом, водой, солнцем
Разнообразие средств закаливания. Воздушные и солнечные ванны. Обтирание, обливание, купание,
душ.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 3. Разработка плана комплексного проведения закаливающих процедур.
5
2
2
12/4
6
4
2
ПК 1.3.; ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
ОК 08,
ПК 1.3.;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
2
Тема 2.2. Основы Содержание учебного материала
личной гигиены 1.Основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом
Понятие о личной гигиене. Гигиена лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Режим
труда и отдыха, гигиена сна. Требования к современной спортивной одежде и обуви. Основные
гигиенические свойства спортивной одежды и обуви.
2.Физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании
Общая характеристика вредных привычек. Курение алкоголизм, наркомания, их влияние на
здоровье. Профилактика вредных привычек.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 4. Составление плана мероприятий по профилактике вредных привычек.
6
Раздел 3. Гигиенические основы при занятиях физической культурой
Тема
3.1. Содержание учебного материала
Гигиена детей и 1.Основы гигиены детей и подростков. Понятие медицинской группы.
подростков
Гигиена детей и подростков, как отрасль гигиенической науки. Факторы, формирующие здоровье.
Группы здоровья детей и подростков.
6/4
4
2
2
2
ОК 08,
ПК 1.2.; ПК 1.3.;
ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2. ЛР 9
ОК 08,
ПК 1.2.; ПК 1.3.;
ПК 1.5;
Тема 3.2.
Гигиеническая
характеристика
основных форм
занятий
физической
культурой и
спортом детей,
подростков и
молодежи
2.Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на
различных этапах онтогенеза
Возрастные периоды. Факторы риска для здоровья для различных возрастных периодов. Меры
сохранения здоровья для различных возрастных периодов. Меры укрепления здоровья для
различных возрастных периодов.
2
Содержание учебного материала
1.Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу.
Формы занятия физической культурой детей, подростков и молодежи. Требования к занятиям
физической культурой и спортом. Особенности учебно-воспитательного процесса при занятиях
физической культурой. Правила обеспечения безопасности. Требования к различным группам
здоровья детей и подростков.
2
Раздел 4. Гигиенические основы спортивной тренировки и питания
Тема
4.1. Содержание учебного материала
Гигиенические
1.Условия учебно-тренировочного процесса взрослого и юного спортсмена
основы учебно- Особенности учебно-тренировочного процесса и режим. Гигиенические требования к подготовке
тренировочного женщин-спортсменок. Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов. Понятие о гигиене
процесса
питания.
2.Система обеспечения безопасности и профилактики травматизма на физкультурноспортивных занятиях и спортивных соревнованиях Инструкции по технике безопасности.
Обязанности деятельности педагога по профилактике травматизма. Обязанности медицинского
персонала организации. Меры профилактики травматизма на спортивных соревнованиях.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 5. Составление плана восстановительных мероприятий для спортсменов.
Практическое занятие 7. Составление меню спортсмена.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
8/4
8
2
2
4
2
2
40/10
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
ОК 08,
ПК 1.2.; ПК 1.3.;
ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
ОК 08,
ОК 09
ПК 1.2.; ПК 1.3.;
ПК 1.5;
ВД 3 (1):
ПК 3.2. /
ВД 3 (2):
ПК 3.2.; ПК 3.5/
ВД 3 (3):
ПК 3.2.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной основной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гигиенические основы физической культуры и спорта. Григорьев А. И. Григорьев
О.А. ЮРАЙТ. Электронная библиотека. Москва 2023 г.
2. Гигиена . учебник для СПО. Карелин А.О. ЮРАЙТ. Электронная библиотека. Москва
2023 г.
3. Гигиена и экология человека: учебник / М.В. Ашина, Т.В. Бадеева, Елена Сергеевна.
Богомолова [и др.] ; под ред. Н.А. Матвеевой. — Москва: КноРус, 2022. — 332 с.
4. Карелин, А. О. Гигиена : учебник для среднего профессионального образования /
А. О. Карелин, Г. А. Александрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 472 с.
5. Козлов, А. И. Гигиена и экология человека. Питание : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. И. Козлов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 187 с.
6. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для СПО /Ю.П.
Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подукова.- 7-е изд., стер.- М.: «Академия», 2019.- 400с.
7. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. —
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 206 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гигиена и экология человека : учебник / М.В. Ашина, Т.В. Бадеева, Елена Сергеевна.
Богомолова [и др.] ; под ред. Н.А. Матвеевой. — Москва : КноРус, 2022. — 332 с. — ISBN
978-5-406-09607-9. — URL:https://book.ru/book/943218 (дата обращения: 24.02.2022). —
Текст : электронный.
2. Карелин, А. О. Гигиена: учебник для среднего профессионального образования / А. О.
Карелин, Г. А. Александрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 472 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14973-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/486224
3. Козлов, А. И. Гигиена и экология человека. Питание : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. И. Козлов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 187 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12965-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/487538
4. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. —
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 206 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06430-8. — Текст : электронный
5. Дьякова, Н. А. Гигиена и экология человека / Н. А. Дьякова, С. П. Гапонов, А. И.
Сливкин. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 300 с. — ISBN 978-5-50745893-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/291176 (дата обращения: 15.03.2023). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
6. Калуп, С. С. Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа.
Массаж : учебное пособие для спо / С. С. Калуп. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-9320-3. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189469
(дата
обращения: 15.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Гигиена физической культуры и спорта. Стеблецов Е.А. ЮРАЙТ. Электронная
библиотека. Москва 2023 г.
2. Богомолова, М. М. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности :
учебно-методическое пособие / М. М. Богомолова. — Волгоград : ВГАФК, 2020. — 126 с.
— Текст : электронный
4. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / под редакцией В.А. Маргазина,
О.Н.Семеновой, Е.Е. Ачкасова. – 2-е изд., доп. – СПб.: СпецЛит, 2013.– 255 с.
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
Результаты обучения
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
правила - перечисление и объяснение правил
экологической безопасности при ведении
экологической
безопасности
при профессиональной деятельности;
организации
и
осуществлении
профессиональной
деятельности;
- основные ресурсы, перечисление
и
характеристика
задействованные в основных ресурсов, задействованных в
профессиональной деятельности;
профессиональной
деятельности;
-нормативную
перечисление
и
характеристика
документацию;
нормативной
документации,
регламентирующей
гигиенические
требования
к
профессиональной
деятельности;
УЧЕБНОЙ
Методы оценки
Устный опрос,
проверочные работы,
тестирование,
диф. зачёт
гигиенические
нормы, требования и
правила сохранения
и
укрепления
здоровья
на
различных
этапах
онтогенеза;
перечисление
и
объяснение
гигиенических норм, требований и
правил
сохранения
и
укрепления
здоровья
на
различных
этапах
онтогенеза;
-описание возрастной периодизации,
особенностей детей и подростков
определение
особенностей
двигательной
активности
человека,
особенности
её
нормирование
и
поддержание оптимального уровня у
различных возрастных групп населения;
понятие - определение понятия «медицинская
медицинской
группа»;
группы;
- вспомогательные - перечисление средств восстановления
гигиенические
работоспособности;
средства
- характеристика гигиенических средств
восстановления
и восстановления
и
повышения
повышения
работоспособности;
работоспособности;
основы - перечисление способов предотвращения
профилактики
травматизма;
предотвращения
травматизма;
- основы гигиены - определение гигиенических требования
питания
детей, к питанию и пище для различных
подростков
и возрастных
групп,
занимающихся:
молодежи;
энергетическая ценность, энерготраты;
- определение особенностей питания в
зависимости
от
вида
спорта
и
климатических условий, особенностей
питания
спортсменов
разной
специализации на отдельных этапах
тренировки;
гигиенические перечисление
гигиенических
требования
к требований к спортивным сооружениям:
спортивным
спортивным залам, открытым водоемам,
сооружениям
и искусственным бассейнам, стадионам и
оборудованию мест спортивным комплексам и др.
учебных занятий;
гигиеническую - характеристика основных форм и
характеристику
особенностей
занятий
физической
основных
форм культурой
детей,
подростков
и
занятий физической молодежи;
культурой
детей,
подростков
и
молодежи;
- основы личной - определение особенностей личной
гигиены
при гигиены при занятиях физическими
занятиях
упражнениями, спортом;
физическими
упражнениями,
спортом;
гигиенические описание
гигиенических
основ
основы закаливания; закаливания;
физиолого- характеристика
физиологогигиенические
и гигиенических и социальных аспектов
социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании
курения, нарко- и
токсикомании.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
использовать использование
нормативных
нормативную
документов
при
решении
задач
документацию
в профессиональной деятельности;
профессиональной
деятельности;
использовать
знания гигиены в
профессиональной
деятельности, в том
числе в процессе
гигиенического
просвещения
обучающихся/заним
ающихся, педагогов,
родителей (лиц, их
заменяющих);
- использование знаний гигиены при
решении
задач
профессиональной
деятельности, в том числе в процессе
гигиенического
просвещения
обучающихся/занимающихся, педагогов,
родителей (лиц, их заменяющих);
Оценка результатов
выполнения
практических,
лабораторных работ,
диф. зачёт