ОУП.02у. Литература

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 02у. ЛИТЕРАТУРА
Код и наименование специальности
44.02.01. Дошкольное образование, 44.02.02. Преподавание в начальных
классах, 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании,
49.02.01 Физическая культура

ДЕРБЕНТ, 2024 Г.

Рекомендовано к утверждению

Утверждаю

Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова »
Г.Б.Казиахмедова»

Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУП.02у. «Литература» разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в
начальных

классах»,

«Коррекционная

44.02.05.

педагогика

в

начальном

образовании» (углубленной подготовки), входящих в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки», и специальности
49.02.01

«Физическая

культура»,

входящей

в

состав

укрупненной

группы

специальностей 49.00.00. «Физическая культура и спорт»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024 /2025 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Мирзаметова Амина Тарикулиевна, преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова», Заслуженный учитель РД, Почетный работник СПО РФ, преподаватель
высшей категории.
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический

колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,

Отличник образования РД, Почетный работник воспитания и просвещения РФ,
преподаватель высшей категории
Рекомендована

научно

-

методическим

советом

ГБПОУ

«Дербентский

профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №_1_ от «30»августа 2024г.
Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ№16 г.Дербент

___________
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 -6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6 -17

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ

18 - 19

ОСВОЕНИЯ

20 - 21

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 02у. ЛИТЕРАТУРА
1.1.

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.02у. ЛИТЕРАТУРА является

обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в
начальных

классах»,

44.02.05.

«Коррекционная

педагогика

в

начальном

образовании», 49.02.01 «Физическая культура» (углубленной подготовки),

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина ОУП.02у. ЛИТЕРАТУРА относится к
общеобразовательному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение литературы в профессионально-педагогическом колледже направлено
на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию, способной
к созидательной деятельности в современном мире, обладающей гуманистическим
мировоззрением, активной гражданской позицией, чувством патриотизма, любовью и
уважением к ценностям отечественной культуры;
- литературное развитие студентов: усвоение ими понятий о специфике литературы в
ряду других видов искусств, о читательской культуре восприятия текста, об авторской
позиции; развитие читательских интересов студентов, их художественного вкуса,
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, устной
и письменной речи; развитие коммуникативных навыков;
- получение знаний в области теории и истории литературы, формирование
представлений об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений интерпретации и анализа литературных произведений как
художественного целого в их историко-литературной обусловленности; написание
сочинений разных жанров; поиск, систематизация и использование необходимой
информации, в том числе в сети Интернет.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
4

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой,
используя сведения

по истории и теории литературы, выявлять сквозные темы и

ключевые проблемы русской и мировой литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, определять его род и
жанр;
- анализировать художественный текст, выявляя его подтекст и раскрывая позицию
автора, выражая собственное отношение к сказанному;
- выразительно читать, правильно расставляя словесные и логические ударения;
- выделять и осмыслять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с
композицией текста и авторской позицией;
- конспектировать, аннотировать, реферировать статьи о литературе, кино, театральных
спектаклях;
- выступать с самостоятельно подготовленным докладом;
- строить устные и письменные высказывания, владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
- создавать литературно-музыкальные композиции, предполагающие взаимосвязь
литературы с другими видами искусств;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание программных произведений, предназначенных для текстуального и
обзорного изучения, а также чтения наизусть;
-

основные факты жизни и творчества изучаемых писателей;

-

творческую историю произведений, объяснять их современное значение;

-

сходство и отличие литературных произведений от произведений других жанров и

других авторов;
- основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.

5

1.4.

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Консультации
Итоговая аттестацияв форме экзамена

Объем часов
210
200
110
85
5
4
6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
________ОУП. 02у. ЛИТЕРАТУРА____________
Наименование разделов
и тем

1
Раздел 1.
Введение.
Тема 1.1.
Обзор русской
литературы второй
половины 19 века
Тема 1.2.
Драматургия А. Н.
Островского в
театре. Судьба
женщины в 19 веке
и ее отражение в
драмах А. Н.
Островского.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

2

3
78

Литература второй половины 19 века
Специфика литературы как вида искусства и ее место в
жизни человека. Связь литературы с другими видами
искусства.

2

Содержание учебного материала
1
Россия во второй половине

2

Содержание учебного материала
1
А.Н. Островский – основоположник

5

19 века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская
глубина. Традиции и новаторство в русской поэзии.

2
3

современного русского театра. Жизнь и
творчество драматурга (обзор). Быт и нравы купеческого Замоскворечья в пьесах
Островского.
Драма «Гроза». История создания пьесы.
«Жестокие нравы» города Калинова. Обличение самодурства и невежества.
Проблема взаимоотношения поколений в драме «Гроза». Нравственное
противостояние Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.

Практические занятия

4

Контрольные работы

1

1. Влияние атмосферы родительского дома на формирование характеров молодёжи
(патриархальный лад и жизнь из-под неволи).
2. Образная символика и обобщённо-символический смысл названия драмы. Драма «Гроза» в
литературной критике.
3. Речевая характеристика героев пьесы. Проработка фрагмента пьесы для чтения по ролям
или разыгрывания с партнёром по памяти. Чтение фрагментов драмы по ролям

Тестирование по изученным темам

Тема 1.3. И.А.
Гончаров. Илья
Ильич Обломов как

Формируе
мые
компетенц
ии
4

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя

особенности композиции романа.

1

(обзор).

Роман «Обломов». История создания и

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

7

вневременной тип и
одна из граней
национального
характера
Тема 1.4. И.С.
Тургенев. Новый
герой,
«отрицающий все»,
в романе И. С.
Тургенева «Отцы и
дети»

Тема 1.5. Человек и
мир в зеркале
поэзии. Ф. И.
Тютчев и А. А. Фет

Практические занятия

1. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
2.
3.

3

Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
Наблюдение над ролью пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе.
Авторская позиция и способы её выражения в романе. Своеобразие стиля писателя

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя

4

(обзор).
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в
России.
Сюжет, композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.

2

Практические занятия

1. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в
романе. Базаров и его мнимые последователи.
2. Наблюдение над поэтикой романа: «тайный психологизм», приём умолчания,
художественная функция портрета, интерьера, пейзажа. Своеобразие жанра
3. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
4. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа.
5. Осмысление фрагментов статьи Д.И.Писарева «Базаров»
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам
Содержание учебного материала
1
Ф.И. Тютчев. Жизнь

6

1
2

и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы
тютчевской лирики.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…»,
«К.Б.»(«Я встретил вас - и все былое…»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти
бедные селенья…».
А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия,
любовь, смерть).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать
ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».

2

Практические занятия

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

2

1. Анализ изобразительно-выразительных средств языка стихотворений Тютчева, Фета.
2.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

8

Тема 1.6. Люди и
реальность в
сказках М. Е.

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
2
«Сказки для детей изрядного возраста» («Премудрый пескарь», «Дикий помещик»,

3

«Орёл-меценат»…)
СалтыковаЩедрина: русская
жизнь в
иносказаниях
Тема 1.7.
Крестьянство как
собирательный герой
поэзии Н. А.
Некрасова

Практические занятия

Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: эзопов язык,
сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм и др.
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее

2
3
4

2
3
4

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, его
фольклорная основа, жанровое своеобразие поэмы. Система образов поэмы.
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Смысл
названия поэмы.

Содержание учебного материала

1

4

основные темы, идеи и образы.
Чтение и анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия»(«Пускай нам
говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии
твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и
поэзии. Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Практические занятия
1. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».
2. Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского».
3. Приёмы разоблачения представителей господствующих классов в поэме.

Тема 1. 8. Ф.М.
Достоевский.
Человек и его выбор
в кризисной
ситуации в романе
«Преступление и
наказание»

1

Жизнь и творчество писателя (обзор).
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа. Особенности сюжета и
композиции.
Проблематика, система образов романа.
Образ Петербурга в романе. Приёмы создания образа города.
Теория Раскольникова и ее развенчание.
Раскольников и его «двойники».
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Роль эпилога.

4

8

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

9

5

Тема 1.9. Человек в
поиске правды и
любви: «любовь –
это деятельное
желание добра
другому…» - в
творчестве Л. Н.
Толстого

Своеобразие жанра
«Преступления
психологического анализа в романе.
Тема «двойничества» в романе

и

наказания».

Приёмы

авторского

Практические занятия
1. Образы «униженных и оскорбленных» в романе. Тема гордости и смирения.
2. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам

2

Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий

10

2
3

4
5
6

1

путь писателя (обзор). Жанровое своеобразие романа-эпопеи
«Война и мир»
Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.
Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе.

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки
личности.
Путь идейно-нравственных исканий главных героев романа.
Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
Изображение Отечественной войны 1812 г.
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.
Проблема национального характера в изображении Толстого. Образы Тушина и
Тимохина.
«Мысль народная» в романе «Война и мир»

7
Практические занятия
1. «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
2. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
3. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
4. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
5. Роль эпилога. Открытый финал романа.
6. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектика
души»).
7. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Мировое значение творчества писателя
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам

8

1

10

Содержание учебного материала
Тема 1.10. Проблема 1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
2
ответственности
Комедия «Вишневый сад». История создания. Жанровое своеобразие.
Особенности сюжета и конфликта пьесы.
человека за свою
3
Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.
судьбу и судьбы
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
близких ему людей
4
Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого,
в творчестве А. П.
настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего
в прошлое усадебного быта. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
Чехова
5
Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Смысл финала.
Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра.
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой
литературы и театра.

5

Практические занятия
1. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою
судьбу.(Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,
«Попрыгунья»).
2. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Смысл финала. Символический
подтекст пьесы.
3. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой
литературы и театра.
Контрольные работы

5

Тестирование по изученным темам
«Человек в поиске прекрасного». Русская литература рубежа 19-20 веков в контексте
Раздел 2.
социокультурных процессов эпохи.
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Обзор
1
Введение. Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Реализм и
русской литературы
модернизм. Трагические события первой половины ХХ в. и их отражение в русской
рубежа 19-20 вв.
литературе.
Тема 2.2. И.А.Бунин. Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество Ивана Бунина (обзор).
Мотивы лирики и 2
Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. (Стихотворения «Вечер», «Не
прозы И. А. Бунина
устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»…)
Практические занятия
«Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера
и память о прошлом).(Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Темные аллеи»…)

Тема 2.3. Традиции

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

1

43
1

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

2

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

2

1

ОК 01, ОК

11

Жизнь и творчество писателя (обзор). Тема любви в произведениях А. Куприна
(Повесть «Гранатовый браслет», рассказ «Олеся» - по выбору). Своеобразие сюжета
произведения.

русской классики в
творчестве А. И.
Куприна

1

Тема 2.4. М.
Горький. Герои М.
Горького в поисках
смысла жизни

Содержание учебного материала

Практические занятия
1. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Трагизм решения любовной темы в
повести.
2. Символический смысл художественных деталей. Мастерство психологического анализа
1
2
3

Тема 2.6. А.А. Блок.

2

6

Биография писателя как труд по сотворению личности.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система
образов.
Образы хозяев ночлежки.
Три правды и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).

Практические занятия
1. Романтизм ранних рассказов М. Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска
смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и
действительности в философской концепции Горького (Рассказы «Старуха Изергиль»,
«Макар Чудра»)
2. Проблема счастья и смысла жизни в пьесе

Тема 2.5.
Серебряный век:
общая
характеристика и
основные
представители

02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

3

Содержание учебного материала
1
Литературные течения поэзии русского модернизма (обзор): символизм, акмеизм,
футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский,
М.И.Цветаева.
2
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и
поэзии на творчество русских символистов.
«Старшие
символисты»
(В.Я.Брюсов,
К.Д.Бальмонт,
Ф.К.Сологуб)
и
«младосимволисты» (А.Белый, А.А. Блок).
3
Футуризм. Манифест футуризма, его пафос и проблематика. Поэт как миссионер
«нового
искусства».
Группы
футуристов:
эгофутуристы
(И.Северянин),
кубофутуристы (В.В. Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).

5

Практические занятия
1. Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
«прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений разных литературных течений. Анализ
изобразительно-выразительных средств языка.

4

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

2

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК

12

Лирика. Поэма
«Двенадцать»

1

02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

Жизнь и творчество поэта (обзор).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной
Дамы.

Практические занятия
1. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений.
2. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовым» и стихотворении «Скифы».
Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
3. Поэма «Двенадцать». Символический смысл названия произведения. Наблюдение над
языком и стилем поэмы.

4

Тема 2.7. В.В.
Маяковский.
Поэтическое
новаторство В. В.
Маяковского

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор).
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором
о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в
ранней лирике

2

Практические занятия
1. Поэма Маяковского «Облако в штанах». История создания. Идейно-художественное
своеобразие произведения.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений Маяковского.
3. Новаторство поэта (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов,
неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).

4

Тема 2.8. С.А.
Есенин. Драматизм
судьбы поэта

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо
матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею,
не зову, не плачу…», «Русь Советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
2
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в ней. Проблематика, система
образов.
Практические занятия
1. Тема родины в поэзии Есенина. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.
2. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа,

3

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

4

музыкальность лирики Есенина.

Раздел 3
Тема 3.1. М.И.

3. Наблюдение над языком и стилем поэта. Художественное чтение стихотворений
«Человек перед лицом эпохальных потрясений»: русская литература 20-40 годов 20
века
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэтессы (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным
так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто

27
1

ОК 01, ОК
02, ОК 03,

13

Цветаева.
Исповедальность
лирики М.
Цветаевой

Тема 3.2. Вечные
темы в поэзии А. А.
Ахматовой

Тема 3.3.
«Изгнанник,
избранник»: М.А.
Булгаков

Тема 3.4. М.А.
Шолохов. Романэпопея «Тихий Дон»

создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…»,
«Куст».
Практические занятия
1. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия
как напряженный монолог-исповедь
2. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие
поэтического стиля

ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
3

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество (обзор). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний.
2
Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. (Стихотворения: «Песня
последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические
рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Бывает так: какая-то истома…»).»
3
Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и
народного горя.

4

Практические занятия
1. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и
мотивы в лирике Ахматовой
2. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как
основной пафос «Реквиема».
3. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога

3

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
2
«Собачье сердце как сатирическое произведение»
3
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие
жанра и композиции.
4
Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в
романе. Проблематика произведения.

6

Практические занятия
Смысл финальной главы романа.

1

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
2
Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического
повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе
3
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе:
человек и история, война и мир, личность и масса.

5

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

Практические занятия

14

1. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение гражданской войны как
2.

Раздел 4
Тема 4.1. «Дойти до
самой сути»: Б. Л.
Пастернак

общенародной трагедии.
Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литературный процесс в России 40-х - середины 50-х годов 20 века
Содержание учебного материала
1.
Жизнь и творчество писателя
2

Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор).

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

2

4

Основные темы, мотивы и образы лирики
Твардовского. (Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти
матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О
сущем»…)

1. Народный характер поэмы Твардовского «Василий Теркин» (главы: «Переправа»,
«Два солдата», «Смерть и воин», «Поединок».
2. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Работа над выразительным чтением.
«Человек и человечность»: основные явления литературной жизни России конца 50-80
годов 20 века
Содержание учебного материала
1
Жанровое своеобразие
2

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив
творчества поэта.
Тема памяти в поэме «По праву памяти» Твардовского.

Практические занятия

Тема 5.1. Тема
Великой
Отечественной
войны в литературе

3

Основные темы, мотивы и образы лирики Пастернака.Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»,
«Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

2

Раздел 5.

12

(обзор). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности
языка к простоте поэтического слова.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа

Практические занятия

Тема 4.2.
Исповедальность
лирики А. Т.
Твардовского

4

литературы военных лет. Поэзия, проза, драматургия.
Патриотические мотивы в лирике военных лет.
«Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, В.В. Быков и др.
(обзор прозы «молодых» лейтенантов)

3

17
9

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

15

3
4
5

Тема 5.2.
Тоталитарная тема
в литературе второй
половины 20 века
Тема 5.3.
Социальная и
нравственная
проблематика в
литературе второй
половины 19 века

Повесть Кондратьева «Сашка». Нравственная проблематика произведения. Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении. Новое осмысление военной темы
М. Шолохов «Судьба человека». Изображение судьбы человека в контексте времени.
А. Фадеев «Молодая гвардия». Дилемма нравственного выбора между долгом и
жизнью.

Практические занятия

2

В. Шаламов «Колымские рассказы». Лагерный мир в произведениях В. Шаламова. Трагизм
судьбы писателя.
Содержание учебного материала
1
В. Шукшин. Изображение народного характера и

2

3

картин народной жизни в рассказах.
В. Распутин. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести.
Проблема утраты духовной связи человека со своими корнями. (Рассказ «Василий и
Василиса», повесть «Прощание с Матерой»).

Практические занятия

ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09

3

1. Нравственная и социальная проблематика рассказов. (Рассказы: «Верую!», «Алеша
Бесконвойный», «Сельские жители», «Обида», «Чудик», «Срезал»…). Неоднозначность
шукшинских героев. Восприятие их окружающими.
2. Речевая характеристика героев Шукшина, Распутина. Символические образы.

Раздел 6.
Тема 6.1. Лирика:
проблематика и
образы

«Людей неинтересных в мире нет»: литература с середины 60-х годов до начала 21 века
Содержание учебного материала
1
Поэзия Иосифа Бродского.

2

Своеобразие творческой манеры, тематики произведений

поэта.
Практические занятия

Тема 6.2.
Драматургия:
традиции и
новаторство.
Раздел 7.
Тема 7.1. Основные

10

6

1. Гражданственность и публицистичность поэзии «шестидесятников». Устремленность к
правде истории, к познанию нравственных основ современности в поэзии Е.Евтушенко,
Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б. Ахмадулиной.
2. Современная авторская песня. Ее судьба и место в литературном процессе.Творчество
В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича.
3. Д.С.Самойлов. Тематическое, жанровое, интонационное своеобразие поэзии Д. Самойлова.

А.В.Вампилов. «Провинциальные анекдоты» (две одноактные пьесы: «История с
метранпажем», «Двадцать минут с ангелом». Трагикомическая дилогия с глубоким
смыслом. Распад нравственного сознания как проблема общества.
Зарубежная литература 20 века

4

Содержание учебного материала

4

1

2

16

тенденции развития
литературы и
«культовые» имена

Рэй Брэдбери. Начно-фантастические рассказы «И грянул гром», «Вельд». Рассказыпредупреждения. Роль цивилизаций, технологий в судьбе человека.
2
Эрнест Хэмингуэй. Новелла «Кошка под дождем». Особая атмосфера новеллы и
способы ее создания. Нравственные проблемы и способы их раскрытия писателем.
Художественный мир литературы народов России
1

Раздел 8.
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Взаимосвязь и
1
Расул Гамзатов – дагестанский поэт и прозаик. Тематика и проблематика стихов поэта.
взаимовлияние
Диалоги поэта с российской культурой.
литератур народов
России
Всего часов
Консультации
Промежуточная аттестация
Итого

2
2

200
4
6
210

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Реализация программы дисциплины ОУП. 02у. ЛИТЕРАТУРА требует наличия
учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект
учебной литературы (учебники, хрестоматии), наглядные пособия и демонстрационный
материал (альбомы, справочники, репродукции картин, портреты писателей, раздаточный
материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
литературы

дополнительной

Основные источники:
1. Обернихина Г. Литература. Для студентов средних профессиональных учебных
заведений.7 изд. стереотипное. -Академия, 2010.- 656 с.
2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское
слово - РС», 2007. -336 с.
3. Сигов В. Литература. Для студентов средних специальных учебных заведений. 3
изд. стереотипное.- Дрофа, 2009. – 560с.
4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2
ч. – 3 изд., испр. и доп. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 368 с.
5. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 14-е изд. - М.: 2012.Ч.1 365с.; Ч.2 - 383с.
6. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П.17-е изд. - М.:
Просвещение, 2012.Ч.1 - 399с.; Ч.2 - 455с.
Дополнительные источники:

1. Красовский В.Е., Леденев А.В. Литература. Для поступающих в вузы

и
подготовки к ЕГЭ. Изд.:АСТ,Слово,2010. -736 с.
2. Мацыяка Е., Обернихина Г. Литература. Книга для преподавателя.
Изд.:Академия, 2008.- 552 с.
3. Нестандартные уроки русской литературы.10-11 классы.Изд:Феникс, 2002.- 416
с.
4. Обернихина Г., Антонова А. Литература. Практикум. Для студентов средних
профессиональных учебных заведений. Изд.: Академия, 2009.- 272 с.
18

5. Русские писатели, XIX век: биографический словарь.- М.: Просвещение, 2007. –
576с.
6. http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернетресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков,
внеклассных мероприятий
7. http://festival.1september.ru/subjects/9/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок". Разработки уроков по литературе
8. http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000928 - Сетевое объединение методистов
9. infourok.ru - «Инфоурок.ру» — материалы для учителей

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОУП.02у. «Литература»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.

Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

соотносить художественную литературу с Тестирование, практические задания
общественной

жизнью

и

культурой,

используя сведения по истории и теории
литературы, выявлять сквозные темы и
ключевые проблемы русской и мировой
литературы;
соотносить произведение с литературным
направлением эпохи, определять его род и
жанр
анализировать художественный текст,
выявляя его подтекст и раскрывая
позицию автора, выражая собственное
отношение к сказанному
выразительно читать, правильно
расставляя словесные и логические
ударения
выделять и осмыслять изобразительновыразительные средства языка в их
единстве с композицией текста и
авторской позицией
конспектировать, аннотировать,
реферировать статьи о литературе, кино,
театральных спектаклях
выступать с самостоятельно
подготовленным докладом
строить устные и письменные
высказывания, владеть различными
видами пересказа, участвовать в диалоге,
понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою
писать рецензии на прочитанные
произведения и сочинения разных жанров
на литературные темы;
создавать литературно-музыкальные
композиции, предполагающие
взаимосвязь литературы с другими

индивидуальные задания
практические задания, домашняя работа

практические задания, домашняя работа
практические задания, домашняя работа

практические задания, домашняя работа
индивидуальные задания
практические задания, домашняя работа

индивидуальные задания
Создание проектов, презентаций

20

видами искусств
использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Знания:
содержание программных произведений,
предназначенных для текстуального и
обзорного изучения, а также чтения
наизусть
основные факты жизни и творчества
изучаемых писателей
творческую историю произведений,
объяснять их современное значение
сходство и отличие литературных
произведений от произведений других
жанров и других авторов
основные историко-литературные
сведения и теоретико-литературные
понятия

Тестирование, практические задания

Тестирование, практические задания

тестирование
индивидуальные задания
практические задания
Тестирование, практические задания

21

Разработчики:
- Мирзаметова Амина Тарикулиевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально
-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Заслуженный учитель РД,
Почетный работник СПО РФ,
преподаватель высшей категории.

- Алекберова Ольга Леонидовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории

_____________

_______________

Рецензенты:
- Эмирова Айнаханум Садретдиновна,
директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казем-Бека
г. Дербент,
Отличник народного образования РД,
Заслуженный работник РД

______________

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».