ОП.13 Основы специальной психологии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы специальной психологии
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
по специальности 44 02 05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании
учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
(квалификация)

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Самедова Л.А.

Должность
Преподаватель педагогики и психологии

2023г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 13 Основы специальной
психологии разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании, утвержденного приказом № от 686 от
14.09.2023, зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 50568 от
29 марта 218)(далее–ФГОССПО);
- с учётом примерной основной образовательной
программы по
Специальности 44 02 05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.13 Основы специальной психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.13 Основы специальной психологии» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК.01
Разрабатывать индивидуальные Основы специальной педагогики и
ОК.02
образовательные
маршруты, психологии (и смежных наук)
ОК.03
индивидуальные
программы Основные признаки отклонения в
ОК.04
развития
и
индивидуально- развитии детей
ОК.05
ориентированные
Теорию и технологии учета
ОК.06
образовательные программы с возрастных, индивидуальных и
ОК.09
учетом личностных и возрастных типологических
особенностей
ПК.1.1.
особенностей обучающихся
обучающихся, в том числе с
ПК.1.2.
Учитывать
особенности ограниченными
возможностями
ПК.1.4
обучающихся, в том числе с здоровья
(обучающиеся
с
ограниченными возможностями нарушениями слуха и зрения,
здоровья
опорно-двигательного
аппарата,
Понимать
документацию задержкой психического развития,
специалистов
(психологов, умственной
отсталостью,
дефектологов, логопедов и т.д.)
нарушениями
аутистического
спектра) (далее – ОВЗ) в процессе
проектирования учебного процесса
Психофизиологические
особенности обучающихся с ОВЗ,
их учет в проектировании учебного
процесса, коррекционной работе

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

46

в т.ч. в форме практической подготовки

30

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

16

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Дифзачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии
Тема 1.1.
Содержание
Понятийный 1. 1. Объект, субъект, предмет специальной психологии.
аппарат
Основные категории специальной психологии. Основные направления специальной психологии.
специальной
Основные понятия и термины специальной психологии. Связь специальной психологии с
психологии
другими науками.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Составление и анализ таблицы «Этапы становления специальной
психологии в России и за рубежом» на основе анализа специальной литературы
Тема 1.2. Общие Содержание
и специфические
1. 1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Современные
закономерности представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Теория Л.С. Выготского о сложной
психического
структуре развития ребенка с отклонениями. Психологические параметры дизонтогенеза.
развития детей с Основные виды психического дизонтогенеза.
отклонениями в2. Характеристика основных видов психического дизонтогенеза. Понятие «депривация». Виды
развитии.
депривации: сенсорная, физическая, социальная, эмоциональная. Структура дефекта у различных
категорий детей с отклонениями в развитии
3. В том числе практических и лабораторных занятий
4. Практическое занятие 2. Составление таблицы «Характеристика видов психического
дизонтогенеза»
5. Раздел 2. Психология развития лиц с различными видами дизонтогенеза
Тема 2.1. 6. Содержание
Психическое 7. 1. Определение «умственной отсталости». Международная классификация умственной
недоразвитие
отсталости и ее степени. Закономерности психического развития детей с нарушением интеллекта.
Характеристика познавательной деятельности, физического, речевого, эмоционально-

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
10/4
3/1
2

1
1
5/1
4

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ПК 1.2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК.09
ПК 1.2
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

1
1
44/22
5/1
4

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4.
ОК 02

Тема 2.2.
Задержанное
психическое
развитие

личностного развития. Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим
недоразвитием.
8. В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 3. Составление таблицы «Основные принципы диагностики и
психокоррекции детей с психическим недоразвитием». Составление рекомендаций для педагогов
по работе с детьми, имеющими умственную отсталость.
1. Содержание

1. Понятие «задержки психического развития». Классификации
задержки психического развития М.С. Певзнер, Т. В. Власовой и К.С.
Лебединской. Особенности психического и личностного развития. Задержка
психического развития (ЗПР) как форма недоразвития и её отличие от
умственной отсталости. Прогноз компенсации каждого из видов ЗПР. Общие
и специфические для разных форм ЗПР, факторы запаздывания в
формировании признаков «школьной зрелости». Уровень познавательного
развития школьников с ЗПР в сравнении с умственно отсталыми и
нормально
развивающимися
сверстниками.
Обучаемость
как
дифференциально диагностический критерий формы психического
недоразвития ребёнка.

1. В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 4. Заполнение таблицы «Сравнительный анализ познавательного развития
школьников с ЗПР в сравнении с умственно отсталыми и нормально развивающимися
сверстниками».
1. Практическое занятие 5. Анализ психолого-педагогических характеристик детей с ЗПР и
определение перспектив коррекционно-педагогической работы с детьми.
Тема 2.3. 2. Содержание
Дефицитарное
1. Причины и виды нарушений слуха. Определение «глухота», «тугоухость». Методы
развитие
исследования слуха. Классификация нарушений слуха.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуховой функции.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с нарушением слуха.
Особенности личности и деятельности детей с нарушением слуха
1. 2. Причины и виды нарушений зрения. Роль зрения в психическом развитии детей.

1
1

6/2
4

ОК 04
ОК 05
ОК 09

ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2
1

1
13/5
2

2

ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ОК 02
ОК 03
ОК 04

Возможности компенсации при нарушении зрения. Классификация нарушений зрения.
2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Особенности развития
психической, личностной и моторной сферы детей с нарушением зрения. Особенности
деятельности детей с нарушением зрения.
3. Виды речевых нарушений и их характеристика. Понятие нарушения речи. Классификации
речевых нарушений.
3. Особенности психического развития детей с нарушением речи. Общие и специфические
закономерности психического развития детей, имеющих нарушения речи. Характеристика
познавательной деятельности, физического, речевого, эмоционально-личностного развития.
4. Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Определение «ДЦП».
Структура дефекта при ДЦП. Формы и степени двигательных нарушений.
Особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Особенности развития различных видов деятельности у детей с ДЦП. Характеристика
познавательной деятельности, физического, речевого, эмоционально-личностного развития у
детей с НОДА.
4. В том числе практических и лабораторных занятий
5. Практическое занятие 6. Заполнение таблицы «Сравнительный анализ общих и специфических
закономерностей психического развития детей с разными вариантами дефицитарного развития»
6. Практическое занятие 7. Анализирование и отбор диагностических пособий и заданий с учётом
возраста и особых образовательных потребностей для оценки уровня развития познавательной
сферы школьников с разными вариантами дефицитарного развития
7. Практическое занятие 8. Анализ методики логопедического скрининга младших школьников,
изучение особенностей устной и письменной речи. Составление рекомендаций для педагогов по
работе с детьми с разными вариантами дефицитарного развития.
8. Практическое занятие 9. Подбор и проведение игр, стимулирующих речевое развитие,
формирование положительных эмоций у детей с разными вариантами дефицитарного развития.
Практическое занятие 10. Анализ «Индивидуальной программы реабилитации ребенка с
нарушением ОДА» Решение кейсов, посвящённых дефицитарному развитию.
Тема 2.4. 9. Содержание
Поврежденное10. 1. Понятие о поврежденном развитии. Классификация и клинико-психологическая
развитие
характеристика деменции. Когнитивное развитие лиц с поврежденным развитием. Развитие
личности при поврежденном развитии. Деятельность лиц с поврежденным развитием.
Дифференциальная диагностика поврежденного развития от психического недоразвития и
задержанного развития.

ОК 05

2

2

5
1
1

1

1
1
3/1
2

ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ОК 02
ОК 04
ОК 05

11. В том числе практических и лабораторных занятий
12. Практическое занятие 14. Заполнение таблицы «Сравнительный анализ этимологии и динамики
развития детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития и органической
деменцией».
Тема 2.5. 13. Содержание
Искаженное 14. 1. Виды эмоционально-волевых нарушений и поведения. Девиантное поведение. Виды,
развитие
формы и проявления. Понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС).
15. Психологические особенности ребенка с РАС. Характеристика познавательной деятельности,
физического, речевого, эмоционально-личностного развития детей с РАС
16. В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 15. Подбор и анализ диагностических заданий для оценки уровня
развития

познавательных

процессов

у

детей

с

1
1

5/3
2

3
2

ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ОК 02
ОК 04
ОК 05

недостатками эмоционально-

личностных отношений и поведения.
17. Практическое занятие 16. Составление схемы «Специфика аффективных нарушений аутичных
детей»
Тема 2.6. 18. Содержание
Дисгармоничное
19. 1. Клинико-психологическая структура психопатии. Причины дисгармоничного развития.
развитие
Классификации психопатий. Этиология и патогенез психопатии. Патологическое формирование
личности. Отклонение темпа полового созревания. Понятие неспецифических и специфических
отклонений в развитии. Соотнесение понятий: «акцентуация характера» и «психопатия».
Диагностика и коррекция дисгармоничного развития.
20. В том числе практических и лабораторных занятий
21. Практическое занятие 17. Составление рекомендаций для педагогов по работе с детьми,
имеющими дисгармоничное развитие.
Тема 2.7. 22. Содержание
Тяжелые и 23. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми и множественными
множественные нарушениями. Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений. Группы
нарушения в
детей с комплексными нарушениями в развитии. Особенности познавательной, эмоциональноразвитии
волевой сферы детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
24. Промежуточная аттестация (дифзачет)
Всего:

1
4/2
2

ПК 1.1
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ОК 02
ОК 04
ОК 05

2
2
2/0
2

46

ПК 1.1
ПК 1.4.
ОК 05
ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
2. Основы специальной психологии: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ (Л.В.
Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.); под ред. Л.В.Кузнецовой- 6 изд. испр. Москва.: Издательский центр Академия, 2019 – ISBN 978-5-7695-7591-4. - Текст :
непосредственный.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Иванова Е. В., Мищенко Г. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
детей с ограниченными возможностями здоровья. - Москва.: Национальный книжный
центр, 2017. – 112 с. (Психологическая служба.) – 1000 экз. - ISBN 978–5–4441–0170–4. –
Текст : непосредственный.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными
возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [И.
Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 7-е
изд., стер.— Москва.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. — (Сер.
Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-9767-1. - Текст : непосредственный.
3. Специальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш.проф.
образования/ (Н.М. Назарова, Л.И.Аксенова, Б.Г.Богданова, С.А. Морозов) под ред.
Н.М.Назаровой. – 11 –е изд., перераб, и допол. Москва.: Издательский центр Академия,
2013. – 384 с.-(Сер. Бакалавриат) - ISBN 978-5-4468-0312-5. - - Текст : непосредственный.
4. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и
магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15909-7. — Текст : непосредственный.
5. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и
магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е

изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 276 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15909-7. — Текст : непосредственный.
6. Институт коррекционной педагогики – URL: http://www.ise.iip.net (дата
обращения: 02.12.2022). – Текст: электронный.
7. Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://pravo.gov.ru/
(дата обращения: 02.12.2022). – Текст: электронный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Основы
специальной точно и полно описывает
педагогики и психологии (и основные
понятий
смежных наук)
специальной
психологии;
перечисляет основные отрасли
специальной
психологии;
устанавливает
междисциплинарные связи
Основные
признаки точно и полно перечисляет
отклонения в развитии детей
признаки
отклонения
в
развитии
детей;
дает
развернутую характеристику
причинам
и
механизмам
развития
отклонения
в
развитии детей
Теорию и технологии учета анализирует
и
выявляет
возрастных, индивидуальных индивидуальные
и
и
типологических типологические особенности
особенностей обучающихся, в обучающихся
с
том числе с ограниченными ограниченными
возможностями
здоровья возможностями
здоровья;
(обучающиеся с нарушениями составляет
и
применяет
слуха и зрения, опорно- рекомендации по адаптации
двигательного
аппарата, учебного
процесса
в
задержкой
психического соответствии
с
развития,
умственной типологическими
отсталостью,
нарушениями особенностями обучающихся с
аутистического
спектра) ОВЗ.
(далее – ОВЗ) в процессе
проектирования
учебного
процесса
Психофизиологические
называет
характерные
особенности обучающихся с типологические особенности
ОВЗ,
их
учет
в обучающихся с ОВЗ; полно и
проектировании
учебного точно
характеризует
процесса,
коррекционной психофизические особенности
работе
обучающихся
с
ОВЗ;
формулирует рекомендации по
учету
психофизических
особенностей обучающихся с
ОВЗ в учебном процессе и
коррекционной работе.

Методы оценки
устный опрос
кейс-метод

устный опрос
кейс-метод

устный опрос
кейс-метод

устный опрос
кейс-метод

Разрабатывать
индивидуальные
образовательные маршруты,
индивидуальные программы
развития и индивидуальноориентированные
образовательные программы с
учетом
личностных
и
возрастных
особенностей
обучающихся

демонстрирует
понимание
принципа
разработки
индивидуальных
образовательных маршрутов и
индивидуальноориентированных
программ,
учитывает
личностные
и
возрастные
особенности
обучающихся, в том числе с
ограниченными
возможностями здоровья.
Учитывать
особенности выявляет
и
учитывает
обучающихся, в том числе с особенности обучающихся, в
ограниченными
том числе с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья

оценка
результатов
выполнения
практической работы

оценка
результатов
выполнения
практической работы
экспертная оценка на
педагогической
практике
Понимать
документацию демонстрирует
понимание оценка
результатов
специалистов
(психологов, содержания
основных выполнения
дефектологов, логопедов и документов специалистов
практической работы
т.д.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».