ОП. 05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП 05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Квалификация «Учитель начальных классов, учитель начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности, 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образоании,
рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж» им Г. Б. Казиахмедова.
Разработчик:
Гусейнова Э. Г.– преподаватель первой категории
Рецензент:
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для применения в
учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОП
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании
Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.02, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 02.
ОК 08.

-

-

-

-

-

-

-

определять
топографическое
расположение и строение органов и
частей тела;
применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в
профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с
точки зрения их влияния на
функционирование
и
развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;
проводить
под
руководством
медицинского
работника
мероприятия
по
профилактике
заболеваний детей;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете, при организации обучения
младших школьников;
учитывать особенности физической
работоспособности
и
закономерности ее изменения в
течение
различных
интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании
и
реализации
образовательного процесса;
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные
приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными
для данной
специальности

-

-

основные положения и терминологию
анатомии, физиологии и гигиены
человека;
основные закономерности роста и
возрастного развития организма человека;
стадии и кризисы развития;
строение и функции систем органов
здорового человека;
физиологические характеристики
основных процессов жизнедеятельности
организма человека;
возрастные анатомо-физиологические
особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического
созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую
работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и
правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных
заболеваний;
гигиенические требования к учебновоспитательному процессу, зданию и
помещениям школы;
роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и зоны
риска
физического
здоровья
для
специальности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы
дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация

Объем в часах
Квалификация:
Квалификация:
учитель
учитель начальных
начальных
классов и
классов и
начальных классов
начальных
компенсирующего
классов
и коррекционнокомпенсирующего
развивающего
и коррекционнообразования с
развивающего
дополнительной
образования
подготовкой

учебной

70

70

50
14
6

50
14
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации
разделов и тем
деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Строение тела человека
Тема 1.1. Общий об- Содержание учебного материала
зор строения тела 1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гичеловека
гиены человека.
2. Топографическое расположение органов и частей тела.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Уровни организа- 1. Уровни организации организма человека.
2. Клетка - структурная и функциональная единица живого.
ции организма
3. Типы и свойства тканей.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития организма человека
Тема 2.1. Основные Содержание учебного материала
этапы развития че- 1. Этапы онтогенеза; возрастная периодизация.
2. Особенности протекания стадий и кризисов развития детей.
ловека
Самостоятельная работа обучающихся

Объем в часах
Квалификация:
учитель
начальных
классов и
начальных
классов
компенсирующе
го и
коррекционноразвивающего
образования

Квалификация:
учитель
начальных
классов и
начальных
классов
компенсирующег
ои
коррекционноразвивающего
образования с
дополнительной
подготовкой

3
3
1
1

4
3
1

Коды
компетенций
,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы

5
ОК 02, ОК 08

1
*
2
2

*
2

ОК 02, ОК 08

2
*
4
2
2

*
4
2
2

*

*

ОК 02, ОК 08

Тема2.2.
Закономерности
роста и развития
детей

Содержание учебного материала
1. Понятие о росте и развитии детей. Физическое развитие как показатель здоровья и социального благополучия ребенка.
2. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на развитие детского
организма.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1 «Исследование и оценка индивидуального физического развития человека методами соматоскопии и антропометрии»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Строение, функции и возрастные анатомо-физиологические особенности детей
и подростков
Тема 3.1. Общий Содержание учебного материала
обзор строения и 1. Функции нервной системы. Отделы нервной системы.
функций нервной
2. Нервы и нервные сплетения.
системы
3. Строение и функции нервной ткани.
Тема 3.2. Строение Содержание учебного материала
и
функции 1. Строение и функции спинного мозга.
2. Возрастные особенности спинного мозга.
спинного мозга
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2 «Исследование спинномозговых рефлексов»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
3.3. Содержание учебного материала
Рефлекторная
1. Рефлекс. Классификация рефлексов. Рефлекторная дуга.
регуляция
2. Механизмы физиологической регуляции.
физиологических
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
функций
Практическое занятие 3 «Оценка вегетативного статуса методом самооценки»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.4. Строение Содержание учебного материала

2
1

2

ОК 02, ОК 08

1
1

1

1

1

*

*

26
1
1

26
1

ОК 02, ОК 08

1
2
1

2

1
1
*
2
1

1
1
*
2

1

1

1
*
2

ОК 02, ОК 08

1

ОК 02, ОК 08

1

1
*
2

ОК 02, ОК 08

и
функции 1. Строение и функции отделов головного мозга. Полушария головного
мозга.
головного мозга
2. Кора больших полушарий как основа психической деятельности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4 «Определение индивидуального профиля межполушарной асимметрии головного мозга»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.5. Строение Содержание учебного материала
и
функции 1. Понятие анализатора. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Зрианализаторов.
тельный анализатор. Строение и функции глаза. Возрастные особенВнешние
и ности глаза.
внутренние
2. Слуховой анализатор. Строение и функции уха. Возрастные особенанализаторы
ности уха.
3. Особенности вкусового, обонятельного, температурного анализаторов.
5. Значение внутренних анализаторов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5 «Исследование физиологических характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.6. Строение
и функции сер- 1. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды.
2. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
дечно-сосудистой
3. Гигиена сердечно-сосудистой системы детей и подростков
системы.Работа
сердца.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6 «Отработка методики измерения пульса и артериального давления. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы
на физическую нагрузку».
Самостоятельная работа обучающихся

1
1
1
1

1

*
4

*
4

1
ОК 02, ОК 08

2
2

2

2

2

2

*
2

*
2

1

1

1

1

1

1

*

*

ОК 02, ОК 08

Тема 3.7.
Физиологические
характеристики
крови.
Тема 3.8. Строение
и функции дыхательной системы
Тема 3.9. Жизненная емкость легких.
Регуляция дыхания

Тема 3.10. Строение
и функции пищеварительной системы

Тема 3.11. Физиологические
основы

Содержание учебного материала
1. Состав и функции крови. Свертывание крови.
2. Движение крови по сосудам
3. Группы крови; переливание крови.
4. Понятие об иммунной и аллергической реакции.
Содержание учебного материала
1. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
2. Строение и функции органов дыхательной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Типы дыхания; механизм вдоха и выдоха.
2. Жизненная емкость легких; определение жизненной емкости легких
у детей.
3. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции дыхательных
движений. Гигиена дыхания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8 «Изучение методики выполнения дыхательной гимнастики для улучшения жизнедеятельности организма»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Значение пищеварения; строение и функции органов пищеварения.
2. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
3. Возрастные особенности органов пищеварительной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Обмен веществ и энергии. Значение обмена веществ. Виды и этапы

3
2

3

ОК 02, ОК 08

2

1
1

1

*
2

*
2

ОК 02, ОК 08

1
ОК 02, ОК 08

1
1

1
1
*
1
1

1
1
*
1

ОК 02, ОК 08

1
*
2

*
2
1

ОК 02, ОК 08

обмена
2. Особенности всасывания продуктов пищеварения.
3. Возрастные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.12. Строение Содержание учебного материала
и
функции Строение и функции органов мочевыделительной системы. Возрасвыделительной
тные особенности мочевыделительной системы.
системы
Тема 3.13. Физиоло- Содержание учебного материала
гические
основы Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения.
Тактика педагога по отношению к ребенку, страдающему энурезом
мочевыделения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10 «Выполнение контрольной работы по теме
3.10.- 3.13.»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.14. Строение Содержание учебного материала
и функции кожи
1. Строение и функции кожи. Особенности терморегуляции у детей.
2. Возрастные особенности кожи.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11 «Исследование кожной рецепции. Адаптация
рецепторов»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.15. Строение Содержание учебного материала
и функции опорно- 1. Состав, строение и рост костей. Функции скелета.
2. Общий обзор скелета. Развитие скелета в онтогенезе.
двигательной
системы детей
3. Основные группы мышц. Работа мышц.
пищеварения

1

1
*
1

1
*
1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

*
2

*
2

1

1

1
1

1

*
3

*
3

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

1

3
2

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

4. Структурные и функциональные изменения мышечной системы ребенка в процессе онтогенеза.
5. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую работоспособность, поведения
Тема 4.1. Железы Содержание учебного материала
внутренней
1. Особенности строения эндокринных желез.
секреции. Гормоны. 2. Гуморальная регуляция функций организма.
3. Роль гормонов в развитии детей.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Высшая
нервная
1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
деятельность детей 2. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Речь как уси подростков
ловный рефлекс высшего порядка.
3. Особенности форм высших психических процессов у младших
школьников.
4. Взаимодействие корковых процессов у младших школьников: иррадиация и индукция нервных процессов, доминанта, динамический стереотип.
5. Типы и возрастные особенности высшей нервной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.3 Профилак- Содержание учебного материала
тика
нарушений 1. Понятие «Психофизическое здоровье».
высшей
нервной 2. Изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков в
деятельности детей процессе учебных занятий.
3. Влияние процесса адаптации к школе на состояние высшей нервной
и подростков
деятельности первоклассника.
4. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и
подростков. Основные формы неврозов.

*
12
3

*
12
3

2

2

*
6

*
6

6

6

*
5

*
5

4

4

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

5. Профилактика нарушений высшей нервной деятельности детей и
подростков. Роль учителя в профилактике детских неврозов.
Раздел 5. Гигиенические нормы требования и правила сохранения здоровья на различных этапах онтогенеза
Тема 5.1. Профи- Содержание учебного материала
лактический кон- 1. Значение профилактического контроля здоровья детей. Виды и метроль за здоровьем тоды контроля физического и нервно-психического развития детей на
и развитием детей
различных этапах онтогенеза.
2. Группы здоровья детей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13 «Определение средств профилактики перенапряжения учителя, позволяющие сохранить его здоровье и увеличить
период высокой работоспособности».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 5.2. Гигиена
1. Осанка: понятие, профилактика нарушений осанки. Плоскостопие:
опорнопонятие, профилактика плоскостопия.
двигательного
2. Гигиенические требования к школьной мебели, портфелям, школьаппарата детей.
ным ранцам и аналогичным изделиям для детей, к размеру детской
обуви и одежды.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14 «Изучение методов диагностики и выявления
нарушений осанки и наличия плоскостопия у младших школьников»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
5.3. Содержание учебного материала
Закаливание детей 1. Влияние закаливания на организм детей и подростков.

11

11

2

2

1

1

1

1

1

1

*
2

*
2

1

1

1

1

1
*
3
2

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

1
*
3
2

ОК 02, ОК 08

2. Принципы закаливания.
3. Условия проведения закаливающих процедур.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15 «Изучение и анализ методик проведения закаливающих процедур детей»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 5.4. Гигиена
питания детей
1. Общие принципы здорового питания детей и подростков.
2. Гигиенические требования к продуктам детского питания.
3. Значение полноценного и рационального питания. Роль витаминов
и микроэлементов в питании школьников.
4. Значение режима питания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16 «Составление дневного рациона младшего
школьника»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 5.5. Гигиена
кожи детей
1. Уход за кожей, ногтями и волосами детей. Профилактика кожных
заболеваний, ожогов, отморожений.
2. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Уход за одеждой и обувью.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Основы профилактики инфекционных заболеваний
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Особенности
ин- 1. Определение понятия «Инфекционное заболевание». Классификафекционных забо- ция инфекционных болезней.
леваний и их преду- 2. Причины возникновения и механизмы передачи инфекционных запреждение
болеваний.
3. Основные направления профилактики; профилактика распространения инфекции в образовательном учреждении.
и подростков

1
1

1

*
4

*
4

2

2

2

2

1
*
2

1
ОК 02, ОК 08

1
*
2

1

1

*
4

*
4

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

4
4

4. Иммунитет. Виды иммунитета. Значение вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 7. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы
Тема
7.1. Содержание учебного материала
Гигиенические
1. Принципы организации учебно-воспитательного процесса.
требования
к 2. Особенности физической работоспособности и закономерности ее
учебноизменения в течение различных интервалов времени (учебный год,
воспитательному
четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализапроцессу
ции образовательного процесса.
3. Профилактика утомления и переутомления младших школьников
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17 «Исследование режима дня младшего школьника».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
7.2. Содержание учебного материала
Гигиенические
1. Гигиенические требования к школьному зданию.
требования
к 2. Санитарно-гигиенические требования к устройству учебных кабизданию
и нетов, спортивного зала и других помещений школы.
помещениям
3. Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса).
школы
Промежуточная аттестация
Всего:

*

*

4

4

3

3

1

1

2

2

1

1

*
3

*
3

3

3

6
70

6
70

ОК 02, ОК 08

ОК 02, ОК 08

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены»,
оснащенный оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место
студента (по количеству обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и
наглядные пособия (в том числе на электронных носителях: CD, DVD), техническими
средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор; экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие/ Р.И. Айзман,
Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. – Москва: КНОРУС, 2017.
2. Вельтищев Ю.Е. Ветров В.Г., Объективный показатель нормального развития и состояния
здоровья ребенка (нормативы детского возраста). // Ю.С. Вельтищев, В.Г. Ветров. – Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. – М., 2009.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студ. Учреждений сред.
проф. Образования / И.В.Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – М.: «Академия», 2011.
4. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник по направлению «Педагогическое образование» / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – С/Пб: Питер, 2017. - 264
с.: ил. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения)
5. Сапин М.П., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. //М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов - – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
6. Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Л.А. Соловьева. – 1-е изд. – М. : Издательский центр «Академия»,
2017. – 288 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Анатомия. / Учебное пособие / под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р., М.: ДРОФА, 2009, 1СДROM.
Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника. Издательство «Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа):
URL: http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm (дата обращения: 21.06.2018).
Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом «Равновесие», 2008, 1СДROM.
Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов. Издательство «Новый диск»,
2009, 1СД-ROM.
Внутренняя среда организма. – URL: http://www.fiziolog.isu.ru/page KSYS.htm.
Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое посо-

бие Единое окно доступа к информационным ресурсам (Режим доступа): URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40358
8. Информационный сайт - справочник по биологии и физиологии.–URL:
http://sbio.info/index.php.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
-

-

-

-

-

-

основные
положения
и
терминологию
анатомии,
физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и
развития организма человека;
строение и функции систем
органов здорового человека;
физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
возрастные
анатомофизиологические
особенности
детей и подростков;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития
ребенка
на
его
физическую
и
психическую
работоспособность, поведение;
основы
гигиены
детей
и
подростков;
гигиенические нормы, требования
и
правила
сохранения
и
укрепления
здоровья
на
различных этапах онтогенеза;
основы
профилактики
инфекционных заболеваний;
гигиенические требования
к
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям
школы;
роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья; средства
профилактики перенапряжения

Умения:
-

-

Критерии оценки
-

-

-

-

-

определять
топографическое
расположение и строение органов
и частей тела;
применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене при
изучении
профессиональных
модулей и в профессиональной
деятельности;
оценивать факторы внешней
среды с точки зрения их влияния
на функционирование и развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;

Методы оценки

Знает основные положения и Тестирование, усттерминологию
анатомии, ный опрос
физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и
развития организма человека;
строение и функции систем
органов здорового человека;
физиологические характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
возрастные
анатомофизиологические
особенности
детей и подростков;
влияние
процессов
физиологического созревания и
развития
ребенка
на
его
физическую
и
психическую
работоспособность, поведение;
основы
гигиены
детей
и
подростков;
гигиенические нормы, требования
и
правила
сохранения
и
укрепления
здоровья
на
различных этапах онтогенеза;
основы
профилактики
инфекционных заболеваний;
гигиенические
требования
к
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям
школы;
роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии
человека;
основы
здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и
зоны риска физического здоровья
для специальности

определяет
топографическое
расположение и строение органов
и частей тела;
применяет знания по анатомии,
физиологии и гигиене при
изучении
профессиональных
модулей и в профессиональной
деятельности;
оценивает факторы внешней
среды с точки зрения их влияния
на функционирование и развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;
проводит
под
руководством
медицинского
работника

Оценка результатов
выполнения практической работы (исследование, компетентностно-ориентированное задание)

-

-

-

-

проводить под руководством
медицинского
работника
мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических требований в
кабинете,
при
организации обучения младших школьников;
учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации образовательного процесса;
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять рациональные приемы
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики перенапряжения

мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
обеспечивает
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете,
при
организации
обучения младших школьников;
учитывает
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса;
использует
физкультурнооздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применяет рациональные приемы
двигательных
функций
в
профессиональной деятельности;
пользуется
средствами
профилактики перенапряжения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по ОП 07 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
В программе дан подробный теоретический материал, предложены познавательные
практические занятия. Нами включены в рабочую программу все теоретические вопросы
и отведено немного больше часов в соответствии с учебным планом колледжа.
Проанализировав, практические занятия, мы сократили их количество часов в
соответствии с учебным планом колледжа.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины ОП. 07 «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И
ГИГИЕНА»
по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА разработана на основе ФГОС СПО. Программа включает в
себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели
и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины);
структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды
учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия
реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому
обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку
результатов освоения дисциплины.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 Возрастная анатомия, физиология
и гигиена является частью программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании»
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина ОП. 07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входит в
профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин. Для освоения дисциплины
студенты используют предыдущие знания, умения, владения, сформированные на
дисциплинах «Естествознание», «Биология».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА обучающийся должен знать/понимать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма
человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую
и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и
укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям
дошкольной образовательной организации;
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных
модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и
развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации
обучения и воспитания дошкольников;
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА обучающийся должен использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития
ребенка и его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа
телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических
систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные
особенности;
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и
готовности к обучению (школьной зрелости);
- методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья
и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуальнотипологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа
ВНД и темперамента и других типологических свойств).
Формируемые компетенции:
Специалист дошкольного образования должен обладать:
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его
физическое развитие
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого
ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его
самочувствии
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка,
аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и
дошкольного возраста.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
РАЗДЕЛ 1. Организм как единое целое
1.1. Общие закономерности роста и развития организма
1.2. Возрастная периодизация индивидуального развития
1.3. Основные закономерности роста и развития
организма человека
1.4. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности.
1.5. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка.
РАЗДЕЛ 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростов
2.1. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
2.2. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения.
2.3. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
2.4. Анатомия и физиология желез внутренней секреции
2.5. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата.
2.6 Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов
пищеварения.
2.7. Возрастные особенности органов дыхания.
2.8 Возрастные особенности органов выделения и кожи.
РАЗДЕЛ 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую работоспособность, поведение
3.1 Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы
3.2 ВНД детей и подростков
3.3 Типологические особенности ВНД
3.4 Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы
РАЗДЕЛ 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу ДОО
4.1. Гигиенические требования к условиям и организация обучения в
общеобразовательных учреждениях
1. В.П. Мальцев, Е.В. Григорьева «Возрастная анатомия и физиология»
2. Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического
и естественно-научного профилей: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева;
Константинова В. М., ред. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2019. 336 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 9785-4468-8487-2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.