Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
Код и наименование специальности 44.02.01. Дошкольное образование,
44.02.02. Преподавание в начальных классах, 44.02.05. Коррекционная
педагогика в начальном образовании, 49.02.01 Физическая культура
ДЕРБЕНТ, 2024г.
утверждению
Утверждаю
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова »
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа по учебной дисциплине ОУП.01. «Русский язык» разработана
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в
начальных
классах»,
44.02.05.
«Коррекционная
педагогика
в
начальном
образовании» (углубленной подготовки), входящих в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки», и специальности
49.02.01
«Физическая
культура»,
входящей
в
состав
укрупненной
группы
специальностей 49.00.00. «Физическая культура и спорт»
- Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для
профессиональных образовательных организаций
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Каручева Ширинат Умалатовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Заслуженный учитель РД, Почетный работник СПО РФ, кандидат филологических наук,
преподаватель высшей категории.
-
Алекберова
ГБПОУ
РД
Казиахмедова»,
Ольга
Леонидовна,
«Дербентский
Почетный
преподаватель
русского
профессионально-педагогический
работник
воспитания и
языка,
литературы
колледж
просвещения РФ,
им.
Г.Б.
Отличник
образования РД, преподаватель высшей категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №1
от «28» августа 2024г.
2
Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент
_
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………….
с. 4 - 6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
………………………………………………………………… с. 6 - 17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
…………………………………………………………………. с. 18 - 19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………… с.20 - 21
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01. Русский язык
является обязательной базовой дисциплиной общеобразовательного цикла
образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальностям
44.02.01.
«Дошкольное
образование»,
44.02.02.
«Преподавание
в
начальных классах», 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном
образовании», 49.02.01 «Физическая культура» (углубленной подготовки).
Программа
может
образовательными
программу
использоваться
организациями,
среднего
общего
другими
профессиональными
реализующими
образования
в
образовательную
пределах
освоения
образовательных программ среднего профессионального образования.
1.2.
Цели и планируемые результаты освоения:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и
умения
в области
языка, навыки их применении
в практической
профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК.
Изучение русского языка в профессионально-педагогическом колледже
направлено на достижение следующих целей:
4
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной,
культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский
язык»
обеспечивает
достижение
студентами
следующих
результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
5
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные
языковые
средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого
поведения
в различных
ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
−
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных
текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой
6
информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
−
сформированность
умений
создавать
устные
и
письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
7
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
•
использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том
числе
представленных
в
электронном
виде
на
различных
информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста.
-
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
8
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
1.4.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
консультации 39 часов;
промежуточная аттестация 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
контрольные работы
Индивидуальный проект (если предусмотрен)
Консультации
Итоговая аттестация в форме экзамена
Объем часов
164
156
78
66
12
2
6
9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
________ОУП. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК ____________
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1
Тема 1.1. Основные
функции языка в
современном
обществе
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной
культуры
Содержание учебного материала
1
Основные функции языка
2
в современном обществе. Происхождение языка
(различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков.
Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка.
Этапы культурного развития языка
Слово как основная языковая единица. Признаки слова и его лексическое значение
3
Словари русского
Практические занятия
3
14
3
Формируемые
компетенции
4
ОК 05
языка
1. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе.
Контрольные работы
Диктант
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Происхождение
1
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
русского языка.
формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель
Индоевропейская
межкультурных связей.
языковая семья.
2
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Этапы формирования
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
русской лексики
профессиональной лексике. Словарь специальности
Тема 1.3. Язык как
система знаков.
Слово – основная
единица языка
Объем часов
1
1
2
ОК 05
Практические занятия
2
Содержание учебного материала
1
Язык как система знаков.
1
ОК 05
Практические занятия
1. Многозначные слова и их употребление. Омонимы и их употребление.
2. Употребление синонимов и антонимов. Употребление устаревших слов
4
ОК 05
1. Признаки заимствованных слов. Этапы освоения заимствованных слов.
2. Работа со словарями и текстами художественных произведений на предмет
заимствованных слов.
Слово и его значение. Лексическое и грамматическое
значение слова. Точность словоупотребления.
и
неологизмов
3. Работа с текстами художественной литературы на предмет употребления
многозначных слов и омонимов.
10
4.
Раздел 2
Тема 2.1.
Фонетика и орфоэпия
Употребление синонимов и антонимов, устаревших слов и неологизмов в
текстах художественной литературы.
Фонетика, орфография. Морфемика.
31
Содержание учебного материала
1
Фонетика и орфоэпия. Звук
4
2
3
4
и буква. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы.
Графика русского языка.
Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Чередования звуков:
позиционные и исторические.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное).
Орфоэпия и орфоэпические нормы. Произношение некоторых звуков и сочетаний
звуков. Употребление букв Э и Е.
Практические занятия
1. Орфоэпические
Контрольные работы
нормы языка
Сочинение по данному началу
Тема 2.2.
Орфография.
ОК 05
1
1
Содержание учебного материала
1
Краткие сведения о русской
12
Практические занятия
11
ОК 05
орфографии. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии
2
Употребление прописных букв
3
Состав слова. Однокоренные слова
4
Правописание безударных гласных в корне слова
5
Чередование гласных Е//И в корнях слов
6
Чередование гласных О//А в корнях слов
7
Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Двойные
согласные
8
Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме
9
Приставки ПРЕ-, ПРИ10 Международные словообразовательные элементы, их значение и употребление.
11 Правописание гласных после шипящих и Ц. буквы А, У, И, после шипящих и Ц.
12 Буквы О – Е после шипящих и Ц
1. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных. Употребление Ь
11
для обозначения грамматических форм
Употребление Ь в русском языке.
Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Чередование гласных О//А, Е//И в корнях слов.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Сочетание согласных на стыке приставки и корня
Употребление Ы-И после приставок
Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса слов.
9. Правописание гласных после шипящих и Ц.
10. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ- / ПРИ-, гласных после приставок.
11. Правописание сочетаний согласных на стыке приставки и корня. Употребление Ы-И
после приставок.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Контрольные работы
2
Содержание учебного материала
1
Морфемная структура слова.
3
Изложение
Тема 2.3.Морфемика
и словообразование
2
3
Морфема как единица языка. Классификация морфем:
корневые и служебные.
Словообразование. Способы
образования
слов
в
русском
языке.
Морфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практические занятия
1. Неморфологические способы словообразования.
2. Способы образования слов: морфологические и
Контрольные работы
Раздел 3
ОК 05
3
неморфологические
Диктант с грамматическим заданием
Морфология.
Тема 3.1.Морфология. Содержание учебного материала
Самостоятельные
1
Принципы выделения частей речи в русском языке: части речи самостоятельные и
части речи. Имя
служебные. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические
существительное.
разряды
существительных:
конкретные,
абстрактные,
вещественные,
собирательные, единичные.
2
Грамматические категории имени существительного :род, число.
3
Типы склонения имени существительного. Правописание Е – И в родительном,
дательном и предложном падежах единственного числа
4
Правописание сложных имен существительных
1
11
5
12
Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже
5
Практические занятия
1. Именительный
2.
Тема 3.2. Имя
прилагательное
3.
4.
5.
Контрольные работы
1. Диктант
Содержание учебного материала
1
Лексико-грамматические
2
3
4
5
6
7
5
падеж множественного числа некоторых существительных
мужского рода. Правописание
существительных в родительном падеже
множественного числа
Правописание суффиксов имен существительных. Правописание суффиксов,
вносящих в существительные добавочные оттенки значения
Правописание некоторых падежных окончаний имен существительных.
Правописание суффиксов имен существительных.
Правописание сложных имен существительных.
1
7
разряды прилагательных :качественные, относительные,
притяжательные.
Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными
формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Правописание прилагательных с суффиксами Н и НН в прилагательных
Правописание прилагательных с суффиксами –к-, -скПравописание прилагательных с суффиксами – ов-, -ев-, -чив-, -лив-, ив-, -чат- оньк-, -енькПравописание сложных имен прилагательных
Практические занятия
3
Содержание учебного материала
1
Лексико-грамматические
3
Практические занятия
2
1. Склонение имен прилагательных. Правописание окончаний имён
прилагательных в Род.п. и др.
2. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
3. Правописание кратких и сложных имен прилагательных.
Тема 3.3. Имя
числительное.
разряды имен числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.
Склонение имен числительных. Правописание числительных. Возможности
использования цифр.
13
1. Правописание числительных.
Контрольные работы
Тема 3.4.
Местоимение.
Содержание учебного материала
1
Разряды местоимений по
2
3
Тема 3.5.
Глагол
3
семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные.
Отрицательные и неопределенные местоимения. Правописание отрицательных и
неопределенных местоимений
Склонение местоимений
Практические занятия
1. Дефисное написание местоимений.
2. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ, дефисные написания.
Содержание учебного материала
1
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение,
2
3
4
2
личных окончаний и суффиксов глаголов.
Содержание учебного материала
1
Причастие, соотнесенность с глаголом и прилагательным.
2
Действительные и страдательные причастия и способы их образования.
3
Краткие и полные формы причастий
4
Деепричастие. Соотнесенность
деепричастия
с
глаголом
и
5
2
время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени), их формообразующие функции
Глагол. Спряжение глаголов
Правописание глаголов
Практические занятия
1. Правописание
Тема 3.6. Причастие и
деепричастие как
особые формы
глагола
2
Сочинение по картине
5
наречием.
Деепричастия совершенного и несовершенного видов, образование деепричастий
Деепричастие. Зависимость употребления
деепричастий от видо-временной
формы глагола.
Практические занятия
1. Правописание суффиксов
2.
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и
3
причастиях.
Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание Н и НН в
прилагательных и причастиях.
14
3.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание
суффиксов деепричастий.
Контрольные работы
1
Содержание учебного материала
3
Диктант
Тема 3.7.
Наречие
1
2
3
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнения качественных наречий.
Наречие. Правописание наречий: Ь в наречиях и других частях речи.
Практические занятия
3
1. Правописание наречий: слитное, раздельное, через дефис.
2. Слова категории состояния.
3. Правописание наречий. Написание наречий и соотносимых с ними других частей
речи (знаменательных и служебных).
Тема 3.8. Служебные
части речи
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Разряды предлогов по
семантике, структуре и способам образования. Правописание предлогов.
Союзы. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.
Правописание союзов
Сочинительные и подчинительные союзы.
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц
Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание частицы НИ
Практические занятия
3
Контрольные работы
1
1. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
2. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
3. Трудные случаи правописания частиц НЕ и НИ
Сочинение-рассуждение на заданную тему
Раздел 4
5
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
Тема 4.1.Основные
единицы синтаксиса. 1
Основа предложения.
2
3
Синтаксис; единицы
синтаксиса. Словосочетание. Сочинительная и
подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание.
Предложение - единица синтаксиса. Предложение и словосочетание. Простое
предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа
15
3
простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений
Практические занятия
1. Знаки препинания
сказуемым
Тема 4.2.
Второстепенные
члены предложения.
Обособленные члены
предложения.
в простом предложении. Тире между подлежащим и
2. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
3. Типы словосочетаний.
4. Предложение. Типы односоставных предложений.
5. Основа предложения, способы её выражения.
Содержание учебного материала
1
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
2
3
4
5
Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Обобщающие слова при ОЧ.
Употребление двоеточия и тире при однородных членах
Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция,
степень распространенности и др.). Условия обособления определений,
обстоятельств, дополнений, приложений. Поясняющие и уточняющие члены
предложения. Сравнительные обороты
Вводные слова и обороты. Обращение. Междометия в составе предложения и
слова-предложения да и нет.
Практические занятия
4
Контрольные работы
2
1. Однородные и неоднородные определения.
2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки
препинания при оборотах с союзом КАК.
3. Знаки препинания при водных словах и предложениях, вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращении.
Тема 4.3.Сложное
предложение
5
Изложения
Содержание учебного материала
1
2
5
Основные типы сложного предложения посредствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложносочиненное
предложение.
Типы
ССП.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Типы придаточных
предложений по значению. Синонимия сложноподчиненных предложений и
16
предложений с причастными и деепричастными оборотами
3
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП (запятая, точка с
запятой)
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП (двоеточие, тире)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как
способ передачи чужой речи.
4
5
Практические занятия
6
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при
диалогах. Правила оформления цитат.
Прикладной модуль. Особенности профессиональной коммуникации
1.
2.
3.
4.
Раздел 5.
Тема 5.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.
Тема 5.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи
Тема 5.3. Научный
стиль
Содержание учебного материала
1
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Практические занятия
1. Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.
2. Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые
1
2
терминологические словари
Содержание учебного материала
1
Функциональные
стили
русского
литературного
языка
как
типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь.
1
Практические занятия
1
Содержание учебного материала
1
Научный стиль и его подстили.
1
Практические занятия
1
1. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по
сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы).
Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
1. Работа с научной литературой, лингвистическими словарями, энциклопедией.
Контрольные работы
Тема 5.4. Деловой
Диктант
1
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
1
2
17
стиль
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности
Практические занятия
1
Виды документов в специальности.
Консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)
2
6
Всего:
164
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУП. 01.01.Русский язык требует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор и интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11: Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2013.
2. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.С.Антонова,
Т.М.Воителева.-4-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
3. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред. проф. образования/
Т.М.Воителева.-3-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи, учебник: допущено
Министерством образования для СПО, 8-е издание, испр., Москва Издательский центр
«Академия», 2014.
2. Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11: допущено
Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2011;
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык, учебник 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Вербум-М», 2010;
19
5. Лекант П.А. Современный русский язык, учебник: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;
6. Хлебинская Г.Ф. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования РФ,
издательство «ОЛМА-Учебник», 2010.
Интернет – ресурсы
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
Разработчики:
- Каручева Ширинат Умалатовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально
-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Заслуженный учитель РД,
Почетный работник СПО РФ,
кандидат филологических наук,
преподаватель высшей категории.
- Алекберова Ольга Леонидовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории
_____________
_______________
Рецензенты:
- Эмирова Айнаханум Садретдиновна,
директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казем-Бека
г. Дербент,
Отличник народного образования РД,
Заслуженный работник РД
______________
20