ОП. 06. Возрастная психология

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Возрастная психология
общепрофессионального цикла

образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)

2024

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Дациева И.М.
Ахмедагаева Г.Ф.

Должность
Преподаватель педагогики и психологии
Преподаватель педагогики и психологии

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.06 Возрастная
психология» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее – ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Возрастная психология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Возрастная психология» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ПК1.2,
ПК 2.1,
ПК 3.1.

Умения

Знания

распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составлять план действия; определять
необходимые ресурсы;
проектировать процесс обучения с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся;
определять педагогические цели, задачи и
планируемые результаты организации
внеурочной деятельности в избранной области
с учетом возраста обучающихся;
составлять рабочую программу, планы,
сценарии внеурочных занятий с учетом
деятельностного подхода, особенностей
избранной области деятельности, возраста
обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
находить ценностный аспект учебного знания
и информации, обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися проектирование
ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
проявлять толерантное отношение к
представителям разных мировоззрений и
культурных традиций;
формулировать цели и задачи воспитания
классного коллектива и отдельных
обучающихся с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
взаимодействовать с другими специалистами в
рамках психолого-медико-педагогического
консилиума

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
основные закономерности
возрастного развития, стадии и
кризисы развития ребенка
младшего школьного возраста,
социализации личности,
индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни,
их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики;
разработка программ внеурочной
деятельности на основе
требований ФГОС, на основе
примерной образовательной
программы и примерных
программ внеурочной
деятельности с учетом интересов
обучающихся и их родителей
(законных представителей)
способы защиты достоинства и
интересов обучающихся,
оказавшихся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных
условиях;
особенности адаптации
обучающихся к условиям
начального общего образования;
возрастные особенности
обучающихся на ступени
начального общего образования

Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого
периода жизни человека, проявляющий уважение к детям,
защищающий
достоинство
и
интересы
обучающихся,
ЛР 13
демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект
учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися

ЛР 14

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

70

В т.ч.в форме практической подготовки

26

в т. ч.:
Теоретическое обучение

50

Практические занятия

26

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

-

2.2. Тематическийпланисодержаниеучебнойдисциплины

Наименованиераз
деловитем

1

Содержаниеиформыорганизациидеятельностиобучающихся

2

Раздел1.Возрастнаяпсихология
Тема1.1.
Содержание
Закономерности
1.Предметизадачивозрастнойпсихологии.Основныетеориипсихического
психического
развития.Факторыразвитияпсихикиребенка.Закономерностивозрастного
развития человека
развития.
как субъекта
2.Возрастнаяпериодизацияпсихическогоразвития.Критериипериодизации.
деятельности
3.Ведущаядеятельностьвконтекстевозрастногоразвития.Проблемы возрастных
кризисов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие1.Письменнаяработа«Возрастнаяпериодизация
психического развития».
Практическоезанятие2.Зонаближайшегоразвития–составлениерекомендаций
для учителя начальных классов.
Практическоезанятие3.Сравнительныйанализтеорийпсихическогоразвития
(психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология)
Практическоезанятие4.Основыорганизациипсихолого-педагогическойпомощи
школьникам в преодолении возрастных кризисов. Учет сенситивных периодов в
развитии при обучении.
Тема1.2.
Содержание
Возрастные
1.Младенчество. Новорожденность. Когнитивное, эмоциональное и двигательное
особенности
развитие на первом году жизни.
психического
2.Раннее детство. Дошкольный возраст: развитие психических функций и
развития человека. личности. Готовность к школьному обучению.
3.Младший школьный возраст: развитие познавательной сферы и личности.
Учебная деятельность младшего школьника.

Объем,акад.ч/в
том числе
вформепрактиче
скойподготовки,
акад. ч
3
36/18
16/10

Коды
компетенций,формиро
ваниюкоторых
способствуетэлементпр
ограммы
4

ОК01,ПК1.2, ПК2.1,
ПК3.1.

2
2
2
10
2
4
2
2
20/8
1

ОК01,ПК1.2, ПК2.1,
ПК3.1.

2
7

6

4.Психология подростка:психофизиологическоеразвитие,личностьи
интеллектуальная сфера.
5.Ранняя юность. Психологические особенности старшеклассников.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие5.Составлениерекомендацийдляродителей«кризис3-х
лет»,«кризис7 лет» «подростковый кризис11-12лет».
Практическоезанятие6.Решениепсихолого-педагогическихзадач.
Промежуточная аттестация
Всего:

1
1
8
4
4
36/18

7

3.

УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Дляреализациипрограммыучебнойдисциплиныдолжныбытьпредусмотре
ныследующие специальныепомещения:
Кабинет«Педагогикиипсихологии»,оснащенныйвсоответствиисп.6.1.2.1примернойосновно
й образовательной программы.
3.2. Информационноеобеспечениереализациипрограммы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсыдля
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фондаобразовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленныхниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этомсписокможет быть дополненновымиизданиями.
3.2.1. Основныепечатныеиэлектронныеиздания
1. Савенков,А. И.Педагогическаяпсихологияв2ч.Часть1 :учебникдлявузов /А. И.
Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 317 с. —(Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-02105-9. — Текст : электронный //
ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].— URL:https://urait.ru/bcode/491042 (датаобращения:
12.08.2022).
2. Бороздина,Г. В.Основыпедагогикиипсихологии
:учебникдлясреднегопрофессиональногообразования /Г. В. Бороздина. —2-еизд.,испр.идоп. —
Москва :ИздательствоЮрайт,2022. —477 с. —(Профессиональноеобразование). —ISBN 978-59916-6288-8.—Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].—
URL:https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
3.
ДубровинаИ.В.,ДаниловаЕ.Е.,ПрихожанА.М.Психология:учебникдляучрежденийС
ПО:ЭУМК.–Москва: Издательскийцентр«Академия»,2021. –496с.
3.2.3.Дополнительныеисточники
5. БелкинаВ.Детскаяпсихология.2-еизд.,УПдляСПО.М.:Издательство«Юрайт».,2019.
-170с.
6. КорягинН.А.Психологияобщения:учебникипрактикумдляСПО/Н.А.Корягина,Н.В.
Антонова,С.В.Овсянникова.–М.:Издательство«Юрайт»,2018.–437с.
7. НемовР.С.ПсихологияВ2Ч.2-еизд.пер.УчебникдляСПО.М.:Издательство
«Юрайт»., 2019.-345с
8. Нуркова,В.В.Общаяпсихология:учебникдляСПО/В.В.Нуркова,Н.Б.
Березанская.—3-еизд.,перераб.идоп.—М.:ИздательствоЮрайт,2018.—524с.—
(Серия:Профессиональноеобразование).

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
Переченьумений,осваиваемыхврамк
ахдисциплины:
распознаватьзадачуи/илипроблему
в профессиональном
и/илисоциальномконтексте;анализиро
ватьзадачу и/или проблему и выделять
еёсоставные части; определять
этапырешения задачи; выявлять
иэффективно искать
информацию,необходимую для
решения задачии/илипроблемы;
составлятьпландействия;определятьне
обходимыересурсы;
проектировать процесс обучения
сучетом
индивидуальныхособенностейобуч
ающихся;
определять педагогические
цели,задачи и планируемые
результатыорганизации
внеурочнойдеятельности в
избранной области
сучетомвозрастаобучающихся;
составлять рабочую
программу,планы,сценариивнеурочны
хзанятийс учетом деятельностного
подхода,особенностей избранной
областидеятельности, возраста
обучающихсяи в соответствии с
санитарно-гигиеническиминормами;
находить ценностный аспектучебного
знания и информации,обеспечивать
его понимание ипереживание
обучающимисяпроектированиеситуац
ийисобытий,развивающих
эмоциональноценностнуюсферуребенка;
проявлять толерантное отношение
кпредставителям
разныхмировоззрений и
культурныхтрадиций;
формулировать цели и
задачивоспитанияклассногоколлект
иваиотдельных обучающихся с
учетомвозрастных и
индивидуальныхособенностей;

Критерииоценки

Методыоценки

Умение решать педагогическиеи
психологические
задачи;Соответствие
выполненногозадания
предъявляемымтребованиям
Умение выявлять и
применятьиндивидуальные
итипологические
особенностиобучающихся;
Соответствие
выполненногозадания
предъявляемымтребованиям
Владение
современнымипсихологопедагогическимитехнология
ми;Соответствие
выполненногозадания
предъявляемымтребованиям

Экспертноен
аблюдение
за ходом
выполненияпрактичес
кой
работыМониторинг
ростауровнясамостоят
ельности инавыков
получениянового
знаниякаждымобучаю
щимсяОценкаответов
в
устной/письменнойфо
рме;
Зачет

9

взаимодействовать с
другимиспециалистами в рамках
психолого-медикопедагогическогоконсилиума;
Перечень знаний,
осваиваемыхврамкахдисциплин
ы:
актуальныйпрофессиональныйисоц
иальныйконтекст,вкотором
приходится работать и жить;основные
источники информации иресурсы для
решения задач и
проблемвпрофессиональноми/или
социальномконтексте;
основные
закономерностивозрастного
развития, стадии
икризисыразвитияребенкамладшего
школьного возраста,
социализацииличности,
индикаторыиндивидуальных
особенностейтраекторий жизни, их
возможныедевиации,атакже
основыих
психодиагностики;
разработка программ
внеурочнойдеятельности на основе
требованийФГОС, на основе
примернойобразовательной
программы ипримерных программ
внеурочнойдеятельности с учетом
интересовобучающихсяиихродителе
й
(законныхпредставителей)
способы защиты достоинства
иинтересов обучающихся,
оказавшихсявконфликтнойситуациии/и
ли
неблагоприятныхусловиях;
особенностиадаптацииобучающихсяку
словиямначальногообщего
образования;
возрастные
особенностиобучающихсянаступенина
чального
общегообразования;

Знание психологии как
науки;Знаниевзаимосвязи
психологиисдругиминаукамиЗна
ние основ психологииличности
Знание
закономерностейпсихическ
ого развитиячеловека как
субъектаобразовательного
процессаЗнать
возрастнуюпериодизацию
Знать возрастные,
половые,типологические
ииндивидуальные
особенностиобучающихся
Знать особенности общения
иповедения в школьном
идошкольномвозрасте
Знать особенности
групповойдинамики
обучающихсяЗнать понятия,
причины,психологические
основыпредупреждения и
коррекциишкольной
дезадаптации;Знать причины
девиантногоповедения
Знатьосновыпсихологиитв
орчества

Экспертноенаблюден
иезаходом
выполненияпрактичес
койработыМониторин
г
ростауровнясамостоят
ельности инавыков
получениянового
знаниякаждымобучаю
щимсяОценкаответов
в
устной/письменнойфо
рме
Зачет

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».