ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Основы возрастной и педагогической психологии»
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
44. 02. 01 Дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)

2024 год
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы возрастной и педагогической психологии» является
обязательной частью ОП.00 Общепрофессиональный цикл примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК,
ОК
ОК 01

ОК 02



Умения

Знания

анализировать педагогические

ситуации,применяя
знания об
общих
ииндивидуальных 
особенностях,факторах психического
развития,психологических
механизмах

педагогического процесса;
применять имеющиесязнания
для
решения педагогических задач. 






предмет, задачи, методы возрастной
психологии;
предпосылки и условия психического
развития, социальнаяситуация развития
взаимосвязь развития и деятельности,
развития
и
обучения,
ведущая
деятельность, зонаближайшего развития;
периодизация психического развития;
критические
и
литические периоды развития
особенности психического развития на
разных возрастных этапах онтогенеза;
предмет,
проблемы
и
методы
педагогическойпсихологии;

психология обучения.
концепция развивающего обучения Л. В.
Занкова. Гипотеза П. Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных
действий. Концепция В. В. Давыдова о
содержательныхобобщениях в обучении
психология
воспитания.
цели,
средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социальнопсихологические
аспекты
воспитания.

психология педагогической

3





деятельности. личность педагога.
общие и специальные способности
педагога.
индивидуальный стиль
деятельности педагога. пути и
средства
самообразования.
руководство детскими группами и
коллективами.
руководство педагогическим
коллективом.
предупреждение и устранение
конфликтов
в
работе
педагогического коллектива.

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

88

в т.ч. в форме практической подготовки

20

в т. ч.:
теоретическое обучение

60

практические занятия (если предусмотрено)

20

Самостоятельная работа 65

8

Промежуточная аттестация (экзамен)

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Возрастная психология
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Предмет и задачи 1.
Возрастная психология как особая область психологических
возрастной
знаний. Структура возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной
психологии
психологии с другими науками.

Тема 1.2.
Предпосылки
и условия психического развития. Социальная ситуация развития

Коды
компетенций и
личностных
результатов66,
Объем, акад. ч / в том числе в
формированию
форме практической подготовки,
которых
акад. ч
способствует
элемент
программы
3
4
4
2

2. Основные методологические положения возрастной психологии:
методологические
принципы
возрастной
психологии
(принцип
детерминизма, принцип системности, принцип развития), основные
категории возрастной психологии, механизмы развития личности в
онтогенезе.
3.
Методы исследования психики в онтогенезе. Характеристика
основных и вспомогательных методов исследования.

1

Содержание учебного материала

3
1

1.
Биологические и социальные факторы психического развития.
Современные подходы к проблеме взаимосвязи наследственности и среды.
2. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления
психики. Фактор места и социальная ситуация развития. Современное
понимание социальной ситуации развития в отечественной психологии.
Социальные контексты развития в современной зарубежной психологии.
В том числе, практических занятий:

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;

1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;

2

1

6

Тема 1.3. Взаимосвязь развития и деятельности, развития и обучения

Тема 1.4. Периодизация
психического
развития

Тема 1.5. Младенчество

Практическое занятие 1. Применение знаний о предпосылках и условиях психического развития при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1. Движущие силы развития психики. Деятельность как фактор
психического развития. Деятельность как источник и движущая сила
развития психики. Ведущая деятельность.
2.
Обучение как фактор психического развития. Содержание и форма
обучения. Уровни развития. «Зона ближайшего развития» ребенка.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 2. Применение знаний о взаимосвязи развития и деятельности, развития и обучения при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1.
Генетическая и функциональная периодизация. Критерии деления
жизненного пути на периоды.
2.
Первые возрастные периодизации психического развития: П. П.
Блонский, Ш. Бюлер. Периодизация Л. С. Выготского. Понятие о
критических и литических периодах.
3. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы.
Периодизации З. Фрейда, Э. Эриксона. Периодизация развития интеллекта
Ж. Пиаже.
4.
Отечественные
периодизации
психического
развития:
периодизации Д.Б. Эльконина, А.В.Петровского.
В том числе, практических и лабораторных занятий:
Практическое занятие 3. Изучение современного состояния проблемы периодизации психического развития.
Содержание учебного материала

1. Перинатальное развитие, его особенности. Психологическая
характеристика акта рождения. Общая характеристика периода
новорожденности.
2. Психическое развития в младенчестве: характеристика социальной
ситуации развития, ведущая деятельность в младенчестве, характеристика
психического развития в первой и второй половине младенчества. Кризис
1 года (причины, особенности протекания, следствия), основные
новообразования младенчества.
3.
Проблема депривации в младенчестве, ее последствия для

1
4
2

2

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;

1
5
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1;
ЛР 7; ЛР 13

1

1

1
1
1
5
1

ОК 01; ОК 02
ЛР 7; ЛР 13

2

2

7

психического развития.

Тема 1.6. Раннее детство

Тема 1.7. Дошкольное детство

Тема 1.8.
Младший
школьный
возраст

В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 4. Применение знаний об особенностях психического
развития в младенчестве при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1. Психическое развитие в
раннем
детстве:
характеристика
социальной ситуации развития, ведущая деятельность в раннем детстве
(орудийная и предметная деятельность, этапы развития предметной
деятельности).
2.
Развитие познавательной сферы в раннем детстве
3.
Становление эмоциональной сферы, распознавание эмоций
окружающих
4.
Становление самосознания и индивидуальности в раннем детстве.
Обща характеристика кризиса 3 лет
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5. Применение знаний об особенностях психического
развития в раннем детстве при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1. Психическое развития в дошкольном детстве: характеристика
социальной ситуации развития, сюжетно-ролевая игра как ведущая
деятельность дошкольника.
2.
Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
3.
Эмоциональное развитие и развитие личности дошкольника.
4.
Психологическая
готовность
к
школьному
обучению.
Характеристика кризиса 7 лет. Новообразования дошкольного возраста.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 6. Применение знаний об особенностях психического
развития в дошкольном детстве при решении педагогических задач.
Практическое занятие 7. Изучение психологической готовности дошкольниковк
обучению в школе.
Содержание учебного материала

1.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем
школьном возрасте. Развитие учебной деятельности в младшем школьном
возрасте. Стили общения учителя и их влияние на адаптацию детей кшколе
и формирование познавательной мотивации.

1
1
5
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1;
ЛР 7; ЛР 13;

1

1
1
1
1
6
2

ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1; ПК 3.1
ЛР 7; ЛР 13;
ЛР 16;

2
1

1
2
1
1
3
1

ОК 01; ОК 02
ЛР 7; ЛР 13

8

2. Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте.
Развитие произвольности поведения, внимания и памяти в младшем
школьном возрасте.
3.
Развитие личности младшего школьника.

Тема 1.9. Подростковый
возраст

Тема 1.10.
Юношеский
возраст

В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 8. Применение знаний об особенностях психического
развития в младшем школьном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом
возрасте. Подростковый кризис и детско-родительские отношения:
возрастной кризис отрочества, роль взрослого в психическом развитии
подростка.
2. Развитие познавательных психических процессов и учебная деятельность
подростков. Становление формальных операций и развитие мышления в
отрочестве.
3. Развитие самосознания подростка: структура самосознания подростка,
самооценка подростков, развитие самосознания в подростковом возрасте.
Моральное развитие подростка. Общение со сверстниками. Социализация
подростков. Рисковое поведение подростков
и маргинальность подростковой субкультуры. Основные достижения
подросткового возраста.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 9. Применение знаний об особенностях психического
развития в подростковом возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала

1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском
возрасте.
Когнитивное
развитие,
становление
индивидуального
когнитивного стиля.
2.
Развитие личности, проблема самореализации и самоопределения.
Психологические особенности выбора профессии.
3.
Половая идентификация. Отношения между сверстниками, любовь
в юношестве. Феномен юношеской субкультуры. Формальные и
неформальные группы, их роль в развитии и социальной идентичности
юношества. Основные достижения юношеского возраста.

1

1
1
1
4
1

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;

1

2

1
1
4
2

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;

1
1

В том числе, практических занятий:

9

Практическое занятие 10. Применение знаний об особенностях психического
развития в юношеском возрасте при решении педагогических задач.
Тема 1.11. Пси- Содержание учебного материала
хология зрело- 1. Понятие зрелости в психологии, виды зрелости. Периодизация зрелого
сти
возраста. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в зрелом

возрасте.
2.
Особенности психического развития в зрелом возрасте:
познавательное развитие и творчество в зрелом возрасте. Развитие
интеллекта.
3.
Проблема развития личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого
возраста.
Тема 1.12. Психология пожилого возраста

Содержание учебного материала

1.
Психологическая характеристика процесса старения. Понятия
«старость» и «старение». Процесс старения как развитие. Кризис
пожилого возраста.
2. Познавательное развитие в пожилых и старых людей. Общие
тенденции интеллектуального развития пожилых людей. Компенсаторные
механизмы в период старения.
3. Развитие личности в позднем возрасте. Психометрические параметры
личности и стабильность «Я-концепции». Роль общения в пожилом
возрасте. Проблемы обучаемости в течение жизни.

Раздел 2. Педагогическая психология
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Предмет, про1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Связь с
блемы и методругими науками. Проблема связи педагогического воздействия и развития
ды педагогиче- ребенка. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема
ской психолосистемного характера развития и комплексности педагогических
гии

воздействий.
2. Общие и специальные методы педагогической психологии. Методы
исследования,
консультирования
и
педагогической
коррекции.
Организационные, процедурные и оценочные методы.

Тема 2.2. Пси-

В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 11. Проблема оптимальной педагогической подготовки
воспитателя.
Содержание учебного материала

1
3
1

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;

1

1
3
1

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;

1

1
12
2
1

ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР13;
ЛР 16; ЛР 18;

1
1
1
3

ОК 01; ОК 02;

10

хология обучения

Тема 2.3. Психология воспитания

1. Исходные понятия психологии обучения. Основные психологические
проблемы
традиционного
обучения.
Психологическая
сущность
программированного обучения. Сущность и организация проблемного
обучения.
2. Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова. Гипотеза П. Я.
Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Концепция
В. В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
3.
Контроль процесса обучения и проблемы его формирования.
Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 12. Анализ и решение педагогических ситуаций обучения
дошкольников (совершенствование восприятия, памяти, мышления, подготовка к
обучению в школе).
Практическое занятие 13. Подбор и разработка игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных психических процессов.
Содержание учебного материала

1. Теоретические вопросы воспитания. Цели воспитания. Зависимость
целей воспитания от состояния и перспектив развития общества. Средства
как способы психологического воздействия, направленные на изменение
личности и поведения человека. Методы воспитания. Инструменты
воспитания.
2. Социально-психологические аспекты воспитания. Общение и его роль
в воспитании. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание.
Формирование и изменение социальных установок. Фазы психологического
воздействия на социальны установки.

В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 14. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания дошкольников в игровой деятельности.
Практическое занятие 15. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания дошкольников в трудовой деятельности.
Тема 2.4. Пси- Содержание учебного материала
хология педа- 1. Личность педагога. Общие и специальные способности педагога.
гогической де- Индивидуальный
стиль деятельности педагога. Психологические
ятельности
требования к личности педагога.

2.

Совершенствование педагогической деятельности. Основные пути

1

ПК 3.1; ПК 5.1;
ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 13;
ЛР 16; ЛР 18;

1

1
2
1
2
2
1

ОК 01; ОК 02;
ПК 4.1; ПК 5.1;
ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 11;
ЛР 13; ЛР 16;
ЛР 18;

1

2
2
1
4
1

1

ОК 01; ОК 02;
ПК 5.1; ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 11;
ЛР13; ЛР 16;

11

и
средства самообразования. Стимулирование психологического
образования воспитателя. Психология педагогической саморегуляции.
3. Руководство детскими группами и коллективами. Управление
межличностными отношениями в детских группах и коллективах.
Организация детской групповой деятельности.
4. Руководство педагогическим коллективом. Стиль и методы руководства
коллективом. Пути повышения мотивации педагогической деятельности.
Предупреждение и устранение конфликтов в работе
педагогического коллектива.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 16. Диагностика личностных качеств и способностей (тесты «Профессиональная мотивация», «Художник или мыслитель?», «Психологический тип», «Три я» и др.).
Практическое занятие 17. Составление профессиограммы и индивидуального
портрета воспитателя.
Практическое занятие 18. Анализ конфликтных ситуаций в педагогической деятельности воспитателя. Разрешение конфликтов в педагогической деятельности.
Промежуточная аттестация (экзамен)

ЛР 18;

1

1
3
1

1
1
8

Всего:
60/20

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный оборудованием: посадочные места по
количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-наглядные пособия по
учебной дисциплине «Психология», видеоматериалы по темам, электронные учебники;
техническими средствами обучения: компьютер с подключением к интернету, принтер,
документ-камера, мультимедийный проектор и экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А.
Сосновского. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
2.
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и
практикум для СПО [Текст]/ Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общ. ред. Т. В.
Скляровой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессио- нального
образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. - Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5534-00052-8. — Текст : электронный //
ЭБС
Юрайт
[сайт].
— URL:
https://urait.ru/bcode/452619
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А.
Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] / С. В.
Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – М. :
Издательство Юрайт, 2018. – 234 с.
3.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО [Текст] / под
ред. Б.А. Сосновского. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
4.
Шапошникова, Т. Е. Возрастная психология и педагогика : учебник и
практикум для СПО [Текст] / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. –
2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. –(Серия :
Профессиональное образование).

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

















Результаты обучения

Критерии оценки


знания
предмет,
задачи,
методы
возрастной

психологии
предпосылки
и
условия
психического
развития,

социальная ситуация развития
взаимосвязь
развития
и
деятельности, развития и

обучения,
ведущая
деятельность,
зона
ближайшего развития;
периодизация психического
развития;
критические и литические
периоды развития
особенности психического
развития наразных
возрастных
этапах
онтогенеза;
предмет, проблемы и методы
педагогической
психологии;


психология обучения.
концепция развивающего
обучения Л. В.Занкова.

Гипотеза П. Я.
Гальперина
о
поэтапном
формировании
умственных
действий. Концепция В. В.

Давыдова о содержательных
обобщениях в обучении
психология воспитания.
цели, средства,

методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социально-психологические
аспекты воспитания.

психология педагогической
деятельности.личность
педагога. общие и

специальные
способности
педагога.
индивидуальный
стиль деятельности педагога.
пути и
средства
самообразования.

знание предмета, задач,

методов
возрастной психологии

понимание предпосылок
и условийпсихического

развития
анализ
социальной

ситуации развития на
разных этапах онтогенеза
понимание взаимосвязи
развития идеятельности,
развития иобучения,
понимание
значения
ведущей
деятельности
в
психическом
развитии
человека
на
разных
возрастных
этапах;
понимание значения зоны
ближайшего
развития
для
психического
развития
человека
знание
различных
подходов к периодизации
психического развития;
понимание значения
критических и
литических периодов для
психического развития
знание особенностей
психического развития на
разных
возрастных
этапах онтогенеза
знание предмета,проблем
и
методов
педагогической
психологии
знание и
сравнение
различных
концепций
обучения
знание целей,
средств, методов,
инструментов,
социально-

Методы оценки

анализ и оценка решения
тестовых заданий
анализ и оценка решения
ситуационных задач
анализ и оценка презентации
по выбранной теме
анализ и оценка решения
ситуационных задач

14







руководство
детскими психологических
группами и коллективами.
аспектов воспитания
предупреждение и
устранение конфликтов в
работе педагогического
коллектива.

поиск,
выбор 
умения
решения
педагогических
анализировать
на
основе
педагогические
ситуации, ситуаций
применения
знаний
 об
применяя знания об общих и
общих и индивидуальных
индивидуальных
особенностях,
факторах особенностях, факторах
психического
развития, психического развития,
психологических механизмах психологических
механизмах
педагогического процесса;
педагогического
применять имеющиеся знания процесса;

использование знаний
для решения педагогических
возрастной
и
задач.
педагогической
психологии при решении
педагогических задач

экспертное наблюдение за
ходомвыполнения
практическойработы
оценка
результатов
выполнения
практической
работы

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».