РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Основы возрастной и педагогической психологии»
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
44. 02. 01 Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)
2024 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Основы возрастной и педагогической психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы возрастной и педагогической психологии» является
обязательной частью ОП.00 Общепрофессиональный цикл примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
Умения
Знания
анализировать педагогические
ситуации,применяя
знания об
общих
ииндивидуальных
особенностях,факторах психического
развития,психологических
механизмах
педагогического процесса;
применять имеющиесязнания
для
решения педагогических задач.
предмет, задачи, методы возрастной
психологии;
предпосылки и условия психического
развития, социальнаяситуация развития
взаимосвязь развития и деятельности,
развития
и
обучения,
ведущая
деятельность, зонаближайшего развития;
периодизация психического развития;
критические
и
литические периоды развития
особенности психического развития на
разных возрастных этапах онтогенеза;
предмет,
проблемы
и
методы
педагогическойпсихологии;
психология обучения.
концепция развивающего обучения Л. В.
Занкова. Гипотеза П. Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных
действий. Концепция В. В. Давыдова о
содержательныхобобщениях в обучении
психология
воспитания.
цели,
средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социальнопсихологические
аспекты
воспитания.
психология педагогической
3
деятельности. личность педагога.
общие и специальные способности
педагога.
индивидуальный стиль
деятельности педагога. пути и
средства
самообразования.
руководство детскими группами и
коллективами.
руководство педагогическим
коллективом.
предупреждение и устранение
конфликтов
в
работе
педагогического коллектива.
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
88
в т.ч. в форме практической подготовки
20
в т. ч.:
теоретическое обучение
60
практические занятия (если предусмотрено)
20
Самостоятельная работа 65
8
Промежуточная аттестация (экзамен)
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Возрастная психология
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Предмет и задачи 1.
Возрастная психология как особая область психологических
возрастной
знаний. Структура возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной
психологии
психологии с другими науками.
Тема 1.2.
Предпосылки
и условия психического развития. Социальная ситуация развития
Коды
компетенций и
личностных
результатов66,
Объем, акад. ч / в том числе в
формированию
форме практической подготовки,
которых
акад. ч
способствует
элемент
программы
3
4
4
2
2. Основные методологические положения возрастной психологии:
методологические
принципы
возрастной
психологии
(принцип
детерминизма, принцип системности, принцип развития), основные
категории возрастной психологии, механизмы развития личности в
онтогенезе.
3.
Методы исследования психики в онтогенезе. Характеристика
основных и вспомогательных методов исследования.
1
Содержание учебного материала
3
1
1.
Биологические и социальные факторы психического развития.
Современные подходы к проблеме взаимосвязи наследственности и среды.
2. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления
психики. Фактор места и социальная ситуация развития. Современное
понимание социальной ситуации развития в отечественной психологии.
Социальные контексты развития в современной зарубежной психологии.
В том числе, практических занятий:
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;
1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;
2
1
6
Тема 1.3. Взаимосвязь развития и деятельности, развития и обучения
Тема 1.4. Периодизация
психического
развития
Тема 1.5. Младенчество
Практическое занятие 1. Применение знаний о предпосылках и условиях психического развития при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1. Движущие силы развития психики. Деятельность как фактор
психического развития. Деятельность как источник и движущая сила
развития психики. Ведущая деятельность.
2.
Обучение как фактор психического развития. Содержание и форма
обучения. Уровни развития. «Зона ближайшего развития» ребенка.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 2. Применение знаний о взаимосвязи развития и деятельности, развития и обучения при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1.
Генетическая и функциональная периодизация. Критерии деления
жизненного пути на периоды.
2.
Первые возрастные периодизации психического развития: П. П.
Блонский, Ш. Бюлер. Периодизация Л. С. Выготского. Понятие о
критических и литических периодах.
3. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы.
Периодизации З. Фрейда, Э. Эриксона. Периодизация развития интеллекта
Ж. Пиаже.
4.
Отечественные
периодизации
психического
развития:
периодизации Д.Б. Эльконина, А.В.Петровского.
В том числе, практических и лабораторных занятий:
Практическое занятие 3. Изучение современного состояния проблемы периодизации психического развития.
Содержание учебного материала
1. Перинатальное развитие, его особенности. Психологическая
характеристика акта рождения. Общая характеристика периода
новорожденности.
2. Психическое развития в младенчестве: характеристика социальной
ситуации развития, ведущая деятельность в младенчестве, характеристика
психического развития в первой и второй половине младенчества. Кризис
1 года (причины, особенности протекания, следствия), основные
новообразования младенчества.
3.
Проблема депривации в младенчестве, ее последствия для
1
4
2
2
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР 13;
1
5
2
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1;
ЛР 7; ЛР 13
1
1
1
1
1
5
1
ОК 01; ОК 02
ЛР 7; ЛР 13
2
2
7
психического развития.
Тема 1.6. Раннее детство
Тема 1.7. Дошкольное детство
Тема 1.8.
Младший
школьный
возраст
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 4. Применение знаний об особенностях психического
развития в младенчестве при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1. Психическое развитие в
раннем
детстве:
характеристика
социальной ситуации развития, ведущая деятельность в раннем детстве
(орудийная и предметная деятельность, этапы развития предметной
деятельности).
2.
Развитие познавательной сферы в раннем детстве
3.
Становление эмоциональной сферы, распознавание эмоций
окружающих
4.
Становление самосознания и индивидуальности в раннем детстве.
Обща характеристика кризиса 3 лет
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 5. Применение знаний об особенностях психического
развития в раннем детстве при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1. Психическое развития в дошкольном детстве: характеристика
социальной ситуации развития, сюжетно-ролевая игра как ведущая
деятельность дошкольника.
2.
Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
3.
Эмоциональное развитие и развитие личности дошкольника.
4.
Психологическая
готовность
к
школьному
обучению.
Характеристика кризиса 7 лет. Новообразования дошкольного возраста.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 6. Применение знаний об особенностях психического
развития в дошкольном детстве при решении педагогических задач.
Практическое занятие 7. Изучение психологической готовности дошкольниковк
обучению в школе.
Содержание учебного материала
1.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем
школьном возрасте. Развитие учебной деятельности в младшем школьном
возрасте. Стили общения учителя и их влияние на адаптацию детей кшколе
и формирование познавательной мотивации.
1
1
5
2
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1;
ЛР 7; ЛР 13;
1
1
1
1
1
6
2
ОК 01; ОК 02;
ПК 2.1; ПК 3.1
ЛР 7; ЛР 13;
ЛР 16;
2
1
1
2
1
1
3
1
ОК 01; ОК 02
ЛР 7; ЛР 13
8
2. Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте.
Развитие произвольности поведения, внимания и памяти в младшем
школьном возрасте.
3.
Развитие личности младшего школьника.
Тема 1.9. Подростковый
возраст
Тема 1.10.
Юношеский
возраст
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 8. Применение знаний об особенностях психического
развития в младшем школьном возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом
возрасте. Подростковый кризис и детско-родительские отношения:
возрастной кризис отрочества, роль взрослого в психическом развитии
подростка.
2. Развитие познавательных психических процессов и учебная деятельность
подростков. Становление формальных операций и развитие мышления в
отрочестве.
3. Развитие самосознания подростка: структура самосознания подростка,
самооценка подростков, развитие самосознания в подростковом возрасте.
Моральное развитие подростка. Общение со сверстниками. Социализация
подростков. Рисковое поведение подростков
и маргинальность подростковой субкультуры. Основные достижения
подросткового возраста.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 9. Применение знаний об особенностях психического
развития в подростковом возрасте при решении педагогических задач.
Содержание учебного материала
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском
возрасте.
Когнитивное
развитие,
становление
индивидуального
когнитивного стиля.
2.
Развитие личности, проблема самореализации и самоопределения.
Психологические особенности выбора профессии.
3.
Половая идентификация. Отношения между сверстниками, любовь
в юношестве. Феномен юношеской субкультуры. Формальные и
неформальные группы, их роль в развитии и социальной идентичности
юношества. Основные достижения юношеского возраста.
1
1
1
1
4
1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;
1
2
1
1
4
2
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;
1
1
В том числе, практических занятий:
9
Практическое занятие 10. Применение знаний об особенностях психического
развития в юношеском возрасте при решении педагогических задач.
Тема 1.11. Пси- Содержание учебного материала
хология зрело- 1. Понятие зрелости в психологии, виды зрелости. Периодизация зрелого
сти
возраста. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в зрелом
возрасте.
2.
Особенности психического развития в зрелом возрасте:
познавательное развитие и творчество в зрелом возрасте. Развитие
интеллекта.
3.
Проблема развития личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого
возраста.
Тема 1.12. Психология пожилого возраста
Содержание учебного материала
1.
Психологическая характеристика процесса старения. Понятия
«старость» и «старение». Процесс старения как развитие. Кризис
пожилого возраста.
2. Познавательное развитие в пожилых и старых людей. Общие
тенденции интеллектуального развития пожилых людей. Компенсаторные
механизмы в период старения.
3. Развитие личности в позднем возрасте. Психометрические параметры
личности и стабильность «Я-концепции». Роль общения в пожилом
возрасте. Проблемы обучаемости в течение жизни.
Раздел 2. Педагогическая психология
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Предмет, про1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Связь с
блемы и методругими науками. Проблема связи педагогического воздействия и развития
ды педагогиче- ребенка. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема
ской психолосистемного характера развития и комплексности педагогических
гии
воздействий.
2. Общие и специальные методы педагогической психологии. Методы
исследования,
консультирования
и
педагогической
коррекции.
Организационные, процедурные и оценочные методы.
Тема 2.2. Пси-
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 11. Проблема оптимальной педагогической подготовки
воспитателя.
Содержание учебного материала
1
3
1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;
1
1
3
1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7;
1
1
12
2
1
ОК 01; ОК 02;
ЛР 7; ЛР13;
ЛР 16; ЛР 18;
1
1
1
3
ОК 01; ОК 02;
10
хология обучения
Тема 2.3. Психология воспитания
1. Исходные понятия психологии обучения. Основные психологические
проблемы
традиционного
обучения.
Психологическая
сущность
программированного обучения. Сущность и организация проблемного
обучения.
2. Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова. Гипотеза П. Я.
Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Концепция
В. В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
3.
Контроль процесса обучения и проблемы его формирования.
Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 12. Анализ и решение педагогических ситуаций обучения
дошкольников (совершенствование восприятия, памяти, мышления, подготовка к
обучению в школе).
Практическое занятие 13. Подбор и разработка игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных психических процессов.
Содержание учебного материала
1. Теоретические вопросы воспитания. Цели воспитания. Зависимость
целей воспитания от состояния и перспектив развития общества. Средства
как способы психологического воздействия, направленные на изменение
личности и поведения человека. Методы воспитания. Инструменты
воспитания.
2. Социально-психологические аспекты воспитания. Общение и его роль
в воспитании. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание.
Формирование и изменение социальных установок. Фазы психологического
воздействия на социальны установки.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 14. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания дошкольников в игровой деятельности.
Практическое занятие 15. Анализ и решение педагогических ситуаций воспитания дошкольников в трудовой деятельности.
Тема 2.4. Пси- Содержание учебного материала
хология педа- 1. Личность педагога. Общие и специальные способности педагога.
гогической де- Индивидуальный
стиль деятельности педагога. Психологические
ятельности
требования к личности педагога.
2.
Совершенствование педагогической деятельности. Основные пути
1
ПК 3.1; ПК 5.1;
ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 13;
ЛР 16; ЛР 18;
1
1
2
1
2
2
1
ОК 01; ОК 02;
ПК 4.1; ПК 5.1;
ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 11;
ЛР 13; ЛР 16;
ЛР 18;
1
2
2
1
4
1
1
ОК 01; ОК 02;
ПК 5.1; ПК 5.3;
ЛР 7; ЛР 11;
ЛР13; ЛР 16;
11
и
средства самообразования. Стимулирование психологического
образования воспитателя. Психология педагогической саморегуляции.
3. Руководство детскими группами и коллективами. Управление
межличностными отношениями в детских группах и коллективах.
Организация детской групповой деятельности.
4. Руководство педагогическим коллективом. Стиль и методы руководства
коллективом. Пути повышения мотивации педагогической деятельности.
Предупреждение и устранение конфликтов в работе
педагогического коллектива.
В том числе, практических занятий:
Практическое занятие 16. Диагностика личностных качеств и способностей (тесты «Профессиональная мотивация», «Художник или мыслитель?», «Психологический тип», «Три я» и др.).
Практическое занятие 17. Составление профессиограммы и индивидуального
портрета воспитателя.
Практическое занятие 18. Анализ конфликтных ситуаций в педагогической деятельности воспитателя. Разрешение конфликтов в педагогической деятельности.
Промежуточная аттестация (экзамен)
ЛР 18;
1
1
3
1
1
1
8
Всего:
60/20
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный оборудованием: посадочные места по
количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-наглядные пособия по
учебной дисциплине «Психология», видеоматериалы по темам, электронные учебники;
техническими средствами обучения: компьютер с подключением к интернету, принтер,
документ-камера, мультимедийный проектор и экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего
профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А.
Сосновского. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.
2.
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и
практикум для СПО [Текст]/ Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общ. ред. Т. В.
Скляровой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессио- нального
образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. - Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5534-00052-8. — Текст : электронный //
ЭБС
Юрайт
[сайт].
— URL:
https://urait.ru/bcode/452619
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А.
Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] / С. В.
Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – М. :
Издательство Юрайт, 2018. – 234 с.
3.
Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО [Текст] / под
ред. Б.А. Сосновского. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
4.
Шапошникова, Т. Е. Возрастная психология и педагогика : учебник и
практикум для СПО [Текст] / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. –
2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. –(Серия :
Профессиональное образование).
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знания
предмет,
задачи,
методы
возрастной
психологии
предпосылки
и
условия
психического
развития,
социальная ситуация развития
взаимосвязь
развития
и
деятельности, развития и
обучения,
ведущая
деятельность,
зона
ближайшего развития;
периодизация психического
развития;
критические и литические
периоды развития
особенности психического
развития наразных
возрастных
этапах
онтогенеза;
предмет, проблемы и методы
педагогической
психологии;
психология обучения.
концепция развивающего
обучения Л. В.Занкова.
Гипотеза П. Я.
Гальперина
о
поэтапном
формировании
умственных
действий. Концепция В. В.
Давыдова о содержательных
обобщениях в обучении
психология воспитания.
цели, средства,
методы,
инструменты
воспитания.
воспитания.
социально-психологические
аспекты воспитания.
психология педагогической
деятельности.личность
педагога. общие и
специальные
способности
педагога.
индивидуальный
стиль деятельности педагога.
пути и
средства
самообразования.
знание предмета, задач,
методов
возрастной психологии
понимание предпосылок
и условийпсихического
развития
анализ
социальной
ситуации развития на
разных этапах онтогенеза
понимание взаимосвязи
развития идеятельности,
развития иобучения,
понимание
значения
ведущей
деятельности
в
психическом
развитии
человека
на
разных
возрастных
этапах;
понимание значения зоны
ближайшего
развития
для
психического
развития
человека
знание
различных
подходов к периодизации
психического развития;
понимание значения
критических и
литических периодов для
психического развития
знание особенностей
психического развития на
разных
возрастных
этапах онтогенеза
знание предмета,проблем
и
методов
педагогической
психологии
знание и
сравнение
различных
концепций
обучения
знание целей,
средств, методов,
инструментов,
социально-
Методы оценки
анализ и оценка решения
тестовых заданий
анализ и оценка решения
ситуационных задач
анализ и оценка презентации
по выбранной теме
анализ и оценка решения
ситуационных задач
14
руководство
детскими психологических
группами и коллективами.
аспектов воспитания
предупреждение и
устранение конфликтов в
работе педагогического
коллектива.
поиск,
выбор
умения
решения
педагогических
анализировать
на
основе
педагогические
ситуации, ситуаций
применения
знаний
об
применяя знания об общих и
общих и индивидуальных
индивидуальных
особенностях,
факторах особенностях, факторах
психического
развития, психического развития,
психологических механизмах психологических
механизмах
педагогического процесса;
педагогического
применять имеющиеся знания процесса;
использование знаний
для решения педагогических
возрастной
и
задач.
педагогической
психологии при решении
педагогических задач
экспертное наблюдение за
ходомвыполнения
практическойработы
оценка
результатов
выполнения
практической
работы
15