РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
МДК 03.05 Детская литература с практикумом по
выразительному чтению
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Дербент, 2024 г.
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального
-
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
августа
2022
года
№
743,
с
учетом
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года
№ 544н.
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024 /2025 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Отличник образования РД, Почетный работник воспитания и просвещения РФ,
преподаватель высшей категории.
- Шихалиева Шахла Гусейновна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Отличник образования РД, преподаватель первой категории.
Рекомендована
научно
-
методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №_1_ от «28»августа 2022г.
2
Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ№16 г.Дербент
___________
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК
14 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ МДК
Стр.
4
7
9
15
18
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК 03.05 Детская литература
с практикумом по выразительному чтению
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
- программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО
специальности 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): организация процесса обучения по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Планировать и проводить занятия с детьми раннего и дошкольного
возраста.
ПК
3.2.
Создавать
развивающую
предметно-пространственную
среду,
позволяющую организовать обучение детей раннего и дошкольного возраста, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со спецификой
образовательной программы.
ПК 3.3. Проводить педагогический мониторинг процесса и результатов обучения и
воспитания детей раннего и дошкольного возраста
ПК. 3.4. Осуществлять документационное обеспечение процесса реализации
программ дошкольного образования.
ПК
3.5.
Осуществлять
общеобразовательным
организацию
программам
процесса
дошкольного
обучения
образования
в
по
основным
соответствии
с
санитарными нормами и правилами.
1.2. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
МДК должен:
уметь:
4
У1 использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в
образовании: детей, проявивших выдающиеся способности; детей, для которых русский
язык не является родным; детей с ограниченными возможностями здоровья;
У2 планировать и организовать процесс обучения детей раннего и дошкольного возраста,
в том числе в условиях инклюзивного образования;
У3
соблюдать
правовые,
нравственные
и
этические
нормы,
требования
профессиональной этики в процессе обучения детей раннего и дошкольного возраста;
У4 владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку в
процессе организации обучения вне зависимости от его реальных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
У5 осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение вариативной примерной образовательной программы
дошкольного образования в части организации обучения детей раннего и дошкольного
возраста;
У6 выразительно читать, исполнять (наизусть) произведения различного жанра;
У7 подбирать произведения различных жанров для проведения режимных моментов;
У8 разрабатывать систему знаний и программное содержание речевого развития детей в
работе с детской художественной литературой;
У9 разрабатывать и проводить беседы по художественному произведению;
У10 создавать творческо-исследовательские проекты по художественным произведениям;
У11
создавать
презентации
художественного
произведения
с
использованием
современных технологий (ИКТ, ТРИЗ, моделирование);
У12 создавать и проводить дидактической игры по художественному произведению с
использованием ИКТ.
знать:
З1 специфику дошкольного образования в области обучения детей раннего и
дошкольного возраста;
З2 педагогические закономерности организации образовательного процесса;
З3 пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения;
З4 требования к развивающей предметно-пространственной среде, позволяющей
организовать обучение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии со
5
спецификой
вариативной
примерной
образовательной
программы
дошкольного
образования;
З5 структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного
образования;
З6 основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
З7 теоретические основы детской литературы и художественного чтения в ДОО;
З8 детский фольклор как вид искусства, его роль в формировании личности ребенка;
З9 русская классическая литература в детском чтении;
З10 отечественная литература XX в. в детском чтении;
З11 произведения зарубежных авторов в детском чтении;
З12 теоретические основы работы с художественной литературой в ДОО;
З13 методические основы организации работы с художественной литературой в ДОО;
З14 современные технологии организации работы с художественной литературой в ДОО.
Перечень знаний и умений в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденного
приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н., которые актуализируются при
изучении междисциплинарного курса:
1) реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной
работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
2)
постановка
воспитательных
целей,
способствующих
развитию
обучающихся,
независимо от их способностей и характера;
3) проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); 4) развитие у
обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни.
1.3. Планируемые личностные результаты освоения рабочей программы:
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
6
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению,
преумножению
и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы МДК:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 128 часов, в том числе: аудиторной
учебной работы обучающегося - 124 часов, из них в форме теоретической подготовки – 60
часов, практических занятий - 64 часа; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы
обучающегося – не предусмотрено; консультаций - нет.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК
Результатом
освоения
профессиональной
МДК
деятельности
общеобразовательным
программам
является
-
овладение
организация
дошкольного
обучающимися
занятий
образования,
по
в
видом
основным
том
числе
профессиональными компетенциями (ПК):
Код
компетенции
ОК 01.
Содержание компетенции
ОК 02.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
7
профессиональной деятельности;
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4.
ПК 3.5
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
Планировать и проводить занятия с детьми раннего и дошкольного
возраста.
Создавать
развивающую
предметно-пространственную
среду,
позволяющую организовать обучение детей раннего и дошкольного
возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
в соответствии со спецификой образовательной программы.
Проводить педагогический мониторинг процесса и результатов
обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Осуществлять документационное обеспечение процесса реализации
программ дошкольного образования.
Осуществлять организацию процесса обучения по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования в
соответствии с санитарными нормами и правилами.
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК
3.1. Объем МДК и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
128
в т.ч. в форме практической подготовки
64
в т. ч.:
теоретическое обучение
60
практические занятия
64
Самостоятельная работа
Дифференцированный
зачет (4 ч.)
Промежуточная аттестация
9
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03.Организация процесса обучения по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК 03.05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Наименование разделов
и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
МДК 03.05 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Раздел 1. Специфика литературы для детей дошкольного возраста
Содержание материала:
Тема 1.1.
Теоретические основы
1. Понятие «Детская литература», «Детское чтение», «Детская книга». Виды и жанры
детской литературы и
детской литературы. Их взаимосвязь и различия.
художественного чтения в 2. Специфика детской литературы: доступность содержания, эмоциональная
ДОО
насыщенность образов, определенность характеров, богатство и точность языка.
3. Роль иллюстрации в детской литературе. Выразительное чтение как вид
художественной деятельности Особенности отношения детей к книгам и чтению
Практические занятия:
Практическое занятие 1.Специфика литературоведческого анализа эпических и
лирических произведений Способы стимуляции интереса детей к чтению
Содержание материала:
Тема 1.2. Детский
1. Малые формы детского фольклора, их особенности.
фольклор как вид
2. Типичное издание произведений фольклорных жанров для детей (книжки-игрушки,
искусства, его роль в
книжки-картинки, книжки-раскладушки, книжки-малышки), сборники.
формировании личности
ребенка
3. Научные школы в детском фольклоре. Причины активного бытования детского
фольклора. Материнская поэзия. Художественное своеобразие. Роль в полноценном
развитии ребенка Пословица и поговорка как малые жанры русского фольклора. Их
содержание. Сходство и различие. Роль в развитии дошкольников. Загадки.
Определение жанра. Назначение. Особая роль метафоры в художественном мире
Объем, акад.
ч / в том
числе
в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
124/64
/
1
1
ОК 1,2,5,6 ПК
3.2 У1 У2 У3 У4
У5 У7 У8 З1 З2
З3 З4 З7 З8 ЛР 4
ЛР 5
1
2
1
1
2
ОК 1,2,5,6 ПК
3.2 У1 У2 У3 У4
У5 У7 У8 З1 З2
З3 З4 З7 З8 ЛР 4
ЛР 5
10
загадок.
4. Сказка в детском чтении. Классификация народных сказок как проблема. Сказки о
животных. Их своеобразие. Волшебные сказки. Их отличие от других видовсказок.
Бытовые и авантюрные сказки. Их сходство и различие.
2
Практические занятия:
6
1. Практическое занятие 2. Подготовка к исполнению и исполнение произведений
малых фольклорных жанров.
2. Практическое занятие 3. Упражнения для развития голоса при выразительном
чтении небольших сказок или избранных отрывков (в том числе наизусть). Работа над
соблюдением орфоэпических норм при выразительном чтении сказок.
3. Практическое занятие 4.Рассказывание русских народных сказок для самых
маленьких. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку
построила» (обр. М. Булатова). (1-2 года). Сказки. «Козлятки и волк», обр. К.
Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь» (2-3 года).
4. Практическое занятие 5. Рассказывание волшебных сказок для детей среднего
дошкольного возраста. «Лиса и кувшин» обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да
масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка» обр. А. Н, Толстого, «Заяц-хвастун»
обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка» обр. М. Булатова; «Рифмы» авторизированный
пересказ Б. Шергина, «Сивка-Бурка» обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол» обр.
А. Платонова.(5-6 лет).
5. Практическое занятие 6. Рассказывание бытовых сказок. «Про Иванушку-дурачка»,
М. Горького; «Война грибов с ягодами», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Жихарка»,;«Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;
«Лиса и козел», «Привередница», «Лиса-лапотница», «Петушок и бобовое зернышко»
(4-5 лет)
6. Практическое занятие 7. Анализ Программы «От рождения до школы» под ред.
Н.Е.Вераксы.Составить перечень русских народных сказок, предлагаемый Программой
«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, в соответствии с возрастными
группами.
Тема 1.3. Русская
классическая литература
в детском чтении.
Содержание материала:
1. Понятие о басне и аллегоризме.
2. Басни И.А. Крылова в детском чтении.
3. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. П.П.Ершов. Особенности народной сказки, нашедшие отражение в литературной
сказке «Конек-горбунок».
5. Педагогическая и литературная деятельность Л.Н. Толстого. Создание книг для
детей: «Азбука» и «Русские книги для чтения».
1
2
2
2
ОК 1, 6, 8 ПК 3.1,
5.1., 5.4,У1 У2
У3 У4 У5 У7 У8
З1 З2 З3 З4 З7
З8 ЛР 4 ЛР 5
1
11
6.Тематическое и жанровое разнообразие произведений Л.Н. Толстого, включенных в
круг детского чтения. Рассказы Л.Н. Толстого для детей. «Спала кошка на крыше»,
«Был у Пети и Миши конь»; «Три медведя»
2
Практические занятия:
6
1. Практическое занятие 8.Упражнения в выразительном чтении басен И.А.Крылова.
Ролевое чтение басен И.А.Крылова.
2. Практическое занятие 9. Упражнения в выразительном чтении произведенийА.
Пушкина: «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане»); «Ветер, ветер! Ты
могуч….», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях»); «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»);
«Зимний вечер» (в сокр.), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений
Онегин», «Птичка».
3.Практическое занятие 10. Разработка технологической карты занятия по знакомству
с рассказом Л.Н. Толстого (по выбору).
Раздел 2. Отечественная и
зарубежная литература в
круге чтения
дошкольников
Тема 2.1. Отечественная
литература детском
чтении XX в.в
Содержание материала:
1. Ознакомление детей с творчеством детских поэтов начала 20в.
2. Сказки для детей Максима Горького. Авторский замысел и исполнение. Проблемы,
образы героев, приемы изображения персонажей сказок.
3. Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
4. Красота природы, ее богатство и многообразие – главные темы творчества М.
Пришвина. («Золотой луг», «Лесной доктор» т.д.).
5. Рассказы В. Бианки «Первая охота», «Аришка-трусишка», «Синичкин календарь» и
др. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Природоведческие
сказки: «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил» и др.
6. Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей»,
«Носорог»: реальность и вымысел, познавательное и воспитательное начала.
7. В. Маяковского для детей. Книжки-картинки для малышей («Что такое хорошо и что
такое плохо?»).
8. Традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л. Барто («Игрушки», «Очки»,
«Лешенька»). Социально-психологический портрет ребенка: «Любочка», «Болтунья» и
др.
9. С.Я. Маршак как детский поэт. Тематическое и жанровое многообразие. («Детки в
клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта» и др.). Способность автора
постичь психологию ребенка. Поэтическое видение природы.
2
2
Практические занятия:
6
Практическое занятие 11. Разработка технологической карты занятия по знакомству с
2
2
ОК 1, 6, 8 ПК 3.1,
5.1., 5.4,У1 У2
У3 У4 У5 У7 У8
З1 З2 З3 З4 З7
З8 ЛР 4 ЛР 5
2
2
1
1
2
12
произведением о природе (по выбору).
Практическое занятие 12. Упражнения в выразительном чтении произведений В.В.
Бианки, «Подкидыш», «Лис и мышонок»;
«Купание медвежат»; Н. Сладкова
«Неслух»;Е.Чарушина «Про охоту», «Про зверей». (4-5 лет).
Практическое занятие 13.Разработка технологической карты занятия по заучиванию
стихотворения (по выбору).
Тема 2.2. Произведения
зарубежных авторов в
детском чтении
Содержание материала:
Сказки Ш. Перро в русских изданиях для детей. «Кот в сапогах».
А. Милн «Винни-Пух»,
Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Иллюстрации к сказкам.
Творчество для детей Д. Родари. «Чипполино»: образы сказочных героев, установление
справедливости как главная цель положительных героев сказки.
Сказки братьев Гримм, вошедшие в круг чтения дошкольников: «Золушка», «Красная
шапочка», «Мальчик-с-пальчик».
Особенности авторских сюжетов сказок Андерсена: «Стойкий оловянный солдатик»,
«Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Снежная королева».
Л. Кэрролл и его сказки; образ Алисы.
А. Линдгрен «Повести о Карлсоне».
Практические занятия:
Практическое занятие 14. Разработка технологической карты занятия по обучению
детей пересказу (произведение по выбору).
Практическое занятие 15. Проведение литературного анализа произведения: идея,
композиция, характеристика героев
Раздел 3.Практикум по
выразительному чтению
Тема 3.1. Основные
приемы художественного
чтения и рассказывания в
ДОО
2
ОК 1, 6, 8 ПК 3.1,
5.1., 5.4,У1 У2
2
2
2
У3 У4 У5 У7 У8
З1 З2 З3 З4 З7
З8 ЛР 4 ЛР 5
2
2
2
2
4
Содержание материала:
Знакомство
с
произведением.
Литературоведческий
анализ
текста,
его
последовательность
Особенности проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию в
детском саду.Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений.
Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты,
поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие
выразительности речи.
Соблюдение орфоэпических норм. Интонация в совокупности ее компонентов.
Театрализованная деятельность дошкольника как форма ознакомления слитературным
произведением
2
Практические занятия:
2
Практическое занятие 16. Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное
использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо-реберного
дыхания.
2
1
ОК 1, 6, 8 ПК 3.1,
5.1., 5.4,У1 У2
У3 У4 У5 У7 У8
З1 З2 З3 З4 З7
З8 ЛР 4 ЛР 5
2
2
13
Практическое занятие 17. Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены
голоса. Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников.
2
Практическое занятие 18. Дикция. Артикуляционная гимнастика. Организация
работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников
Практическое занятие 19. Правила чтения различных композиционных звеньев
текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся
анализом.
2
Практическое занятие 20. Анализ и разбор художественного текста для детей
младшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми младшего
дошкольного возраста
6
Практическое занятие 21. Анализ и разбор художественного текста для детей
старшего дошкольного возраста. Разучивание стихотворений с детьми старшего
дошкольного возраста
Практическое занятие 22. Специфика создания спектакля с дошкольниками.
6
Практическое занятие 23. Постановка и показ творческих работ.
10
Практическое занятие 24. Подготовка конспекта «Подбор приемов, упражнений,
направленных на формирование выразительности речи».
Практическое занятие 25. Подготовка конспекта «Театрализованная деятельность
дошкольника как форма ознакомления с литературным произведением».
2
4
8
2
14
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета
теоретических и методических основ дошкольного образования; информатики и
информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
мебель по количеству студентов, доска, наглядные пособия.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютеры.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную
практики.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебная литература:
1. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум ,6- е изд. учебное пособие/ Рыжкова
2.
3.
4.
5.
6.
Т.В.-М.: ИЦ Академия, 2018 – 320 с.
Детская литература: учебник для среднего профессионального образования / В. К. Сигов [и
др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 532 с.
Детская литература: учебник для среднего профессионального образования / В. К. Сигов [и
др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт //
Образовательная платформа Юрайт
Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений 8- е изд./ Е. О. Путилова,
А.В. Денисова, И. Л. Днепрова и др.; под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Академия, 2019 - 432 с.
Минералова, И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / И. Г. Минералова. — Москва: Издательство
Юрайт // Образовательная платформа Юрайт
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013 г. № 1155.
7. Детская литература: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений / под ред.Е.О. Путиловой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2013.
8. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Л. В. Коломийченко [и др.]; под общей
редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт
// Образовательная платформа Юрайт, 2023
9. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А.
15
Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт//
Образовательная платформа Юрайт
Учебно-методическая литература:
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Спб., Детство-пресс, 2011.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования.- М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комарповой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд. – М.: Мозаика-синтез, 2021
4. Сумнительный, К. Е. Развитие речи, навыков письма и чтения у детей-дошкольников с
помощью дидактических материалов М. Монтессори: учебное пособие / К. Е.
Сумнительный, С. И. Сумнительная ; под редакцией К. Е. Сумнительного. — Москва:
Московский педагогический государственный университет, 2021
5. Шереметьева, Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста :
учебно-методическое пособие / Е. В. Шереметьева. — Челябинск: Южно-Уральский
государственный гуманитарно-педагогический университет, ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция
2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт //
Образовательная платформа Юрайт, 2023
4. ФГОС ДО
5. ФЗ об образовании в РФ
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_42118/
(дата обращения: 20.04.2023).
7. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М. К.
Боголюбская, В. В. Шевченко. – Изд. 3-е. – Москва: Просвещение, 1970.
8.
Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва: Просвещение,
1981.
9.
Гурович, Л. Ребенок и книг / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – Санкт-Петербург:
Питер, 1996.
10.
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию /Э. П. Короткова.
– Москва: Просвещение, 2022.
11.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года. – 2-е изд. – М.: Мозаикасинтез, 2022
16
12.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд. – М.: Мозаикасинтез, 2022
13.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – 2-е изд. – М.: Мозаикасинтез, 2022.
14.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. – 2-е изд. – М.: Мозаикасинтез, 2022
15.
Юдаева М.В., Хрестоматия для младшей группы. – М.: Самовар, 2021
16.
Юдаева М.В., Хрестоматия для младшей группы: рассказы, сказки, стихи, песенки,
потешки. – М.: Самовар, 2021
17. Юдаева М.В., Хрестоматия для подготовительной группы. – М.: Самовар, 2021
18. Юдаева М.В., Хрестоматия для подготовительной группы: рассказы, сказки, стихи,
песенки, потешки. – М.: Самовар, 2021
19. Юдаева М.В., Хрестоматия для средней группы. – М.: Самовар, 2020
20. Юдаева М.В., Хрестоматия для средней группы: рассказы, сказки, стихи, песенки,
потешки. – М.: Самовар, 2020
21. Юдаева М.В., Хрестоматия для старшей группы. – М.: Самовар, 2020
22. Юдаева М.В., Хрестоматия для старшей группы: рассказы, сказки, стихи, песенки,
потешки. – М.: Самовар, 2020
23. Якимов, И. А. Творческое чтение : учебно-методическое пособие для студентов
факультетов начального образования педагогических средних профессиональных и
высшихучебных заведений / И. А. Якимов. — Москва: Московский
педагогическийгосударственный университет, ЭБС «IPRbooks», 2022
Интернет-ресурсы:
1. Сайт для воспитателей. Режим доступа: http://vospitatel.resobr.ru
2. Сайт «Дошкольные учреждения». Режим доступа: http://www.detskiysad.ru
3. Сайт «Мой детский сад». Режим доступа: http://www.moidetsad.ru/zanatia1561.html
4. Сайт для работников дошкольного образования. Режим доступа: http://www.moidetsad.ru/
17
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в
процессе проведения теоретических и практических занятий, дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
освоенные умения:
У1 определять цели обучения, воспитания и
развития
личности
дошкольника
в
зависимости
от
формы
организации
обучения, вида занятия и с учетом
особенностей возраста;
У2 формулировать
задачи
обучения,
воспитания
и
развития
личности
дошкольника
в
соответствии
с
поставленными целями;
У3 оценивать задачи обучения, воспитания
и развития на предмет их соответствия
поставленной цели;
У4 использовать разнообразные методы,
формы и средства организации деятельности
детей на занятиях;
У5 составлять программу работы с
одаренными детьми в соответствии с
индивидуальными особенностями развития
личности ребенка;
У6 определять способы коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими
трудности в обучении;
У7 использовать технические средства
обучения (далее - ТСО) в образовательном
процессе;
У8 выразительно читать литературные
тексты;
У9 осуществлять самоанализ, самоконтроль
при проведении занятий, наблюдений и
экскурсий;
усвоенные знания:
З1
основы
организации
обучения
дошкольников;
З2 структуру и содержание примерных и
вариативных
программ
дошкольного
образования;
З3 теоретические и методические основы
воспитания и обучения детей на занятиях;
З4 приемы работы с одаренными детьми;
З5 способы коррекционной работы с
детьми, имеющими трудности в обучении;
З6 основные виды ТСО и их применение в
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устный и письменный опрос, выполнение
самостоятельной
работы,
практических
заданий, дифференцированный зачет.
Устный и письменный опрос, выполнение
самостоятельной
работы,
практических
заданий, дифференцированный зачет.
18
образовательном процессе;
З7 требования к содержанию и уровню
подготовки детей дошкольного возраста;
З8 виды документации, требования к ее
оформлению.
Разработчики:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель
русского языка и литературы ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова», Отличник образования РД, Почетный
работник воспитания и просвещения РФ,
преподаватель высшей категории.
Шихалиева Шахла Гусейновна, преподаватель
русского языка и литературы ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова», Отличник образования РД,
преподаватель первой категории
_____________________________
_____________________________
Рецензент:
Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ№16
г.Дербент, Отличник образования РД
__________________________
19