РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы психологии
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
44. 02. 01 Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)
2024 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 Основы психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы психологии» является обязательной частью ОП.00
Общепрофессиональный цикл примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 09.
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Умения
Знания
применять
знания
психологии
при
решении
педагогических задач;
выявлять
индивидуальные
особенности
познавательной
сферы,индивидуальнотипологические
и
личностные
особенности.
предмет, задачи и методы психологии;
развитие психологии какнауки;
психика и ее развитие;
сознание и самосознание;
деятельность,
ее
психологическая
структура,
виды
деятельности;
познавательные психические процессы:
ощущения,восприятие,
внимание,
память,
мышление,
речь,
воображение;
человек как индивид, субъект, личность,
индивидуальность;
структура личности;
самосознание,
Я
концепция;
направленность;
эмоции, чувства, воля, темперамент;
индивидуальнотипологические
особенностичеловека:
характер,
задатки, способности
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
92
в т.ч. в форме практической подготовки
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
60
практические занятия
32
Самостоятельная работа 63
Промежуточная аттестация
3
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание обучения по учебной дисциплине_ ОП 05 Основы психологии
Наименование разделов, тем
№
1
Кол-во
часов
Вид
занятия
Материальнотехническое
обеспечение
занятий,
Интернет- ресурсы
(№ позиции из
табл.1а, 1г)
3
4
5
2
Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1.
Предмет и задачи психологии
1 Предмет изучения психологии, её задачи. Сравнительная
характеристика научной и житейской психологии
2 Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.
4Т Тема 1.2. Методы изучения психики.
1 1.Понятия о методах научного познания в психологии.
1 Методы психологии на разных этапах ее развития. Метод
1
1 интроспекции. Объективные методы. психоанализ, методы
1 психологической помощи.
1
1 2. Основные методы психологических исследований.
2
2
11
Комб.
Комб.
ОИ1,комп
ОИ 1,комп
Комб.
ОИ1,комп
Комб.
ОИ1,комп
1121
2
2
Классификация Б.Г.Ананьева
Тема 1.3.Психика и ее развитие
1 Понятие о психике, основные функции психики. Гипотеза
А.Н. Леонтьева о чувствительности.
Эволюционное
развитие психики. Основные стадии развития психики
животных. Общее представление о формах поведения:
инстинкт, научение, навык, интеллект.
2
Комб
ОИ1
Вид задания
6
Информационное
Кол-во
обеспечение(
часов
№из табл.
1б,1в,1г)
7
8
2 Физиологические основы психики человека
Комб
ОИ1, комп
Тема 1.4. Сознание человека
1 Сознание
как высшая форма отражения человеком
действительности. Структура сознания.
2 Культурно-историческая концепция развития психики
человека. Понятие высшей психической функции. Основные
источники высшей психической функции человека.
Сравнение психики человека и животных.
3 Сознание и бессознательное. Общая характеристика
неосознаваемых психических процессов.
2
Комб.
2
Комб.
ОИ.1
ОИ1, комп
2
Комб
ОИ1, комп
1 Работа с конспектом
лекции..
2. Чтение и анализ
литературы по данной
теме.
1
1. http://f
orsoci
ologist
s.naro
d.ru/p
sychol
ogy.ht
ml
2
Тема 1.5. Деятельность
1
1 Основные понятия психологической теории деятельности.
2
Комб
ОИ1, комп
Макроструктура деятельности. Соотношение внешней и
внутренней деятельности. Освоение деятельности.
2 Решение практических задач по теме «Деятельность»
Решение практических задач
по заданной схеме
1
Раздел 2 Познавательные процессы
Тема 2.1 Ощущения
1 Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа
ощущения. Классификация видов ощущений.
2 Основные свойства ощущений: чувствительность, адаптация,
контраст, сенсибилизация, синестезия.
Взаимодействие ощущений.
Исследование взаимодействие ощущений и компенсаторных
3 возможностей ощущений.
2
Комбин
2
Комбин
1
Практ
занят
ОИ 1, комп
ОИ1, комп
ОИ 4, комп
Ответы на контрольные
вопросы по теме
ОИ 1
1
«Ощущение».
4 Лабораторный эксперимент.
1
Тема 2.2 . Восприятие
понятие о восприятии, свойства восприятия:
предметность, целостность, константность, осмысленность
восприятия. Зависимость восприятия от характера
деятельности.
2 Классификация видов восприятия.
1 Общее
Практ
занят
ОИ 4, комп
Комб
ОИ 1, комп
2
Комб
ОИ 1, комп
3 Иллюзии зрительного восприятия.
1
Практ
занят
ДИ 4 комп
4 Решение психологических задач по теме «Восприятие»
1
Практ
занят
2
Комб
Подбор диагностических
методик на исследование
ощущений
ОИ 4
1
Подбор и демонстрация
практического материала
по теме.
ОИ 1
2
Решение практических задач
по заданной схеме
ОИ1
2
Составление опорной
блок-схемы по теме
«Память».
http://ww
w.voppsy
.ru/
2
2
Тема 2.3.Память
1 Общая характеристика памяти.
Понятие об ассоциациях,
виды ассоциаций.
2 Основные процессы памяти, свойства и виды памяти.
3 Исследование индивидуальных особенностей памяти на
основе диагностического материала. Развитие памяти.
Мнемотехника.
Решение психологических задач по теме «Память»
ОИ 1, комп
комп
2
1
Практ
занят
1
Практ
занят
1
Комб
3
ДИ3 комп
Решение практических
задач по заданной схеме
Тема 2.4 Внимание.
1 Общее понятие о внимании, функции внимания, свойства
внимания:
сосредоточенность,
устойчивость,
объем,
ОИ 1,
комп
переключение, распределение. Рассеяность и ее виды.
2 Виды внимания. Развитие внимания.
1
Комб
4 Исследование
основных свойств внимания на основе
диагностического материала.
Игры и упражнения на коррекцию внимания
Тема 2.5. Мышление.
1
Практ.
занят
1 Общее понятие о мышлении. Виды мышления: предметно-
1
Комб
действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
2 Основные мыслительные операции. Формы мышления:
понятие, суждение, умозаключения. Процесс решения
мыслительных задач.
3 Развитие мышления.
4 Исследование
особенности
мышления
на
основе
диагностического материала.
5 Решение психологических задач
ОИ1, комп
ОИ 4
Комб
ОИ 1, комп
1
1
Комб
Практ.
занят
http://www.vo
ppsy.ru/
Практ.
занят
2
Комб
ДИ 4
4
ОИ 1, комп
2
1
Подбор игр и упражнений
на коррекцию внимания.
Подбор диагностического
материала для
исследования.
Решение практических
задач по заданной схеме
4
ОИ 4
Тема 2.6 Воображение.
1 Общее понятие о воображении, функции воображения.
Виды воображения. Приемы воображения.
и творчество. Понятие о креативности.
Развитие воображения.
3 Решение психологических задач.
2 Воображение
Тема 2.7. Речь
и ее функции. Речь как средство общения
(коммуникативная) и обобщения (мышления). Отличие речи
от языка. Значение и смысл.
1 Речь
2
Комб
1
Практ.
занят
2
Комб
ОИ 1, комп
ОИ 1, комп
http://www.vo
ppsy.ru/
Решение практических
задач по заданной схеме
5
ОИ 4
2 Соотношение
мышления и речи. Представление о
внутренней речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая
речи. Развитие речи.
2
Комб
3 Решение психологических задач по теме «Речь»
1
Практ.
занят
Раздел 3.
Личность. Индивидуальные особенности
личности.
Тема 3.1 Человек как субъект, личность и
индивидуальность.
1 Понятие «индивида», «личности», «индивидуальности»,
«субъект», их отношения. Понятие о человеке как субъекте
личности. Структура личности, самосознание, «Яконцепция». Механизмы психологической защиты.
Комб
Тема 3.2. Эмоционально-волевая сфера личности
1 Общее понятие об эмоциях. Физиологическая основа
эмоций. Функции и виды эмоций. Высшие чувства. Развитие
эмоций.
2 Общее представление о воле. Структура волевого акта.
Мотивация и волевая активность. Волевые качества человека
и их развитие.
3 Психологические состояния и их регуляция.
2
2
Практ.
занят
2
Комб
2
Комб
2
Практ.
занят
Практ.
занят
Практ.
занят
4 Исследование волевых качеств личности.
2
5 Решение психологических задач по теме «Эмоционально-
2
волевая сфера личности»
Тема 3.5. Темперамент.
1 Понятие
о темпераменте. Физиологические основы и
ОИ 1, комп
2
2 Направленность личности, формы ее проявления. Рождение
личности. Развитие и формирование личности.
3 Решение психологических задач по теме «Личность»
Решение практических
задач по заданной схеме
2
Комб
Решение психологических
задач по заданной схеме
ОИ 1, комп
ОИ 1, ком
Подбор диагностических
методик по данной теме
Решение психологических
задач по заданной схеме
ОИ1, комп
психологические характеристики темперамента
ОИ 1, комп
2 Типология темперамента.
3 Исследование
типа
темперамента
диагностического материала.
на
основе
4 Решение психологических задач по теме «Темперамент»
2
Практ.
занят
ДИ 7
Подбор диагностических
методик на определение
особенностей
темперамента
Практ.
занят
2
Комб
ОИ 1 комп
2 Типология характера. Формирование характера.
2
Комб
ОИ 1 комп
3 Исследование типа характера на основе самодиагностики.
2
Практ.
занят
Подбор диагностических
методик на определение
особенностей характера
4 Решение психологических задач по теме «Характер»
2
Практ.
занят
Решение психологических
задач по заданной схеме
1
1
Комб
2
Практ.
занят
Тема 3.4. Характер.
о характере.
характера.
Соотношение
темперамента
Тема 3.5.Способности.
о способностях. Задатки и
Врожденное и приобретенное.
2 Виды способностей. Развитие способностей.
3 Исследование творческих способностей
1 Понятие
способности.
4 Решение психологических задач по теме «Способности»
Курсовой проект
Промежуточная аттестация
Всего:
и
2
Практ.
занят
3
60/32
5
Решение психологических
задач по заданной схеме
2
1 Понятие
ОИ 4
ОИ 1, комп
ДИ 4
Подбор диагностических
методик по данной теме
Определение уровень
развития способностей
,используя практический
материал.
http://ww
w.voppsy
.ru/
2
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии» рабочее место преподавателя, оснащенное демонстрационным и/или интерактивным оборудованием,
лицензионным программным обеспечением, выход в локальную и глобальную сеть Интернет. Учебно-методический комплекс по
дисциплине, учебные пособия, дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения
студентов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные
и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных
изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ.учреждений сред.профобразования /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан, А.Д. Андреева. – М.: Академия, 2019. – 496 с.
2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 726 с.
3. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II. Психические состояния : учебник ипрактикум для среднего профессионального
образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., пере- раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с.
4. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том III. Свойства личности : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., пере-раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Дубровина, И.В. Психология: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] /И.В. Дубровина, Е.Е.
Данилова. - URL: https://www.academia- moscow.ru/catalogue/5411/481201/
2. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию : учебник ипрактикум для среднего профессионального
образования / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 726 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785-534-10262-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/429650
3. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II. Психические состояния : учебник ипрактикум для среднего профессионального
образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., пере- раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Профессиональное обра-
зование). — ISBN 978-5-534-10270-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/456495
4. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том III. Свойства личности : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10273-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/456500
3.2.2. Основные электронные издания
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1.
Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования [Текст] / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А.
Царегородцева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 208 с.
2.
Васильева, Н. Н. Психология: учеб. пособие для СПО [Текст] / С. В.
Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. – 2–е изд., испр. и доп. – М. :
Издательство Юрайт, 2018. – 234 с.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знания:
предмет, задачи и методы
психологии;
развитие
психологии как
науки;
психика и ее развитие;
сознание
и
самосознание;
деятельность,
ее
психологическая структура,
виды деятельности;
познавательные психические
процессы:
ощущения,
восприятие,
внимание, память, мышление,
речь, воображение;
человек как индивид, субъект,
личность,
индивидуальность, структура
личности;
самосознание,
Яконцепция; направленность
личности;
эмоции,
чувства,
воля,
темперамент;
индивидуальнотипологические особенности
человека: характер, задатки,
способности.
знание предмета, задач
и
методов психологии как
науки; этапов
развития
психологии как науки;
понимание
возникновения
и
развития
психики,
сравнение
психики
животных и человека;
понимание сознания
как формы
отражения
человеком
действительности
знание
понятия
деятельность, структуры
деятельности,
видов
деятельности;
анализ закономерностей
формирования различных
видов деятельности;
знание понятия,видов
различных
познавательных
психических процессов;
понимание значения
познавательных
психических процессов в
жизни человека;
сравнение
познавательных
психических процессов;
знание проекцийчеловека
в психологии
(человек, как индивид,
субъект,
личность,
индивидуальность),
структуры личности;
знание самосознания,
структурысамосознания,
направленности
личности, понимание Яконцепции;
оценка
Методы оценки
анализ и оценка решения
тестовых заданий;
анализ и оценка решения
ситуационных задач;
анализ и оценка презентации
по выбранной теме;
13
умения
применять
знания
общей
психологии
при
решении
психологических задач;
выявлять
индивидуальные
особенности познавательной сферы,
индивидуально-типологические и
личностные особенности.
механизмов
психологической защиты
личности;
понимание значения
эмоций, чувстви воли в
жизни человека;
знание основныхтипов
темперамента;
понимание значения
темперамента вжизни
человека, оценкавлияния
типа
темперамента
на
деятельность человека;
знание индивидуальнотипологических
особенностей человека
(характер,
задатки,
способности);
понимание значения
их в жизни
человека, оценка влияния
характера и способностей
на
деятельность
человека.
использование
знаний
психологии
при
решении
психологических задач;
поиск, выбор и применение
методик
для определения
индивидуальных особенностей
познавательной
сферы,
индивидуальнотипологических и личностных
особенностей.
оценка результатов
выполнения
практической работы;
экспертное наблюдение за ходом
выполнения практической работы.
14