ОП.02 Основы педагогики

Министерство образования и науки РД
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02 Основы педагогики

по специальности 44.02.01
Дошкольное воспитание

2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 Основы педагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы педагогики» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02;
ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания

Код ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 09



Умения


ориентироваться
в
современных
проблемах
образования, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования;

анализировать
педагогическую деятельность;

оценивать собственные
профессионально-личностные;

качества
и
педагогические способности;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую
для
профессионального
самообразования
и
саморазвития;

определять специфику
основных видов педагогической
деятельности;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
педагога
в
обществе
и
повышении квалификации;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
факторов в развитии личности
ребенка,
возрастной
периодизации в практических
ситуациях;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности

педагогической деятельности;

демонст

рировать правильное
примене
ние методов
и 
процеду

ры
педагогического
исследования;

определять
педагогические
возможности
различных
методов, приемов, методик,
форм
организации
педагогического процесса; 



Знания


объект, предмет, задачи, методы
педагогики как науки;

категории педагогики;

взаимосвязь педагогической науки
и практики, тенденции их развития;

структура педагогики;

место педагогики в системе
гуманитарных и естественных наук;

этапы возникновения и развития
педагогики как науки и практики;

источники педагогики;

структура системы образования;

принципы
государственной
политики в области образования в РФ;

права,
обязанности
и
академические свободы педагогических
работников в сфере профессиональной
деятельности, гарантии их реализации;

ответственность
педагогических
работников;

приоритетные
направления
развития
образовательной
системы
Российской Федерации;

реализация
приоритетных
направлений
на
уровне
региона:
региональные программы и проекты;

вариативное образование в РФ;

возникновение
и
развитие
педагогической профессии;

профессионально-личностные
качества и способности педагога;

роль
самообразования
и
самовоспитания в становлении педагога профессионала;
характеристика
педагогической
деятельности;
основные
положения
Профессионального стандарта педагога;
аттестация
и
повышение квалификации
педагогических
работников;
принципы
Международного
движения «Молодые профессионалы»
WorldSkills как средства достижения
успеха в профессии;
понятия: личность, индивид, развитие;


анализировать принципы
построения
педагогического
процесса;

анализировать структуру
педагогического процесса;

анализировать
этапы
педагогического процесса;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
педагогической деятельности;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
обучения;

нроектировать цели и
задачи обучения;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
процесса обучения;

определять
педагогические
возможности
различных методов, приемов,
форм организации обучения;

осуществлять контроль
процесса обучения;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
воспитания;

проектировать цели и
задачи воспитания;

определять
педагогические
возможности
различных методов, приемов,
технологий и форм организации
воспитания;

осуществлять контроль и
результаты процесса
воспитания



роль наследственности и среды в
развитии личности ребенка;

общение и деятельность как
факторы развития личности;

роль воспитания и обучения в
развитии личности;

педагогическая
возрастная
периодизация;

дифференцированный
и
индивидуальный
подход
в
образовательном процессе. инклюзивное
образование: понятие, задачи, принципы и
формы;

современные
проблемы
инклюзивного образования;

технологии
инклюзивного
образования;

понятие
педагогического
исследования;

виды
педагогических
исследований;

методы
педагогического
исследования
(теоретические,
эмпирические,
математические
и
статистические);

сущность
целостного
педагогического процесса;

закономерности
целостного
педагогического процесса;

принципы построения целостного
педагогического процесса;

структура
педагогического
процесса;

этапы педагогического процесса;

сущность образовательной среды;

функции образовательной среды;

компоненты
образовательной
среды;

сущность дидактики как науки об
обучении;

закономерности обучения;

принципы обучения;

цели обучения;

содержание обучения;

средства обучения;

методы обучения;



находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
воспитания;

ориентироваться
в
современных
проблемах
воспитания, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования.


формы обучения;

понятие
контроля
процесса
обучения;

виды контроля обучения и формы
его организации;

способы
оценки
учебных
достижений детей как показателя качества
обучения;

сущность процесса воспитания;

закономерности воспитания;

принципы воспитания;

структура процесса воспитания;

цель и задачи воспитания;

содержание воспитания;

средства воспитания;

методы воспитания;

концепции воспитания;

формы
организации
воспитательного процесса;

оценка
уровня
воспитанности
детей;

воспитательные системы;

воспитание личности в коллективе;

воспитательный потенциал семьи;

взаимодействие
образовательной
организации с семьей.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Распределение по
семестрам
Всего часов
1 семестр
2 семестр

Образовательная нагрузка
Всего
Теоретич
92
46
52
26
40
20

Форма промежуточной аттестации
Практич
46
26
19+1 д.з

Дивфзачет

1

7

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Основы общей педагогики
Тема 1.1 ПедагоСодержание учебного материала
гика как наука
1.
Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки

2.
Категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая
система, развитие, формирование, педагогическая технология
3.
Структура педагогики
4.
Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
5.
Источники педагогики
6.
Этапы возникновения и развития педагогики

Тема 1.2 Система
образования в
РФ

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Составление тезауруса категорий педагогики.
Практическое занятие 2. Анализ учебных материалов о роли педагогического
знания в жизни человека
Практическое занятие 3. Анализ учебных материалов и разработка логических
схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики с другими науками».
Практическое занятие 4. Составление таблицы этапов развития педагогики,
формулировка выводов.
Содержание учебного материала

1.

Структура системы образования в РФ

2.

Принципы государственной политики в области образования в РФ

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад ч

3
50
8

Коды
компетенций и
личностных
результатов57,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01; ОК 02
ОК 09

2

6
2
2
1
1
6
2

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 7;

8

3. Права, обязанности и академические свободы педагогических
работников в сфере профессиональной деятельности, гарантии их
реализации. Ответственность педагогических работников.
4.
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации. Вариативное образование в РФ
5.
Реализация приоритетных направлений на уровне региона:
региональные программы и проекты.

Тема 1.3 Педагог
как субъект образовательного
процесса

Тема 1.4 Ребенок
как субъект образовательного

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 5. Анализ положений ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012.
Практическое занятие 6. Анализ одной из программ или проектов в области образования, относящихся к приоритетным направлениям развития образования.
Содержание учебного материала

1.
Возникновение и развитие педагогической профессии.
2.
Профессионально-личностные качества и способности педагога.
3.
Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога профессионала.
4.
Характеристика педагогической деятельности.
5.
Профессиональный
стандарт
«Педагог»
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования), (воспитатель, учитель): характеристика
основных положений.
6.
Аттестация и повышение квалификации педагогических работников.
7.
Принципы Международного движения «Молодые профессионалы»
WorldSkills как средства достижения успеха в профессии
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 7. Анализ Профессионального стандарта педагога.
Практическое занятие 8. Определение уровня развития собственных профессионально-личностных качеств и педагогических способностей. Разработка рекомендаций собственного профессионального роста.
Практическое занятие 9. Ознакомление с сайтами образовательных организаций,
образовательными платформами по дополнительному профессиональному образованию педагогов.
Содержание учебного материала

1.
2.

Понятия: личность, индивид, развитие.
Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка.

4
2
2

12

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 7; ЛР 11

6

6
2

2
2

12
1

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 13;

9

процесса

Тема 1.5 Педагогическое исследование

Тема 1.6 Педагогический процесс
как система

Тема 1.7 Образо-

3.
Общение и деятельность как факторы развития личности.
4.
Роль воспитания и обучения в развитии личности.
5.
Педагогическая возрастная периодизация.
6.
Дифференцированный и индивидуальный подход в образовательном
процессе.
7.
Инклюзивное образование: понятие, задачи, принципы и формы
инклюзии в образовательной организации. Современные проблемы
внедрения инклюзивного образования и пути их решения.
8.
Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г. Ривина, И.Унт,
А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)

1
1
1
1
1

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 10. Применение знаний о роли факторов в развитии личности ребенка, возрастной периодизации в практических ситуациях.
Анализ методов и условий построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей ребенка. Решение педагогических задач на определение цели и вариантов дифференцированного подхода в образовании, в том числе
в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание учебного материала

4
4

1.
2.
3.

Понятие педагогического исследования
Этапы педагогического исследования
Методы педагогического исследования

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 11. Выбор методов исследования в соответствии с параметрами методологического аппарата. Подбор отдельных методов педагогического исследования на основе практических ситуаций
Содержание учебного материала

1.
2.
3.
4.
5.

Сущность целостного педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса
Принципы построения целостного педагогического процесса
Структура педагогического процесса
Этапы педагогического процесса

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 12. Анализ проявления закономерностей педагогического
процесса на основе практических ситуаций. Анализ практических ситуаций педагогического процесса в разных видах образовательных организаций
Содержание учебного материала

1

1

4
2

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 12

2

4

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

2

2

4

ОК 01; ОК 02

10

вательная среда

1.
2.
3.

Сущность образовательной среды
Функции образовательной среды
Компоненты образовательной среды

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 13. Анализ развивающей предметно-пространственной
среды образовательной организации на примере конкретной образовательной
организации (фотографии с сайта детского сада, школы, колледжа)
Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Теоретические основы
1.
Сущность дидактики как науки об обучении
обучения
2.
Закономерности обучения

3.
4.
Тема 2.2. Содержание и организация обучения

Принципы обучения
Современные дидактические концепции

2
2

22
4

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

4

Содержание учебного материала

12

1.
Цели обучения
2.
Содержание обучения
3.
Средства обучения
4.
Методы обучения
5.
Формы обучения
6.
Понятие контроля процесса обучения
7.
Виды контроля обучения и формы его организации
8.
Способы оценки учебных достижений детей как показателя
качестваобучения

6

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 14. Анализ таксономии Б. Блума. Постановка целей и задач обучения по заданной теме и содержанию обучения в соответствии с теорией
образовательного целеполагания А.В. Хуторского
Практическое занятие 15. Анализ ФГОС НОО, учебного плана, программы,
учебника, учебно-методических пособий
Практическое занятие 16. Реализация обучения в практике педагога через решение педагогических задач. Использование форм и методов обучения в практике
педагога в практических ситуациях
Раздел 3. Теория воспитания
Содержание учебного материала
Тема 3.1 Теоретические основы
1.
Сущность процесса воспитания
воспитания
2.
Закономерности воспитания

ОК 09
ЛР 13

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

12

20
4
4

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

11

3.
4.
5.
Тема 3.2 Содержание и организация воспитания

Тема 3.3 Воспитание как системное явление

Принципы воспитания
Структура процесса воспитания
Современные концепции воспитания

Содержание учебного материала

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Цель и задачи воспитания
Содержание воспитания
Средства воспитания
Методы воспитания
Формы организации воспитания
Оценка уровня воспитанности детей

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 17. Реализация воспитания в практике педагога через решение педагогических задач. Использование технологий воспитания в практических ситуациях
Практическое занятие 18. Анализ педагогических ситуаций, подбор способов
оценки воспитанности детей и разработка рекомендаций по воспитанию
Содержание учебного материала

1.
Воспитательные системы
2.
Воспитание личности в коллективе
3.
Воспитательный потенциал семьи
4.
Цели и задачи взаимодействия образовательной организации с
семьей
5.
Формы взаимодействия образовательной организации с семьей

8

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

4

4

8

ОК 01; ОК 02
ОК 09
ЛР 16; ЛР 17

4

В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 19. Использование приемов организации совместной деятельности детей через решение педагогических задач
Практическое занятие 20. Использование различных форм взаимодействия образовательной организации и семьи через решение педагогических задач

4
2

Д.з.

2
2245656

Промежуточная аттестация
Всего

58

8
92

Выделяется обязательно не менее 1-2 часов на зачет и не менее 6 часов на экзамен.

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии» рабочее место преподавателя, оснащенное
демонстрационным и/или интерактивным оборудованием, лицензионным программным
обеспечением, выход в локальную и глобальную сеть Интернет. Учебно-методический
комплекс по дисциплине, учебные пособия, дидактический и демонстрационный
материал, необходимый для организации качественного обучения студентов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А.
Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с.
2.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Библиотеки ВУЗов. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
[Электронный ресурс]: URL: http://window.edu.ru/unilib/
2.
Гуманитарный издательский центр «Владос» [Электронный ресурс]: URL:
http://www.vlados.ru/
3.
Министерство
просвещения
РФ
[Электронный
ресурс]:
URL:
https://edu.gov.ru/
4.
Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: URL:
https://elibrary.ru/
5.
Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]: URL:
https://urait.ru
6.
Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]: URL: http://pedlib.ru/
7.
Сайт института образовательной политики «Эврика» [Электронный ресурс]:
URL: http://www.eurekanet.ru/
8.
Система электронного обучения «Академия-Медиа 3.5» [Электронный
ресурс]: URL: https://www.academia-moscow.ru/e_learning/seo-3-5/
9.
Сковородкина И.З. Педагогика [электронное учебное издание] / И.З.
Сковородкина,
С.А.
Герасимов.
–
URL:
https://www.academiamoscow.ru/catalogue/5411/481158/
10.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N
273-ФЗ [Электронный ресурс]:
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
13

11.
Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]: URL:
https://firo.ranepa.ru/
12.
ЭБС «Консультант студента» (студенческая электронная библиотека)
[Электронный ресурс]: URL: https://www.studentlibrary.ru/
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1.
Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н.Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2020. – 377 с.
2.
История
педагогики
и
образования:
учебник
для
среднего
профессионального образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 452 с.
3.
Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное образование:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.А. Левшунова и др. –
Красноярск – Лесосибирск, 2017. – 114 с.
4.
Педагогический словарь/ Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
5.
Подласый И.П. Педагогика: учебник для среднего профессионального
образования / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020.
– 576 с.
6.
Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ.
учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. - М.: Издательский
центр «Академия», 2016. – 368 с.
7.
Сковородкина И.З. Педагогика: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / Сковородкина, С.А. Герасимов. - М.: Издательский центр «Академия»,
2019. – 640 с.
8.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. исаев, Е.Н. Шиянов. – М.
Издательский центр «Академия», 2012. – 496с.
9.
Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т.В. Фуряева. – 2-е изд. – М.: Издательство
Юрайт, 2020. – 176 с.
10.
Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего
поколения. / А.В. Хуторской. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знания

объект,
предмет,
задачи, методы педагогики как
науки;

категории педагогики;

взаимосвязь педагогической
науки
ипрактики,
тенденции ихразвития;

структура педагогики;

место педагогики в системе
гуманитарных и естественных
наук;

этапы возникновения и
развития педагогики как науки и
практики;

источники педагогики;

структура
системы
образования;

принципы государственной
политики вобласти образования в
РФ;

права,
обязанности
и
академические
свободы
педагогических работников в сфере
профессиональной деятельности,
гарантии
их
реализации.
ответственность
педагогических
работников;

приоритетные направления
развитияобразовательной
системыроссийской
федерации;

реализация приоритетных
направленийна
уровне
региона:
региональные программы и
проекты;

вариативное
образование в РФ;

возникновение
и
развитие
педагогической
профессии;

профессиональноличностные качества и

Критерии оценки


называет методологический
аппаратпедагогики (предмет,
задачи,методы педагогики);

воспроизводит основные
педагогические
понятия: образование,
воспитание,обучение,
педагогическийпроцесс,
педагогическое
взаимодействие, педагогическая
система,развитие,
формирование,педагогическая
технология;

устанавливает
связь
педагогической науки и практики,
делает вывод о роли педагогических
знаний вразвитии общества;

перечисляет
отрасли
педагогики;

приводит
примеры связи
педагогики с другими науками;

составляет таблицу этапов
развития педагогики как науки и
практики;

называет
источники
педагогической науки;

объясняет
компоненты
системы образования в РФ;

приводит примеры реализации
принципов государственной
политики в области образования в
РФ;

перечисляет
права
и
обязанности
педагога.
понимает
ответственность
педагогических работников перед
обществом и государством;

оценивает приоритетные
направленияразвития
образовательнойсистемы РФ
на основегосударственной
программыразвития
образования в РФ;

Методы
оценки

оценка
результатов
выполнения
тестовых
заданий и
устного
собеседования.

15

способности педагога;

роль самообразования
и
самовоспитания
в
становлении
педагога
–
профессионала;

характеристика
педагогической деятельности;

основные положения
профессионального стандарта
педагога;

аттестация
и
повышение
квалификации
педагогических работников;

принципы
международного движении
«молодые
профессионалы»
Worldskills
как
средства
достижения
успеха
в
профессии;

понятия:
личность,
индивид, развитие;

роль наследственности
и среды в развитии личности
ребенка;

общение
и
деятельность как факторы
развития личности;

роль воспитания и
обучения
в
развитии
личности;

педагогическая
возрастная периодизация;

дифференцированный
и индивидуальный подход в
образовательном процессе;

инклюзивное
образование;

понятие
педагогического
исследования;

виды педагогических
исследований;

методы
педагогического
исследования (теоретические,
эмпирические,
математические
и
статистические);

сущность целостного
педагогического процесса;

закономерности


анализирует
опыт
реализации
региональных
программ и проектов в
области образования;

описывает
типы
вариативных
образовательных организаций
в РФ;

распознает
этапы
развития
педагогической
профессии;

понимает объективные
факторы
появления
профессии воспитателя детей
дошкольного возраста;

выявляет
отличительные
черты
профессиональных,
личностных
качестви
педагогических
способностей;

понимает
необходимость их развития;

объясняет
роль
самообразования
и
самовоспитания
в
становлении
педагога
–
профессионала;

понимает особенности
педагогической деятельности;

распознает структуру
педагогической деятельности;

понимает
роль
педагога
как
субъекта
педагогической деятельности;

описывает основные
положения
профессионального стандарта
педагога;

понимает
необходимость
повышения
квалификации
педагогических работников;

называет
порядок
прохождения аттестации;

перечисляет
требования к аттестации на
основе нормативных
документов;

понимает возможности
участия в международном
16

целостного педагогического
процесса;

принципы построения
целостного педагогического
процесса;

структура
педагогического процесса;

этапы педагогического
процесса;

сущность
образовательной среды;

функции
образовательной среды;

компоненты
образовательной среды;

сущность
дидактики
как науки об обучении;

закономерности
обучения;

принципы обучения;

цели обучения;

содержание обучения;

средства обучения;

методы обучения;

формы обучения;

понятие
контроля
процесса обучения;

виды
контроля
обучения и формы его
организации;

способы
оценки
учебных достижений детей
как
показателя
качества
обучения;

сущность
процесса
воспитания;

закономерности
воспитания;

принципы воспитания;

структура
процесса
воспитания;

цель
и
задачи
воспитания;

содержание
воспитания;

средства воспитания;

методы воспитания;

концепции воспитания;

формы
организации
воспитательного процесса;

движении
«молодые
профессионалы» Worldskills
как средства достижения
успеха в профессии;

формулирует понятия:
личность, индивид, развитие;

оценивает
положительное
и
отрицательное
влияние
наследственности и среды в
развитии личности ребенка.
воспроизводит
понятие
развивающей среды;

оценивает
положительное
влияние
общения и деятельности в
развитии личности ребенка.
воспроизводит
понятие
ведущей деятельности;

объясняет
положительное
влияние
обучения и воспитания в
развитии личности ребенка;

устанавливает
различия этапов возрастного
развития
детей
в
соответствии
с
периодизацией
Д.Б.
Эльконина;

приводит
примеры
дифференцированного
и
индивидуального подхода в
обучении и воспитании детей
на разных этапах возрастного
развития;

формулирует понятие
инклюзивного образования;

понимает задачи и
принципы
инклюзивного
образования.
обобщает
современные
проблемы
внедрения
инклюзии
в
образовании. делает обзор
технологий
инклюзивного
образования;

выделяет
существенные
черты
педагогического
исследования;

перечисляет
виды
педагогических
17


оценка
уровня
воспитанности детей;

воспитательные
системы;

воспитание личности в
коллективе;

воспитательный
потенциал семьи;

взаимодействие
образовательной организации
с семьей.

исследований;

подразделяет
фундаментальные,
прикладные исследования и
разработки;

отбирает
методы
педагогического
исследования (теоретические,
эмпирические,
математические
и
статистические)
в
соответствии с заданными
условиями;

воспроизводит
определение педагогического
процесса;

называет
аспекты
целостности педагогического
процесса.
перечисляет
функции
педагогического процесса;

объясняет
закономерности
педагогического процесса;

приводит
примеры
реализации
принципов
построения педагогического
процесса;

перечисляет
компоненты
структуры
педагогического процесса;

обосновывает
ведущую роль цели и задач в
построении педагогического
процесса;

отделяет
этапы
педагогического процесса в
практических ситуациях;

называет определение
и параметры образовательной
среды;

перечисляет функции
образовательной среды;

распознает
компоненты образовательной
среды;

называет
сущность,
объект и предмет дидактики;

понимает обучение как
процесс;

описывает структуру и
18

виды обучения;

объясняет
закономерности обучения;

приводит
примеры
реализации
принципов
обучения;

описывает
процесс
целеполагания в обучении
как разбиение цели на задачи
и их иерархию;

формулирует цель и
задачи
по
заданным
условиям;

анализирует
компоненты
содержания
образования:
федеральный
государственный
образовательный
стандарт,
учебный
план,
учебная
программа,
учебная
литература;

перечисляет средства
обучения по классификации
В. Оконя, Н.М. Шахмаева;

приводит
примеры
применения
средств
обучения;

отбирает
методы
обучения
по
различным
основаниям (по источнику
знаний, по этапу обучения, по
способу руководства учебной
деятельностью, по логике
учебного
процесса,
по
дидактическим целям, по
характеру
познавательной
деятельности);

сравнивает
формы
обучения: индивидуальные,
индивидуально-групповые,
коллективные,
основные,
вспомогательные,
дополнительные;

сопоставляет средства
и методы контроля обучения;

определяет
виды
контроля и формы его
организации;

отбирает
способы
оценки учебных достижений,
обучающихся;
19


называет
понятие
воспитания как процесса;

объясняет
закономерности воспитания;

приводит
примеры
реализации
принципов
воспитания;

распознает структуру
процесса воспитания;

описывает
процесс
целеполагания в воспитании
как разбиение цели на задачи
и их иерархию;

формулирует цель и
задачи
воспитания
по
заданным условиям;

сопоставляет
содержание воспитания в
образовательных
организациях: формирование
научного
мировоззрения,
гражданское
воспитание.
формирование
основ
нравственной
культуры
личности,
трудовое
воспитание
и
профессиональная
ориентация
личности,
формирование эстетической
культуры
личности,
воспитание
физической
культуры личности;

приводит
примеры
применения
средств
воспитания;

отбирает
методы
воспитания
по
В.А.
Сластенину в практических
ситуациях;

делает
обзор
современных
гуманистических
воспитательных концепций
А.А. Бодалева, О.С. Газмана,
А.В. Иванова,
Н.Е.
Щурковой;

описывает
формы
организации воспитательного
процесса: мероприятие, игра,
дело;

анализирует критерии
20

умения

ориентироваться
всовременных
проблемах
образования, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования;

анализировать
педагогическую деятельность;

оценивать собственные
профессионально-личностные
качества и педагогические
способности;

находить
и

воспитанности
(общие и
частные,
внешние
и
внутренние);

отбирает
способы
оценки уровня воспитанности
по заданным условиям;

понимает
сущность
воспитательной
системы
(понятие, структуру, этапы
развития);

делает
обзор
современных воспитательных
систем:
общей
заботы,
школы-комплекса,
гуманистической;

описывает признаки,
структуру и условия развития
детского коллектива;

подразделяет
этапы
развития
детского
коллектива;

объясняет
эффективность
способов
воспитания
личности
в
коллективе;

объясняет проблемы и
воспитательные возможности
разных типов семьи: полная неполная, благополучная –
неблагополучная, малодетная
– многодетная;

анализирует
эффективность разных форм
взаимодействия
образовательной организации
и
семьи:
наглядные,
индивидуальные, групповые;

определяет

оценка
современные
проблемы результатов выполнения
образования
на
основе практической работы.
анализа
нормативных
документов;

определяет
перспективы
развития
образования в России и
регионе на основе анализа
федеральной и региональной
программ
развития
образования;

осуществляет
поиск
компонентов педагогической
21

анализировать
информацию
,
необходимую

для

22

профессионального
самообразования
исаморазвития;

определять специфику
основных
видов
педагогической деятельности;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
педагога в обществе и
повышении квалификации;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
факторов в развитии личности
ребенка,
возрастной
периодизации в практических
ситуациях;

находить
и
анализировать
информацию, необходимую
для решения педагогических
проблем, повышения
эффективности
педагогической деятельности;

демонстрировать
правильное
применение
методов
и
процедуры
педагогического
исследования;

определять
педагогические
возможности
различных методов,
приемов, методик,
форм
организации
педагогического процесса;

анализировать
принципы
построения
педагогического процесса;

анализировать
структуру
педагогического
процесса;

анализировать этапы
педагогического процесса;

находить
и
анализировать
информацию, необходимую
для решения педагогических
проблем, повышения
эффективности
педагогической деятельности;

деятельности
на
основе
ситуационных задач;

проектирует развитие
собственных
профессиональноличностных
качеств
и
педагогических способностей
на основе самодиагностики;

разрабатывает
рекомендации собственного
профессионального роста на
основе самооценки;

определяет
виды
педагогической деятельности
на основе ситуационных
задач по
плану,
предложенному
преподавателем,
и
аргументирует свой выбор;

формулирует
положения о роли педагога в
обществе на основе изучения
взглядов
выдающихся
педагогов в соответствии
определяет требования к
профессиональным знаниям,
умениям
и
действиям
педагога
на
основе
должностной
инструкции,
профессионального стандарта
и нормативных документов,
регламентирующим
аттестацию;

определяет
пути
повышения
квалификации
педагога через знакомство с
сайтами
образовательных
организаций,
образовательными
платформами
по
дополнительному
профессиональному
образованию педагогов;

осуществляет поиск и
анализ информации о роли
внешних
и
внутренних
факторов
в
развитии
личности ребенка в открытых
источниках
(средствах
массовой информации);

осуществляет выбор
23


находить
и
анализировать информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
обучения;

проектировать цели и
задачи обучения;

24


находить
и
анализировать информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
процесса обучения;

определять
педагогические возможности
различных методов, приемов,
форм организации обучения;

осуществлять контроль
процесса обучения;

находить
и
анализировать информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
воспитания;

проектировать цели и
задачи воспитания;

определять
педагогические возможности
различных методов, приемов,
технологий
и
форм
организации воспитания;

осуществлять контроль
и
результаты
процесса
воспитания;

находить
и
анализировать информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем
воспитания;

ориентироваться
в
современных
проблемах
воспитания, тенденциях его
развития и направлениях
реформирования.

условий
и
методов
образовательного процесса с
учетом
дифференцированного
и
индивидуального подхода, в
том числе в отношении детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, по
заданным критериям;

формулирует объект и
предмет, цель и задачи
педагогического
исследования по заданным
условиям;

разрабатывает
содержание
методов
педагогического
исследования
на
основе
практических ситуаций;

выделяет особенности
построения взаимодействия
педагога и обучающихся
(воспитанников)
в
педагогическом
процессе
образовательной организации
на
основе
практических
ситуаций;

выделяет взаимосвязи
между закономерностями и
принципами
построения
педагогического процесса на
примере
практических
ситуаций;

структурирует
построение
(выделяет
компоненты) педагогического
процесса;

выделяет взаимосвязи
между компонентами
педагогического процесса;

выделяет
этапы
педагогического процесса на
основе практических
ситуаций;

оценивает отдельные
аспекты
образовательной
среды образовательной
организации:
определяет
соответствие предметной
среды
заявленным
педагогическим идеям;
25


применяет
закономерности и принципы
обучения
в
конкретных
практических ситуациях;

формулирует цели и
задачи обучения с
учетом
заданных условий (возраст
обучающихся,
тема,
содержание материала) в
соответствии
с
теорией
образовательного
целеполагания
А.В.
Хуторского;

выделяет связи;

в
разных
видах
нормативной
учебной
документацией;

выделяет
педагогические возможности
различных методов, приемов,
форм организации обучения;

с учетом заданных
условий;

демонстрирует
правильное
применение
методов и процедуры;

применяет
закономерности и принципы
обучения
в
конкретных
практических ситуациях;

формулирует
цели
воспитания
с
учетом
заданных условий (возраст
воспитанников, направление
воспитания и доминирующие
культурные потребности);

формулирует задачи
воспитания
с
учетом
заданных условий (заданная
цель воспитания);

выделяет
педагогические возможности
различных методов, приемов,
технологий
и
форм
организации воспитания;

с учетом заданных
условий;

демонстрирует
правильное
применение
методов и процедуры;

применяет
26

закономерности и принципы
воспитания «в коллективе и
через
коллектив»
в
конкретных
практических
ситуациях (по заданному
плану);

определяет проблемы
воспитания, определяет пути
их преодоления с опорой на
нормативные документы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».