ОП.01 Педагогика 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ПЕДАГОГИКА
Специальность 49.02.01. «Физическая культура »

2022

1

РЕКОМЕНДОВАНО К
УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж»
им. Г.Б Казиахмедова

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 ПЕДАГОГИКА
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01. «Физическая культура »
(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00. «Образование и педагогические науки »
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.
Разработчик:
Самедова Л.А.., преподаватель по программам начального общего образования ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» преподаватель высшей категории
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» для применения в
учебном процессе.
Рецензенты:

- Л.Г.Зотова, директор МБОУ СОШ №12, Отличник народного просвещения РД,
Заслуженный работник образования РД

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 1 ПЕДАГОГИКА

1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
программы
подготовкиспециалистов среднего звена
в соответствии с ФГОС по
специальностиСПО49.02.01.«Физическая культура », входящей в состав укрупненной
группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации
и переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:











взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных
типов и видов ОУ на различных ступенях образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе
обучения, основы развивающего обучения, дифференциации индивидуализации
обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной
дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику
и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
4



средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы
оценочной деятельности педагога

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

160

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

106

в том числе:
практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Подготовка к повторительно-обобщающему семинару по теме «Предмет,
задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной
педагогики»
Составить презентацию по теме «Норма и отклонение развития
человека».
Разработать схему критериев оценки явления «норма-отклонение» по
разным авторам.
Составить тестовые задания по данной теме (не меньше 10).
Подготовить аннотацию 2-3 статей/или/учебных пособий/или монографий
по данной теме. Ориентируйтесь на год издания – последние два года.

в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 01. Педагогика

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в педагогическую профессию.
Содержание учебного материала

Тема 1.1
Введение в
педагогическую
деятельность

3

1.Возникновение и становление педагогической профессии
2. Особенности и своеобразие педагогической профессии. Профессиональные требования к
личности педагога.

1
3

2
2

3. Профессиональная компетентность учителя. Теоретическая и практическая готовность к
педагогической деятельности. Педагогическое мастерство.
Самостоятельная работа обучающихся

3

1.Подготовить реферат на тему; Современное общество и учитель
2.Написать сочинение на тему «Педагогическая профессия в 21веке»
Раздел 2.

Общие основы педагогики
Содержание учебного материала

Тема 2.1.
Общие основы

1. Возникновение и развитии педагогической науки. Воспитание и развитие подрастающего

1

7

педагогики

поколения на разных этапах развития общества.

1

2. Педагогика как наука о воспитании Объект, предмет, задачи функции педагогики.
3.Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система
педагогических наук.

4

1

4.Основные категории педагогики: образование, обучение, педагогический процесс,
педагогическое взаимодействие, педагогическая система, педагогическая технология,
педагогическая деятельность, педагогическая задача, развитие, формирование.

Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа над понятиями. Составление опорных схем педагогических идей великих педагогов
прошлого. Написание рефератов о жизни и педагогической деятельности Я.А.Каменского,
Д.Локка, И.Гербарта, К.Д.Ушинского и др.
2.Написать сочинение или эссе на одну из тем по выбору:

4

«Современная педагогическая наука», «Педагогика-это наука или искусство».
Написание
творческой работы о взаимосвязи педагогической науки или практики
3.Составить словарь педагогических понятий.
Тема 2.2.

Содержание учебного материала

5

8

Ребенок как
объект, субъект
целостного
педагогического
процесса

1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Понятия «индивид», «личность»,
«индивидуальность», «человек» .

2
3

1

2. Факторы влияющие на развитие личности наследственность, среда, воспитание, активность
личности. Взаимосвязь развития и воспитания.

2

3. Особенности развития на разных возрастных этапах. Основные характеристики
возрастного периода.
Практическое занятие
Составление психолого - педагогической характеристики на ребенка младшего школьного
возраста

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.3.
Методы
педагогических
исследований

1.Подбор примеров влияние разнообразных факторов на развитие человека на разных этапах
его развития.

2

Содержание учебного материала

3

1.Понятие о методологии. Методы педагогических исследований: теоретические и
эмпирические.
2. Характеристика традиционных педагогических методов: наблюдение изучения опыта,
анализ школьной документации, беседа, изучение продуктов ученического творчества,
педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.

ё

2
3

2

3. Методы изучений групповых явлений: анкетирование, метод изучения группой
дифференциации. Количественные методы педагогики.
2
9

Самостоятельная работа
1.Заполните таблицу «Характеристика методов исследования»

2

10

Тема 2.4.
Целостный
педагогический
процесс

Содержание учебного материала
1.Сущность, факторы и структура целостного педагогического процесса

1

2.Педагогическое взаимодействие. Вида педагогического взаимодействия.

2

3. Основные компоненты педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно
– деятельностный, эмоциональный-мотивационный, контрольно-оценочный

6

2
2

4.Функции, движущей силы , противоречия педагогического процесса.

1

5.Закономерности и принципы педагогического процесса.

1

6.Этапы и логика построения целостного педагогического процесса.
Самостоятельная работа

2

1.Составьте хронологическую таблицу развития содержания понятия "педагогический
процесс". Составьте план выступления на тему "Деятельность учителя - творчество".
Тема 2.5.

Содержание учебного материала

4

Образовательная
система России 1.Система образования: факторы ее развития и совершенствования.
2.Структара и принципы системы образования Российской Федерации: ФГОС,ООП, система
образовательных учреждений, органы управления образования.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принципы государственной
образовательной политики. Формы получения образования.

1
4

2
1
2

4. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

Самостоятельная работа
11

1.Изучить Конституцию РФ и Закон РФ « Об образовании».

3

2.Сравнить систему непрерывного образования России и любой страны по выбору.

12

Раздел 3.
Тема 3.1.
Дидактика как
педагогическая
теория
обучения.

Теория образования и обучения.
Содержание материала
1.Общее понятие о дидактике. Объект и предмет задачи и функции. Основные понятия
дидактики.

4
1
4

1

2.Понятие дидактическая система. Характеристика традиционной, педоцентристской и
современной дидактических систем.
Практическое занятие.

2

1.Дидактические системы и подходы их реализации.
Самостоятельная работа.
1.Выполните свой прогноз развития дидактики на ближайшие 100 лет. Перечислите
возможные открытия, которые будут сделаны в этой области.

3

2.Сравнительный анализ современных концепция обучения.
Тема 3.2.
Процесс
обучения в
школе как
система.

Содержание материала

4

1.Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура обучения. Функции
обучения. Движущие силы процесса обучения.
2.Обучение как сотворчество учителя и ученика. Деятельность учителя и учащихся в
процессе обучения.

1
2
2

4

Практическое занятие
1.Реализация функций процесса обучения (составление конспектов урока, просмотр в виде
урока)

2

13

Самостоятельная работа обучающихся

2

Составьте познавательные проблемные задачи по одной теме (предмет по выбору)

Тема 3.3.
Закономерности
и принципы
обучения

Содержание материала

2

1.Понятие закона, закономерности и принципы обучения. Характеристика закономерности
обучения.

4

2.Принципы обучения и характеристика.
Самостоятельная работа

2

1.Система принципов современной системы обучения как в России, так и за рубежом.

14

Тема 3.4.
Содержание
образования как
основа базовой
культуры
личности

Содержание материала

4

1.Понятие содержания образования и его исторический характер.
2.Факторы. Принципы и критерии отбора содержания образования.

4

3.Государсвтенный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и
качества образования.

1
2
1

4.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы,
программы, учебники учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения
в современных условиях.

1
2

Самостоятельная работа
1.Изучение и анализ носителей содержания образования
2.Самостоятельный реферат «Проблемы введения стандартов в образование».

6

3.Написать реферат «Перспективы развития содержания общего образования».
4.Пользуясь учебным планом составить расписание из одного из классов на одну неделю.
5. Охарактеризовать целесообразность использования дидактических опор в обучении
Тема 3.5.

Содержание материала

11

15

Методы обучения
в целостном
педагогическом
процессе

1.Общее понятие о методах обучения, приемах, и средствах обучения.
2.Классификация методов обучения: методы обучения по источнику получению знаний:
словесные, наглядные, практические.

1
7

2
2

3.Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной
деятельности учащихся.

1

4.Классификация на основе целостного подхода к обучению.

1

5.Имитационные методы обучения.

2

6.Понятие средств. Классификация средств обучения. Использование современных
информационных средств в обучении школьников . Выборы методов, приемов и средств
обучения в зависимости от поставленных задач.

2

Практическое занятие

4

1.Анализ инновационных методов обучения(Составление и заполнении таблицы)
2.Защита фрагмента урока использованием активных методов обучения.
Самостоятельная работа
1.Используя книгу «Педагогический поиск» выпишите 5-6 приемов эффективного
использования разнообразных методов обучения.

4

2.Анализ эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов обучения.

16

Тема 3.6.

Содержание материала

Организационные
формы обучения 1.Понятие о формах обучения и организации учебного процесса.
и организация
учебного процесса 2.Виды современных организационных форм обучения: фронтальная форма,
индивидуальная форма, групповая форма.

11
1
7

2
2

3.Харктеристика классно-урочной системы ,ее достоинства и недостатки.

2

4.Урок, как основная форма организации обучения в школе. Современные требования к
уроку в свете ФГОС.

1

5.Типы уроков в свете ФГОС.

2

6.Вспомогательные формы обучения.

Практическое занятие
1.Защита фрагмента урока в роли учителя.

4

Самостоятельная работа
1.Посещение урока с последующим анализом.

4

2.Смоделируйте фрагмент урока с использованием одной из общих форм обучения.

Содержание материала

7
17

Тема 3.7.
Контроль в
процессе
обучения

1.Контроль успеваемости. Требования к контролю. Функции контроля.

5

1

2.Виды, методы и формы контроля.

2

3.Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивании и выставления оценок.

2

Практическое занятие
1.Провести и проанализировать тесты обученности, успеваемости, достижений с
последующим анализом.

2

Самостоятельная работа
1.Написать реферат на тему «Без отметочное обучение», « Система оценивания учащихся в
свете введения ФГОС»

3

2.Изучить систему педагогического контроля и учета знаний обучающихся одного из
педагогов новаторов.

18

Теория и методика воспитания
Раздел 4.
Тема 4.1
Воспитание в
педагогическом
процессе.

Содержание материала

2

1. Сущность процесса воспитания. Понятие воспитания, самовоспитания, перевоспитания.

1

2.Цели и задачи воспитания на современном этапе. Движущие силы и логика
воспитательного процесса.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.2.
Принципы
воспитания

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Анализ основных положений.

2

Содержание материала

5

1.Общие закономерности процесса воспитания.

3

2.Принципы воспитания и их специфика.

2
2

Практическое занятие
1.Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств воспитания.

2

Самостоятельная работа
1.Изучить книгу Ильина Е.Н. «Путь к ученику». Изучить книгу о Ш.А. Амонашвили
«Здравствуйте, дети! Как живете дети»

2

2.Проанализировать воспитательные мероприятия с точки зрения реализации в нем
принципов воспитательной работы.
Содержание материала

7
19

2
1.Понятия о методах воспитания и их классификации.
Тема 4.3.
Общие методы
воспитания.

2
2.Характеристика методов воспитания.

5

3.Формы воспитания.
2
4.Современные концепции воспитания.
Практическое занятие

2

1.Методы воспитания

Самостоятельная работа
1.Составьте схему взаимосвязи элементов движущего механизма педагогического процесса
«Средства, формы, методы воспитания».

2

2.На примере одного-двух внеклассных мероприятий (вечер, КВН и др.) покажите
применение средств, методов воспитания.

20

Содержание материала
Тема 4.4.
Воспитание в
учебной и вне
учебной
деятельности
младших
школьников.

11

1.Содержание воспитания. Основные подходы к содержании. Воспитания базовой культуры
личности на основе к концепции КДНР.

2
2

2.Экономическая и экологическое воспитание личности.

2

3.Гражданское и воспитание основ и формирование основ гражданской личности. Правовое
воспитание.
4.Формирование мировоззрений школьников. Умственное воспитание.

2
6

2
2

5.Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и
профессиональная ориентация школьников.
6.Этическое и эстетическое воспитание. Воспитание физической культуры и здорового
образа жизни.

Практическое занятие

5

1. Защита фрагмента воспитательного мероприятия.
Самостоятельная работа
1.Разработать конспект внеклассного мероприятия (классного часа, внеклассного
мероприятия по выбору.
Раздел 5.

2

Коррекционная педагогика в начальном образовании
Содержание материала

4

21

Тема 5.1.
Коррекционная
педагогика в
системе наук о
человеке.

1.Объект предмет и задачи, основные категории коррекционной педагогики.

4

2.Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Предпосылки школьной
дезодаптации. Педагогические факторы школьной дезадаптации. Формы, причины, уровни,
факторы школьной дезадаптации.
3.Харктеристика детей с трудностями в обучении. Дети ЗПР в условиях
общеобразовательной организации.
Практическое занятие

1

1.Изучить и проанализировать медицинскую документацию одного ребенка с целью
выяснения причин недоразвитии.

1

Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить словарь основных понятий коррекционной педагогики.

4

2.Анализ предпосылок школьной дезадаптации.

Всего :

160

22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и
психологии с возможностями адаптивного обучения.
Оборудование учебного кабинета:





рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий (в т.ч. на электронных носителях);
организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся
инвалидов и обучающихся с особыми возможностями здоровья: дополнительные
места для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, увеличение прохода между рядами.

Технические средства обучения:



компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Закон РФ об образовании
2. В.А. Сластенин «Педагогика». М.: Академия, 2013
Дополнительные источники:
1. Борытко Н.И. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006
2. Теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнов. Педагогика. М.: Академия,
2006
3. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность. М.:
Академия, 2007
4. Анисимова О.А., Митин Г.В., Митина Л.М. Профессиональная деятельность и
здоровье педагога. М.: Академия, 2005
5. Агафонова А.С., Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум.
М.: Академия, 2007
6. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия,
2006
7. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой, М.: Академия, 2007
8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. М.: Академия, 2007
9. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. « Теория и методика воспитания детей
младшего школьного возраста». М. «Академия», 2014
Интернет-ресурсы

23

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://pedagogika.snauka.ru/ Научно-практический журнал «Современная
педагогика».
http://минобрнауки.рф/ сайт Министерства образования
http://www.prosv.ru/ издательство Просвещения
http://1сентября.рф/ издательский дом 1 сентября
http://infourok.ru/ сайт инфоурок
http://www.edu.ru/ Министерство образования и науки РФ
http://www.openet.ru/ Российский портал открытого образования
http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования

3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической
документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым
нормативным и учебно-методическим материалам, сопровождающим все виды
аудиторной и внеурочной работы.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы учебной дисциплины обеспечивается педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю данной программы.

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:


оценивать постановку цели и задачи
уроков, внеурочных мероприятий и
занятий, определять педагогические
возможности
и
эффективность
применения различных методов,
приемов,
методик,
форм
организации обучения и воспитания;

анализировать
педагогическую
деятельность, педагогические факты
и явления;

находить
и
анализировать
информацию, необходимую для
решения
профессиональных
педагогических проблем, повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных
проблемах образования, тенденциях
его развития и направлениях
реформирования
Знания:








практическая работа;
результаты внеаудиторной самостоятельной
работы

практическая работа;
результаты внеаудиторной самостоятельной
работы
практическая работа;

взаимосвязь педагогической науки и результаты самостоятельной работы
практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в
обучении
и
педагогической
деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности
содержания
и
организации
педагогического
процесса в условиях разных типов и
видов ОУ на различных ступенях
образования;
формы, методы и средства обучения
и воспитания, их педагогические
возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия выступление
на
научно-практических
25











развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы
развивающего
обучения,
дифференциации индивидуализации
обучения и воспитания;
педагогические
условия
предупреждения
и
коррекции
социальной
и
школьной
дезадаптации;
понятие нормы и отклонения,
нарушения
в
соматическом,
психическом,
интеллектуальном,
речевом,
сенсорном
развитии
человека (ребенка), их систематику и
статистику;
особенности работы с одаренными
детьми,
детьми
с
особыми
образовательными потребностями,
девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к
целеполаганию,
организации
и
анализу процесса и результатов
обучения;
средства контроля и оценки качества
образования,
психологопедагогические основы оценочной
деятельности педагога

конференциях,
участие
в
олимпиаде

психолого-педагогической

устный опрос

контрольная работа

контрольная работа
письменный опрос

контрольная работа

устный опрос, тестовое задание

26

устный опрос

письменный опрос, тестовое задание

работа в группах, дискуссия

устный опрос, тестовое задание

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».