МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных

классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно - развивающего
образования
МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном
образовании»
входящей в состав УГС 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
код и наименование укрупненной группы специальностей

Дербент 2022

РЕКОМЕНДОВАНО К
УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом
ГПОБУ «Дербентскийпрофессиональнопедагогический колледж»

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»(углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и
педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023учебный год
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Разработчики:
- Агаева З.И., преподаватель по программам начального общего образования ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический колледж» Почетный работник СПО,
преподаватель высшей категории.
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»» для применения в учебном процессе.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПРОГРАММЫ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4
5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

3

1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по работе с детьми с
проблемами в развитии
1.1. Область применения программы
-

Рабочая программа профессионального модуля

является

частью

основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной
группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогика»
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
-

в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки)

-

для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в учебной
деятельности в подготовке учителя начальных классов.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Профессиональный модуль МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии входит в ПМ
«Профессиональные модули» ПМ.1 .Преподавание по программам начального общего
образования» ФГОС-3 по направлению подготовки 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Она позволяет увидеть перспективы профессионально-личностного роста, помогает оценить
собственные возможности, мотивирует на приобретение качественных знаний, умений и навыков
по выбранной специальности, формирует профессиональноличностные качества студентов,
общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для решения задач
профессиональной деятельности и успешной социализации.

1.2. Целями освоения профессионального модуля «Теория и методика музыкального воспитания
с практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии» являются: иметь
практический опыт:
-

анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной
школы, разработки предложений по его совершенствованию;

-

определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам
начальной школы;

-

проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом
особенностей возраста, класса отдельных обучающихся;

4

-

применения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, методикой разработки
предложений по их совершенствованию и коррекции;

-

-

ведения учебной документации;

-

уметь:

находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, не - обходимой
для подготовки к урокам;

-

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета,
возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;

-

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного
предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся

-

планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными
особенностями.

-

капланировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими
трудностями в обучении;

-

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися

-

проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор
контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

-

интерпретировать результаты диагностики учебных достижении обучающихся

-

анализировать

уроки

для

установления

соответствия

содержания,

методов

и

средств,

поставленным целям и задачам

-

-

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

-

знать:

особенности психических познавательных

процессов и учебной деятельности младших

школьников
-

требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы
начального общего образования

-

программы и учебно-методические комплекты для начальной школы

-

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;

-

воспитательные возможности урока в начальной школе

-

методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по

5

всем предметам
-

особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и
трудностями в обучении

-

основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
обучении;

-

основы обучения и воспитания одаренных детей;

-

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-

требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

-

методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших
школьников (по всем учебным предметам);

-

основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и
виды учета успеваемости обучающихся

-

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках

-

логику анализа уроков

-

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося- 76 часов; самостоятельной работы обучающегося- 2 часа.
\\\\

6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД) Преподавание по программам начального
общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 2.

Проводить урок.

ПК 3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.

ПК 4.

Анализировать уроки.

ПК 5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2

ОК 3.
ОК 4.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5.

ОК 6.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

ОК 9.

квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и

7

здоровья детей.
ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)

8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета
квалификационный экзамен

Объем часов
78
76
36
2

9

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по_____________ программам начального общего

образований _________________________________________________________________________________________________________________________

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля*

Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса (курсов)
С амостоятельная
Всего
работа
Обязательная
аудиторная
учебная
Производственная
часов
обучающегося
нагрузка
обучающегося
(по профилю
(макс.
Учебная, специальности),
в т.ч.
учебная
в т.ч.,
в т.ч.,
часов
часов
лабораторные курсовая
нагрузка и
курсовая
если
предусмотрена
Всего,
Всего,
(
работы и
практики)
работа
работа
рассредоточенная
часов
практические (проект), часов (проект),
практика)
занятия,
часов
часов
часов

1

2
Раздел 1.Музыка
Раздел 2.Теоретические основы
музыкального воспитания
школьников
Раздел 3.Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Производственная практика (по
профилю специальности), часов

3

4

15
12

12
23

15

31

4

5

6

7

8

9
-

10
-

2

6

36

36

(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)

Всего:

78

2

:

36

36

*Раздел профессионального модуля - часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и
отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

10

Содержание профессионального модуляПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
__________________________ МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
междисциплинарных курсов
(МДК) и тем
2
1

Раздел I Музыка
Тема 1.1. Теория музыки.

Содержание
1. Музыкальный звук и его свойства Элементы музыкальной
грамоты. Звукоряд.
2.Октавы. Нотная запись.
Такт, метр, размер произведений метр Средства музыкальной
выразительности. Темп. Тембр. Динамика. Лад.

Практические занятия

Объем часов

Уровень
освоения

3

4

12
3

2

1

1. Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара,
Слушание и анализ музыкальных произведений

Тема 1.2. Строение
музыкальных
произведений

Содержание

2

1. Простые 1,2,3х частные формы музыкальных произведений
Форма рондо,вариационная форма музыкальных
2
11

произведений.
Практические занятия

1

1. Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара
Слушание музыки и определение на слух форму музыкального
произведения
Тема 1.3. Основные жанры и Содержание
исполнители музыки
1. Жанры, исполнители вокальной музыки жанры, исполнители
инструментальной музыки Виды хоров.

4

2 Виды оркестров и инструментальный их состав состав
симфонического оркестра
Практические занятия

2

1-2. Слушание музыкальных произведений в исполнении оркестров и
хоров, анализ произведений..
Тема 1.4

Сценические жанры музыки

Содержание
1. Опера,оперетта 2 Балет, мюзикл

3

Практические занятия

1

1 Просмотр видеозаписей спектаклей, анализ и написание рецензии
Контрольные работы
Раздел II
Теоретические основы

1
23

12

музыкального воспитания
школьников
Тема 2.1.Основные вопросы
музыкального воспитания

Содержание
1.
Методика музыкального воспитания как наука. Задачи.
Учитель музыки. Урокмузыки.
Комплексный подход к уроку музыки
2. Методы музыкального воспитания.
3. Современные технологии музыкального воспитания. ИКТ
технологии
Практическое занятие

5

2

1-2 .Подбор презентаций к уроку.
Тема 2.2. Восприятие музыки Содержание

3

1. Особенности музыкального восприятия Формирование
эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа Методика
организации слушания музыки
Практическое занятие
1-2.Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки.

Тема 2.3 Хоровое пение

Тема 2.4. Музыкальноритмические движения

Содержание
1. Общая характеристика деятельности.
.Особенности детского голоса
2 .Последовательность разучивания песни на школьном уроке.
Практическое занятие
1-2..Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара

Содержание
1.
Музыкально-ритмические движения.
Виды движений
2. Методика организации и проведения занятий в классах

2
2

4

2
2

4

2
13

общего начального образования
Практическое занятие

1-2.Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической
деятельности.
Тема 2.5. Игра на детских
музыкальных
инструментах.

Содержание
1. Цель и задачи инструментальной деятельности
.Классификация детских музыкальных инструментов .Игра на
детских музыкальных инструментах.
Методика обучения игре.

3

Практическое занятие

2

2

1-2..Проведение фрагментов уроков по игре на детских музыкальных
инструментах.
Тема 2.6. Творчество учащихся Содержание
на уроках музыки
1. Характеристика деятельности.
Подготовка деятельности.
2.. Игра как фактор творческого развития школьника
Практические занятия

4
2

2

3-4. .Проведение фрагментов уроков по развитию творческих
способностей на уроках музыки.
Раздел III
Организация учебно музыкальной

31

14

деятельности в классах
коррекции
Тема 3.1 Музыкотерапия

Содержание

3

1.Теория музыкального воспитания детей с проблемами здоровья
2 Влияние классической музыки на детей с проблемами здоровья.
Система коррекционной работы с детьми .

Практическое занятие
З.Организация учебно-музыкальной деятельности в классах
коррекции.
Тема 3.2 Виды деятельности на Содержание
уроках музыки младших
школьников с проблемами в 1 . Целительные возможности музыки
здоровье
.История музыкальной терапии

4

2. .Характеристика детей занимающихся в классах коррекции.

Практическое занятие

3-4. . Методика организации и проведения слушания детских песен.
Тема 3.3 Проведение
фрагментов по восприятие
музыки с детьми с
проблемами здоровья

Содержание
1

4

. Особенности музыкального восприятия .
2 Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального образа детьми с ОВЗ
15

Практическое занятие
2

3-4. Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки с младшими
школьниками с проблемами в здоровье.

Тема 3.4 Вокальнохоровая Содержание
работа в коррекционных
1. Особенности вокально- хоровой работы в коррекционнах
классах
классах начальной школы
Особенности детского голоса.
2. Методика разучивания школьной песни на уроках музыки с
детьми имеющие отклонении в развитии
3. Особенности песенного материала для уроков музыки в

5

коррекционных классах.
Практическое занятие

2

4-5 . Проведение фрагментов уроков по вокально-хоровому пению с
младшими школьниками в коррекционных классах

Тема 3.5 Музыкальноритмические движения для
детей с отклонениями в
развитии

Содержание
1. Особенности музыкально ритмической работы в коррекционных
классах.

4

2. Подбор музыкально- ритмических движений для работы с детьми с
проблемами в здоровье.
Практическое занятие

2

16

3-4 .Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической
деятельности с детьми с отклонениями в развитии

Содержание
Тема 3.6 . Игра на детских
музыкальных
инструментах с детьми с
1. Особенности обучения игре на детских музыкальных инструментах в
отклонениями в развитии
коррекционных классах..
2. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах. .
Практическое занятие

4

2

3-4 .Проведение фрагментов уроков по игре на детских музыкальных
инструментах.
Тема 3.7 Творческая
деятельность учащихся с
ограниченными
возможностями на уроках
музыки .

Содержание

4

2
1. Характеристика деятельности. Подготовка детей с ОВЗ к
творческой деятельности . 2. Методика проведение фрагментов уроков
по развитии творческих способностей детей сОВЗ
Практическое занятие
3-4..Проведение творческих заданий с детьми с ограниченными
возможностями на уроках музыки.

Содержание
Тема 3.8 Организация
коррекционной работы
средствами музыки вне
занятий со школьниками ЗПР 1 .Внеклассная работа по фольклорному воспитанию детей с ОВЗ
.Внеклассная работа с детьми с ОВЗ 2.Приобщение ребёнка с
проблемами в развитии к музыке в семье

4

2

17

Практическое занятие

1

4-5. Подготовка заданий для проведения внеклассной работы с детьми в
коррекционных классах

Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Тема 4.1 Планирование и

10

Содержание

5

учет музыкальных занятий
1. Планирование и учет музыкальных занятий
Требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС
2. Структура урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС.
Типы уроков музыки в соответствии с требованиями ФГОС 3
.Ознакомление с варнативными и авторскими программами:«Музыка»
под редакцией Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, «Музыка»- авторы Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
.«Музыка в начальных классах обычной и малокомплектной школы» М.М. Хизбулаева: « Музыка» - О.М. Батырбеко
Практическое занятие

3

4-5.Составление и написание конспектов планов музыкального урока
по требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС

18

Тема 4.2 Содержание
тематического
материала
современных
программ

Содержание

5

1. Содержание тематического материала программы 1 класса
Содержание тематического материала программы 2 класса 2.
Содержание тематического материала 3 класса 3. Содержание
тематического материала 4 класса

Практическое занятие

2
2

4-5Составление технологической карты урока музыки в начальных
классах

Д/З

2

19

Примерная тематика курсовых работ:
1. Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3. Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на уроках музыки.
4. Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на уроках музыки в
начальной школе.
5. Народное творчество как средство приобщения детей к истокам народной культуры на
6.занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду.
7. Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.
8. Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.
9. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
10. Формирование музыкально - эстетической культуры школьников на уроках музыки.
11. Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
12. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами
музыкально-игровой драматизации.
13. Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.
14. Музыкально - эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное
время.
15. Формирование и активизация музыкального мышления младших школьников на уроках
музыки.

20

16. Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и воспитании младших
школьников.
17. Формирование музыкально - ритмических способностей у младших школьников.
18. Особенности развития воображения младших школьников на уроках музыки.
19.Особенности развития музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.
21. Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной школе.
22. Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
23. Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
24. Влияние ритмики на развитие музыкального чувства ритма и координации движений у детей.
25. Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в формировании
музыкальной культуры.
26.Особенности восприятия музыкального произведения детьми младшего школьного возраста на
уроках музыки.
27. Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.
28. Музыкальные способности и их диагностика.
29. Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников в процессе
слушания.
30. Влияние театрализованной деятельности на творческие способности детей школьного
возраста.
31. Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.
32. Музыкально - эстетическое воспитание младших школьников в семье.
33. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках

21

музыки.
34. Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного
возраста в процессе слушания.

22

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Виды работ по учебной практикеПМ.01 Преподавание по __________программам начального общего ___________ образования
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

№
п/п

Раздел ПМ. Виды работ

Количество
часов

Коды
формируемых
компетенций

Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий (№
позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
23

1

2
Раздел ПМ 1.
1 Определение целей и задач, планируемых результатов уроков
музыки в начальной школе.

3

ОК
4
ОК 112

ПК
5

6

ПК 1.1
1. комплект
учебно-методической документации
1.5, 4.1 Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика
4.5
преподавания

музыки

в

общеобразовательных

учреждениях.

М.:

Академия, 2001.

2 Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных учителями
школ по разным программам начального общего образования.

2. комплект учебно-методической документации
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика
преподавания

музыки

в

общеобразовательных

учреждениях.

М.:

Академия, 2001.

3 Оформление методических материалов и документации
практике: карты анализа уроков, дневники по практике и
др..

по

3. комплект учебно-методической документации
компьютеры,

локальная

сеть,

выход

в

глобальную сеть, проектор, интерактивная
доска.

Безбородова

Методика

Л.А.,

преподавания

общеобразовательных

Алиев
музыки

учреждениях.

Ю.Б.
в
М.:

Академия, 2001.

24

7
Комплексная проверочная работа по УП (по окончанию УП)
ВСЕГО часов

40 ч.

Виды работ по производственной практикеМДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом ___________________________________________
№
п/п
1
1
2

Раздел ПМ. Виды работ
2
Оформление документации по практике
Наблюдение и анализ уроков учителей

Количест
во
часов
3

Коды формируемых
компетенций
ОК
4
ОК 1-12

Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий
ПК
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
5
6
ПК 1.1 - 1.5,
комплект учебно-методической
4.1 документации
4.5
4.
комплект
учебнометодической
документации компьютеры, локальная
сеть,

выход

проектор,
Безбородова

в

глобальную

интерактивная
Л.А.,

Алиев

сеть,
доска.
Ю.Б.

Методика преподавания музыки в
общеобразовательных

учреждениях.

М.: Академия, 2001.

3

Проведение уроков музыки

комплект учебно-методической
документации компьютеры,
25

4

Отчет о практике на основе анализа наблюдений

ВСЕГО часов

локальная сеть, выход в
глобальную сеть, проектор,
интерактивная доска.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.
Методика

преподавания

музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.

26

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
-

компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная доска.

Оборудование кабинета и рабочие места:
-

рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;

-

рабочие места по количеству обучающихся;

-

компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;

-

принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;

-

лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;

-

комплект учебно-методической документации;

-

контрольно-измерительные материалы по дисциплине;

-

коллекция цифровых образовательных ресурсов;

-

электронные методические пособия по информационным технологиям с мультимедийным
содержанием.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники
1.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.

2.

Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического
музыкознания" :учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Музыкальное
образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.

3.

Беседы о музыке: [сб. ст.]/ авт.-сост. Т. Н. Микушина, Т. В. Мартыненко, Е. Ю. Ильина. Омск: СириуС, 2009. - 166 с.

б) Дополнительная
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе).
Воронеж, 1998.

27

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?:

кн. для учителя /

Д.Б.Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 2005.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
6. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.и отд. высш. и сред. пед.
учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. М.,
2001.
7. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников:
Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально творческого
саморазвития. М., 1997.

Периодические издания (отечественные журналы):
1. «Начальная школа» (2008-2014гг.)
2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
3. «Музыка в школе» (2008-2014гг.)
4. «Искусство в школе» (2008-2014гг.)

Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное государственное учреждение:
"Государственный научно
исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/proj ects/infotech/
4. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру): http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование
и
сертификация
по
информационным
технологиям:
http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и
преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для
разработки и дизайна

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является д/зачет.
В результате освоения дисциплины должны сформироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК

Результат, который Вы должны получить после изучения

ОК 1. Понимать сущность и

содержания УД/МДК (показатели)
личная заинтересованность студента, творческий подход к

социальную значимость своей

обучению профессии учителя;

будущей профессии, проявлять к

активность и инициативность в процессе освоения

ней устойчивый интерес.

профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать

своевременность сдачи всех видов работ;

собственную деятельность,

рациональность распределения времени на решение

определять методы решения

профессиональных задач

профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Оценивать и принимать

своевременность осуществления контроля, оценки и

решения в нестандартных
ситуациях.

коррекции деятельности в нестандартных ситуациях;
обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ

самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;

и оценку информации,

соблюдение требований к оформлению разных видов работ,

необходимой для постановки и
решения профессиональных

составлению списка литературы

задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать

оптимальность включения информационно-коммуникативных

информационно-

технологий в процесс выполнения заданий;

коммуникационные технологии

соблюдение требований к содержанию и оформлению

для совершенствования
профессиональной деятельности

электронных презентаций при их создании и представлении

ОК 6. Работать в коллективе и

соблюдение норм и правил речевого этикета,

команде, взаимодействовать с

профессиональной этики;

руководством, коллегами и

диалогизм и терпимость в отношениях
29

социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать

эффективность применения логики фактов и убедительность

деятельность обучающихся,

аргументации в диалогес детьми;

организовывать и контролировать

использование технологии деятельностного подхода,

их работу с принятием на себя

обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в

ответственности за качество

учебной деятельности

образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять

соответствие самооценки и оценки профессионально -

задачи профессионального и

личностных качеств;

личностного развития, заниматься

активность и инициативность участия в профессиональных

самообразованием, осознанно

конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках, трансляции

планировать повышение
квалификации.

педагогического опыта на научно-практических
конференциях

ОК 9. Осуществлять

соответствие методических материалов условиям обновления

профессиональную деятельность в

целей, содержания, смены технологий в профессиональной

условиях обновления ее целей,

деятельности;

содержания, смены технологий.
выполнение заданий с использованием новых технологий обучения,
инноваций в педагогической деятельности
ОК 10. Осуществлять

соблюдение требований безопасности жизнедеятельности,

профилактику травматизма,

охраны жизни и здоровья детей при организации

обеспечивать охрану жизни и

педагогического процесса;

здоровья детей.

своевременность определения рисков, предугадывание опасных для
жизни и здоровья ситуаций в педагогической деятельности.

ОК 11. Строить профессиональную

соответствие профессиональной деятельности требованиям и

деятельность с соблюдением
правовых норм, ее регулирующих.

нормам правовой культуры (принципы, убеждения,
поведение);
соответствие

поведения

и

профессиональной

деятельности

локальным актам ОУ

30

Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках
профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего
образования.
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено
содержание МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Название ПК

ПК 1.1. Определять цели и
задачи, планировать уроки

Результат, который Вы должны получить после изучения содержания
дисциплины/МДК (показатели)
соответствие планирования уроков музыки требованиям
стандарта начального общего образования и программе обучения;
соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным особенностям
детей;

ПК 1.2. Проводить уроки

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности
изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по
музыке;
грамотность и эмоциональность исполнения и разучивания репертуара с
детьми в соответствии с методическими требованиями;

ПК 1.3. Осуществлять

соответствие результатов обучения заявленным целям и задачам

педагогический контроль,

обучения;

оценивать процесс и

объективность оценивания музыкальной деятельности детей;

результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки

глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных занятий по
музыке в устной и письменной форме; адекватность оценки и анализа,
самооценки и самоанализа в проведении уроков музыки и внеклассных
занятий;

ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение

соблюдение требований к ведению документации по программам
начального общего образования, обеспечивающих обучение

по образовательным
программам начального
общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-

соответствие разработанных конспектов уроков и внеклассных

методический комплект,

занятий по музыке образовательному стандарту, виду

31

разрабатывать учебно-

образовательного учреждения, особенностям класса;

методические материалы на основе
образовательного
стандарта и примерных программ с

методическая грамотность, оригинальность, нестандартность в
разработке конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке

учетом вида образовательного
учреждения, особенностей
класса/группы и отдельных
обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете

оптимальность выбора необходимых дидактических материалов

предметно-развивающую

по музыке, грамотное и эстетичное оформление материалов для

среду

создания предметно-развивающей среды в кабинете начального
обучения с учетом педагогических, гигиенических, специальных
требований;

ПК 4.3. Систематизировать и

ясность и аргументированность в оценке педагогического опыта;

оценивать педагогический
опыт и образовательные
технологии в области начального

обоснованность критики сложившихся шаблонов, неоправдавших
себя и устаревших идей, выдвижение новых;

общего образования на основе
изучения

профессиональной

литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов

ПК 4.4. Оформлять

грамотность, полнота раскрытия темы, точность формулировок

педагогические разработки в
виде отчетов, рефератов,

при написании отчетов, рефератов, выступлений;
соответствие оформления отчетов, рефератов, выступлений

выступлений

предъявляемым требованиям;

ПК 4.5. Участвовать в

активность, заинтересованность в исследовательской и проектной

исследовательской и
проектной деятельности в

деятельности;
точность подбора и использования разных диагностик в
исследовательской деятельности

области начального образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».