Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Квалификация «Учитель начальных классов, учитель начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности, 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании,
рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский
профессионально -педагогический
колледж» им Г. Б. Казиахмедова.
Разработчик:
Гусейнова Э. Г.- преподаватель первой категории Рецензент:
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для применения в
учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ АНА ТОМИЯ. ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.02, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 02.- ОКопределять топографическое расположение - основные положения и терминологию
анатомии, физиологии и гигиены человека;
и строение органов и частей тела;
08.
- применять знания по анатомии, физиологии - основные закономерности роста и
возрастного развития организма человека;
и
гигиене
при
изучении
и кризисы развития;
профессиональных
модулей
и - стадии
в
- строение и функции систем органов
профессиональной деятельности;
здорового человека;
- оценивать факторы внешней среды с точки
зрения их влияния на функционирование и - физиологические характеристики основных
процессов жизнедеятельности организма
развитие организма человека в детском и
человека;
подростковом возрасте;
возрастные
анатомо-физиологические
- проводить под руководством медицинского
особенности
детей и подростков;
работника мероприятия по профилактике
влияние
процессов
физиологического
заболеваний детей;
созревания
и
развития
ребенка на его
- обеспечивать соблюдение гигиенических
физическую
и
психическую
требований в кабинете, при организации
работоспособность, поведение;
обучения младших школьников;
основы
гигиены детей и подростков;
- учитывать
особенности
физической
гигиенические
нормы, требования и правила
работоспособности и закономерности ее
сохранения
и
укрепления здоровья на
изменения
в
течение
различных
различных
этапах
онтогенеза;
интервалов времени (учебный год,
основы
профилактики
инфекционных
четверть, месяц, неделя, день, занятие)
заболеваний;
при проектировании и реализации
- гигиенические
требования
к
учебнообразовательного процесса;
воспитательному
процессу,
зданию
и
- использовать
физкультурнопомещениям школы;
оздоровительную
деятельность
для
- роль физической культуры в общекультурном,
укрепления
здоровья,
достижения профессиональном и социальном развитии
жизненных и профессиональных целей; человека;
применять
рациональные
приемы
- основы здорового образа жизни; условия
двигательных
функций
в профессиональной деятельности и зоны риска
профессиональной деятельности;
физического здоровья для специальности
- пользоваться средствами
профилактики перенапряжения
характерными для данной
специальности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной
Объем в часах
Квалификация:
Квалификация:
учитель
учитель
начальных
начальных
классов и
начальных
классов и
классов
компенсирующег
начальных
ои коррекционноклассов
компенсирующего
развивающего
и коррекционнообразования с
развивающего
дополнительной
образования
подготовкой
70
70
дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
50
50
практические занятия
Промежуточная аттестация
14
6
14
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Раздел 1. Строение тела человека
2
Тема 1.1. Общий обзор Содержание учебного материала
строения тела человека 1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены
человека.
2. Топографическое расположение органов и частей тела.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Уровни
организации 1. Уровни организации организма человека.
организма
2. Клетка - структурная и функциональная единица живого.
3. Типы и свойства тканей.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития организма человека
Тема 2.1. Основные Содержание учебного материала
этапы развития че- 1. Этапы онтогенеза; возрастная периодизация.
2. Особенности протекания стадий и кризисов развития детей.
ловека
Самостоятельная работа обучающихся
Объем в часах
Коды
компетенций
Квалификация:
Квалификация:
учитель
учитель начальных
начальных
классов и
классов и
начальных классов формирован ию
которых
начальных
компенсирующег о
классов
и
способствует
компенсирующе
коррекционноэлемент
го и
развивающего
программы
коррекционно
образования с
развивающего
дополнительной
образования
подготовкой
3
3
4
3
1
1
1
5
ОК 02, ОК 08
1
*
*
2
2
2
ОК 02, ОК 08
2
*
*
4
4
2
2
2
2
*
*
ОК 02, ОК 08
Содержание учебного материала
Тема2.2.
Закономерности роста 1. Понятие о росте и развитии детей. Физическое развитие как показатель
и развития детей
здоровья и социального благополучия ребенка.
2. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на развитие детского
организма.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1 «Исследование и оценка индивидуального физического развития человека методами соматоскопии и антропометрии»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Строение, < и )ункции и возрастные анатомо-физиологические особенности детей
подростков
Тема 3.1. Общий обзор Содержание учебного материала
строения и функций
нервной системы
1. Функции нервной системы. Отделы нервной системы.
2. Нервы и нервные сплетения.
3. Строение и функции нервной ткани.
Тема 3.2. Строение и Содержание учебного материала
функции
спинного 1. Строение и функции спинного мозга.
мозга
2. Возрастные особенности спинного мозга.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2 «Исследование спинномозговых рефлексов»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
1. Рефлекс. Классификация рефлексов. Рефлекторная дуга.
Рефлекторная
регуляция
физиологических
функций
Тема 3.4. Строение
2. Механизмы физиологической регуляции.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3 «Оценка вегетативного статуса методом самооценки»
2
1
2
ОК 02, ОК 08
1
1
1
1
1
*
*
26
26
1
1
1
ОК 02, ОК 08
1
2
2
1
1
1
1
1
1
*
*
2
2
1
1
1
1
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Содержание учебного материала
2
2
ОК 02, ОК 08
и функции головного
мозга
1
1. Строение и функции отделов головного мозга. Полушария головного мозга.
2. Кора больших полушарий как основа психической деятельности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1
1
1
1
1
*
*
Тема 3.5. Строение и
функции анализаторов.
Внешние и внутренние
анализаторы
1. Понятие анализатора. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Зрительный
анализатор. Строение и функции глаза. Возрастные особенности глаза.
2. Слуховой анализатор. Строение и функции уха. Возрастные особенности
уха.
3. Особенности вкусового, обонятельного, температурного анализато - ров.
5. Значение внутренних анализаторов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4
4
2
2
Практическое занятие 5 «Исследование физиологических характеристик
зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
2
2
*
*
2
2
1
1
1
1
1
1
*
*
Практическое занятие 4 «Определение индивидуального профиля межполушарной асимметрии головного мозга»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.6. Строение и
функции сердечно1. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды.
сосудистой
2. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
системы.Работа сердца. 3. Гигиена сердечно-сосудистой системы детей и подростков
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6 «Отработка методики измерения пульса и артериального давления. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на
физическую нагрузку».
Самостоятельная работа обучающихся
ОК 02, ОК 08
2
2
ОК 02, ОК 08
Тема 3.7.
Физиологические
характеристики
крови.
Содержание учебного материала
1. Состав и функции крови. Свертывание крови.
2. Движение крови по сосудам
3. Группы крови; переливание крови.
4. Понятие об иммунной и аллергической реакции.
Тема 3.8. Строение и Содержание учебного материала
функции дыхательной 1. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
системы
2. Строение и функции органов дыхательной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.9. Жизненная Содержание учебного материала
емкость
легких. 1. Типы дыхания; механизм вдоха и выдоха.
Регуляция дыхания
2. Жизненная емкость легких; определение жизненной емкости легких у
детей.
3. Рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции дыхательных
движений. Гигиена дыхания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8 «Изучение методики выполнения дыхательной
гимнастики для улучшения жизнедеятельности организма»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.10. Строение и Содержание учебного материала
функции
пищева- 1. Значение пищеварения; строение и функции органов пищеварения.
рительной системы
2. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
3. Возрастные особенности органов пищеварительной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.11. Физиоло- Содержание учебного материала
1. Обмен веществ и энергии. Значение обмена веществ. Виды и этапы
гические основы
3
3
2
2
1
1
1
1
*
*
2
1
2
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
1
1
1
1
1
*
*
1
1
1
ОК 02, ОК 08
1
*
*
2
2
1
ОК 02, ОК 08
пищеварения
обмена
2. Особенности всасывания продуктов пищеварения.
3. Возрастные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.12. Строение и
функции
Строение и функции органов мочевыделительной системы. Возрастные
выделительной
особенности мочевыделительной системы.
системы
Тема 3.13. Физиоло- Содержание учебного материала
гические
основы Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения.
мочевыделения
Тактика педагога по отношению к ребенку, страдающему энурезом
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Тема 3.14. Строение и
функции кожи
Практическое занятие 10 «Выполнение контрольной работы по теме 3.10.3.13.»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Строение и функции кожи. Особенности терморегуляции у детей.
2. Возрастные особенности кожи.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11 «Исследование кожной рецепции. Адаптация
рецепторов»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.15. Строение и
функции опорно1. Состав, строение и рост костей. Функции скелета.
двигательной системы 2. Общий обзор скелета. Развитие скелета в онтогенезе.
детей
3. Основные группы мышц. Работа мышц.
1
1
*
1
*
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
*
*
2
2
1
1
1
1
1
1
*
*
3
3
3
2
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
4. Структурные и функциональные изменения мышечной системы ребенка в
процессе онтогенеза.
5. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую
и психическую работоспособность, поведения
Содержание учебного материала
Тема 4.1. Железы
внутренней секреции. Г 1. Особенности строения эндокринных желез.
ормоны.
2. Гуморальная регуляция функций организма.
3. Роль гормонов в развитии детей.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Высшая
*
*
12
12
3
3
2
2
*
*
6
6
6
6
*
*
5
5
4
4
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
нервная
деятельность детей и
подростков
1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
2. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Речь как условный
рефлекс высшего порядка.
3. Особенности форм высших психических процессов у младших
школьников.
4. Взаимодействие корковых процессов у младших школьников: иррадиация и
индукция нервных процессов, доминанта, динамический стереотип.
5. Типы и возрастные особенности высшей нервной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
Профилак- Содержание учебного материала
Тема 4.3
тика
нарушений 1. Понятие «Психофизическое здоровье».
высшей
нервной 2. Изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе
деятельности детей и учебных занятий.
подростков
3. Влияние процесса адаптации к школе на состояние высшей нервной
деятельности первоклассника.
4. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и
подростков. Основные формы неврозов.
ОК 02, ОК 08
5. Профилактика нарушений высшей нервной деятельности детей и
подростков. Роль учителя в профилактике детских неврозов.
Раздел 5. Г игиенические нормы требования и правила сохранения здоровья на различных этапах
онтогенеза
Тема
5.1.
Профи- Содержание учебного материала
лактический контроль 1. Значение профилактического контроля здоровья детей. Виды и методы
за
здоровьем
и контроля физического и нервно-психического развития детей на различных
развитием детей
этапах онтогенеза.
2. Группы здоровья детей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Тема 5.2. Гигиена
опорнодвигательного
аппарата детей.
Практическое занятие 13 «Определение средств профилактики перенапряжения учителя, позволяющие сохранить его здоровье и увеличить период
высокой работоспособности».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Осанка: понятие, профилактика нарушений осанки. Плоскостопие: понятие,
профилактика плоскостопия.
2. Гигиенические требования к школьной мебели, портфелям, школьным
ранцам и аналогичным изделиям для детей, к размеру детской обуви и
одежды.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14 «Изучение методов диагностики и выявления
нарушений осанки и наличия плоскостопия у младших школьников»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5.3. Закаливание Содержание учебного материала
1. Влияние закаливания на организм детей и подростков.
детей
11
11
2
2
1
1
1
1
1
1
*
*
2
2
1
1
1
1
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
1
1
*
*
3
3
2
2
ОК 02, ОК 08
и подростков
2. Принципы закаливания.
3. Условия проведения закаливающих процедур.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Тема 5.4. Гигиена
питания детей
Практическое занятие 15 «Изучение и анализ методик проведения закаливающих процедур детей»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Общие принципы здорового питания детей и подростков.
2. Гигиенические требования к продуктам детского питания.
3. Значение полноценного и рационального питания. Роль витаминов и
микроэлементов в питании школьников.
4. Значение режима питания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16 «Составление
школьника»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5.5. Гигиена кожи Содержание учебного материала
дневного
рациона
1
1
1
1
*
*
4
4
2
2
2
2
младшего
ОК 02, ОК 08
1
1
*
*
2
2
1
1
*
*
4
4
ОК 02, ОК 08
детей
1. Уход за кожей, ногтями и волосами детей. Профилактика кожных
заболеваний, ожогов, отморожений.
2. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Уход за одеждой и
обувью.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Основы профилактики инфекционных заболеваний
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Особенности
ин- 1. Определение понятия «Инфекционное заболевание». Классификация
фекционных
забо- инфекционных болезней.
леваний и их преду- 2. Причины возникновения и механизмы передачи инфекционных запреждение
болеваний.
3. Основные направления профилактики; профилактика распространения
инфекции в образовательном учреждении.
ОК 02, ОК 08
4
4
4. Иммунитет. Виды иммунитета. Значение вакцинации в профилактике
инфекционных заболеваний.
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
4
4
3
3
1
1
2
2
Практическое занятие 17 «Исследование режима дня младшего школьника».
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
*
3
*
3
3
3
6
70
6
70
Раздел 7. Г игиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям
школы
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
Гигиенические
1. Принципы организации учебно-воспитательного процесса.
требования к учебно- 2. Особенности физической работоспособности и закономерности ее
воспитательному
изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть,
процессу
месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации
образовательного процесса.
3. Профилактика утомления и переутомления младших школьников
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Тема 7.2.
Гигиенические
1. Гигиенические требования к школьному зданию.
требования к зданию и 2. Санитарно-гигиенические требования к устройству учебных кабинетов,
помещениям школы
спортивного зала и других помещений школы.
3. Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса).
Промежуточная аттестация
Всего:
ОК 02, ОК 08
ОК 02, ОК 08
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: кабинет «Анатомии, физиологии и гигиены», оснащенный
оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по
количеству обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и наглядные пособия (в том
числе на электронных носителях: CD, DVD), техническими средствами обучения: компьютер
с
лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор; экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие/ Р.И. Айзман, Н.Ф.
Лысова, Я.Л. Завьялова. - Москва: КНОРУС, 2017.
2. Вельтищев Ю.Е. Ветров В.Г., Объективный показатель нормального развития и состояния
здоровья ребенка (нормативы детского возраста). // Ю.С. Вельтищев, В.Г. Ветров. - Российский
вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. - М., 2009.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студ. Учреждений сред. проф.
Образования / И.В.Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: «Академия», 2011.
4. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник по направлению «Педагогическое образование» / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - С/Пб: Питер, 2017. - 264 с.: ил. (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения)
5. Сапин М.П., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология человека с возрастными особенно - стями
детского организма. //М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов - - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2017. - 384 с.
6. Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / Л.А. Соловьева. - 1-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 288 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Анатомия. / Учебное пособие / под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р., М.: ДРОФА, 2009, 1СД- ROM.
Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника. Издательство «Новый
диск», 2009, ЮД-ROM.
Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL:
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom 1.htm (дата обращения: 21.06.2018).
Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом «Равновесие», 2008, 1СД- ROM.
Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов. Издательство «Новый диск», 2009, ЮДROM.
Внутренняя среда организма. - URL: http://www.fiziolog.isu.ru/page KSYS.htm.
Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое посо-
бие Единое окно доступа к информационным ресурсам (Режим доступа): URL: http://window.edu.ru/window/librarv?p rid=40358
8. Информационный сайт - справочник по биологии и физиологии.-URL: http://sbio. info/index.php.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
- Знает
основные
положения
и Тестирование, устный
- основные положения и терминологию терминологию анатомии, физиологии и опрос
анатомии, физиологии и гигиены гигиены человека;
человека;
- основные закономерности роста и
- основные закономерности роста и развития организма человека;
развития организма человека;
- строение и функции систем органов
- строение и функции систем органов здорового человека;
здорового человека;
- физиологические
характеристики
- физиологические
характеристики основных
процессов
основных
процессов жизнедеятельности
организма
жизнедеятельности
организма человека;
человека;
- возрастные
анатомофизиологические
- возрастные
анатомофизиологические особенности детей и подростков;
особенности детей и подростков; - влияние процессов физиологического
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
созревания и развития ребенка на его физическую
и
психическую
физическую
и
психическую работоспособность, поведение;
работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей и подростков;
- основы гигиены детей и подростков;- гигиенические нормы, требования и
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
правила сохранения и укрепления здоровья
на
различных
этапах
здоровья
на
различных
этапах онтогенеза;
онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных
- основы профилактики инфекционных
заболеваний;
заболеваний;
- гигиенические требования к
- гигиенические требования к
учебно-воспитательному
учебно-воспитательному
процессу, зданию и помещениям
процессу, зданию и помещениям
школы;
школы;
роль
физической
культуры
в
- роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном
и
общекультурном,
профессиональном и социальном социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия
развитии человека;
профессиональной деятельности и зоны
- основы здорового образа жизни;
риска физического здоровья для
- условия профессиональной
специальности
деятельности и зоны риска
физического здоровья; средства
профилактики перенапряжения
- определяет
топографическое Оценка результатов
Умения:
- определять
топографическое расположение и строение органов и выполнения практирасположение и строение органов и частей тела;
ческой работы (ис- применяет
знания
по
анатомии,
частей тела;
следование, компе- применять
знания
по
анатомии, физиологии и гигиене при изучении
физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в тентностно-ориентированное задание)
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
профессиональной деятельности; - оценивает факторы внешней среды с
зрения
их
влияния
на
- оценивать факторы внешней среды с точки
и
развитие
точки
зрения
их
влияния
на функционирование
функционирование
и
развитие организма человека в детском и
организма человека в детском и подростковом возрасте;
- проводит
под
руководством
подростковом возрасте;
медицинского работника
-
-
-
-
проводить под руководством
медицинского
работника
мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете,
при
организации обучения младших школьников;
учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации образовательного процесса;
использовать физкультурно
оздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять рациональные приемы
двигательных функций
в
профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики перенапряжения
мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
обеспечивает
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете,
при
организации
обучения младших школьников;
учитывает
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса;
использует
физкультурно
оздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применяет рациональные приемы
двигательных функций
в
профессиональной деятельности;
пользуется
средствами
профилактики перенапряжения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по ОП 07 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
В программе дан подробный теоретический материал, предложены познавательные
практические занятия. Нами включены в рабочую программу все теоретические вопросы и
отведено немного больше часов в соответствии с учебным планом колледжа. Проанализировав,
практические занятия, мы сократили их количество часов в соответствии с учебным планом
колледжа.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины ОП. 07 «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И
ГИГИЕНА»
по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Рабочая
программа учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И
ГИГИЕНА разработана на основе ФГОС СПО. Программа включает в себя: паспорт рабочей
программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины
- требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины
(объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной
дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку
результатов освоения дисциплины.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 Возрастная анатомия, физиология и
гигиена является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина ОП. 07 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входит в
профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин. Для освоения дисциплины студенты
используют предыдущие знания, умения, владения, сформированные на дисциплинах
«Естествознание», «Биология».
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА обучающийся должен знать/понимать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной
образовательной организации;
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 07 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ
И ГИГИЕНА обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей
и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие
организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и
воспитания дошкольников;
В результате изучения учебной дисциплины ОП. 05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ
И ГИГИЕНА обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и
его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа
телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем
(сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к
обучению (школьной зрелости);
- методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и
повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и
темперамента и других типологических свойств).
Формируемые компетенции:
Специалист дошкольного образования должен обладать: общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 10. Осуществлять
профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей профессиональными
компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его
физическое развитие
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения
двигательного режима
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка,
своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня ПК 2.2.
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка,
аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного
возраста.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста ПК 3.2.
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
дошкольников
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей
возраста, группы и отдельных воспитанников ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую
среду
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа
и анализа деятельности других педагогов.
РАЗДЕЛ 1. Организм как единое целое
1.1. Общие закономерности роста и развития организма
1.2. Возрастная периодизация индивидуального развития
1.3. Основные закономерности роста и развития организма человека
1.4. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности.
1.5. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка.
РАЗДЕЛ 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростов
2.1. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
2.2. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения.
2.3. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
2.4. Анатомия и физиология желез внутренней секреции
2.5. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата.
2.6 Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения.
2.7. Возрастные особенности органов дыхания.
2.8 Возрастные особенности органов выделения и кожи.
РАЗДЕЛ 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую работоспособность, поведение
3.1 Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы
3.2 ВНД детей и подростков
3.3 Типологические особенности ВНД
3.4 Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы РАЗДЕЛ 4. Гигиенические
требования к учебно-воспитательному процессу ДОО
4.1. Гигиенические требования к условиям и организация обучения в общеобразовательных
учреждениях
1. В.П. Мальцев, Е.В. Григорьева «Возрастная анатомия и физиология»
2. Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического
и естественно-научного профилей: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; Константинова В. М., ред.
- 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2019. - 336 с. - (Профессиональное
образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 9785-4468-8487-2