МДК 02.03 Организация внеурочной работы в условиях летнего отдыха детей 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж»
им. Г.Б. Казиахмедова

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК.02.03. Организация внеурочной работы в условиях летнего отдыха
специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дербент 2022

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им.
Казиахмедова Г.Б.»

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. «Организация внеурочной работы в
условиях летнего отдыха» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании по программе
углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова
Г.Б»
Разработчики:
Керимова Зарема Гасановна, преподаватель по программам начального общего
образования
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический
колледж
им.Г.Б.Казиахмедова» - преподаватель высшей категории
- Магарамова Бэла Керимовна, преподаватель дисциплин профессиональногопедагогического цикла ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б.Казиахмедова.», к.п.н.
- Гаджимагомедова Луиза Сайидалиевна, преподаватель ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова» - преподаватель высшей
категории
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № __1__ от __30 августа__________ 2022 г.
Рецензенты:
-Л.Н.Мамедова, директор МБОУ "Школа-интернат № 7".

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Паспорт программы профессионального модуля……………………4
2.
Результаты освоения профессионального модуля……………..6
3.
Структура и содержание профессионального модуля…………7
4.
Условия реализации профессионального модуля………….13
5.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (виды профессиональной деятельности)

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Организация внеурочной
работы в условиях летнего отдыха
1.1. Область применения рабочей программы
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.02. Организация
внеурочной работы в условиях летнего отдыха является овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
(ВПД)
и
соответствующими профессиональными (ПК) компетенциями:
ПК 2.1 Формирование временных детских коллективов в условиях ДОЛ.
ПК 2.2 Планирование воспитательной работы с учётом организации и
деятельности временных детских коллективов.
ПК 2.3 Организация жизнедеятельности детей и подростков с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей.
ПК 2.4 Организация детского самоуправления в отряде и лагере.
ПК 2.5 Оформлять документацию, обеспечивающую организацию летнего
отдыха
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
профессиональной
подготовке,
дополнительном
профессиональном
образовании, при повышении квалификации и переподготовке по
направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
1.2. 1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля.
В процессе изучения профессионального модуля «Организация внеурочной
работы в условиях летнего отдыха» студент должен быть подготовлен к
выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- Формирование временных детских коллективов в условиях ДОЛ.
- Планирование воспитательной работы с учётом организации и деятельности
временных детских коллективов
- Организация жизнедеятельности детей и подростков с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей.
- Организация детского самоуправления в отряде и лагере.
Для подготовки к этим видам деятельности студент должен уметь решать
следующие профессиональные задачи:
- Анализировать и обобщать как свой педагогический опыт, так и опыт своих
коллег
- Овладеть навыками работы с детьми в условиях летнего лагеря

- Сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности
- Стимулировать интерес, инициативу и творчество у детей
- Перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств
- Выстраивать свою деятельность с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей
- Управлять собой в ситуациях педагогического общения
2. Студент должен:
знать
- законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей;
- основные нормативные документы (конвенция о правах ребёнка, кодекс
законов о труде РФ, типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей);
- цели, задачи, содержание, формы и структуру деятельности в детских
оздоровительных лагерях;
- функции права и обязанности отрядного вожатого;
- принципы и методы создания временного детского коллектива;
- источники планирования воспитательной работы с учётом специфики
летнего лагеря;
- возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков;
- основы педагогического руководства в условиях детского лагеря;
- основы безопасности и жизнедеятельности детей;
уметь
- применять психолого-педагогические знания в процессе планирования и
организации деятельности с детьми разновозрастного уровня;
- осуществлять планирование повседневной работы через личный,
перспективный и календарный план работ в отряде и дружине;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль собственной деятельности, уметь
её представить, прогнозировать и моделировать.
владеть навыками
- педагогического руководства временного детского коллектива
- психолого-педагогической диагностики
- планирования повседневной работы через личный, перспективный и
календарный план работы в отряде и дружине;
- использования многообразия форм, методов и средств в работе с детьми
разных возрастных групп;
- создания методических разработок с учётом тематики смены;
- создание психологически комфортной развивающей среды;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
МДК 02.03 Организация внеурочной работы в условиях летнего отдыха
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
30 теоретических, 30 практических;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения профессионального модуля ПМ.02. Организация
внеурочной работы в условиях летнего отдыха является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
КОД
Наименование результата обучения
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Формирование временных детских коллективов в условиях
ДОЛ.
Планирование воспитательной работы с учётом организации и
деятельности временных детских коллективов
Организация жизнедеятельности детей и подростков с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Организация детского самоуправления в отряде и лагере.
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию
летнего отдыха
Анализировать и обобщать как свой педагогический опыт, так
и опыт своих коллег
Организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
Овладеть навыками работы с детьми в условиях летнего
лагеря
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
Сочетать организацию индивидуальной и коллективной
деятельности
Стимулировать интерес, инициативу и творчество у детей
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать
охрану жизни и здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.

3.2. Структура и содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02. Организация внеурочной работы в
условиях летнего отдыха
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем Уровень
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часов
освоения
1
2
3
4
МДК 02.03. Организация внеурочной работы в условиях летнего отдыха
Раздел 1. История вожатского дела
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
4
История и опыт
1. Истоки вожатской деятельности в России.
вожатской
2. Современные тенденции развития вожатской деятельности.
2
деятельности в
России

Тема 1.2
Нормативноправовая база
детских
воспитательнооздоровительных
лагерей.

Практические занятия (1-3)
Изучить литературу по теме: «Программа летнего оздоровительного лагеря».
Типы программ и их структура.
Содержание учебного материала:
1. Нормативно – правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как
образовательное учреждение.
2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в ДОЛ: Конституция
РФ, Конвенция о правах ребёнка, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ,
Положение о детском оздоровительном лагере.
Практические занятия (1-2)
1. Анализ документов по правам ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к
детям.
2. Изучение "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России".
3. Создание предметно-развивающей среды в лагере. Информационные стенды,

2
2
5
2

3

2

"отрядные уголки", игротеки
Раздел 2.
Содержание учебного материала
Структура смены в 1. Подготовительный, организационный, основной и заключительный период смены.
ДОЛ.
Цели и задачи каждого периода.
2. Методическое обеспечение деятельности вожатого согласно тематики смены
Тема 2.1.
детского лагеря
Структура и
Практические занятия (1-2)
тематика смены в
1. Разработка плана первоначального периода работы вожатого с отрядом.
детском
2. Разработка плана работы в разновозрастных отрядах.
воспитательнооздоровительном
лагере.
Раздел 3. Подготовительный и организационный периоды смены.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Содержание
1. Подбор методической «копилки», знакомство с администрацией и другими
деятельности
структурными подразделениями лагеря.
вожатого в
2. Регистрация и расселение детей в период заезда.
подготовительный Проведение первого педагогического совета.
период.
Практические занятия (1-2)
1. Сформировать папку сценариев отрядных дел, праздников, игр и развлечений.
2. Составить сценарий педагогического совета.
Тема 3.2
Содержание учебного материала

5
2

2

3

5

2
3
2
10

Система дел
организационного
периода.

Раздел 4
Тема4.1
План вожатого как
программа
действий
коллектива по
достижению
поставленной
цели, как
реализация
основных задач
смены.

1.Роль и значение организационного периода
2. Организация знакомства с лагерем через систему традиционных дел
3. Формирование органов самоуправления.
4. Режим дня. Организация режимных моментов.
5. Методы работы вожатого на организационном этапе.
6. Трудности адаптации. Причины адаптационных затруднений.
Практические занятия (1-3)
1. Разработка плана организационного периода работы вожатого с отрядом.
2. Разработка игр и упражнений с целью построения доверительных отношений,
готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
3. Составить режим дня в летнем лагере.
Планирование работы отрядного вожатого
Содержание учебного материала
1.Цели и задачи планирования. Основные требования к плану работы вожатого. Формы
и методы коллективного планирования. Структура плана. Виды планов: перспективный
(план-сетка), план работы на каждый день.

6

4

5
1

2

Тема 4.2
1.Учёт возрастных особенностей детей при планировании воспитательной работы в
1
Основные
отряде.
требования к плану Основные этапы планирования
вожатого и его
оформлению
Практические занятия.
3
1. Составить примерные варианты планов работы с детьми младших и старших
отрядов на смену.
2. Разработать план-сетку отряда на 21 календарный день
Содержание учебного материала:
7
1. Система дел основного периода в лагере. Место и значение основного периода в 4
структуре смены. Этапы основного периода. Методы работы с детьми в основной
период смены.
2. Классификация дел по направлениям.
3. Роль вожатого в организации и проведении традиционных дел основного периода
4. КТД в отряде. Воспитательные возможности КТД
Практические занятия (1-7)
3
1 Разработка плана проведения КТД.
2. Конструирование и апробация конкурсно-игровых программ.
3. Разработать задание к КТД. «Ромашка».
Раздел 6. Тематические дни в лагере
Тема 6.1.
Содержание учебного материала:
6

2

Раздел 5
Основной период
смены
Тема 5.1.
Цели и задачи
основного периода
в лагере.

2

Методика
проведения
тематических дней
в лагере

Раздел 7.
Заключительный
период смены
Тема 7.1
Система дел
заключительного
периода.

Раздел 8. Игровая
деятельность.
Тема 8.1 Значение
игры в жизни
ребёнка.

1. Цели и задачи тематического дня. Необходимые условия и требования к проведению
тематического дня.
2. Основные воспитательные цели вожатого в процессе подготовки и проведения
тематических дней.
3. Традиционные тематические дни в лагере:
Практические занятия (1-3)
1. Алгоритм работы вожатого по подготовке и проведению тематических дней
2. Разработка сценария тематического дня.
3. Подготовка мастер-класса «Тематический день» (тема по выбору студентов).
Содержание учебного материала
1. Цели и задачи заключительного периода в лагере. Заключительные дела смены.
2. Методы вожатого в организации и проведении заключительного периода смены.
3. Методика проведения прощальных огоньков в отрядах. Подготовка персональных
подарков и способы их вручения.
Практические занятия (1-2)

3

3

5
3

2

1 Разработка сценария закрытия лагерной смены. Организация и проведение
репетиции.
2. Тренинг. Организация и проведение прощального огонька.
Содержание учебного материала
8
1. Формирование особенностей личности в процессе игровой деятельности.
2
2. Игра как способ отдыха и необходимый вид деятельности; как средство воспитания
и коррекции.

Тема 8.2 Сущность 1.Основные направления игровых программ.
игры как способа
2. Основные требования к организации игровой деятельности.
проведения отдыха 3. Условия эффективного руководства детскими играми.
4. Воспитательные возможности КТД.
Практические занятия (1-2)
1. Разработка сценария КТД в летнем лагере. Организация и проведение репетиции.
2. Алгоритм разработки игры

4

2

Самостоятельная работа при изучении разделов
Раздел 1.
Изучить литературу по теме: «Программа летнего оздоровительного лагеря. Типы программ и их структура» Составление
реферата «Институт классных наставников в истории российского образования».
Изучить литературу по теме: «Социальный и возрастной портрет ребёнка в лагере» Разработка программы по адаптации
младших школьников к условиям школьной жизни.
Создание банка игр и заданий для сплочения детского коллектива.
Изучить литературу по теме: «Особенности временного детского коллектива»
Изучить литературу по теме: «Права и обязанности отрядного вожатого»
Изучить литературу по теме: «Права и обязанности дежурного вожатого по лагерю»
Изучить литературу по теме: «Организация мероприятий в детском воспитательно-оздоровительном лагере»
Раздел 2.
Письменный анализ проведённого КТД.
Изучить литературу по теме: «Организация кружковой деятельности в лагере. Творческая мастерская в ДОЛ»
Раздел 3.
Разработка сценария литературно-музыкальной композиции.
Создание презентации "Труд наших родных".
Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни
Раздел 4.
Изучить литературу по теме: «Физкультурно-оздоровительная работа в детском лагере»
Изучить литературу по теме: «Туристско-краеведческие формы работы в лагере»
Изучить литературу по теме: «Действия вожатого в экстремальных ситуациях»
Изучить литературу по теме: «Трудовая деятельность в детском оздоровительном лагере».

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинетов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- лекционные материалы;
- видеоматериалы;
Технические средства обучения:
-звуковоспроизводящее оборудование.
-компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- видеооборудование.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
методические пособия, программы, нормативные документы
образовательных учреждений.
Реализация программы модуля предполагает обязательную
производственную практику.

Виды работ по учебной практике ________________________________
№
Раздел ПМ.
п/п
Виды работ
1
2
1 Изучение порядка организации летней практики в системе профессиональной подготовки
вожатого ДОЛ
2 Изучение законодательных основ деятельности оздоровительного лагеря. Нормативно-правовые
основы деятельности педагога-организатора. Планирование организации разнообразной
деятельности детей.
3 Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
состояния их здоровья, условий жизни и воспитания, специфики работы с возрастным отрядом.
4 Должностные обязанности отрядного вожатого. Права и обязанности вожатого ДОЛ
5 Планирование воспитательной работы отрядного вожатого.
6 Развитие детского коллектива, методы управления им в условиях ДОЛ.
7 Мероприятия по защите детей в ДОЛ от ЧС природного и техногенного происхождения.
8 Оформительская работа отрядного вожатого. Методика оформления отрядных уголков и работа
отрядных средств массовой информации. Оформительский практикум.
9 Игры в летнем лагере. Игровой практикум.
Методы и формы работы педагога-организатора с детьми разного возраста в условиях плохой
погоды
10 Песенный практикум
11 Танцевальный практикум.
Аттестация по учебной практике –д/зачет
Форма контроля и оценки – проверка дневника, документации по практике.
ВСЕГО часов

Количество
часов
3
2
4

2
4
2
2
4
4
4

4
4

36

Виды работ по производственной практике ________________________________________
№
Раздел ПМ.
п/п
Виды работ
1
2
1 Организационно-педагогическая работа. Ведение документации, обеспечивающей организацию
воспитательной работы в условиях ДОЛ. Поиск и использование методической литературы и др.
источников информации, необходимой для подготовки и проведения воспитательной работы в
условиях ДОЛ. Ведение диалога с администрацией ДОЛ по вопросам организации
воспитательной работы.
2 Самостоятельная воспитательная работа с детьми в ДОЛ. Определение целей и задач,
планирование, проведение воспитательной работы в условиях ДОЛ с учетом возраста детей и в
соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Использование различных методов и форм организации воспитательной работы с учетом
возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми.
Планирование ситуации, стимулирующей общение младших школьников в процессе
воспитательной деятельности, использование вербальных и невербальных средств
педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении.
3 Осуществление сотрудничества с родителями.
4 Оформительская работа
5 Аналитическая работа. Анализ организации воспитательной работы в условиях ДОЛ.
Анализ процесса и результатов воспитательной работы в ДОЛ (организованный досуг, занятия с
творческим коллективом).
6 Аттестация по производственной практике – дифференцированный зачет
Форма контроля и оценки – проверка дневника, документации по практике.
ВСЕГО часов

Количество
часов
3
14

78

6
6
4

108

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)
№ п/п

ОИ 1

Наименование
Конвенция о правах ребенка

Автор

Трудовой кодекс Российской Федерации -ФЗ
Методика работы вожатого в детском оздоровительно- Веденеева О.А., Савва Л.И.,
образовательном комплексе
Тураев Р.Р.
Дополнительные источники (ДИ)

№ п/п
Наименование
ДИ 1 История вожатского дела
ДИ 2 Методика организации летнего отдыха детей и
подростков
ДИ3
Психологическое сопровождение игровой
деятельности [Текст] / Б.В.Галахов
ДИ4
Игровые технологии в профессиональном образовании:
метод.рекомендации [Текст]
ДИ5
Основы вожатской деятельности

Таблица 2б
Издательство, год издания

Учебное пособие Санкт-Петербург 2018г

Автор
Н.Ю.Галой, И.А.Горбенко
А.Г.Голев, Е.В.Давыдова.

Таблица 2в
Издательство, год издания
МПГУ Москва-2017
Пятигорск 2011г.

Галахов Б.В.

// Методист. – 2009. -№1, С.56-59.

Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина

под общ. ред. Т.С. Паниной – Кемерово: Издво ГОУ «КРИРПО», 2014.
учебное пособие / М.М. Кодзоева-. 2010.

Кодзоева М.М.

Интернет-ресурсы (ИР)
Таблица 2г
ИР 1

Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru

ИР 2

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru

ИР 3

1.
2.
3.

Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные
аспекты».
Перечень электронно-библиотечных систем (ресурсов) и баз данных для самостоятельной работы
Используемые сторонние электронные библиотечные системы (ЭБС):
ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY» (http://elibrary.ru/defaultx.asp)
ЭБС «Издательства Лань» (http://e.lanbook.com/)
ЭБС «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».