Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине ОУДп. 02. ЛИТЕРАТУРА
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОУДп.
01. «Русский язык и литература. Литература», утвержденной «28» августа 2022
года
Рассмотрен на заседании кафедры русского языка и литературы
Протокол №1 от «30» августа 2022 г.
Председатель ПЦК русского языка,
дагестанских языков и литературы
Специальность:44.02.05.
образовании
__________________ Алекберова О.Л.
Коррекционная
Преподаватели: Каручева Л.Б.
педагогика
в
начальном
68
132
200
5
6
68
132
200
19
91
110
3
2
5
Курсовая
работа
4
Практические
занятия
Контрольные
работы
3
Теоретические
занятия
2
Обязательная аудиторная нагрузка
в т.ч.
Всего часов
1 семестр
2 семестр
Всего
Самостоятельная
работа обучающегося
Курс,
семестр
Максимальная
учебная нагрузка
Учебная нагрузка обучающихся (час.)
Форма промежуточной
аттестации
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
по ОУД.п.02. ЛИТЕРАТУРА
7
46
39
85
-
Э
-, Э
2
2.2. Cодержание обучения по учебной дисциплине___ОУДп.02.ЛИТЕРАТУРА__
№
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Вид
занятия
Материально-техническое
обеспечение
занятий,
Интернет- ресурсы
(№ позиции из табл.1а, 1г)
1
2
3
4
5
Раздел 1. Литература второй половины 19 века.
Тема 1.1. Обзор русской литературы второй половины 19 века.
1-2
Россия во второй половине 19 века. Общественно-политическая ситуация в
стране. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и
философская глубина. Традиции и новаторство в русской поэзии.
2
Лекция
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Тема 1.2. А.Н. Островский. «Апостол жизненной правды, простоты и любви к меньшему брату»
34
56
78
9
10
11
12
Жизнь и творчество драматурга (обзор).
Быт и нравы купеческого Замоскворечья в пьесах Островского. Комедия
«Свои люди - сочтёмся» («Банкрот»).
Драма «Гроза». История создания пьесы.
«Жестокие нравы» города Калинова. Обличение самодурства и невежества.
Проблема взаимоотношения поколений в драме «Гроза». Нравственное
противостояние Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.
Влияние атмосферы родительского дома на формирование характеров
молодёжи (патриархальный лад и жизнь из-под неволи).
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Образная символика и обобщённо-символический смысл названия драмы.
Драма «Гроза» в литературной критике.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Речевая характеристика героев пьесы. Проработка фрагмента пьесы для
чтения по ролям или разыгрывания с партнёром по памяти. Чтение
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
фрагментов драмы по ролям.
13
Тестирование по изученным темам
1
Контрольный урок
Тема 1.3. И.А. Гончаров. Мастер говорящей детали, полный доброжелательной любви к человеку
14
15
16
17
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Обломов». История создания
и особенности композиции романа.
Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Наблюдение над ролью пейзажа, портрета, интерьера и художественной
детали в романе. Своеобразие стиля писателя.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Тема 1.4. И.С. Тургенев. Антикрепостническая сущность общественных взглядов писателя
18
19
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической
ситуации в России.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
20
21
22
23
24
Сюжет, композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Наблюдение над поэтикой романа: «тайный психологизм», приём
умолчания, художественная функция портрета, интерьера, пейзажа.
Своеобразие жанра
1
Практическое занятие
4
25
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
26
Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг
романа.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР5
27
28
Осмысление фрагментов статьи Д.И.Писарева «Базаров»
Тестирование по изученным темам.
1
1
Практическое занятие
Контрольно-обобщающий
урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
Тема 1.5. Поэзия середины 19 века
29
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и
образы тютчевской лирики.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом
Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано
предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «День и ночь»,
«Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
30
А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). «Вечные» темы в лирике Фета
(природа, поэзия, любовь, смерть).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»,
«Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…»,
«Еще одно забывчивое слово…».
А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и
образы поэзии.
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
31
5
32
ты наш батюшка….».
Анализ изобразительно-выразительных средств языка стихотворений
Тютчева, Фета и Толстого. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Тема 1.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическая летопись целой эпохи
33
Жизнь и творчество писателя (обзор).
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
34
«Сказки для детей изрядного возраста». Премудрый пескарь», «Дикий
помещик», «Орёл-меценат».
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
35
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического
изображения: эзопов язык, сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм и
др.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
Тема 1.7. Н.А. Некрасов. Поэт-гражданин, наделённый даром пронзительного поэтического слова
36
37
38
39
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор). Гражданский пафос поэзии
Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.
Чтение и анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери
гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…»,
«Внимая ужасам войны…».
Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы
поэта и поэзии. Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с
народной поэзией.
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, его
фольклорная основа, жанровое своеобразие поэмы. Система образов поэмы.
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
6
40
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова.
Смысл названия поэмы.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
41
42
43
44
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей
притчи».
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского».
Приёмы разоблачения представителей господствующих классов в поэме.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
Тема 1. 8. Ф.М. Достоевский. Глубокий психологизм, небывалая буря страстей в произведениях
великого писателя
45
46
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа. Особенности сюжета
и композиции.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
47
48
Проблематика, система образов романа.
Образ Петербурга в романе. Приёмы создания образа города.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
49
50
Теория Раскольникова и ее развенчание.
Раскольников и его «двойники».
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР1, ИР4
51
52
53
Образы «униженных и оскорбленных» в романе. Тема гордости и смирения.
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Роль эпилога.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
7
54
«Преступление и наказание» как философский роман. Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
55
56
57
Своеобразие жанра «Преступления и наказания». Приёмы авторского
психологического анализа в романе.
Тема «двойничества» в романе
Тестирование по изученным темам
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
1
Контрольно-обобщающий
урок
Тема 1.9. Л.Н. Толстой. Диалектика души героев в творчестве писателя-мыслителя
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
59
60
Жизненный и творческий путь писателя (обзор). Жанровое своеобразие
романа-эпопеи «Война и мир»
Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный
прием.
Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
61
62
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его
критерии оценки личности.
Путь идейно-нравственных исканий главных героев романа.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
63
64
«Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и
Болконских.
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
2
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
65
Тема войны в романе. Толстовская философия истории.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
66
Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
58
8
67
Изображение Отечественной войны 1812 г.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
68
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр
романа.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
69
70
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.
Проблема национального характера в изображении Толстого. Образы
Тушина и Тимохина.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
71
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
72
Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два
нравственных полюса
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
73
Роль эпилога. Открытый финал романа.
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
74
Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев
(«диалектика души»).
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
75
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Мировое значение творчества
писателя.
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
76
Тестирование по изученным темам
1
Контрольно-обобщающий
урок
Тема 1.10. А.П.Чехов. Мастер короткого рассказа
9
77
Жизнь и творчество писателя (обзор).
1
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Тема пошлости и неизменности жизни.
Проблема ответственности человека за свою судьбу.
(Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Попрыгунья»).
3
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Комедия «Вишневый сад». История создания. Жанровое своеобразие.
Особенности сюжета и конфликта пьесы.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Смысл финала.
Символический подтекст пьесы.
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова
для мировой литературы и театра.
2
Комбинированный урок
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
87
Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали и авторских
ремарок, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм,
подтекст (подводное течение жизни).
Тестирование по изученным темам
1
Практическое занятие
ОИ1, ОИ3,ИР4, ИР5
1
Контрольно-обобщающий
урок
1
Урокизучения нового
учебного материала,
88
Раздел 2. Литература первой половины ХХ века
Тема 2. 1. Обзор русской литературы первой половины ХХ века
89
Введение. Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв.
Реализм и модернизм. Трагические события первой половины ХХ в. и их
отражение в русской литературе.
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.2. И.А. Бунин. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы в творчестве писателя
10
90
91
92
93
Жизнь и творчество Ивана Бунина (обзор).
Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. (Стихотворения
«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»…)
«Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь
человека с миром природы, вера и память о прошлом). (Рассказы
«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские
яблоки», «Темные аллеи» …)
2
94
Психологизм бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры
Бунина
1
2
Комбинированный урок
Практическое занятие
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.3. А. И. Куприн. Гуманистическая позиция автора в повести «Гранатовый браслет»
95
Жизнь и творчество писателя (обзор). Повесть «Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета повести
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
96
Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Трагизм решения
любовной темы в повести.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
97
Символический
смысл
художественных
деталей.
Мастерство
психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.4. М. Горький. Страстные поиски героями смысла жизни в произведениях писателя
98
Биография писателя как труд по сотворению личности.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
99
10
0
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя.
Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы.
Соотношение романтического идеала и действительности в философской
концепции Горького. (Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» …)
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
11
10
1
Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.
Система образов.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
10
210
2
10
4
Образы хозяев ночлежки.
Три правды и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов),
правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Проблема счастья и смысла жизни в пьесе.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
10
5
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.
Афористичность языка писателя
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2. 5. Обзор русской поэзии конца ХIХ-начала ХХ веков. «Серебряный век» русской поэзии как
своеобразный русский ренессанс
10
6
Литературные течения поэзии русского модернизма (обзор): символизм,
акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.
Анненский, М.И. Цветаева.
1
Урок изучения нового ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
учебного материала,
ИР5
10
710
8
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской
философии и поэзии на творчество русских символистов.
«Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и
«младосимволисты» (А. Белый, А.А. Блок).
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
10
911
0
Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева
«Наследие символизма и акмеизм».
Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
«прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
12
11
111
2
Футуризм. Манифест футуризма, его пафос и проблематика. Поэт как
миссионер «нового искусства». Группы футуристов: эгофутуристы
(И.Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В.Хлебников),
«Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).
2
Комбинированный урок
11
311
4
Выразительное чтение наизусть стихотворений разных литературных
течений.
Анализ изобразительно-выразительных средств языка.
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.6. А.А. Блок – поэт-пророк, провидевший и революцию, и «окаянные дни»
11
511
6
11
7
Жизнь и творчество поэта (обзор).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ
Прекрасной Дамы.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема города в творчестве Блока. Соотношение идеала и действительности в
лирике Блока.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
11
811
9
12
012
1
Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений.
Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовым» и
стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Поэма «Двенадцать». Символический смысл названия произведения.
Наблюдение над языком и стилем поэмы.
2
Практическое занятие
Тема 2.7. В.В. Маяковский Драматичное противостояние поэта в борьбе за человеческое в человеке
13
12
212
3
12
412
5
12
612
7
Жизнь и творчество поэта (обзор).
Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского.
(Стихотворения:«А вы
могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»…).
Поэма Маяковского «Облако в штанах». История создания.
Идейно-художественное своеобразие произведения.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Выразительное чтение наизусть стихотворений Маяковского.
Новаторство поэта (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,
пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и
графики стиха)
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.8. С.А. Есенин - поэтическое сердце России
12
8
12
913
0
Жизнь и творчество поэта (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим
понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь
Советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул
родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»
Тема родины в поэзии Есенина. Цветопись, сквозные образы лирики
Есенина.
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.
Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина (Стихотворения:
«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,
«Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не
плачу…», «Русь Советская».
14
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул
родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».)
13
113
2
13
313
4
Наблюдение над языком и стилем писателя. Художественное чтение
стихотворений.
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в ней.
Проблематика, система образов.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.9. М.И. Цветаева. Уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой
13
5
Жизнь и творчество поэтессы (обзор).
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
13
613
7
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и
вечности.
Поэзия как напряженный монолог-исповедь. (Стихотворения: «Моим
стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в
руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!
Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст»…)
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
13
8
Тема 2.10. А.А. Ахматова. «Тёмен жребий русского поэта»
13
914
0
Жизнь и творчество (обзор). Отражение в лирике Ахматовой глубины
человеческих переживаний.
Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. (Стихотворения:
«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни
15
к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Бывает
так: какая-то истома…»).
14
1
Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
14
214
3
Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной
трагедии и народного горя.
Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над
забвением как основной пафос «реквиема».
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
14
4
Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и
эпилога.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.11. Б.Л. Пастернак. «Ты Вечности заложник, у Времени в плену»
14
5
Жизнь и творчество писателя (обзор). Поэтическая эволюция Пастернака:
от сложности языка к простоте поэтического слова.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
14
614
7
Основные темы, мотивы и образы лирики Пастернака.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег
идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
14
814
9
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой
романа.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
16
15
0
Особенности поэтического мира Пастернака. Выразительное чтение
стихотворений наизусть.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.12. М.А. Булгаков
15
1
Жизнь и творчество писателя (обзор)
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
15
2
«Собачье сердце как сатирическое произведение»
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
15
3
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа.
Своеобразие жанра и композиции.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
15
415
515
6
15
7
Москва и Ерщалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и
образы в романе. Проблематика произведения.
3
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Смысл финальной главы романа.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 2.13. М.А. Шолохов
15
8
Жизнь и творчество писателя (обзор).
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
15
916
Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического
повествования.
Сложность авторской позиции. Система образов в романе
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
17
0
16
116
2
16
3
Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение
гражданской войны как общенародной трагедии.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы
в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
16
4
Смысл финала.
Шолохова.
Язык прозы
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
16
5
Рассказ «Судьба человека». Изображение судьбы человека в контексте
времени.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Художественное своеобразие романа.
Раздел 3. Обзор русской литературы второй половины ХХ века
Тема 3.1. Литература о Великой Отечественной войне
16
616
7
16
816
9
Жанровое своеобразие литературы военных лет. Поэзия, проза,
драматургия.
Патриотические мотивы в лирике военных лет.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Повесть Кондратьева «Сашка». Нравственная проблематика произведения.
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Новое
осмысление военной темы
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
17
0
Выразительное чтение стихотворений о войне. Наблюдение над языком,
стилем произведений о войне
1
Практическое занятие
Тема 3.2. А.Т. Твардовский. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев
17
Жизнь и творчество поэта (обзор).
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
18
117
2
Основные темы, мотивы и образы лирики Твардовского. (Стихотворения
«Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О
сущем»…)
17
317
4
17
517
6
17
7
Народный характер поэмы Твардовского «Василий Теркин» (главы:
«Переправа», «Два солдата», «Смерть и воин», «Поединок»
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как
ведущий мотив творчества поэта.
Тема памяти в поэме «По праву памяти» Твардовского.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Работа над выразительным
чтением.
1
Практическое занятие
ИР5
Тема 3.3. А.И. Солженицын. Желание понять истоки побед и потерь советского народа
17
817
9
18
0
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Проблема
национального характера в контексте трагической эпохи.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема «праведничества» в рассказе «Матрёнин двор». Утверждение
нравственных ценностей.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
18
1
Определение особенностей языка и стиля писателя.
1
Практическое занятие
русского
19
Тема 3.4. В.М. Шукшин. Нравственная и социальная проблематика рассказов
18
218
318
4
18
5
Жизнь и творчество писателя (обзор). Изображение народного характера и
картин народной жизни в рассказах.
Нравственная и социальная проблематика рассказов. (Рассказы:«Верую!»,
«Алеша Бесконвойный», «Сельские жители», «Обида», «Чудик»,
«Срезал»…)
3
Комбинированный урок
Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры
Шукшина
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 3.5. В.Г. Распутин, В. Астафьев. Трагизм отношений человека и природы
18
618
7
Жизнь и творчество В. Распутина (обзор). Тема памяти и преемственности
поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты духовной связи
человека со своими корнями. (Рассказ «Василий и Василиса», повесть
«Прощание с Матерой»).
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
18
818
9
19
0
Жизнь и творчество В. Астафьева.
Человек и природа в повести «Царь-рыба».
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Символические образы в произведениях Распутина и Астафьева.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 3.6. Поэзия 60-х гг. ХХ века
19
119
Гражданственность и публицистичность поэзии «шестидесятников».
Устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ
современности в поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А.
20
2
Вознесенского, Б. Ахмадулиной.
19
3
«Тихая лирика» и поэзия Н.М. Рубцова.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и
картины родной природы.
1
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
19
419
5
19
619
7
19
8
Современная авторская песня. Ее судьба и место в литературном процессе.
Творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича.
2
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Поэзия Иосифа Бродского. Своеобразие творческой манеры, тематики
произведений поэта.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Наблюдение над особенностью стиля каждого автора.
1
Практическое занятие
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
Тема 3.7. Обзор литературы последнего десятилетия ХХ – начала 21 столетия
19
920
0
Основные
тенденции
Постмодернизм.
ВСЕГО часов
современного
литературного
процесса.
2
Комбинированный урок
ОИ2, ОИ3,ИР2, ИР3,
ИР5
200
21
Материально–техническое обеспечение занятий по учебной дисциплине
____ОУДп.02. ЛИТЕРАТУРА__________
Таблица 1а
№
п/п
1
1
2
Материально–техническое обеспечение занятий
Компьютер
Проектор
Видеоплеер
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)
№ п/п
ОИ 1
ОИ 2
ОИ 3
ОИ 4
Наименование
Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч.
Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч.
Автор
Лебедев Ю.В.
Под ред. Журавлева
В.П.
Таблица 1б
Издательство, год издания
14-е изд. - М.: 2012.
17-е изд. - М.:
Просвещение, 2012.
Литература. Для студентов средних профессиональных Обернихина Г.
Академия, 2010.
учебных заведений.-7 изд. Стереотипное.
Литература
19
века.
10
класс:
Учебник
для Сахаров В.И., Зинин М.: ООО «ТИД «Русское
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-е изд.
С.А.
слово - РС», 2007.
22
ОИ 5
ОИ 6
Литература. Для студентов средних специальных учебных
Сигов В.
заведений. 3 изд. стереотипное.
Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 3 Чалмаев В.А.,
изд., испр. и доп
Зинин С.А.
Дрофа, 2009.
М.: «ТИД «Русское слово РС», 2007.
Дополнительные источники (ДИ)
№ п/п
ДИ 1
ДИ 2
ДИ 3
ДИ 4
ДИ 5
Наименование
Автор
Красовский В.Е.,
Леденев А.В.
Мацыяка Е.,
Литература. Книга для преподавателя.
Обернихина Г.
Литература.
Практикум.
Для
студентов
средних Обернихина Г.,
профессиональных учебных заведений.
Антонова А.
Нестандартные уроки русской литературы.10-11 классы.
Русские писатели, XIX век: биографический словарь
Литература. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ.
Таблица 1в
Издательство, год издания
Изд. АСТ,Слово,2010.
Изд. Академия, 2008
Изд. Академия, 2009
Изд. Феникс, 2002
М.: Просвещение, 2007
Интернет-ресурсы (ИР)
Таблица 1г
ИР 1
ИР 2
ИР 3
ИР 4
http://pedsovet.org/
http://festival.1september.ru/subjects/9/
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000928
http://infourok.ru
ИР 5
http://kopilkaurokov.ru
ИР 6
http://nsportal.ru
23
24