Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
ПМ 04. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МДК 04.02 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа МДК 04.02 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и
педагогические науки »
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.Б»
Разработчики:
-Магарамова Б.К., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» - к.п.н
-Самедова Л.А., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» -преп высш к.
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» для применения в учебном процессе.
.
Рецензенты:
- Р.Э. Алимурадова, директор прогимназии №15, Почетный работник общего образования
РФ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
15
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК 04.02. Основы учебно-исследовательской деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса является программой
подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02. Преподавание в
начальных классах, реализуемой ГБПОУ ДППК им. Казиахмедова Г.Б.".
Рабочая программа МДК 04.02 «Основы учебно-исследовательской деятельности »
может быть использована в профессиональной подготовке и повышении квалификации
специалистов педагогического профиля.
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре основной профессиональной
образовательной программы: - вариативная часть
1.3. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК:
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен
уметь:
- понимать значение научных знаний для своей профессиональной деятельности;
- составлять план, тезис, конспект к научной работе,
- формулировать категориально-понятийный аппарат исследования;
- подбирать литературу по теме исследования,
- вводить автора в текст работы с последующей ссылкой;
- составлять список использованной литературы в соответствии с требованиями;
- подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы исследования;
- обобщать передовой педагогический опыт;
- определять характер собственного исследования;
- использовать элементы педагогического эксперимента в собственном
исследовании;
- оформлять исследовательскую работу;
- составлять защитную речь.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:
- сущность, цели, задачи, формы учебно-исследовательской работы студентов;
- определение науки и научных знаний;
- компоненты методологического аппарата исследования;
- особенности и правила работы с научной литературой;
- методы психолого–педагогического исследования, требования к их использованию
в исследовательской деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МДК 04.02
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Объем и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося(всего)
в том числе: доклады, рефераты, подготовка выступлений, разработка
конспектов, оформление презентаций
Итоговая аттестация в форме зачёта
84
56
16
28
2.2. Тематический план и содержание МДК 04.02 ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование
разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
Уровень
освоения
Содержание учебного материала
3
1
2
1
тем
Раздел 1 Наука и
научное познание
Тема 1.1. Наука и
научное познание
1
Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности,
направленной на получение, обоснование и
систематизацию объективных знаний о мире.
Основная цель и основной продукт научной деятельности – получение
новых знаний в тех или иных областях человеческой жизни.
Раздел 2
Категориальнопонятийный
аппарат и структура
исследования
Тема
2.1
Цели, Содержание учебного материала
задачи и основные
Цели, задачи и основные формы организации учебно-исследовательской
формы организации 1
деятельности студентов; Место и роль учебной дисциплины в системе
НИРС
профессиональной подготовки выпускника. Связь учебной дисциплины с
другими дисциплинами
Тема 2.2 . Виды и
характер
исследовательских
1
Различные виды и характер исследовательских работ студентов: опытнопрактический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектно-
2
1
творческий, их структура.
работ
Тема 2.3
Категориальнопонятийный
аппарат и
структура
исследования
1
Основные компоненты курсовой работы и ВКР: введение, основная часть,
заключение, библиографический список,приложение.
2
Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема,
область исследования, объект,предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза.
Проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
3
2
Практическое занятие
1
4
Тема 2.4 Этапы
психологопедагогического
исследования
3
Этапы исследования их логика
Самостоятельная работа
1
4
Определение области исследования, предмета, объекта, цели, задач
исследования по выбранной теме научного поиска.
Содержание учебного материала
1
1
Разработка аппарата исследования по педагогической проблеме (объект,
предмет, цель, задачи,гипотеза).
Самостоятельная работа
1
1
1
1
3
1,2
Написание введения по выбранной теме исследования.
Раздел 3.Технология работы с информационными источниками
Тема 3.1.
1
Источниковедческая
база
исследовательской
Источниковедческая база исследовательской работы: библиотеки,
музей, архивы (государственные, школьные,
частные и др.)
Виды источников, их характеристика
работы
Тема 3.2.Технология
работы с
информационными
1
Работа с библиотечным каталогом и с научной литературой по теме
исследования (монографии, сборники,энциклопедические словари,
журнальные статьи, диссертации, авторефераты).
источниками
2
Правила введения автора в текст работа, цитирование, оформление
сносок.
Практическое занятие
1
Правила оформления библиографических ссылок.
2
Правила оформления списка литературы
Самостоятельная работа
1
2
Тема3.3. Средства
организации учебно
-исследовательской
деятельности
студентов
2
2
4
2
1
3
2
2
Составление и оформление списка литературы по теме исследования в
соответствии с требованиями.
Оформление цитат, сносок на использованную литературу.
Содержание учебного материала
1
План, тезис, конспект как важное средство организации учебноисследовательской деятельности.
2
Научные тексты: рецензия, аннотация, статья, реферат, курсовая работа,
выпускная квалификационная работа.
3
Их специфические особенности и требования к написанию.
Практическое занятие
1
Составление плана, тезиса, конспекта научной статьи.
2
Аннотирование и рецензирование научной литературы.
Самостоятельная работа
1
2
3
4
Представление научной статьи в виде конспекта; на его основе
составление тезисов и плана статьи
Написание аннотации или отзыва на книгу (статью).
Раздел 4. Методология психолого- педагогического
Исследования
Тема 4.1.
Методологические
основы психологопедагогического
Содержание учебного материала
1
Понятие о методологии научного знания как системе принципов,
способов организации и построения теоретической и практической
деятельности.
исследования
2
Особенности методологии науки и педагогики.
2
2
Самостоятельная работа
1
Тема 4.2. Методы
исследования
психолого-
Составление таблицы «Методы исследования, их классификация»
2
2
Содержание учебного материала
педагогических
проблем
1
2
Понятие о методах психолого-педагогического исследования как
совокупности приёмов и операций, направленных наизучение психологопедагогических проблем учебно-воспитательного характера.
Классификация методов исследования и многообразие их видов:
наблюдение, анкетирование, создание преднамеренных ситуаций,
тестирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение
передового педагогического опыта, изучение теоретической литературы и
др.
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Организация и
использование
различных методов
в исследовательской
деятельности
8
2
1
Организация и проведение различных методов исследования. Метод
моделирования, его сущность. Виды моделей.
2
Педагогическое наблюдение, его разновидности. Требования к
организации и проведению педагогического наблюдения. Этапы
подготовки и проведения педагогического наблюдения.
3
Изучение документов и продуктов деятельности учащихся. Основные
виды анализа педагогических документов.
4
Изучение педагогического опыта. Основные формы и методы изучения и
обобщения педагогического опыта. Этапы изучения и обобщения ППО.
5
Анкетирование. Организация проведения. Тестирование. Классификация
тестов. Требования к тестам. Методика использования при диагностике
хода результатов учебно-воспитательного процесса.
6
Педагогический эксперимент, его задачи. Принципы и правила
организации и проведения экспериментальной работы.Условия
эффективного проведения экспериментальной работы.
Планирование отдельных этапов педагогического эксперимента. Порядок
проведения эксперимента. Подведение результатов экспериментальной
работы.
Контент-анализ. Социометрия.
7
Графические методы. Исследовательские возможности разных методов.
Практические занятия
2
1
Этапы подготовки и проведения наблюдения.
2
Изучение, анализ школьной документации.
3
Технология изучения передового педагогического опыта.
Самостоятельная работа
1
Составление программы наблюдения по теме исследования.
2
Изучение и представление в виде конспекта, презентации передового
опыта по конкретной теме исследования.
3
Подборка из литературы методов исследования для собственного
научного поиска.
4
Использование графических методов при отражении педагогических
явлений.
5
Разработка анкеты по теме исследования.
2
Раздел 5. Организация, оформление и защита
исследовательских работ.
Тема 5.1. Обобщение
Содержание учебного материала
5
2
и анализ
результатов
психологопедагогического
1
Анализ результатов психолого-педагогического исследования, его
обобщение, интерпретация, обоснование выводов и
рекомендаций.Требования, предъявляемые к предоставлению результатов
исследования. Способы предоставления результатов.
исследования
2
Исследования и обработка данных: табличные формы фиксирования
данных, диаграммы,гистограммы, таблицы, графики. Объяснение
педагогических данных.
Практические занятия
1
Обработка данных психолого-педагогического исследования.
Самостоятельная работа
1
Тема 5.2
Требования
оформлению и
защите курсовой и
выпускной
квалификационной
2
Составление таблиц, графиков, отражающих результаты исследования
Содержание учебного материала Содержание учебного материала
1
Требования к оформлению титульного листа и плана работы. Различные
видыланов в зависимости от характера проведённого исследования.
2
Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к
соблюдению некоторых технических правил:поля, сноски, красные
строки и т.д.
3
Возможные варианты защиты курсовой работы: на заседании предметной
(цикловой) комиссии, на методическом совете, в студенческой группе, в
группе первокурсников и т.д. Оформление отзыва руководителя и
рецензии
работы (ВКР).
2
преподавателя колледжа к защите. Место выпускных квалификационных
4
2
работ в государственной аттестации студентов.
Практические занятия
2
Знакомство студентов с ранее выполненными курсовыми и
выпускными квалификационными работами.
Анализ особенностей оформления работ.
Самостоятельная работа
Всего
1
Оформление титульного листа и содержания курсовой работы.
2
Составление защитной речи
5
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета
педагогики и психологии, учебно-методического центра.
Оборудование кабинета и учебно-методического центра:
- Обязательная литература
- Методические рекомендации по выполнению практических и
самостоятельных работ
- Научная и справочная литература
- Образцы курсовых работ и ВКР
- Научно-методические издания (журналы)
- Компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:
1. Федеральный закон
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
– М., 2013.
2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психологопедагогических исследований. 2–е издание, М., 2013.
3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов. 8-е изд. М., 2010.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно- исследовательская работа студента:
Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной
квалификационной работы. 10 изд. М., 2013.
5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического
исследования. – 7 изд., М, 2011.
6. Исследовательская деятельность студентов/Авт.-сост. Т.П. Сальникова. 3 изд., - М,
2005.
Дополнительная литература:
1. Боровик С.С. Курсовые и ВКР. Методические рекомендации для студентов
педагогических колледжей.- М. 2001.
2. Подласый И.П. Методы педагогических исследований. Педагогика. Учебное пособие
для студентов высших педагогических заведений. – М, Владос, 2006.
3. Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её
результатов (для студентов и аспирантов). – М. 2001.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 04.02 ОСНОВЫ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельных
работ, индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Знания:
- сущности учебно-исследовательской работы студентов,
Устный фронтальный
её цели, задач и основных форм
контроль
- Определение науки и научных знаний
Устный фронтальный
контроль
- Понимание значения научных знаний для своей
Экспертное наблюдение
профессиональной деятельности
- компонентов методологического аппарата
Практическая работа
исследования; их особенностей
- особенностей работы с научной литературой
Практическая работа
- методов психолого-педагогического исследования,
Программированный
требований к исследованию в исследовательской
контроль
деятельности
Умения:
- составлять план, тезис, компонент научной работе
Практическая работа
- формулировать категориально-понятийный аппарат
Практическая работа
исследования
- правильно подбирать литературу по теме исследования
Практическая работа
- вводить автора в текст работы с последующей ссылкой
Практическая работа
- составлять список используемой литературы в
Практическая работа
соответствии с требованиями
- подбирать из литературы и самостоятельно
Практическая работа
разрабатывать методы исследования
- обобщать передовой педагогический опыт, делать
Практическая работа
необходимые выводы и обобщения
- выбирать и определять характер собственного
Экспертное наблюдение
исследования
- использовать элементы педагогического эксперимента
Экспертное наблюдение
в собственном исследовании
Практическая работа
- Оформление своей работы в соответствии с
Экспертное наблюдение,
требованиями
изучение оформления
курсовой и выпускной
квалификационной работы
- составлять защитную речь и представлять результаты
Экспертное наблюдение, в
ходе защиты курсовой и
Разработчики:
- Магарамова Б.К., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова.», к.п.н.
- Самедова Л.А., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова.», преподаватель
высшей категории
___________________________________
Председатель ПЦК педагогики психологии __А,Д Манаширова___________--------------------------------------------------_________________