Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.10 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
код и наименование дисциплины по ФГОС
Квалификация «Учитель начальных классов»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Дербент 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности, 44.02.02. Преподавание в начальных классах, рабочего учебного
плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год. Организацияразработчик:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж» им Г. Б. Казиахмедова.
Разработчик:
Рецензент:
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для применения
в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦ
ИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
10
4.
КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИП
ЛИНЫ
11
1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Местодисциплинывструктуреосновнойобразовательнойпрограммы:
Учебная дисциплина ОП.10 Основы медицинских знаний и здорового образа
жизниявляетсяобщепрофессиональнойдисциплинойвариативнойчастипрофессионального
циклаосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОСпоспециальности
44.02.02Преподаваниевначальныхклассах.
Учебная дисциплина ОП.10 Основы медицинских знаний и здорового образа
жизниобеспечиваетформированиеобщихи профессиональных компетенций:
ОК3. Оцениватьрискииприниматьрешениявнестандартныхситуациях.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии
длясовершенствованияпрофессиональной деятельности.
ОК10.Осуществлятьпрофилактикутравматизма,обеспечиватьохранужизнииздоровьяд
етей.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать
уроки.ПК1.2. Проводитьуроки.
ПК1.3Осуществлятьпедагогическийконтроль,оцениватьпроцессирезультатыобучения.
ПК2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и
общения,планироватьвнеурочныезанятия.
ПК2.2.Проводитьвнеурочныезанятия.
ПК2.3.Осуществлятьпедагогическийконтроль,оцениватьпроцессирезультатыдеятельн
остиобучающихся.
ПК3.1.Проводитьпедагогическоенаблюдениеидиагностику,интерпретироватьполучен
ныерезультаты.
ПК3.2.Определятьцелиизадачи,планироватьвнекласснуюработу.ПК3.3.
Проводить внеклассныемероприятия.
ПК 3.4. Анализироватьпроцессирезультатыпроведениявнеклассныхмероприятий.
ПК
4.1.
Выбиратьучебно-методическийкомплект,разрабатыватьучебнометодическиематериалы(рабочиепрограммы,учебно тематическиепланы)наосновефедеральногогосударственногообразовательногостандартаип
римерныхосновныхобразовательных
программ
сучетом
типа
образовательнойорганизации, особенностейкласса/группыи отдельныхобучающихся.
ПК4.2. Создаватьвкабинетепредметно-развивающуюсреду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательныетехнологиивобластиначальногообщегообразованиянаосновеизученияпро
фессиональнойлитературы,самоанализаианализадеятельностидругихпедагогов.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: приобретение студентами знаний, умений и компетенций в области
основмедицинскихзнанийдлясохранениясвоейжизнииукрепленияздоровья,изученияпринц ипов и
способов оказания первой медицинской помощи при травмах и неотложныхсостояниях.
Задачи:формированиепредставленийоздоровьечеловекаифакторахсоциальноэкономического,биологического,антропогенногохарактера, влияющихнанего.
Врамкахпрограммыучебнойдисциплиныобучающимисяосваиваютсязнанияиумения,ф
ормируютсяобщие и профессиональные компетенции:
Умения
Знания
Код
ПК, ОК
ОК1-11,
ПК1.1-
распознаватьнарушениявздоровье
ребенкаиприниматьнеобходимыемерып
основныепроблемыздоровья
детей в современных
1.3,2.12.3,3.1-
о организации гигиенических
условийвоспитания;
условиях;основные признаки
нарушенияздоровьяребенка;
3.4,4.14.3
оказывать первую помощь
принеотложныхсостояниях;
признакинеотложныхсостоянийп
риострыхзаболеваниях,травмах
диагностировать ранние
признакиинфекционных
и несчастных
случаях;основымикробиологии,
заболеванийушкольников;
применять противоэпидемические
эпидемиологии и
иммунитета,признакиинфекци
мерыдля предотвращения
распространенияинфекционных
онных
заболеванийудетей;
заболеваний в детскихколлективах
идомашнихусловиях;способствовать
формированию
здоровогообразажизниувоспитанниковче
санитарноэпидемиологическиемероприяти
я по
профилактикеинфекционныхзаб
рез
просветительскую деятельность и
личныйпример;
олеваний;
о здоровом образе жизни,
егопринципах, влиянии на
участвоватьвгигиеническомиполовомво
спитаниишкольников
здоровьеиметодахреализации;
о факторах
разрушающихздоровье;
ороливоспитателявсохранении
здоровья детей и
формированииздоровогообраза жизни
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОИДИСЦИПЛИНЫ 2.1
Объемучебнойдисциплиныивидыучебнойработы
Видучебнойработы
Объемв
часах
Максимальнаяучебнаянагрузка(всего)
Обязательнаяаудиторнаяучебнаянагрузка(всего)
48
втомчисле:
теоретическиезанятия
практическиезанятия
40
8
2.2 Тематическийпланисодержаниеучебнойдисциплины
Наименование
Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеипрактические
Объем
Уровень
разделови тем
1
Введение
работы,самостоятельнаяработаобучающихся,курсоваяработа(проект)
2
Содержаниеучебногоматериала
Определение,цельгоадачидисциплины«Основымедицинскихзнанийгодоровогообразажгони».
часов
3
освоения
4
2
ОК1-11,
Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие изучаемой дисциплины.
Значениеизучаемойдисциплиныдля профессиональнойдеятельности.
ПЮ.1-1.3,2.12.3,3.1-3.4, 4.1-
Раздел1.Проблемы здоровьядетей
Тема 1.1
Содержаниеучебногоматериала
Здоровьев
системечеловечес
кихценностей
1
Понятиеоздоровьеиболезни.Здоровьекакобщественнаяиличностнаяценность.Факторы,влияющи
еназдоровьедетейиподростков. У ровниздоровья.Показателипопуляционного
здоровья.Показателииндивидуальногоздоровья.Группыздоровья.
2 Основныепризнакинарушенийсостоянияздоровьядетей.
Практическиезанятия
№»1Проблемыздоровьяучащихсяразличныхвозрастныхгрупп
№»2Анализсостоянияздоровьядетейшкольноговозраставнашемрегионеистране. Семинар
№»3Основныепризнакинарушенияздоровья
4.3
1
1
2
2
1
Раздел11.Понятиеонеотложныхсостоянияхипервойпомощи. Реанимация.
Тема2.1
Содержаниеучебногоматериала
Профилактикат
1 Понятиеигруппынеотложныхсостояний.Причиныифакторыихвызывающие.Принципыимеропри
равматизма
ятияоказанияпервойпомощи.Неотложныесостоянияпризаболеваниях сердечно иоказание
сосудистой,дыхательной,эндокриннойипищеварительнойсистем,органовбрюшнойполости.
1
первойпомощи
притравмах и
2
2
Травмы.Понятияоботкрытыхизакрытыхповреждениях.Раны.Кровотечения.Ушибы.
Растяженияиразрывысвязочногоаппарата.Вывихи.Переломы.Термическиеповреждения.
неотложных
Электротравмы.Инородныетела.Травматическийшок.Особенноститеченияудетей.Первая
состояниях
помощь.
Профилактикадетскоготравматизма.Признакижизни.
3
Терминальныесостояния.Клиническаяибиологическаясмерть.Реанимация.
2
Практическиезанятия
№»4Понятиеигруппынеотложныхсостояний.Причиныифакторыихвызывающие
2
2
№»5Диагностикаиприемыоказанияпервойпомощипринеотложныхсостояниях
2
2
№6 Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее применению. Критерииэффективности
№7Характеристикадетскоготравматизма.Мерыпрофилактикитравмиперваяпомощьприних
РазделШ.Основымикробиологии,эпидемиологииииммунологии
Тема3.1
Содержаниеучебногоматериала
Профилактика
1
Понятиеобинфекционныхболезнях.Инфекционныйиэпидемическийпроцессы.
2
2
Эпидемическийочаг.Спорадическаязаболеваемость,эпидемия,пандемия.Классификацияинфекц
ионных заболеваний.Детскиеинфекции.Основныенаправленияборьбыс
инфекционнымиболезнями.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Профилактика инфекций. Понятие о
карантине.Паразитарныеболезни.
Понятиеобиммунитете.Видыиммунитета.Защитныефакторыимеханизмыиммунитета.Понятиео
1
инфекционных
заболеванийу
детей Понятие
обиммунитете
антигенахиантителах.
Понятиеобиммунодефицитах.Профилактическиепрививки.Календарьпрививок.Реакциинаприви
вкии осложнения.
Факторы,снижающиеистимулирующиеиммунитет.Роль учителявповышениииммунитетау
школьников.
Практическиезанятия
1
№8Понятиеомикробиологии,иммунологиииэпидемиологии.Понятиеобиммунитетеиего видах
№9Понятиеобинфекционных болезнях
№10Мерыпрофилактикиинфекционныхболезней
2
1
Контрольныеработы
РазделГУ.Здоровыйобразжизнииего формированиеудетейиподростков
Тема4.1
Содержаниеучебногоматериала
Здоровый
1
образжизни и
пути
егоформировани
Понятиездоровогообразажизни.Формированиездоровогообразажизникакбиологическаяисоциал
2
ьнаяпроблема.
Основныекомпонентыздоровогообразажизни.Формированиемотивациикздоровьюи
здоровомуобразужизниушкольников.
я
Тема4.2
Профилактикавре
2
Вредныепривычкииболезненныепристрастия.Алкоголизм,
курение,наркоманияитоксикоманиякакмедико-социальнаяпроблема.Влияниевредных
привычекназдоровьеипотомство.Профилактикавредныхпривычекушкольников.
дныхпривычек
Практическиезанятия
№11ЗОЖкакбиологическаяисоциальнаяпроблема.Наследственностьиздоровье
№12ПринципыиметодыформированияЗОЖучащихся.ФормированиемотивациикЗОЖ
№13Медико-гигиеническиеаспектыЗОЖ.Двигательнаяактивностьиздоровье
№14Профилактикавредныхпривычек.
Контрольныеработы
РазделУ.Роль школы исемьивсохраненииздоровьядетей
1
2
2
1
2
Тема
5.1Совместнаяде
ятельностишкол
ыисемьивсохран
ении
здоровьяшк
ольников
Содержаниеучебногоматериала
1
Совместнаядеятельностьмедицинскихработников,учителейиродителейввоспитании здоровых детей.
1
2
Понятиерепродуктивногоздоровья.Подготовкакродительству.Бракибеременность,роды.Способ
ыиметодыпредупреждениябеременности.Аборти еговозможныепоследствия.
Болезни,передающиесяполовымпутемиихпрофилактика.Половоевоспитаниевсемьеи школе.
2
3
Понятие«школьныхболезней»ироль учителявихпрофилактике.Организацияохраны
здоровьяребенка.Медицинскоеобслуживаниедетей.Здоровьесберегающаяпедагогика.
Практическиезанятия
№15Здоровьесберегающаяфункцияучебно-воспитательногопроцесса.Роль
учителявформированииздоровьяучащихся впрофилактикезаболеваний
Контрольныеработы
Дифференцированныйзачет
2
2
2
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническоеобеспечение
Дляреализациипрограммыучебнойдисциплиныпредусмотреныучебныеаудиториидл
япроведениязанятийвсехвидов,предусмотренныхобразовательнойпрограммой,
в
том
числе
групповых
и
индивидуальных
консультаций,
текущего
контроляипромежуточнойаттестации,атакжепомещениядлясамостоятельнойработы,оснащ
енныеоборудованием,техническимисредствамиобученияиматериалами,учитывающимитре бования
международныхстандартов.
Реализацияпрограммыдисциплинытребуетналичияучебногокабинетабезопасностиж
изнедеятельности.Оборудованиеучебногокабинета:Доска.Учебнаямебель.
Рабочее
место
преподавателя.
Переносное
мультимедийное
оборудование
(экран,проектор,ноутбук).АптечкаиндивидуальнаяАИ2.
Жгуткровоостанавливающий.Комплектплакатовпооказаниюпервоймедицинскойпомощи
.Наборимитаторовранений и поражений. Набор перевязочных средств противоожоговый. Носилки.
Пакетперевязочный медицинский индивидуальный. Стенд «Первая медицинская помощь приЧС».
Стенд «Средства защиты органов дыхания».Сумка санитарная. Тренажер сердечнолёгочнойимозговойреанимациипружинно -механический«Максим-1».
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены
компьютернойтехникойсвозможностьюподключениякинформационнотелекоммуникационнойсети
«Интернет»иобеспечениемдоступавэлектроннуюинформационнообразовательнуюсреду,необходимымкомплектомлицензионногопрограммного
обеспечения.
3.2. Информационноеобеспечениеобучения
Для реализации программы библиотечный фонд укомплектован печатными и
(или)электроннымиобразовательнымииинформационнымиресурсами,рекомендованными
дляиспользованиявобразовательномпроцессе.
Основнаялитература:
1.Мисюк,М.Н.Основымедицинскихзнаний:учебникипрактикумдлясреднего
профессионального образования / М. Н. Мисюк. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва : Издательство
Юрайт, 2021. - 499 с. - (Профессиональное образование). - ISBN978-5-534- 00398-7. - Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.ru/bcode/469609
Дополнительнаялитература:
1.
Кадыков,В.А.Оказаниедоврачебноймедицинскойпомощипринеотложных
и
экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессиональногообразования / В. А.
Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва : Издательство Юрайт,
2021. - 241 с. - (Профессиональное образование). - ISBN978-5-534- 14747-6. - Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.ru/bcode/481591
2.
Мисюк,М.Н.Основымедицинскихзнанийиздоровогообразажизни:учебник и
практикум для вузов / М. Н. Мисюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва :ИздательствоЮрайт,2021.332с.-(Высшееобразование).-ISBN978-5-534-14054-5. Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].- URL:https://urait.ru/bcode/467573
ПрограммноеобеспечениеиИнтернетресурсы
1. ЭБСЮрайтhttps://urait.ru
2.
3.
4.
5.
ЭБСЗнаниvмhttps://www.znanium.com
http://wwwAllmath.ru
http://www.exponenta.ru/
http://www.problems.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
Критерииоценки
Перечень «Отлично» знаний, теоретическоесодержание курса
осваиваемыхврамкахдисципл освоенополностью,безпробелов,у
ины: мениясформированы,
проблемыздоровья
детей
• основные всепредусмотренные
программойучебные задания
всовременныхусловиях;
выполнены,качество их
• основные выполнения оцененовысоко.
признакинарушенияздоров «Хорошо» ьяребенка;
теоретическоесодержание курса
• признакинеотложныхсосто
освоенополностью, без
янийприострыхзаболеваниях,
травмахинесчастных случаях; пробелов,некоторые умения
• основымикробиологии,эпи сформированынедостаточно,
демиологии
ииммунитета,
• признакиинфекционныхза
болеванийудетей;
• санитарноэпидемиологическиемеропри
ятия
всепредусмотренные
программойучебные задания
выполнены,некоторые виды
заданийвыполненысошибками.
«Удовлетворительно» -
теоретическое содержание
по курсаосвоено частично, но
профилактикеинфекционныхз пробелы неносят существенного
аболеваний;
характера,необходимые умения
• оздоровомобразежизни,его работы сосвоенным материалом
принципах,влиянииназдоровь восновномсформированы,
еиметодахреализации;
большинствопредусмотренных
• офакторахразрушающихзд программойобученияучебных
оровье;
заданий выполнено, некоторые
• ороливоспитателявсохране
нии здоровья детей извыполненных заданий
иформированииздорового
содержатошибки.
образажизни
«Неудовлетворительно» Перечень
теоретическое содержание
умений, курсане освоено, необходимые
осваиваемыхврамкахдисципл уменияне сформированы,
ины:
выполненныеучебныезаданиясоде
ржатгрубыеошибки.
• распознаватьнарушения
вздоровье ребенка и
приниматьнеобходимыемеры
поорганизациигигиенических
условий
воспитания;
Методыоценки
Тестирование
• оказывать
первую
помощьпринеотложных
состояниях;
• диагностироватьранниепри
знакиинфекционныхзаболева
нийушкольников;
• применять
противоэпидемическиемерыд
ля
предотвращения
распространения инфекционных
заболеваний
вдетскихколлективахидомаш
нихусловиях;
• способствовать
формированиюздоровогообра за
жизни
увоспитаннико
в
черезпросветит
ельскую
деятельностьиличныйпример; •
участвовать
вгигиеническомиполовом
воспитаниишкольников
Описаниешкалоценивания
неудовлетвор удовлетворитель
Наименован
ие
результатао
бучения
Полнота
знаний
Наличие
умений
ительно
хорошо
отлично
но
Уровеньзнани Минимально
Уровень знаний
Уровеньзнанийв
допустимый
вобъеме,с
объеме,
ниже уровеньзнаний.До
оответствующемпро
соответствующе
минимальных пущеномногонегр
граммеподготовки.
мпрограммеподг
убыхошибок.
Допущенонесколько
требований.
отовки, безошиб ок.
негрубых ошибок.
Имели
место
грубые
ошибки.
Прирешениис Продемонстриров
Продемонстрирован
Продемонстриро
тандартныхза аны
ы все ваны
дач
основные
основныеумени
всеоснов
не умения.
я.Решенывсеосновн
ныеумения,реше
продемонстри
Решеныт
ые задачи нывсе
рованыосновн иповыезадачиснег
снегрубыми
основные
ыеумения.
рубымиошибками
ошибками.
задачи с
Имели
Выполнены
отдельныминесу
место Выполненывсезад
все щественными
грубыеошибк ания, ноневполном
задания,вполномобъ
недочетами,
и.
объеме.
выполнены
еме, но некоторые
всезадания
с
в
недочетами. полномобъеме.
й
Характерист
икасформиро
ванности
компетенций
Компетенцияв
полноймерене
сформирована
.Имеющихся
Сформированност Сформированностьк
омпетенций
компетенций
соответствуетмин целомсоответствуетт
имальным
ребованиям, ноесть
требованиям.
недочеты.
ь
Сформированно
сть
в компетенцийпол
ностьюсоответст
вует
требованиям.
знаний,
умений,
навыков
недостаточно
о
для
решения
практических(
Уровеньсфор
мированност
и
компетенций
Имеющихсязнани
й,уменийинавыко
ввцеломдостаточн
Имеющихсязнаний,у Имеющихся
мений,навыковимот
знаний,умений, н
ивациивцеломдостат
авыков и
очно
мотивации
длярешени
для
впол
япрактических(пр
решенияпрактически ной
офессиональных)
х(профессиональных
мере
профессионал
задач,
)задач, нотребуетсядо достаточно
ьных)задач.Тр
нотребуетс
полнительнаяпракти
дляр
ебуетсяповтор я
ка
ешениясложных
ноеобучение.
дополнительнаяпр
по
практических(пр
актика
некоторымпрофесси
офессиональных
по ональнымзадачам.
)задач.
большинствупрак
тических
задач.
Низкий
Нижесреднего
Средний
Высокий