ОП.10 Инклюзивное образование 2022г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГБПОУ « ДЕРБЕНТСКИЙ ПАРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. КАЗИАХМЕДОВА Г.Б.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10.Инклюзивное образование с практикумом по коррекционной
педагогике.
Специальность - 44. 02. 01.Дошкольное образование

2022год.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе :
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
44.02.01 Дошкольное образование
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.Б»
Разработчики:

Манаширова А.Д, заслуженный учитель РД.

Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рецензенты:
- Гаджиева И.С. Главный специалист МКУ Дербентского городского управления
образования.

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

13

ОСВОЕНИЯ

15

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 10 Инклюзивное
образование с практикумом по коррекционной педагогике
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное
образование»
Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения
квалификации по направленности специальная и коррекционная педагога, психологопедагогическая работа с трудными детьми или детьми группы риска, арт-педагогика.
Так же может быть использована в дополнительном образовании, при профессиональной
переподготовке воспитателей дошкольных учреждений.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образователь-ной
программы: программа учебной дисциплины входит в блок общепрофессиональных
дисциплин (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления,
связанные с детьми с ОВЗ
− находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных
педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности,
профессионального самообразования и саморазвития
− ориентироваться в современных проблемах специального образования, тенденциях его
развития и направлениях реформирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности
воспитателя при работе с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности
здоровья;
− принципы обучения и воспитания; особенности содержания и организации
педагогического процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности
здоровья;
− формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возмож-ности и
условия применения в работе с воспитанниками, имеющими ограниченные воз-можности
здоровья;
− особенности работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности
здоровья.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
− максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
− самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Подготовка сообщений
Подбор дидактических пособий.
Подбор диагностических методик.
Составление психолого-педагогической характеристики
ребенка.
Составление схем
Разработка планов
Обработка результаты диагностического исследования.
Оформление документации

Объем часов
90
60

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _ОП10 Инклюзивное образование с практикумом
коррекционной педагогики
Наименование разделов
и тем

наименование

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная

Объем часов

Уровень
освоения

3

4

работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1

Раздел 1
Тема 1.1.
Инклюзивное
образование в
современном мире

2

Общая характеристика инклюзивного образования.
Содержание учебного материала
1.Анализ зарубежного опыта о проблеме организации и содержанию инклюзивного
образованию.
2.Отечественный опыт организации по проблеме организации и содержанию
инклюзивного образования в ДОУ.
Практические занятия
1.Современное состояние инклюзивного образования в системе дошкольного
образования.
Самостоятельная работа обучающихся

3

2

2

1

3

1.Подготовить сообщение по теме «Возникновение инклюзивного образование»
2.Подготовка презентации по теме «Педагоги, внесшие вклад в развитие инклюзивного
образования»
Тема 1.2.
Теоретические
основы
инклюзивного
образования и
коррекционной
педагогики.

Содержание учебного материала

3

1. Понятие «Инклюзии в образовании» .Основные понятия термины
инклюзивногообразования и коррекционной педагогики. Предмет ,цель , задачи и
методы инклюзивного дошкольного образования.
2.Принципы дошкольного инклюзивного образования.
Практические занятия
2.Рзаработка Глосария инклюзивного образования и коррекционной педагогики
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить реферат : « Современные представления о нормальном и аномальном
развитии, понятие нормы и патологии»

2

2
2
2

1
1

7

Тема 1. 3.
Нормативно
правовая база
инклюзивного
образования.

Раздел 2.
Тема 2.1.
Организация и
содержание
инклюзивной
практики в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Тема 2.2
Модель дошкольного
образовательного
учреждения.

Содержание учебного материала
1.Характеристика содержания международных нормативных документов в области
инклюзивного образования
2.Федеральная законодательная база организации инклюзивного процесса об
образовательных учреждениях.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Реферат «Правовые основы инклюзивного дошкольного образования»
2.Изучение конвенции ООН о правах инвалидов.
3.Изучение документа «Саламанская декларация о принципах политике и практической
деятельности в сфере образования лиц ООП»
Организация содержания инклюзивного образования дошкольников ОВЗ.
Содержание учебного материала

2
2
2

2

2

1.Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность.

2

Самостоятельная работа обучающихся
1.Реферат «Дошкольное образование ребенка с ОВЗ, принципы его построения»

2

Содержание учебного материала

6

1.Роль ПМПК ДОУ в определении индивидуального образовательного маршрута
ребенка с ОВЗ. Педагогический коллектив инклюзивной группы.
2. Структурные подразделения ДОУ, реализирующего инклюзивную практику.
3.Инклюзивные группы детского сада. Организация совместной жизнедеятельности
детей в условиях инклюзивной группы. Построение инклюзивного процесса в группе
детского сада.

2

5
2

8

Тема 2.3
Условия реализации
инклюзивной
практики в детском
саду.

Тема 2.4
Построение
инклюзивного
процесса в группе
детского сада.

Практические занятия
.Разработать макет модель инклюзивного детского сада.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение «Значение деятельности ПМПК и консилиумов при внедрении
инклюзии детей с ОВЗ в практику детских садов»
2.Роль семьи и детского сада в адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в условиях его
инклюзии в детском саду.

3

Содержание учебного материала.

6

1.Профессиональная квалификация педагогов и специалистов реализирующих
инклюзивный подход.
2.Организация предметно-развивающей среды. Организация отношений между
участниками образовательного процесса.
Практическое занятие
4.Создание макета предметно-развивающей среды.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать профисеограмму воспитателя ДОО, работающего с детьми ОВЗ.

5

Содержание учебного материала

9

1.Педагогическая диагностика индивидуальных особенностей детей. Алгоритм
выявления детей с ОВЗ.
2.Междисциплинарная оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка и составление
Индивидуального образовательного плана.
3.Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных
потребностей детей группы.
4.Организация совместной деятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Индивидуальные занятия. Формы обучения и формы образования.
5.Специфические приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Методы педагогической
поддержки ребенка с ОВЗ.
6.Мониторинг оценки результатов образовательной деятельности. Критерии
эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами
2
Практическое занятие
5.Характеристика пакетов специальных условий для обучения детей с ОВЗ.

2

1
3

2
2
2
2
2
2

9

Тема 2.5 Организация
специальных
образовательных
условий для детей с
ОВЗ в условиях ДОУ.

Раздел 3.
Тема 3.1
Арт-педагогика и арт
-терапия в работе с
детьми ОВЗ.

Самостоятельная работа обучающихся
1.Реферат «Выбор модели инклюзии от глубины и структуры дефекта с развитием
дефекта у детей ОВЗ»

3

Содержание учебного материала
1. Характеристика ФГОС ДОО для детей ОВЗ. Адаптированная образовательная
программа.
2. Модели составление общей образовательной программы для инклюзивной группы
дошкольного образовательного учреждения ДОО.
3.Модель построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ,
посещающего инклюзивное ДОО. Виды образовательных маршрутов. Варианты
построения образовательного маршрута и условий ребенка с ОВЗ в работу различных
структурных подразделений ДОО.
4.Варианты недоразвития психических процессов и функций у детей дошкольного
возраста.
5.Варианты искаженного развития у детей дошкольного возраста.
6.Варианты дефицитарного развития у детей дошкольного возраста.
Практическое занятие.
6.Психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста. Выявление
кругозора, интерпретация результатов, составление психолого-педагогических
заключений по результатам проведенной диагностики.
7.Составления написания характеристики на ребенка.
8.Образовательной области программы дошкольного образования. Разработка
индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей работающих с детьми ОВЗ.
2.Разработать рекомендации родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
имеющие ограниченные возможности здоровья.

17
9

Содержание учебного материала
1.Методические основы применения арт-педагогических технологий в коррекционноразвивающей работе с детьми ОВЗ: изо-терапия, песочная терапия, библио-терапия,
сказка-терапия, кукло-терапия.

5
1

2
2
2
2
2
2

8

3

2

10

Тема 3.2.
Методические основы
образовательной
коррекционной
работы с
использованием
музыки и движений с
детьми ОВЗ.

Тема 3.3
Реализация
интегрированных
технологий на
коррекционно
развивающих
занятий с детьми
ОВЗ.

Практическое занятие
9.Возможности арт-педагогики в коррекции отклонении у детей дошкольного возраста.
10.Изготовление кукол марионеток. Методика работы с куклой марионеткой.
11.Освоение методики сказка терапии «Погружение в сказку». Проигрывание сказочных
историй.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Сочинение терапевтических и психо-коррекционных сказок.
Содержание учебного материала
1.Понятие музыка терапия. Виды музыка терапии. Специфика применения музыка
терапии в детском возрасте в системе помощи детям с ОВЗ.
2.Основне направления с использованием музыка терапии как самостоятельного
направление игровой терапии.
Практическое занятие
12.Проведение игр и игровых упражнений для коррекции эмоциональны,
интеллектуальных и двигательных нарушений
Самостоятельная работа обучающихся
13.Составить список музыкальных произведений для занятий музыка терапии с детьми
ОВЗ.
Содержание учебного материала
1.Структура и методика проведения коррекционно-развивающего занятия с применением
интегрированных технологий с детьми ОВЗ.
практическое занятие
Практическая работа
14.Проведение коррекционно-развивающих занятий с применением интегрированных
технологий.
Самостоятельная работа
1.Дать классификацию принципов интегрированного образования детей с ОВЗ.
Всего:

3

3
6
2

2

4

2

4
1

2

3

3
90

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Педагогика и психология», библиотеки, читального
зала с выхо-дом в сеть Интернет.
Технические средства обучения:
− компьютер;
− интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор);
− магнитно-маркерная доска.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
− групповая комната;
− методический кабинет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Примерный перечень литературы для реферирования
1.
2.
3.
4.
5.

Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы [Текст]/ И.Е. Аверина.- М., 2004
Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст].- М., 2001.
Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: Метод. Рекомендации [Текст] / Сост.
Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова.- Челябинск, 2006
Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций). Учебное пособие для студентов гуманит.
и педагогич. Вузов. – М.:В. Сека-чев, 2011. – 256 с.
Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми [Текст] / Е.А. Екжанова// Психология
семейных отношений с основами семейного конмультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М., 2002.

6.

Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 2-е изд. [Текст]/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М., 2005.

7.

Интегративные тенденции современного специального образования [Текст] -. М., 2003.

12

8.

Интегративное обучение детей с нарушением слуха: Метод. Рекомендации [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.П. Назаровой.СПб., 2001.

9.

Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография [Текст]/ А.Н. Коноплев.Минск., 2003

10. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития [Текст] // Дефектология.
1998. №2.
11. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей [Текст] /А.Р. Маллер.-М., 2002.
12. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы [Текст] /Н.Н. Малофеев // Особый ребенок.
Исследования и помощь.- М., 2000. Вып. 3.
13. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена [Текст]/ Н.М. Назарова //
Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.- М., 1996
14. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2016. – 240 с.
15. Селиванов В.А. Общие основы педагогики: Теория и методика воспитания. –М.: Академия, 2009.
Дополнительные источники:
1. Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений\ Л.Я
Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф Дементьева. – 3-е издание, испр. И доп. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми
3. с ОВЗ: Методическое особие – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

13

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторнх работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Код

Формируемая компетенция

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.

ОК 4.

ОК 5.

Использовать информационно коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
Профессиональные компетенции

ПК 1.1.

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья
ребенка и его физическое развитие
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
Планировать различные виды деятельности и общения детей в
течение дня
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного
возраста

ПК 3.2.
ПК 2.1.
ПК 2.2.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
практическая работа, индивидуальный
проект, анализ внеаудиторной
самостоятельной работы
анализ периодических изданий, интернет
источников
практическая работа, индивидуальный
проект, анализ внеаудиторной
самостоятельной работы,
выступление с тематическим сообщением
выполнение информационного продукта,
оформленного с использованием средств
ИКТ
рефлексивные задачи, беседа, анализ
внеаудиторной самостоятельной работы

-решение педагогической ситуации;
-ролевая игра
-рефлекторные задачи
-микропреподавание

14

ПК 2.3.

Организовывать посильный труд и самообслуживание

ПК 2.4.
ПК 2.5.

Организовывать посильный труд и самообслуживание
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование)
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей
раннего и дошкольного возраста
Организовывать образовательную деятельность с учетом психологопедагогических особенностей обучающихся, имеющих ограниченные
возможности здоровья.

ПК 2.6.
В.ПК2

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
оценивать постановку цели и задач НОД, определять
педагогические возможности и эффективность
применения различных методов, приемов, методик, форм
организации обучения и воспитания детей дошкольного
возраста
анализировать педагогическую деятельность,
педагогические факты и явления связанные с детьми с
ОВЗ
находить и анализировать информацию, необходимую для
решения профессиональных педагогических проблем,
повышения эффективности педагогической деятельности,
профессионального самообразования и саморазвития
ориентироваться в современных проблема специального
образования, тенденциях его развития и направлениях
реформирования

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
наблюдение за организацией деятельности, за процессами оценки
и самооценки, собеседование, журналы обучающихся, участие в
активных формах организации учебного процесса, анализ
конспектов НОД
наблюдение за организацией деятельности, за процессами оценки
и самооценки, собеседование, анализ конспектов занятий, анализ
педагогических задач, ситуаций
собеседование, портфолио, подготовка докладов и сообщений по
учебной дисциплине, презентация материалов, экспертиза
программы саморазвития, анализ конспектов НОД, экзамен по
учебной дисциплине
наблюдение за организацией деятельности, участие в активных
формах организации учебного процесса, собеседование,
подготовка докладов и сообщений по учебной дисциплине,
презентация материалов, анализ педагогических задач, ситуаций,
системы, экзамен по учебной дисциплине

15

Усвоенные знания:
значение и логику целеполагание в обучении и
педагогической деятельности воспитателя при работе с
воспитанниками, имеющими ограниченны возможности
здоровья;
принципы обучения и воспитания; особенности
содержания и организации педагогического процесса с
воспитанниками, имеющими ограниченные возможности
здоровья;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их
педагогические возможности и условия применения в
работе с воспитанниками, имеющими
ограниченные
возможности здоровья;

наблюдение, участие в активных формах организации учебного
процесса, учебных заданий, экзамен по учебной дисциплине

особенности работы с воспитанниками, имеющими
ограниченные возможности здоровья.

наблюдение за профессиональной деятельностью, за процессами
оценки и самооценки, собеседование, экспертиза контрольноизмерительных материалов, анализ конспектов занятий, экзамен
по учебной дисциплине

наблюдение за организацией деятельности, за процессами оценки
и самооценки, собеседование, подготовка докладов и сообщений
по учебной дисциплине
наблюдение за профессиональной деятельностью, за процессами
оценки и самооценки, собеседование, экспертиза контрольноизмерительных материалов, анализ конспектов НОД, экзамен по
учебной дисциплине

4.2.Содержание текущего контроля
№
1

2

Наименование раздела
Нормативно правоВые основы сопровождения
детей с ОВЗ

Психологопедагогическая работа с
детьми с ОВЗ

Тема занятия
Законодательные акты, регламентирующие обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья

Форма контроля, сроки
1 неделя сентября,
тестирование

Специальный федеральный государственный
образовательный стандарт для детей с ОВЗ

2 неделя сентября,
тестирование,
практическая работа
4 неделя
сентября
Круглый стол,

Особенности психического развития детей с
нарушениями интеллекта

16

3

Арт-терапевтические
подходы в работе с детьми,
имеющими ограниченные
возможности здоровья

Особенности психического развития детей с
нарушениями опорно двигательного аппарата

1-2 неделя октября,
контрольная работа

Психолого-педагогическое сопровождение детей с
эмоциональными расстройствами и нарушениями в
поведении

3-4 неделя октября,
разработка программы,
круглы
стол, семинар
1-2 неделя ноября
Решение педагогических
ситуаций, декабрь
3-4 неделя ноября
Сказка-терапия

Арт-педагогика и арт-терапия в работе с
обучающимися с ОВЗ
Методические основы образовательнокоррекционной работы с использованием музыки и
движений с детьми с ОВЗ.
Реализация интегрированных технологий на
коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ

1-2 неделя декабря,
практическая работа
с дидактическим
материалом

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».