Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ИМ 04. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И
СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Код и наименование специальности 44.02.01. «Дошкольное
образование» (по программе углубленной подготовки)*
*
ДЕРБЕНТ, 2021 Г.
♦
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический
колледж»
им Г.Б.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно-методическим советом
ЕБПОУ «Дербентский профессионально
педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе
Федерального
государственного образовательного
стандарта
по
специальности среднего профессионального образования (далее - ФГОС)
44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и
педагогические науки»;
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021
учебный год.
Орган иза ц ия -разработ чик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж им.
Г.Б. Казиахмедова»
Разработ чики:
- Дациева И.М., преподаватель по программам начального общего
образования ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»;
Гаджиева И.С., преподаватель дошкольной педагогики и психологиСг^*'
t
-
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.
Заключение научно-методического совета № ___от __________ 2020 г.
Рецензенты:
Алиева Саибат Агасиевна, заведующая МБДОУ № 5 «Надежда» г.
Дербента.
- Бабаева Рефая Вагидовна, методист дошкольного образования МБДОУ №
4 «Василек».
-
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ................................................................................................................ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ .6
3. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ................................................................................................................ 9
4. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ...........................................................16
5. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).............................................................................................19
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного
учреждения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса «Теоретические и методи
ческие основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками до
школьного образовательного учреждения» (далее МДК 04.01) - является ча
стью примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образова
ние» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
ПМ 04. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного
учреждения» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного
воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к орга
низации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, кор
ректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного
учреждения, работающих с группой.
Рабочая
программа МДК 04.01 может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(профессиональная
переподготовка и курсы повышения квалификации) для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений, а также для профессиональной
подготовки по очно-заочной, заочной формам и в форме экстерната по
специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» при наличии среднего
(полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи дисциплины (требования к результатам освоения)
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения МДК 04.01 должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей
в развитии ребенка;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам
наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитате
лями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания,
медицинским работником и другими сотрудниками;
- руководства работой помощника воспитателя;
4
использования конструктивных воспитательных усилий родителей (закон
ных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов вос
питания ребенка,
уметь:
планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотноше
ния родителей и детей в семье;
формулировать цели и задачи работы с семьей;
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (роди
тельские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей
к проведению совместных мероприятий;
консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социально
го, психического и физического развития ребенка;
анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заме
няющими);
взаимодействовать с работниками дошкольной образовательной организа
ции по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
руководить работой помощника воспитателя;
владеть ИКТ - компетенциями: общепользовательская, общепедагогическая,
предметно-педагогическая,
знать:
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отноше
нию к детям;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью
сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
основы планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
задачи и содержание семейного воспитания;
особенности современной семьи, ее функция;
содержание и формы работы с семьей;
особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
методы изучения особенностей семейного воспитания;
должностные обязанности помощника воспитателя;
формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионально
го общения с сотрудниками образовательной организации, работающими с
группой.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 132 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 88 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 44 часов;
теоретических занятий - 60 часов;
практических занятий - 28 часов.
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с
родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, в том
числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ПК 4.5
ОК 1.
ОК 2.
ОКЗ.
ОК 4.
ОК 5.
ОК6.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 11.
Наименование результата обучения
Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного
воспитания, социального, психического и физического развития
ребенка.
Проводить родительские собрания, привлекать родителей к
организации и проведению мероприятий в группе и в
образовательном учреждении.
Оценивать и анализировать результаты работы с родителями,
корректировать процесс взаимодействия с ними.
Координировать
деятельность
сотрудников
образовательного
учреждения, работающих с группой.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
Использовать информационно- коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Осуществлять
профессиональную
деятельность
в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Строить
профессиональную
деятельность
с
соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
6
3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. «В заимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреж дения»
МЯК 04.01. «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками
дошкольного образовательного учреждения»
Тематический план профессионального модуля
Всего
часов
Коды
профессионалы!
ых компетенций
Наименования разделов
профессионального
модуля
1
2
ПМ 04. «Взаимодействие с
родителями и
сотрудниками
образовательного
учреждения»
ПК.4.1 - 4.5; ОК
1-11
МДК 04.01.
«Теоретические и
методические основы
взаимодействия
воспитателя с родителями
и сотрудниками
дошкольного
образовательного
учреждения»
Всего:
(макс.
учебная
нагрузка
и
практик
и)
3
132
Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельн
Обязательная аудиторная учебная
ая работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
Производственн
Учебна
ая (по профилю
в Т.Ч.,
В Т .Ч .,
я,
специальности),
курсовая
практические
часов
теоретические Всего,
Всего,
часов
работа
занятия,
занятия
часов
часов
(проект),
часов
часов
часов
10
7
8
9
4
5
6
28
88
*
132
7
60
44
36
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
П М 04. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреж дения»
МДК 04.01. «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками
дошкольного образовательного учреждения»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Наименование разделов профессионального
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
модуля (ПМ), междисциплинарных курсов
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
(МДК) и тем
2
1
ПМ 04. «Взаимодействие с родителями и
сотрудниками образовательного учреждения»
МДК 04.01. «Теоретические и методические
основы взаимодействия воспитателя с
родителями и сотрудниками дошкольного
образовательного учреждения»
Раздел 1. Основы семейной педагогики
Тема 1.1. Особенности современной семьи, ее Содержание
Особенности современной семьи
1.
функции
Общие вопросы теории семейного воспитания
2.
Психолого-педагогические основы семейного воспитания и
3.
взаимоотношений в семье
Практические занятия №1
Анализ методов определения воспитательного потенциала
1.
семьи
Анализ методов выявления психологических аспектов
2.
детско-родительских от взаимоотношений
Тема 1.2. Основные документы о правах ребен- Содержание
ка и обязанностей взрослых по отношению к
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка, Кон
1.
детям
венция ООН о правах ребенка
*
Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ (по части, касающейся защиты прав несовершеннолетних)
Закон РФ «О защите прав детей», Закон РФ «Об образова-
2.
3.
•
НИИ»
8
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
18
10
6
2
4
•
8
4
2
Практические занятия №2
1.
Применение на практике основных документов о правах ре
бенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (раз
бор и анализ ситуаций)
Применение на практике основных документов о правах
ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям
(разбор и анализ ситуаций)________________________
Раздел 2. Взаимодействие дошкольного учре
ждения с семьей
Тема 2.1. Сущность и стратегии педагогиче Содержание
ского взаимодействия с семьей
1.
Необходимость взаимодействия педагогов ДОО с родителя
ми воспитанников
2.
Принципы и условия взаимодействия с родителями
3.
Методы активизации родителей_________________________
Практические занятия №5
1.
Анализ направлений педагогического взаимодействия с се
мьей (разбор практических примеров)
2.
Моделирование и анализ ситуаций по организации педагоги
ческого взаимодействия с семьей
3.
Импровизация фрагмента ситуации
по организации
педагогического взаимодействия с семьей
(работа по
карточкам)_________________________________
Тема 2.2. Методы изучения особенностей Содержание
семейного воспитания,
взаимоотношения
Методы изучения особенностей семейного воспитания, вза
родителей и детей в семье
имоотношения родителей и детей в семье
Организация взаимодействия педагога ДОУ с родителями по
совершенствованию детско-родительских отношений
Практические занятия №5
Анализ методов выявления сложностей воспитания в семье
(выбор метода. Аргументирование метода на основе
предложенных ситуаций (работа по карточкам))
9
55
12
Тема 2.3. Содержание и формы работы с семь- Содержание
ей
Содержание взаимодействия с родителями
1.
Принципы и условия взаимодействия с родителями
2.
Традиционные формы взаимодействия
3.
Нетрадиционные формы взаимодействия
4.
Трудности во взаимодействии педагогов и родителей
5.
Содержание, формы взаимодействия с семьями, имеющими
6.
детей сОВЗ
Практические занятия №6
Подготовка и демонстрация фрагмента мероприятия с
1.
родителями (групповая работа по предварительной
подготовке)
Тема
2.4.
Особенности
проведения Содержание
Особенности проведения индивидуальной работы с семьей
1.
индивидуальной работы с семьей
Формы индивидуальной работы с родителями
2.
Методы оказания адресной помощи современной семье в
3.
деле воспитания, обучения и развития детей
Практические занятия №7
Презентация
проекта
«Индивидуальная
работа
с
1.
родителями» (тематика проблемы выбирается студентом)
Тема 2.5. Групповые формы работы с Содержание
Организация групповых форм работы с родителями
родителями
1.
Взаимодействие с группой родителей посредством использо2.
вания современных коммуникативных технологий
Виртуальные
формы взаимодействия ДОУ с родителями
3.
Практические занятия №8
Практическая демонстрация формы взаимодействия с
1.
родителями (на выбор, по предварительной подготовке)
Раздел 3. Организация профессионального
общения с сотрудниками дошкольного
образовательного учреждения
Тема
3.2.
Организация
взаимодействия Содержание
Профессиональное общение и его составляющие
воспитателя с работниками дошкольного 1.
учреждения по вопросам воспитания, обучения 2.. Формы и методы взаимодействия педагога с сотрудниками
10
15
2
12
3
12
10
2
2
10
8
2
2
14
10
8
2
и развит ия дош кольников
Тема 3.3. И зучение долж ност ных инструкций
3.
4.
5.
ДОУ
Значение и основные аспекты «Педагогического этикета»
Трудности и методика выстраивания отношений в коллекти
ве
Практические занятия №9
Моделирование ситуации профессионального диалога
1.
воспитателя с сотрудником ДОУ (по выбору преподавателя)
Содержание
Изучение основных аспектов должностной инструкции педа
1.
гога ДОУ в соответствии с «Профессиональным стандартом
педагога»
Практические занятия №9
Деловая игра «Я - воспитатель детского сада»
1.
*
11
2
4
2
2
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы ПМ 04. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками
образовательного учреждения»;
МДК 04.01. «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками
дошкольного образовательного учреждения»:
- Анализ научно-методической литературы по вопросам семейного воспитания.
- Составление тезауруса.
- Разработка рекомендаций к использованию проективных методик в изучении особенностей семейного воспитания.
- Составление педагогических рекомендаций для родителей на заданную тему.
- Изучение идентификации детей и родителей на основе диагностики семейной микросреды ребенка.
- Моделирование хода и характера общения с родителями.
- Конструирование программы совместной деятельности с родителями на основе современных методических приемов и средств воспитания детей.
- Составление библиотечки современных родителей.
- Подготовка презентации журнала, адресованного современной семье.
- Разработка предложений для улучшения педагогического просвещения родителей.
- Диагностика уровня коммуникабельности воспитателя в процессе взаимодействия с родителями и сотрудниками
ДОУ.
- Разработка модели круглых столов и педагогических конференций по вопросам взаимодействия с родителями и
сотрудниками образовательного учреждения.
- Составление «Копилки педагогического мастерства» по методам и приемам взаимодействия с родителями и со
трудниками ДОУ.
- Составление опорных схем по темам: «Функции семьи», «Типология семьи», «Направления взаимодействия ДОО с
семьёй», «Принципы взаимодействия ДОО с семьёй», «Методы изучения семьи» и др.
- Подготовка презентаций по темам: «Современная семья», «Молодая семья и её педагогические потребности»,
«Стили семейного воспитания».
- Подбор педагогических ситуаций по темам: «Нравственное воспитание в семье», «Труд дошкольников в семье» и
др.
- Подбор примеров планирования работы воспитателя с родителями.
- Подготовка планов и конспектов (родительскихТюбраний, консультаций и др.).
- Подготовка и оформление папки - передвижки для родителей (тема по выбору).
- Подготовка проекта по теме «Уголок для родителей».
- Подготовка творческого отчёта по теме «Формы взаимодействия ДОО с родителями».
- Реферирование тем:
*
12
44
-
о Идеи семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева.
о Использование народных традиций в семейном воспитании,
о Пути повышения педагогической культуры семьи,
о Преодоление ревности у дошкольников в семье,
о Воспитание дружбы между братьями и сёстрами в семье,
о Роль родительского авторитета в воспитании детей.
о Психологические проблемы воспитания в семье детей с отклонениями в развитии.
Составление опорной схемы по теме: «Методы активизации родителей».
Составление примерных вопросов для дискуссии.
Подбор тренинговых упражнений для работы с родителями на основе изучения психологической и педагогической
литературы.
Подбор игровых методов и приёмов для работы с родителями на основе изучения психологической и
педагогической литературы.
Составление опорных схем по темам: «Формы взаимодействия воспитателя с сотрудниками образовательной
организации», «Методы и приёмы взаимодействия воспитателя с сотрудниками образовательной организации».
Составление глоссария по основным понятиям.
Подбор конфликтных ситуаций на основе изучения психологической и педагогической литературы, наблюдений на
практике.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление
практических работ и подготовка к их защите
13
Учебная практика
I
Виды работ:
- анализ и разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе
примерных и вариативных программ;
- участие в создании предметно-развивающей среды;
- изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
- оформление портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участие в исследовательской и проектной деятельности;
- знать:
- теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
- концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей
документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования._________________________________
Производственная практика
Виды работ
- анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- определение целей и задач, содержания, форм, методы и средства при планировании дошкольного образования
воспитанников;
- осуществление планирования с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
- определение педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения;
- сравнение эффективности применяемых методов дошкольного образования, выбор наиболее эффективных
образовательных технологий с учетом образовательных организаций и особенностей возраста воспитанников;
- адаптирование и применение имеющиеся методйческих разработок;
- создание в группе предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту, целям и задачам дошкольного
образования;
- подготовка и офорление отчета, рефератов, конспектов;___________ ___________________________ ____________
14
36
72
-
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в
области дошкольного образования;
- использование методов и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с
руководителем;
- оформление результатов исследовательской и проектной работы;
- определение пути самосовершенствования педагогического мастерства.__________________________ ___________
Тематика курсовых работ по ПМ 04. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного
учреждения»:
МДК 04.01. «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками
дошкольного образовательного учреждения»:
Тема 01. Формирование положительных привычек поведения - одна из задач современной семьи.
Тема 02. Методика приобщения дошкольника к труду в условиях семьи.
Тема 03. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством семейных традиций.
Тема 04. Повышение педагогической культуры семьи посредством психолого-педагогического просвещения.
Тема 05. Гендерное воспитание дошкольников в семье.
Тема 06. Подготовка ребёнка к детскому саду с целью его успешной адаптации.
Тема 07. Методика воспитания будущего семьянина.
Тема 08. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников._________________________________
Всего
132
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4Л. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета
дошкольной педагогики (каб. №11).
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- примерные и авторские программы дошкольного образования, учебно
методические материалы;
- наглядные и демонстрационные средства обучения;
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, колонки.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и
производственную практику, которая проводится рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Литература и электронные ресурсы:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном обра
зовательном учреждении. Изд. 5-е. - М.:"Феникс", 2015.
2. Елжова, Н.В. Три кита дошкольного образования: педсоветы, семинары, ме
тодические объединения. Изд. 4-е. - М.:"Феникс", 2016. — с.342.
3. Петрова, Л.И. Родители - особая профессия. - М.:"Феникс", 2014. — с.319.
4. Платонова, С.М. Родительская азбука взаимодействия с ребенком: учебнометод. пособие для родителей и педагогов. - М.:"Феникс", 2015. — с.221.
Дополнительные источники:
1. Василькова, Ю. В. Социальный педагог. Педагогический опыт и методы ра
боты. - М.: Феникс, 2010. - с. 208.
2. Вологодина, Н.В., Если у ребенка ЧП. - М.:"Феникс", 2006.- с.317.
3. Днепров, Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России.- М.: Дрофаплюс, 2009. - с. 288.
4. Елжова, Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном
учреждении. Изд. 2-е. - М.:"Феникс", 2011.
5. Женило, М.Ю. Детский сад от А до Я: книга руководителя, воспитателя,
психолога дошкольного образовательного учреждения. Изд. 2-е. М.:"Феникс", 2006. — с.405.
6. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое
пособие. Серия: Дошкольное воспитание и развитие. - М.: Айрис-Пресс,
2006. -с.128.
7. Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образова
ния. - Москва: Сфера, 2008. - с. 192.
16
8. Коляда, М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов
что делать, если... 3-е изд. - М.:"Феникс", 2009.
9. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество. Изд. 3-е. - М.:"Феникс",
2007. — с.316.
10. Левченко, И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитыва
ющей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. - М.:
Просвещение, 2008. - с. 239.
11. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб, посо
бие для студентов вузов / Т.В. Лодкина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Акаде
мия, 2009. - с.208.
12. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей:
методическое пособие для воспитателей ДОУ. Серия: Дошкольное воспита
ние и развитие. - М.: Айрис-Пресс,2006. - с. 144.
13. Петрова, Л.П. Как перестать ошибаться в воспитании детей: самые распро
страненные педаг. ошибки и методы борьбы с ними. - М.:"Феникс", 2009. —
с.317.
14. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Серия: До
школьное воспитание и развитие. - М.: Айрис-Пресс, 2009 - с.64.
15.Чернышева, А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап.
Изд. 2-е. - М.:"Феникс", 2006. — с.237.
16.Честнова, Н.Ю. Новая настольная книга методиста детского сада. М.:"Феникс", 2006. — с.319.
Интернет-ресурсы:
1. http://dob. 1september.ru/- электронная версия газеты «1 сентября. Дошколь
ное образование» 30.08.17г.
2. http://www.editionpress.ru/detsad 1.html - сайт журнала "Детский сад: теория
и практика"30.08.17г.
3. http://detsad-ioumal.narod.ru/ - сайт журнала «Детский сад от А до Я»
30.08.17г.
4. http://www.dovosp.ru/ - сайт журнала «Дошкольное воспитание»*30.08.17г.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках
профессионального модуля «Теоретические основы организации обучения в
разных возрастных группах» является освоение всех видов работ,
предусмотренных для выполнения на практических занятиях.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение междисциплинарному курсу: наличие высшего педагогического
образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические основы
организации обучения в разных возрастных группах».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой дипломированный специалист - преподаватель
дошкольной педагогики и психологии.
17
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
________________________ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)________________________
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 4.1. Определять
цели,задачи и
панировать работу с
родителями.
ПК 4.2. Проводить
индивидуальные
консультации по
вопросам семейного
воспитания,
социального,
психического и
физического воспитания
ребенка.
ПК 4.3. Проводить
родительские собрания,
привлекать родителей к
организации и
Основные показатели оценки результата
-
Определение и обоснование цели работы с
родителями в соответствии с основными
направлениями
образовательной
программы ДОУ.
- Способность
формулировать
задачи
работы с родителями в соответствии с
поставленной целью.
- Определение задач и содержания работы с
родителями в зависимости от возраста,
индивидуальных
и
личностных
особенностей детей дошкольного возраста.
- Разработка планов работы с родителями по
основным
разделам
образовательной
программы в соответствии с примерными.
- 5.
Анализ
и
корректирование
разработанных планов в соответствии с
рекомендациями.
- Обоснование необходимости проведения
индивидуальных
консультаций
по
вопросам
семейного
воспитания,
социального, психического и физического
воспитания ребенка.
- Определение
и
обоснование
цели
индивидуальных консультаций.
- Подбор материала для индивидуальных
консультаций в соответствии выявленными
проблемами.
- Знание
принципов
и
владение
технологиями бесконфликтного общения.
- Осуществление индивидуального подхода
с учетом типа семьи и личностных
особенностей родителей.
- Проведение
индивидуальных
консультаций, согласно разработанному и
утверждённому плану.
- Готовность к действиям в нестандартной
ситуации.
- 7. Коррекция результатов собственной
деятельности.
- Обоснование
тематики
родительских
собраний в группах детей разного возраста.
- Совместное с воспитателем проведение
родительского собрания.
18
Формы и
методы
контроля и
оценки
Устный опрос,
тест, контрольная
работа,
экспертная
оценка решения
ситуационных
задач, экспертная
оценка
индивидуальных
домашних
заданий
Экспертная
оценка
составления
планов работы с
родителями.
Устный опрос,
тест, контрольная
работа.
Самооценка,
взаимооценка,
внешняя оценка
(руководитель
практики,
воспитатель ДОУ
И T .fr.)
Самооценка,
взаимооценка,
внешняя оценка.
проведению
мероприятий в группе и
в образовательном
учреждении.
-
-
ПК 4.4. Оценивать и
анализировать
результаты работы с
родителями,
корректировать процесс
взаимодействия с ними.
-
-
-
ПК 4.5. Координировать
деятельность
сотрудников
образовательного
учреждения,
работающих с группой.
-
-
-
Подготовка материально - технического и
дидактического
обеспечения
для
проведения родительского собрания.
Участие в проведении родительского
собрания совместно с воспитателем,
согласно разработанному и утверждённому
плану и конспекту.
Готовность к действиям в нестандартной
ситуации.
6. Коррекция результатов собственной
деятельности.
Методически
обоснованный
выбор
подходов к анализу работы с родителями.
Анализ результатов работы с родителями
по предложенной схеме.
Методически
грамотное
оформление
результатов анализа.
Умение выражать собственное мнение,
быть понятым сокурсниками и педагогами
при обсуждении отдельных вопросов.
Составление заключений и разработка
рекомендаций по корректировке процесса
взаимодействия с родителями.
6. Самоанализ проведения работы с
родителями по основным направлениям
образовательной программы.
Знание
должностных
обязанностей
помощника
воспитателя
и
других
сотрудников, работающих с группой.
Определение целей и задач взаимодействия
с сотрудниками ДОУ.
Выбор оптимальных форм взаимодействия
с работниками ДОУ по вопросам
воспитания, обучения и развития детей.
4.
Знание
принципов
и владение
технологиями бесконфликтного общения.
Экспертная
оценка
проведения
мероприятий
Устный опрос,
тест,
контрольная
работа.
Дневник
наблюдения.
Анализ
деятельности.
Самооценка,
взаимооценка,
внешняя оценка
преподавателя.
Экспертная
оценка
педагогических
разработок.
Разработчики:
Дациева И.М., преподаватель по программам начального общего
образования ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»;
*
- Гаджиева И.С., преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
-
^
Рецензенты:
Алиева Саибат Агасиевна, заведующая МБДОУ № 5 «Надежда» г. Дербента.
- Бабаева Рефая Вагидовна, методист дошкольного образования МБДОУ № 4
«Василек».
-
19