Министерство образования и науки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально- педагогический колледж им.Г.Б. Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.07 Гражданское население в противодействии распространению
идеологии терроризма
по специальности: 44.02.01 Дошкольное образование
*
2021 г.
Рекомендовано к утверждениюУтверждаю
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально
педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
ектора ГБПОУ
»«^Кмк.профессиональноколледж
;дова»
мудова Н.Г.
ио
Рабочая прог рамма учебной дисциплины ОГСЭ.07 « Г ^ Щ й
распространению идеологии терроризма» разработана на основе:
ение в противодействии
-Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 44.02.01
Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00
«Образование и педагогические науки»
-Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Дербентский профессионально - педагогический
колледж имени
Г.Б.Казиахмедова »
Разработчик: Алиев Мидахад Гахриманович - преподаватель общественных дисциплин
ГБПОУ СПО «Дербентский профессионально - педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рецензент: Агасиева Н.М., кандидат исторических наук, преподаватель общественных
дисциплин ГБПОУ СПО «Дербентский профессионально - педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рекомендована
методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессионально •»
педагогический колледж имени Г.Б.Казиахмедова » для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета №
номер
от«
»
____ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
сгр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
*
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОГСЭ.07 «Гражданское население в противодействии распространению идеологии
терроризма»
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Гражданское население
в противодействии распространении) идеологии терроризма» является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00
«Образование и педагогические науки».
Рабочая программа может быть использована
образовательными
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального
образования
на территории Российской Федерации, имеющими право на
реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной
специальности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная
дисциплина
Гражданское
население
в
противодействии
распространению идеологии терроризма относится к общему гуманитарному
и
социально-экономическому циклу
(ОГСЭ. 07) и ориентирована на
повышение гуманистической составляющей профессиональной подготовки.
Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи
с другими частями основной образовательной программы и базируется на
знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социальноэкономических и естественнонаучных дисциплин (История,* Философия,
Социология, Политология).
1.3. Делии задачи дисциплины - требования к результатам освоении
дисциплины
Целями освоения дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространению идеологии терроризма» выступают приобретение студентами
необходимых знаний, умений и навыков по анализу причин и условий,
способствующих проявлению и росту экстремизма и терроризма, выработке
предложений по минимизации террористической угрозы, профилактическим
мерам предотвращения радикализма в подростковой среде, предупреждению
радикального поведения среди учащейся молодежи.
Задачами изучения дисциплины являются:
□ знание основных угроз национальной безопасности России, правовых основ
обеспечения безопасности и нормативно-правовой базы противодействия
экстремизму и терроризму;
□ изучение видов экстремизма и терроризма, сущности международного
терроризма, включая условия и причины их появления и развития;
□ ознакомление с законодательством и программными документами в сфере
противодействия экстремизму и терроризму;
□ изучение и оценка деятельности федеральной и региональной власти по
противодействию террористической угрозе на Северном Кавказе;
□ формирование умений по антитеррористической пропаганде в молодежной
среде, учету социально-экономических аспектов профилактики экстремизма и
терроризма;
предотвращение распространения радикально-религиозных воздействий на
молодежь, формирование коммуникативной, информационной компетентности,
уважительного отношения к этнокультурам и религиям;
□ обеспечение готовности и способности взаимодействовать в поликультурной и
инокультурной среде, принятие различий и мультикультурности, формирование
гражданственности и социальной активности личности.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие:
знания:
□ основ и политических технологий противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их
сущности и специфики;
□ основных законодательных и нормативно-правовых документов в
сфере обеспечения безопасности и противодействия террористической угрозе;
□ социокультурных,религиозныхиэтническихаспектов
антитеррористической
политики,
специфики
проявления
фактора
конфессиональной и этнической принадлежности представителей различных
социальных групп в росте террористической угрозы;
□ основ информационно-психологического воздействия на социум для
формирования антитеррористического сознания и поведения населения*»
механизмов и последствий экстремизма и терроризма;
□ механизмов и форм участия институтов гражданского общества в
эффективном противодействии экстремизму и терроризму;
умения:
□ анализировать наличие и рост экстремизма и терроризма в регионе,
выявлять причины и условия существования террористической угрозы;
□ составлять предложения и рекомендации по противодействию
терроризму для органов государственной власти, негосударственных
политических и общественных организаций, основным религиозным
конфессиям;
строить профессиональную деятельность на основе требований
законодательных и нормативно-правовых документов в сфере безопасности и
противодействия террористической угрозе;
П методически грамотно осуществлять поиск в сфере противодействия
террористической угрозе и попользовать ее в проф ессиональной деятельн ости;
□ ориентироваться в современной государственной, региональной и
международной системе противодействия терроризму.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.07 Гражданское население в противодействии распространению идеологии
терроризма
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной ра б о т ы __
__
Объем
часов
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
□ работа с лекционным материалом, поиск и обзор
литературы
и
электронных
источников
информации
ро
индивидуальному заданию;
опережающая самостоятельная работа;
□ подготовка к практическим занятиям;
□ подготовку к контрольным работам и промежуточному
контролю.
□ исследовательская работа по тематике;
□ анализ научных публикаций;
□ поиск, анализ, структурирование и презентацию
информации;
□ написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;
□ публичное выступление с докладом
□ экскурсии по культовым религиозным местам (создание
отчетов об экскурсии)
□ творческие проекты (создание и защита творческих
проектов, компьютерных презентаций)
□
реферат, доклады, эссе
И т оговая
атт ест ация
в ф орм е
зачет а
90
60
50
8
2
-
30
4
4
3
2
2
2
2
2
3
4
2
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОГСЭ.07 «Гражданское население в противодействии распространению терроризма»
Содержание учебного материала, практические работы, Объем
часов
самостоятельная работа
3
2
Содержание учебного материала:
2
Основные понятия курса: терроризм, международный
Предмет и задачи терроризм, экстремизм, террористическая угроза,
курса
террористический акт, информационная
среда,национальная безопасность, безопасность
личности, культура межнационального общения. Цели,
задачи, основное содержание курса.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСТРЕМИ31VIA
И ТЕРРОРИЗМА
Тема 1. Экстремизм Содержание учебного материала:
и терроризм как
Экстремизм
как
угроза
национальной 2
угрозы
безопасности и целостности Российской Федерации.
национальной
Рост проявлений экстремизма в современной России.
безопасности
Виды
экстремизма:
националистический,
России
политический,
религиозный,
экологический,
экономический.
Специфика
молодежного
экстремизма.
Политические, экономические, социальные,
культурно-цивилизационные
и
идеологические 2
причины возрастания террористических угроз в
современной России Хроника террористических
актов на территории постсоветской России.
Северный Кавказ как сфера интересов
международного терроризма.
Террористическое подполье на Северном Кавказе и
его идеология.
*
4
Самостоятельная работа: составить Презентацию:
«Экстремизм и терроризм как угрозы национальной
Безопасности России»
Тема 2. Сущность Содержание учебного материала:
экстремизма и
Экстремизм и причины ее возникновения. 2
терроризма
Сущность и содержание экстремизма как идеологии и
конкретной политической практики. Экстремизм как
выражение
крайних
взглядов
и
установок
определенных социальных сил.
Проявления экстремизма в истории России.
Характеристика
понятий
«экстремизм», 2
«политический
экстремизм»,
«религиозный
экстремизм»
и
«религиозно-политический
экстремизм». Особенности экстремизма в условиях
современного развития российского общества.
Анализ
причинно-следственных
связей
экстремизма, его функций в системе общественных
отношений, объективные и субъективные причины
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Уровень
освоенни
4
1
1
«*
1
возникновения экстремизма.
Способность экстремизма проникать во все сферы
социальных
отношений,
его
определенная
направленность, формы проявления, степень остроты.
Экстремизм - своеобразный способ разрешения
социальных противоречий,сложившихся в тех или
иных областях общественной жизни. Специфика
религиозно-политического экстремизма.
Связь экстремизма с терроризмом как крайним
проявлением экстремистской деятельности.
Проблемы проявления религиозно-политического
экстремизма во внутри и межконфессиональных
отношениях
1
2
2
Практическое занятие:
Задание№1. Выписать из различных источников
значение
понятий
экстремизм,
экстремальность,
максимализм, радикализм,
девиантность, делинквентность, терроризм. Сопоставьте
данные понятия по содержанию и частоте применения.
Задание №2. Опишите причины и истоки экстремизма и
терроризма на рубеже 20/ 21 вв.
Задание № 3. Проведите описание интернет сайта или
странички соц. сети с признаками нацизма, фашизма,
расизма, экстремизма и терроризма. Подготовьте
презентацию, схема: определение и описание явления
точки зрения не менее 3-х по теме «Причины
экстремизма и терроризма в России и в Дагестане».
Самостоятельная работа по теме:
Работа с лекционным материалом, поиск и обзор
литературы и электронных источников информации по
индивидуальному заданию;
Подобрать дополнительный материал и подготовить
рефераты по данной теме
4
*
*9
3
Тема З.Терроризм Содержание учебного материала:
как проблема
Причины
возникновения
терроризма: 2
современности
политические, социально-экономические, духовные.
Цели террористической деятельности. Последствия
террористической деятельности.
Виды
терроризма:
государственный,
международный,
организационно-групповой, 2
индивидуальный, революционный, криминальный
(уголовный),
информационный,
идеологический. Виды
террористических
актов:
диверсия, похищение, покушение и убийство,
ограбление
(экспроприация),
захват
зданий,
вооруженное нападение, кибертерроризм и др.
Особенности
современного
терроризма.
Глобализация террористических угроз. Современные
2
Гема 1.
Экстремизм и
терроризм в
России
террористические организации, их идеология и
источники финансирования.
История и причины появления терроризма в
России. Цели и формы проведения терактов. Закон
Российской
Федерации
о
терроризме.
Ответственность,
предусмотренная
законодательством за терроризм.
Ислам как мировая религия. Неразделимость
религиозной и политической власти в исламе. Течения в
исламе. Основы вероубеждения в радикальном исламе:
ваххабизм, салафизм, исламизм. Критерии различения
традиционного и радикального ислама. Международные
исламские террористические организации.
Раздел 2, Эсгремизм и терроризм в современном
мире
Содержание учебного материала:
Полиэтничность, поликонфессиональность и
поликультурность России. Конституция и законы
Российской Федерации об экстремизме. Права и
свободы граждан, нарушаемые деятельностью
экстремистских организаций. Ответственность за
определенные виды экстремисткой деятельности.
Правоприменительная практика «Закона об
экстремизме».
Информационные
материалы,
запрещенные к распространению на территории РФ.
Организации деятельность которых запрещена или
приостановлена на территории РФ,
Финансирование
экстремистских
и
террористических
организаций.
Негативные
последствия
деятельности
экстремистов
для
общественной стабильности и государственной
безопасности Российской Федерации.
Террористические акты в России: вооруженные
нападения на Дагестан, Ингушетию, на Нальчик,
захваты школы в Беслане, здания «Норд-Ост» в
Москве, взрывы домов в Москве, Буйнакске и
Волгодонске.
Этапы распространения экстремизма в ЮФО.
Организационное
оформление
экстремистских
организаций
и
группировок.
Деятельность
Северокавказского филиала «Исламской партии
возрождения».
Вторжение международных бандформирований
в Дагестан в августе-сентябре 1999 г. Принятие в
Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкессии
законов, запрещающих деятельность экстремистских
группировок.
Практическая работа: Подготовьте доклад о
деструктивной деятельности террористических
организациях на территории России и Республики
Дагестан (Схема доклада: основатель, лидеры,
отличительные признаки, цели организации, акции
(позиция/диспозиция), страны распространения).
2
2
2
2
2 <
2
+9
Самостоятельная работа: подготовка к практическим 4
занятиям
Тема 2
Религиознополитический
экстремизм в
Дагестане.
Содержание учебного материала:
Идеологи радикального ислама в Дагестане.
Ахмад-Кади
Ахгаев
(1942-1998)
идеолог
умеренного крыла радикального ислама. Критика его
религиозно-политического мировоззрения. Идеологии
религиозно-политического
экстремизма
АнгутаАнгутаев, Багаутдин Магомедов, Магомед 2
Тагаев, Мухаммад Сурхай, Махач (Ясин) Расулов,
Раппани Халилов и др.
Ваххабитские
анклавы
в
Дагестане:
Карамахинская
зона
Буйнакского
района.
Международные
бандформирования.
Хроника
событий августа-сентября 1999 г. в Дагестане.
«Исламская Шура Дагестана». Военные действия
в Цумадинском, Ботлихском, Новолакском районах.
Ликвидация ваххабитского анклава в Кадарской зоне.
Геополитическое
значение
победы
над
бандформированиями.
«Джамаат шариат» и его лидеры Расул
Макашарипов, Раппани Халилов, Гаджимагомед
Исмаилов, ИльгарМоллачиев. Критический анализ их
взглядов. Идеологическое наполнение терроризма в
Дагестане.
Религиозно-политический
ислам
в
современном Дагестане: состояние и проблемы.
1
1
*
Гема 3
Безопасность
личности при
экстремизме и
терроризме.
Самостоятельная работа:
2
Опережающая самостоятельная работа: работа с
периодической печатью
Содержание учебного материала:
Терроризм как угроза мирному населению.
Обеспечение безопасности граждан России с учетом 2*1
террористических
угроз.
Функционирование
государства и общества в режиме повышенной
террористической опасности.
Особенности
мировоззренческой
позиции 2
экстремистов и их система отношения к миру.
Способы описания и анализа мировоззренческой
позиции
экстремистов
(идеология,
доктрина,
отношение к организации, личность экстремиста,
сакрализация власти, отчуждение общества от власти,
контроль за властью и привилегиями и пр ).
Рекомендации населению по поведению на
случай
террористических
актов.
Культура
2
безопасности и меры личной безопасности в условиях
террористических угроз. Правила поведения при
обнаружении
подозрительных
предметов.
Реагирование
на
террористические
атаки
с
применением
химического,
биологического,
радиологического и ядерного оружия, Способы
противостояния стрессовы м факторам
Тема1
Противодействие
экстремизму и
терроризму
Практическое занятие:
Составьте обзор сообщений в СМИ о
деятельности экстремистских и
террористических организаций (из списка
организаций, деятельность которых запрещена
на территории РФ).
1
Самостоятельная работа: исследовательская работа по
тематике
4
Раздел 3. Противодействие экстремизму и
терроризму
Содержание учебного материала:
Проблемы
нейтрализации
экстремизма,
предупреждения и пресечения проявлений различных
форм экстремистской активности, ограничения его
действий, ликвидация порождающих его факторов.
Проблемы разработки стратегии противодействия
экстремизму в религиозной сфере. Дифференциация
религиозно-политического
экстремизма
на
умеренный, радикальный и ультрарадикальный.
Роль федеральных и региональных органов
государственной власти, местного самоуправления и
правоохранительных
органов,
общественных,
партийных, религиозных объединений, научных
учреждений, средств массовой информации России в
противодействии экстремизму и терроризму.
Цели
и
задачи
Межведомственной
антитеррористической
комиссии,
Федеральной
антитеррористической
комиссии
Российской
Федерации, Национального Антитеррористического
комитета (действует с 2006 г.), Антитеррористические
комиссии субъектов Российской Федерации,
Роль этноконфессиональной толерантности как
основы межэтнического и межрелигиозного общения
и
согласия,
мирного
сосуществования
и
сотрудничества различных народов и конфессий в
едином территориальном и религиозном пространстве
России.
Интеллигенция о противодействии экстремизму
и терроризму в России. Мусульманское духовенство
против идеологии экстремизма и терроризма.
Повышение
эффективности
противодействия
2
2
2
2
Ь
1
4*
Тема 2
Международный
опыт
противодействия
терроризму
идеологии и практике экстремизма и терроризму
Содержание учебного материала:
Международный терроризм как вызов безопасности
мирового
сообщества.
Межгосударственное 2
сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом.
Роль ООН в выработке и реализации
стандартов в сфере предупреждения и пресечения
терроризма.
Глобальная
контртеррористическая 1
стратегия ООН и ее задачи. Целевая группа по
осуществлению контртеррористической стратегии, ее
цели, задачи и функции.
Конвенция
Совета
Европы
«О
предупреждении терроризма» (27 января 1977 г.); 1
Международная
конвенция
о
борьбе
с
финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.).
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.).
Конвенция о преступлениях и некоторых других
актах, совершаемых на борту воздушных судов
(Токио, 14 сентября 1963 года); Конвенция о борьбе с
незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16
декабря 1970 года); Конвенция о борьбе с
незаконными
актами,
направленными
против
безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23
сентября 1971 года); Конвенция о предотвращении и
наказании преступлений против лиц, пользующихся
международной
защитой,
в
том
числе
дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря
1973 года); Европейская конвенция о пресечении
терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года);
Международная конвенция о борьбе с захватом
заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 года);
Конвенция о борьбе с незаконными актами,
направленными против безопасности морского
*
судоходства
(Рим,
10
марта
1988
года);
Международная конвенция о борьбе с бомбовым
терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года);
Международная
конвенция
о
борьбе
с
финансированием терроризма (принята резолюцией
54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря
1999 года) и др.
Список организаций Госдепартамента
США, которых он официально считает
террористами.
Деятельность
Антитерроритстического
центра
государств-участников
Содружества 2
Независимых Государств.
Самостоятельная
работа:
структурирование информации
поиск,
анализ
и 2
2
2
3
«9
Содержание учебного материала:
Тема 3
Государственная идеология противодействия 2
Основы
терроризму.
Формы и методы противодействия
антигеррористиче
терроризму:
профилактика
терроризма, борьба с
ской политики РФ
терроризмом, минимизация и (или) ликвидация
последствий
проявлений
терроризма,
создание
антитеррористической идеологии.
Государственная стратегия противодействия
2
экстремизму и терроризму,
ее задачи.
Основные принципы противодействия
экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с
экстремизмом и терроризмом в России.
Органы
государства,
осуществляющие
противодействие экстремизму и терроризму, их
компетенции и функции. Роль гражданского общества,
политических партий, общественных организаций и
объединений в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Действующие на территории России экстремистские
т террористические организации, их ущерб безопасности
Российской Федерации.
Региональное законодательство по противодействию
религиозно-политическому
экстремизму.
Закон
Республики Дагестан от 16 сентября 1999 года №15 «О
запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности
на территории Республики Дагестан.
Практическое занятие:
Составьте таблицу различий традиционного и
радикального ислама (схема: основатель, лидеры, цели
организации, социальная структура организации,
акции
(позиция/диспозиция),
страны
распространения).
Опишите виды терроризма: индивидуальный,
групповой,
государственный,
дав
каждому
характеристику и пояснив на примерах. Подготовьте
сообщение об одном из терактов на территории РФ,
используя научную литературу и СМИ.
2
2
1
Содержание учебного материала:
Тема 4.
Роль информации в современном мире. Формирование 1
Информационная
информационной
среды и информационного общества.
среда
Россия
как
часть
глобального
информационного общества.
противодействия
Глобальная информационная среда и ее место в V
экстремизму
и
противодействии экстремизму и терроризму. Новые
терроризму.
информационные
технологии
в
противодействии
терроризму. Роль средств массовой информации в
формировании негативного образа террориста и
негативного отношения общества к феномену терроризма.
Российские информационные ресурсы по проблемам
противодействия терроризму, их воздействие на
общественное мнение.
Способы выявления экстремизма и терроризма в текстах
СМИ, сети Интернет, митинговой речи, наглядной агитации,
в аудио-, видео- и текстовых информационных материалах.
Социальная реклама и другие средства предупреждения
населения об угрозе терактов и опасности экстремизма.
Взаимодействие правоохранительных органов и населения по
2
*
•*
2
2
предупреждению экстремизма и терроризма.
Практическое занятие:
Разработайте используя памятку МЧС правила и
порядок поведения при угрозе и осуществлении
террористического акта.
Самостоятельная работа: Публичное выступление
докладом
2
с
4
Тема:
Культура Содержание учебного материала:
Культура межнационального общения и межнациональные 2
межнационально!
отношения в современной России. Факторы формирования
о общения как
культуры межнационального общения.
фактор
Культура межнационального общения как условие 1
противодействия
обеспечения межэтнического согласия и диалога в
терроризму
Российской Федерации.
Формирование культуры межнационального общения в
молодежной среде. Выработка антиэкстремистских и
аититеррористических установок в сознании и поведении.
Практическая работа:
Подготовьте письменное сообщение иа тему: «Профилактика 2
экстремизма и терроризма в молодежной среде».
Проанализируйте ролик социальной рекламы или другой
аудио-визуальный
материал,
направленный
на
предупреждение экстремизма и терроризма, на предмет
доступности изложения, полноты информации, особенностей
оформления.
Самостоятельная
работа:
разработать
противостояния терроризму и экстремизму
2
2
2
памятку
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
*
,,
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. —репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством )
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
ОГСЭ.07 «Гражданское население в противодействии распространению терроризма»
3.1
Материально-техническое
обеспечение
дисциплины
Специализированные лекционные аудитории, оснащённые
видеопроекционным
оборудованием
для
презентаций,
средствами
звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет,
Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и
имеющие выход в сеть Интернет.
Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащённые
компьютерами с доступом к базам данных и Интернет,
Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов
DOC, РРТ и PDF.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
Основная литература
1. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический
экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе, М :
Наука, 2007.
2. Букреев В, И. Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма).
/Букреев В. И,. - Москва : Флинта, 2011. - 336с.
3. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на
материале радикального ислама). /Чудинов С И.. - Москва : Флинта, Наука,
2010. -312 с.
4 Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции
/ В. И. Чупров, Ю. А. Зубок; Ин-т соц.-полит. исследований РАН. М. .Academia, 2009. - 320 с.
5. Экстремизм и его причины. /Под ред. Ю. М. Антоняна. - М. : Логос,
2011. -288 с.
»
Дополнительная литература
*#
6. Актуальные
проблемы
противодействия
религиозно-политическому
экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала:
Изд-во «Лотос», 2007.
7. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики.
Махачкала, 1999,
8. Арухов З.С. Россия и Дагестан в новом геополитическом
пространстве. Моног рафия. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006,
>
9. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Под ред.
академика Г.Г.Матишова. Ростов-на-Дону, 2006.
10. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге
России. Под общ.ред. Ю.Г.Волкова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ Bill,
2003.
11.
Бобровников В О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие.
Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М.: Издательская
фирма восточная литература РАН, 2002.
12.
Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия,
толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе: Монография.
Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2004.
13.
Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения.
Сборник научных статей. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России,
2003.
14.
Борисов С. В. Уголовная ответственность за преступления экстремистской
направленности. /С. В. Борисов. - М.: Юрлитинформ, 2009. 160 с.
15.
Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М.
2002.
16.
Гаджиев Р.Г. Ваххабитский фактор в кавказской геополитике.
Грозный: ГУ «Книжное издательство», 2004.
17.
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения,
2001.
18.
Гусейнов А. Г. Социальные конфликты Северного Кавказа: состояние
и пути урегулирования. М.: Наука, 2007
19. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростовна-Дону, изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
20. Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. Секретное досье на террориста, которого
разыскивает весь мир. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002.
21. Жаринов К, В. Терроризм и террористы. Исторический справочник.
Минск, 1999.
22. Журавель В. П.Терроризм, экстремизм, сепаратизм [Текст] : (в выступлениях и
статьях). /В. П. Журавель. - М.: МакБланш, 2005. - 288 с.
23. Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом: Сборник документов
и материалов. М.: Издательство Государственной Думы, 2003.
24. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом. М., 2002.
25. Зелимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на
примере Дагестана и Чечни). Махачкала. 2000.
26. Игнатенко A.A. InterTeppop в России. Улики. М.: Издательство «Европа»;
Институт религии и политики, 2005.
27. Игнатенко А.А. Ислам и политика. Сборник статей. М.: Институт религии и
политики, 2004.
28. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2001.
29. История Дагестана. Т. 1. Т.2. М., 2005.
30. Коровиков А.В, Исламский экстремизм в арабских странах. М , 1990.
31. Латышева М. Женщины-террористки. М.: Эксмо, 2003.
•*
32. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
33. Международный терроризм и право. Реферативный сборник. Отв. редактор Ю.С.
Пивоваров. М., 2003.
34.
Международный терроризм: борьба за геополитическое господство.М.: И
РАГС, 2005.
35. Международный
терроризм:
Истоки
и
противодействие:
Материалы
международной научно-практической конференции. СПб., 2001.
36. Мухаммад Хасан. Источник террора: идеология ваххабизма-салафизма. Пер. с
англ. М.В.Роговой. М 2005.
а.
37. Национальная и региональная безопасность на Юге России: новые вызовы. Отв.
ред. В. В. Черноус / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных
исследований и прогнозирования И1И1К при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 14. Ростовна-Дону, 2003.
38. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.
39. Политический и религиозный экстремизм. М., 2005.
40. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие для студ. вузов
/П. С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.
33. Сайгитов У.Т., Исмаилов А.Г., Демиров К.К., Курбанмагомедов А.А.
Религиозный экстремизм и террористическая деятельность в Дагестане: проблемы
противодействия. Махачкала, 2004.
34. Терроризм в России и проблемы системного реагирования. Под ред. А.И.Договой.
М., 2004.
35. Терроризм - угроза человечеству в XXI веке, М.: ИВ РАН, Изд-во
«Крафт+», 2003.
36. Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые
акты с комментариями. Научные статьи / Отв. ред. и рук. Авт. Коллектива И.Л.Трунов. М.:
Изд-во Эксмо, 2005.
37. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы /Отв.
ред. В.В. Внтюк, Э.А. Наин. М.» 2003.
38. Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов, М.„
2002.
39. Terrorism and International Law / Ed. By Higgins R., Flory M. - L.; N Y,
1997.
40. Толерантность в полиэтноконфессиональном регионе. Сборник научных статьей.
Науч. ред. А.К.Алиев. Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН, 2007.
4Е Ольшанский Д. В. Психология террора /Д.В.Ольшанский. - М.; Екатеринбург:
Деловая книга, 2002. - 318с.
42. Устинов В. В.Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика
/В.В.Устинов. - М. :Юрдитинформ, 2002. - 559с.
43. Ханбабаев К.М., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире,
России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008.
Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы. Контроль
сознания. Методы помощи. Пер. на рус.яз. И, Волкова, Е. Волков. - СПб.; М. :ПраймЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. -396е. - (Психология-BEST).
*
44. Якубов О. По следам Бен Ладена. Террорист №1: известный и
неизвестный. М, 2001.
Перечень журналов
1. Арчаков М.К. Религиозно-политический экстремизм в России. //Религиоведение. 2010. -№ 1. - С. 117-125
2. Афанасьева Р.М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в
молодежной среде. Власть. - 2007. - № 5. - С. 51-55
3. Бааль Н.Б. Экстремистские молодежные организации в современной России.
//История государства и права. - 2007. - № 17. - С. 4-6
4. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм.
//Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 116-119
5. Диль В.А. Современный экстремизм: тенденции развития и социокультурные
модификации. //Вестник Томского государственного университета. -2011. - №Март. - С. 4649
6. Зайцев С. Противодействие экстремизму. //Законность. - 2007. -№ 10.
- С. 2-6
7. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления.
//Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 37-47
8. Зубок Ю.А. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма.
//Социологические исследования. - 2009. - № 1. - С. 78-88
9. Исаев М.Х. Некоторые особенности деятельности органов внутренних дел СКФО
по предупреждению преступлений (на примере Чеченской Республики). //Российский
следователь. - 2010. - № 22. - С. 16-20
10. Исаева М. Предпосылки и источники молодежного экстремизма. //Власть. 2007.-№ 12. - С. 38-43
11. Киреев А.С. Политический экстремизм в России. //Вопросы гуманитарных
наук. - 2007. - № 2. - С. 373-376
12. Кубякин
Е.О.
Социально-психологические
и
социально-возрастные
особенности молодежи как фактор формирования ксенофобиых и экстремистских установок.
Вестник МУ. Серия 12: Политические науки. - 2010.
- № 2. - С. 166-172
13. Кузьмин А.Г. Современный русский национализм: общее состояние, тенденции
и перспективы. //Право и политика. - 2009. - № 2. - С,
319-328
14. Магомедов М. А. Истоки современного мусульманского экстремизма в России.
//Россия и современный мир. - 2006. - № 4. - С. 119-126
15. Мусаелян М.Ф. Криминологические особенности современного молодежного
экстремизма. //Российский следователь. - 2009. - № 10. - С. 21-24
16. Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской
Федерации //Журнал российского права. - 2009. - № 3. - С. 18-27
17.
Нурлыбаева Г.К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия ему
со стороны полицейских служб Великобритании. //Российский следователь. - 2011. - №10. - С.
33-36
18. Омарова
З.У.
Религиозно-политический
экстремизм;
идеология
противодействия. // Политика и общество. - 2011. - №10(88) октябрь. - С. 22-26
19. Петин И. А. Системный подход к обеспечению эффективности
предупреждения экстремизма. //Российский следователь. - 2009. - № 18. - С. 22-24
20. Ревина В.В. К вопросу о понятии экстремизма. //Российский следователь. 2009. -№ 13. - С. 36-40
21. Розенко С.В. О религиозном экстремизме. // Правовая политика и правовая
жизнь. - 2010. - №4(41). - С. 20-24
22. Сысоев А. Криминологический анализ личности осужденного за преступления
экстремистской направленности / А, Сысоев// Уголовное право. - 2008. - № 3f - С. 105-109
23. Сысоев А.М. Уголовная ответственность за преступления экстремистской
направленности. //Российский юридический журнал. - 2009. № 4. - С. 156-159
24. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности. //Российский
следователь. - 2011. - №24. - С. 28-30
25. Ховрин А.К). Молодежь как фактор национальной безопасности России.
//Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 6. - С. 154-163
26. Чукреев В.А. проблемные аспекты применения норм законодательства о
противодействию экстремизму. //Аспирант и соискатель. - 2011. - №5(65). - С. 53-56
27. Щербович А.А, Свобода слова в интернете и проблема противодействия
экстремистской деятельности. //Политика и общество. - 2011. - №1(79) январь. - С, 67-75
Электронно-библиотечная система
Полнотекстовые базы данных
1. Научная электронная библиотека (НЭБ).
2. Полнотекстовые электронные базы данных компании
EastViewInformationServices.
3. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий
«IQ Library».
4. Электронно-библиотечная система BOOK.ru.
Интернет-ресу рсы
1.
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)
2. Электронно-библиотечная система «BOOK.RU»- http://book.ru
3. Иностранные и отечественные газеты - http://librarv.pressdisplav.com
4. EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов
по всем областям знаний - http://search.epnet.com
5.
Научные материалы широкого диапазона академических дисциплин издательства
Scientific&AcademicPublishing (SAP), США - http://www.sapub.oru
6.
База данных междисциплинарного характера, включает научные журналы по
гуманитарным, социальным наукам и математике (всего 26 дисциплин) - www.istor.org/
4.Контроль
учебной
и
ДИСЦИПЛИНЫ
оценка
ОГСЭ.07
«Гражданское
результатов
население
освоении
в
противодействии
распространению терроризма»
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения.
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с
информацией, документами, литературой;
- подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе
которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за
каждую выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку
умения учащихся:
- отбирать и оценивать факты, процессы,
явления;
- выполнять условия здания на творческом
уровне с представлением собственной
позиции;
- делать осознанный выбор способов
действий из ранее известных;
- осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне
- методически грамотно
предлагаемых заданий;
осуществлять поиск в сфере
- работать в группе и представлять как
противодействия
свою, так и позицию группы;
террористической угрозе и
- проектировать собственную гражданскую
использовать ее в
позицию через проектирование
профессиональной деятельности;
исторических событий,
- ориентироваться в современной методы оценки результатов обучения:
государственной, региональной и
- мониторинг роста творческой
международной системе
самостоятельности и навыков получения
противодействия терроризму.
нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по
дисциплине на основе суммы результатов
текущего контроля.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- анализировать наличие и рост
экстремизма и терроризма в
регионе, выявлять причины и
условия существования
террористической угрозы;
- составлять предложения и
рекомендации
по
противодействию
терроризму
для органов государственной
власти,
негосударственных
политических и общественных
организаций,
основным
религиозным конфессиям;
- строить профессиональную
деятельность
на
основе
требований законодательных и
нормативно-правовых
документов
в
сфере
безопасности и противодействия
террористической угрозе;
Разработчик:________ Алиев М П , преподаватель общественных дисциплин,
Рецензент: _________Агасиейа Н.М. - преподаватель общественных дисциплин, к.и.н.
Председатель ПЦК
3.К,Байрамова, преподаватель общественных дисциплин.
20