Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЗ. 02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Код и наименование специальности 44.02.01. «Дошкольное
образование»
*
ДЕРБЕНТ, 2021 Г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
учебно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально
педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР ГБПОУ
«Дербентский профессионально---------------0|Ь- ’--------------им. Г.Б.
черство
Рабочая
программа
Федерального
учебной
государственного
дисциплиныразработана
образовательного
на
основе
стандартасреднего
профессиональногообразования (далее ФГОС СПО) 44.02.01 «Дошкольное
образование»;
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022
учебный год.
Организация - разработчик: ГБПОУ «Дербентский
профессионально
педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б.»
Разработчик: Зульфугарова Э.К., преподаватель педагогики и психологии.
Рецензент: Бабаева Р.В., методист МБОУ д/с №4 «Василек».
*
Рекомендованаучебно-методическим
профессионально-педагогический
советом
ГБПОУ
«Дербентский
колледж им. Г.Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от____________2021г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУР А И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1Л. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
Программа учебной дисциплины может быть использована при проведении курсов
повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
ОГСЭ.02ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 81 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 54 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 27 часов.
'♦
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
О бъем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)__виды работы
в том числе:
1. Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и
место общения в структуре деятельности.
2. Дайте характеристику диалогическому общению.Сформулируйте
причины возникновения манипуляций в межличностном общении.
3. Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.
Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы
можете встретиться в своей профессиональной деятельности.
4. Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?
Написание конспекта «Стратегии и тактики взаимодействия»
Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в
межличностном общении. Выполнение творческих работ и составление
рекомендаций на тему: «Специфика общения воспитателя с детьми и
родителями».
5. Почему по речи судят об общей культуре человека?
Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним - возликуешь,
потолкуешь с другим - затоскуешь»
Рассмотрите особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.
6. Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.
Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые,
риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы.
Определите
значение
аргументов
для
принятия
решения. *
Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее
успешность. Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут). Какую
роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?
7.Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения
(литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры
различных стратегий поведения в конфликтах.
Причины конфликтов между учителем, учащимися и родителями.
8. Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении
человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам».
Подбор техник убеждения-составление рекомендаций для родителей
дошкольников по темам на выбор: «Общайтесь с ребенком дома»,
«Трудный ребенок».
9. Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в
профессиональной сфере. Подбор конкретных примеров и составление
рекомендаций на тему: «Этикет в детском коллективе».
Итоговая аттестация в форме ди ф ф ерен ц и рован н ого зачёт а
81
54
0
24
27
2
2
2
4
2
4
«
3
5
3
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОГСЭ.02. «Психология общения»
Н аи м ен ован и е
р а зд е л о в и т ем
С о д е р ж а н и е у ч е б н о г о м а т е р и а л а , л а б о р а т о р н ы е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы , с а м о с т о я т ел ь н а я р абота
о б у ч а ю щ и х с я , к у р с о в а я р а б о т (п р о е к т )
О бъ ем ч асов
У р о в ен ь
о св о ен и я
1
2
3
4
5
2
Р а зд ел 1. В в е д е н и е в у ч е б н у ю д и с ц и п л и н у
5
Т ем а 1.1. Н а з н а ч е н и е
уч ебн ой
ди сциплины
«П сихология
о б щ ен и я » .
С одер ж ан и е уч ебн ого м атери ала
О сн овн ы е понятия. Т р еб о ван и я к и зу ч аем о й ди сциплине. П о н яти е об о бщ ен и и в пси хологи и . Р оль общ ен и я в
п роф есси он альн ой д еятел ьн о сти человека. Н азн ачен и е у ч еб н ой д и сц и п л и н ы «П си хологи я общ ения». О сн овн ы е
понятия. Т ребования к и зуч аем ой дисциплине.
С ущ н ость педагоги ческого общ ения. Ф ун кц и и и структура п ед агоги ческого общ ения. С тили общ ения. Б арьеры
общ ения и способы их преодоления.
С ам остоятел ьн ая работа обучаю щ и хся.
И сп о л ьзу я п роф есси ограм м у своей сп ец и альн ости , оп и ш и те р оль и м есто общ ен и я в структуре деятельности.
2
Р а зд ел 2. П с и х о л о г и я о б щ ен и я
23
С одер ж ан и е уч ебн ого м атери ала
Т ем а 2 .1 . О б щ е н и е о сн о в а
ч ел овеческ ого
бы т и я .
1.
О бщ ен и е в си стем е м еж л и ч н о ст н ы х и о б щ еств ен н ы х о тн о ш ен и й . С о ц и ал ьн ая роль.
2.
К лассиф икация общ ения. В иды , ф ункции общ ения. С труктура и средства общ ения.
3.
Е динство общ ения и деятельности.
3
2
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о та о б у ч а ю щ и х с я
2
Д айте характери сти ку ди алоги ч еском у общ ению .
С ф орм улируйте п ричины возн и кн овен и я м ани п уляц и й в м еж л и ч н остн ом общ ении.
С одер ж ан и е учебн ого м атери ал а
П онятие
социальной
перцепции.
Ф акторы ,
оказы ваю щ и е
влияние
на
восприятие.
И скаж ения
в
процессе
2
1
восприятия.
П си хологи чески е м ехан и зм ы восприятия. В лияние и м идж а на восп ри яти е человека.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я
Т ем а 2 .2 . О б щ е н и е
С ам од и агн ости ка по тем е «О бщ ен и е». «В аш и эм п ати чески е сп особн ости ».
как восп р и я ти е
С ам оанализ результатов тестирования.
л ю д ь м и д р у г д р у га
Э ссе н а тем у « И м и д ж л и ч н о сти у чи тел я н ач ал ьн ы х классов»
(п е р ц е п т и в н а я
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о та о б у ч а ю щ и х с я
ст о р о н а о б щ е н и я )
Н азо ви те ф акторы , вл и яю щ и е н а во сп р и яти е и поним ание лю дей.
О п и ш и те ти п и ч н ы е и ск аж ен и я при в о сп р и яти и д р у г друга, с к о то р ы м и вы м ож ете встр ети ться в своей
п роф ессиональной деятельности.
4
4
ЙЯЙЙЙ
С одер ж ание уч ебн ого м атериала
1 .Т и п ы в з а и м о д е й с т в и я : к о о п е р а ц и я и к о н к у р е н ц и я . П о з и ц и и в з а и м о д е й с т в и я . О р и е н т а ц и я н а п о н и м а н и е и
Т ем а 2 .3 .О б щ е н и е
к а к в за и м о д е й с т в и е
(и н т е р а к т и в н а я
ст о р о н а о б щ е н и я )
3
1
о р и ен тац и я на контроль.
2 .В з а и м о д е й с т в и е к а к о р г а н и з а ц и я с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и
С ам остоятел ьн ая работа обуч аю щ и хся
3
К аки м о б разом св язан ы м еж д у соб ой «дей стви е» и «взаи м о д ей стви е» ?
Н ап и сан и е кон сп екта «С тратеги и и такти ки взаи м од ей стви я»
Р азработай те сц ен ари и взаи м од ей стви я и оп ред ели те их р о л ь в м еж ли чн остном общ ен и и . В ы полнение
тво р ческ и х раб от и составлен и е рек о м ен д ац и й на тем у: « С п ец и ф и к а общ ен и я в о сп и тател я с детьм и и
родителям и».
С одер ж ан и е уч ебн ого м атериала
Т ем а 2.4. О б щ е н и е
к а к о б м ен
и н ф о р м а ц и ей
(к о м м у н и к а т и в н а я
ст о р о н а о б щ ен и я )
1.
О сн овн ы е эл ем ен ты к о м м у н и кац и и . В ер б ал ьн ая ком м у н и кац и я. К о м м у н и к ати в н ы е барьеры .
2.
3.
Н евербальная ком м уникация.
М етоды развития ком м ун и кати вн ы х способностей. В иды , правила и техн и ки слуш ания. Т олерантность
2
3
как с р е д с тв о п о вы ш е н и я э ф ф е к т и в н о ст и о б щ ен и я.
П р а к т и ч е с к о е за н я т и е
Р о л е в ы е и гры , н ап р а в л ен н ы е н а г р у п п о в о е п р и н яти е р еш е н и я ; н а о тр а б о т к у п р и е м о в п ар т н ер с к о го о б щ ен и я;
4
разви ти я терп и м ого отн ош ен и я к д руги м , на и сп ользован и е н еверб альн ого общ ения.
С ам остоятел ьная работа обуч аю щ и хся
2
П очем у по речи суд ят об общ ей культуре человека?
' ‘о-:
'г,
'Л*
С д ел ай те соо б щ ен и я по тем е: « П о то л к у еш ь с одн и м - во зл и к у еш ь, п отол куеш ь с д р у ги м - затоскуеш ь»
Р ассм о тр и те о со б ен н о сти р еф л ек си в н о го и н ер еф л ек си в н о го слуш ан и я.
С о д е р ж а н и е у ч е б н о г о м а тер и а л а
1.
Д еловая беседа. Ф орм ы п о стан о вк и вопросов.
2.
П си х о л о ги ч еск и е о со б ен н о сти веден и я д ел о в ы х д и ск у сси й и п у бл и ч н ы х в ы сту п л ен и й . А р гу м ен тац и я
3.
П равила и пси хологи чески е п рием ы убеж дения.
4.
П исьм енная ком м уникация: свойства и ф ункции.
5.
Т е м а 2 .5 .Ф о р м ы
д е л о в о г о о б щ ен и я и
их х а р а к т е р и с т и к и .
4
2
К ультура деловой переписки.
П р а к т и ч е с к о е за н я т и е
Ролевы е
и гры , н ап р а в л ен н ы е
на н авы ки
корректн ого
ведения
диспута;
на развитие
навы ков
п у бл и ч н о го
4
вы с ту п л ен и я , н а у м ен и я а р гу м е н ти р о в а ть и у б еж д ать. А н ал и з р о л ев ы х игр
С ам остоятел ьная работа обуч аю щ и хся
7
,5|"-
П очем у дел о ву ю б есед у н ел ьзя п р овод и ть сп о н тан н о ? О твет обосн уй те.
4
Р а с к р о й т е с у щ н о с т ь к а ж д о й ф о р м ы в о п р о с о в (з а к р ы т ы е , о т к р ы т ы е , р и т о р и ч е с к и е , р а д и к а л ь н ы е и д р . ).
зад аваем ы х в ходе беседы .
О п р ед ел и те зн ачен и е ар гу м ен то в для п р и н яти я р еш ен и я. А р гу м ен ти р у й те, п о чем у н ач ал ьн ы й этап беседы
о п р е д е л я е т е е у с п е ш н о с т ь .П о д г о т о в ь т е с а м о п р е з е н т а ц и ю (н е б о л е е 5 м и н у т ). К а к у ю р о л ь с а м о п р е з е н т а ц и я
и грает при орган и зац и и п у б ли ч н ого вы ступ лен и я?
;
Р а зд ел 3. К о н ф л и к т ы и сп о с о б ы и х п р е д у п р е ж д е н и я и р а зр е ш е н и я
13
С одер ж ан и е уч ебн ого м атери ал а
.П о н я т и е к о н ф л и к т а и е г о с т р у к т у р а . Н е в е р б а л ь н о е п р о я в л е н и е к о н ф л и к т а . С т р а т е г и я р а з р е ш е н и я к о н ф л и к т о в
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я
4
С ам одиагностика: тест: « Т воя к он ф ли ктн ость»; « С тр атеги и п о веден и я в к о н ф л и ктах К . Т ом аса.
”
Т ем а 3.1.
К о н ф л и к т : его
су щ н о с т ь и
основны е
хар актер и сти к и
4
В иды конф ликтов. И сточн и ки и причины конф ликтов. М етоды уп равлен и я конф ликтам и.
А нализ своего поведения на осн ован и и результатов диагн ости ки .
«К ом п ром и сс: за и п ротив»
С ам остоятел ьная работа обуч аю щ и хся
В с п о м н и т е и п р о а н а л и з и р у й т е с к а з к и , х у д о ж е с т в е н н ы е п р о и з в е д е н и я (л и т е р а т у р а , к и н о ф и л ь м ы ), в к о т о р ы х
3
I
р ассм атри ваю тся при м еры р азли ч н ы х стратеги й п о вед ен и я в конф ликтах.
П ричины конф ликтов м еж ду учи телем , учащ им ися и роди телям и .
С одер ж ан и е уч ебн ого м атери ал а
Т е м а 3.2.
Э м оциональное
р еаги р ован и е в
конф ликтах и
сам ор егул яц и я
2
О со б ен н о сти эм о ц и о н ал ьн о го р еаги р о ван и я в к о н ф л и ктах . Г н ев и агресси я. Р азр я д к а эм оций.
3
П равила поведения в конф ликтах. В ли ян и е тол еран тн ости на разреш ен и е кон ф ли ктн ой ситуации.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я
детским
4
П одготовьте сообщ ен и я на тем ы : «Р оль н егати вн ы х эм оц ий в общ ен и и человека», «Т олеран тн ое п оведен и е
5
Д иагностика
и
анализ
поведения
детей
и
взр о сл ы х
в
конф ликте.
С тили
руководства
коллекти вом . Д и агн о сти ка и ан ал и з п оведен и я д о ш к о л ьн и к о в в п р о ц ессе о б щ ен и я н а зан яти ях.
С ам остоятел ьная работа обуч аю щ и хся
приходит
на
см ену
конф ликтам ».
П одбор
техн и к
у б еж д ен и я-с о ста в л ен и е
реком ен дац и й
для
родителей
дош кольн и ков по тем ам на вы бор: «О бщ айтесь с р еб ен ком дом а», «Т рудны й ребенок».
Р а зд е л 4. Э т и ч е с к и е ф о р м ы о б щ е н и я
7
С одер ж ан и е учебного м атери ал а
П онятие:
Т е м а 4.1.
О б щ и е св е д е н и я о б
эт и ч е с к о й к у л ь т у р е
этика и м ораль.
эф ф ективного
общ ения.
К атегори и
К ультура
эти ки . Н о р м ы
м еж н ац и он альн ого
м орали.
М оральны е
общ ения
как
принципы
ф актор
и
нормы
п ротиводействия
как
осн ова
террори зм у.
4
2
Ф о р м и р о ван и е культуры о бщ ен и я в м о ло д еж н о й ср еде как ф актор вы р або тки ан ти тер р о р и сти ч ески х у стан о во к в
сознании и поведении.
Д еловой эти к ет в п р о ф есси о н ал ьн о й деятельн ости . В заи м о связь делового эти кета и эти ки дел о вы х отн ош ений.
8
О со б ен н о сти сл у ж еб н о го этикета. Э ти к ет те л еф о н н о го р азго в о р а.
П р а к т и ч е с к и е за н я т и я
Э т и ч е с к и е п р и н ц и п ы п е д а г о г и ч е с к о г о о б щ е н и я . П р и н ц и п ы о б щ е н и я : « п е д а г о г - р е б е н о к » , « п е д а г о г -р о д и т е л ь » ,
4
:
« р о д и т е л ь -р е б е н о к » , « р е б е н о к -п е д а г о г » .
С ам остоятел ьн ая работа обучаю щ и хся
С ф орм улируйте
принципы
делового
этикета и докаж и те
:
\ ;-Л;;
их зн ачен ие в п р о ф есси о н ал ьн о й
сф ере. П о д б о р
3
кон кретн ы х п ри м еров и составление реком ен д ац и й на тем у: «Э тикет в детском коллективе».
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы й за ч ё т
1
В сего:
54ч.
*
9
•
'•
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплекты столов и стульев по числу студентов,
рабочее место преподавателя, таблицы.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения.Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.- М., 2012.
2. Мириманова М.С. Психолого-педагогические основы организации общения детей
дошкольного возраста. - М.: Академия, 2018.
3. Панфилова А.П. Психология общения. - М. «Академия»,2016.
4. Пашкова А.В. Практикум по психологии общения. Упражнения и задачи. - М. 2008.
5. Столяренко Л. Д. Психология общения. Учебник для колледжей. - Ростов-на-Дону,
Феникс, 2018.
Дополнительные источники
1. Андреева Г.Н. Социальная психология - М., Академия, 2001.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.М., Просвещение, 1998.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М., Астрель, 2006.
4. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения,- М.,
Просвещение, 1997.
5. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., ЭНРОФ, 1995.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., Просвещение, 1988.
7. Немов Р.С. Психология. Кн.1.- М., ВЛАДОС, 1999.
8. Общая психология. Курс лекций. /Составитель Рогов К.И.- М., ВЛАДОС.1999.
*
«
9. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. - М., Ось-89, *
1989.
10. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. - Волгоград, «Учитель»,2015.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, ЭКСМО-ПРЕСС, 1992.
12. Психология. Под ред. Сосновского Б.А. - М., Юрайт, 2005.
Интернет-ресурсы
1. Полат Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс
дистанционного обучения для воспитателей и учителей. Форма доступа:
http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
2. fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psih...
3. ref.by/refs/68/39765/l.html
4. www.soft.mail.ru/program page.php?grp=80473
5. nkozlov.ru/library/psychology/d255l/?resultpage
6. revolution.allbest.ru/psychology/00158468_0.html
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь
-применять
техники
и
приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Дифференцированный зачет.
- устный опрос,
- письменное тестирование;
- контрольные работы;
- домашнее задание творческого характера;
- практические занятия.
знать
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, В И Д Ы И способ!
разрешения конфликтов
11