МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания 2021г.

Тематический план профессионального модуля ПМ01. МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания.

Коды
профес

Наименование разделов

Всего

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного

профессионального модуля

часов

курса

сиональ

(макс.

ных

учебная

Обязательная аудиторная учебная

компе

нагрузка и

тенций

практика)

Всего

Самостоятельная

Учебная,

Производственная

нагрузка обучающегося

работа

кол. часов

(по профилю

вт.ч.

обучающегося
Всего
вт.ч.
часов курсовая

вт.ч.

часов лабораторные

1

2
Раздел 1. Теоретические вопросы

курсовая

предусмотрена

работа

рассредоточенная

практические

(проект)

(проект)

практика)

часов

часов

3

занятия, часов
4
5

15

9

2

5

5

2

10

6

2

2

2

1

6

7

6

уроков естествознания.
Раздел 3. Методы и методические
приемы обучения.

преподавания

часов (если

работа

ФГОС НОО.

Раздел 4. Повторение в процессе

специальности,

работы и

методики обучения естествознания.

Раздел 2. Материальная база

Практика

4

8

9

10

естествознания.
Раздел 5. Формы организации

18

12

2

6

обучения естествознанию в
начальной школе.
Раздел 6. Введение. Земля- планета
Солнечной системы. Форма и

17

12

5

5

движение Земли.
12

7

4

5

Раздел 8. Водная оболочка Земли

8

4

2

4

Раздел 9. Воздушная оболочка

7

5

11

5

Раздел 7. Внутреннее строение и
рельеф Земли.

2

Земли.
Раздел 10. Биосфера.

2

6

Географическая оболочка.
Раздел 11. Многообразие
органического мира.
Итого

36

27

141

94

9

24

-

47

6

36

36

Тематический план и содержание профессионального модуля
ПМ.01. МДК 01.05. «Естествознание с методикой преподавания»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Наименование модулей и тем
1

2

Раздел 1. Теоретические вопросы
методики обучения
Тема 1.1. Введение. Предмет и

Содержание учебного материала

Объем Уровень
часов освоени
3
9

4

1

2

1

2

задачи методики естествознания в
начальной школе. Педагогическое Задачи предмета естествознание. Задачи педагогики. Формы, методы и
значение и задачи курса
естествознания.

средства в овладении основами наук. Содержание методики преподавания
естествознания. Основная задача курса. Воспитательное значение курса.
Формирование у учащихся практических умений и навыков.
Содержание учебного материала

Тема 1.2. Экологическое
образование и воспитание в

Экологическое образование - целостная система. Аспекты экологического
образования. Актуальность экологического образования в современном

начальной школе. Содержание мире. Природоохранное образование, как обязательный элемент в общем
экологического образования

образовании.

Содержание учебного материала
Тема 1.3. Основные требования и
идеи ФГОС на уроке.

2

1

2

2

2

Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания
основных образовательных программ, требования к результатам
обучающихся, задачи ФГОС НОО, системнодеятельностный подход.
Содержание учебного материала

Тема 1.4. Профессиональные

1

Формирование УУД, общие и профессиональные компетенции, функции

компетенции учителя начальных УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные и т.д.
классов. Виды универсальных
учебных действий.
Тема 1.5. Современные

Содержание учебного материала

программы по естествознанию.
Общая характеристика программ Вариативность программ, своеобразие каждой программы, образовательный
стандарт, основные и специальные программы по естествознанию.
по естествознанию.
Практическая работа №1: «Анализ учебников А.А. Плешакова»

2

Тема 1.6. Формирование и

Содержание учебного материала

развитие представлений и

Представления: представления памяти, воображения. Единичные

понятий в процессе изучения

обобщенные понятия ощущения. Понятия: общие и единичные. Две

природы в начальной школе.

пути формирования представлений и понятий - непосредственный и

1

1

опосредованный.
5

Раздел 2. Материальная база
уроков естествознания.
Тема 2.1. Материальная база

Содержание учебного материала

1

2

2

2

уроков естествознания: учебное Три основные группы материальной базы. Учебное оборудование оборудование, уголок живой

наглядные пособия: натуральные объекты живой и неживой природы,

природы, пришкольный участок и иллюстративные (картины, таблицы, модели), вспомогательные
географическая площадка.

(лабораторные оборудования, приборы), технические средства
обучения. Уголок живой природы:

Тема 2.2. Средства обучения

Содержание учебного материало

естествознанию. Методика работы Определение и классификация средств обучения. Схема
с учебником, натуральными и

классификаций. Области эффективного применения средств

печатными наглядными

Практиче ское занятие №2: «Разработка фрагмента урока с

пособиями.

использованием различных средств обучения»

2

6

Раздел 3. Методы и методические
приемы

Содержание учебного материала

2

2

1

2

Тема 3.1. Методы и методические Методы и методические приемы обучения. Общая характеристика. Их
приемы обучения. Наблюдение - классификация. Метод наблюдения: подготовка к наблюдениям, проведение
ведущий метод изучения природы. наблюдения, итоги наблюдений. Эпизодические и длительные наблюдения.
Опыт как метод познания
природы.

Наблюдения за погодой. Ведение общеклассного календаря природы и
труда.
Опыты: демонстрационные, лабораторные. По характеру мыслительной
деятельности: иллюстративные, эвристические, исследовательские.

Содержание учебного материала
Тема 3.2. Беседа на уроках
естествознания. Рассказ,

Устное слово в системе методов обучения естествознанию. Словесные

требования к рассказу.

методы: рассказ, беседа, монолог, их значение. Требования к беседе и
рассказу. Рецептивный уровень познавательной деятельности,
репродуктивный, исследовательский.

Практическое занятие №3: «Составить вопросы для беседы с

2

использованием наглядных пособий»
Содержание учебного материала

Тема 3.3. Моделирование на
уроках естествознания.

1

2

Метод моделирования, его место на уроках естествознания, его значение.
Виды моделей: динамические, графические, пластилиновые схемы, цепи
питания и т.д. Подготовка учителя к использованию моделирования на
уроке.
2

Раздел 4. Повторение в процессе
преподавания естествознания.
Тема 4.1. Повторение и проверка
знаний.

Содержание учебного материала

1

Организация повторения на уроках естествознания. Виды проверки знаний:
фронтальный опрос, их положительные и отрицательные стороны,
письменная проверка умения работать с приборами.
Практическая работа №4: «Составление вопросов для фронтального и

1

индивидуального опроса по определенной теме» (по указанию учителя).
Раздел 5. Формы организации
обучения естествознанию в
начальной школе.

12

2

Тема 5.1. Формы организации

Содержание учебного материала

2

2

2

2

учебного процесса. Типы уроков Формы организации учебного процесса: урок, лабораторноестествознания. Современный
урок в контексте требований
ФГОС НОО.
Тема 5.2. Подготовка учителя к

практические занятия внеурочная работа, домашняя работа,
внеклассная работа, экскурсия. Урок как основная форма организации
учебного процесса в школе. Требования к
Содержание учебного материала

уроку. Планирование и методика Планирование учебной работы. Тематическое планирование:
проведения комбинированного составление календарно-тематического плана, составление плана и
урока.

конспекта урока. Методика проведения урока, структура
Практическая работа №5: «Посещение показательного урока,

наблюдение и анализ»
Содержание учебного материала
Тема 5.3. Предметные уроки, их
Специфика предметных уроков. Структура, методика проведения.
содержание и организация.
Схема проведения наблюдения за предметом. Предметные уроки по
естествознанию в начальной школе.

2

1

2

Тема 5.4. Методика организации и
проведения урока-экскурсии.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

1

2

Специфика урока-экскурсии, место экскурсий в программе по
естествознанию в начальных классах, формы экскурсий. Виды экскурсий.
Подготовка учителя и учащихся к экскурсии. План проведения

Тема 5.5. Внеклассная работа по

природоведческой экскурсии.
Содержание учебного материала

естествознанию. Формы
внеклассной работы.

Значение внеклассной работы по естествознанию. Содержание и формы
организации внеклассной работы. Методы внеклассной работы, формы

Тема 5.6. Особенности обучения
естествознанию в
малокомплектной школе.

внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая.
Содержание учебного материала
Структура малокомплектной школы. Особенности обучения
вмалокомплектной школе. Подготовка учителя к урокам в такой школе.
Особенности планирования уроков, распределения времени при проведении
уроков. Особенности проведения экскурсий в малокомплектной школе.

Раздел 6. Введение. Земля планета

Солнечной

системы.

Форма и движение Земли.

12

Содержание учебного материала

Тема 6.1. Задачи и содержание
курса «Естествознание» Планеты
земной группы. Система земляЛуна

2

2

1

2

Попытки научного объяснения наблюдаемых явлений. Восприятие
окружающего мира в древности. Учение Н. Коперника. Заслуги
А.Л.Лавуазье, Аристотеля в познании природных явлений и процессов.
Строение и состав Солнечной системы. Планеты Земной группы и планеты гиганты. Спутник Земли Луна. Отличие природы Луны от Земли. Наши
соседи - Меркурий, Венера и Марс. Малые тела солнечной системы.
Содержание учебного материала

Тема 6.2 Шарообразность и
вращение Земли. Смена дня и
ночи, смена времен года.

Шарообразность Земли и ее доказательства. Доказательства вращения
Земли. Следствия вращения Земли.Движение Земли вокруг Солнца. Наклон
земной оси к плоскости орбиты. Следствие смены времен года. День летнего
солнцестояния, день зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего
равноденствия.

Практическая работа №6: «Опыты, демонстрирующие вращение и движение
Земли»

1

Содержание учебного материала
Тема 6.3. Ориентирование на
местности.

«Масштаб. Географические
карты»

2

2

3

Г оризонт, линия горизонта, определение сторон горизонта по солнцу,
полярной звезде по компасу, ориентирование по местным признакам.
Содержание учебного материала

Тема 6.4. План местности

1

Чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
Условные знаки на плане. Ориентирование на плане местности. Масштаб,
виды масштаба: численный, именованный, линейный. Классификация
географических карт, картографическая проекция.
Практическая работа №7: «Чтение плана и географической карты»

2
1

Содержание учебного материала
Тема 6.5. Глобус и градусная сеть Г лобус - уменьшенная модель земного шара. Изображение на глобусе:
равномасштабно, равноугольно, равновелико. Первый глобус. Меридианы,
параллели, экватор, полюса, географические координаты: широта и долгота.
Практическая работа №8: «Определение широты и долготы на
географической карте и глобусе»

2

2

7

Раздел 7. Внутреннее строение и
рельеф земной коры. Рельеф
Тема 7.1. Внутреннее строение

Содержание учебного материала

Земли. Внешние процессы,

Методы изучения внутреннего строения Земли. Обнажение горных пород,

преображающие поверхность

бурение скважин, сейсмический метод, сейсмический волны: продольные и

Земли. Минералы и горные
породы.

2

2

1

2

поперечные. Внутреннее строение Земли: кора, мантия, ядро. Внутренние
силы Земли, источник их происхождения. Колебательные,
складкообразовательные, разрывные движения. Строение вулканов,
причины вулканов и землетрясений. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы. Происхождение горных пород. Виды
минералов.Выветривание горных пород: физическое, химическое,
органическое выветривание. Выветривание и климат, работа ветра, работа
снега и льда, работа текучих вод, действие силы тяжести.

Содержание учебного материала

Тема 7.2. Рельеф Земли. Почва,
свойства и состав почвы. Типы
почв.

Строение почвы, состав и свойства почвы, значение почвы, виды почв в
нашем крае.
Практическая работа №9: «Работа с коллекциями полезных

2

ископаемых, разработка фрагмента урока».
Практическая работа №10: «Обзор рельефа суши по физической карте

2

России и Дагестана»
Раздел 8. Водная оболочка
Тема 8.1. Общие сведения о воде.

4
Содержание учебного материала

Мировой океан. Подземные воды.
Свойства воды, тяжелая вода, плотность воды и льда. Общие свойства вод
Мирового океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый
океан. Моря, заливы, проливы. Движения вод Мирового океана: волновые,
поступательные, смешанные (приливы и отливы). Образование подземных
вод. Виды подземных вод: гравитационная, пленочная, гигроскопическая,
капиллярная. Водопроницаемые и водоупорные горные породы.
Образование родников. Горячие источники: гейзеры. Минеральные
источники: серные, углекислые, щелочно-солевые, железисто-щелочные.

1

2

Содержание учебного материала

Тема 8.2. Реки. Работа рек. Озера

1

2

и болота. Их хозяйственное
значение.

Текучие воды, их значение. Исток устье, русло, левый правый берег. Речная
сеть, бассейн реки, густота речной сети. Питание рек. Уровень реки:
половодье поводок, межень. Работа рек: эрозия, перенос,
аккумуляция.Строение речной долины. Озера: проточные, сточные,
бессточные. Типы озер: эндогенные, экзогенные. Тектонические,
вулканические. Ледниковые озера карстовые, термокарстовые, запрудные.
Питание озер. Жизнь озер. Болота.
Практическая раб ота №11 : «Изучение реке и озер по физической карте

2

России и Дагестана»
Раздел 9. Воздушная оболочка

5

Тема 9.1. Состав и строение

Содержание учебного материала

атмосферы. Температура воздуха. Состав атмосферы. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера,
Вода в атмосфере.

мезосфера, термосфера, экзосфера. Значение атмосферы. Нагревание
атмосферы. Температурная инверсия. Суточный ход температур. Суточный
ход температур, годовая амплитуда. Испаряемость, насыщенный и
ненасыщенный водяной пар. Абсолютная, относительная влажность. Точка
росы.

2

2

Содержание учебного материала
Тема 9.2. Образование облаков.
Осадки. Давление атмосферы.

1

2

1

2

1

2

Форма облаков. Атмосферные осадки: дождь, снег, град, роса, иней, сухой
дождь, туман, изморозь, гололед, гололедица. Барометр барограф. Изобары.
Изменение давления от экватора к
полюсам.
Содержание учебного материала

Тема 9.3. Ветры, их виды.

Флюгер - направление ветра. Анемометр - скорость ветра. Роза ветров. Виды
ветров: пассаты, бризы, фены, суховеи, бора.
Использование ветра.
Содержание учебного материала
Воздушная масса. Теплый фронт, холодный фронт. Циклон, антициклон.

Тема 9.4. Погода и ее

Синоптическая карта - карта погоды.Влияние климата, формирование

предсказание. Понятие о климате. климата, зависимость климата от широты места, подстилающей поверхности
морских течений, рельефа и высоты над уровнем моря. Климатические
пояса.
Раздел 10. Биосфера.
Географическая оболочка.

5

Тема 10.1. Свойства биосферы.
Круговорот веществ и энергии в
биосфере.

Содержание учебного материала

1

2

2

2

Границы биосферы. Биомасса поверхности суши. Биомасса почвы, биомасса
Мирового океана. Функции живого вещества. Биогенная миграция атомов.
Круговорот воды, азота, углерода в природе.
Содержание учебного материала

Тема 10.2. Природные зоны

Зона арктических пустынь, зона тундр, лесная зона, степи и лесостепи,

России.

полупустыни и пустыни.
2
Практическое занятие №12: «Составление характеристики природных зон»
27

Раздел 11. Многообразие
органического мира.
Тема 11.1. Система

Содержание учебного материала

классификации живых

Вид. Схема биологической системы. Прокариоты, эукариоты (безъядерные,

организмов.

истинноядерные организмы).

Тема 11.2. Бактерии, грибы,

Содержание учебного материала

лишайники.

Бактерии: форма, строение, питание, размножение. Использование
человеком. Паразитирующие формы: туберкулез, брюшной тиф, столбняк.
Гетеротрофы, автотрофы, сапрофиты. Строение гриба. Низшие грибы,
высшие грибы. Грибы-сапрофиты, грибы-паразиты.

1

2

2

2

Содержание учебного материала

2

2

1

2

2

2

2

2

Жизненные формы растений. Вегетативные органы растений: корень и
Тема 11.3. Растения, их строение. побег. Строение почки. Видоизменения корней. Строение стебля. Строение
Вегетативные органы.

листа. Видоизменение побегов.
Содержание учебного материала

Тема 11.4. Генеративные органы

Строение цветка. Соцветия. Половое размножение цветковых растений -

растений.

двойное оплодотворение. Строение семени. Плод, форма плодов, сухие и
сочные плоды.

Тема 11.5.Систематика растений.
Низшие растения. Высшие
растения. Споровые.
Тема 11.6. Семенные растения.

Содержание учебного материала
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Высшие растения: споровые и
семенные. Представители мхов. Плауны и хвощи.
Содержание учебного материала
Голосеменные растения: хвойные, саговники. Покрытосеменные растения
или цветковые. Двудольные, однодольные растения.
Практическое занятие №13: «Работа с гербарием, таблицами»

2

Содержание учебного материала
Тема 11.7. Животные.

Зоология. Простейшие организмы: Саркодовые, жгутиковые, споровики,

Простейшие.

инфузории. Паразитические формы. Споры - покоящиеся стадии. Цикл

2

2

1

2

1

2

2

2

развития споровиков.
Содержание учебного материала
Тема 11.8. Губки и
кишечнополостные

Губки - многоклеточные организмы. Размножение. Представитель - бодяга.
Применение в медицине. Кишечнополостные: прикрепленные формы,
свободноплавающие. Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.
Содержание учебного материала

Тема 11.9. Плоские, круглые и
кольчатые черви.

Строение плоских червей, представители. Подразделение: ресничные,
ленточные, сосальщики. Паразитирующие формы, цикл развития. Круглые
черви: аскариды, острицы, власоглав, кольчатые

Тема 11.10. Членистоногие

- дождевой червь.
Содержание учебного материала
Общие признаки членистоногих. Классы: ракообразные, паукообразные
насекомые. Представители, среда обитания, строение, размножение.
Развитие насекомых: полное и неполное
превращение.

Тема 11.11. Хордовые. Рыбы.

Содержание учебного материала

1

2

2

2

1

2

2

2

Отличительные признаки хордовых - осевой скелет - хорда.
Совершенствование кровеносной, нервной, дыхательной системы. Рыбы
делятся на 2 класса: хрящевые и костные. Представители,
промысловое значение.
Тема 11.13. Земноводные и

Содержание учебного материала

пресмыкающиеся.

Наземные позвоночные. Личиночная стадия, особенности строения.
Представители. Пресмыкающиеся или рептилии: черепахи, ящерицы, змеи,

Тема 11.14. Птицы.

крокодилы.
Содержание учебного материала
Особенности строения, связанные с полетом. Совершенствование нервной,
пищеварительной, кровеносной системы. Подразделение птиц на
выводковых и гнездовых. Объединение в три крупные группы: бескилевые,
плавающие - пингвины и килегрудые.

Тема 11.15. Млекопитающие, или

Содержание учебного материала

звери.

Высокоорганизованный класс позвоночных животных. Распространение по
земному шару. Деление на три подкласса: яйцекладущие, сумчатые,
плацентарные.

Самостоятельная работа
Солнечная система, строение и эволюция Вселенной (доклады, презентация).
Изучение условных обозначений (рисунка условных знаков, составление маршрута по плану местности),
составление плана местности. Работа по карте. Определение географических координатных точек на
различных часовых поясах.

2
3

Материки и океаны. Строение Земли (рефераты, презентация). Вулканы и землетрясения (рефераты,
презентация).
Полезные ископаемые своего края (фрагмент урока). Изучение коллекции полезных ископаемых основные
типы почв в Дагестане (сообщения).

5

Океаны, моря, заливы, проливы (проектная работа). Минеральные источники Дагестана (проектная работа,
презентация). Реки и их работа (доклады, схемы, презентация). Озера и болота. Круговорот воды в природе
(схемы, доклады, презентация)

7

Состав и строение атмосферы (презентация, рефераты).

2

Биосфера. Академик В.И.Вернадский о биосфере (сообщения). Великий круговорот жизни (фрагмент урока 3
класс).
Природные зоны России (презентация, подготовка проектов, практических заданий по данной теме для
начальной школы)
Строение клетки. Деление клетки. Повторить материал из курса «Анатомии»

2
2
2

Сезонные изменения в жизни животных и их причин (рефераты, презентация, сообщения учащихся).
Сезонные изменения в растительном мире и их причины (сообщения, презентация).

2

Составление биологической характеристики одного из растений своей местности.

2

2

Составление биологической характеристики одного из животных. Подобрать дополнительные сведения о
растениях и животных. Охрана редких животных России и своего края (доклады, сообщения).

3

4
Экологические проблемы России и Дагестана (сообщения). Вклад методистов в развитие методики
естествознания в начальной школе (рефераты).
Педагоги-ученые о целях экологического образования (сообщения учащихся). Теория развивающего обучения 2
Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов (сообщения, доклады)
Составление списка общих и единичных понятий (сообщения учащихся).

2

Ведение фенологических наблюдений и изготовление эскизов «Календаря природы» (заполнение календаря
природы).

2

Анализ статей экологического содержания. Использование их при подготовке рассказов и бесед на уроках
естествознания (сообщения учащихся).

2

Составление фрагмента урока, с использованием ИКТ.

1

Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков (по указанию учителя).

1
2

Участие студентов во внеклассных мероприятиях. Изучение опыта работы лучших учителей в методических
журналах «Начальная школа», «Классный руководитель», «Биология в школе», в методических пособиях.
Учебная практика
Виды работ: показательные уроки и фрагменты уроков.
- Наблюдение, анализ уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем
практики, учителями.
- Ведение учебной документации.
Производственная практика
Виды работ: пробные уроки.
-Планирование проведение уроков по окружающему миру в начальных классах.

36

- Наблюдение, анализ, самоанализ уроков.
- Диагностика и оценка учебных достижений младших школьников.
- Знакомство с организацией, содержанием и методикой проведения уроков по программам НОО в первые
дни обучения в школе, с организацией учебной деятельности детей, с методами, приемами формирования
отношений «учитель - ученик».
- Ведение учебной документации.

36

№

Темы курсовых работ

1.

Внеклассная работа по естествознанию как средство повышения интереса младших школьников к предмету.
Экскурсия как форма активизации учебной деятельности по естествознанию в начальной школе.

2.
3.

Использование игр и игровых приемов на уроках окружающего мира как средство повышения познавательного интереса
учащихся к уроку.

4.
5.
6.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира» разнообразными методами и приемами.
Роль активных методов и приемов обучения естествознанию в формировании самостоятельности и наблюдательности
младших школьников.

7.

Самостоятельные и практические работы по естествознанию как средство активизации интереса учащихся к предмету.
Роль комплексных экскурсий по естествознанию в развитии наблюдательности у младших школьников.

8.
9.

Организация познавательной деятельности школьников через систему наблюдений.
Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников.

10. Нетрадиционные формы обучения естествознанию как средство повышения познавательного интереса к предмету.

11. Моделирование на уроках окружающего мира как средство формирования УУД.
Использование современных педагогических технологий на уроках окружающего мира для развития познавательной и
творческой активности учащихся.
13. Роль наглядных пособий в формировании познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира.
12.

14. Моделирование на уроках окружающего мира как один из эффективных методов обучения.
15.
16.

Проблемное обучение на уроках окружающего мира как средство активизации мыслительной деятельности школьников.
Уроки окружающего мира как средство формирования экологических знаний, умений и навыков младших школьников.

17. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство повышения учебной мотивации школьников.
18.

Использование метода моделирования на уроках окружающего мира в развитии мыслительной деятельности учащихся.
19. Экологическое воспитание и образование в формировании системы научных и практических знаний.
20 Проектная деятельность в формировании экологической воспитанности младших школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».