ОГСЭ.02 Психология общения 2021г.

Министерство образования и науки РД
Г осу дарственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в
начальных классах»

»

#

ДЕРБЕНТ, 2021 Г.

УТВЕРЖДАЮ

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

Зам. директора по УР ГБПОУ
«Дербентский профессионально-

учебно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально­
педагогический колледж им. Г.Б.

ФИО

г.

Рабочая

программа

Федерального

учебной

государственного

дисциплины

разработана

образовательного

на

основе

стандартасреднего

профессиональногообразования (далее ФГОС СПО) 44.02.02 Преподавание в
начальных классах;
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022
учебный год.

Организация - разработчик: ГБПОУ «Дербентский

профессионально­

педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б.»
Разработчик: Зульфугарова Э.К., преподаватель высшей категории.
Рецензент: Алимурадова Р.А., директор прогимназии №15, Почетный
работник общего образования РФ.

Рекомендована

учебно-методическим

советом

профессионально-педагогический колледж им.

ГБПОУ
Г.Б.

«Дербентский

Казиахмедова» для

применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от________ '

2021г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУР А И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ*

10

*

♦

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1Л. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Программа учебной дисциплины может быть использована при проведении курсов
повышения квалификации учителей начальных классов.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
ОГСЭ.02ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 72часа, в том числе:
*
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 24 часа.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2Л. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы*
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)....виды работы
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов;
разработка презентаций;
подбор упражнений; тестов
конспектирование источников

72
48
0
8
24
6
6
8
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

*

#

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОГСЭ.02. «Психология общения»
Н аим енование
разделов и тем

С одерж ание учебного м атериала, л абораторн ы е и прак ти ческ ие работы , сам остоятельная работа
обуч аю щ и хся, курсовая работ (проект)

О бъем часов

У ровень
освоения

2

3

4

1
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

12
Тема 1.1.Н азначение
учебной
дисциплины
«П сихология
общ ения».

С одерж ание учебного материала

Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Понятие об общении в психологии. Роль общения в
профессиональной деятельности человека. Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные
понятия. Требования к изучаемой дисциплине.
Сущность педагогического общения. Функции и структура педагогического общения. Стили общения. Барьеры
общения и способы их преодоления.

2

12

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся.

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.

2

Раздел 2. П сихология общ ения
25
Тема 2.1. О бщ ение основа
ч еловеческого
бы тия.

С одерж ание учебного м атериала
1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

2.
3.

2

3

Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Единство общения и деятельности.

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Дайте характеристику диалогическому общению.
Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении.
С одерж ание учебного материала
1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе

2.

2

2

3

восприятия.
Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

П рактические занятия
Тем а 2.2. О бщ ение
как восприятие
лю дьм и д р уг друга

Самодиагностика по теме «Общение». «Ваши эмпатические способности».
Самоанализ результатов тестирования.
Эссе на тему «Имидж личности учителя начальных классов»

(перцептивная

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

сторона общ ения)

Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.
Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы можете встретиться в своей
профессиональной деятельности.

2

3

'

6
*

С одерж ание учебного м атериала
Тем а 2,З.О бщ ение
как взаим одействие
(интерактивная
сторона общ ения)

СТипы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия. Ориентация на понимание и
ориентация на контроль.
2.Взаимодействие как организация совместной деятельности

4

3

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?
Написание конспекта «Стратегии и тактики взаимодействия»
Разработайте сценарии взаимодействия и определите их роль в межличностном общении.

3
‘ <

С одерж ание учебного м атериала

1.
2.
3.
Тема 2.4. О бщ ение
как обмен
инф орм ацией
(ком м уникативная
сторона общ ения)

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.
Невербальная коммуникация.
Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность
как средство повышения эффективности общения.

4

3

П рактическое занятие

Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения;
развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения.

2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Почему по речи судят об общей культуре человека?
Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь»
Рассмотрите особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.

4

С одерж ание учебного м атериала

1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация
3. Правила и психологические приемы убеждения.
4. Письменная коммуникация: свойства и функции.
5. Культура деловой переписки.
Тем а 2.5.Ф орм ы
делового общ ения и
их характеристики.

5

2

П рактическое занятие

Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного
выступления, на умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр

2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.
Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.),
задаваемых в ходе беседы.
Определите значение аргументов дйя принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы
определяет ее успешность. Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут). Какую роль самопрезентация
играет при организации публичного выступления?

4

7

Раздел 3. К онф ликты и способы их предупреж дения и разреш ения
9
С одерж ание учебного м атериала

Тема 3.1.
К онф ликт: его
сущ ность и
основны е
характеристики

.Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов
Виды конфликтов. Источники и причины конфликтов. Методы управления конфликтами.

5

2

П рактическое занятие
2

Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса.
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
«Компромисс: за и против»
С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых
рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.
Причины конфликтов между учителем, учащимися и родителями.

4

С одерж ание учебного м атериала
Тема 3.2.
Э м оциональное
реагирование в
конф ликтах и
сам орегуляция

1.
2.

2

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

3

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение
приходит на смену конфликтам»

1

Раздел 4. Э тич еские ф орм ы общ ения
2
С одерж ание учебного м атериала
1 . Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа
Тем а 4.1.
О бщ и е сведения об
этической культуре

2.

эффективного общения.
Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых
отношений. Особенности служебного этикета. Этикет телефонного разговора.

2

2

2

С ам остоятельная работа обучаю щ ихся

Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.
1

Д иф ф еренцированны й зачёт
Всего:

48

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплекты столов и стульев по числу студентов,
таблицы. Технические средства обучения: компьютеры, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.- М., 2012.
2. Панфилова А.П. Психология общения. - М. «Академия»,2016.
3. Пашкова А.В. Практикум по психологии общения. Упражнения и задачи. - М. 2008.
4. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения,- М., 2012.
Дополнительные источники
1. Андреева Г.Н. Социальная психология - М., Академия, 2001
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений.- М., Просвещение, 1998.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М., Астрель, 2006.
4. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.,
Просвещение, 1997.
5. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., ЭНРОФ, 1995.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., Просвещение, 1988.
7. Немов Р.С. Психология. Кн.1.- М., ВЛАДОС, 1999.
8. Общая психология. Курс лекций. /Составитель Рогов К.И.- М., ВЛАДОС, 1999.
9. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. - М.,
Ось-89, 1989.
10. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. - Волгоград,
«Учитель»,2015.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, ЭКСМО-ПРЕСС, 1992.
12. Психология. Под ред. Сосновского Б.А. -М ., Юрайт, 2005.
13. Столяренко Л.Д. .Столяренко В.Е. Психология. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
Интернет-ресурсы
1. Полат Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс
дистанционного
обучения
для
учителей.
Форма
доступа:
http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
2. fictionbook.ru/author/evgeniyi_pavlovich_ilin/psih...
3. ref.by/refs/68/39765/l.html
4. www.soft.mail.ru/program page.php?grp=80473
5. nkozlov.ru/library/psychology/d255 l/?resultpage
6. revolution.allbest.ru/psychology/00158468_0.html

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь
-применять
техники
и
приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Дифференцированный зачет.
- устный опрос,
- письменное тестирование;
- контрольные работы;
- домашнее задание творческого характера;
- практические занятия.

знать
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способ!
разрешения конфликтов

*

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».