ОП.10 Основы медицинских знаний 2021г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП 10 Основы медицинских знаний
код и наименование дисциплины по ФГОС

Квалификация «Учи гель начальных классов»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

*

1

УТВЕРЖДАЮ:
рра по учебной работе
Махмудова Н. Г.
/
2021 г.

Рабочая программа учебной дис П п.'тад^^о«.):^^И<рмедицинских знании»
разработана на основе: Федерального То^^^ЁЙгЙенного образовательною
стандарта (далее - ФГОС) по специальности, 44.02.02. Преподавание в
начальных классах, рабочего учебного плана образовательного учреждения
на 2021/2022 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное
учреждение
«Дербентский
профессионально­
педагогический колледж» им Г. Б. Казиахмедова.
1

Разработчики: Рабаданова Х.К.
Рамазанова С.А.

1

преподаватель первой категории

Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г.Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.
Закл юч е ние нау но- метод ичес ко го совета
1 1

№

оз

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНБ1
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРО! РАМ МЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 10 «Основы медицинских
знаний» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02. Преподавание
в начальных классах. Рабочая программа учебной дисциплины может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной
подготовке работников в области педагогики и образования при наличии
среднего (полного) образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
общеобразовательная
дисциплина
ггрофес с ионал ьно го цикл а.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель: формирование у студентов целостного представления о здоровье
человека и его нарушениях, характерных для детского и подросткового
возраста
Задачи:
1. 1[ознакомить обучающихся с биологическими и социальными
аспектами здорового образа жизни.
2. Сформировать представление о наиболее распространенных детских
болезнях и их профилактике.
3. 1(ознакомить обучающихся с причинами детского травматизма, мерами
профилактики и основными принципами оказания первой медицинской
помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Формировать навыки здорового образа жизни у школьников.
1(рименять полученные знания по основам здорового образа жизни при
организации учебно-воспитательной работы.
2. Применять знания по оказанию первой медицинской помощи при
травмах и несчастных случаях. Проводить работу но предупреждению
детского травматизма.
3. Распознавать первые признаки инфекционных и неинфекционных
заболеваний у детей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Факторы, влияющие на здоровье человека; основные составляющие
здорового образа жизни, их формирование у школьника.
2. Здоровьесберегающие
технологии
в
общеобразовательных
\ прежде ниях.
3. Особенности детского травматизма и его профилактику. Правила
оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях.
4. 11аиболее распространенные детские болезни их профилактику.

13 системе ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах дисциплина «Основы медицинских знаний» обеспечивает
формирование следующих компетенций:
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ДНК 1
Развивать способность к обобщению, анализу, восприятию
информации.
ДНК 2
Планировать и проводить мероприятия, направленные на
укрепление здоровья детей и подростков.
Д11К.З
Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием
здоровья детей, своевременно информировать медицинского
работника об изменениях его самочувствия.
Д1IK 4
Организовывать и проводить мероприятия, направленные на
формирование здорового образа жизни у школьников.
Д11К 5
11роводигь работу по предупреждению детского травматизма.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной наг рузки 90 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,
- самостоятельной работы 30 часов

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
гграк тичее кие занята я
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе: самостоятельная работа по подготовке и
заслушиванию рефератов, докладов, сообщений; подготовка
проектных работ, презентаций, схем.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

К о л -во
ч а со в

90
60
10
30

6
Наименование
разделов и тем
1

2.2 ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа, (проект)
: (если предусмотрены)
О

Раздел Г Теоретические основы здорового образа жизни
Здоровье и
С одержа ни е учебного матери ала
факторы его
1 ! Понятие «Здоровье». Факторы, влияющие на здоровье. Основные факторы риска в школьном
определяющие.
j возрасте. Критерии оценки состояния здоровья детей. Группы здоровья детей.
Здоровый обрат
2 j Понятие «Здоровый образ жизни», его составляющие. Роль школы в формировании здорового
жизни
j образа жизни. Здоровьесберегающие технологии общеобразовательных учреждений.
Практические занятия:
Планирование мероприятий, направленных на оздоровление детей в условиях общеобразовательного
учреждения
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Закаливание. Роль закаливания в укреплении здоровья (доклады, рефераты)
2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях (презентация)
Раздел 2. Наиболее распространенные детские болезни и их профилакт ика
Неинфекционные О щержание учебного материала
заболевания у
1 Болезни органов дыхания. Ангина. Хронический тонзиллит. Бронхит, бронхиальная астма.
1 детей, их
Пневмония. Болезни органов пищеварения. Пищевые отравления. Первая помощь при пищевых
профилактика.
отравлениях. Гельминтозы. Заболевания эндокринной системы у детей младшего школьного
Этиология.
возраста. Сахарный диабет. Зоб. Болезни почек и мочевыводящих путей. Пиелонефрит, цистит.
симптомы и
Энурез. Причины энуреза. Болезни крови и кроветворных органов. Анемия. Болезни органов слуха и
профилактика.
зрения. Отит. Конъюнктивит и блефарит. Нарушение опорно-двигательного аппарата.
Плоскостопие. Нарушение осанки. Понятие об аллергических реакциях. Авитаминоз у детей
младшего школьного возраста. Кожные заболевания. Чесотка. Лишаи.
...
Практические занятия:
Первая помощь при пищевых отравлениях.
Первая помощь при аллергических реакциях
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (доклады, рефераты)
2. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения (доклады, рефераты, схемы)
3. Детское ожирение (сообщения)

... .....
Объем
часов
п
л

Уровень
усвоения
4

22

->

2

]8

7
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Инфекционные
j заболевания и их
профилактика.
Этиология,
симптомы и
профилактика

Детский
травматизм и его
профилактика

Анагомо-физиологические особенности выделительной системы (доклады, рефераты, схемы)
Иммунитет. Профилактические прививки (доклады, рефераты, схемы)
Анатомо-физиологические особенности органов слуха и зрения (доклады, рефераты, схемы)
Подготовка памятки для родителей «Профилактика нарушений зрения у детей»
Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательно] о аппарата (доклады, рефераты)
Витамины, их физиологическое значение (доклады, рефераты, схемы)
Раздел 3. Детские инфекционные заболевания и их профилактика 15
Содержание \ чебного материала
1 Жизнедеятельность микроорганизмов в природе. Пути передачи. Причины возникновения
инфекционных заболеваний, их классификация. Характеристика инфекционных заболеваний, их
профилактика
2 ОРВИ. Корь. Ветряная оспа. Эпидемический паротит. Красн\ха. Туберкулез. Коклюш. Кишечные
инфекции у детей. Дизентерия. Вирусный гепатит.
Практические занятия:
Профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний в
общеобразовательных учреждениях
Самостоятельная работа обучающихся:
Стрептококковые и стафилококковые инфекции (доклады, рефераты, схемы)
Раздел 4. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики. Первая помощь.
Содержание учебног о материала
1 Общее понятие о травмах. Причины детского травматизма. Школьный травматизм. Основные
принципы оказания первой помощи. Понятие асептике и антисептике. Универсальная медицинская
аптечка.
2 ; Ушибы. Нарушения связочного аппарата. Сотрясение мозга. Вывихи и переломы. Применение
холода и тепла при травмах. Ожоги. Виды кровотечения. Раны. Бинтовые повязки. Первая помощь
при ранах.
Практические занятия:
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, переломах.
Первая помощь при термических ожогах.
Первая помощь при кровотечениях
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Инородные тела носа, уха, глотки (презентация)
2. Подготовка электронной презентации «Профилактика инфекционных заболеваний»
3. Переохлаждение. Первая помощь при охлаждениях (сообщения)

___

13
э

2

2

12
з

\

j

5

6

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Анатомия и физиология человека»
Учебно-методический комплекс по дисциплине.
Оборудование учебного кабинета: муляжи, планшеты, атласы, таблицы
Оборудование учебного кабинета:
- технические средства обучения: компьютер, Интернет, мультимедиа,
система для показа презентаций;
- учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы);
- комплек учебно-методических документаций;
- посадочные места по количеству обучающихся, доска классная, рабочий
стол и стул для преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.
Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
[Электронный ресурс]: учеб.пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А.
Суботялов. - Электрон.данн. - Новосибирск: Изд-во Сибирск. Университета,
2010 -224 с.
2.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный
ресурс]: учебное пособ. / авт.-сост. Р.А. Цыплакова, 2009 —68 Эл.опт. диск
(DVD-ROM)
3.
1онкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие
для учащихся пед.училищ по спец. Преподавание в начальных классах. Под
ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. 2-е изд. Дораб. М.: Просвещение 1986.
4.
Даудова Р.Д., Рабаданова 11.М. Основы медицинских знаний.
Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала 2013
Дополнительные неiочники:
Артюнмна, 1.11. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и
образ жизни [Текст]: учеб, пособие /1.11. Артюнина, С. А. Игнатькова. М.:
Академ. 11роект, 2004 - 560 с.
6.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный
ресурс]: метод, реком. для самостоят. работы студентов пед. специальностей
вузов / авт.~ сося. 11. В. Гимушкина, 2007 - 28 Эл. опт. диск (DVD-ROM).
7.
Основы первой медицинской помощи [Текст]: учеб, пособие / В. В.
Трушкин, Н. 11. Гарликов, В. М. Двуреченская. М.: Издательство: МарТ ИКЦ,
2005 - 320 с.
8.
Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни |Электронный ресурс]: учебное
пособие / Пискунов В. А. - Москва: Прометей, Московский педагогический
государственный университет, 2012 - 86 с.
Ин горне г-ресурсы
Естественно-научный образовательный портал (Электронный ресурс]
Режим доступа: http://en.edu.ru.
'1

9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Возрастная
анатомия, физиология и гигиена» осуществляется преподавателем в процессе
практических занятий, тестирования и выполнения заданий, проектов.
и
методы
Результаты обучения (освоенные умения, формы
усвоенные знания)
контроля
и
оценок
резул ы атов обучен ия
Уметь:
Формировать навыки здорового образа
оценка
результатов
жизни
у
школьников.
Применять выполнения практических
полученные знания по основам здорового работ.
образа жизни при организации учебно- - устный и письменный
воспитательной рабогы.
опрос
Распознавать
первые
признаки
оценка
результатов
инфекционных
и
неинфекционных выполнения практических
заболеваний у детей.
работ.
- тестовый контроль.
Применять знания но оказанию первой
оценка
результатов
медицинской помощи при травмах и выполнения практических
несчастных случаях. Проводить работу по работ.
предупреждению детского травматизма.
- тестовый контроль.
Знать:
Факторы, влияющие на здоровье человека.
оценка разработанной
Основные составляющие здорового образа памятки
жизни, их формирование у школьников.
- устный опрос
Здоровьесберегающие
технологии
в - оценка защиты реферата
общеобразовател ьн ых у чрежден иях.
- устный опрос
I !аиболее распространенные детские болезни - тестовый контроль
и их профилактику
- оценка защиты реферата
оценка разработанной
памятки
Особенности детского травматизма и его
защита
электронной
профилактику. Правила оказания первой презентации
помощи при травмах и несчастных случаях.
- оценка защиты реферата
оценка разработанной
намят ки

10

Примерные вопросы дли контроля и самоконтроля
1.
11онятие о дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни».
2.
11оиятие «здоровье» и «здоровый образ жизни», факторы здоровья.
3.
Группы здоровья и их значение в комплексном наблюдении детей
школьного возраста.
4.
11онятис об инфекционном процессе, его периоды.
5.
11рофилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.
6.
Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний.
7.
Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
8.
Отек легких: проявления, неотложная помощь.
9.
1Опадание инородных тел в дыхательные пути: проявления,
неотложная помощь.
10. Лихорадки, острые респираторные инфекции, пневмония: проявления,
неотложная помощь.
11. Анафилактический шок: причины, проявления, неотложная помощь.
12. Острая боль в животе: причины, неотложная помощь.
13. ЖК кровотечение: причины, проявления, неотложная помощь.
14. Острые отравления: причины, проявления, неотложная помощь.
15.
11срвая помощь при солнечном и тепловом ударе.
16. Оказание первой помощи при отморожениях и общем замерзании.
17. Оказание первой помощи при термических ожогах.
18. 11онятие о травмах. Травматический шок: стадии, первая помощь.
19. 11онятие об открытых повреждениях. Оказания первой помощи.
20. Кровотечения: виды, способы временной остановки.
21. Ушибы, вывихи, растяжения: признаки и оказание первой помощи.
22. 11ереломы костей. Особеннос ти переломов у де тей. Оказание помощи.
23. Травмы черепа, позвоночника и костей таза. Оказание первой помощи •
24. ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Медико­
гигиенические аспекты ЗОЖ.
25. Совместная деятельность школы и семьи в сохранении здоровья детей.
Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике
заболеваний.
26. Роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении
здоровья детей. Их вклад в сохранение здоровья детей. 11ормативно-правовая
база охраны здоровья населения.
27. Воздушно-капельные инфекции: клинические признаки, меры
профилактики.
28. Кишечные инфекции: клинические признаки, меры профилактики.
29. Социально-значимые инфекционные заболевания: туберкулез.
Признаки, меры профилактики.
30. Глистные инвазии: принципы диагностики, профилактики.
31. 11равила наложения повязок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».