Министерство образования, науки и молодежной политики РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ.01 «Преподавание по образовательным программам начального общего
образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»,
МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Код и наименование специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном
образовании
входящей в состав УГС 44.00.00 «Образование и педагогика»
код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника: Учитель начальных классов и учитель начальных
классов компенсирующего и коррекционно - развивающего образования
Дербент 2021 г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Преподавание по образовательным
программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования», МДК.01.03. Детская литература с
практикумом по выразительному чтению разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.05. «Коррекционная
педагогика в начальном образовании», входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00. «Образование и педагогические науки»;
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021 /2022 учебный год.
Организация-разработчик: ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический
колледж имени Г.Б. Казиахмедова »
Разработчики:
Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы Дербентского
профессионально-педагогического колледжа имени Г.Б. Казиахмедова, Почетный работник
образования и воспитания РФ, Отличник образования РД, преподаватель высшей категории.
Рецензент: Эмирова А.С., директор МБОУ "СОШ №16 имени М. Казим- Бека", Отличник
народного образования РД.
Рекомендована научно – методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессионально –
педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова».
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Лабораторных
и практических
занятий
1
2
3
4
5
6
ОК 1 - 11
ПК 1.1 - 1.5, 4.1
– 4.5
МДК.01.01. Теоретические основы организации
обучения в начальных классах
МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания
МДК.01.03. Детская литература с практикумом по
выразительному чтению
МДК.01.04. Теоретические основы начального курса
математики с методикой преподавания
МДК 01.05. Естествознание с методикой
преподавания
МДК.01.06. Обществознание с методикой
преподавания
МДК.01.07. Методика обучения технологии с
практикумом
МДК 01.08. Теория и методика физического
воспитания с практикумом
Производственная практика (по профилю
специальности), часов
Промежуточная аттестация
Всего:
188
90
60
32
Практики
Курсовых работ
(проектов)
Самостоятельная
работа1
Промежуточная
аттестация
Производственная
Всего,
час.
Обучение по МДК
В том числе
7
8
9
10
11
-
6
18
72
Учебная
Наименования разделов профессионального модуля
Теоретических и
лекционных занятий
Коды
профессиональных
и общих
компетенций
В т.ч. в форме
практической. подготовки
Объем профессионального модуля, ак. час.
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального
общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарны
х курсов (МДК)
Содержание,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Детская
литература как
учебный предмет
Содержание материала:
Тема 1.2. Устное
народное
творчество и его
роль в
формировании
личности ребенка
Содержание материала:
Тема 1.3. Русская
народная сказка
Содержание материала:
Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практическо
й
подготовки,
акад. ч
3
92/32
9/5
Уровень
освоения
1
1-2
1
2
2
2
1.Детская литература. Детское чтение. Детская книга. Основные функции детской
литературы. История развития детской литературы в России.
Понятие о фольклоре. Малые фольклорные жанры.
Сказка как фольклорный жанр. Классификация сказок. Образная система.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
5
1. Практическое занятие 1. Детский фольклор. Творческое представление малых
жанров фольклора. Анализ форм и содержания произведений детского
фольклора в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ.
2. Практическое занятие 2. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе сопоставления сказок различных видов и анализа в их
единства форм и содержания в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием
и ОВЗ».
3. Практическое занятие 3. Фольклор народов мира. Идейная и тематическая
близость сказок разных народов. Национальный колорит.
Раздел 2. Возникновение и развитие детской литературы
Содержание материала:
Тема 2.1. Детская
Первые книги для детей15-17 вв. Развитие детской литературы в 18 в.
литература 15-18
вв.
Раздел 3. Детская литература первой половины 19 века
Тема 3.1.Тенденции
развития
литературы для
детей начала 19 в.
Тема 3.2.
Литературная
романтическая
сказка XIX века.
Развитие авторской
сказки
3
2
15/4
Содержание материала:
Общая характеристика литературы для детей начала 19 в.
2
Содержание материала:
1
В.А. Жуковский. Стихи и сказки В.А. Жуковского для детей, воплощение в них
взглядов поэта на детскую литературу.
2
Стихи А.С. Пушкина, отрывки из поэм, «Евгения Онегина», вошедшие в
детское чтение.
3
Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения
4
Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
9
2
5
Сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке» как первый
опыт создания научно-познавательных произведений для детей.
Сказки В.И. Даля. Стилевое единство художественного текста сказки.
Стилизация народной сказки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
6
2
2
2
2
2
1
1
1
4
3
5
1. Практическое занятие 4. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Эпическая
картина России, образы героев, особенности поэтики и языка «КонькаГорбунка», фольклорное начало в сказке.
2. Практическое занятие 5. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе сопоставления сказок различных видов и анализа в
их единства форм и содержания в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным
развитием и ОВЗ».
Раздел 4. Детская литература второй половины 19 века
Содержание материала:
Тема 4.1. Тенденции 1
Общая характеристика литературы для детей второй половины 19 в.
развития
2
Стихи Н.А. Некрасова о детях и для детей. Пейзажная лирика.
литературы для
3
Писательская деятельность К.Д. Ушинского. Принципы, положенные в основу
детей начала 19
учебных книг «Детский мир» и «Родное слово». Многообразие тематики
века
произведений Ушинского. Рассказы, сказки.
Тема 4.2. Детская
Содержание материала:
литература второй
Тематическое и жанровое разнообразие произведений Л.Н. Толстого.
половины 19 века.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие 6. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе сопоставительного анализа нравственно-этических
рассказов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 7. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе сопоставительного анализа тематически близких
стихотворений различных авторов Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.А. Фета,
И.З. Сурикова, А.Н. Плещеева, А.К. Толстого в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
Раздел 5. Детская литература в конце 19 - начале 20 вв.
Тема 5.1. Проза и
поэзия
Содержание материала:
1.
10/4
1
2
1
2
2
2
4
3
7/4
3
2
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница».
6
рубежа XIX-XX
веков в круге
детского чтения.
2.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы о детях и для детей. «Аленушкины сказки»
3.
А.П. Чехов Рассказы о детях. Рассказы о животных.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
4
3
30/9
2
2
2
2
2
2
1. Практическое занятие 8. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе выявления основных видов художественных
образов детей в произведениях русской литературы (тема сиротства, образы
детей-тружеников, образы животных, человек и природа) Д.Н. МаминаСибиряка, А.П. Чехова, А.С. Серафимовича, А.И. Куприна, Л.А. Чарской,
А.И. Свирского в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 9. Тема детства, тема природы в стихах А.А. Блока,
С.А.
Есенина,
И.А.
Бунина.
Литературно-художественный
и
исполнительский анализ стихотворений. Тема родной природы в
стихотворениях поэтов. Обучение выразительному чтению.
Тема 6. Детская литература 20 века
Тема 6.1. Основные Содержание материала:
тенденции развития
детской литературы 1. Особенности развития литературы в 20-30-е годы.
2. Традиции и новаторство поэзии В.В. Маяковского, Д.И. Хармса, А.И, Введенского
в 20-30 -е годы
и др. для детей.
Тема 6.2.
Содержание материала:
Характеристика
Статьи М. Горького о детской литературе. Рассказы о детях и для детей. Сказки.
деятельности М.
Горького в области
теории и практики
детской литературы
Содержание материала:
Тема 6.3.
Характеристика
1 Жизненный и творческий путь К.И. Чуковского. Книга «От двух до пяти».
деятельности К.И.
Веселые сказки в стихах. Стихи, переводы.
Чуковского в
области теории и
2 А.П. Гайдар – боец, писатель, гражданин. Круг тем, идей, образов в коротких
практики детской
рассказах А.П.Гайдара. Выразительное чтение, исполнительский анализ.
литературы
1
7
Тема 6.4.
Жизненный и
творческий путь
Б.С. Житкова
Содержание материала
Тема 6.5.
Характеристика
деятельности С.Я.
Маршака в области
теории и практики
детской литературы
Содержание материала:
2
2
2
2
Сведения из жизни. Общая характеристика произведений Б.С. Житкова в круге
детского чтения. Энциклопедичность знаний и богатый жизненный опыт Б. Житкова,
отраженный в его произведениях. Нравственный подтекст рассказов.
Сведения из жизни С.Я. Маршака. Статьи о детской литературе. Тематическое и
жанровое разнообразие произведений С.Я. Маршака.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
1. Практическое занятие 10. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе выявления фольклорных традиций и авторской
самобытности в произведениях С.Я. Маршака в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
Тема 6.6.
Реалистическая
поэзия для детей.
Тема 6.7.
Литературная
сказка
Содержание:
1. Сочетание лиризма и публицистичности в стихах А.Л. Барто.
2. Тематическое и жанровое разнообразие поэзии С.В. Михалкова.
3. Мир детства в поэзии Е.А. Благининой, И.П. Токмаковой, Б.В. Заходера, Г.В.
Сапгира, В. Берестова, Я.Л. Акима, Р.С. Сефа и др.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
1
2
1
1
Практическое занятие 11. «Постановка учебных задач и организация их выполнения в
процессе сопоставительного анализа сатирико-юмористических произведений С.В.
Михалкова, А.Л. Барто в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
Содержание:
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
Практическое занятие 12. «Постановка учебных задач и организация их выполнения в
процессе исследования авторских сказок А.Н. Толстого, В.П. Катаева, Ю.К. Олеши,
8
П.П. Бажова, А. М. Волкова и др. в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
Тема 6.8.
Художественнопознавательная
литература
Содержание:
1. Человек и природа в произведениях М.М. Пришвина.
2. Е.И. Чарушин – писатель и художник.
3. Тематическое и жанровое разнообразие произведений В.В. Бианки.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 13. «Постановка учебных задач и организация их выполнения в
процессе установления межпредметных связей в произведениях русских классиков о
природе 60-80-х годов» (Н.Сладков, Н.Павлова, Г.Снегирев, С.Сахарнов,
Г.
Скребицкий, И. Акимушкин) и др. в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
Тема 6.9.
Содержание:
Юмористическая
1. Рассказы Н.Н. Носова. Цикл сказок о Незнайке.
литература
2. «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского.
3. Стихи и проза Э.Н. Успенского.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 14. «Постановка учебных задач и организация их выполнения в
процессе сопоставительного анализа рассказов Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся
начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
Раздел 7. Современная литература
Тема 7.1.
Содержание материала:
Современная
Веселые стихи Тима Собакина, Г.Остера, Г.Кружкова и др. Рассказы и сказки К.
поэзия и проза для Драгунской, М. Москвиной, И. и Л. Тюхтяевых и др. Выразительное чтение,
детей.
исполнительский анализ.
Тема 8. Зарубежная детская литература
Тема 8.1.
Содержание:
1
Сказки Ш. Перро: приметы времени, мораль в сказках.
Произведения
2-3
1
1
1
2
2-3
1
1
1
2
1/0
1
2
11/1
2
2-3
9
2
зарубежных
авторов, вошедшие
3
в «золотой фонд»
детской литературы 4
Сказки для детей Г.Х. Андерсена, Д.Ч. Харриса.
Произведения Д. Дефо и Д.Свифта, вошедшие в круг детского чтения.
Произведения Р.Э. Распэ, вошедшие в круг детского чтения
2
1
1
5
Сказки для детей Я.и В. Гримм
2
6
Книги Р.Дж. Киплинга, А.А. Милна, Э. Сеттона-Томпсона, А. Линдгрен,
Д.Родари, С. Легерлеф в детском чтении.
2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1
1. Практическое занятие 15. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе сопоставительного анализа сказок Ш.Перро «Мальчик-спальчик», «Золушка», «Красная шапочка» с одноименными сказками братьев
Гримм в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
Раздел 9. Практикум по выразительному чтению
Тема 9.1.
Содержание:
Теоретические
основы работы над Особенности работы над интонационной выразительностью речи с учащимися в
выразительностью. классах коррекционного обучения. Техника речи.
Тема 9.2.
Интонация
7/5
1
Содержание:
Средства интонационной выразительности устной речи.
1
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
4
1. Практическое занятие 16. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в
процессе
выполнения упражнения по технике речи и
интонационной выразительности и разметки текста в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 17. «Постановка учебных задач и организация их
2
2
1
1
10
выполнения в процессе исполнения литературных произведений различных
жанров с учетом их специфики в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
3. Практическое занятие 18.
«Постановка учебных задач и организация их
выполнения в
процессе
инсценирования в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ»
ПП.01 Производственная практика «Пробные уроки» раздела № 3. Детская литература с практикумом.
2
Виды работ:
1. Осуществление профессиональной деятельности по преподаванию детской литературы в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в
соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Планирование различных типов учебных занятий по детской литературе в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
выбор основных методов и приемов работы учащихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на учебном занятии по детской литературе;
подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения учебного занятия по детской
литературе ;
расчет времени для каждого этапа учебного занятия по детской литературе;
разработка технологической карты учебного занятия по детской литературе .
3. Проведение различных типов учебных занятий по детской литературе в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4. Преподавание по детской литературе е с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ.
5. Формирование мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ на учебных занятиях
по детской литературе.
6. Организация учебного процесса по детской литературе в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника.
7. Формирование УУД в процессе преподавания детской литературы в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
11
8. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ
в процессе преподавания детской литературы.
9. Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ к
учителю (студенту) в процессе преподавания детской литературы и распознавание за ними серьезных
личных проблем.
10. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих результатов освоения
образовательной программы обучающимися с сохранным развитием и ОВЗ на учебных занятиях по
детской литературе.
11. Осуществление объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся с сохранным
развитием и ОВЗ на основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей,
неравномерности индивидуального психического развития на учебных занятиях по детской литературе.
12. Систематический анализ эффективности учебных занятий по детской литературе и подходов к обучению в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
интерпретация результатов оценки учебного занятия методистом и учителем;
осуществление рефлексии.
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация МДК 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» требует
наличия учебного кабинета детской литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (схемы, таблицы и др.)
-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
-методические рекомендации к практическим работам.
Технические средства обучения: аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
Для преподавателей:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.– М.: Академия, 2009.– 472с.
2. Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература. / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А.
Николаева, Т.А. Чеснокова. – М.: Академия, 2000 – 304 с.
3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М.: Академия,
2004 – 320 с.
4. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред.
Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004 – 551 с.
5. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Е. О.
Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
6. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф.образования / под ред. Т. В. Рыжковой. – М.: «Академия», 2014
7. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. – М.:
Просвещение, 1987 – 447 с.
8. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2-х ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.
Чернявской. – М., 1989
9. .Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987 г.
10. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.
11. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.:
ВЛАДОС, 2002 – 176 с.
12. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В.
Терновского. – М., 1997
Для студентов:
1. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О.
Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия»,2014.
2. Джежелей О.В. Чтение и литература 1-4 кл. – М.: Дрофа, 2005
3. Корф О.Б., Детям о писателях, Х1Х век.- М.: «Стрелец», 2006
4.
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе. - М., 2008
5. Меркин С.Г., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Программа курса литературного чтения для 1-4
классов. – М.: «Русское слово», 2009
6. Михеева Т.Б., Печкурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах. - М.: «Русское слово»,
2008 г.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа. - М.: Просвещение, 2010
8. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.: «Вентана
Граф», 2007
9. Якимов И.Я., Творческое чтение. - М.: «Русское слово», 2009
Дополнительные источники:
1. Александров Вл. Сквозь призму детства: О советской многонациональной литературе 7080-х годов для школьников и младших школьников. – М., 1988
2. Алексеева М. Советские детские журналы 20-х годов / Под ред. проф. А.В. Западова. – М.,
1982
3. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983
4. Бегак Б.А. Правда сказки: Беседы о сказках русских советских писателей. – М., 1989.
5. Бегак Б.А. Тропинками тайны: Приключенческая литература и дети. – М., 1985.
6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой. –
М., 1992
7. Николаева С.А. Дети и война. – М., 1991
8. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987
14
9. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. "Всем лучшим во мне я обязан книгам". – М., 1990.
10. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. – СПб., 1997.
11. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов /
Сост. А.Ф. Белоусов. – М., 1998
12. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в советской литературе для детей. –
М., 1986
13. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. – М., 1990
14. Таратута Е. Драгоценные автографы. – М., 1986
15. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. – М., 1987
16. Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые. – М., 1989
17. Брауде Л.Ю. «Не хочу писать для взрослых!» Документальный очерк о жизни и творчестве
Астрид Линдгрен. – Л., 1987
18. Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И. Лозовская, З.С. Паперный, Е.Ц. Чуковская.
– М., 1983
19. Демурова Н.М. Что читать детям. Спасательные книги: Что читать детям о трудных
ситуациях в жизни. – М., 1995
20. Дети и книга: Сборник научных трудов. – М., 1992
21. Жизнь и творчество Агнии Барто: Сборник. – М., 1989
22. Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник / Сост. С. Миримский. – М., 1985
23. Краснова Т. «В ладу со сказкой» (традиция фольклорной сказки в творчестве русских
писателей ХХ в.). – Иркутск, 1993
24. Литературная сказка. История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. –М., 1996,
1997
25. Мещерякова М.И. О школе – с тревогой и любовью. (Поиски и обретения современной
«школьной» прозы для детей и юношества). – М., 1993
26. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ
века: Проблемы поэтики: Монография. – М., 1997
27. Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов. – Вып. 1, 2 –
М., 1996
28. Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 3 – М., 1998
29. Михалева Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей и юношества: (60-80-е
гг.). – М., 1992
30. Михалева Т.И. Нравственный смысл труда в литературе для детей и юношества (60-80-е гг.).
– М., 1992
31. Мотяшов И.П. Избранное. – М., 1988
15
32. Мотяшов И.П. Радий Погодин. Очерк творчества. – М., 1983
33. Мотяшов И.П. Сергей Алексеев. Очерк творчества. – М., 1982
34. Народная и литературная сказка: Межвузовский сборник научных трудов. – Ишим, 1992
35. Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Пер. с англ. Г.А. Островской. – М., 1985
36. Петр Павлович Ершов – писатель и педагог: Тезисы докладов и сообщений. – Ишим, 1989
37. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х
годов. – Свердловск, 1990
38. Русская сказка: Межвузовский сборник научных и информативных трудов. – Ишим, 1995
39. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. – М., 1983
40. Старцев А. Марк Твен и Америка. – М., 1985
41. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной
литературой. – Ярославль, 1997
42. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов
традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995
43. Черненко Г.Т. Вечный Колумб. Биографический очерк о Б.С. Житкове. – Л., 1982
44. Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о К. Чуковском. – М., 1989
45. Чуковский К.И. Высокое искусство: О художественном переводе. – М., 1988
46. Эбин Ф.Е. Маяковский – детям: Очерки. – М., 1989
47. Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о С.Я. Маршаке. – М., 1988
48. Языкова Е.В. О творчестве Сергея Михалкова. – М., 1987
Интернет-ресурсы
ЭБС Юрайт (biblio-online.ru)
Cветловская Н. Н., Пиче-сол Т. С. Детская литература в современной начальной школе. 2-е изд.
Учеб. Пособие для СПО.- 2018
Минералова И. Г. Детская литература + Хрестоматия в ЭБС. Учебник и практикум для СПО - 2018
http://schools.keldysh.ru
http://school.edu.ru
http://www.n-shkola.ru
http://edu.ru
http://www.nachalka.com
http://pedsovet.su
http://www.zavuch.info
http://www.inter-pedagogika.ru
16
www . zankov . ru
BiblioГид: http :// bibliogid . ru
BiblioГид / Авторы: http :// bibliogid . ru / authors
Каталог детских ресурсов «Kinder.ru»: http :// kinder . ru
Детский портал: http :// kinds . rin . ru
Сказочные премии и их лауреаты: http :// fairytale . by . ru / Awards / premiums . htm
Библиотекарь.ru Детские писатели: http :// libririan . fio . ru / index . php & c =1787
Корней и Лидия Чуковские: http :// chukfamily . ru / index . html
17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
-
находить
и
литературу и
использовать
др.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
методическую Экспертная оценка результатов деятельности
источники
информации, обучающегося при выполнении и защите
необходимой для подготовки к урокам;
результатов практических работ, выполнении
- использовать основы теоретических знаний в домашних работ, презентаций, тестирования,
области
детской
литературы
в контрольной работы и других видов текущего
профессиональной деятельности;
контроля;
- анализировать и оценивать с эстетических и экспертная оценка портфолио, публичных
психолого-педагогических
позиций выступлений на семинарах, конференциях;
произведения детской литературы и фольклора;
экспертная оценка проведения уроков и
- отбирать произведения в соответствии с внеклассных мероприятий на практике.
возрастом детей и задачами работы;
-
проектировать
образовательной
различные
формы
деятельности
с
использованием литературных текстов;
-
выразительно читать произведения детской
литературы;
-
общаться с детьми на высоком уровне
языковой культуры;
- определять сверхзадачу чтения произведения
и перспективу развития действия;
- составлять речевую партитуру.
В результате изучения дисциплины студент
должен знать:
- классификацию жанров устного народного
творчества, детского фольклора и детской
литературы;
-
этапы
истории
детской
литературы
и
современные тенденции ее развития; специфику
детской литературы;
18
- содержание художественных произведений
детской литературы;
- основные теоретико-литературные понятия;
- творчество писателей-классиков русской и
переводной детской литературы;
- современные периодические издания для
детей и журналы;
- программы и учебно-методические комплекты
для начальной школы;
- воспитательные возможности урока в
начальной школе.
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 . Определять цели и
задачи, планировать уроки
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять
педагогический контроль,
оценивать процесс и
результаты
обучения.
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
- соблюдение
последовательности анализа
учебно-методических
комплектов;
- разработка учебнометодических материалов
(рабочих программ, учебнотематических планов) на
основе образовательных
стандартов начального общего
образования и примерных
программ с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся;
- подбор и использование
методической литературы и
других источников
информации, необходимых для
подготовки к урокам
- использование методов и
методики педагогического
контроля результатов учебной
деятельности, методику
составления педагогических
характеристик; основ
оценочной деятельности
учителя начальных классов,
критерии выставления оценок
- наблюдение за действиями на
практике;
- тестирование;
- экспертная оценка
выполнения тематических
практических работ
- наблюдение за действиями
на практике;
- тестирование
- наблюдение за действиями на
практике;
- тестирование;
- экспертная оценка плана;
-экспертная оценка результатов
собеседования
19
ПК 1.4. Анализировать уроки.
и виды учёта успеваемости
обучающихся
- осуществление самоанализа и
самоконтроля.
- анализ процесса и
результатов деятельности
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение по
программам начального
общего образования.
- подготовка презентаций,
отчётов, докладов, оформление
методической папки по
каждому разделу программы
ПК 4.1. Выбирать учебнометодический комплект,
разрабатывать учебнометодические материалы на
основе образовательного
стандарта и примерных
программ с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся
- соблюдение
последовательности анализа
учебно -методических
комплектов;
- разработка учебнометодических
материалов (рабочих
программ, учебнотематических планов) на
основе образовательных
стандартов начального общего
образования;
- наблюдение за действиями на
практике;
- тестирование;
-экспертная оценка портфолио,
публичных выступлений на
семинарах, конференциях
- экспертная оценка
определения способов
организации опытноэкспериментальной работы,
последовательности
планирования и
обоснованности выбора
методов и методик
педагогического исследования
и проектирования;
- экспертная оценка
результатов исследовательской
и проектной работы;
- наблюдение за действиями
на практике исследовательской
и проектной работы;
- наблюдение за действиями
на практике.
- наблюдение за действиями
на практике;
- тестирование;
- экспертная оценка
выполнения тематических
практических работ
- разработка примерных
программ начального общего
образования с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса и
отдельных обучающихся;
- определение целей и задач
обучения и воспитания
младших школьников;
- сравнение эффективности
20
применяемых методов
начального общего
образования в различных
системах обучения;
- обоснованный выбор
наиболее эффективных
образовательных технологий с
учетом вида образовательного
учреждения и особенностей
возраста обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете
- полнота и точность анализа
предметно-развивающую среду существующего состояния
предметно-развивающей среды
в кабинете;
ПК 4.3. Систематизировать и
оценивать педагогический
опыт образовательные
технологии в области
начального общего
образования на основе
изучения профессиональной
литературы, самоанализа и
анализа деятельности других
педагогов
-предложения по
усовершенствованию
состояния предметноразвивающей среды в кабинете
в соответствии с
педагогическими,
гигиеническими,
специальными требованиями
- полнота и точность анализа
существующего состояния
предметно-развивающей среды
в кабинете;
- предложения по
усовершенствованию
состояния предметноразвивающей среды в кабинете
в соответствии с
педагогическими,
гигиеническими,
специальными требованиями
ПК 4.4. Оформлять
педагогические разработки в
виде отчетов, рефератов,
выступлений
- подготовка презентаций,
отчетов, рефератов, докладов;
ПК
4.5.
Участвовать
в
исследовательской
и
проектной деятельности в
области
начального
образования
- предложение способов
организации опытноэкспериментальной работы в
сфере образования;
- наблюдение за действиями
на практике;
- тестирование
- наблюдение за действиями на
практике;
- тестирование;
- экспертная оценка плана;
- экспертная оценка
результатов собеседования
- наблюдение за действиями на
практике;
- тестирование;
- оформление индивидуального - экспертная оценка
портфолио педагогических
портфолио, публичных
достижений
выступлений на семинарах,
конференциях
-
- экспертная оценка
определения способов
организации опытноэкспериментальной
работы, последовательности
последовательное планирования и
21
планирование
исследовательской
и
проектной деятельности в
области начального общего
образования;
обоснованности выбора
методов и методик
педагогического исследования
и проектирования;
- экспертная оценка
- обоснованное использование результатов исследовательской
методов
и
методик и проектной работы;
педагогического исследования
и проектирования;
- наблюдение за действиями на
практике
- оформление результатов
исследовательской
и
проектной работы
22