Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Рабочая программа
по ОП 07. Современные образовательные технологии
для специальности
440205 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рассмотрен предметно – цикловой комиссией Протокол №1 от 28.08.21 года
Председатель ПЦК
Манаширова А.Д._______
Преподаватель Бабаева Г.А. _______
2021 год
1. В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности преподавание по
программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
ПК.1.1.
Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных
основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом
особенностей развития обучающихся.
ПК.1.2.
Планировать и проводить учебные занятия.
ПК.1.3.
Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение учебных предметов, курсов.
ПК.1.5.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного процесса и, оценку результатов обучения.
ПК.1.6.
Разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего образования, в том числе
оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов.
ПК.1.7.
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную
предметно-развивающую среду.
ОК.01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК.02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
ОК.03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК.09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКАУЧЕБНОЙ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО-4 по специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на всех
специальностях различных направлений
1.2. Место дисциплины
в структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: входит в блок общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в многообразии современных технологий, используемых вначальном
общем образовании
- применять элементы современных педагогических технологий на практике;
- критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания иобразования;
- давать сравнительную характеристику различным видам обучения, проектироватьмодели
развивающего обучения;
- прогнозировать
и
проектировать
педагогические
ситуации, решать
педагогические задачи;
должен знать:
-современные образовательные технологии, используемые в процессе обучения в школе;
должен владеть:
-навыками проектирования образовательной деятельности, обеспечивающих сотрудничество
обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развитие
творческих способностей на основе современных образовательных технологий;
- средствами диагностики уровня и динамики развития обучающихся.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:Объем
образовательной программы - 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
Вид учебной работы
Учитель начальных классов и
начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
Объем образовательной программы
48
в том числе:
теоретическое обучение
20
лабораторные работы
-
практические занятия
28
Промежуточная аттестация
Д/З
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наименован
ие разделов
и тем
1
Раздел 1.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Применение современных образовательных технологий
Объем часов
3
2
2
Тема 2.
Коммуникативные
образовательные
технологии
Тема 3.
Технологии
разноуровневого
обучения
Содержание учебного материала
1 Современное понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических
технологий.
Практические занятия.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Коммуникативные образовательные технологии как одно из условий эффективного
1 обучения учащихся начальной школы.
Практические занятия. Составление фрагмента урока с использованием коммуникативных
образовательных технологий.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Сущность и использование разноуровневых технологий в работе с детьми с ОВЗ
Практические занятия. Составление разноуровневых заданий для детей с ОВЗ
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Тема 4.
Информационные
технологии
обучения
Содержание учебного материала
1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках в начальной школе. Цели ИКТ и
концептуальные положения. Особенности содержания новых информационных технологий.
Практические занятия. Использование дидактических средств и интерактивного оборудования
на разных этапах уроков.
4
2
Тема 1. Сущность
педагогической
технологии
4
1
3
4
1
3
-
2
7
Тема 5.
Технология
проблемного
обучения
Тема 6.
Игровые
технологии
Тема 7.
Кейс-технологии
Тема 8.
Проектные
технологии
Тема 9
Здоровьесберегаю
щие технологии
Содержание учебного материала
Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся
1 начальной школы.
Сущность проблемного обучения. Дидактические основы проблемного обучения.
Структура.
Практические занятия. Использование элементов проблемного обучения на уроках
в начальной школе. Проблемная ситуация.
Содержание учебного материала
1 Игровые технологии. Цели и задачи применения технологии. Классификация.
Практические занятия.
Использование игровых технологий на разных этапах уроков в начальной школе.
Содержание учебного материала
1 Особенности применения кейс-технологий.
Практические занятия. Использование приёмов данной технологии на уроках в начальной
школе.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного предмета
1
Особенности метода проекта. Этапы работы над проектом. Типология проектов.
Практические занятия. Проектирование урока с использованием проектных технологий.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного предмета
Здоровьесберегающие технологии. Цели и задачи применения технологии.
1
Практическое занятие. Демонстрация фрагментов урока с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
4
2
2
4
2
2
4
1
3
4
2
2
4
2
2
-
8
Тема 10
Технология
обучение в
сотрудничестве
Тема 11
Коррекционно развивающие
технологии
Тема 12
Технологии
компенсирующего
обучения
Содержание учебного материала
1 Командная, групповая работа на уроках.
2 Ожидаемые результаты использования общеобразовательных технологий
Практические занятия. Демонстрация фрагментов уроков с использованием технологии
сотрудничества.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Сущность коррекционно- развивающих технологий. Ожидаемые результаты использования
коррекционно- развивающих технологий
2 Сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, пескотерапия, изотерапия, пластилинография
и др. направления
Практические занятия. Использование сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии,
пескотерапии, изотерапии, пластилинографии на уроках в начальной школе
Демонстрация фрагментов уроков с использованием коррекционно -развивающие технологий.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Сущность и содержание технологии компенсирующего обучения. Ожидаемые результаты
использования технологии.
Практические занятия. Демонстрация фрагментов уроков с использованием технологии
компенсирующего обучения.
Самостоятельная аудиторная работа обучающихся
Всего часов
Промежуточная аттестация в форме дифзачета
4
1
1
2
6
1
1
4
4
1
3
48
-
9
1.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы
Оборудование
предполагает наличие учебного кабинета педагогики.
учебного
кабинета
и
рабочих
мест
кабинета
педагогики
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска для мела;
медиатека;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине;
компьютер;
плазменная панель.
1.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Основные источники
1.Добротин, Д.Ю. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: Учеб. и практикум
для среднего профессионального образования. – Д.Ю. Добротин, под общей редакцией М.С.
Смирновой [Текст] – М.: Юрайт, 2020. 2.Миронов,
курса «Окружающий
А.В.
Технология
изучения
мир» в начальной школе. – А.В. Миронов [Текст] – М.:
Юрайт, 2020.
3.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н.
Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
165
с.
—
(Высшее
образование).
—
ISBN
978-5-534-06194-9.
—
URL
:
https://urait.ru/bcode/454163
4.
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и
практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой,
А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп.
—
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-534-06324-0. — URL :https://urait.ru/bcode/452318
5.
Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное
пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Высшее
10
образование). —
ISBN 978-5-534-08773-4. —
URL
:https://urait.ru/bcode/454028
6.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Л. Л.
Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт,
2021 ; Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та. — 92 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-05581-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1140-8 (Изд-во Урал.ун-та). — URL
:https://urait.ru/bcode/473757
7.
Турик, Л. А. Педагогические технологии: дебаты : учебное пособие для вузов / Л. А.
Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53410826-2. — URL
:https://urait.ru/bcode/456050
8.
Факторович, А. А. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов
/ А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 128 с.
— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7.
—
URL :https://urait.ru/bcode/452715
9.
Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Е.
Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 232 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — URL
:https://urait.ru/bcode/453381
Интернет-ресурсы:
1.
Звонников,
В.
И.
Оценка
качества
результатов
обучения
при
аттестации
(компетентностныйподход) - http://znanium.com/bookread.php?book=468732
2.
Компьютерные
технологии
в
науке
и
образовании
-
теорию
-
http://znanium.com/bookread.php?book=241862
3.
Крокер,
Л.
Введение
в
классическую
и
современную
тестов
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=468889
4.
Организация
научно-исследовательской
работы
студентов
(магистров):
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=207592
5.
Орехова,
Т.
Ф.
Организация здоровьетворящего образования в
современной школе http://znanium.com/bookread.php?book=409667
11
Дополнительная литература
1.
ГОСТ Р52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения. Национальный стандарт РФ. [Электронный ресурс].
–
Режим доступа: https://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0
_52653-2006
2.
ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикацияинформационных
ресурсов. Национальный стандарт РФ.
[Электронный
ресурс].
–
Режимдоступа:https://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0
%A2_%D0%A0_52657-2006
3.
ГОСТР53620-2009.Информационно- коммуникационныетехнологиивобразовании.
Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. Национальныйстандарт
РФ
[Электронный
ресурс].
-
Режим
доступа:
https://standartgost.ru/base/1/id0
4.
Гуслова,
М.Н. Инновационные
педагогические
технологии
:
учеб.пособие / М.Н.Гуслова. - М. : Академия, 2016 - 287 с.: ил.
5.
Железнякова,
О.М.
Организация
процесса
усвоения
базовых
понятий
учебнойдисциплины средствами опережающего обучения [Электронный ресурс]: монография
/О.М. Железнякова, Н.В. Зорькина.
- Электрон.дан. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2015 –160 с.: ил. – ЭБС Айбукс. - Режим
доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=9786.
Использование
активных
и
интерактивных
образовательных
технологий
в
учебномпроцессе вуза [Электронный ресурс]: метод.рек. / сост. Е. Ю. Игнатьева. Электрон.дан. - НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015 - 84с. – ЭК б-ки СПб АППО.- Режим
доступа: http://irbis.spbappo.ru/.
7.
Мылова, И.Б. Инновации в образовательных технологиях : учеб.-метод. пособие /И.Б.
Мылова. - СПб.: СПб АППО, 2017 - 147 с.
8.
Современные образовательные технологии: учеб.пособие / под ред. Н.В. Бордовской. -
М.: КНОРУС, 2015 - 432 с.
9.
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.
Даутова [и др.]. - СПб.: КАРО, 2014 - 171 с.
Теория и практика образовательной технологии / науч. ред. В. В. Гузеев. - М. : НИИ
школьных
технологий,
2016
-
187
12
КОНТРОЛЬ
4.
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов
освоения
дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
уметь
-
ориентироваться
в
многообразии
современных технологий, используемых в Дифференцированный зачет
начальном общем образовании
-
применять
элементы
Устный опрос
современных Экспертная оценка защиты самостоятельной
педагогических технологий на практике;
-
критически
концепции,
оценивать
системы
и
работы
различные Наблюдение
и
экспертная
оценка
технологии выполнения практических работ
воспитания и образования;
Экспертная оценка защиты практических
- давать сравнительную характеристику работ
различным
проектировать
видам
обучения,
модели
развивающего
обучения;
-
прогнозировать
и
проектировать
педагогические ситуации, решать
педагогические задачи.
13
знать:
- сущность педагогической технологии и Дифференцированный зачет
ее структурные элементы;
Экспертная оценка защиты самостоятельной
- этапы конструирования педагогического работы
процесса:
прогнозирование
и Тестирование
проектирование;
-
классификацию
Устный опрос
педагогических
технологий;
- особенности различных педагогических
технологий, применяемых в начальной
школе, их структуру и т.д.;
14