Министерство образования и науки РД
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Психология общения» по специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании.
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных
и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК.01- 07, ОК.09, ОК.10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения
Код ПК,
ОК
ОК 01. –
ОК06.,
ОК.09,
ОК.10
Знания
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
- управлять невербальными
средствами общения и определять
психоэмоциональное состояние
собеседника;
- использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения.
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
образовательной
учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточкая аттестация
Объем в часах
Квалификация: учитель начальных классов и
начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающегося образования
46
программы
40
6
дифф. зачет - 1
Наименование
разделов и тем
1
Введение
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала и формы организации
Объем в часах
деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
1. Предмет психологии общения. Общение в
системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль общения. Взаимосвязь общения и
деятельности. Роль и место общения в структуре
деятельности педагога.
Раздел 1. Психология общения как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общение как
1.Общение как важная социальная потребность. Общение с
психологическая
детьми как одна из составляющих содержания
категория.
профессиональной деятельности педагога. Цели, функции,
виды и уровни общения. Функции общения: прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция
организации и под держания межличностных отношений,
внутриличностная функция. Виды
общения:
по
содержанию,
по
целям, по
средствам.
Стили
педагогического общения.
Практическое занятие 1. «Классификация общения».
Практическое занятие 2. «Стили общения в процессе
взаимодействия».
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Структура
1.Общение как восприятие людьми друг друга
общения:
(перцептивная сторона общения). Понятие социальной
перцептивная
перцепции. Факторы,
оказывающие влияние на
сторона в
восприятие. Искажения
в
процессе
восприятия.
общении
Психологические механизмы восприятия: познание и
понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия,
аттракция); познание самого себя в процессе общения
(рефлексия); прогнозирование поведения партнера по
общению (казуальная атрибуция). Психологические
эффекты, влияющие на восприятие и понимание людьми
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
3
2
4
ОК 02., ОК 03.
27
5
ОК 02., ОК 03.
1
1
4
ОК 01.-ОК06.,
ОК 10.
друг друга: эффект ореола, эффект новизны и
первичности. Обратная связь в общении. Влияние имиджа
на восприятие человека.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Структура
1. Коммуникативная сторона общения. Понятие
общения:
коммуникация. Средства коммуникации. Основные
коммуникативная элементы коммуникации. Вербальная и невербальная
сторона общения. коммуникация Коммуникативные барьеры. Социальный и
психологический характер коммуникативных барьеров.
Методы развития коммуникативных способностей. Виды,
правила и техники слушания. Толерантность как средство
повышения эффективности общения.
Практическое занятие 3. «Техники и приемы
эффективного общения».
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Структура
1. Виды социальных взаимодействий. Общение как
общения:
взаимодействие (интерактивная сторона общения). Виды
интерактивная
мотивов взаимодействия. Виды взаимодействий:
сторона общения
кооперация и конкуренция, согласие и конфликт,
приспособление и оппозиция. Конфликт, его сущность и
основные характеристики. Источники, причины, виды
конфликтов и способы их разрешения. Социальные
позиции (ребенок, родитель, взрослый). Взаимодействие
как организация совместной деятельности. Стили
лидерства. Типы лидеров.
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Организация
1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Правила
делового общения ведения беседы. Приемы избежания спора. Правила
ведения спора. Анализ результатов беседы.
Психологические особенности ведения деловых дискуссий
и публичных выступлений. Аргументация. Правила
убеждения. Убеждение в педагогическом процессе. Формы
убеждения. Педагогические требования к применению
методов убеждения.
Практическое занятие 4. «Ролевые игры, направленные на
навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков
публичного выступления, на умение аргументировать и
убеждать».
5
ОК 01.,ОК 07.,
ОК 10.
1
5
ОК 01.-ОК 06.,
ОК 10.
4
1
ОК 01.-ОК 06.,
ОК 09., ОК
10.
Раздел 2. Педагогические конфликты и способы их
предупреждения и разрешения
Содержание учебного материала
1.Педагогический конфликт, его сущность и основные
характеристики. Причины. Особенности педагогических
конфликтов. Виды педагогических конфликтов:
мотивационные конфликты; конфликты, связанные с
недостатками в организации образовательного процесса;
конфликты взаимодействий. Конфликты между педагогом
и детьми (конфликты деятельности, поведения,
отношений). Способы предупреждения, разрешения и
управления педагогических конфликтов. Модели
разрешения конфликтов.
Практическое занятие 5. «Анализ художественных
произведений, в которых рассматриваются примеры
различных стратегий поведения в педагогическом
конфликте (групповые проекты)»
Содержание учебного материала
1. Возможности психологической саморегуляции в
конфликте. Переговоры как способ разрешения
конфликтов.
9
Раздел 3.Этические формы общения
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Общие сведения
1.Этика, репутация и ценности в организации.
об этической
Педагогическая этика. Корпоративная этика. Категории
культуре
этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как
основа эффективного общения. Деловой этикет в
профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового
этикета и этики деловых отношений.
Практическое занятие 6. «Разработка этических норм
поведения педагога».
Промежуточная аттестация
Всего:
3
2
Тема 2.1.
Педагогический
конфликт
Тема 2.2.
Эмоциональное
реагирование в
конфликтах и
саморегуляция
7
ОК 01.-ОК 07.,
ОК 09., ОК
10.
1
1
1
дифф. зачет-1
46
ОК 01.-ОК 07.,
ОК 09., ОК 10.
ОК 01.,ОК 07.,
ОК 09., ОК 10.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинет психологии, оснащенный необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием: рабочие места обучающихся,
рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: интерактивный комплекс или
компьютер и мультимедийный проектор, экран, лицензионное программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для
использования в образовательном процессе
3.3.1. Печатные издания
1. Волков, Б. С. Психология общения: педагогическое общение [Текст]: учебник для СПО
/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова ; под общ. ред. Б. С. Волкова. — М.: Издательство
Юрайт, 2018. — 333 с.
2. Коноваленко, М. Ю. Психология общения [Текст]: учебник для СПО / М. Ю.
Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
3. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для СПО/ А.П. Панфилова. –
М.:Академия, 2017. – 368с.
3.3.2. Электронные издания
1. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. - Текстовые данные,
фото и видео. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/
2. Информационный портал для работников системы образования [Электронный ресурс].
Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/
3. Школьное образование [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео. Режим доступа: http://edu.rin.ru/school/index.html
4. Интернет-государство учителей [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и
видео. - Режим доступа: http://www.intergu.ru/
5. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Текстовые
данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.edu.ru/
6. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]:
официальный сайт. - Текстовые данные, фото и видео. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru
7. Институт новых технологий [Электронный ресурс]. - Текстовые данные, фото и видео.
- Режим доступа: http://www.int-edu.ru
8. Волков, Б. С. Психология общения: педагогическое общение : учебник для СПО / Б. С.
Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова; под общ. ред. Б. С. Волкова. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 333 с. - Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/99AEFC31-B866-42D9-ACFAA6E3B922FC7F
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- взаимосвязь общения и
деятельности;
- цели, функции, виды и уровни
общения;
- роли и ролевые ожидания вобщении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в
общении;
- техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов;
- особенности общения с детьми, не
владеющими русским языком.
Критерии оценки
- разъясняет взаимосвязь общения и
деятельности; определяет цели,
функции, виды и уровни общения;
- определяет роль и ролевые ожидания
в общении;
- формулирует виды социальных
взаимодействий и механизмы
взаимопонимания в общении;
- определяет и разъясняет техники и
приемы общения, знает правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
- знает этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов;
- знает особенности общения сдетьми,
не владеющими русским языком
- применять техники и приемы
- применяет техники и приемы
эффективного общения в
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
профессиональной деятельности;
- управлять невербальнымисредствами - использует невербальные средства
общения и определять
общения и определяет
психоэмоциональное состояние
психоэмоциональное состояние
собеседника;
собеседника;
- использовать приемы саморегуляции - владеет приемами саморегуляции
поведения в процессе межличностного поведения в процессе межличностного
общения.
общения
Методы оценки
Тестирование
Устный опрос
Письменный
опрос
Оценка
результатов
выполнения
практических
заданий (работ)
8