ОП.02 Психология 2021г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»

Рабочая программа
по дисциплине ОП. 02 ПСИХОЛОГИЯ
для специальности
440205 Коррекционная педагогика в начальном образовании

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Учебная дисциплина «Психология» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

Умения

Знания

- применять знания по психологии при решении
педагогических задач;
- выявлять индивидуаль-ные и типологические
особенности обучающихся;
- распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
- составить
план
действия;
определить
необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)

- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, этапы и механизмы социализации личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные
девиации, а также основы их психодиагностики;
- законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития;
- теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии
детей;
- основы
психодидактики,
поликультурного
образования,
закономерностей поведения в социальных сетях;
- основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий, способы их применения в процессе
преподавания;
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и
практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта
образовательного процесса, личности и индивидуальности;

- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и
дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и
коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного
поведения;
- основы психологии творчества;
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
образовательной
дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Объем в часах

программы

учебной

Квалификация:
учитель начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования

Квалификация:
учитель начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования с дополнительной
подготовкой______

104

-

80
18
6

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем

1
2
Раздел 1.
Общие основы психологии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предмет, задачи
1. Предмет психологии, ее задачи. Основные категории психологии. Взаимосвязь науки
и методы
с педагогикой. Отрасли психологии: общая, возрастная, педагогическая психология и
психологии
др.
2. Методы психологии. Использование методов психологии в педагогической
деятельности учителя.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1 «Практикум по использованию методов психологии в
педагогической деятельности учителя начальных классов».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Человек как
1. Основы психологии личности. Свойства личности и их проявления. Направленность,
субъект,
самооценка, уровень притязаний, мотивация, потребности и интересы личности.
личность и
Закономерности развития личности.
индивидуальнос
2.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека.
ть
3. Характер и его структура. Педагогические условия формирования характера у детей.
Акцентуация характера.
4. Общая характеристика способностей.
5. Эмоциональная сфера личности. Педагогические условия развития эмоциональной
сферы у детей.
6. Волевая сфера личности. Педагогические условия формирования волевых черт
личности у детей.
7. Понятие о деятельности как способе существования. Структура и основные виды
деятельности.

Объем в
часах

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы

3
33

4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

5

1
1
*
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

15

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2 «Анализ индивидуально-типологических особенностей личности».
Практическое занятие 3 «Решение педагогических задач по определению структуры и
условий организации различных видов деятельности детей».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Познавательная
1. Общая характеристика внимания. Виды, свойства внимания.
деятельность
2. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Виды, свойства
восприятия.
3. Память как мнемический процесс. Процессы, виды памяти.
4. Мышление и речь. Формы мышления. Виды речи. Взаимосвязь развития речи и
мышления у детей.
5. Общая характеристика воображения.
6. Выполнение контрольной работы по темам 1.1-1.3.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4 « Решение педагогических задач по определению особенностей
познавательных процессов у детей».
Практическое занятие 5 «Анализ методов и средств развития познавательных процессов у
детей».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Возрастные особенности психического развития детей
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основные
закономерности
1. Предмет и задачи возрастной психологии. Закономерности, предпосылки, условия и
психического
движущие силы психического развития в детском возрасте.
развития детей
2. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Учет возрастных
особенностей детей в организации образовательного процесса. Ведущая деятельность
возраста и ее влияние на психическое развитие.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6 «Составление педагогических рекомендаций для учителей и
родителей по обеспечению педагогических условий полноценного психического развития
детей».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала

2
1
1
*
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

13

2
1
1
*
36
5

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

1
1
*
4

ОК 01, ОК 02, ОК

1. Социальная ситуация развития в младенчестве. Кризис первого года.
Психическое
развитие
2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Кризис 3 лет.
ребенка в
Самостоятельная работа обучающихся
младенческом и
раннем возрасте
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Психическое
1. Игра (сюжетно-ролевая игра) как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
развитие
Психологические новообразования в дошкольном возрасте.
ребенка
2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
дошкольного
3. Личностное развитие дошкольника. Кризис 6-7 лет.
возраста
4. Психологическая готовность ребенка к школе.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7 «Подбор диагностических методик и определение психологической
готовности ребенка к школе».
Практическое занятие 8 «Решение педагогических задач по определению признаков
отклонений в познавательном и личностном развитии детей на этапе поступления в школу».
Тема 2.4.
Психическое
развитие
ребенка
младшего
школьного
возраста

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития. Гендерные
особенности младших школьников. Проблема адаптации к школе.
2. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура,
содержание учебной деятельности. Учебная мотивация младших школьников.
3. Специфика внимания в младшем школьном возрасте
4. Психические познавательные процессы младшего школьника: особенности
восприятия, памяти, воображения и мышления в младшем школьном возрасте.
5. Речевое развитие в младшем школьном возрасте
6. Личностное развитие младшего школьника. Проявление индивидуальных различий и
их учет в организации деятельности и общении младших школьников.
7. Эмоционально-волевое развитие младшего школьника.
8. Выполнение контрольной работы по темам 2.1-2.4.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9 «Составление плана наблюдения для определения особенностей
познавательного развития младших школьников на уроках в начальной школе».
Практическое занятие 10 «Составление плана беседы для выявления особенностей

03, ОК 04

*
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04
9

2
1

1
*
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

16

3
1
1

личностного развития младшего школьника и моделирование ее проведения»
Практическое занятие 11 «Решение педагогических задач по определению возрастных
особенностей психического развития младшего школьника».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Психологические основы индивидуального и группового поведения
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Группа как
1. Понятие о группах и коллективах.
социально2. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. Педагогическое руководство
психологически
детскими группами и ученическими коллективами.
й феномен
3. Групповая динамика.
4. Принципы развития детского коллектива. Ученический коллектив. Организация
группового поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12 «Решение педагогических задач по определению уровня развития
детской группы (ученического коллектива)»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Особенности
1. Особенности взаимоотношений детей со сверстниками. Динамика межличностных
общения и
отношений и общения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
группового
2. Роль учителя в становлении межличностных отношений в детской группе.
поведения в
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
младшем
Практическое занятие 13 «Определение социометрического статуса и межличностных
школьном и
отношений в ученическом коллективе».
дошкольном
Практическое занятие 14 «Разработка плана педагогических мероприятий по нормализации
возрасте
межличностных отношений в ученическом коллективе с учетом социометрического статуса
учеников».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Психологически
1. Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной
е основы
и социальной дезадаптации, девиантного поведения.
предупреждения
2. Трудности в овладении учебной деятельностью и пути их преодоления.
и коррекции
Неуспевающие дети.
школьной и
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
социальной
Практическое занятие 15 «Решение педагогических задач по анализу проявлений школьной
дезадаптаци,
дезадаптации младшего школьника и определению причин ее возникновения»

1
*
20
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04
4

1
1
*
6

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

2
1

1
*
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04
5

1
1

девиантного
поведения

*

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Основы
1. Теория творческой деятельности. Особенности одарённых детей.
психологии
2. Выполнение контрольной работы по темам 3.1-3.4.
творчества
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17 «Составление методических рекомендаций для учителя и
родителей по развитию творческих способностей младших школьников».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Педагогическая психология
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Предмет, задачи
1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии; интегративные тенденции
и современное
развития возрастной, педагогической психологии и педагогики.
состояние
Самостоятельная работа обучающихся
педагогической
психологии.
Тема 4.2.
Основы
психологии
обучения

Тема 4.3.
Психологические
основы
воспитания

5

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

1
1
*
9
1
1

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

*

Содержание учебного материала
1. Основные понятия психологии обучения. Обучение и развитие. Психологические теории
научения. Индивидуализация обучения.
Психологический анализ проблемного
обучения, интерактивного обучения, дистанционного обучения, компьютеризации
обучения, обучения в инклюзивной и поликультурной среде и др.)
2. Психологические теории развивающего обучения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18 «Решение педагогических задач по определению зоны актуального
и зоны ближайшего развития младших школьников»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте. Социальнопсихологические аспекты современного воспитательного воздействия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 19 «Составление рекомендаций для родителей по созданию
психологически благоприятного климата в семье»

4

Самостоятельная работа обучающихся

*

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

1

*
2

1

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

Тема 4.4.
Содержание учебного материала
1. Педагогическая деятельность, способности, функции. Психология педагогического
Психологически
воздействия. Психологические основы педагогического общения
е основы
педагогической
деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная
аттестация
Всего:

2

ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04

*
6
104

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Психологии и специальной психологии», оснащенный оборудованием:
классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по количеству
обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и наглядные пособия (в том числе
на электронных носителях: CD,DVD), техническими средствами обучения: компьютер,
принтер, сканер, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
интерактивная система, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Дубровина И.В. Психология.: учеб. для студентов пед. учеб. заведений. / И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 16-е изд.,
- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496с.
2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии.: учеб. пособие для студентов сред. проф.
обр./ Ефимова Н.С. М.: ИНФРА –М: ФОРУМ, 2014. – 380с.
3. Ильин Е.П. Психология.: учебник для средних учебных заведений./ Ильин Е.П. СПб: Питер, 2014. – 560с.
4. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и
практикум для СПО / И. Ю. Кулагина. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
5. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология: учебное пособие.: учебное пособие
для студентов пед. колледжей/ Мананникова Е.Н. - 3-е изд. М.2011.- 284с.
6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.: серия «Учебники, учебные
пособия» / Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.- Ростов-н/Д, «Феникс» 2010. – 448с.
7. Макарова И.В. Общая психология: учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. –
М.: Издательство Юрайт, 2018.
8. Милорадова Н.Г. Психология : учебное пособие для СПО / Н.Г.Милорадова. М - .:
Издательство Юрайт, 2018.
9. Немов Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1, 2: учебное пособие для СПО /Р.С.Немоа. –
2-е изд,, пер и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
10. Психология : учебник и практикум для СПО / А.С.Обухов и др. ; под общ.ред.
А..С.Обухова. – 2-е изд., пер и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Режим доступа): URL: http://schoolcollection.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)
2. Научная педагогическая электронная библиотека. Сайт НПБ им. К.Д. Ушинского (Режим
доступа): URL: http://elib.gnpbu.ru (дата обращения: 24.08.2018)
3. Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL: http://www.edu.ru
(дата обращения: 24.08.2018)
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Режим доступа): URL:
http://fcior.edu.ru (дата обращения: 24.08.2018)

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

Результаты обучения
Знания:
- особенности психологии как науки, ее
связь с педагогической наукой и
практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития
человека как субъекта
образовательного процесса, личности и
индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и
индивидуальные особенности
обучающихся, их учет в обучении и
воспитании;
- особенности общения и группового
поведения в школьном и дошкольном
возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические
основы предупреждения и коррекции
школьной и социальной дезадаптации,
девиантного поведения;
- основы психологии творчества;
- актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте;
- алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности

-

-

-

-

-

-

-

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Критерии оценки
даёт определение предмета
психологии; характеризует
категории психологии
(психика, её функции,
психические процессы,
психические свойства,
психические состояния);
называет этапы развития
психологии;
характеризует методы
психологии; указывает
значение психологии для
педагогической науки и
практики;
даёт определение понятий
«индивид», «личность»,
«субъект»,
«индивидуальность»;
называет факторы и
механизмы развития
личности;
определяет темперамент,
характер, способности как
свойства личности,
эмоциональную и волевую
сферы личности;
характеризует
закономерности
психического развития
человека как субъекта
образовательного процесса,
личности и
индивидуальности;
характеризует возрастную
периодизацию;
называет возрастные,
половые, типологические и
индивидуальные
особенности младших
школьников, характеризует
их с учётом обучения и
воспитания;
называет особенности
общения и группового
поведения в младшем
школьном возрасте;

УЧЕБНОЙ

Методы оценки
Тестирование
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
(устный
(и/или
письменный)
опрос)

-

-

-

Умения:
- применять знания по психологии при
решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и
типологические особенности
обучающихся;
- распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и/или проблемы;
- составить план действия; определить
необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

даёт определение группы и
коллектива; называет виды,
стадии развития группы;
даёт определение школьной
и социальной дезадаптации,
девиации;
называет причины,
школьной и социальной
дезадаптации, девиантного
поведения, характеризует
механизмы их развития;
называет способы
предупреждения и
коррекции школьной и
социальной дезадаптации,
девиантного поведения;
даёт определение
творчества;
называет уровни и критерии
творчества;
характеризует особенности
одарённых детей; называет
условия развития
одарённости
анализирует педагогические
задачи, используя знания
психологии;
называет индивидуальные и
типологические особенности
обучающихся

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
(оценка
выполнения
проблемнологических
заданий;
оценка
выполнения
индивидуального
творческого
задания)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».