ОУДп.01. Русский язык 2021г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная
педагогика в начальном образовании»

ДЕРБЕНТ, 2021г.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУДп.01.01. «Русский язык»
разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00. «Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Мирзаметова Амина Тарикулиевна, преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова», Заслуженный учитель РД, Почетный работник СПО РФ, преподаватель
высшей категории.
-

Алекберова

ГБПОУ

РД

Казиахмедова»,

Ольга

Леонидовна,

«Дербентский
Почетный

преподаватель

русского

профессионально-педагогический
работник

воспитания и

языка,

литературы

колледж

просвещения РФ,

им.

Г.Б.

Отличник

образования РД, преподаватель высшей категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №1

от «28»августа 2021г.

Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп. 01.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДп. 01.01. Русский язык
является обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего
полного (общего) образования с учетом гуманитарного профиля в
образовательном

учреждении

СПО

по

специальности

44.02.05.

«Коррекционная педагогика в начальном образовании».Программа
может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями,

реализующими

образовательную

программу

среднего

общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования.
1.2.

Место

дисциплины

образовательной

в

программы:

структуре

основной

дисциплина

ОУДп.

профессиональной
01.01.

Русский

языкизучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение

русского

языка

в

профессионально-педагогическом

колледже направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,

лингвистической

культуроведческой);

(языковедческой),

коммуникативной,

• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский

язык»

обеспечивает

достижение

студентами

следующих

результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого

поведения

в различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
−

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных

текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой

информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
• предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
−

сформированность

умений

создавать

устные

и

письменные

монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
•

использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том

числе

представленных

в

электронном

виде

на

различных

информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста.
-

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
1.4.

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Консультации
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем часов
87
78
68
2
8
6
4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
________ОУДп. 01. 01.РУССКИЙ ЯЗЫК ____________

Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Раздел 2

Лексика и фразеология

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

Тема3.1.
Русская орфография

2

6/1
2

Содержание учебного материала
1
Употребление фразеологизмов
2
Произношение некоторых звуков

2

2

Контрольные работы

1

1

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления

2

Омонимы и их употребление. Синонимы. Антонимы. Употребление синонимов и
антонимов
Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их
употребление. Архаизмы, неологизмы, историзмы

3

Раздел 3

1

3

Лексикология

Тема 2.2.

3

Уровень
освоения
4

Русский язык в современном мире

Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие о норме литературного языка. Стили и типы речи
Понятие о стилистике 1

Фразеология

Объем часов

и сочетаний звуков. Орфоэпические нормы
русского языка. Употребление букв Э и Е

Сочинение по данному началу
Морфемика. Словообразование. Орфография
Содержание учебного материала
1
Употребление прописных

15/2
13

букв

2

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных

3

Способы образования слов

4

Чередование гласных О//А, Е//И в корнях слов.

5
6
7

Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме
Приставки ПРЕ-, ПРИУпотребление Ы-И после приставок

2

8
9

Общие правила правописания сложных слов
Правописание гласных после шипящих и Ц. буквы А, У, И, после шипящих и Ц.
Буквы О – Е после шипящих и Ц
Краткие сведения о русской орфографии
Состав слова. Употребление однокоренных слов
Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные
Двойные согласные. Сочетание согласных на стыке приставки и корня

10
11
12
13
Контрольные работы

2

Изложение
Раздел 4

Морфология. Самостоятельные части речи

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

Имя существительное 1
2
3
4

Тема 4.2.
Имя прилагательное

22/2
4

2

3

2

Имя существительное. Род и число существительных
Правописание суффиксов имен существительных
Правописание сложных имен существительных. Правописание фамилий и
названий населенных пунктов в творительном падеже
Правописание Е – И в родительном, дательном и предложном падежах
единственного числа

Содержание учебного материала
1
Имя прилагательное. Употребление некоторых
2
Правописание сложных имен прилагательных
3
Правописание суффиксов прилагательных

форм прилагательных

Контрольные работы

1

Диктант

Тема 4.3.
Имя числительное
Тема 4.4.
Местоимение

Содержание учебного материала
1
Имя числительное. Значение и употребление числительных
2
Правописание числительных.
Содержание учебного материала
1
Местоимение. Значение и употребление местоимений
2
Правописание местоимений

2

2

2

2

Контрольные работы

1

Содержание учебного материала
1
Глагол. Спряжение глаголов

3

Диктант по учебному плану
Тема 4.5.

2

Глагол
Тема 4.6.
Причастие и
деепричастие

2

3

Тема 4.7.
Наречие
Раздел 5

Правописание глаголов

Содержание учебного материала
1
Причастие как особая форма глагола. Образование причастий
2
Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Правописание

2

2

2

деепричастий
Правописание суффиксов причастий

4
Правописание Н и НН в прилагательных
Содержание учебного материала
1
Наречие. Правописание наречий.
2

4

и причастиях

Написание наречий: слитно, раздельно, через дефис

Морфология. Служебные части речи
Содержание учебного материала

5/0
1

2

Содержание учебного материала
1
Союзы. Правописание союзов

1

2

Тема 5.3.
Частицы

Содержание учебного материала
1
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц
2
Правописание НЕ с различными частями речи
3
Правописание частицы НИ

3

2

Раздел 6

Синтаксис и пунктуация

Тема 5.1.
Предлоги
Тема 5.2.
Союзы

Тема 6.1.
Простое
предложение

1

Предлоги. Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание
предлогов

Содержание учебного материала

4
5

Простое предложение. Предложения повествовательное, вопросительное,
побудительное, восклицательное. Предложения двусоставные и односоставные.
Неполные предложения
Виды односоставных предложений
Предложение с однородными членами. Знаки препинания между однородными
членами. Употребление запятой
Однородные и неоднородные определения
Тире между подлежащим и сказуемым

6

Употребление двоеточия и тире при однородных членах

1
2
3

Практические занятия

29/6
6

1

2

1.

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Согласование
в предложениях с однородными членами

Контрольные работы

1

Сочинение – рассуждение
Тема 6.2.
Обособленные члены
предложения

Содержание учебного материала
1
Обособление определений
2
Обособленные приложения
3
Обособленные дополнения
4
Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет
5
Обособление определений, выраженных причастием и прилагательным
6
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и существительными
7
Уточняющие обстоятельства
8
Вводные слова и предложения
9
Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет

8

Контрольные работы

1

2

Диктант
Тема 6.3.
Сложное
предложение

Содержание учебного материала
1
Сложносочиненное предложение. Союзы в ССП
2
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
3
СПП. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
4
СПП с однородными придаточными предложениями (соподчинение)
5
СПП с неоднородными придаточными (последовательное подчинение)
6
СПП с неоднородными придаточными (параллельное подчинение)
7
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП (запятая, точка с

9

Практические занятия

2

2

запятой, двоеточие, тире)

1. Прямая и косвенная речь.
2. Цитаты. Знаки препинания при цитатах
Контрольные работы

Диктант по учебному плану

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

1

Всего:

решение

78/10

проблемных

задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУДп. 01.01.Русский языктребует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор и интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11: Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2013.
2. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.С.Антонова,
Т.М.Воителева.-4-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
3. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред. проф. образования/
Т.М.Воителева.-3-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи, учебник: допущено
Министерством образования для СПО, 8-е издание, испр., Москва Издательский центр
«Академия», 2014.
2. Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11: допущено
Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2011;
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык, учебник 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Вербум-М», 2010;

5. Лекант П.А. Современный русский язык, учебник: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;
6. Хлебинская Г.Ф. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования РФ,
издательство «ОЛМА-Учебник», 2010.
Интернет – ресурсы
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».