Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08.02. Волейбол
индекс и наименование дисциплины
49.02.01.Физическая культура
Специальность
код и наименование укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура спорт
Дербент 2021г.
1
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08.02. Волейбол
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01.Физическая культура (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура и спорт
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им Г. Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Агаев Н. Н., преподаватель по физической культуре ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова»
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»
Рассмотрен на заседании ПЦК физической культуры 26.08.21г
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № __1__ от_28.08.2021г._
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ
11
ОСВОЕНИЯ
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08.02. ВОЛЕЙБОЛ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования – программы
подготовки специалиста среднего звена ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» в соответствии с ФГОС среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадля подготовки
учителей физической культуры на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:
в
структуре
основной
профессиональной
профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-планировать, проводить и анализировать занятия по волейболу;
-выполнять профессионально значимые двигательные действия по волейболу; использовать терминологию по волейболу;
-применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических
упражнений по волейболу;
-обучать двигательным действиям по волейболу;
-подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря; использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурноспортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями
эксплуатации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-историю и этапы развития по волейболу;
-терминологию по волейболу;
-технику профессионально значимых двигательных действий по волейболу; содержание, формы организации и методику проведения занятий по волейболу; -методику
обучения двигательным по волейболу;
особенности и методику развития физических качеств по волейболу; -особенности
организации и проведения соревнований по волейболу;
-основы судейства по волейболу;
разновидности спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря
для занятий по волейболу
-особенности их эксплуатации; технику безопасности и требования к физкультурноспортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 261 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 174часов;
самостоятельной работы обучающегося 87 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08.02.
Волейбол
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
261
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
174
теоретические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
134
40
87
Изучение правил игры.
Разработка комплекса физических упражнений для развития двигательных качеств общей
физической подготовки.
Разработка комплекса физических упражнений для развития двигательных качеств
специальной физической подготовки волейболиста.
Подготовка подвижных игр с бегом в различных сочетаниях.
Подготовка для проведения в группе эстафеты с бегом, остановками и прыжками.
Подготовка описания техники подачи мяча.
Совершенствование навыка. Учебная игра.
Учебная игра.
Определение причины ошибок в процессе освоения техники подачи мяча и найти пути их
устранения.
Совершенствование тактики игры в защите.
Отработка техники игры в волейбол.
Самостоятельное проведение соревнований школьников.
Наблюдение за ходом соревнований, работой судей.
Просмотр урока во время педагогической практики, их анализ.
Подготовка к контрольной работе, устные ответы по билетам
Оснащение спортивного зала, соблюдение техники безопасности.
Итоговая аттестация; дифференцированный зачет
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 08.02. ВОЛЕЙБОЛ
Таблица 2.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1. Основные понятия о
спортивной игре волейбол
Тема 1.1 Введение
Тема 1.2 Характеристика
игры в волейбол.
Тема 1.3 Общеразвивающие и
специальные упражнения
Раздел 2. Основная техника
игры в волейбол
Тема 2.1 Стойка волейболиста и
передвижение по площадке
Уровень
освоения
40
Содержание учебного материала
Предмет и задачи курса спортивных игр; спортивные игры в системе физического воспитания
РФ; организация и проведение занятий по спортивным играм в педагогическом колледже;
программные требования к студентам.
Содержание учебного материала
Характеристика игры в волейбол. Место игры волейбол в системе физического воспитания Р.Ф.
Краткие исторические сведения о развитии волейбола. Содержание правил игры.
4
2
4
2
Самостоятельная работа. Изучение правил игры.
6
Содержание учебного материала
Значение и место общеразвивающих и специальных упражнений в общей и специальной
физической подготовке волейболистов, подвижные игры, способствующие овладению техникой
игры.
Практическое занятие.
Упражнения для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости,
гибкость); специальные упражнения, способствующие овладению техникой игры;
Практическое занятие.
Методика обучения общеразвивающим, подводящим специальным упражнениям.
Самостоятельная
работа:.Разработка комплекса физических упражнений для развития
двигательных качеств общей физической подготовки.
Самостоятельная работа. Разработка комплекса физических упражнений для развития
двигательных качеств специальной физической подготовки волейболиста.
4
2
5
5
6
6
90
Содержание учебного материала
Стойки волейболиста. Варианты стоек в зависимости от ситуации на площадке. Передвижение
приставным шагом. Передвижение спиной вперед. Передвижение с ускорением. Передвижение
со сменой ритма. Передвижение с резкими остановками. Передвижение с изменением
траектории движения. Замедленный бег. Разбег с финальным прыжком у сетки.
Практическое занятие. Бег обычный, с ускорениями по прямой, с изменением направления
4
2
5
6
Тема 2.2 Верхняя и нижняя
подачи
Тема 2.3 Верхняя и нижняя
передачи мяча.
Тема 2.4 Перемещение к месту
встречи с мячом, вынос рук
Тема 2.5 Подача в прыжке.
Тема 2.6 Прием мяча одной
рукой с последующим падением
(зигзагообразно и с поворотами), бег с изменением скорости (рывки, остановки), сочетание бега
по прямой и по дугам; остановки двумя шагами и прыжком; подвижные игры, способствующие
овладению техникой игры.
Практическое занятие. Повороты на месте вперёд и назад (без мяча и с мячом), сочетание
поворотов вперёд и назад в разной последовательности; прыжки вверх с места толчком двумя
ногами и с разбега толчком одной ногой; подвижные игры.
Самостоятельная работа. Подготовка подвижных игр с бегом в различных сочетаниях.
Самостоятельная работа. Подготовка для проведения в группе эстафеты с бегом, остановками
и прыжками.
Практическое занятие. Выполнение техники подачи - подбрасывание мяча. Исправление ошибок при
подаче. Соблюдение следующих условий: - траектория движения мяча снизу-вверх; -подбрасывание
мяча.
Самостоятельная работа: Подготовка описания техники подачи мяча.
Практическое занятие.
Верхняя и нижняя передачи мяча как основа нападающих действий. Техника верхней и
нижней передачи мяча. Обучение верхней и нижней передаче мяча: имитация верхней и
нижней передачи стоя, после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Верхняя передача
мяча: на месте, над собой, в ограниченном пространстве, в парах, в парах после перемещения,
в групповых упражнениях, через сетку.
Самостоятельная работа. Совершенствование навыка. Учебная игра.
Практическое занятие.
Перемещения по игровой площадке приставным, скрестным, обычным шагом, боком, скачком,
прыжками и их сочетаниями с выносом рук вперед для приема мяча.
5
6
6
5
6
5
6
5
Практическое занятие.
Отработка движений волейболиста в нападении и защите. Перемещение в защите и нападении по
площадке. Техника падения: перекатом на спину, переднее падение перекатом на бок, переднее
падение «рыбкой».
Самостоятельная работа.Учебная игра.
Практическое занятие. Подача в прыжке (силовая подача). Корректировка ошибок при подаче с
прыжка: «подброс – разброс» - разный по высоте и направлению подброс мяча, плохой зрительный
контроль за мячом в момент удара, длительное сопровождение мяча кистью, несовпадение линии
разбега подающего и траектории полёта мяча.
5
Практическое занятие. Выполнение упражнений для совершенствования подачи в прыжке.
Самостоятельная работа. Определение причины ошибок в процессе освоения техники подачи мяча
и найти пути их устранения.
Практическое занятие. Отработка акробатических упражнений: перекаты и кувырки, упражнения с
набивным мячом. Ловля набивного мяча в низкой стойке и перекат назад на спину, с выпадом правой
ногой вперед-вправо (левой вперед-влево) и перекатом в сторону на бедро и спину
5
6
6
5
5
7
Тема 2.7. Освоение
нападающего удара
Раздел 3. Техника защиты
Тема 3.1 Одиночная
блокировка нападающего удара
Тема 3.2.Парная блокировка
нападающего удара
Тема 3.3.Приём мяча сверху
двумя руками с последующим
падением на спину
Раздел 4. Тактика игры
Тема 4.1 Игра по правилам.
Тема 4.2.Комбинации игры в
нападении.
Тема 4.3 Комбинации игры в
защите.
Тема 4.4 Техника нападения и
защиты.
Практическое занятие. Отработка элементов нападающего удара: разбег, толчок, прыжок и удар по
мячу. Отработка силовых упражнений: запрыгивания на скамью, различные выпрыгивания вверх с
подтягиванием коленей к груди, запрыгивания на тумбу с места или с 2-3 шагов, имитация
нападающего удара с ударом по мячу.
Содержание учебного материала
Виды технических действий в защите.
Практическое занятие.
Отработка элементов одиночной блокировки: изучение игры нападающих противника; выбор
места для блокирования до подачи; ориентировка по игрокам противника, делающим первую
и вторую передачи; ориентировка по полету мяча (выбор места для прыжка); ориентировка по
действиям
нападающего
и
принятие
решения;
этап
собственного
блокирования;
заключительная часть одиночного блокирования.
Практическое занятие. Отработка элементов парного блокирования: согласование действий с
партнером по команде; изучение игры нападающих противника; выбор места для блокирования до
подачи; ориентировка по игрокам противника, делающим первую и вторую передачи; ориентировка
по полету мяча (выбор места для прыжка); ориентировка по действиям нападающего и
принятие решения; этап собственного блокирования; заключительная часть парного
блокирования.
Практическое занятие. Отработка элементов приёма мяча с падением и перекатом на спину.
Содержание учебного материала
Составление схем игры для индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
Практическое занятие. Проведение игры по правилам волейбола, установленными 35-м Конгрессом
ФИВБ2016.Расстановка игроков на площадке.
Практическое занятие. Отработка комбинаций в нападении: командные тактические действия
(системы игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные
тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры.
Практическое занятие. Отработка комбинаций в защите: командные тактические действия (системы
игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные
тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры. Действия команды в
защите определяются тремя основными моментами состояния игры: приема подачи, приема
атакующего (нападающего) удара или отскочившего мяча от блока соперника (страховка
атакующего игрока).
Самостоятельная работа. Совершенствование тактики игры в защите.
Практическое занятие. Совершенствование техники нападения: прямой нападающий удар, боковой
нападающий удар, борьба против блока. Совершенствование техники защиты: прием мяча снизу двумя
руками в опоре и в падении, «прием мяча снизу одной рукой в опоре», «Прием мяча одной рукой снизу
в падении».Блокирование; «Блок зонный», «Ловящий блок».
Самостоятельная работа. Отработка техники игры в волейбол.
5
19
4
2
5
5
5
51
4
2
5
5
5
6
5
6
8
Тема 4.5
защите.
Тактика игры в
Тема 4.6 Тактика игры в
нападении.
Тема 4.7 Игра по правилам
Практическое занятие.
Отработка тактики в защите: командные тактические действия (системы игры), групповые
тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические
действия при использовании всех технических средств ведения игры.
Практическое занятие.
Отработка тактики в нападении: командные тактические действия (системы игры), групповые
тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические
действия при использовании всех технических средств ведения игры. Учебная игра.
Практическое занятие. Проведение игры по правилам волейбола, установленными 35-м Конгрессом
ФИВБ 2016. Расстановка игроков на площадке. Расстановка игроков в защите.
Раздел 5. Организация и
проведение соревнований по
волейболу.
Тема 5.1. Организационная
работа и подготовка к
проведению соревнований
Тема 5.2. Судейство
соревнований
Раздел 6. Организация и
методика проведения урока по
волейболу
Тема6.1. Требования к уроку по
волейболу
Тема6.2.Разработки конспектов
и отдельных частей урока по
волейболу
5
5
5
25
Содержание учебного материала
Системы соревнования: круговое способ, с выбыванием, и смешанный способ. Спортивный календарь;
Составление спортивного календаря. Расписание. Виды соревнований по баскетболу; По характеру, по
назначению, положение о соревнованиях. Подготовка мест, оборудования и инвентаря при проведении
соревнований по волейболу.
Практическое занятие. Составление спортивного календаря. Подготовка мест соревнования,
оборудования и инвентарь.
Содержание учебного материала
Официальные жесты руками судей игры в волейбол. Состав судейской коллегии; Ознакомление с
обязанностями судей, их функциями на соревнованиях Правила соревнований по волейболу;
Ознакомление с правилами определения победителей, нарушений правил по волейболу. Правила
соревнований по волейболу; Ознакомление с правилами определения победителей, нарушений правил
по волейболу.
Самостоятельная работа. Самостоятельное проведение соревнований школьников.
Самостоятельная работа. Наблюдение за ходом соревнований, работой судей.
Содержание учебного материала
Педагогические требования к современному уроку по волейболу. Подготовка рабочей тетради учителя
физкультуры. Структура урока по волейболу; Ознакомление с особенностями и характеристиками
отдельных частей урока.
Самостоятельная работа. Просмотр урока во время педагогической практики, их анализ.
Содержание учебного материала
4
2
5
4
2
6
6
14
4
2
6
2
2
Конспект урока по волейболу; Составление конспекта на заданную тему, согласно теме и поставленной
задаче.
9
Раздел 7.Совершенствование
техники игры в волейбол
Тема 7.1 Совершенствование
верхней и нижней «прямой» и
«боковой» подачи
Тема 7.2 Совершенствование
тактики игры в защите
Тема 7.3 Совершенствование
тактики игры в нападении
Тема 7.4 Совершенствование
изученных приемов в учебных
играх
Раздел 8.Меры безопасности на
занятиях по волейболу
Тема 8.1 Требования к мерам
безопасности при проведении
соревнований
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе, устные ответы по билетам
2
19
Практическое занятие. Совершенствование техники подачи: подбрасывание мяча, траектории
движения мяча снизу вверх. Исправление ошибок при подаче.
5
Практическое занятие. Совершенствование тактики игры в защите включает командные, групповые и
индивидуальные тактические действия. Отработка приёма-подачи, атакующего удара. Учебная игра.
5
Практическое занятие. Совершенствование тактики игры в защите включает командные, групповые и
индивидуальные тактические действия. Отработка передачи, атакующего удара. Учебная игра.
Практическое занятие. Организация и проведение двусторонней игры в волейбол. Правила игры.
Организация блицтурниров по волейболу в учебной группе.
5
4
3
Содержание учебного материала
Требование к нормативам по освещению зала и форме участников соревнований.
Самостоятельная работа. Оснащение спортивного зала, соблюдение техники безопасности.
2
Всего
2
1
261
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение занятий (МТО)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, универсального спортивного
зала.
Оборудование учебного кабинета (ОУК) :
1 рабочие места по количеству обучающихся;
2 рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером, проектором, экраном,
колонками;
3 наглядные пособия,
4 учебные карточки,
5 тесты,
6 КИМы,
7 кинофильмы.
8 технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и
выходом в Интернет, мультимедийный проектор, колонки.
Оборудование спортивного зала (ОСЗ):
1. волейбольные стойки,
2. волейбольная сетка,
3. доска для отталкивания,
4. гимнастические маты,
5. баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные мячи,
3.2. Информационное обеспечение занятий
Основные источники (ОИ):
1. Основы обучения технике игры в волейбол: учебное пособие / А.А. Гераськин,
Б.П. Сокур, И.А. Рогов, Т.А. Колупаева; Министерство спорта Российской Федерации,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск:
Издательство СибГУФК, 2014. - 280 с. : схем., табл., ил. - Библиогр.: с. 274-276.; То же
[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336072
2. Железняк,
Ю.Д.,
Портнов
Ю.М.,
Савин
В.П.,
Лексаков
А.В.Спортивные
игры:Техника,
тактика,
методика
обучения.
[Текст]:
учебник.
2-е
изд.,
стереотип.
М.:
Академия,
2004.
520
с.
(Высшее
профессиональное
образование). 2.Железняк, Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В.
3. Спортивные
игры:
Совершенствование
спортивного
мастерства
[Текст]:
учебник. - М.: Академия, 2004. - 400 с. : ил. - (Высшее профессиональное
образование)
4. Кондаков В.Л.: Организация и проведение соревнований по волейболу в вузе. - Белгород: БелГУ, 2010
5. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 144
с.
6.
Дополнительные источники (ДИ)
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.B. Евсеев. -6-ое изд. – Ростов
н/Д: Феникс, 2010. – 444 с. – ISBN 5-222-15572-1
культура и физическая подготовка: электронный учебник / Под общ.
Ред. В.Я. Кикотьа. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электрон. Диск PDF. – ISBN 5 -23802003
3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни
студента: учебное пособие / Виленский М.Я., Горшков А.Г. – 3-е изд., стереот. – М.: КНОРУС,
2013. – 240 с. – ISBN 5-40602935-0.
2. Физическая
11
4. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2005. - 112 с.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М., 1988. - 192 с.
Интернет-ресурсы.
1. Российское образование. Федеральный образовательный портал - Режим доступа:www.edu.ru.
2. Портал Министерства спорта РФhttp://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/
3. Портал Департамента физической культуры и спорта г. Москвы http://www.mossport.ru/
4. Портал здорового образа жизни http://www.rusmedserver.ru/
5. Электронно библиотечная система (ЭБС)http://www.book.ru/
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Таблица 3
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по
волейболу;
- выполнять профессионально значимые двигательные
действия по волейболу;
- использовать терминологию волейболу;
- применять приемы страховки и самостраховки при
выполнении физических упражнений;
- обучать двигательным действиям волейболу;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт
оборудования и инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для занятий
волейболом в соответствии с его назначением и
особенностями эксплуатации;
Знать:
- историю и этапы развития волейбола;
- терминологию в волейболе;
- технику профессионально значимых двигательных
действий в волейболе;
- содержание, формы организации и методику проведения
занятий по волейболу;
- методику обучения двигательным действиям в волейболе;
- особенности и методику развития физических качеств в
волейболе;
- основы судейства в волейболе;
- разновидности спортивно-оздоровительных сооружений,
оборудования и инвентаря для занятий волейболом,
особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к физкультурноспортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение, выполнение
контрольных упражнений
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение
Наблюдение за процессом
проведения учебного занятия
Наблюдение
Наблюдение
Письменный опрос, тестирование
Устный опрос, тестирование,
наблюдение
Выполнение контрольных
упражнений, наблюдение
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Письменный опрос, наблюдение
Письменный опрос, наблюдение,
тестирование
Наблюдение
Наблюдение
Письменный опрос, тестирование
Разработчики:
- Агаев Н. Н., преподаватель по физической культуре ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова».
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»