Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ПЕДАГОГИКА
Специальность 49.02.01. «Физическая культура »
2021г.
1
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж»
им. Г.Б Казиахмедова
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 ПЕДАГОГИКА
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01. «Физическая культура »
(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00. «Образование и педагогические науки »
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.
Разработчик:
Самедова Л.А.., преподаватель по программам начального общего образования ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» преподаватель высшей категории
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» для применения в
учебном процессе.
Рецензенты:
- Л.Г.Зотова, директор МБОУ СОШ №12, Отличник народного просвещения РД,
Заслуженный работник образования РД
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
ОСВОЕНИЯ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 1 ПЕДАГОГИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
программы
подготовкиспециалистов среднего звена
в соответствии с ФГОС по
специальностиСПО49.02.01.«Физическая культура », входящей в состав укрупненной
группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации
и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных
типов и видов ОУ на различных ступенях образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и
условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе
обучения, основы развивающего обучения, дифференциации индивидуализации
обучения и воспитания;
педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной
дезадаптации;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику
и статистику;
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и
результатов обучения;
4
средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы
оценочной деятельности педагога
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
160
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
106
в том числе:
практические занятия
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
Подготовка к повторительно-обобщающему семинару по теме «Предмет,
задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной
педагогики»
Составить презентацию по теме «Норма и отклонение развития
человека».
Разработать схему критериев оценки явления «норма-отклонение» по
разным авторам.
Составить тестовые задания по данной теме (не меньше 10).
Подготовить аннотацию 2-3 статей/или/учебных пособий/или монографий
по данной теме. Ориентируйтесь на год издания – последние два года.
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 01. Педагогика
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение в педагогическую профессию.
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Введение в
педагогическую
деятельность
3
1.Возникновение и становление педагогической профессии
2. Особенности и своеобразие педагогической профессии. Профессиональные требования к
личности педагога.
1
3
2
2
3. Профессиональная компетентность учителя. Теоретическая и практическая готовность к
педагогической деятельности. Педагогическое мастерство.
Самостоятельная работа обучающихся
3
1.Подготовить реферат на тему; Современное общество и учитель
2.Написать сочинение на тему «Педагогическая профессия в 21веке»
Раздел 2.
Общие основы педагогики
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Общие основы
1. Возникновение и развитии педагогической науки. Воспитание и развитие подрастающего
1
7
педагогики
поколения на разных этапах развития общества.
1
2. Педагогика как наука о воспитании Объект, предмет, задачи функции педагогики.
3.Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система
педагогических наук.
4
1
4.Основные категории педагогики: образование, обучение, педагогический процесс,
педагогическое взаимодействие, педагогическая система, педагогическая технология,
педагогическая деятельность, педагогическая задача, развитие, формирование.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа над понятиями. Составление опорных схем педагогических идей великих педагогов
прошлого. Написание рефератов о жизни и педагогической деятельности Я.А.Каменского,
Д.Локка, И.Гербарта, К.Д.Ушинского и др.
2.Написать сочинение или эссе на одну из тем по выбору:
4
«Современная педагогическая наука», «Педагогика-это наука или искусство».
Написание
творческой работы о взаимосвязи педагогической науки или практики
3.Составить словарь педагогических понятий.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
5
8
Ребенок как
объект, субъект
целостного
педагогического
процесса
1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Понятия «индивид», «личность»,
«индивидуальность», «человек» .
2
3
1
2. Факторы влияющие на развитие личности наследственность, среда, воспитание, активность
личности. Взаимосвязь развития и воспитания.
2
3. Особенности развития на разных возрастных этапах. Основные характеристики
возрастного периода.
Практическое занятие
Составление психолого - педагогической характеристики на ребенка младшего школьного
возраста
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Методы
педагогических
исследований
1.Подбор примеров влияние разнообразных факторов на развитие человека на разных этапах
его развития.
2
Содержание учебного материала
3
1.Понятие о методологии. Методы педагогических исследований: теоретические и
эмпирические.
2. Характеристика традиционных педагогических методов: наблюдение изучения опыта,
анализ школьной документации, беседа, изучение продуктов ученического творчества,
педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.
ё
2
3
2
3. Методы изучений групповых явлений: анкетирование, метод изучения группой
дифференциации. Количественные методы педагогики.
2
9
Самостоятельная работа
1.Заполните таблицу «Характеристика методов исследования»
2
10
Тема 2.4.
Целостный
педагогический
процесс
Содержание учебного материала
1.Сущность, факторы и структура целостного педагогического процесса
1
2.Педагогическое взаимодействие. Вида педагогического взаимодействия.
2
3. Основные компоненты педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно
– деятельностный, эмоциональный-мотивационный, контрольно-оценочный
6
2
2
4.Функции, движущей силы , противоречия педагогического процесса.
1
5.Закономерности и принципы педагогического процесса.
1
6.Этапы и логика построения целостного педагогического процесса.
Самостоятельная работа
2
1.Составьте хронологическую таблицу развития содержания понятия "педагогический
процесс". Составьте план выступления на тему "Деятельность учителя - творчество".
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
4
Образовательная
система России 1.Система образования: факторы ее развития и совершенствования.
2.Структара и принципы системы образования Российской Федерации: ФГОС,ООП, система
образовательных учреждений, органы управления образования.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принципы государственной
образовательной политики. Формы получения образования.
1
4
2
1
2
4. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура непрерывного образования.
Самостоятельная работа
11
1.Изучить Конституцию РФ и Закон РФ « Об образовании».
3
2.Сравнить систему непрерывного образования России и любой страны по выбору.
12
Раздел 3.
Тема 3.1.
Дидактика как
педагогическая
теория
обучения.
Теория образования и обучения.
Содержание материала
1.Общее понятие о дидактике. Объект и предмет задачи и функции. Основные понятия
дидактики.
4
1
4
1
2.Понятие дидактическая система. Характеристика традиционной, педоцентристской и
современной дидактических систем.
Практическое занятие.
2
1.Дидактические системы и подходы их реализации.
Самостоятельная работа.
1.Выполните свой прогноз развития дидактики на ближайшие 100 лет. Перечислите
возможные открытия, которые будут сделаны в этой области.
3
2.Сравнительный анализ современных концепция обучения.
Тема 3.2.
Процесс
обучения в
школе как
система.
Содержание материала
4
1.Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура обучения. Функции
обучения. Движущие силы процесса обучения.
2.Обучение как сотворчество учителя и ученика. Деятельность учителя и учащихся в
процессе обучения.
1
2
2
4
Практическое занятие
1.Реализация функций процесса обучения (составление конспектов урока, просмотр в виде
урока)
2
13
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составьте познавательные проблемные задачи по одной теме (предмет по выбору)
Тема 3.3.
Закономерности
и принципы
обучения
Содержание материала
2
1.Понятие закона, закономерности и принципы обучения. Характеристика закономерности
обучения.
4
2.Принципы обучения и характеристика.
Самостоятельная работа
2
1.Система принципов современной системы обучения как в России, так и за рубежом.
14
Тема 3.4.
Содержание
образования как
основа базовой
культуры
личности
Содержание материала
4
1.Понятие содержания образования и его исторический характер.
2.Факторы. Принципы и критерии отбора содержания образования.
4
3.Государсвтенный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и
качества образования.
1
2
1
4.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы,
программы, учебники учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения
в современных условиях.
1
2
Самостоятельная работа
1.Изучение и анализ носителей содержания образования
2.Самостоятельный реферат «Проблемы введения стандартов в образование».
6
3.Написать реферат «Перспективы развития содержания общего образования».
4.Пользуясь учебным планом составить расписание из одного из классов на одну неделю.
5. Охарактеризовать целесообразность использования дидактических опор в обучении
Тема 3.5.
Содержание материала
11
15
Методы обучения
в целостном
педагогическом
процессе
1.Общее понятие о методах обучения, приемах, и средствах обучения.
2.Классификация методов обучения: методы обучения по источнику получению знаний:
словесные, наглядные, практические.
1
7
2
2
3.Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной
деятельности учащихся.
1
4.Классификация на основе целостного подхода к обучению.
1
5.Имитационные методы обучения.
2
6.Понятие средств. Классификация средств обучения. Использование современных
информационных средств в обучении школьников . Выборы методов, приемов и средств
обучения в зависимости от поставленных задач.
2
Практическое занятие
4
1.Анализ инновационных методов обучения(Составление и заполнении таблицы)
2.Защита фрагмента урока использованием активных методов обучения.
Самостоятельная работа
1.Используя книгу «Педагогический поиск» выпишите 5-6 приемов эффективного
использования разнообразных методов обучения.
4
2.Анализ эффективности применения репродуктивных и продуктивных методов обучения.
16
Тема 3.6.
Содержание материала
Организационные
формы обучения 1.Понятие о формах обучения и организации учебного процесса.
и организация
учебного процесса 2.Виды современных организационных форм обучения: фронтальная форма,
индивидуальная форма, групповая форма.
11
1
7
2
2
3.Харктеристика классно-урочной системы ,ее достоинства и недостатки.
2
4.Урок, как основная форма организации обучения в школе. Современные требования к
уроку в свете ФГОС.
1
5.Типы уроков в свете ФГОС.
2
6.Вспомогательные формы обучения.
Практическое занятие
1.Защита фрагмента урока в роли учителя.
4
Самостоятельная работа
1.Посещение урока с последующим анализом.
4
2.Смоделируйте фрагмент урока с использованием одной из общих форм обучения.
Содержание материала
7
17
Тема 3.7.
Контроль в
процессе
обучения
1.Контроль успеваемости. Требования к контролю. Функции контроля.
5
1
2.Виды, методы и формы контроля.
2
3.Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивании и выставления оценок.
2
Практическое занятие
1.Провести и проанализировать тесты обученности, успеваемости, достижений с
последующим анализом.
2
Самостоятельная работа
1.Написать реферат на тему «Без отметочное обучение», « Система оценивания учащихся в
свете введения ФГОС»
3
2.Изучить систему педагогического контроля и учета знаний обучающихся одного из
педагогов новаторов.
18
Теория и методика воспитания
Раздел 4.
Тема 4.1
Воспитание в
педагогическом
процессе.
Содержание материала
2
1. Сущность процесса воспитания. Понятие воспитания, самовоспитания, перевоспитания.
1
2.Цели и задачи воспитания на современном этапе. Движущие силы и логика
воспитательного процесса.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Принципы
воспитания
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Анализ основных положений.
2
Содержание материала
5
1.Общие закономерности процесса воспитания.
3
2.Принципы воспитания и их специфика.
2
2
Практическое занятие
1.Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств воспитания.
2
Самостоятельная работа
1.Изучить книгу Ильина Е.Н. «Путь к ученику». Изучить книгу о Ш.А. Амонашвили
«Здравствуйте, дети! Как живете дети»
2
2.Проанализировать воспитательные мероприятия с точки зрения реализации в нем
принципов воспитательной работы.
Содержание материала
7
19
2
1.Понятия о методах воспитания и их классификации.
Тема 4.3.
Общие методы
воспитания.
2
2.Характеристика методов воспитания.
5
3.Формы воспитания.
2
4.Современные концепции воспитания.
Практическое занятие
2
1.Методы воспитания
Самостоятельная работа
1.Составьте схему взаимосвязи элементов движущего механизма педагогического процесса
«Средства, формы, методы воспитания».
2
2.На примере одного-двух внеклассных мероприятий (вечер, КВН и др.) покажите
применение средств, методов воспитания.
20
Содержание материала
Тема 4.4.
Воспитание в
учебной и вне
учебной
деятельности
младших
школьников.
11
1.Содержание воспитания. Основные подходы к содержании. Воспитания базовой культуры
личности на основе к концепции КДНР.
2
2
2.Экономическая и экологическое воспитание личности.
2
3.Гражданское и воспитание основ и формирование основ гражданской личности. Правовое
воспитание.
4.Формирование мировоззрений школьников. Умственное воспитание.
2
6
2
2
5.Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и
профессиональная ориентация школьников.
6.Этическое и эстетическое воспитание. Воспитание физической культуры и здорового
образа жизни.
Практическое занятие
5
1. Защита фрагмента воспитательного мероприятия.
Самостоятельная работа
1.Разработать конспект внеклассного мероприятия (классного часа, внеклассного
мероприятия по выбору.
Раздел 5.
2
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Содержание материала
4
21
Тема 5.1.
Коррекционная
педагогика в
системе наук о
человеке.
1.Объект предмет и задачи, основные категории коррекционной педагогики.
4
2.Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Предпосылки школьной
дезодаптации. Педагогические факторы школьной дезадаптации. Формы, причины, уровни,
факторы школьной дезадаптации.
3.Харктеристика детей с трудностями в обучении. Дети ЗПР в условиях
общеобразовательной организации.
Практическое занятие
1
1.Изучить и проанализировать медицинскую документацию одного ребенка с целью
выяснения причин недоразвитии.
1
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить словарь основных понятий коррекционной педагогики.
4
2.Анализ предпосылок школьной дезадаптации.
Всего :
160
22
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и
психологии с возможностями адаптивного обучения.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий (в т.ч. на электронных носителях);
организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся
инвалидов и обучающихся с особыми возможностями здоровья: дополнительные
места для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, увеличение прохода между рядами.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Закон РФ об образовании
2. В.А. Сластенин «Педагогика». М.: Академия, 2013
Дополнительные источники:
1. Борытко Н.И. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006
2. Теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнов. Педагогика. М.: Академия,
2006
3. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность. М.:
Академия, 2007
4. Анисимова О.А., Митин Г.В., Митина Л.М. Профессиональная деятельность и
здоровье педагога. М.: Академия, 2005
5. Агафонова А.С., Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. Практикум.
М.: Академия, 2007
6. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия,
2006
7. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой, М.: Академия, 2007
8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. М.: Академия, 2007
9. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. « Теория и методика воспитания детей
младшего школьного возраста». М. «Академия», 2014
Интернет-ресурсы
23
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
http://pedagogika.snauka.ru/ Научно-практический журнал «Современная
педагогика».
http://минобрнауки.рф/ сайт Министерства образования
http://www.prosv.ru/ издательство Просвещения
http://1сентября.рф/ издательский дом 1 сентября
http://infourok.ru/ сайт инфоурок
http://www.edu.ru/ Министерство образования и науки РФ
http://www.openet.ru/ Российский портал открытого образования
http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической
документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым
нормативным и учебно-методическим материалам, сопровождающим все виды
аудиторной и внеурочной работы.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы учебной дисциплины обеспечивается педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю данной программы.
24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
оценивать постановку цели и задачи
уроков, внеурочных мероприятий и
занятий, определять педагогические
возможности
и
эффективность
применения различных методов,
приемов,
методик,
форм
организации обучения и воспитания;
анализировать
педагогическую
деятельность, педагогические факты
и явления;
находить
и
анализировать
информацию, необходимую для
решения
профессиональных
педагогических проблем, повышения
эффективности
педагогической
деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных
проблемах образования, тенденциях
его развития и направлениях
реформирования
Знания:
практическая работа;
результаты внеаудиторной самостоятельной
работы
практическая работа;
результаты внеаудиторной самостоятельной
работы
практическая работа;
взаимосвязь педагогической науки и результаты самостоятельной работы
практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в
обучении
и
педагогической
деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности
содержания
и
организации
педагогического
процесса в условиях разных типов и
видов ОУ на различных ступенях
образования;
формы, методы и средства обучения
и воспитания, их педагогические
возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия выступление
на
научно-практических
25
развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы
развивающего
обучения,
дифференциации индивидуализации
обучения и воспитания;
педагогические
условия
предупреждения
и
коррекции
социальной
и
школьной
дезадаптации;
понятие нормы и отклонения,
нарушения
в
соматическом,
психическом,
интеллектуальном,
речевом,
сенсорном
развитии
человека (ребенка), их систематику и
статистику;
особенности работы с одаренными
детьми,
детьми
с
особыми
образовательными потребностями,
девиантным поведением;
приемы привлечения учащихся к
целеполаганию,
организации
и
анализу процесса и результатов
обучения;
средства контроля и оценки качества
образования,
психологопедагогические основы оценочной
деятельности педагога
конференциях,
участие
в
олимпиаде
психолого-педагогической
устный опрос
контрольная работа
контрольная работа
письменный опрос
контрольная работа
устный опрос, тестовое задание
26
устный опрос
письменный опрос, тестовое задание
работа в группах, дискуссия
устный опрос, тестовое задание
27