Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
По профессиональному модулю
образовательного процесса
индекс и наименование ПМ
ПМ.03 Методическое обеспечение
Код и наименование специальности 49.02.01. «Физическая культура»
входящей в состав УГС 49.00.00. Физическая культура и спорт
код и наименование укрупненной группы специальностей
Квалификация выпускника: педагог по физической культуре и спорту
Дербент 2021
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03 Методическое обеспечение
образовательного процесса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01.Физическая культура (углубленной подготовки), входящей в состав
укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая культура и спорт
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г.
Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Дмитриева Н. И., преподаватель по физической культуре ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова» - Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории, Почетный работник СПО РФ.
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж» для применения в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
14
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Методическое обеспечение
образовательного процесса является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности
49.02.01 Физическая культура
(углубленной подготовки),входящей в состав укрупненной группы специальностей 49.00.00.
«Физическая культура» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы
(рабочие программы, учебно-методические планы) на основе федерального государственного
образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа
образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и
анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического
воспитания.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки)
- для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в
учебной деятельности.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля- требования к результатам освоения
профессионального модуля:
- с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля
должен: иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов
(рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов и
примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам физической
культуры, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты и примерные программы;
- определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся в образовательном
учреждении;
- осуществлять планирование с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической
подготовленности;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и
проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования,
подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические основы методической деятельности в области физического воспитания детей,
подростков и молодежи;
- теоретические основы, методику планирования физического воспитания и требования к
оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий физического воспитания;
-методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и
занятий;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;
- погрешности измерений, теорию тестов;
- метрологические требования к тестам ;
- методы количественной оценки качественных показателей;
- теорию оценок, шкалу оценок, нормы;
- концептуальные основы и содержание примерных программ по физической культуре;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметноразвивающей
среды физического воспитания;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию,
конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
.
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 48 часов.
1.Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности МДК.03.01 Теоретические и прикладные аспекты
методической работы учителя физической культуры, в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК3.3.
ПК 3.4.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.
Наименование результата обучения
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе
федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных
образовательных программ с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического
воспитания.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.03 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя по
физической культуре и спорту
Коды
профе
ссион
альны
х
компе
тенци
й
1
Наименования разделов профессионального модуля
2
Раздел ПМ 1. Теоретические основы организации
методической работы учителя физической
культуры
Раздел.2. Требования к созданию предметноразвивающей среды в физической культуре
Раздел.3. Систематизация и оценивание
педагогического опыта и образовательных
технологий в области физической культуры на
основе изучения профессиональной деятельности
спортсмена
Раздел.4. Организация исследовательской.
проектной деятельности в области физкультуры
Всего
часов
(макс.уч
ебная
нагрузка
и
практик
и)
3
34
Объем времени, отведенный на освоение
Практика
междисциплинарного курса
Обязательная аудиторная Самостоятельная Уче Производстве
учебная нагрузка
работа
бная
нная (по
обучающегося
обучающегося
,
профилю
часо специальност
Всег В т.ч. лаб.
В т.ч.
Всего
В т.ч.
в
и), часов
о,
и
курсовая
,
курсовая
часо практичес работа
часов
работа
в
кие
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
4
5
6
7
8
9
10
22
2
10
23
14
3
6
40
22
8
10
47
22
3
22
Производственная практика (по профилю
специальности)
Всего:
36
144
96
16
48
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов
профессиональ
ного
модуля (ПМ),
междисциплинарн
ых курсов (МДК)
и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работ (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоени
я
2
3
4
Раздел ПМ 1. Теоретические основы организации методической работы учителя физической культуры
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления
Организация
методической работы. Виды и формы организации методической работы.
методической
Государственно-общественные объединения учителей школы: педагогический совет, учебно-методический
работы в
образовательн совет, методическое объединение и т.д. Работа учителя в коллективе и команде, взаимодействие с
ом
руководством, коллегами и социальными партнерами.
учреждении
Основы методической работы учителя физической культуры
Виды научно-методической работы учителя: методическая, исследовательская, экспериментальная работа.
Содержание методической работы: отбор содержания образования, проектирование образовательного
процесса, выбор способов контроля знаний и умений учащихся, моделирование воспитательного процесса
Практическое занятие. Планирование и организация учителем собственной деятельности
Определение методов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. Оценка
рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях.
Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Осуществление профессиональной деятельности с соблюдением
правовых норм ее
регулирующих.
Исполнение воинской обязанности (для юношей) с применением профессиональных знаний. Участие в работе
методического объединения учителей физической культуры
Тема 1.2.
Анализ и
разработка
учебнометодического
обеспечения
Содержание учебного материала
Нормативная, учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя
физической культуры.
Концептуальные основы и содержание ФГОС СПО, примерных
и вариативных
образовательных программ.
6
2
2
16
4
учебного
процесса.
Тема 2.1.
Учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, поурочное планирование,
отчетная документация. Должностные инструкции учителя физической культуры. Локальные нормативные
акты.
Анализ нормативной, учебно-методической документации
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта СПО. Анализ примерных программ
СПО. Концептуальные основы и содержание примерных программ СПО
Изучение рекомендаций по ведению классного журнала. Заполнение страницы журнала.
Изучение требований к ведению личных дел учащихся. Заполнение личного дела учащегося.
Анализ вариативных (авторских) программ и учебников по предметам начальной школы.
Концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования.
Изучение методических рекомендаций по разработке рабочей программы.
Разработка рабочей программы по предметам начальной школы.
Изучение методических рекомендаций по разработке календарно-тематического плана.
Разработка календарно-тематического плана
Раздел.2. Требования
Содержание учебного материала.
к созданию предметно-развивающей среды в физической культуре
8
2
Характеристик
а предметно развивающей
среды.
Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в современном
образовательном учреждении. Спортивный зал (урок физкультуры) как база для успешного выполнения
образовательной программы. Осуществление профилактики
травматизма учащихся.
Создание предметно-развивающей среды в спортивном зале (на уроке физкультуры)
Участие учителя физической культуры в создании предметно-развивающей среды.
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды.
Оформление кабинета физкультуры, спортивного зала, тренажерного зала.
Практическое занятие. Экскурсия по спортивным залам общеобразовательных школ с целью изучения
различных вариантов создания предметно-развивающей среды..
Тема.2.2.
Содержание учебного материала.
Ведение
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета физкультуры, спортзалу.
документации
Паспорт кабинета. Перспективный план развития кабинета. Требования к ведению документации.
Практическое занятие. Изучение положения о кабинете и должностных инструкций заведующего кабинетом.
Составление макета паспорта кабинета
Раздел.3. Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области физической
культуры на основе изучения профессиональной деятельности спортсмена
1
6
2
2
Тема.3.1.
Изучение и
анализ
проблем
физической
культуры и
спорта
Содержание учебного материала.
6
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области физической культуры.
Сравнение эффективности применяемых методов, выбор наиболее эффективных образовательных
технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста учащихся.
Особенности инновационной деятельности учителя физической культуры.
Изучение
и анализ педагогической и методической
литературы, современных
образовательных ресурсов по проблемам физкультуры
Психолого-педагогические
и методические периодические издания.
Современные
образовательные ресурсы в методической работе учителя физкультуры.
Обобщение педагогического опыта
Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта. Требования к
оформлению результатов обобщения опытом.
Логика подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию,
конспектированию.
Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Практическое занятие. Использование современных образовательных ресурсов в методической работе учителя
физической культуры.
Наблюдение и анализ урока с использованием современных образовательных технологий.
Создание методических картотек (тематических, алфавитных, электронных)
Тема 3.2.
Организация
деятельности
педагога по
самообразован
ию и
самовоспитани
ю.
Содержание учебного материала.
Тема 3.3.
Оформление
портфолио
педагогических
достижений
Содержание учебного материала.
Виды и структура портфолио. Требования к оформлению и содержанию портфолио.
. Практическое занятие. Виртуальная
экскурсия
по индивидуальным сайтам
педагогов.
электронных портфолио педагогов.
Изучение положения о портфолио и методических рекомендаций по созданию портфолио.
Анализ портфолио педагогов с точки зрения соответствия требованиям.
1
6
Непрерывное образование учителя физической культуры
Процесс самообразования педагога. Направления и источники самообразования. Использование
информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
Осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания и смены
технология. Осознанное планирование повышения
квалификации
Практическое занятие. 1. Планирование деятельности педагога по самообразованию и самовоспитанию
Практическое занятие. 2 Изучение готовности студента к профессиональному саморазвитию Составление
программы профессионального самосовершенствования педагога.
2
2
1
6
Анализ
2
2
2
Тема 3.4.
Содержание учебного материала.
4
Анализ и
самоанализ
педагогической
деятельности
Педагогическая Практическое занятие. Педагогическая
рефлексия педагогической
деятельности.
рефлексия.
теста «Изучение затруднений в педагогической деятельности»
Раздел.4. Организация исследовательской. проектной деятельности в области физкультуры
Проведение
Тема.4.1.
Содержание учебного материала.
Оформление
отчетов и
подготовка к
выступлениям
Оформление отчетов и подготовка к выступлениям. Требования к оформлению реферата. Этапы работы над
рефератом. Требования к содержанию, структуре и оформлению реферата. Подготовка к выступлению.
Условия успешной самопрезентации. Оформление результатов выступления.
Подготовка выступления с презентацией отчета о выполненной работе. Ознакомление с компонентами и
приемами педагогической техники, способствующими успешному публичному выступлению.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала.
Основы
исследовательс
кой
деятельности в
области
физкультуры
2
Мониторинг педагогической деятельности. Анализ и самоанализ педагогической деятельности
Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности
2
6
2
6
2
Исследовательская деятельность учителя физкультуры
Виды исследовательских работ. Методы исследования психолого-педагогических проблем. Количественная
и качественная обработка результатов исследования. Использование результатов исследований с целью
совершенствования учебно-воспитательного, учебно- тренировочного процесса в школе.
Технология работы с информационными источниками
Работа с библиотечным каталогом. Составление собственных картотек. Особенности работы с научной
литературой по теме исследования. Правила оформления списка литературы и правила введения авторов в
текст работы, цитирование, оформление ссылок и сносок.
Требования к структуре и оформлению исследовательских работ
Требования к оформлению титульного листа, плана работы, списку литературы.
Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к соблюдению технических правил:
поля, сноски, ссылки, красные строки и т.д.
Требования к оформлению отзывов и рецензий на исследовательскую работу.
Практическое занятие.
1
Составление списка литературы по определенной теме. Составление каталожных карточек.
Составление списка литературы по определенной теме. Составление каталожных карточек.
Количественная и качественная обработка результатов исследования..
Тема 4.3. Основы
проектной
деятельности в
Содержание учебного материала.
Теоретические аспекты проектирования в образовании
Проектная деятельность в образовании. Типология проектов. Принципы конструирования и проектирования
индивидуальных проектов.
10
2
области
физической
культуры.
Проектная деятельность учителя физической культуры.
Виды проектов.
Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление
проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. Деятельность на различных этапах
проектирования. Уроки-проекты. Их особенности, методика подготовки и проведения.
Организация проектной деятельности школьников.
Особенности создания проектов в 1-11 классах. Особенности организации проектной деятельности
школьников по физкультуре.
Практическое занятие. Наблюдение и анализ урока (внеклассного занятия, секционного занятия): «Изучение
опыта работы учителей по организации проектной деятельности учащихся». Разработка урока – проекта.
Оформление результатов проекта. Защита проекта. Разработка рекомендаций для учителя физической
культуры по организации проектной деятельности школьников.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Изучение плана работы методического объединения учителей физической культуры.
Анализ нормативной и методической документации.
Изучение методических рекомендаций по разработке программ и календарно- тематических планов, по созданию УМК по
предмету.
Разработка рабочей программы по физической культуре. Разработка календарно-тематического плана.
Создание индивидуального плана работы учителя.
Самооценка студентом своей компетентности в области современных педагогических технологий
Проведение и анализ результатов методики «Оценка сформированности конструктивно- содержательных и конструктивнооперативных умений учителя (Мякинченко Л.П.)
Анализ результатов педагогической рефлексии. Интерпретация данных по тесту «Изучение затруднений в педагогической
деятельности»
Поиск в сети Интернет методических материалов по заданным темам: «Портфолио педагога».
Создание портфолио.
Выполнение заданий и упражнений по совершенствованию педагогической техники Подбор и выполнение упражнений
по педагогической технике.
Подготовка рефератов по темам: «Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства», «Речь педагога»,
«Требования к речи и приемы совершенствования» и др.
Подбор игр для развития координации, быстроты реакции и ориентации в пространстве.
Проведение и анализ результатов методики «Владение исследовательскими умениями», «Отношение к исследовательской
деятельности», (Л.П. Мякинченко). Разработка урока- проекта. Подготовка к защите проекта и оформление результатов защиты.
Разработка рекомендаций для учителей физкультуры.
Тематика курсовых работ (проекта). ВКР:
Использование средств физической культуры в целях повышения уровня «физического здоровья» обучающихся.
2
48
Методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста в группах продленного дня.
Организационно-методические особенности работы педагога по физической культуре и спорту.
Методические аспекты физической культуры при нарушениях осанки и сколиозе у детей школьного возраста.
Влияние различных форм оздоровительно-рекреативных занятий на состояние здоровья и физическую подготовленность
занимающихся.
Содержание и методика оздоровительной физической культуры и закаливания для профилактики профзаболеваний.
Учебная практика
Виды работ
36
Анализ учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов(рабочих программ, учебнотематических планов)на основе федеральных стандартов и примерных основных образовательных программ с учетом вида
образовательной организации, особенностей класса, группы и отдельных обучающихся.
Изучать и анализировать педагогическую и методическую литературу по проблемам физической культуры, подготовки и
презентации отчетов, рефератов и докладов.
Оформлять портфолио педагогических достижений.
Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.
Производственная практика
Виды работ
36
Анализировать ФГОС и примерные основные образовательные программы.
Определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся в образовательной организации.
Осуществлять планирование с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических
особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности.
Определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения.
Адаптировать имеющиеся методические разработки.
Готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты.
С помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области
физического воспитания детей, подростков и молодежи.
Использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем.
Оформлять результаты исследовательской и проектной работы.
Определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
144
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие кабинета физического
воспитания.
Технические средства обучения:
- компьютеры, локальная сеть. Выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
подборка видеофрагментов;
дидактические материалы по разделам учебной программы;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
1. . Година Е.З. Антропология Учебник для вузов: М. «Издательство Физкультура и Спорт». 2015.
2. Долматова Д.Н. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия М.: изд. Центр
«Академия». 2010.
3. Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте;
М.: Изд.центр «Академия».2013.
4. Залетаев И.П. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры: М.:
Издательский центр ФИС ,2007.
5. Изаак С.И Модель популяционного мониторинга состояния физического здоровья детей,
подростков и молодежи: М.: Изд. «Баласс». 2009
6. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова Физическая культура. 1-11 кл.: Программы дляобщеобразовательных
учреждений : М.: Издательский центр «Дрофа», 2014М.: Издательский центр «Дрофа», 2014
7. Программа по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов (последнее издание)
Б) Дополнительная
1. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. М.:
Изд.центр «Академия». – 2005.
Периодические издания:
1.Начальная школа (2008-2018 г.)
2. Начальная школа плюс До и после (2008-2018 г.)
Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное государственное учреждение: "Государственный научно-исследовательский
институт
информационных
технологий
и
телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/projects/infotech/
4. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру): http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей
доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля
(освоенные
и оценки
профессиональные
компетенции)
ПК 3.1. Выбирать
- Изучение и анализ профессиональной
- устный опрос;
учебно-методический
литературы, выступлений по актуальным
- контрольная работа;
комплект,
вопросам спортивной тренировки.
- экспертная оценка
разрабатывать учебно- Виды планирования в
конспектов уроков;
методические
спорте. Характеристика основных документов - взаимоанализ
материалы(рабочие
планирования (на примере своего вида спорта). педагогических разработок;
программы, учебно- Составление индивидуального
- тестирование;
тематические планы) на тренировочного плана на различных этапах
- коллективное обсуждение и
основе ФГОС и
подготовки в избранном виде спорта.
оценка на практическом
примерных основных
- Разработка программы спортивной
занятии;
образовательных
подготовки в избранном виде спорта.
- экспертная оценка на
программ с учетом типа - Составление учебно-тематических планов в
педагогической практике и
образовательных
избранном виде спорта для различных этапов
практическом занятии;
организаций,
подготовки.
- зачеты по МДК;
особенностей класса и
- Ознакомление с контрольно-нормативными
- экзамен
отдельных
требованиями в избранном виде спорта.
(квалификационный)
обучающихся
- Анализ программы спортивной подготовки в
избранном виде спорта.
- Разработка рабочей программы спортивной
подготовки в избранном виде спорта.
- Разработка циклового плана спортивной
подготовки в избранном виде спорта
- Разработка положения и программы
соревнования в избранном виде спорта
ПК3.2.
Систематизировать и
оценивать
педагогический опыт и
образовательные
технологии в области
физической культуры
на основе изучения
профессиональ ной
литературы,
самоанализ и анализ
- Анализ профессиональной деятельности;
- систематизация передового педагогического
опыта (создание папки-копилки);
- определение путей самосовершенствования
профессионального мастерства;
- проведение конференции, деловой игры и др.
по вопросам спортивной и оздоровительной
тренировки;
- устный опрос;
- коллективное обсуждение и
оценка на практическом
занятии;
- наблюдение и анализ
проведения уроков в ходе
педагогической практики;
- экспертная оценка на
учебной и производственной
практике, практическом
занятии;
деятельности других
педагогов.
ПК 3.3. Оформлять
педагогические
разработки в виде
отчетов, рефератов,
выступлений.
- подготовка устного выступления, отчета,
конспекта;
- защита реферата.
- оформление отчетной документации.
ПК 3.4.
Участвовать в
исследовательской и
проектной
деятельности в области
физического
воспитания.
- Организация исследовательской
деятельности в области физической культуры
и спорта;
- проведение исследовательских работ, в т.ч.
КР, ВКР;
- защита КР, ВКР.
- текущий контроль в
процессе учебной практики
(ознакомительной,
наблюдательной,
показательных уроков и
занятий)
- устный опрос;
- письменный творческий
отчет;
- коллективное обсуждение и
оценка на практическом
занятии;
- экспертная оценка на
практическом занятии;
- экспертная оценка на
учебной и производственной
практике;
- наблюдение и анализ
проведения уроков в ходе
педагогической практики
- отчет по практике;
- взаимоанализ
педагогических разработок;
- экспертная оценка
педагогических разработок;
- коллективное обсуждение
на практическом занятии
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся
не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый
интерес
ОК 2.
Организовывать
собственную
Основные показатели оценки результата
- активность и инициативность в процессе освоения
вида профессиональной деятельности;
- участие в научно-практических конференциях, в
проектной и исследовательской деятельности т.д.
- наличие положительных отзывов по итогам
практики.
Формы и методы
контроля и оценки
- наблюдение за
обучающимися в процессе
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организации
работодателя по итогам
практики;
- экспертная оценка
рефератов, проектов и т.п.
- обоснованность постановки целей, выбора и - наблюдение за
применения методов решения профессиональных обучающимися в процессе
задач;
освоения вида
деятельность,
- рациональное распределении времени на все
определять методы этапы решения профессиональной задачи;
решения
- своевременность сдачи заданий и отчетов и т.д.
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество
ОК 3. Оценивать
риски и принимать
решения в
нестандартных
ситуациях
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организации
работодателя по итогам
практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене
- обоснованность выбора решения в стандартных и - наблюдение за
нестандартных
ситуациях
педагогической обучающимися в процессе
деятельности
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- отзывы организации
работодателя по итогам
практики;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене
ОК 4.Осуществлять
поиск, анализ и
оценку
информации,
необходимой для
постановки и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и личностного
развития
- рациональное распределение времени на все этапы
решения профессиональных задач;
- необходимость и достаточность использованного
состава источников информации для решения
поставленной задачи;
- оперативность поиска и результативность
использования информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности
-обоснованность
выбора
информационнокоммуникационных технологий (или их элементов)
для
совершенствования
профессиональной
деятельности;
- рациональность и результативность использования
информационно-коммуникационных
технологий
при решении профессиональных задач.
- наблюдение за
обучающимися в процессе
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка
процесса и результатов
выполнения заданий,
требующих поиска и
анализа информации;
- наблюдение и оценка
выполнения задания на
квалификационном
экзамене
- наблюдение за
обучающимися в процессе
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях и
практике;
- наблюдение и оценка
процесса и результатов
выполнения заданий,
ОК 6. Работать в
коллективе и
команде,
взаимодействовать
с руководством,
коллегами и
социальными
партнерами
- соблюдение этических норм при взаимодействии с
обучающимися, преподавателями, администрацией,
студентами;
- точное, полное и своевременное выполнение
обязанностей при работе в команде;
- построение профессионального общения с учетом
социально-профессионального статуса, ситуации
общения, особенностей группы и участников
коммуникации.
ОК 7. Ставить
цели, мотивировать
деятельность
воспитанников,
организовывать и
контролировать их
работу с принятием
на себя
ответственности за
качество
образовательного
процесса
- обоснованность постановки цели, выбора и
применения методов и форм проведения занятий с
обучающимися и мероприятий с родителями;
- соответствие содержания, форм, методов и средств
обучения цели, задачам, теме занятия, возрастнополовым, морфофункциональным и индивидуальнопсихологическим особенностям
обучающихся,
уровню
их
физической
подготовленности,
санитарно-гигиеническим нормам;
- включение в работу всех обучающихся класса,
благоприятный психологический микроклимат на
занятии,
педагогически
целесообразные
взаимоотношения с обучающимися;
- свободное владение содержанием занятия,
логичность и доступность изложения учебного
материала, ответов на вопросы обучающихся;
- владение педагогической техникой применения
различных средств, методов и форм организации
учебной деятельности обучающихся, рациональное
распределение времени на все этапы занятия;
- демонстрация владения техникой выполнения
базовых двигательных действий изученных видов
физкультурно-спортивной
деятельности
и
профессионально-ориентированных двигательных
действий с применением приемов страховки и
самостраховки;
- соблюдение на уроках и занятиях техники
безопасности и требований СанПиН;
- обоснованность подбора и соблюдение требований
к применению контрольно-оценочных средств
процесса и результатов обучения на уроках и
занятиях;
педагогический
такт
при
оценивании,
требующих использования
информационных
технологий; - наблюдение и
оценка выполнения задания
на квалификационном
экзамене;
- экспертная оценка
портфолио
- наблюдение и оценка
взаимодействия и общения
обучающихся в процессе
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях,
практике;
- отзывы организации
работодателя по итогам
практики.
- наблюдение за
обучающимися в процессе
освоения вида
профессиональной
деятельности на
аудиторных занятиях,
практике и оценка уровня
ответственности
обучающегося при
подготовке и проведении
уроков и занятий;
- наблюдение и экспертная
оценка проведенного урока
или занятия;
- отзывы организации
работодателя по итогам
практики
использование содержательных оценок,
помогающих развитию у обучающихся
самоконтроля и самооценки.
ОК 8.
- позитивная динамика достижений в процессе - наблюдение за
Самостоятельно
освоения вида профессиональной деятельности;
обучающимися в процессе
определять задачи
- результативность самостоятельной работы
освоения вида
профессионального
профессиональной
и личностного
деятельности на
развития,
аудиторных занятиях и
заниматься
практике;
самообразованием,
- отзывы организации
осознанно
работодателя по итогам
планировать
практики
повышение
квалификации
ОК 9.
- объективность и обоснованность оценки - наблюдение за
Осуществлять
возможностей и ограничений применения новых обучающимися в процессе
профессиональную технологий;
освоения вида
деятельность в
- использование новых технологий или их профессиональной
условиях
элементов при организации учебного процесса, их деятельности на
обновления ее
адаптация с учетом особенностей обучающихся и аудиторных занятиях и
целей, содержания, вида образовательного учреждения;
практике, участия в научносмены технологий
- учет возможностей новых технологий или их практических
элементов при решении профессиональных задач;
конференциях, проектной и
- участие в научно-практических конференциях, в исследовательской работе.
проектной и исследовательской деятельности т.д
ОК 10.
- выполнение требований (инструкций и правил - наблюдение за
Осуществлять
техники безопасности, СанПиН и проч.) при обучающимися в процессе
профилактику
осуществлении учебного процесса
освоения вида
травматизма,
профессиональной
обеспечивать
деятельности на
охрану жизни и
аудиторных занятиях и
здоровья детей
практике;
- наблюдение и экспертная
оценка проведенного урока
или занятия
ОК 11. Строить
- соблюдение правовых норм при решении Наблюдение за
профессиональную профессиональных задач
обучающимися в процессе
деятельность с
освоения вида
соблюдением
профессиональной
регулирующих ее
деятельности на
правовых норм
аудиторных занятиях и
практике.