Министерство образования и науки РД
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальности 49.02.01 Физическая культура
2021г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
учебно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее ФГОС СПО) 49.02.01 Физическая культура
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный
год.
Организация - разработчик: ГБПОУ РД
«Дербентский
профессионально-
педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б.»
Разработчик:
-
Самедова Лейла Арифовна, преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ РД
«Дербентский
профессионально-педагогический
колледж
им.
Г.Б.Казиахмедова.»,
преподаватель высшей категории
Рецензент:
-И.И Ширинова, директор Прогимназии «Президент», заслуженный учитель РД, почетный
работник общего образования РФ, лауреат Гранта Президента РФ 2006.
Рекомендована учебно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический
применения в учебном процессе.
колледж
им.
Г.Б.
Казиахмедова»
для
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
14
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02. Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01
Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми профессиональными образовательными организациями на территории Российской Федерации,
имеющими право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по
данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОГСЭ.02. Психология общения является составной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
72
48
6
42
не
предусмотрено
24
24
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02. Психология общения
Наименование
разделов и тем
1
ОГСЭ.02.
Психология
общения
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
2
Тема 1.1. Обще- Содержание учебного материала
ние - основа че- 1.
Назначение учебной дисциплины «Психология общения»
ловеческого
бы. Роль общения в профессиональной деятельности человека.
тия
2.
Объем
часов
3
6 ч. – т.
42 ч. – пр.
24ч. – сам.
раб.
2
Цели, функции, виды и уровни общения
Понятие общения. Структура общения.. Стили общения.
Практические занятия
1.
Определение социальных ролей и ролевых ожиданий в общении.
2.
Составление портрета коммуникативно-компетентного специалиста, работающего
в системе «ученик-учитель».
3.
Диагностика навыков общения.
6
Уровень
освоения
4
1
2
5
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Описание роли и места общения в структуре деятельности, используя профессиограмму своей специальности.
2.
Написание эссе на тему «Я и мои социальные роли».
3.
Работа с конспектом лекции
4.
Подобрать методики для диагностики коммуникативных способностей
воспитанников
Тема 1.2. Комму- Содержание учебного материала
никативная сто- 1.
Общение как обмен информацией
рона общения
Коммуникативные барьеры. Техники иприемы общения.
Практические занятия
1.
Изучение языка жестов и телодвижений.
2.
Отработка навыков вербальной коммуникации.
3.
4.
5.
7
2
10
Отработка навыков невербальной коммуникации.
Составление кластера коммуникативные барьеры и их преодоление.
Развитие навыков установления контакта.
6.
Тренинг по развитию коммуникативных навыков.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подбор упражнений на развитие коммуникативной стороны общения.
3.
Подготовить сообщение по темам: «Коммуникативные барьеры и способы их
преодоления»; «Развитие техники преодоления коммуникативных барьеров».
4.
Подготовить сообщение по теме: « Развитие техники преодоления
коммуникативных барьеров»
7
9
1
Тема 1.3. Социальноперцептивная
сторона общения
5.
Составить класстер по теме: «Барьеры общения»
6.
Чтение и анализ литературы по данной теме.
Содержание учебного материала
Практические занятия
1.
5
Механизмы взаимопонимания в общении.
2.
Формирование навыков социальной перцеипции.
3.
Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении.
4.
Формирование навыков самопрезентации.
5.
Создание имиджа современного педагога.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Провести самодиагностику уровня эмпатии.
2.
Подготовка самопрезентации.
Тема 1.4. Интер- Содержание учебного материала
активная сторона 1.
Общение как межличностное взаимодействие
общения
Типы взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических
барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы».
Практические занятия
1.
2.
3.
4.
5.
2
2
5
Позиции и ориентации в деловом общении.
Исследование видов и способов интеракции.
Методы защиты от манипуляции.
Правила корпоративного поведения в команде.
Тренинг «Эффективные пути взаимодействия».
Самостоятельная работа обучающихся
2
8
1
Подготовка и оформление презентации по теме «Интерактивная сторона общения».
2. Подготовка сообщения по теме: «Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей»; «Коммуникативная толерантность»; «Толерант- ность
в педагогическом общении».
Содержание учебного материала
1.
Тема 1.5.
Деловое общение
Практические занятия
7
Основные техники и приемы эффективного общения, правила слушания, ведения
беседы, убеждения.
2.
Отработка приемов эффективного слушания.
3.
Отработка стратегий убеждающего воздействия.
4.
Навыки эффективного разговора один на один.
5.
Спор, дискуссия, полемика, их правила, тактики и методы.
6.
Ролевая игра «Трудоустройство».
7.
Тренинг публичного выступления.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовка к публичному выступлению по теме «Виртуальное общение достоинства и недостатки».
2.
Написание резюме.
Тема 1.6. Этиче- Содержание учебного материала
ские
принципы Практические занятия
общения
1.
Деловой этикет в профессиональной деятельности.
2.
Этические нормы общения и корпоративная этика.
3.
Развитие навыков культуры разговора по телефону.
1.
9
2
5
Деловые письма и требования к ним.
Формирование навыков эффективного общения через средства электронной коммуникации.
Содержание учебного материала
Практические занятия
1.
Диагностика конфликтности личности.
2.
Отработка эффективных способов разрешения конфликта.
3.
Тренинг "Навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях».
4.
Решение кейс-заданий по теме « Конфликт в педагогической среде».
5.
Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составление кейсов по теме «Конфликт в педагогической среде».
2.
Составление рекомендаций по предупреждению и профилактике конфликтов в
педагогическом общении.
4.
5.
Тема 1.7. Источники,
причины,
виды и способы
разрешения конфликтов
ВСЕГО:
5
2
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогикии
психологии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты ученых-психологов и др. (в т.ч. в
электронном формате);
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Садовская В.С. Психология общения [Электронный ресурс] : учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов.- М.: Юрайт, 2018
2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник/ Г.М.
Шеламова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176 с.
3. Соснин В.А. Социальная психология [Текст]: учебник/ В.А. Соснин, Е.А. Красникова.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.- 336 с.
4. Конева Е.В. Психология общения [Текст]: учебное пособие/Е.А. Конева.- Ярославль, 1992
Дополнительные источники:
1. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст]: учебное пособие/ М.Р. Битянова. – СПб.: Издательский дом Питер, 2010.- 368 с.
2. Волкова, А.И. Психология общения [Текст]: учебное пособие для ссузов/ А.И.
Волкова. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2006.- 448 с.
3. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]/ Е.П.
Ильин. – СПб.: Издательский дом Питер, 2010.- 576 с.
4. Канке, А.А. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]:
учебное пособие для ссузов/ А.А. Канке, И.П. Кошевая.– М.: Форум, 2013.- 304 с.
5. Курбатов, В.И. Конфликтология [Текст]/ В.И. Курбатов. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009.- 448 с.
6. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для студ. Учреждений
сред. проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
368 с.
7. Пиз, А. «Язык телодвижений» [Текст] / А. Пиз.– М.: Эксмо, 2006.- 272 с.
8. Психолгия общения. [Электронный ресурс]: Учебник и практикум./ Отв. ред.
Бороздина Г.В. –М.: Юрайт, 2017. ( ЭБС)
11
9. Руденко, А.М. Деловое общение [Текст]: учебное пособие/ А.М. Руденко, С.И.
Самыгин– М.: КноРус, 2012. – 440 с.
10. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст]: учебник
для ссузов/ Л.Д. Столяренко – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2009.- 415 с.
11. Сухов, А.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для ссузов/ А.Н.
Сухов - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
12. Шеламова, Г.М. Этикет делового общения [Текст]/ Г.М. Шеламова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Интернет-источники:
1. http://www.edu.ru – Российский образовательный портал;
2. www.UniverTV.ru – Образовательный видеопортал;
3. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека;
4. http://www.nbmgu.ru/ - Научная библиотека МГУ;
5. http://azps.ru/handbook/k/koif429.html – сайт «Психология»;
6. http://conflictology.ru/index.php/conflict – сайт «Конфликтология»;
7. http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/conflict – сайт «Теория и практика конфликтологии».
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных
работ и т.п.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умение применять техники и приемы
эффективного общения в профессиональной деятельности
Умение использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Знание взаимосвязи общения и деятельности
Знание целей, функций, видов и уровней
общения
Знание роли и ролевых ожиданий в общении
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
- сообщение (доклад),
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
Знание видов социальных взаимодействий
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа.
Знание механизмов взаимопонимания в
- устный опрос,
- тестирование,
общении
- контрольная работа
Знание техник и приемов общения, пра- - сообщение (доклад),
вил слушания, ведения беседы, убежде- - устный опрос,
- тестирование,
ния
- контрольная работа
Знание этических принципов общения
- устный опрос,
- тестирование,
- контрольная работа
Знание источников, причин, видов и спо- - устный опрос,
- тестирование,
собов разрешения конфликтов
- контрольная работа
13
Разработчик:
Место работы
ГБПОУ РД «Дербентский
профессиональнопедагогический колледж им.
Г.Б. Казиахмедова»
Должность
преподаватель
14
Ф.И.О.
Самедова Л.А.