Министерство образования и науки РД
ГБПОУ РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Преподавание по
программам начального общего
образования
МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
индекс и наименование ПМ
Код и наименование специальности44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
входящей в состав УГС 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
код и наименование укрупненной группы специальностей
Дербент 2020г.
РЕКОМЕНДОВАНО К
УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом
ГПОБУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж»
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание
по
программам
начального
общего
образования по междисциплинарному курсу
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»(углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.Б.»
Разработчики:
- Агаева З.И., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический колледж» Почетный работник
СПО, преподаватель высшей категории.
- Захарова Е.А., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический
колледж» - преподаватель
высшей категории
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ«Дербентский профессиональнопедагогический колледжи м.КазиахмедоваГ.Б.»для применения в учебном процессе.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДУЛЯ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
4
ПРОФЕССИНАЛЬНОГО
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРОГРАММЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОСВОЕНИЯ
16
18
3
1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.08.Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
профессионального
модуля
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогика»
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки)
для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в
учебной деятельности в подготовке учителя начальных классов.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Профессиональный модуль МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» входит в ПМ «Профессиональные модули» ПМ.1 .Преподавание по
программам начального общего образования» ФГОС-3 по направлению подготовки
44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Она позволяет увидеть перспективы
профессионально-личностного роста, помогает оценить собственные возможности,
мотивирует на приобретение качественных знаний, умений и навыков по выбранной
специальности, формирует профессионально-личностные качества студентов,
общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для решения задач
профессиональной деятельности и успешной социализации.
1.2.Целями освоения профессионального модуля «Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом» являются:
иметь практический опыт:
-
анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам
начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
-
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
-
проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом
особенностей возраста, класса отдельных обучающихся;
-
применения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, методикой раз4
работки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-
-
ведения учебной документации;
-
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
-
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
-
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей
учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся
-
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями.
-
планировать
и
проводить
коррекционно-развивающую
работу с
обучающимися,
имеющими трудностями в обучении;
-
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися
-
проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять
отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов
обучения;
-
интерпретировать результаты диагностики учебных достижении обучающихся
-
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств,
поставленным целям и задачам
-
-
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
-
знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших
школьников
-
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные
программы начального общего образования
-
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы
-
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
-
воспитательные возможности урока в начальной школе
-
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по
всем предметам
-
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в
5
развитии и трудностями в обучении
-
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
обучении;
-
основы обучения и воспитания одаренных детей;
-
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
-
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
-
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности
младших школьников (по всем учебным предметам);
-
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся
-
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках
-
логику анализа уроков
-
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося123 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-82 часов;
самостоятельной работы обучающегося-41 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД) Преподавание по программам начального
общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 2.
Проводить урок.
ПК 3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.
ПК 4.
Анализировать уроки.
ПК 5.
Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
6
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих
ОК 12.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
.
7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная
работа
обучающегося
(всего)
в том числе : Создать фонотеку с музыкальными произведениями для
рпзличных видов деятельности.
Подготовить доклады о жизни и
творчестве композиторов.
Познакомиться
с вариативными и
авторскими программами. Подготовить презентации к урокам.
123
82
32
41
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета
квалификационный экзамен
8
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание
образования
по
программам
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов
часов
практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
начального
общего
Практика
Коды
профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел 1.Музыка
Раздел 2.Теоретические основы
23
37
25
40
10
14
-
11
12
-
-
-
музыкального воспитания
школьников
Раздел 3.Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
33
17
8
-
20
Производственная практика (по
профилю специальности), часов (если
предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:
Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
-
36
123
36
82
32
-
41
-
36
36
9
Содержание профессионального модуляПМ.01 Преподавание
образования
по
программам начального
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК)
и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
2
3
4
Раздел I
Музыка
Тема 1.1.
Теория музыки.
общего
25
Содержание учебного материала
1. Музыкальный звук и его свойства
Элементы музыкальной грамоты. Звукоряд.
2.Октавы. Нотная запись.
3.Такт .Метр .Размер .
4.Средства музыкальной выразительности. Темп. Тембр. Динамика. Лад.
6
Практические занятия
2
2
1.Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара,
2..Слушание музыкальные произведения и определение средства
музыкальной выразительности .
Тема 1.2. Строение музыкальных
произведений
Содержание учебного материала
1.
Простые 1,2,3х частные формы музыкальных произведений
2.
Форма рондо, вариационная форма
Практические занятия
4
р
2
10
1-2 Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара ,
слушание музыки и определение на слух форму музыкального произведения.
1.3. Основные жанры и исполнители
музыки
Содержание учебного материала
1.Стиль в музыке.
2.Классификация музыкальных жанров.
3.Жанры, исполнители вокальной музыки. Виды хоров
4..Жанры, исполнители инструментальной музыки. Виды оркестров.
5.Состав симфонического оркестра
Практические занятия
1-2.Слушание и определение музыкальных жанров в произведениях ,анализ
произведений.
Тема 1.4
Сценические жанры музыки
Раздел II
Теоретические основы
музыкального воспитания
школьников
2.1.Основные вопросы
музыкального воспитания.
7
2
Содержание учебного материала
1.Опера,оперетта
2.Балет, мюзикл
8
Практические занятия
1-2 .Просмотр видеозаписей спектаклей, анализ и написание рецензии.
3-4.Просмотр постановки балета (по выбору преподавателя )
4
40
Содержание учебного материала
1.Содержание музыкального воспитания в начальной школе.
2.Музыка в интегративном процессе комплексного взаимодействии
искусств.
3.Методика музыкального воспитания как наука. Задачи.
4.Учитель музыки.
5.Урок музыки.
6 .Комплексный подход к уроку музыки
10
2
11
7Методы музыкального воспитания.
8.Современные технологии музыкального воспитания. ИКТ технологии
Практические занятия
1-2 Подбор презентаций к уроку.
2.2 Развитие основных
музыкальных способностей у
детей младшего школьного
возраста
Содержание учебного материала
2.4Хоровое пение
2
7
1. Определение уровня музыкальных способностей ребенка
2. Развитие музыкально-слуховых представлений и ладового чувства
младших школьников.
3. Методика обучения нотной грамоте
4. Развитие чувства ритма у младших школьников
5. Развитие младших школьников тембрового и динамического слуха
Практические занятия
2.3. Восприятие
музыки
2
1. Слушание музыкальных произведений и
определять на слух метрический рисунок произведения
2. Определение тембровую и динамическую окраску музыкального
произведения.
Содержание учебного материала
1.Особенности музыкального восприятия
2.Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа
3. Методика организации слушания музыки
2
4
2
Практические занятия
1-2. Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки.
2
Содержание учебного материала
5
12
1. Общая характеристика деятельности.
2. Особенности детского голоса
3. Последовательность разучивания песни на школьном уроке.
Практические занятия
1-2-Вокально-хоровая работа над песнями школьного репертуара
2.5. Музыкально-ритмические
движения
2.6. Игра на детских
музыкальных инструментах.
2.7. Творчество учащихся на
уроках музыки
2
2
Содержание учебного материала
1.Музыкально-ритмические движения.
2.Виды движений
3.Методика организации и проведения занятий в классах общего начального
образования
Практические занятия
1-2-Проведение фрагментов уроков по музыкально-ритмической
деятельности.
5
Содержание учебного материала
1. Цель и задачи инструментальной деятельности
.Игра на детских музыкальных инструментах.
2 Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.
.3..Классификация детских музыкальных инструментов
Практические занятия
1-2Проведение фрагментов уроков по игре на детских музыкальных
инструментах
5
Содержание учебного материала
2
2
2
2
4
2
1. Характеристика деятельности. Подготовка деятельности.
2. Игра как фактор творческого развития школьника
Практические занятия
2
13
1-Проведение фрагментов уроков по развитию творческих способностей на
уроках музыки
2..Проведение музыкальных игр, импровизаций,, для творческого развития
школьника.
Раздел III Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
3.1.Планирование и учет
музыкальных занятий
17
Содержание учебного материала
15
1.Планирование и учет уроков музыки.
2.Требования к современному уроку музыки в условиях введения ФГОС
3.Структура урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС.
4.Составление
технологической карты урока музыки.
5. Типы уроков музыки в соответствии с требованиями ФГОС
6. Ознакомление с вариативными и авторскими программами: «Музыка» под
редакцией Д.Б.Кабалевского, Ю.Б. Алиева, «Музыка» - авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С.Шмагина; «Музыка в начальных классах обычной и
малокомплектной школы»- М.М. Хизбулаева; «Музыка»- О.М. Батырбековой
7.Содержание тематического материала программы 1-2 класса
8.Содержание тематического материала 3-4 класса
2
Практические занятия
7
14
1-2Составление конспекта урока музыки для1 класса
3-4 -Составление конспекта урока музыки для 2 класса
5- 6 Составление конспекта урока музыки для 3 класса
7 Составление конспекта урока музыки для 4 класса
3.3. Диагностика
музыкального обучения
Содержание учебного материала
2
2
1. Контроль и оценка учащихся на уроках музыки.
Методика определения музыкального развития младших школьников.
Практические занятия
1- Подбор анкет, заданий для определения уровня музыкального развития.
1
82 ч
ВСЕГО
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.01 Преподавание по программам начального общего
41
образования
1. Подготовка докладов о музыкальных и сценических жанрах, о творчестве
русских, российских и зарубежных композиторах.
Раздел I
10
2. Мотив, фразы, предложения, ступени лада на которых заканчиваются каждая
структурная часть мелодии;
3. Характер, интонационная выразительность мелодии;
4. Способ звуков ведения;
5. Характер движения, особенности развития;
6.
15
Раздел II
Создание фонотеки произведений для использования в дальнейшей
педагогической деятельности.
Составить беседу о музыкальном произведении, композиторе, исполнителе,
инструменте, подготовить к ней презентацию.
Подобрать упражнения для развития голоса и слуха.
Разучить мелодию песни на детском музыкальном инструменте.
Написание конспекта, подготовка урока или музыкального занятия для
педагогической практики.
Ознакомление с вариативными и авторскими программами: «Музыка» под
редакцией Д.Б.Кабалевского, Ю.Б. Алиева, «Музыка» - авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С.Шмагина; «Музыка в начальных классах обычной и
малокомплектной школы»- М.М. Хизбулаева; «Музыка»- О.М. Батырбековой.
16
Учебная практика
Виды работ
Анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по музыке начального общего образования,
разработки предложений по его совершенствованию;
Определение цели и задач, планирование и проведение уроков по музыке начального общего образования;
Проведение диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса
и отдельных обучающихся;
Составления педагогической характеристики обучающегося;
Наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и
коррекции;
Ведение учебной документации
36
Производственная практика
Виды работ
36
Раздел III
Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для
подготовки к урокам;
Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных
обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на музыки, строить
их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
Планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
Планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
16
Использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
Проводить педагогический контроль на уроках по музыке, осуществлять отбор контрольно- измерительных материалов, форм и
методов диагностики результатов обучения;
Интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по музыке, выставлять отметки;
Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по музыке;
Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по музыке, корректировать и
совершенствовать их;
Петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
Тематика курсовых работ (проектов)
1.Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
2.Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3.Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на уроках музыки.
4.Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на уроках музыки в начальной школе.
5.Народное творчество как средство приобщения детей к истокам народной культуры на
6.занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду.
7.Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.
8.Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.
9.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
10.Формирование музыкально – эстетической культуры школьников на уроках музыки.
11.Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
12.Формирование музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкальноигровой драматизации.
13.Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.
14.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время.
15.Формирование и активизация музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.
17
16.Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и воспитании младших школьников.
17.Формирование музыкально – ритмических способностей у младших школьников.
18.Особенности развития воображения младших школьников на уроках музыки.
19.Особенности развития музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.
21.Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной школе.
22.Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
23.Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
24.Влияние ритмики на развитие музыкального чувства ритма и координации движений у детей.
25.Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в формировании музыкальной культуры.
26.Особенности восприятия музыкального произведения детьми младшего школьного возраста на уроках
музыки.
27.Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.
28.Музыкальные способности и их диагностика.
29.Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников в процессе слушания.
30.Влияние театрализованной деятельности на творческие способности детей школьного возраста.
31.Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.
32.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников в семье.
33.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
34.Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста в процессе
слушания.
Всего
123
18
Тематика курсовых работ:
1.Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
2.Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3.Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на уроках музыки.
4.Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на уроках музыки в начальной школе.
5.Народное творчество как средство приобщения детей к истокам народной культуры на 6.занятиях по музыкальному воспитанию в
детском саду.
7.Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста.
8.Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.
9.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
10.Формирование музыкально – эстетической культуры школьников на уроках музыки.
11.Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
12.Формирование музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально-игровой драматизации.
13.Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.
14.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время.
15.Формирование и активизация музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.
16.Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и воспитании младших школьников.
17.Формирование музыкально – ритмических способностей у младших школьников.
18.Особенности развития воображения младших школьников на уроках музыки.
19.Особенности развития музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.
21.Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной школе.
22.Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
23.Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
24.Влияние ритмики на развитие музыкального чувства ритма и координации движений у детей.
25.Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в формировании музыкальной культуры.
19
26.Особенности восприятия музыкального произведения детьми младшего школьного возраста на уроках музыки.
27.Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.
28.Музыкальные способности и их диагностика.
29.Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников в процессе слушания.
30.Влияние театрализованной деятельности на творческие способности детей школьного возраста.
31.Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.
32.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников в семье.
33.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
34.Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста в процессе слушания.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
– рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;
– рабочие места по количеству обучающихся;
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;
– принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;
– лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;
– комплект учебно-методической документации;
20
– контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов;
– электронные методические пособия по информационным технологиям с мультимедийным содержанием.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.
2.
Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического музыкознания" :учеб.пособие для студентов вузов,
обуч. по спец. "Музыкальное образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.
3.
Беседы
о
музыке:
[сб.
ст.]/
авт.-сост.
Т.
Н.
Микушина,
Т.
В.
Мартыненко,
Е. Ю. Ильина. - Омск: СириуС, 2009. - 166 с.
б) Дополнительная
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2001.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение,
2005.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
6. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр,
Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. М., 2001.
7. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов.
М.: Академия, 2001.
21
8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально творческого саморазвития. М., 1997.
Периодические издания (отечественные журналы):
1. «Начальная школа» (2008-2014гг.)
2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
3. «Музыка в школе» (2008-2014гг.)
4. «Искусство в школе» (2008-2014гг.)
Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное государственное учреждение: "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций" http://www.informika.ru/projects/infotech/
4. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру): http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным
версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
22
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная
доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
– рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;
– рабочие места по количеству обучающихся;
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;
– принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;
– лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;
– комплект учебно-методической документации;
– контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов;
– электронные методические пособия по информационным технологиям с
мультимедийным содержанием.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
4.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.
5.
Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического
музыкознания" :учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Музыкальное
образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.
6.
Беседы о музыке: [сб. ст.]/ авт.-сост. Т. Н. Микушина, Т. В. Мартыненко,
Е. Ю. Ильина. - Омск: СириуС, 2009. - 166 с.
б) Дополнительная
9. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной
школе). Воронеж, 1998.
10. Безбородова
Л.А.,
Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2001.
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя /
Д.Б.Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 2005.
12. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
13. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
14. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.и отд. высш. и
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред.
Л.В. Школяр. М., 2001.
23
15. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников: Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
16. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально
творческого саморазвития. М., 1997.
5.
6.
7.
8.
Периодические издания (отечественные журналы):
«Начальная школа» (2008-2014гг.)
«Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
«Музыка в школе» (2008-2014гг.)
«Искусство в школе» (2008-2014гг.)
Интернет ресурсы:
13. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
14. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
15. Федеральное
государственное
учреждение:
"Государственный
научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/projects/infotech/
16. Интернет-университет
информационных
технологий
(ИНТУИТ.ру):
http://www.intuit.ru
17. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям:
http://test.specialist.ru
18. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
19. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
20. http://www.km.ru - Мультипортал
21. http://claw.ru/ - Образовательный портал
22. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
23. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
24. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и
преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft
для разработки и дизайна
24