ОП.01 МДК 01.05 Теория и методика обучения по предмету Окружающий мир 2020г.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК. 01.05. Теория и методика обучения предмету
«Окружающий мир».

Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторных и практических
тем
работ, самостоятельных работ учащихся
1

2
Раздел 1. Основы методики преподавания предмета «Окружающий мир»

Тема
1.1.
Основы Содержание:
методики
преподавания 1. Цели, задачи, содержание учебного материала предмета
предмета «Окружающий
«Окружающий мир» в начальных классах и начальных классах
мир».
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Анализ различных УМК по окружающему миру: Школа России,
Школа 2100, Перспектива и др., в том числе для специальных
(коррекционных) классов VII видов общеобразовательной школы,
примерных адаптированных основных образовательных программ
НОО с учетом особенностей развития обучающихся.
Формирование ключевых компетенций у младших школьников с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
через учебные занятия по окружающему миру.
2. Методы и методические приемы обучения младших школьников с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья
на учебных занятиях по окружающему миру.
3. Разнообразие форм организации учебной деятельности и контроля
учебных достижений младших школьников, в том числе в
условиях компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования на учебных занятиях по окружающему миру.
4. Разнообразие форм организации учебной деятельности младших
школьников, в том числе компенсирующих и коррекционноразвивающих классов в процессе изучения окружающего мира.
5. Организация и проведение мероприятий по окружающему миру за

Объем часов

Уровень
усвоения
4

3
12

8

1

Тема
2.1.
Вселенная.

Земля

пределами территории образовательной организации (экскурсии.
похода, экспедиции) в начальной школе, в том числе в условиях
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
6. Система оборудования для изучения учебного предмета
«Окружающий мир» в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
7. Работа
с
одаренными
детьми,
детьми
с
особыми
образовательными потребностями, девиантным поведением на
учебных занятиях по окружающему миру в начальной школе, в
том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
8. Способы профилактики возможных трудностей адаптации
обучающихся четвёртого класса с сохранным развитием и с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
учебновоспитательному процессу по предметам естественнонаучного
цикла в основной школе.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Проектирование экскурсии, похода,
экспедиции по окружающему миру на заданную тематику в
начальной школе, в том числе в условиях компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования».
2. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Окружающий
мир» в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Человек и природа. Неживая природа.
и Содержание:
1. Понятие о Солнечной системе.
Форма и размеры Земли.
Следствия шарообразности Земли. Движение Земли вокруг оси:
доказательства и следствия
2. Движение Земли вокруг Солнца. Следствия движения Земли
вокруг Солнца.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:

4

3

2

2
*
30
3

*
30
2

4

3
2

Тема 2. 2. План и карта.

Тема 2.3. Литосфера

1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и
коррекционноразвивающего образования по теме «Земля и Вселенная»».
2. Практическое занятие2. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему миру для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «Звезды и планеты. Земля –
планета Солнечной системы»».
Содержание:
1. Ориентирование по сторонам горизонта, компасу. Масштаб. План
предмета.
2. Карта. Виды карт. Картографические проекции. Географические
координаты. Определение по глобусу географических координат
населенных пунктов, определение времени в часовом поясе
местного времени.
3. Методика ознакомления с планом и картой младших школьников
с сохранным развитием и ОВЗ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и
коррекционноразвивающего образования по теме «План и карта»».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему миру для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «План и карта»».
Содержание:
1. Внутреннее строение Земли: кора, мантия, ядро. Движение земной
коры.
Внутренние и внешние силы Земли (Вулканизм,
землетрясение)
2. Формы рельефа Земли. Особенности рельефа родного края.

2

2

3

6

4
2

3
1

2

2

3

6

3. Горные породы и минералы. Классификация горных пород и
минералов. Методика работы с коллекциями горных пород и
3

Тема 2.4. Гидросфера

Тема 2.5. Атмосфера

минералов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и
организация их решения в процессе работы с коллекциями горных
пород и минералов по изучению их свойств, классификации,
применения в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему мир для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «Литосфера»2.
Содержание:
1. Понятие о гидросфере. Свойства воды.
2. Воды суши. Водоемы родного края.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и
организация их решения в процессе работы с контурной картой по
нахождению на карте различных частей Мирового океана и
водоемов суши (крупные реки и озера) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных
классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему миру для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «Гидросфера»».
Содержание:
1. Состав и строение атмосферы. Виды ветров. Облака.
2. Погода и климат. Климат родного края.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия
по окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего

4
2

4
2

2

2

2

6

4

3

2

1

2

2

2

4

2

2

2

2

4

Тема 3.1. Биосфера.

Тема 3.2. Растения.

Тема 3.3. Животные.

образования по теме «Атмосфера»».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Человек и природа. Живая природа.
Содержание:
1. Сущность учебных задач, заложенных в системе знаний о природе
и человеке в начальной школе и начальной школе
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
2. Отличия живого от неживого. Понятие о биосфере. Почва
Содержание:
1. Ботаника-наука о растениях. Многообразие растений.
2. Органы цветковых растений. Вегетативные органы: корень,
стебель, лист.
3. Генеративные и органы: цветок, соцветия.
4. Растительные сообщества. Сезонные изменения в растительном
сообществе. Работа с гербарием. муляжами.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие . «Планирование фрагмента учебного занятия
по окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
образования по теме «Растения»».
Содержание:
1. Зоология – наука о животных. Отличие животного организма от
растительного.
2. Многообразие животного мира. Сезонные изменения в животном
сообществе. Работа с чучелами.
3. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека.
Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия
по окружающему миру мира для начальной школы, в том числе
начальной школы компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования по теме «Животные»».

*
14

*
14

2

2

4

4

2

2

2

2

3

3

3

2

2

22

5

Раздел 4. Природные зоны России
Тема 4.1.. Природа России Содержание:
и родного края.
1. Понятие о природной зоне. Географическое положение России.
2. Ледяная зона. Тундра.
3. Тайга.
4. Смешанные леса центральной полосы и Дальнего Востока.
Смешанные леса европейской части России. Формирование
животного и растительного мира в Степи
5. Полупустыни и пустыни умеренного пояса..

13
6

13
7

7

7

2

1

2

1

3

2

*
21
8

*
21
4

В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и
организация их решения в процессе работы с контурной картой
«Природные зоны России» в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных
классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и
коррекционноразвивающего образования по теме «Природные зоны России»».
3. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему миру для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «Природные зоны России»».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Человек и общество.
Тема 5.1. Человек – член Содержание:
общества.
1. Сущность учебных задач, заложенных в системе знаний об
обществе в начальной школе и начальной школе
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
2. Взаимоотношения человека с другими людьми. Общение.
3. Семья – самое близкое окружение человека
4. Правила поведения в социуме. Закономерности поведения в

6

социальных сетях. Друзья.
5. Понятие экономики.
6. Город и село. Значение труда в жизни человека и общества.
7. Общественный транспорт. Средства массовой информации.
8. Профессии людей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия
по окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
образования по теме «Путешествие по странам мира»».
Тема
5.2.
Страницы Содержание:
всемирной
истории
и 1. Мир древности
родного края.
2. Средние века
3. Новое время
4. Новейшее время
5. Патриоты России.
6. История Отечества.
7. История родного края.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и
коррекционноразвивающего образования по теме «Страницы всемирной
истории»».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного
занятия по окружающему миру для начальной школы, в том числе
начальной
школы
компенсирующего
и
коррекционноразвивающего образования по теме «Страницы всемирной
истории»2.
УП.01 Учебная практика «Полевая практика» по разделу № 5. Теория и методика обучения
предмету «Окружающий мир».
Виды работ:
Овладение методикой:
 выбора наиболее удобных объектов для наблюдения;
 ведения метеорологических наблюдений, определяющих погоду и ее изменение: определение

2

2

2

2

7

4

3

2

2

2

2

36

36

7

формы облаков, облачности, вида остатков, силы и направления ветра, температуры воздуха,
давления, образования росы и тумана, наблюдение за высотой Солнца;
 наблюдения сезонных изменений в природе по заранее предложенному плану в неживой
природе;
 ориентирования на местности, определения сторон горизонта по Солнцу, компасу, местным
признакам;
 движения по азимуту;
 определения расстояния на местности;
 составления плана местности, глазомерной съемки: маршрутной и площадной;
 изучения форм рельефа своей местности, геологических обнажений: речной долины, родника;
 изучения водоемов своей местности: реки, родника (свойств воды, ширины реки, изменения
скорости течения, промер глубины, оценка экологического состояния);
 наблюдения за сезонными изменениями в природе по заранее предложенному плану в жизни
растений и животных;
 описания обитателей изучаемых природных сообществ (пойменного и суходольного луга,
водоема, искусственных сообществ: поля, огорода, сада, парка, сквера);
 описания приспособлений животных и растений к условиям обитания родного края и материков
нашей планеты;
 выявление изменений многообразия растительного и животного мира под влиянием
антропологического фактора;
 сбора растений для гербария, коллекций горных пород и минералов родного края;
 изготовления гербария растений различных природных сообществ;
 оценки экологического состояния природных сообществ родного края;
 осуществления природоохранной работы;
подготовки отчета с презентацией по учебной «Полевой практике».
ПП.01 Производственная практика «Пробные уроки» по разделу № 5 Теория и методика
обучения предмету «Окружающий мир».
Виды работ:
1. Осуществлении профессиональной деятельности по преподаванию окружающего мира в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Планирование различных типов учебных занятий по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:

48

48

8

 выбор основных методов и приемов работы учащихся начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на учебном занятии
по окружающему миру;
 подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения учебного
занятия по окружающему миру;
 расчет времени для каждого этапа учебного занятия по окружающему миру;
 разработка технологической карты учебного занятия по окружающему миру.
3. Проведение различных типов учебных занятий по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4. Преподавание окружающего мира с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
с ОВЗ.
5. Формирование мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ на учебных
занятиях по окружающему миру.
6. Организация учебного процесса по окружающему миру в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия
социальной ситуации развития первоклассника.
7. Формирование УУД в процессе преподавания окружающего мира в начальных классах и
начальных классах инклюзивного, компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
8. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным
развитием и ОВЗ в процессе преподавания окружающего мира.
9. Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и
ОВЗ к учителю (студенту) в процессе преподавания окружающего мира и распознавание за ними
серьезных личных проблем.
10. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих результатов
освоения образовательной программы обучающимися с сохранным развитием и ОВЗ на учебных
занятиях по окружающему миру.
11. Осуществление объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся с
сохранным развитием и ОВЗ на основе тестирования и других методов контроля с учетом их
возможностей, неравномерности индивидуального психического развития на учебных занятиях
по окружающему миру.
12. Систематический анализ эффективности учебных занятий по окружающему миру и подходов к
обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования:
 организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
9

 интерпретация результатов оценки учебного занятия методистом и учителем;
 осуществление рефлексии.

Тематика курсовых работ по разделу №5 теория и методика обучения предмету «окружающий
мир»
1. Игра как метод экологического воспитания младших школьников с устойчивой неуспеваемостью
на учебных занятиях окружающего мира.
2. Интеллектуальные игры по учебному предмету «Окружающий мир» как способ активизации
дополнительного чтения учащихся с устойчивой неуспеваемостью.
3. Интеллектуальные игры по учебному предмету «Окружающий мир» как способ активизации
дополнительного чтения учащихся.
4. Межпредметные связи на учебных занятиях по окружающему миру в начальной школе, в том
числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования как условие формирования и
развития познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
5. Межпредметные связи на учебных занятиях по окружающему миру в начальной школе, в том
числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования как условие формирования и
развития познавательных УУД у младших школьников с ОВЗ.
6. Обобщение и систематизация знаний на учебных занятиях по окружающему миру как способ
формирования логических УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
7. Организация и проведение краеведческой работы как условие патриотического воспитания
младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
8. Работа с терминами на учебных занятиях по окружающему миру как способ формирования
первоначальных природоведческих и обществоведческих понятий у младших школьников.
9. Систематические наблюдения в природе как способ формирования познавательных УУД младших
школьников с устойчивой неуспеваемостью.
10. Систематические наблюдения в природе как способ формирования познавательных УУД
младших школьников с ОВЗ.
11. Специфика наблюдения как метода изучения окружающего мира в начальных классах, в том
числе компенсирующих и коррекционно-развивающих.
12. Формирование понятийно- категориального аппарата на учебных занятиях по окружающему
миру у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
10

13. Формирование понятийно- категориального аппарата на учебных занятиях по окружающему
миру у младших школьников с ОВЗ.
14. Экскурсия как способ формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой
неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру.

11

Тематический план профессионального модуля ПМ 01. МДК 01.05. Теория и методика обучения предмету «Окружающий мир»
Коды

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного

профес-

Наименование разделов

сиональ-

профессионального модуля

ных

Практика

курса

Всего

Обязательная аудиторная учебная

часов

нагрузка обучающегося

Самостоятельная

Учебная,

Производствен-ная

работа обучающегося

кол. часов

(по

профилю

компе-

(макс.

специальности,

тенций

учебная

часов

нагрузка и Всего
практика)

1

2

вт.ч.

вт.ч.

Всего

Пром.

конс

предусмотрена

лабораторные

курсовая

часов

аттест

ульт

рассредоточен-ная

ация

ация

практика)

работы

3

Раздел 1. Основы методики
преподавания

часов

4

(если

и

работа

практические

(проект)

занятия, часов

часов

5

12

12

4

30

30

18

14

14

5

13

13

7

21

21

6

6

7

8

9

10

11

предмета

«Окружающий мир»
Раздел 2. Человек и природа.
Неживая природа.
Раздел 3. . Человек и природа.
Живая природа.
Раздел 4. Природные зоны
России
Раздел 5. Человек и общество
Итого

100

90

40

10

6

4

36

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».