СГ.08 История и культура народов Дагестана 2025-2026 уч.год

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины
СГ.08 История и культура народов Дагестана
44.02.01 Дошкольное образование
44.02.05Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дербент 2025 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и примерной программы среднего (полного) общего
образования по истории (базовый уровень), одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» /2014г/ для специальности
среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 «Дошкольное
образование», 49.02.01 Физкультура,входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.«Образование и педагогические
науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дербентский профессионально–
педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Джафаров Джафар Даводович, преподаватель общественных дисциплин «Дербентский профессионально - педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рекомендована методическим советом «Дербентский профессионально - педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова» для применения в
учебном процессе.
Заключение методического совета №____________ от «_26___»___08_______2025__ г.
номер

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«История и культура народов Дагестана»

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Программа учебной дисциплины может быть использованаобразовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной
образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина
входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа по предмету «История и культура народов Дагестана» ориентирована на достижение следующих
целей:
 изучениеистории Дагестана как составной части истории Отечества, осмысление общих закономерностей,
тенденций, противоречий развития дагестанского общества;формирование целостного представления о месте и роли
Дагестана во всемирно-историческом процессе;
 приобщение учащихся к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих
территорию Дагестана, к их традициям, обычаям; формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам,
к их труду, языку; укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных
национальностей;
 духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому Дагестану, ценностям отечественной
культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей культуры;

 овладениеумениями
 формирование

и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История Дагестана и КТНД» обучающийся должен
знать/понимать:
 основные факты, процессы и явления истории Дагестана, культуру и традиции прошлого и современности;
 периодизацию истории Дагестана;
 особенности исторического пути Дагестана, ее роль в мировом сообществе;
 основные исторические термины и даты;
уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;

самостоятельно работать с рекомендованными источниками и литературой;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада,
презентации, проектной работы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
 соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального
поведения;
 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 34 часов; теоретических занятий – 16 часа; практических занятий –18 часов; сам.-2.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебнойработы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:

Объем часов
36
34
16
*
18
*
*
2

самостоятельная
работа над курсовойработой
(проектом)
Итоговая аттестация в форме:
7 семестр – зачет (З)

*

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

1

1

Раздел 1. История Дагестана с древнейших времен до современности
Тема 1. Введение
в учебный курс

Тема 2. Дагестан в
эпоху древности

Тема 3.
Зарождение и
развитие
феодальных
отношений в
Дагестане

Тема 4. Борьба
народов
Дагестана с
иноземными

Содержание учебного материала
1
Цели и задачи курса "История Дагестана и КТНД". Общая характеристика Дагестана (географическое,
социальное, политическое, экономическое, конфессиональное, этническое развитие).
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по вопросу: "Общая характеристика моей малой Родины"
Содержание учебного материала
1
Первобытнообщинный строй на территории Дагестана. Первые следы человека в Дагестане. Основные
занятия первых людей: охота и собирательство. Периодизация первобытного строя.
Ранняя этническая история народов Дагестана. Миграционная теория происхождения дагестанских
народов.
Дагестан в составе Кавказской Албании. Источники и проблема границ государства. Борьба с римской
и сасанидской экспансией. Распад Кавказской Албании.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1
Политическое устройство Дагестана. Формирование самостоятельных политических образований, их
локализация и этнический состав. Великое переселение народов. Образование "Царства гуннов" в
Прикаспии.
Экономическая жизнь Дагестана. Материальная культура и хозяйство. Феодальные отношения.
Социальная структура. Культурные связи с внешним миром.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклады по вопросам "Кочевники и этно-лингвистическая ситуация в древнем Дагестане",
"Происхождение титулов местных дагестанских правителей"
Содержание учебного материала
1
Образование Хазарского каганата на территории Дагестана.
Арабский халифат и экспансия арабов в Дагестан. Арабо-хазарские войны в Прикаспии. Политика
арабов на завоеванных территориях.

-

1

2

1

2

-

1

2

завоевателями в
VII-XIV вв.

Тема 5. Религия в
древнем и
средневековом
Дагестане.

Тема 6. Дагестан в
XV-XVII вв.

Тема 7. Дагестан
в XVIII в.

Нашествие монголо-татаров на Северный Кавказ. Первый и вторые походы монголов на Дагестан.
Отношения дагестанских правителей с Золотой Ордой. Последствия монгольских завоеваний.
Социально-экономическое и политическое развитие Дагестана в XIII-XIV вв. Походы Тимура
(Тамерлана).
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору)
Подготовить презентацию "Средневековый город Дербент", доклад по теме "Города и села средневекового
Дагестана"; найти материал для дискуссии "Мифы и легенды средневекового Дагестана".
Содержание учебного материала
1
Доисламские верования народов Дагестана. Язычество и христианство в Кавказской Албании.
Зороастризм.
Распространение ислама в Дагестане. Этапы исламизации. Дербент и Казикумух - центры
распространения ислама.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить материал для проведения круглого стола-беседы "Влияние религии на жизнь человека",
составить презентацию "Религиозные достопримечательности и памятники Дагестана"
Содержание учебного материала
1
Феодальные владения Дагестана и союзы сельских обществ. Развитие феодальных отношений в
Дагестане. Междоусобицы. Экономическое развитие, разделение труда по географическим зонам.
Социальная структура.
Борьба народов Дагестана с агрессией Ирана и Турции. Русско-дагестанские отношения.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: прочитать самостоятельно учебный материал по теме
Содержание учебного материала
1
Политическое устройство Дагестана в начале XVIII в. Экономическое развитие и торговые связи
феодальных владений Дагестана. Формы земельной собственности. Социальная структура.
Каспийский поход Петра I, его цели, задачи и последствия. Борьба народов Дагестана против Надиршаха.
Внешнеполитическое положение Дагестана во второй половине XVIII в. Укрепление политических
отношений Дагестана с Россией.
Лабораторные работы
Практические занятия

1

3

1

1

-

1

2

-

2

-

1

Тема 8. Борьба
народов
Дагестана за
свободу и
независимость в
20-50 гг. XIX в.

Тема 9. Дагестан в
пореформенный
период

Тема 10. Дагестан
в годы первой
мировой войны

Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить рефераты по темам: "Петр 1 в Дагестане", "Последний поход Надир-шаха", "Взаимоотношения
феодальных владетелей за Сулакской Кумыкии с Российской империей в XVIIIв."
Содержание учебного материала
1
Присоединение Дагестана к Российской империи. Гюлистанский мирный договор 1812г. Колониальная
политика России в Дагестане. Причины восстания. Магомед Ярагский. Военные действия горцев под
руководством имамов Гази-Магомеда и Гамзат-бека.
Борьба горцев под руководством имама Шамиля. Государство Имамат. Политические портреты
сподвижников Шамиля. Причины крушения Имамата и поражения горцев.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовиться к круглому столу "Гюлистанский мирный договор: за и против";
написать исследовательскую работу "История укрепления Хасавюрт", "Законы имама Шамиля", "Государство
Имамат: монархия или республика?";
составить словесный портрет имамов или наибов (по выбору), презентацию "Панорамы Кавказской войны",
"Памятные места Кавказской войны"
Содержание учебного материала
1
Реформы 60-х гг. XIXв. в России. Крестьянская реформа в Дагестане. Образование Дагестанской
области. Военно-народное управление. Ликвидация ханского бекского управления.
Судебная реформа. Реформа сельского управления.
Последствия присоединения Дагестана к России. Проникновение капиталистических отношений в
экономику Дагестана.
Восстание 1877 года.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить исторические документы, источники пореформенного периода с сайта http://www.vostlit.info/
"Восточная литература";
Прочитать статьи, посвященные восстанию 1877г. с сайта http://www.gazavat.ru/ Газават.ру
Содержание учебного материала
1
Социально-экономическая и политическая обстановка в Дагестане в начале XXв. "Кровавое
воскресенье" 9 января 1905г. Возникновение рабочего движения. Крестьянские волнения и выступления
в Дагестане. Антиписарское движение и ликвидация феодально-зависимых отношений.
Первая мировая война и ее влияние на социально-экономическое и политическое развитие Дагестана.
Рабочее и крестьянское движение в период мировой войны.

-

2

2

-

1

2

-

1

2

Тема 11. Дагестан
в период
революций и
гражданской
войны

Тема 12.
Социальноэкономическое
развитие
Дагестана в 20-30
гг. XXв.

Тема 13. Дагестан
в годы Великой
Отечественной
войны

Тема 14. Дагестан
в 60-80 гг. ХХ в.

Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: прочитать статьи об участии горцев Дагестана в русско-японской и
первой мировой войне с сайта http://www.gazavat.ru/ Газават.ру;
написать доклады по темам "Дикая дивизия", "Аксаевское восстание 1916г."
Содержание учебного материала
1
Февральская революция и свержение самодержавия. Обострение классовой борьбы. Двоевластие в
Дагестане.
Октябрьская революция и установление советской власти в Дагестане. Дагестан в годы гражданской
войны. Герои гражданской войны. Образование ДАССР. Принятие Конституции ДАССР.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: посетить краеведческий музей с целью изучения темы, подготовить
отчет об экскурсии.
Содержание учебного материала
1
Новая экономическая политика и ее особенности в Дагестане. Восстановление народного хозяйства.
Начало промышленного строительства. Пятилетние планы. Особенности коллективизации в Дагестане.
Культурная и политическая жизнь в 20-30 гг. Ликбезы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1
Начало войны. Мобилизация сил народов Дагестана на отпор врагу. Дагестанцы на фронте. Героизм
дагестанцев на фронте и в тылу.
Перестройка экономики на военный лад. Промышленность, сельское хозяйство и транспорт в годы
войны. Культура, наука и медицина. Восстановление экономики.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: подготовиться к конференции "Подвиг народа нельзя забывать";
написать доклады, статьи по темам "Дагестанцы-герои СССР", "Кавалер трех степеней Ордена Славы", "Он
не вернулся с войны", "Что я думаю о фашизме".
Содержание учебного материала
1
Дагестан в годы "оттепели". Развитие промышленности и сельского хозяйства. Общественнополитическая жизнь в республике в период "застоя". Принятие Конституции ДАССР 1977г. Наука и
культура в 1960-1980гг.

-

1

1

-

1

2

2

2

-

2

2

Дагестан в годы перестройки: успехи и трудности. Народные фронты и культурно-национальные
движения. Политический кризис и распад СССР.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 15. Дагестан Содержание учебного материала
на рубеже XXI в. 1
Экономическая ситуация в республике. Приватизация государственной собственности. Общественнополитическая жизнь. Принятие новой Конституции. Демократизация общества, зарождение и развитие
новых политических партий, национальных движений и религиозных организаций. Создание новых
органов власти.
Вооруженные события в соседней Чечне. Захват заложников в г.Кизляр. Первомайские события.
Вторжение вооруженных бандформирований в Дагестан в 1999г. Современный Дагестан.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Культура и традиции народов Дагестана
Тема 16. Дагестан Содержание учебного материала
- страна гор и
1
Народонаселение современного Дагестана. Общность происхождения и культурное единство
"гора языков"
дагестанских народов. Дагестанцы глазами древних авторов и наших современников. Многоязычие
Дагестана - его духовное богатство.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: найти в Интернете высказывания о дагестанцах и составить
словесный портрет современного дагестанца; найти в истории примеры единства, солидарности народов
Дагестана
Тема 17. Жизнь и
быт народов
Дагестана

Содержание учебного материала
1
Производственная культура народов Дагестана. Культура земледельческого труда. Роль земледелия в
экономической жизни дагестанцев. Земледельческие обряды и праздники.
Культура животноводческого труда. Традиции скотоводства дагестанских народов. Обряды и
праздники, связанные с животноводством.
Культура ремесленного труда. Художественная обработка металла, керамическое производство,
ковроткачество.
Садоводство, охота и пчеловодство в Дагестане.
2
Одежда народов Дагестана. Национальная мужская и женская одежда. Традиционная пища и культура
питания.

2

2

-

2

1

-

2

1

2

1

Тема 18.
Традиционная
семья, семейнобытовая этика и
культура
поведения
дагестанцев

Тема 19. Славные
сыны и дочери
Дагестана

Тема 20.
Наследники
горских
героических
традиций

Тема 21. Религия

Поселение и жилище в горном и равнинном Дагестане.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
подготовить сообщение по вопросам: 1. Проводятся ли в вашей местности земледельческие обряды и
праздники? 2. Есть ли в вашем селении, районе династии скотоводов? 3. Какими профессиями обладали
прежде и обладают теперь члены вашего тухума? 4. Опишите традиционный завтрак, обед, ужин дагестанца
применительно к вашей местности.
Составить презентацию "Традиционная одежда народов Дагестана», «По аулам Дагестана".
Содержание учебного материала
1
Семья и брак. Традиционная свадьба. Семейно-бытовая этика и культура поведения. Социализация
личности в семье и обществе. Аталычество.
Традиции почитания родителей, старших в дагестанском обществе. Традиции гостеприимства и
куначества. Поведение в обществе и семье.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: прочитать поэму Р.Гамзатова "Берегите матерей"; составить
презентацию "Пословицы и поговорки народов Дагестана о родителях, почитании старших, гостеприимстве";
подготовиться к дискуссии "Правильно ли мы ведем себя в обществе?"
Содержание учебного материала
1
Дагестанский национальный характер. Имамы Дагестана и Чечни. Ученые Дагестана. Известные
деятели культуры.
Идеальный образ женщины-горянки. Значение сохранения самобытных черт дагестанского
национального характера
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: написать биографию (по выбору) знаменитого дагестанца.
Содержание учебного материала
1
Участие дагестанцев в военных конфликтах ХХ в. Герои СССР и России. Подвиги героев.
Развитие спорта в Дагестане Современные достижения дагестанских спортсменов.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад, фильм, презентацию о героях СССР, России,
олимпийских чемпионах (по выбору); работа над проектной работой.
Содержание учебного материала

-

2

1

-

2

1

-

2

1

1

3

как части
культуры народа
и фактор
нравственного
воспитания

Ислам в истории Дагестана. Морально-нравственный кодекс мусульманина. Мусульманские обряды и
праздники.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: подготовиться к диспуту "Смысл жизни настоящего человека"
1

2
-

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места
по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.gazavat.ru - Газават.ру
2.
http://www.vostlit.info - Восточная литература
3.
http://www.opendag.ru – Открытый Дагестан
4.
http://www.dargo.ru – Путь Дарго
Основные источники:
1. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Мах., 2023.
2. Краткий курс лекций по истории Дагестана. Мах., 2021.
3. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Мах., 2021.
4. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана (учебное пособие для 9 класса). Мах., 2022.
5. Народы Дагестана. Под ред. Арутюнова С.А., Османова А.И., Сергеевой Г.А. М., 2021.
6. Саидов Т.Г., Саидова А.Г. Культура и традиции народов Дагестана: учебник для 10 класса под ред.
Г.И.Магомедова. Мах.,2020.

7. Сборник сведений о кавказских горцах. Т.1-3.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и
проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений –
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения
соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов
подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Уметь:

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Анализировать историческую информацию,
представленную в разных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Различать в исторической информации факты и мнения,
исторические описания и исторические объяснения;
Устанавливать причинно-следственные связи между
явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;
Представлять результаты изучения исторического
материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использоватьприобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
Определения собственной позиции по отношению к
явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
Использования навыков исторического анализа при
критическом восприятии получаемой извне социальной
информации;
Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с
исторически возникшими формами социального
поведения;
Осознания себя как представителя исторически
сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Знания:
знать/понимать:
Основные факты, процессы и явления, характеризующие
целостность отечественной и всемирной истории;
Периодизацию всемирной и отечественной истории;
Современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;

- тестовый контроль;
-оценка результатов
выполнения практических
работ;
-оценка результатов
устного чтения;
-оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.

- тестовый контроль;
-оценка результатов
выполнения практических
работ;
-оценка результатов
устного чтения;
-оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.

- тестовый контроль;
- оценка результатов
выполнения практических
работ;
- оценка результатов

Особенности исторического пути Дагестана, ее роль в
мировом сообществе;
Основные исторические термины и даты.

устного чтения;
- оценка выполнения
домашней работы,
контрольных работ.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».