ОП.02 Основы педагогики 2025-2026 уч.год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы педагогики
образовательной программы среднего профессионального
образования –программы подготовки
специалистов среднего звена
по специальности 44 02 01Дошкольное образование
воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)

2025

Составитель:
Фамилия,имя,отчество
Керимова З.Г.

Должность
преподаватель педагогики и психологии
ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Казиахмедова
Г.Б»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы педагогики
разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 01 Дошкольное
образование, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022г.) (далее–ФГОССПО);
-с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности44 02 01 Дошкольное образование;
в соответствии с рабочей программой воспитания.

-

-

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙД
ИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБ
НОЙДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 Основы педагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы педагогики» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОССПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК01;ОК02;
ОК09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания

КодПК,О
К
ОК01
ОК02
ОК09



Умения

Знания


ориентироваться
в
современных
проблемах
образования, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования;

анализировать
педагогическую деятельность;

оценивать собственные
профессионально-личностные;

качества
и
педагогические способности;

находить
ианализировать
информацию,необходим
ую
для профессионального
самообразования
и
саморазвития;

определять специфику
основных видов педагогической
деятельности;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
педагога
в
обществе
и
повышении квалификации;

осуществлять поиск и
анализ информации о роли
факторов в развитии личности
ребенка,
возрастной
периодизации в практических
ситуациях;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности

педагогической деятельности;
демонстрировать
правильное
применение
методов  и
процедуры
педагогического

исследования;
определять
педагогические

возможности
различных
методов, приемов, методик,

форм
организации
педагогического процесса;




объект,предмет,задачи,методы
педагогики как науки;

категории педагогики;

взаимосвязь педагогической науки
и практики,тенденции их развития;

структура педагогики;

место педагогики в системе
гуманитарных и естественных наук;

этапы возникновения и развития
педагогики как науки и практики;

источники педагогики;

структура системы образования;

принципы
государственной
политики в области образования в РФ;

права,
обязанности
и
академические свободы педагогических
работников в сфере профессиональной
деятельности,гарантии их реализации;

ответственность
педагогических
работников;

приоритетные
направления
развития
образовательной
системы
Российской Федерации;

реализация
приоритетных
направлений
на
уровне
региона:
региональные программы и проекты;

вариативное образование в РФ;

возникновение
и
развитие
педагогической профессии;

профессионально-личностные
качества и способности педагога;

роль
самообразования
исамовоспитания в становлении
педагога -профессионала;
характеристика
педагогической
деятельности;
основные
положения
Профессионального стандарта педагога;
аттестация
и
повышение квалификации
педагогических
работников;
принципы
Международного
движения «Молодые профессионалы»
WorldSkills как средства достижения
успеха в профессии;
понятия: личность, индивид, развитие;


анализировать принципы
построения
педагогического
процесса;

анализировать структуру
педагогического процесса;

анализировать
этапы
педагогического процесса;

находить
и
анализировать
информацию,необходимую для
решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности педагогической
деятельности;

находить
и
анализировать
информацию,необходимую для
решения
педагогических
проблем обучения;

проектировать цели и
задачи обучения;

находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения
педагогических
проблем,
повышения
эффективности
процесса обучения;

определять
педагогические
возможности
различных методов, приемов,
форм организации обучения;

осуществлять контроль
процесса обучения;

находить
и
анализировать
информацию,необходимую для
решения
педагогических
проблем воспитания;

проектировать цели и
задачи воспитания;

определять
педагогические
возможности
различных методов, приемов,
технологий и форм организации
воспитания;

осуществлять контроль и
результаты процесса
воспитания



рольнаследственностиисредывразв
итииличности ребенка;

общениеидеятельностькакфакторыр
азвитияличности;

рольвоспитанияиобучениявразвити
иличности;

педагогическая
возрастная
периодизация;

дифференцированный
и
индивидуальный
подход
вобразовательно
мпроцессе.инклюзивноеобразование:
понятие, задачи, принципы иформы;

современные
проблемы
инклюзивного образования;

технологии
инклюзивногообразования;

понятие
педагогического
исследования;

виды
педагогических
исследований;

методы
педагогического
исследования
(теоретические,
эмпирические,математические
и
статистические);

сущность
целостного
педагогического процесса;

закономерности
целостного
педагогического процесса;

принципы построения целостного ;

структура
педагогического
процесса;

этапы педагогического процесса;

сущность образовательной среды;

функции образовательной среды;

компоненты
образовательной
среды;

сущность дидактики как науки об
обучении;

закономерности обучения;

принципы обучения;

цели обучения;

содержание обучения;

средства обучения;

методы обучения;



находить
и
анализировать
информацию,необходимую для
решения
педагогических
проблем воспитания;

ориентироваться
в
современных
проблемах
воспитания,тенденциях
его
развития
и
направлениях
реформирования.


Формы обучения;

Понятие
контроля
процесса
обучения;

виды
контроля
обучения
и
формыегоорганизации;

способы
оценки
учебных
достижений
детей
как
показателя
качестваобучения;

сущность процесса воспитания;

закономерности воспитания;

принципы воспитания;

структура процесса воспитания;

цель и задачи воспитания;

содержание воспитания;

средства воспитания;

методы воспитания;

концепции воспитания;

формы
организации
воспитательного процесса;

оценка
уровня
воспитанности
детей;

воспитательные системы;

воспитание личности в коллективе;

воспитательный потенциал семьи;

взаимодействие
образовательной
организации с семьей.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплиныи видыучебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

80

вт.ч.в форме практической подготовки
вт. ч.:
Теоретическое обучение

40

Практические занятия(если предусмотрено)

40

Самостоятельнаяработа

11

Промежуточная аттестация

6

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов, тем

№

1

ОП.02 Основы педагогики

2

Раздел1.Основы общей педагогики
Тема 1.1 Педагогика как наука
1
Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки.

Кол-во
часов

Вид
занятия

Материальнотехническое
обеспечение
занятий,
Интернет- ресурсы
(№ позиции из
табл.1а, 1г)

3

4

5

6

7

ДИ2
ИР9

1
Комб.

Этапы возникновения и развития педагогики Категории
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогический процесс, педагогическое взаимодействие,
педагогическая
система, развитие, формирование, педагогическая
технология
Структура педагогики. Место педагогики в системе
гуманитарных и естественных наук. Источники
педагогики

2

Комб.

4

Составление тезауруса категорий педагогики.

2

Практ.
занят

5

Анализ учебных материалов о роли педагогического
знания в жизни человека

2

Практ.
Занят

6

Анализ учебных материалов и разработка логических
схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики с
другими науками».

2

Практ.
Занят

2,3

Вид задания

Информационноеобеспе
чение(№из
табл. 1б,1в,1г)

ОИ1,комп

ОИ 1,комп

ОИ2,комп

ДИ2
ИР9

Подбор специальной
терминологии

ДИ3
ИР4

Работа с литературой

ДИ2
ИР9

Разработка логических
схем

9

2

Практ.
занят

Возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессионально-личностные качества и способности
педагога. Роль самообразования и самовоспитания в
становлении педагога - профессионала.

2

Комб.

10

Характеристика педагогической деятельности.

1

Комб.

11,1
2

Анализ Профессионального стандарта педагога.

2

Практ.
занят

ОИ3,комп

13,1
4

Определение уровня развития собственных
профессионально-личностных качеств и педагогических
способностей. Разработка рекомендаций собственного
профессионального роста.

2

Практ.
занят

ОИ3,комп

15,
16

Ознакомлениессайтами образовательных
организаций,образовательнымиплатформамиподополнитель
номупрофессиональномуобразованиюпедагогов.

2

Практ.
занят

ОИ1,комп

Понятия: личность, индивид, развитие. Роль
наследственности и среды в развитии личности ребенка

2

Комб.

19

Роль воспитания и обучения в развитии личности.

1

Комб.

20

Педагогическая возрастная периодизация.

1

Комб.

7
Практическое занятие 4. Составление таблицы этапов развития
педагогики,
формулировка выводов.

Работа с таблицей

ДИ4
ИР3

Тема 1.2 Педагог как субъект образовательного процесса
8, 9

Разработка
рекомендаций
собственного
профессионального
роста.
Работа ссайтами
образовательных
организаций

ДИ7
ИР4

ДИ5
ИР6

Тема 1.3 Ребенок как субъект образовательного
процесса
17,1
8

10

21

Дифференцированный и индивидуальный подход в
образовательном
процессе.

22

1

Комб.

1

Комб.

ОИ2,комп

Инклюзивное образование: понятие, задачи, принципы
и формы
инклюзии
в
образовательной
организации.
23

Современные проблемы внедрения инклюзивного
образования и пути их решения.

1

Комб.

24

Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г.
Ривина, И.Унт,
А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)

1

Комб.

25,2
6

Применение знаний о роли факторов в развитии личности
ребенка, возрастной периодизации в практических
ситуациях.

2

Практ.
занят

ОИ1,комп

Работа с пед.
ситуациями

27,2
8

Анализ методов и условий построения образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей
ребенка. Решение педагогических задач на определение цели
и вариантов дифференцированного подхода в образовании, в
том числе в отношении детей с ограниченными
возможностями здоровья.

2

Практ.
Занят

ОИ1,комп

Решение педагогических
задач

ОИ3,комп

Тема 1.4. Педагогический процесскаксистема

429

Сущность целостного педагогического процесса.
Закономерности целостного педагогического процесса.
Принципы построения целостного педагогического
процесса

1

30

Структура педагогического процесса. Этапы
педагогического процесса

1

11

31,3
2

Анализ проявления закономерностей педагогического
процесса на основе практических ситуаций. Анализ
практических ситуаций педагогического процесса в
разных видах образовательных организаций

2

ОИ1,комп

Анализ практических
ситуаций

ОИ1,комп

На примере конкретной
образовательной
организации

Тема 1.5. Образовательная среда

Сущность образовательной среды

1

33
1
34

Функции образовательной среды

35

Компоненты образовательной среды

1

Анализ развивающей предметно-пространственной
среды образовательной организации на примере
конкретной образовательной организации
(фотографии с сайта детского сада, школы, колледжа)

2

3637

Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)
Тема 2.1 Теоретические основы обучения
3839

Сущность дидактики как науки об обучении.
Закономерности обучения

2

40

Принципыобучения

1

Современные дидактические концепции
Тема 2.2. Содержание и организация обучения

2

43

Цели обучения. Содержаниеобучения

1

44
45
46
47

Средства обучения
Методы обучения
Формы обучения
Понятие контроля процесса обучения

1
1
1
1

4142

ДИ2
ИР3

ДИ5
ИР6

12

48,4
9
5051

5253
54,
55

Виды контроля обучения и формы его организации.
Способы оценки учебных достижений детей как
показателя качества обучения
Анализ таксономии Б. Блума. Постановка целей и задач обучения по заданной теме и содержанию обучения
в соответствии с теорией образовательного
целеполагания А.В. Хуторского

2

2

Работа с системой
учебных целей

Анализ ФГОСНОО, учебного плана, программы, учебника,
учебно-методических пособий
Реализация обучения в практике педагога через решение
педагогических задач. Использование форм и методов
обучения в практике педагога в практических ситуациях

4

Работа с учебным
планом

4

ДИ2
ИР6

ОИ4,комп

3. Теориявоспитания
Тема 3.1 Теоретические основы воспитания

ДИ5
ИР6

56

Сущность процесса воспитания

1

57

Закономерности воспитания

1

58

Принципы воспитания

1

59

Структура процесса воспитания.
Современные концепции воспитания

1

Тема 3.2 Содержание и организация воспитания
60

Цель и задачи воспитания. Содержание воспитания

1

6162

Средства воспитания. Методы воспитания

2

63,6
4

Формы организации воспитания. Оценка уровня
воспитанности детей

2

65,6
6

Реализация воспитания в практике педагога через решение
педагогических задач. Использование технологий
воспитания в практических ситуациях
Анализ педагогических ситуаций, подбор способов оценки
воспитанности детей и разработка рекомендаций по
воспитанию

4

ОИ4,комп

Решениепедагогическихз
адач

4

ОИ5комп

Решениепедагогическихс
итуаций

67,6
8

ДИ2
ИР7

ДИ4
ИР9

13

6970

ДЗ

Всего:

80

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
Объём в часах
занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа в форме
(проект)
практической подготовки

1
Раздел 1. Общие основы педагогики

2

3

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

26/27

14

Тема 1.1 Педагогика

Содержание

как наука

Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки. Этапы
возникновения и развития педагогики Категориипедагогики:
педагогический процесс, педагогическое взаимодействие,
педагогическая
система, развитие, формирование, педагогическая технология
Объект, предмет, задачи, методы педагогики как науки. Этапы
возникновения и развития педагогики Категориипедагогики:
педагогический процесс, педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология.
Структура педагогики. Место педагогики в системе
гуманитарных и естественных наук. Источники педагогики

3/8

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

3

В том числе практические занятия и лабораторные работы

8

Составление тезауруса категорий педагогики.

2

Анализ учебных материалов о роли педагогического
знания в жизни человека

2

Анализ учебных материалов и разработка логических
схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики с другими
науками».

2

2

Практическое занятие 4. Составление таблицы этапов развития
педагогики,формулировка выводов.
Тема 1.2 Педагог как
субъект
образовательного
процесса

Содержание
1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
Профессионально-личностные качества и способности педагога. Роль
самообразования и самовоспитания в становлении педагога профессионала.

3/6

ОК 01, ОК 02, ОК

2

09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

15

1
Характеристика педагогической деятельности.

В том числе практические занятия и лабораторные работы

6

АнализПрофессиональногостандартапедагога.

2

Определениеуровняразвитиясобственныхпрофессиональноличностныхкачеств и педагогических способностей.
Разработкарекомендацийсобственного профессиональногороста.

2

Ознакомлениессайтами образовательных
организаций,образовательнымиплатформамиподополнительномупрофе
ссиональномуобразованиюпедагогов.
Содержание

2

9/6

1.Понятия: личность, индивид, развитие. Роль наследственности

ОК 01, ОК 02, ОК
09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

и среды в развитии личности ребенка.
2. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
Тема 1.3 Ребенок как
субъект
образовательного
процесса

9
3. Педагогическая возрастная периодизация.
4. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
5. Педагогическая возрастная периодизация.
6. Дифференцированный и индивидуальный подход в
образовательном процессе.
7. Инклюзивное образование: понятие, задачи, принципы и формы
инклюзии в образовательной организации. Современные проблемы

16

внедрения инклюзивного образования и пути их решения.
8. Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г. Ривина, И.Унт,
А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)
В том числе практические занятия и лабораторные работы

3

Практическое занятие 9-10. Применение знаний о роли факторов в
развитии личности ребенка, возрастной периодизации в практических

3

ситуациях.
Анализ методов и условий построения образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей ребенка.Решение
педагогических задач на определение цели и вариантов

17

дифференцированного подхода в образовании, в том числе в
отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание

2/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

1. Сущность целостного педагогического процесса.

Закономерности целостного педагогического процесса.
Принципы построения целостного педагогического процесса

2

Тема 1.4.
Педагогический

2. Структура педагогического процесса. Этапы педагогического

процесса.

процесскаксисте
ма

В том числе практические занятия и лабораторные работы

2

Практическое занятие Анализ проявления закономерностей

2

педагогического процесса на основе практических ситуаций.
Анализ практических ситуаций педагогического процесса в
разных видах образовательных организаций
Содержание
1. Сущность образовательной среды
2. Функции образовательной среды
Образовательная среда 3. Компоненты образовательной среды
Тема 1.5.

3/2
3

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

18

В том числе практические занятия и лабораторные работы

2

Практическое занятие Анализ развивающей предметно-

пространственной среды образовательной организации на
примере конкретной образовательной организации
(фотографии с сайта детского сада, школы, колледжа)
Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)

8/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

Содержание

5/-

1. Сущность дидактики как науки об обучении. Закономерности
Тема 2.1 Теоретические
основыобучения

обучения.
2. Принципы обучения

5

3. Современные дидактические концепции

19

1

Тема 1.1 Педагогикакак наука

1

2

Раздел 3. Теория воспитания
4/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

Тема 3.1 Теоретические
основывоспитания

4

Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1 Педагогикакак наука

6/6

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

20

5. Формы организации воспитания
Тема 3.2 Содержание и

6. Оценка уровня воспитанности детей
6

организация
воспитания

воспитания через решение педагогических задач
Практическое занятие 21. Использование форм организации

2

воспитания
решение педагогических
задач
В том числечерез
практические
занятия и лабораторные
работы

10

Практическое занятие
занятие 19.
22.Реализация
Анализ педагогических
ситуаций, подбор
содержания воспитания
в
способов
оценки воспитанности
и разработка
рекомендаций по
практике педагога
через решение детей
педагогических
задач.

4
2

воспитанию
Практическое занятие 20. Использование средств и методов

2

Раздел 4. Управление образовательными системами

-/4

Тема 4.1 Система

Содержание

-/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК

образования в РФ.

В том числе практические занятия и лабораторные работы

4

1.6, ПК 2.5, ПК 3.3.

Непрерывность

Практическое занятие 23 Анализ положений ФЗ N 273-ФЗ «Об

образования как

образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

принцип

Практическое занятие 24. Анализ одной из программ или проектовв

государственной

области образования, относящихся к приоритетным направлениям

политики.

развития образования.

2

2

Промежуточная аттестация
Всего

117

вп

21

22

3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотреныследующиеспециальныепомещения:
Кабинет«Педагогики
ипсихологии»рабочее
местопреподавателя,оснащенноедемонстрационным
и/или
интерактивным
оборудованием, лицензионным программнымобеспечением, выход в локальную и
глобальную
сеть
Интернет.
Учебнометодическийкомплексподисциплине,учебныепособия,дидактическийидемонстрационный
материал,необходимыйдля организациикачественногообучения студентов.
3.2. Информационноеобеспечениереализациипрограммы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фондаобразовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленныхниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этомсписокможет бытьдополнен новымиизданиями.
3.2.1. Основныепечатныеиздания
1.Педагогика:учебникипрактикумдлясреднегопрофессиональногообразования / Л.
С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А.Сластенина.—2еизд.,перераб. и доп. —Москва: ИздательствоЮрайт,2022.— 246с.
2.
3.2.2. Основныеэлектронныеиздания
1.
БиблиотекиВУЗов.Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам[Электрон
ныйресурс]: URL: http://window.edu.ru/unilib/
2.
Гуманитарныйиздательскийцентр«Владос»[Электронныйресурс]:URL:http://
www.vlados.ru/
3.
Министерство
просвещения
РФ
[Электронный
ресурс]:
URL:https://edu.gov.ru/
4.
Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]:
URL:https://elibrary.ru/
5.
Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]:
URL:https://urait.ru
6.
Педагогическаябиблиотека[Электронныйресурс]:URL:http://pedlib.ru/
7.
Сайт института образовательной политики «Эврика»[Электронный
ресурс]:URL:http://www.eurekanet.ru/
8.
Системаэлектронногообучения«АкадемияМедиа3.5»[Электронныйресурс]:URL: https://www.academia-moscow.ru/e_learning/seo-3-5/
9.
СковородкинаИ.З.Педагогика[электронноеучебноеиздание]/И.З.Сковородки
на,
С.А. Герасимов.
–
URL:
https://www.academiamoscow.ru/catalogue/5411/481158/
10.
Федеральныйзакон"ОбобразованиивРоссийскойФедерации"от29.12.2012 N
273-ФЗ
[Электронный ресурс]:
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
23

11.
Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]:
URL:https://firo.ranepa.ru/
12.
ЭБС«Консультантстудента»(студенческаяэлектроннаябиблиотека)[Электрон
ныйресурс]: URL: https://www.studentlibrary.ru/
3.2.3. Дополнительныеисточники(принеобходимости)
1.
ГоловановаН.Ф.Педагогика:учебникипрактикумдлясреднегопрофессиональн
огообразования/Н.Ф.Голованова.–2-еизд.,перераб.идоп.–М.:ИздательствоЮрайт,
2020.–
377 с.
2.
Историяпедагогикииобразования:учебникдлясреднегопрофессионального
образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4-еизд., перераб.
идоп.–М.:Издательство Юрайт, 2020. – 452 с.
3.
Левшунова Ж.А., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Инклюзивное
образование:учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.А.
Левшунова и др. –Красноярск – Лесосибирск, 2017.– 114 с.
4.
Педагогический словарь/ Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.:Издательскийцентр «Академия», 2008.– 352 с.
5.
ПодласыйИ.П.Педагогика:учебникдлясреднегопрофессиональногообразован
ия/И.П.Подласый.–3-еизд.,перераб.идоп.–М.:ИздательствоЮрайт,2020.
–576 с.
6.
ПоповВ.А.Историяпедагогикииобразования:учеб.пособиедлястуд.учреждени
й
высш.
проф.
образования
/
В.А.
Попов,
Э.В.
Онищенко.
-М.:
Издательскийцентр«Академия», 2016.– 368 с.
7.
СковородкинаИ.З.Педагогика:учеб.длястуд.учрежденийсред.проф.образован
ия / Сковородкина, С.А. Герасимов. - М.: Издательский центр «Академия»,2019.–640 с.
8.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений
среднегопрофессиональногообразования/В.А.Сластенин,И.Ф.исаев,Е.Н.Шиянов.–
М.Издательскийцентр «Академия», 2012.– 496с.
9.
Фуряева Т.В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие
длясреднего профессионального образования / Т.В. Фуряева. – 2-е изд. – М.:
ИздательствоЮрайт, 2020.– 176 с.
10.
ХуторскойА.В.Дидактика.Учебникдлявузов.Стандарттретьегопоколения./
А.В. Хуторской. – Спб.: Питер,2017.– 720 с.

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
знания



объект,
предмет,задачи,методы
педагогикикакнауки;

категориипедагогики;

взаимосвязьпедагогиче
ской науки
ипрактики, тенденции
ихразвития;

структурапедагогики;

местопедагогикивсисте
мегуманитарныхиестественны
хнаук;

этапы возникновения
иразвитияпедагогикикакнауки
ипрактики;

источникипедагогики;

структурасистемыобра
зования;

принципыгосударствен
нойполитикивобласти
образованиявРФ;

права,обязанностииака
демические
свободыпедагогически
х
работников
всферепрофессиональнойдеят
ельности,гарантииихреализац
ии.ответственностьпедагогиче
скихработников;

приоритетныенаправле
ния
развитияобразовательн
ой
системыроссийскойфед
ерации;

реализацияприоритетн
ых
направленийна
уровне
региона:региональные
программы
ипроекты;

вариативное
образованиевРФ;

возникновение
иразвитиепедагогическ

Критерииоценки

Методыоценки


называетметодологиче
ский
аппаратпедагогики(пре
дмет,задачи,методыпедагогик
и);


оценкарезультато
ввыполнениятестовых
заданий
иустногособеседования.


воспроизводитосновные
педагогические
понятия:образование,

воспитание,обучение,
педагогическийпроцес
с,
педагогическоевзаимо
действие,педагогическая
система,развитие,
формирование,педагог
ическаятехнология;

устанавливаетсвязьпед
агогическойнаукиипрактики,д
елаетвыводороли
педагогических
знаний
вразвитииобщества;

перечисляетотраслипе
дагогики;

приводитпримерысвяз
ипедагогикисдругиминаукам
и;

составляеттаблицуэтап
овразвитияпедагогикикакнаук
ии практики;

называетисточникипед
агогическойнауки;

объясняет
компонентысистемыобразова
нияв РФ;

приводитпримерыреал
изации
принциповгосударстве
ннойполитикивобласти
образованиявРФ;

перечисляетправаиобя
занности
педагога.понимаетотве
тственностьпедагогическихра
ботниковперед
обществом
25

ойпрофессии;

профессиональноличностныекачестваи


е
мы

игосударством;
оцениваетприоритетны
направленияразвития
образовательнойсисте
РФ на
основегосударственно

й
программыразвитияоб
разованиявРФ;

26

способностипедагога;

рольсамообразованияи
самовоспитаниявстановлении
педагога–профессионала;

характеристикапедагог
ическойдеятельности;

основныеположенияпр
офессионального
стандартапедагога;

аттестация
иповышениеквалифика
циипедагогическихработнико
в;

принципымеждународ
ногодвижении
«молодыепрофессионалы»Wo
rldskillsкаксредствадостижени
яуспехавпрофессии;

понятия:личность,инди
вид,развитие;

роль
наследственностии среды в
развитии личностиребенка;

общение
идеятельностькакфакто
рыразвитияличности;

рольвоспитанияиобуче
ниявразвитииличности;

педагогическаявоз
растнаяпериодизация;

дифференцированныйи
индивидуальныйподходвобра
зовательномпроцессе;

инклюзивное
образование;

понятиеп
едагогическогои
сследования;

виды
педагогическихисследо
ваний;

методыпедагогическог
оисследования(теоретические,
эмпирические,математически
е
истатистические);

сущность
целостногопедагогичес
когопроцесса;

закономерности


анализируетопытреали
зациирегиональныхпрограмм
ипроектоввобласти
образования;

описывает
типывариативныхобра
зовательных
организацийвРФ;

распознает
этапыразвитияпедагог
ическойпрофессии;

понимает
объективныефакторы
появленияпрофессии
воспитателя
детейдошкольноговозраста;

выявляетотличительны
е
чертыпрофессиональн
ых,личностных качеств
ипедагогическихспосо
бностей;

понимаетнеобходим
остьихразвития;

объясняет
роль
самообразования
и
самовоспитания
в
становлениипедагога–
профессионала;

понимаетособенностип
едагогическойдеятельности;

распознаетструктурупе
дагогическойдеятельности;

понимает
рольпедагогакаксубъек
тапедагогическойдеятельност
и;

описывает
основныеположенияпр
офессиональногостандартапе
дагога;

понимаетнеобходимос
ть
повышенияквалификац
иипедагогическихработников;

называет
порядокпрохожденияа
ттестации;

перечисляеттребовани
якаттестациинаоснове
нормативныхдокумент
27

ов;

понимает
возможностиучастия
международном

в

28

целостногопедагогическогопр
оцесса;

принципыпостроенияц
елостногопедагогическогопро
цесса;

структурапедагоги
ческогопроцесса;

этапыпедагогического
процесса;

сущностьобразо
вательнойсреды;

функцииобразов
ательнойсреды;

компонентыобра
зовательнойсреды;

сущность
дидактикикакнаукиоб
обучении;

закономерности
обучения;

принципыобучения;

целиобучения;

содержаниеобучения;

средстваобучения;

методыобучения;

формыобучения;

понятие
контроляпроцессаобуч
ения;

виды
контроляобученияифор
мыегоорганизации;

способы
оценкиучебныхдостиж
енийдетейкакпоказателякачес
тваобучения;

сущностьпроцессавосп
итания;

закономерности
воспитания;

принципывоспитания;

структура
процессавоспитания;

цель
и
задачивоспитания;

содержание
воспитания;

средствавоспитания;

методывоспитания;

концепциивоспитания;

формы

движении
«молодые
профессионалы»Worldskillsка
ксредствадостиженияуспехав
профессии;

формулируетпонятия:л
ичность,индивид,развитие;

оцениваетположительн
ое
и
отрицательное
влияние
наследственностиисредывраз
витииличностиребенка.воспр
оизводит
понятие
развивающейсреды;

оцениваетположительн
ое
влияниеобщения и
деятельности
вразвитииличностиреб
енка.воспроизводит
понятиеведущейдеятел
ьности;

объясняетположительн
ое
влияниеобучения
и
воспитания
вразвитииличностиреб
енка;

устанавливаетразличия
этаповвозрастногоразвития
детей
в
соответствии
с
периодизацией
Д.Б.
Эльконина;

приводитпримерыдиф
ференцированного
ииндивидуальногопод
ходавобучении и воспитании
детейна
разных
этапах
возрастногоразвития;

формулируетпонятиеи
нклюзивногообразования;

понимаетзадачииприн
ципыинклюзивногообразован
ия.
обобщает
современные
проблемы
внедренияинклюзиивобразова
нии.делаетобзортехнологийи
нклюзивногообразования;

выделяетсущественны
29

организациивоспитател е
чертыпедагогического
ьногопроцесса;
исследования;

перечисляет
видыпедагогических

30



исследований;

подразделяетфундамен
тальные,прикладныеисследов
етей;
анияиразработки;

воспитательные

отбирает
системы;
методыпедагогическог

воспитаниеличностивк
оисследования(теоретические
оллективе;
,эмпирические,математически

воспитательный
е
и
потенциалсемьи;

взаимодействиеобразов статистические)
в
ательнойорганизацииссемьей.
соответствиисзаданнымиусло
виями;

воспроизводитопредел
ениепедагогическогопроцесса
;

называет
аспектыцелостностипе
дагогическогопроцесса.
перечисляет
функции
педагогическогопроцесса;

объясняетзакономе
рностипедагогическогопр
оцесса;

приводитпримерыреал
изации
принциповпостроения
педагогическогопроцесса;

перечисляеткомпонент
ы
структурыпедагогичес
когопроцесса;

обосновываетведущую
рольцелиизадачвпостроении
педагогическогопроцес
са;

отделяет
этапыпедагогического
процессавпрактическихситуа
циях;

называетопределениеи
параметры
образовательнойсреды;

перечисляетфункциио
бразовательнойсреды;

распознаеткомпоненты
образовательнойсреды;

называет
сущность,объектипред
метдидактики;

понимаетобучениекакп
оценка
уровнявоспитанностид

31

роцесс;

описываетструктуруи

32

видыобучения;

объясняетзакономе
рностиобучения;

приводитпримерыреал
изации
принциповобучения;

описываетпроцессцеле
полаганиявобучениикак
разбиение цели на задачииих
иерархию;

формулируетцельизада
чипозаданнымусловиям;

анализируеткомпонент
ы
содержанияобразовани
я:
федеральныйгосударст
венныйобразовательный
стандарт,учебный
план,
учебнаяпрограмма,
учебнаялитература;

перечисляетсредстваоб
ученияпоклассификацииВ.Ок
оня,Н.М.Шахмаева;

приводитпримерыпри
менения
средствобучения;

отбирает
методыобученияпораз
личнымоснованиям(поисточн
икузнаний,
по
этапу
обучения,
поспособу
руководства
учебнойдеятельностью,полог
икеучебногопроцесса,подида
ктическимцелям,похарактеру
познавательнойдеятельности)
;

сравнивает
формыобучения:
индивидуальные,индив
идуальногрупповые,коллективные,
основные,вспомогател
ьные,дополнительные;

сопоставляетсредстваи
методыконтроляобучения;

определяет
видыконтроляиформы
егоорганизации;
33



отбирает

способыоценки
учебных
достижений,обучающихся;

34



называет
понятиевоспитаниякак
процесса;

объясняетзакономерн
остивоспитания;

приводитпримерыреал
изации
принциповвоспитания;

распознаетструктуруп
роцессавоспитания;

описываетпроцессцеле
полаганияввоспитаниикак
разбиение цели на задачииих
иерархию;

формулируетцельизада
чивоспитанияпозаданнымусл
овиям;

сопоставляетсодержан
ие
воспитания
вобразовательныхорга
низациях:формированиенауч
ного
мировоззрения,гражда
нское
воспитание.формирова
ние
основ
нравственной
культуры
личности,
трудовое
воспитание
и
профессиональнаяориентация
личности,фо
рмирование
культуры
воспитание

эстетической
личности,

физической
культурыличности;

приводитпримерыпри
менения
средстввоспитания;

отбирает
методывоспитанияпоВ
.А.Сластенинувпрактических
ситуациях;

делает
обзорсовременныхгум
анистическихвоспитательных
концепцийА.А.Бодалев
а,О.С.Газмана,А.В.
Иванова,
Н.Е.Щурковой;
35


описываетформыорган
изации
воспитательногопроцесса:
мероприятие, игра,дело;

анализируеткритерии

36

воспитанности(общиеичастн
ые,внешниеивнутренние);

отбираетспособыоценк
и
уровня
воспитанностипозаданнымус
ловиям;

понимаетсущностьвос
питательнойсистемы(понятие
,структуру,этапыразвития);

делает
обзорсовременныхвосп
итательныхсистем:
общей
заботы,школыкомплекса,гуманистической;

описываетпризнаки,ст
руктуру
и
условия
развитиядетскогоколлектива;

подразделяетэтапыразв
ития детскогоколлектива;

объясняетэффективнос
ть
способоввоспитания
личности
вколлективе;

объясняет проблемы
ивоспитательные
возможностиразных
типов
семьи:
полная
неполная,благополучная–
неблагополучная,малодетная
–многодетная;

анализируетэффективн
остьразныхформвзаимодейст
вияобразовательнойорганизац
иии семьи:
наглядные,индивидуал
ьные,групповые;
умения

ориентироваться
всовременных проблемах
образования, тенденциях его
развития
и
направлениях
реформирования;

анализировать
педагогическуюдеятельность;

оцениватьсобственные


е

ов;

ы

определяетсовременны 
оценкарезультатов
проблемыобразования
выполненияпракти
на
ческойработы.
основеанализа
нормативныхдокумент
определяетперспектив

развитияобразования в
профессионально-личностные
России
качества и педагогические
ирегионенаосновеанал
способности;
изафедеральнойирегионально

находить
и йпрограмм
анализировать
информацию,
развитияобразования;
необходимую
для 
осуществляет
37

поисккомпонентовпеда
гогической

38

профессиональногосамообразова деятельности
на
ния
основеситуа
и ционныхзадач;
саморазвития;

проектирует

определятьспецификуо
развитиесобственныхп

сновных
видовпедагогическойде
ятельности;

осуществлятьпоискиан
ализинформацииоролипедагог
авобществеиповышенииквали
фикации;

осуществлятьпоискиан
ализинформацииоролифактор
ов
в
развитии
личностиребенка,
возрастнойпериодизац
ии в практическихситуациях;

находить

рофессионально-личностных
качеств
ипедагогическихспосо
бностейнаосновесамодиагнос
тики;

разрабатываетрекомен
дации
собственногопрофесси
ональногоростанаосновесамо
оценки;

определяет
видыпедагогическойдея
тельностина основе
ситуационныхзадач
ианализироватьинформац
по
ию,необходимуюдлярешенияпед
плану,предложенномуп
агогических
реподавателем,
проблем,повышения
иаргументируетсвойвыб
эффективностипедагогич
ор;
ескойдеятельности;
формулируетположени

демонстрироватьправи 
яоролипедагогавобщественао
льное применениеметодов
сновеизучениявзглядов
и
процедурыпедагогичес
выдающихсяпедагогов
когоисследования;
в

определятьпедагогически
соответствииопределяе
е
возможностиразличных
методов,
т
требования
приемов,методик,
кпрофессиональным
форм
знаниям,умениям
организациипедагогическ
и
огопроцесса;
действиямпедагога

анализироватьпринцип
на
ы
основедолжностной
построенияпедагогичес
когопроцесса;
инструкции,профессио

анализироватьструктур нальногостандартаинорматив
у
ныхдокументов,регламентиру
педагогическогопроцес ющиматтестацию;
са;

определяет

анализироватьэтапыпе
путиповышения
дагогическогопроцесса;
квалификациипедагога

находить
череззнакомствоссайтами
ианализироватьинформац
образовательныхорган
ию,необходимуюдлярешенияпед
изаций,образовательнымипла
агогических
тформами
проблем,повышения
подополнительномупр
эффективностипедагогич
офессиональномуобразовани
ескойдеятельности;
39



находить
ианализироватьинформ
ацию,необходимуюдлярешен
ияпедагогических
проблемобучения;

проектироватьцелииза
дачиобучения;

юпедагогов;

осуществляетпоискиан
ализинформацииороливнешн
ихивнутреннихфактороввразв
итииличности
ребенка
в
открытыхисточниках
(средствахмассовойин
формации);

осуществляетвыбор

40



находить
ианализироватьинформ
ацию,необходимуюдлярешен
ияпедагогическихпроблем,пов
ышенияэффективностипроцес
саобучения;

определятьпедагогичес
киевозможностиразличныхме
тодов,приемов,форморганиза
цииобучения;

осуществлятьконтроль
процессаобучения;

находить
ианализироватьинформ
ацию,необходимуюдлярешен
ияпедагогических
проблемвоспитания;

проектироватьцелииза
дачивоспитания;

определятьпедагогичес
киевозможностиразличныхме
тодов,приемов,технологий
и
форморганизациивосп
итания;

осуществлять
контрольирезультатыпроцесс
авоспитания;

находить
ианализироватьинформ
ацию,необходимуюдлярешен
ияпедагогических
проблемвоспитания;

ориентироватьсявсовре
менных
проблемахвоспитания,
тенденцияхегоразвитияинапра
вленияхреформирования.

условий

и
методовобразов
ательногопроцессасучетомди
фференцированного
ииндивидуальн
огоподхода,втомчислевотнош
ениидетейс
ограниченными
возможностямиздоровья,поза
даннымкритериям;

формулируетобъектип
редмет,
цель и
задачипедагогического
исследования по
заданнымусловиям;

разрабатываетсодержа
ние
методовпедагогическо
гоисследования на
основепрактическихси
туаций;

выделяетособенностип
остроениявзаимодействияпед
агогаиобучающихся(воспитан
ников)
впедагогическомпроце
ссеобразовательной
организациинаосновепрактич
ескихситуаций;

выделяетвзаимосвязим
еждузакономерностямииприн
ципами
построенияпедагогиче
скогопроцессанапримере
практическихситуаций
;

структурируетпострое
ние (выделяеткомпоненты)
педагогическогопроцесса;

выделяетвзаимосвязим
ежду
компонентамипедагоги
ческогопроцесса;

выделяет
этапыпедагогического
процессанаоснове
практическихситуаций
;

оцениваетотдельныеас
пектыобразовательнойсреды
образовательнойорган
изации:определяетсоответств
41

иепредметной
среды
заявленным
педагогическимидеям;

42


применяетзакономерно
стиипринципыобучения в
конкретныхпрактическ
ихситуациях;

формулирует цели
изадачи обучения с
учетомзаданных
условий
(возрастобучающихся,
тема,содержание
материала)
всоответствии с
теориейобразовательно
гоцелеполагания
А.В.Хуторского;

выделяетсвязи;

вразныхвидахнормати
вной
учебнойдокументацие
й;

выделяетпедагогическ
иевозможностиразличныхмет
одов,приемов,форморганизац
ииобучения;

с учетом
заданныхусловий;

демонстрируетправиль
ное применениеметодови
процедуры;

применяетзакономерно
стиипринципыобучения в
конкретныхпрактическ
ихситуациях;

формулируетцеливосп
итаниясучетомзаданныхуслов
ий(возраствоспитанников,нап
равлениевоспитания
и
доминирующиекультурныепо
требности);

формулируетзадачивос
питаниясучетомзаданныхусло
вий(заданнаяцельвоспитания)
;

выделяетпедагогическ
иевозможностиразличныхмет
одов,приемов,технологий и
форморганизациивосп
итания;

с учетом
заданныхусловий;

демонстрируетправиль
43

ное применениеметодови
процедуры;

применяет

44

закономерностиипринципыво
спитания«вколлективеичерез
коллектив»
вконкретныхпракт
ическихситуациях(позаданно
муплану);

определяетпроблемыв
оспитания,определяетпутиих
преодоления
с
опорой
нанормативныедокументы.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».