Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОУП.02. ЛИТЕРАТУРА
среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальностей
44.02.01. Дошкольное образование,
44.02.02. Преподавание в начальных классах,
44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
объем: 144 часа
ДЕРБЕНТ
2025 г.
Составители:
Фамилия, имя, отчество
Мирзаметова Амина тарикулиевна
Алекберова Ольга Леонидовна
Должность
преподаватель русского языка, литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Почетный работник СПО РФ, Заслуженный
учитель РД, Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории
преподаватель русского языка, литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Почетный работник воспитания и просвещения
РФ, Отличник образования РД, преподаватель
высшей категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 17
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
Стр. 28
ОСВОЕНИЯ
Стр. 30
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 02. ЛИТЕРАТУРА
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.02. ЛИТЕРАТУРА является
обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальностям 44.02.01. «Дошкольное образование», 44.02.02. «Преподавание в
начальных
классах»,
44.02.05.
«Коррекционная
педагогика
в
начальном
образовании» (углубленной подготовки),
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина ОУП.02. ЛИТЕРАТУРА относится к
общеобразовательному циклу.
1.3.1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение литературы в профессионально-педагогическом колледже направлено
на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию, способной
к созидательной деятельности в современном мире, обладающей гуманистическим
мировоззрением, активной гражданской позицией, чувством патриотизма, любовью и
уважением к ценностям отечественной культуры;
- литературное развитие студентов: усвоение ими понятий о специфике литературы в
ряду других видов искусств, о читательской культуре восприятия текста, об авторской
позиции; развитие читательских интересов студентов, их художественного вкуса,
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, устной
и письменной речи; развитие коммуникативных навыков;
- получение знаний в области теории и истории литературы, формирование
представлений об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений интерпретации и анализа литературных произведений как
художественного целого в их историко-литературной обусловленности; написание
сочинений разных жанров; поиск, систематизация и использование необходимой
информации, в том числе в сети Интернет.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
4
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой,
используя сведения
по истории и теории литературы, выявлять сквозные темы и
ключевые проблемы русской и мировой литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, определять его род и
жанр;
- анализировать художественный текст, выявляя его подтекст и раскрывая позицию
автора, выражая собственное отношение к сказанному;
- выразительно читать, правильно расставляя словесные и логические ударения;
- выделять и осмыслять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с
композицией текста и авторской позицией;
- конспектировать, аннотировать, реферировать статьи о литературе, кино, театральных
спектаклях;
- выступать с самостоятельно подготовленным докладом;
- строить устные и письменные высказывания, владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
- создавать литературно-музыкальные композиции, предполагающие взаимосвязь
литературы с другими видами искусств;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание программных произведений, предназначенных для текстуального и
обзорного изучения, а также чтения наизусть;
-
основные факты жизни и творчества изучаемых писателей;
-
творческую историю произведений, объяснять их современное значение;
-
сходство и отличие литературных произведений от произведений других жанров и
других авторов;
- основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.
1.3.2.Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
5
Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 1. Осознавать причастность к
профессиональной
деятельности готовность к труду, осознание ценности отечественным традициям и исторической
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие, в том числе при преемственности поколений; включение в
чтении
культурно-языковое пространство русской и
произведений о труде и тружениках, а мировой
культуры;
сформированность
также
на
основе
знакомства
с ценностного отношения к литературе как
профессиональной деятельностью героев неотъемлемой части культуры;
отдельных литературных произведений;
ПРб 2. Осознавать взаимосвязь между
готовность к активной деятельности языковым,
литературным,
технологической
и
социальной интеллектуальным, духовно-нравственным
направленности,
способность развитием личности;
инициировать,
планировать
и ПРб 4. Знать содержание, понимание
самостоятельно
выполнять
такую ключевых проблем и осознание историкодеятельность в
культурного и нравственно-ценностного
процессе литературного образования;
взаимовлияния
произведений
русской,
интерес
к
различным
сферам зарубежной классической и современной
профессиональной деятельности, умение литературы, в том числе литературы
совершать осознанный выбор будущей народов России.
профессии и реализовывать собственные ПРб 5. Уметь определять и учитывать
жизненные
планы,
в
том
числе историко-культурный контекст и контекст
ориентируясь на поступки литературных творчества писателя в процессе анализа
героев;
художественных произведений, выявлять их
готовность и способность к образованию связь с современностью;
и самообразованию, к продуктивной ПРб 10. Уметь сопоставлять произведения
читательской деятельности на протяжении русской и зарубежной литературы и
всей жизни;
сравнивать
их
с
художественными
Овладение
универсальными
учебными интерпретациями в других видах искусств
познавательными действиями:
(графика, живопись, театр, кино, музыка и
а) базовые логические действия:
другие)
самостоятельно
формулировать
и ПРб
11.
Иметь
представление
о
актуализировать проблему, рассматривать ее литературном произведении как явлении
всесторонне;
словесного
искусства,
о
языке
- устанавливать существенный признак или художественной
литературы
в
его
основания для сравнения, классификации и эстетической функции, об изобразительно-
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
обобщения;
выразительных возможностях русского
- определять цели деятельности, задавать языка в художественной литературе и
параметры и критерии их достижения;
умение применять их в речевой практике
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность использования знаний в
познавательной и социальной практике
7
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 02. Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В области ценности научного познания:
ПРб
9.
Уметь
анализировать
и
сформированность
мировоззрения, интерпретировать
художественное
соответствующего современному уровню произведение в единстве формы и
развития науки и общественной практики, содержания (с учетом неоднозначности
основанного
на
диалоге
культур, заложенных в нем смыслов и наличия в нем
способствующего осознанию своего места в подтекста) с использованием теоретикополикультурном мире;
литературных терминов и понятий (в
совершенствование
языковой
и дополнение к изученным на уровне
читательской культуры как средства начального общего и основного общего
взаимодействия между людьми и познания образования):
конкретно-историческое,
мира;
общечеловеческое и национальное в
- осознание ценности научной деятельности, творчестве
писателя;
традиция
и
готовность осуществлять проектную и новаторство; авторский замысел и его
исследовательскую
деятельность воплощение; художественное время и
индивидуально и в группе;
пространство; миф и литература; историзм,
Овладение
универсальными
учебными народность;
историко-литературный
познавательными действиями:
процесс; литературные направления и
в) работа с информацией:
течения: романтизм, реализм, модернизм
- владеть навыками получения информации (символизм,
акмеизм,
футуризм),
из
источников
разных
типов, постмодернизм;
литературные
жанры;
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, трагическое и комическое; психологизм;
систематизацию
и
интерпретацию тематика и
проблематика;
авторская
информации различных видов и форм позиция; фабула; виды тропов и фигуры
представления;
речи; внутренняя речь; стиль, стилизация;
- создавать тексты в различных форматах с аллюзия, подтекст; символ; системы
учетом назначения информации и целевой стихосложения (тоническая, силлабическая,
аудитории, выбирая оптимальную форму силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
представления и визуализации;
«вечные темы» и «вечные образы» в
- оценивать достоверность, легитимность литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
информации, ее соответствие правовым и национальных литератур; художественный
морально-этическим нормам;
перевод; литературная критика;
- использовать средства информационных и ПРб
12.
Владеть
современными
8
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и
финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
коммуникационных технологий в решении читательскими
практиками,
культурой
когнитивных,
коммуникативных
и восприятия и понимания литературных
организационных задач с соблюдением текстов,
умениями
самостоятельного
требований
эргономики,
техники истолкования прочитанного в устной и
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, письменной
форме,
информационной
правовых и этических норм, норм переработки текстов в виде аннотаций,
информационной безопасности;
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
- владеть навыками распознавания и защиты также написания отзывов и сочинений
информации,
информационной различных жанров (объем сочинения - не
безопасности личности;
менее 250 слов); владеть умением
редактировать
и
совершенствовать
собственные письменные высказывания с
учетом норм русского литературного языка;
ПРб 13. Уметь работать с разными
информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать
ресурсы
традиционных
библиотек
и
электронных библиотечных систем;
В
области
духовно-нравственного ПРб 3. Иметь интерес к чтению как средству
воспитания:
познания отечественной и других культур;
-сформированность
нравственного приобщение
к
отечественному
сознания, этического поведения;
литературному наследию и через него - к
- способность оценивать ситуацию и традиционным ценностям и сокровищам
принимать
осознанные
решения, мировой культуры;
ориентируясь на морально-нравственные ПРб 6. Уметь выявлять в произведениях
нормы и ценности;
художественной литературы образы, темы,
- осознание личного вклада в построение идеи, проблемы и выражать свое отношение
устойчивого будущего;
к ним в развернутых аргументированных
- ответственное отношение к своим устных и письменных высказываниях,
родителям и (или) другим членам семьи, участвовать в дискуссии на литературные
созданию семьи на основе осознанного темы;
принятия ценностей семейной жизни в ПРб 7. Осознавать художественную картину
9
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
соответствии с традициями народов России; жизни, созданная автором в литературном
Овладение универсальными регулятивными произведении, в единстве эмоционального
действиями:
личностного
восприятия
и
а) самоорганизация:
интеллектуального понимания;
самостоятельно
осуществлять ПРб 8. Уметь выразительно (с учетом
познавательную деятельность, выявлять индивидуальных
особенностей
проблемы, ставить и формулировать обучающихся) читать, в том числе наизусть,
собственные задачи в образовательной не менее 10 произведений и (или)
деятельности и жизненных ситуациях;
фрагментов
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
10
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
ПРб 2. Осознавать взаимосвязь между
языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности;
ПРб 8. Уметь выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и (или)
фрагментов
11
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного
контекста
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
анализе
результатов
людей
при
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
ПРб 8. Уметь выразительно (с учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
ПРб
9.
Уметь
анализировать
и
интерпретировать
художественное
произведение в единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в нем
подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования):
конкретно-историческое,
общечеловеческое и национальное в
творчестве
писателя;
традиция
и
новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм,
народность;
историко-литературный
процесс; литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм
(символизм,
акмеизм,
футуризм),
постмодернизм;
литературные
жанры;
трагическое и комическое; психологизм;
12
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- развернуто и логично излагать свою точку тематика и
проблематика;
авторская
зрения с использованием языковых средств; позиция; фабула; виды тропов и фигуры
речи; внутренняя речь; стиль, стилизация;
аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в
литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
ПРб 11. Сформировать представления о
литературном произведении как явлении
словесного
искусства,
о
языке
художественной
литературы
в
его
эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского
языка в художественной литературе и уметь
применять их в речевой практике
В части патриотического воспитания:
ПРб 3. Сформировать устойчивый интерес к
- осознание российской гражданской чтению
как
средству
познания
идентичности
в
поликультурном
и отечественной
и
других
культур;
многоконфессиональном
обществе, приобщение
к
отечественному
проявление интереса к познанию родного литературному наследию и через него - к
языка, истории, культуры Российской традиционным ценностям и сокровищам
Федерации, своего края, народов России в мировой культуры;
контексте изучения произведений русской и ПРб 5. Сформировать умения определять и
зарубежной литературы, а также литературы учитывать историко-культурный контекст и
народов России;
контекст творчества писателя в процессе
- ценностное отношение к государственным анализа художественных произведений,
символам, историческому и природному выявлять их связь с современностью
наследию, памятникам, традициям народов
России, внимание к их воплощению в
13
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
литературе, а также достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде, отраженным в художественных
произведениях;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе
воспитанные на примерах из литературы;
В части гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции
обучающегося
как
активного
и
ответственного
члена
российского
общества;
осознание своих конституционных прав
и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в
том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями,
изображенными
в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность
вести
совместную
деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
14
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
образовательной организации;
умение
взаимодействовать
с
социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности
- наличие мотивации к обучению и ПРб
12.
Владеть
современными
личностному развитию;
читательскими
практиками,
культурой
В области ценности научного познания:
восприятия и понимания литературных
сформированность
мировоззрения, текстов,
умениями
самостоятельного
соответствующего современному уровню истолкования прочитанного в устной и
развития науки и общественной практики, письменной
форме,
информационной
основанного
на
диалоге
культур, переработки текстов в виде аннотаций,
способствующего осознанию своего места в докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
поликультурном мире;
также написания отзывов и сочинений
совершенствование
языковой
и различных жанров (объем сочинения - не
читательской культуры как средства менее 250 слов); уметь редактировать и
взаимодействия между людьми и познания совершенствовать собственные письменные
мира;
высказывания с учетом норм русского
- осознание ценности научной деятельности, литературного языка
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
15
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
16
1.4.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Консультации
Итоговая аттестация в форме экзамена
Объем часов
144
136
30
106
4
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
________ОУП. 02. ЛИТЕРАТУРА____________
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1.
Введение.
Тема 1.1.
Обзор русской
литературы второй
половины 19 века
Тема 1.2.
Драматургия А. Н.
Островского в
театре. Судьба
женщины в 19 веке
и ее отражение в
драмах А. Н.
Островского.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
2
3
62
Литература второй половины 19 века
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Специфика литературы как вида искусства и ее место в
жизни человека. Связь литературы с другими видами
искусства.
1
Содержание учебного материала
1
Россия во второй половине
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Содержание учебного материала
1
А.Н. Островский – основоположник
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
5
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
19 века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская
глубина. Традиции и новаторство в русской поэзии.
современного русского театра. Жизнь и
творчество драматурга (обзор). Быт и нравы купеческого Замоскворечья в пьесах
Островского.
2
3
Практические занятия
1. Драма «Гроза». История создания пьесы.
2. «Жестокие нравы» города Калинова. Обличение самодурства и невежества.
3. Проблема взаимоотношения поколений в драме «Гроза». Нравственное противостояние
Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой.
4. Образная символика и обобщённо-символический смысл названия драмы. Драма «Гроза» в
литературной критике.
Контрольные работы
1
Тестирование по изученным темам
Тема 1.3. И.А.
Гончаров. Илья
Ильич Обломов как
Формируе
мые
компетенц
ии
4
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя
особенности композиции романа.
1
(обзор).
Роман «Обломов». История создания и
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
18
вневременной тип и
одна из граней
национального
характера
Тема 1.4. И.С.
Тургенев. Новый
герой,
«отрицающий все»,
в романе И. С.
Тургенева «Отцы и
дети»
Практические занятия
1. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
2.
2
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц.
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя
(обзор)
Практические занятия
1. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в
6
России.
2. Сюжет, композиция, система образов романа.
Роль образа Базарова в развитии
основного конфликта.
3. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в
романе. Базаров и его мнимые последователи.
4. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
5. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа.
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам
Тема 1.5. Человек и
мир в зеркале
поэзии. Ф. И.
Тютчев и А. А. Фет
Практические занятия
Тема 1.6. Люди и
реальность в
сказках М. Е.
Салтыкова-
Практические занятия
1
3
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
2
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
1. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы тютчевской
лирики. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию
не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…»,
«К.Б.»(«Я встретил вас - и все былое…»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти
бедные селенья…».
2. А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия,
любовь, смерть). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое
слово…».
3. Анализ изобразительно-выразительных средств языка стихотворений Тютчева, Фета.
Выразительное чтение стихотворений наизусть.
1. Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (обзор).
2. «Сказки для детей изрядного возраста» («Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Орёлмеценат»…). Жанровое своеобразие, тематика и проблематика, художественные средства
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
19
Щедрина: русская
жизнь в
иносказаниях
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Практические занятия
1. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, его фольклорная
основа, жанровое своеобразие поэмы. Система образов поэмы.
3. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Смысл названия
поэмы.
4. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».
5. Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского».
5
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Содержание учебного материала
Тема 1. 8. Ф.М.
1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Достоевский.
Роман «Преступление и наказание». Замысел романа. Особенности сюжета и
Человек и его выбор
композиции.
в кризисной
ситуации в романе Практические занятия
1. Проблематика, система образов романа. Образ Петербурга в романе. Приёмы создания образа
«Преступление и
города.
наказание»
2. Теория Раскольникова и ее развенчание.
3. Раскольников и его «двойники».
4. Образы «униженных и оскорбленных» в романе. Тема гордости и смирения.
5. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
6. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Роль эпилога.
7. Своеобразие жанра «Преступления и наказания». Приёмы авторского психологического
2
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Тема 1.7.
Крестьянство как
собирательный герой
поэзии Н. А.
Некрасова
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее
основные темы, идеи и образы.
Чтение и анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия»(«Пускай нам
говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии
твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
6
анализа в романе. Тема «двойничества» в романе
20
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам
1
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий
2
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Практические занятия
1. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.
2. Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе.
3. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки
личности.
4. Путь идейно-нравственных исканий главных героев романа.
5. «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.
6. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
7. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
8. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
9. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных
полюса.
10. «Мысль народная» в романе «Война и мир»
11. Роль эпилога. Открытый финал романа.
Контрольные работы
Тестирование по изученным темам
8
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Содержание учебного материала
Тема 1.10. Проблема 1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
2
ответственности
Комедия «Вишневый сад». История создания. Жанровое своеобразие.
Особенности сюжета и конфликта пьесы.
человека за свою
Практические
занятия
судьбу и судьбы
1. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою
близких ему людей
судьбу.(Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,
«Попрыгунья»).
в творчестве А. П.
2. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.
Чехова
3. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
4. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Смысл финала. Символический
3
Тема 1.9. Человек в
поиске правды и
любви: «любовь –
это деятельное
желание добра
другому…» - в
творчестве Л. Н.
Толстого
2
путь писателя (обзор). Жанровое своеобразие романа-эпопеи
«Война и мир»
Изображение Отечественной войны 1812 г.
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
5
подтекст пьесы.
5. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой
литературы и театра.
Раздел 2.
Тема 2.1. Обзор
«Человек в поиске прекрасного». Русская литература рубежа 19-20 веков в контексте
социокультурных процессов эпохи.
Содержание учебного материала
31
1
ОК 01, ОК
21
русской литературы 1
рубежа 19-20 вв.
Введение. Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Реализм и
модернизм. Трагические события первой половины ХХ в. и их отражение в русской
литературе.
Тема 2.2. И.А.Бунин. Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество Ивана Бунина (обзор).
Мотивы лирики и
прозы И. А. Бунина
Практические занятия
1. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. (Стихотворения «Вечер», «Не устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»…).
2. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом).(Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»…)
1
3
Тема 2.3. Традиции
русской классики в
творчестве А. И.
Куприна
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя (обзор). Тема любви в произведениях А. Куприна
(Повесть «Гранатовый браслет», рассказ «Олеся» - по выбору). Своеобразие сюжета
произведения.
1
Практические занятия
1. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Трагизм решения любовной темы в
повести.
1
Тема 2.4. М.
Горький. Герои М.
Горького в поисках
смысла жизни
Содержание учебного материала
Тема 2.5.
1
1
Биография писателя как труд по сотворению личности.
Практические занятия
1. Романтизм ранних рассказов М. Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска
смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и
действительности в философской концепции Горького (Рассказы «Старуха Изергиль»,
«Макар Чудра»)
2. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система
образов.
3. Образы хозяев ночлежки.
4. Три правды и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
5. Проблема счастья и смысла жизни в пьесе
Практические занятия
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
5
5
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
22
Серебряный век:
общая
характеристика и
основные
представители
Тема 2.6. А.А. Блок.
Лирика. Поэма
«Двенадцать»
Тема 2.7. В.В.
Маяковский.
Поэтическое
новаторство В. В.
Маяковского
Тема 2.8. С.А.
1. Литературные течения поэзии русского модернизма (обзор): символизм, акмеизм,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.
2. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и
поэзии на творчество русских символистов. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов,
К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А. Блок).
3. Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие
символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
«прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэтаремесленника.
4. Футуризм. Манифест футуризма, его пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового
искусства». Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.
Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).
5. Выразительное чтение наизусть стихотворений разных литературных течений. Анализ
изобразительно-выразительных средств языка.
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор).
1
Практические занятия
1. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
2. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути
России в цикле «На поле Куликовым» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии
Блока, его эволюция.
3. Поэма «Двенадцать». Символический смысл названия произведения. Наблюдение над
языком и стилем поэмы.
4
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор). Поэтическое новаторство Маяковского.
1
Практические занятия
1. Поэма Маяковского «Облако в штанах». История создания. Идейно-художественное
своеобразие произведения.
2. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней
лирике.
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Маяковского. Новаторство поэта (ритмика,
рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха).
3
Содержание учебного материала
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
23
Есенин. Драматизм
судьбы поэта
Раздел 3
Тема 3.1. М.И.
Цветаева.
Исповедальность
лирики М.
Цветаевой
Тема 3.2. Вечные
темы в поэзии А. А.
Ахматовой
Тема 3.3.
«Изгнанник,
избранник»: М.А.
Булгаков
1
Жизнь и творчество поэта (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо
матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею,
не зову, не плачу…», «Русь Советская».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Практические занятия:
1. Тема родины в поэзии Есенина. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа,
музыкальность лирики Есенина.
2. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в ней. Проблематика, система образов.
3
«Человек перед лицом эпохальных потрясений»: русская литература 20-40 годов 20
века
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэтессы (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным
так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…»,
«Куст».
16
Практические занятия
1. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия
как напряженный монолог-исповедь
2
1
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество (обзор). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний.
1
Практические занятия
1. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. (Стихотворения: «Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Бывает так: какая-то истома…»).»
2. Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного
горя.
2
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество М.А. Булгакова (обзор).
1
Практические занятия
1. «Собачье сердце как сатирическое произведение»
2. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и
композиции.
3. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.
Проблематика произведения.
3
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
24
Тема 3.4. М.А.
Шолохов. Романэпопея «Тихий Дон»
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Практические занятия
1. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования.
Сложность авторской позиции. Система образов в романе.
2. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение гражданской войны как
общенародной трагедии.
3. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек
и история, война и мир, личность и масса.
Раздел 4
Тема 4.1. «Дойти до
самой сути»: Б. Л.
Пастернак
Тема 4.2.
Исповедальность
лирики А. Т.
Твардовского
Раздел 5.
Тема 5.1. Тема
1
Литературный процесс в России 40-х - середины 50-х годов 20 века
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
4
8
Содержание учебного материала
1.
Жизнь и творчество писателя
1
Практические занятия
3
(обзор). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности
языка к простоте поэтического слова.
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
1. Основные темы, мотивы и образы лирики Пастернака.Стихотворения: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
2. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа.
3. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество поэта (обзор).
1
Практические занятия
3
1. Основные темы, мотивы и образы лирики Твардовского. (Стихотворения «Вся суть в одномединственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный
цоколь монумента…», «О сущем»…)
2. Народный характер поэмы Твардовского «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два
солдата», «Смерть и воин», «Поединок».
«Человек и человечность»: основные явления литературной жизни России конца 50-80
годов 20 века
Содержание учебного материала
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
11
2
25
Великой
Отечественной
войны в литературе
1
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
Жанровое своеобразие литературы военных лет. Поэзия, проза, драматургия.
Патриотические мотивы в лирике военных лет.
Практические занятия:
1. Повесть Кондратьева «Сашка». Нравственная проблематика произведения. Авторская
4
позиция и способы ее выражения в произведении. Новое осмысление военной темы.
2. М. Шолохов «Судьба человека». Изображение судьбы человека в контексте времени.
3. А. Фадеев «Молодая гвардия». Дилемма нравственного выбора между долгом и жизнью.
Тема 5.2.
Тоталитарная тема
в литературе второй
половины 20 века
Тема 5.3.
Социальная и
нравственная
проблематика в
литературе второй
половины 19 века
Раздел 6.
Практические занятия
1
В. Шаламов «Колымские рассказы». Лагерный мир в произведениях В. Шаламова. Трагизм
судьбы писателя.
Содержание учебного материала
1
В. Шукшин. Изображение народного характера и
1
картин народной жизни в рассказах.
Практические занятия
3
1. Нравственная и социальная проблематика рассказов. (Рассказы: «Верую!», «Алеша
Бесконвойный», «Сельские жители», «Обида», «Чудик», «Срезал»…). Неоднозначность
шукшинских героев. Восприятие их окружающими.
2. В. Распутин. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести.
Проблема утраты духовной связи человека со своими корнями. (Рассказ «Василий и
Василиса», повесть «Прощание с Матерой»).
«Людей неинтересных в мире нет»: литература с середины 60-х годов до начала 21 века
5
Практические занятия
4
1. Гражданственность и публицистичность поэзии «шестидесятников». Устремленность к
правде истории, к познанию нравственных основ современности в поэзии Е.Евтушенко,
Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б. Ахмадулиной.
2. Современная авторская песня. Ее судьба и место в литературном процессе.Творчество
В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича.
3. Поэзия Иосифа Бродского. Своеобразие творческой манеры, тематики произведений
Тема 6.2.
Драматургия:
традиции и
новаторство.
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 09
поэта.
Практические занятия:
1
1. А.В.Вампилов. «Провинциальные анекдоты» (две одноактные пьесы: «История с
метранпажем», «Двадцать минут с ангелом». Трагикомическая дилогия с глубоким смыслом.
Распад нравственного сознания как проблема общества.
26
Раздел 7.
Тема 7.1. Основные
тенденции развития
литературы и
«культовые» имена
Зарубежная литература 20 века
2
Практические занятия:
1. Рэй Брэдбери. Начно-фантастические рассказы «И грянул гром», «Вельд». Рассказыпредупреждения. Роль цивилизаций, технологий в судьбе человека.
2. Эрнест Хэмингуэй. Новелла «Кошка под дождем». Особая атмосфера новеллы и способы ее
создания. Нравственные проблемы и способы их раскрытия писателем.
2
Раздел 8.
Художественный мир литературы народов России
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Взаимосвязь и
1
Расул Гамзатов – дагестанский поэт и прозаик. Тематика и проблематика стихов поэта.
взаимовлияние
Диалоги поэта с российской культурой.
литератур народов
России
Всего часов
Консультации
Промежуточная аттестация
Итого
1
1
136
2
6
144
27
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Реализация программы дисциплины ОУП. 02. ЛИТЕРАТУРА требует наличия
учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект
учебной литературы (учебники, хрестоматии), наглядные пособия и демонстрационный
материал (альбомы, справочники, репродукции картин, портреты писателей, раздаточный
материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
литературы
дополнительной
Основные источники:
1. Обернихина Г. Литература. Для студентов средних профессиональных учебных
заведений.7 изд. стереотипное. -Академия, 2010.- 656 с.
2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское
слово - РС», 2007. -336 с.
3. Сигов В. Литература. Для студентов средних специальных учебных заведений. 3
изд. стереотипное.- Дрофа, 2009. – 560с.
4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2
ч. – 3 изд., испр. и доп. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. – 368 с.
5. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 14-е изд. - М.: 2012.Ч.1 365с.; Ч.2 - 383с.
6. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П.17-е изд. - М.:
Просвещение, 2012.Ч.1 - 399с.; Ч.2 - 455с.
Дополнительные источники:
1. Красовский В.Е., Леденев А.В. Литература. Для поступающих в вузы
и
подготовки к ЕГЭ. Изд.:АСТ,Слово,2010. -736 с.
2. Мацыяка Е., Обернихина Г. Литература. Книга для преподавателя.
Изд.:Академия, 2008.- 552 с.
3. Нестандартные уроки русской литературы.10-11 классы.Изд:Феникс, 2002.- 416
с.
4. Обернихина Г., Антонова А. Литература. Практикум. Для студентов средних
профессиональных учебных заведений. Изд.: Академия, 2009.- 272 с.
28
5. Русские писатели, XIX век: биографический словарь.- М.: Просвещение, 2007. –
576с.
6. http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернетресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков,
внеклассных мероприятий
7. http://festival.1september.ru/subjects/9/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок". Разработки уроков по литературе
8. http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000928 - Сетевое объединение методистов
9. infourok.ru - «Инфоурок.ру» — материалы для учителей
29
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОУП.02у. «Литература»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
соотносить художественную литературу с Тестирование, практические задания
общественной
жизнью
и
культурой,
используя сведения по истории и теории
литературы, выявлять сквозные темы и
ключевые проблемы русской и мировой
литературы;
соотносить произведение с литературным
направлением эпохи, определять его род и
жанр
анализировать художественный текст,
выявляя его подтекст и раскрывая
позицию автора, выражая собственное
отношение к сказанному
выразительно читать, правильно
расставляя словесные и логические
ударения
выделять и осмыслять изобразительновыразительные средства языка в их
единстве с композицией текста и
авторской позицией
конспектировать, аннотировать,
реферировать статьи о литературе, кино,
театральных спектаклях
выступать с самостоятельно
подготовленным докладом
строить устные и письменные
высказывания, владеть различными
видами пересказа, участвовать в диалоге,
понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою
писать рецензии на прочитанные
произведения и сочинения разных жанров
на литературные темы;
создавать литературно-музыкальные
композиции, предполагающие
взаимосвязь литературы с другими
индивидуальные задания
практические задания, домашняя работа
практические задания, домашняя работа
практические задания, домашняя работа
практические задания, домашняя работа
индивидуальные задания
практические задания, домашняя работа
индивидуальные задания
Создание проектов, презентаций
30
видами искусств
использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Знания:
содержание программных произведений,
предназначенных для текстуального и
обзорного изучения, а также чтения
наизусть
основные факты жизни и творчества
изучаемых писателей
творческую историю произведений,
объяснять их современное значение
сходство и отличие литературных
произведений от произведений других
жанров и других авторов
основные историко-литературные
сведения и теоретико-литературные
понятия
Тестирование, практические задания
Тестирование, практические задания
тестирование
индивидуальные задания
практические задания
Тестирование, практические задания
31