Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Преподавание иностранного языка в начальной школе
МДК.04.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дербент
2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.04.01 Теоретические и методические основы преподавания иностранного
языка в начальной школе
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной
вид деятельности «теоретические и методические основы преподавания иностранного языка в
начальной школе» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
Наименование общих компетенций
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задачпрофессиональной деятельности
ОК 04
ОК 05
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
иностранном языках
Код
ВД 4
ПК 4.1
документацией
на
государственном
и
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Преподавание иностранного языка в начальной школе
Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения иностранного языка
в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных
стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего
образования
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь
проектирование, организация и контроль процесса изучения иностранного
практический
языка в начальных классах на основе федеральных государственных
опыт
образовательных стандартов, примерных основных образовательных
программ начального общего образования
Уметь
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом
особенностей предмета
«Иностранный язык», возраста, класса,
отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с учетом особенностей
социальной ситуации развития обучающихся начальных классов;
формулировать различные виды учебных задач и организовывать их
решение при изучении иностранного языка в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста,
сохраняя при
этом
баланс предметной и метапредметной
составляющей их содержания; разрабатывать и реализовывать программы
развития универсальных
3
учебных действий в процессе изучения иностранного языка
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими зарамки
учебных занятий;
проектировать
и
реализовывать
проектно - исследовательскую
деятельности в начальной школе при изучении иностранного языка;
приобщать учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках иво
внеурочное время;
обучать основным видам иноязычной речевой деятельности; формировать
фонетические, грамматические и лексические навыки
теоретические основы методики обучения иностранному языку вначальной
школе;
цели,
содержание, принципы, методы и средства обучения
иностранному языку в начальной школе;
концептуальные
основы УМК начальной школы, включая
иностранный язык;
типы, виды уроков иностранного языка, технология их проведения в
начальной школе;
современные технологии обучения иностранному языку
Знать
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 184 часов
На освоение МДК 112 часов
в том числе самостоятельная работа 6
Практика:
производственная 72 часов
Промежуточная аттестация
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
1
ПК 4.1; ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
ПК 4.1; ОК 01,
ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
72
72
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего:
5
112
6
52
7
-
8
6
9
6
10
-
Производственная
4
Учебная
3
106
Промежуточная
аттестация
2
МДК 04.01 (1) Теоретические и
методические основы преподавания
иностранного языка в начальной школе
Учебная практика
Практика
Самостоятельная
работа
Всего
часов
Курсовые работы
Наименование разделов профессионального
модуля
Обучение по МДК
В том числе
Всего
Практические
занятия
Коды
профессиональных
иобщих
компетенций
В том числе в форме
практической подготовки
Объем профессионального модуля, академические часы
11
72
72
6
184
72
112
52
6
6
72
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах
объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием междисциплинарного курса.
22
5
2.2. Тематический план и содержание МДК 04.01 Теоретические и методические основы преподавания иностранного языка в начальной
школе
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
МДК 04.01 Теоретические и методические основы преподавания иностранного языка в начальной школе
Тема 1. Методика
обучения
иностранному
языку как наука.
Связь с другими
науками
Содержание
Определение методики обучения иностранному языку как отрасли педагогической науки; связь
методики обучения иностранному языку с другими науками (педагогикой, психологией,
лингвистикой, информатикой и др.); цели, задачи, объект и предмет исследования методики
обучения иностранному языку; основные понятия методики обучения иностранному языку; история
развития методики обучения иностранному языку; особенности методики раннего обучения
иностранному языку
Тема 2. ФГОС НОО Содержание
2021 г. Примерная ФГОС НОО 2021 г.; Примерная рабочая программа НОО по иностранному языку; цели,
рабочая программа содержание, результаты обучения иностранному языку в начальных классах
В том числе практических занятий и лабораторных работ
НОО по
иностранному языку Практическое занятие 1. Изучение структуры и содержания ФГОС НОО 2021 г., Примерной
рабочей программы НОО по иностранному языку
Содержание
Тема 3.
Психологические и дидактические предпосылки овладения иноязычным произношением; краткая
Формирование
характеристика звуковой системы иностранного языка в сопоставлении с родным языком; способы
языковых
введения и приёмы объяснения фонетического материала; типология фонетических упражнений,
знаний и
направленных на формирование слухопроизносительных навыков, на совершенствование ритмиконавыков
интонационных навыков. Графика, орфография и пунктуация. Требования ФГОС НОО 2021 г. к
Объем
академических
часов /в том
числе в форме
практической
подготовки
3
98/52
2
2
8/4
4
4
4
22/14
4
предметным результатам (фонетической стороне речи, графике, орфографии и пунктуации) для 2, 3 и 4
классов
Основные этапы работы над лексическими навыками, приёмы и способы раскрытия значения
лексики в зависимости от характера лексических единиц и ступени обучения; краткая
характеристика лексической системы иностранного языка в сопоставлении с русским языком;
понятие о лексических навыках и этапах их формирования; система упражнений для обучения
4
6
Тема 4.
Формирование
видов речевой
деятельности
лексике; лексические трудности и пути их преодоления; формы и способы контроля уровня
сформированности лексических навыков; требования ФГОС НОО 2021 г. к предметным результатам
(лексической стороне речи) для 2, 3 и 4 классов
Понятие о грамматическом навыке, экспрессивные и рецептивные грамматические навыки;
различные технологии формирования грамматических навыков; понятие о речевом образце, виды
речевых образцов; классификация грамматических явлений по трудности усвоения; содержание
обучения грамматической стороне речи в начальных классах; система упражнений для обучения
грамматике; требования ФГОС НОО 2021 г. к предметным результатам (грамматической стороне
речи) для 2, 3 и 4 классов
В том числе практических занятий
Практическое занятие 2. Этапы формирования фонетических и лексических навыков на уроках
иностранного языка в начальных классах
Практическое занятие 3. Этапы формирования грамматических навыков на уроках иностранного
языка в начальных классах
Практическое занятие 4. Этапы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка
в начальных классах
Практическое занятие 5. Составление банка данных о цифровых ресурсах для формирования
языковых навыков на раннем этапе обучения иностранному языку
Содержание
Обучение аудированию. Аудирование как цель и как средство обучения. Объективные трудности
при аудировании. Механизмы аудирования. Система упражнений на развитие навыков
аудирования.
Обучение чтению. Техника чтения и особенности ее формирования. Задача учителя при
формировании техники чтения. Параметры оценки техники чтения. Требования к учебным текстам.
Виды чтения, их роль в процессе реального общения и обучения ИЯ.
Различные формы заданий, направленные на контроль разнообразных технологий чтения. Этапы
работы с текстом.
Обучение говорению.
Роль говорения в процессе обучения ИЯ. Связь говорения с другими видами речевой деятельности.
Трудности обучения говорения. Особенности обучению монологу и диалогу. Контроль и оценка
умений говорения.
4
14
4
4
4
2
24/14
2
3
3
7
Обучение письму. Письмо и его роль в процессе овладения иностранным языком. Письмо как цель и
средство обучения ИЯ. Обучение графике, орфографии. Формы контроля. Упражнения на
формирование орфографических навыков. Обучение различным формам записи. Техника письма.
Приемы и способы контроля понимания при обучении письму.
Тема 5.
Формирование
универсальных
учебных действий
в обучении ИЯ
обучающихся в
начальной школе
Тема 6.
Методические
основы обучения
ИЯ в начальной
школе
В том числе практических занятий
Практическое занятие 6. Разработка фрагментов урока иностранного языка в начальных классах по
обучению аудированию
Практическое занятие 7. Разработка фрагментов урока иностранного языка в начальных классах по
обучению чтению
Практическое занятие 8. Разработка фрагментов урока иностранного языка в начальных классах по
обучению говорению
Практическое занятие 9. Разработка фрагментов урока иностранного языка в начальных классах по
обучению письму
Содержание
Понятие «универсальные учебные действия». Формирование УУД на роках английского языка.
Виды и функции УУД Критерии оценки форсированности УУД у младших школьников
2
14
4
3
4
3
8/4
2
Формирование метапредметных компетентностей на уроках английского языка в начальной школе
2
В том числе практических занятий
Практическое занятие 10. Учебные задания на уроках иностранного языка в начальных
классах,направленные на формирование метапредметных результатов
Содержание
Цели и содержание обучения ИЯ в начальной школе
4
4
6/2
2
Основные положения начального обучения ИЯ: принципы.
2
В том числе практических занятий
Практическое занятие 11. Рассмотреть подробное описание требований к уровню владения ИЯ в
начальной школе (работа в малых группах)
2
2
8
Тема 7.
Воспитательный
потенциал обучения
ИЯ. Внеурочная
деятельность
Тема 8.
Организация и
планирование
обучения
иностранному
языку в начальных
классах.
Контроль
Содержание
8/4
Воспитательный потенциал урока ИЯ в начальной школе
2
Внеурочная (внеклассная)деятельность по ИЯ; разнообразные виды, формы и тематика внеклассных
мероприятий по иностранному языку и их вклад в воспитание учащихся
2
В том числе практических занятий
4
Практическое занятие 12:
Планирование внеурочной деятельности по иностранному языку в начальных классах
4
Содержание
Основные принципы планирования и проведения современного урока иностранного языка в
начальных классах
12/6
2
Методическое содержание и основные черты урока ИЯ
2
Обучение детей с ОВЗ иностранному языку в условиях инклюзивного образования
1
Контроль в обучении ИЯ в начальной школе
1
В том числе практических занятий
Практическое занятие 13. Изучение современных УМК по ИЯ для начальных классов
Практическое занятие 14. Планирование урока изучения нового материала для начальных классов
Практическое занятие 15. Планирование комбинированного урока иностранного языка для
начальных классов
Содержание
Современные технологии обучения ИЯ
6
2
2
Тема 9.
Современные
методы, технологии Современные методы обучения ИЯ
и средства
обучения
Средства обучения ИЯ в начальной школе
иностранному
В том числе практических занятий и лабораторных работ
языку
2
10/4
2
2
2
4
9
Практическое занятие 16. Фрагмент урока ИЯ с использованием технологий: проектная,
игровая, проблемного обучения, здоровьесберегающая
Практическое занятие 17. Фрагмент урока ИЯ с использованием современных методов обучения
Производственная практика
Виды работ
Проведение пробных уроков иностранного языка в начальных классах
2
2
72
Самостоятельная работа
6
Консультация
2
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:
6
184
10
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Иностранного языка», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 примерной
основной образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п. 6.1.2.5 примерной основной
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Комаров А. С. Методика обучения иностранному языку. Устный тренинг для
начальных классов : учебное пособие для среднего профессионального образования /
А. С. Комаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Серия:
Профессиональное образование).
2. Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для акад.
бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной. - Москва : Юрайт, 2019. - 384 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Ариян М.А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам в школе:
учебное пособие / М.А. Ариян. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 113
с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482497.
2. Комаров А. С. Методика обучения иностранному языку. Устный тренинг для
начальных классов : учебное пособие для среднего профессионального образования /
А. С. Комаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 186 с. — (Профессиональное
образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/494122
3. Комаров А. С. Методика обучения иностранному языку. Игры и пьесы : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. С. Комаров. — 3-е изд., перераб.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 156 с. — (Профессиональное
образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/493904
4. Методика преподавания
и
технологии обучения иностранному языку в
образовательной организации: учебно-методическое пособие / авт.-сост. М.В. Салтыкова, Г.Е.
Поторочина; Министерство образования и науки РФ, Глазовский государственный
педагогический институт имени В.Г. Короленко. — Глазов : Глазовский государственный
педагогический
институт,
2016.
—
90 с. [Электронный ресурс]. —
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458730/
11
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс]
URL:https://www.edu.ru/.
2.
Официальный интернет-портал правовой информации. ФГОС НОО
2021 г[Электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
3.
Примерная рабочая программа начального общего образования
«Английскийязык». URL:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/64e3d501df8e3814c60b303be7c73208.pdf.
4.
Первое сентября: журнал. [Электронный ресурс] URL: https://www.1sept.ru/.
5.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный
ресурс] URL:http://festival.1september.ru/articles/.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых в
рамках модуля23
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 09 Пользоваться
профессиональной документацией на
Государственном и иностранном
языках
ПК 4.1. Проектировать,
организовывать
и контролировать
процесс изучения иностранного языка
в
начальных классах на основе
Федеральных Государственных
Образовательных стандартов,
Примерных основных
Образовательных программ
начального общего образования
23
Критерии оценки
Соответствие ответа поставленному
вопросу, логичность
Содержание соответствует заданной
теме, текст доклада правильно
структурирован, речь грамотная,
терминология используется
правильно
Содержательность и полнота ответа,
аргументированность, грамотное
использование терминологии.
Соответствие разработанных планов
уроков требованиям
Соответствие отобранных
образовательных интернет-ресурсов
поставленным учебным задачам
Соответствие проектных заданий,
разработанных обучающимися для
урочной или внеурочной
деятельности по иностранному
языку, требованиям проектной
методики; учет индивидуальных
особенностей учащихся начальных
классов
Владение профессиональной
терминологией
Методы оценки
Тестирование
Опрос
Доклад
Экспертная оценка
/ самооценка
разработанных
обучающимися
планов уроков
Экспертная оценка
подобранных
обучающимися
образовательных
интернет-ресурсов
по установленной
схеме
Взаимооценка
обучающимися
проектных заданий
Экзамен
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
13