Российская Федерация
Министерство образования и науки
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
имени Г.Б.Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ 01. Преподавание по
программам начального
общего
образования по междисциплинарному курсу
МДК. 01.09. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом
Рассмотрен на заседании ПЦК общественных дисциплин
Протокол №
от
Председатель ПЦК
.
По специальности:
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Преподаватели: Агаева З.И.
Мирзабекова Ф.З.
Джафаров Д.Д.
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание
по
программам начального общего
образования по междисциплинарному курсу МДК.
01.09. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогика»
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2025/2026 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Агаева З.И., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический колледж» Почетный работник
СПО, преподаватель высшей категории.
- Мирзабекова Ф.З.., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический колледж» - преподаватель
высшей категории
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ«Дербентский профессиональнопедагогический колледж» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от ____________ 2025 г.
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ«Дербентский профессиональнопедагогический колледж» для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № ____ от ____________ 2025г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДУЛЯ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
4
ПРОФЕССИНАЛЬНОГО
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРОГРАММЫ
16
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
3
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.09.Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
профессионального
модуля
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогика»
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки)
для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в
учебной деятельности в подготовке учителя начальных классов.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Профессиональный модуль МДК 01.09 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» входит в ПМ «Профессиональные модули» ПМ.1 .Преподавание по
программам начального общего образования» ФГОС-3 по направлению подготовки
44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Она позволяет увидеть перспективы
профессионально-личностного роста, помогает оценить собственные возможности,
мотивирует на приобретение качественных знаний, умений и навыков по выбранной
специальности, формирует профессионально-личностные качества студентов,
общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для решения задач
профессиональной деятельности и успешной социализации.
1.2.Целями освоения профессионального модуля «Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом» являются:
иметь практический опыт:
-
анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам
начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
-
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам
начальной школы;
-
проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом
особенностей возраста, класса отдельных обучающихся;
-
применения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, методикой разработки
5
предложений по их совершенствованию и коррекции;
-
-
ведения учебной документации;
-
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
-
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
-
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей
учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся
-
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями.
-
капланировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися,
имеющими трудностями в обучении;
-
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися
-
проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять
отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов
обучения;
-
интерпретировать результаты диагностики учебных достижении обучающихся
-
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств,
поставленным целям и задачам
-
-
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
-
знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших
школьников
-
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные
программы начального общего образования
-
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы
-
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
-
воспитательные возможности урока в начальной школе
-
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по
всем предметам
-
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в
6
развитии и трудностями в обучении
-
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
обучении;
-
основы обучения и воспитания одаренных детей;
-
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
-
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
-
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших
школьников (по всем учебным предметам);
-
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся
-
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках
-
логику анализа уроков
-
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 94 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 47 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД) Преподавание по программам начального
общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 2.
Проводить урок.
ПК 3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.
ПК 4.
Анализировать уроки.
ПК 5.
Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
7
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих
ОК 12.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
.
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
– систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
– подготовка к лабораторным работам с использованием методических
рекомендаций, оформление лабораторных работ, отчетов по
лабораторным работам, подготовка к защите;
– изготовление средств обучения (наглядных пособий, слайдов или
компьютерных продуктов)
– подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем
используя Интернет-ресурсы и периодические издания.
36
36
18
-
-
Примерная тематика курсовых работ:
1. Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего
школьного возраста.
2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3. Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на
уроках музыки.
4. Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на
уроках музыки в начальной школе.
5. Народное творчество как средство приобщения детей к истокам
народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию в детском
саду.
6. Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего
школьного возраста.
7. Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных
способностей.
9
8. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного
возраста на уроках музыки.
9. Формирование музыкально – эстетической культуры школьников на
уроках музыки.
10. Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
11. Формирование
музыкально-творческих
способностей
учащихся
начальной школы средствами музыкально-игровой драматизации.
12. Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное
время.
13. Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников на уроках
и во внеурочное время.
14. Формирование и активизация музыкального мышления младших
школьников на уроках музыки.
15. Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и
воспитании младших школьников.
16. Формирование музыкально – ритмических способностей у младших
школьников.
17. Особенности развития воображения младших школьников на уроках
музыки.
18. Особенности развития музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки.
19. Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной
школе.
20. Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на
уроках музыки.
21. Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего
школьного возраста.
22. Влияние ритмики
на развитие музыкального чувства ритма и
координации движений у детей.
23. Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в
формировании музыкальной культуры.
24. Особенности
восприятия
музыкального
произведения
детьми
младшего школьного возраста на уроках музыки.
25. Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.
10
26. Музыкальные способности и их диагностика.
27. Особенности
развития
музыкального
восприятия
у
младших
школьников в процессе слушания.
28. Влияние театрализованной деятельности на творческие способности
детей школьного возраста.
29. Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.
30. Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников в семье.
31. Формирование
музыкального вкуса у детей младшего школьного
возраста на уроках музыки.
32. Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего
школьного возраста в процессе слушания.
Итоговая аттестация в форме
д / зачета
Вопросы и задания к зачету:
1.
Раскройте специфику общего и дополнительного музыкального образования.
2.
Перечислите функции музыкального искусства.
3.
Охарактеризуйте цель музыкального образования.
4.
Раскройте сущность термина «музыкальность».
5.
Раскройте сущность понятия «музыкальная одаренность ребенка».
6.
Перечислите и охарактеризуйте виды музыкальной деятельности школьников на
уроке музыки.
7.
Раскройте сущность
эмоционально-ценностного отношения к музыкальному
искусству.
8.
Определите место музыкального восприятия в ряду различных форм общения с
музыкой.
9.
Раскройте цель хорового воспитания младших школьников?
10.
Охарактеризуйте виды музыкально-ритмического движения детей.
11.
Охарактеризуйте суть творческой атмосферы на уроке музыки?
12.
Назовите методы музыкального воспитания.
13.
Охарактеризуйте специфику урока музыки как урока искусства.
14.
Охарактеризуйте формы внеклассной музыкальной работы со школьниками.
15.
Раскройте особенности внеурочной музыкальной деятельности школьников.
16.
Раскройте сущность терминов «песня», «танец», «марш» в контексте программы Д.Б.
Кабалевского.
17.
Дайте понятие ребенка как субъекта теории и методики музыкального образования.
11
18.
Охарактеризуйте основные направления внеурочной музыкальной деятельности
младших школьников.
19.
Охарактеризуйте задачи предмета «Музыка» в начальной школе.
20.
Раскройте содержание музыкального обучения и воспитания школьников.
21.
Охарактеризуйте функции оценки на уроке музыки.
22.
Охарактеризуйте педагогические условия формирования творческих навыков у
младших школьников.
23.
Назовите основные формы творчества детей.
24.
Охарактеризуйте различные категории знаний о музыке в музыкальном образовании.
25.
Охарактеризуйте круг
музыкальных
умений
и навыков, фигурирующих
в
музыкальном образовании.
Требования к зачёту
Зачет для студентов проводится в форме практического занятия. Студентам
предлагается продемонстрировать различные способы организации музыкальной
деятельности детей (слушание музыки; драматизацию с пением; шумовой оркестр;
подвижные перемены, разучить несложный танец), провести фрагменты уроков
музыки, продумать музыкальное оформление внеклассного мероприятия.
12
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание
образования
по
программам
МДК. 01.09. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
Коды
профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
1
2
3
4
5
8
20
8
20
4
10
Раздел 1. Музыка
Раздел 2. Теоретические
основы музыкального
воспитания школьников
Раздел 3. Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:
6
7
начального
Практика
Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
8
9
10
-
4
общего
4
2
-
36
16
-
-
-
36
36
-
Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и
отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
*
13
Содержание профессионального модуля ПМ.01 Преподавание
образования
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
по
программам начального
МДК. 01.09. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
2
3
4
Раздел I
Музыка
Тема 1.1.
Теория музыки.
общего
8
Содержание
1.
Музыкальный звук и его свойства
Элементы музыкальной грамоты. Звукоряд.
ОктавыНотная запись.
Такт, метр, размер произведений метр
Средства музыкальной выразительности.
Практические занятия
1.
1
2
1
Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
Слушание и анализ музыкальных произведений
Тема 1.2. Строение
музыкальных произведений
Содержание
1.
Простые 1,2,3х частные формы музыкальных
2
1
произведений
Форма рондо
Практические занятия
1
14
1.
Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
Слушание музыки и определение на слух формы
музыкальных произведений
Тема 1.3. Основные жанры и
Содержание
2
1. Жанры, исполнители вокальной музыки
Жанры, исполнители инструментальной музыки
Виды хоров
Виды оркестров
Состав симфонического оркестра
Практические занятия
1
исполнители музыки
Слушание и анализ музыкальных произведений
Тема 1.4
Сценические жанры музыки
Содержание
1. Опера
Оперетта, мюзикл
Балет
2
Практические занятия
-Просмотр видеозаписей спектаклей, анализ произведений
Проведение фрагмента урока.
1
1.
Раздел II
Теоретические основы
музыкального воспитания
школьников
2.1.Основные вопросы
музыкального
воспитания
-
Содержание
1.Методика музыкального воспитания как наука. Задачи.
Учитель музыки. Урок музыки. Комплексный подход к
уроку музыки
2 Методы музыкального воспитания.
2
2
15
. Современные технологии музыкального воспитания. ИКТ
технологии
2.2. Восприятие
музыки
Содержание
1.Особенности музыкального восприятия Формирование
эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа
2 Методика организации слушания музыки .отрывок из опер.
4
2
2
2
2
2
. Практические занятия
.Проведение фрагмента урока по восприятию музыки Проведение
фрагмента урока
2.3 Хоровое пение
2.4. Музыкальноритмические движения
2.5. Игра на детских
музыкальных
инструментах.
Содержание
1. Общая характеристика деятельности. Особенности
детского голоса .
2..Методика проведения разучивания песни школьного
репертуара
4
2
Практические занятия
.Последователь ность разучивания песни на школьном уроке.
Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
2
Содержание
4
1.Музыкально-ритмические движения. Виды движений
2.Методика организации и проведения занятий в классах
общего начального образования
Практические занятия
. Проведение фрагмента урока Методика организации и
проведения занятий в классах общего начального образования
Содержание
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
1. Цель и задачи инструментальной деятельности Классификация
детских музыкальных инструментов
2
1
2
2
16
. Игра на детских музыкальных инструментах. Методика
обучения игре.
Практические занятия
2
2
. Игра на детских музыкальных инструментах урока Методика
организации и проведения
Проведение фрагмента урока
2.6. Творчество учащихся
на уроках музыки
Содержание
2
1. Характеристика деятельности. Подготовка деятельности. Игра как
фактор творческого развития школьника
2
Практические занятия
2
1. Подбор презентаций к уроку.
Проведение фрагментов уроков по развитию творческих
способностей на уроках музыки.
Импровизация.
Раздел III Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
33
3.1. Внеклассная работа по
музыке
Содержание
3.2.Планирование и
учет музыкальных
занятий Содержание
тематического
материала
Содержание
1
1. Myзыкальные кружки. Школьные праздники.
2
1
2
Требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС
Планирование и учет музыкальных занятий Структура урока
музыки в соответствии с требованиями ФГОС.
17
современных
программ
1. Типы уроков музыки в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока музыки
Практические занятия
Содержание тематического материала программы по музыке
1-4 классах соответствии с требованиями ФГОС 1-4 класс
Ознакомление с вариативными и авторскими программами:
«Музыка» под редакцией Д.Б.Кабалевского, Ю.Б. Алиева,
«Музыка» - авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Т.С.Шмагина; «Музыка в начальных классах обычной и
малокомплектной школы»- М.М. Хизбулаева; «Музыка»О.М. Батырбековой
Диф/зачет
Всего
2
2
4
36 часов
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
19
Виды работ по учебной практике ПМ.01 Преподавание
образования
по
программам начального общего
МДК. 01.09. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
№
п/п
Раздел ПМ.
Виды работ
Количество
часов
1
2
Раздел ПМ 1.
Определение целей и задач, планируемых результатов
уроков музыки в начальной школе.
3
1
Коды
формируемых
компетенций
ОК
ПК
4
5
ОК
12
1-
Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
6
учебно-методической
ПК 1.1 - 1. комплект
1.5, 4.1 документации Безбородова Л.А.,
4.5
Алиев Ю.Б. Методика преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
2
Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных
учителями школ по разным программам начального общего
образования.
2. комплект
учебно-методической
документации Безбородова Л.А.,
Алиев Ю.Б. Методика преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
3
Оформление методических материалов и документации по
практике: карты анализа уроков, дневники по практике и
др..
3. комплект
учебно-методической
документации
компьютеры,
локальная сеть, выход в глобальную
сеть,
проектор,
интерактивная
доска. Безбородова Л.А., Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания
20
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
7
Комплексная проверочная работа по УП
(по окончанию УП)
ВСЕГО часов
40 ч.
Виды работ по производственной практике МДК. 01.9. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом
________________________________________
№
п/п
Раздел ПМ.
Виды работ
1
1
2
Оформление документации по практике
2
Наблюдение и анализ уроков учителей
Количест
во
часов
3
Коды формируемых
компетенций
ОК
4
ОК 1-12
Материально-техническое и
информационное обеспечение
занятий
ПК
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
5
6
ПК 1.1 - комплект учебно-методической
1.5, 4.1 документации
4.5
4. комплект
учебнометодической
документации
компьютеры, локальная сеть,
выход в глобальную сеть,
проектор,
доска.
Алиев
интерактивная
Безбородова
Ю.Б.
преподавания
Л.А.,
Методика
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
21
3
Проведение уроков музыки
4
Отчет о практике на основе анализа наблюдений
комплект учебно-методической
документации компьютеры,
локальная сеть, выход в
глобальную сеть, проектор,
интерактивная доска.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
ВСЕГО часов
36
22
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная
доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
– рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;
– рабочие места по количеству обучающихся;
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;
– принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;
– лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;
– комплект учебно-методической документации;
– контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов;
– электронные
методические
пособия
по
информационным
технологиям
с
мультимедийным содержанием.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
1.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.
2.
Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического
музыкознания" : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Музыкальное
образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.
3.
Беседы о музыке: [сб. ст.]/ авт.-сост. Т. Н. Микушина, Т. В. Мартыненко,
Е. Ю. Ильина. - Омск: СириуС, 2009. - 166 с.
б) Дополнительная
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной
школе). Воронеж, 1998.
23
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский;
авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 2005.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
6. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. и отд. высш. и сред.
пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В.
Школяр. М., 2001.
7. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально
творческого саморазвития. М., 1997.
Периодические издания (отечественные журналы):
1. «Начальная школа» (2008-2014гг.)
2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
3. «Музыка в школе» (2008-2014гг.)
4. «Искусство в школе» (2008-2014гг.)
Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное
государственное
учреждение:
"Государственный
научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/projects/infotech/
4. Интернет-университет
информационных
технологий
(ИНТУИТ.ру):
http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям:
http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и
преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft
для разработки и дизайна
24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является д/зачет.
В результате освоения дисциплины должны сформироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК
Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания УД/МДК (показатели)
ОК 1.
Понимать сущность и личная заинтересованность студента, творческий подход к
социальную
значимость
своей обучению профессии учителя;
будущей профессии, проявлять к активность
ней устойчивый интерес.
ОК
2.
и
инициативность
в
процессе
освоения
профессиональной деятельности
Организовывать своевременность сдачи всех видов работ;
собственную
деятельность, рациональность
определять
методы
профессиональных
распределения
времени
на
решение
решения профессиональных задач
задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Оценивать и принимать своевременность
решения
в
осуществления
контроля,
оценки
и
нестандартных коррекции деятельности в нестандартных ситуациях;
ситуациях.
обоснованность
принятого
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;
и
оценку
информации, соблюдение требований к оформлению разных видов работ,
необходимой для постановки и составлению списка литературы
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать оптимальность включения информационно-коммуникативных
информационнокоммуникационные
для
технологий в процесс выполнения заданий;
технологии соблюдение требований к содержанию и оформлению
совершенствования электронных презентаций при их создании и представлении
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и соблюдение
команде,
взаимодействовать
норм
и
правил
речевого
этикета,
с профессиональной этики;
диалогизм и терпимость в отношениях
25
руководством,
коллегами
и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать эффективность применения логики фактов и убедительность
деятельность
обучающихся, аргументации в диалоге с детьми;
организовывать и контролировать использование
технологии
деятельностного
подхода,
их работу с принятием на себя обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в
ответственности
за
качество учебной деятельности
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять соответствие
задачи
профессионального
самооценки
и
оценки
профессионально-
и личностных качеств;
личностного развития, заниматься активность и инициативность участия в профессиональных
самообразованием,
планировать
осознанно конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках, трансляции
повышение педагогического опыта на научно-практических конференциях
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять соответствие методических материалов условиям обновления
профессиональную деятельность в целей, содержания, смены технологий в профессиональной
условиях обновления ее целей, деятельности;
содержания, смены технологий.
выполнение заданий с использованием новых технологий
обучения, инноваций в педагогической деятельности
ОК
10.
Осуществлять соблюдение требований безопасности жизнедеятельности,
профилактику
травматизма, охраны
жизни
и
здоровья
детей
при
организации
обеспечивать охрану жизни и педагогического процесса;
здоровья детей.
своевременность
определения
рисков,
предугадывание
опасных для жизни и здоровья ситуаций в педагогической
деятельности.
ОК11.Строить профессиональную соответствие профессиональной деятельности требованиям и
деятельность
с
соблюдением нормам
правовой
культуры
(принципы,
убеждения,
правовых норм, ее регулирующих. поведение);
соответствие поведения и профессиональной деятельности
локальным актам ОУ
26
Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках
профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего
образования.
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено
содержание МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Название ПК
Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)
ПК 1.1. Определять цели и соответствие планирования уроков музыки требованиям стандарта
задачи, планировать уроки
начального общего образования и программе обучения;
соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
ПК 1.2. Проводить уроки
соблюдение
требований
к
строению,
содержанию,
последовательности изложения материала в проведении уроков и
внеклассных занятий по музыке;
грамотность и эмоциональность исполнения
и разучивания
репертуара
методическими
с
детьми
в
соответствии
с
требованиями;
ПК
1.3.
Осуществлять соответствие результатов обучения заявленным целям и задачам
педагогический
оценивать
контроль, обучения;
процесс
и объективность оценивания музыкальной деятельности детей;
результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных
занятий по музыке в устной и письменной форме;
адекватность оценки и анализа, самооценки и самоанализа
в
проведении уроков музыки и внеклассных занятий;
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение
по
программам
соблюдение требований к ведению документации по программам
начального общего образования, обеспечивающих обучение
образовательным
начального
общего образования.
27
ПК 4.1. Выбирать учебно- соответствие разработанных конспектов уроков и внеклассных
методический
комплект, занятий
разрабатывать
по
музыке
образовательному
стандарту,
виду
учебно- образовательного учреждения, особенностям класса;
методические материалы на
основе
образовательного методическая грамотность, оригинальность, нестандартность в
стандарта
и
программ
с
примерных разработке конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке
учетом
вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете оптимальность выбора необходимых дидактических материалов
предметно-развивающую
по музыке, грамотное и эстетичное оформление материалов для
среду
создания предметно-развивающей среды в кабинете начального
обучения с учетом педагогических, гигиенических, специальных
требований;
ПК 4.3. Систематизировать и ясность и аргументированность в оценке педагогического опыта;
оценивать
опыт
педагогический
и
образовательные обоснованность критики сложившихся шаблонов, неоправдавших
технологии
в
начального
общего
образования
изучения
области себя и устаревших идей, выдвижение новых;
на
основе
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа деятельности других
педагогов
ПК
4.4.
Оформлять грамотность, полнота раскрытия темы, точность формулировок
педагогические разработки в при написании отчетов, рефератов, выступлений;
виде
отчетов,
рефератов, соответствие оформления отчетов,
выступлений
ПК
4.5.
выступлений
предъявляемым требованиям;
Участвовать
в активность, заинтересованность в исследовательской и проектной
исследовательской
и деятельности;
проектной
в точность
области
рефератов,
деятельности
подбора
и
использования
разных
диагностик
начального исследовательской деятельности
образования
28
в
Разработчики:
Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
ГПОБУ «РППК №1»
(место работы)
преподаватель,
председатель П(Ц)К
(занимаемая должность)
Агаева З.И.
(инициалы, фамилия)
Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
__________________
_____________________
__________________
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
29