Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОП.15. «ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальностей
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
объем: 36 часов
ДЕРБЕНТ
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика
рабочей программы общеобразовательной
дисциплины.............................................................................................................. 3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ......... Ошибка!
Закладка не определена.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 29
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины............................................................................................................ 30
2
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
другими
профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена на
базе основного общего образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целями освоения дисциплины «Дагестанская литература» является
формирование и развитие компетенций студентов в соответствии с
профессиональным стандартом. Содержание дисциплины охватывает круг
вопросов, связанных с изучением истории становления и развития
дагестанской литературы через прослеживание путей и закономерностей
её развития, изучение диалектики идейно-художественного решения
общетеоретических и специфических для дагестанской литературы
проблем.
Задачи: выявить фольклорные истоки дагестанской литературы,
проследить влияние мотивов и жанров просветительского творчества и
русской литературы на всех этапах развития; показать в поэтапном
движении процесс формирования основных жанров дагестанской
литературы;
определить
национальное
своеобразие,
жанрово
тематическое содержание, типы героев, поэтику и типологию поэзии и
прозы; выявить художественную новизну современной дагестанской
литературы в её преемственности с произведениями предшествующих
этапов.
Практическая часть программы ставит целью помочь студентам
педагогических колледжей в овладении формами, нормами и методикой
проведения литературоведческого исследования, навыками создания
ключевых литературно-критических письменных жанров (аннотация,
рецензия, обзор детского литературного издания и др.).
3
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка,
художественная деталь);
-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
- соотносить дагестанскую литературу с общественной жизнью и
культурой;
-раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений;
-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы дагестанской
литературы;
-соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы;
-соотносить произведения дагестанской литературы с сочинениями
композиторов.
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества дагестанских писателей;
4
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
5
Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
Формирование познавательного интереса к
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности родной литературе, воспитание ценностного
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
отношения к ней как хранителю историко- готовность к активной деятельности культурного опыта народов Российской
технологической
и
социальной Федерации.
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
6
ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
Сформировать устойчивую мотивацию к
систематическому чтению произведений
даг.литературы как средству познания
культуры своего народа и других культур на
основе
многоаспектного
диалога,
уважительного отношения к ним как форме
приобщения к литературному наследию и
через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры - владеть основными
фактами жизненного и творческого пути
национальных писателей и поэтов; знание и
понимание основных этапов развития
национальной
литературы,
ключевых
проблем
произведений
дагестанской
7
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 03. Планировать и реализовывать В
области
духовно-нравственного
собственное
профессиональное
и воспитания:
личностное развитие
-сформированность
нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
литературы, сопоставление их с текстами
русской
и
зарубежной
литературы,
затрагивающими общие темы или проблемы
- выявлять идейно-тематическое содержание
произведений родной литературы разных
жанров с использованием различных
приемов анализа и понятийного аппарата
теории литературы; владение умениями
познавательной,
учебной
проектноисследовательской деятельности
Иметь представление о роли и значении
родной литературы в жизни человека и
общества; включение в культурно-языковое
поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к
8
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего; - ответственное
отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной
жизни
в соответствии
с
традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
-самостоятельно
осуществлять
познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать
формированию
и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в)эмоциональный…интеллект,
предполагающий
сформированность:
родному языку и родной литературе как
носителям культуры своего народа;
осознавать тесную связь между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовнонравственным
становлением
личности;
понимание
родной
литературы
как
художественного отражения традиционных
духовнонравственных
российских
и
национальных ценностей;
сформировать устойчивую мотивацию к
систематическому чтению на родном языке
как средству познания культуры своего
народа и других культур на основе
многоаспектного диалога, уважительного
отношения к ним как форме приобщения к
литературному наследиюи через него к
сокровищам отечественной и мировой
культуры
9
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
Выявлять идейно-тематическое содержание
произведений дагестанской литературы
разных жанров с использованием различных
приемов анализа и понятийного аппарата
теории литературы; владение умениями
познавательной,
учебной
проектноисследовательской деятельности
Приобретение опыта взаимодействия с
людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе
ценностей
современного
российского
общества: идеалов гуманизма, демократии,
мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; проявление
уважения к историческому наследию
народов Дагестана и России
10
ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
Интерпретировать
изученные
и
самостоятельно прочитанные произведения
дагестанской литературы на историкокультурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в
том
числе
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий; владение умением использовать
словари и справочную литературу, опираясь
на ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем создавать самостоятельные письменные
работы разных жанров (развернутые ответы
на вопросы, рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, сочинения, эссе,
доклады, рефераты и другие работы)
11
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
Осознавать тесную связь между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовнонравственным становлением личности;
понимание
родной
литературы
как
художественного отражения традиционных
духовнонравственных
российских
и
национальных ценностей - понимать родную
литературу как особый способ познания
жизни, культурной самоидентификации
12
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
13
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ПК 1…
14
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
дисциплины
Основное содержание
Базовый уровень
36
34
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
самостоятельно
2
Профессионально ориентированное содержание
*
в т. ч.:
практические занятия
*
Индивидуальный проект(да/нет)*
*
Промежуточная аттестация
зачёт
15
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ________ ОП.15. «ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
1
2
Устное народное творчество Дагестана
Раздел 1. Фольклор. Героико-исторические и эпические песни, баллады народов Дагестана.
Тема 1.1. Введение.
Основное содержание
Идейно-художественное
Историческое прошлое в фольклоре народов Дагестана. Идейнобогатство и жанровое
художественное богатство и жанровое многообразие устного народного
многообразие устной
творчества и его исторические корни.
народной поэзии
Дагестана и её
исторические корни.
Тема 1.2. Богатство
дагестанской народной
лирики: песни о любви,
героям, трудовые,
игровые, шуточные
песни, колыбельные,
детские песни.
Тема 1.3. Эпические и
Объём
часов
3
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
12
1
1
Основное содержание
Развитие народной лирической песни. Социально-философская
основа песен. Отражение социального и имущественного неравенства.
Протест против закабаления личности. Обрядовая поэзия народов
Дагестана.
1
Основное содержание
2
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
16
Наименование разделов
и тем
исторические песни
народов Дагестан.
Старинное горское
поэтическое предание
«Парту Патима»
Тема 1.4.
Освободительная борьба
народов Дагестана.
«Каменный мальчик»,
«Сражение с Надир
шахом», «Песня о
Хочбаре», «Песни о герое
Муртузали», «Песни
Абдуллы»
Тема 1.5. Горские
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
Историческое прошлое в фольклоре народов Дагестана. Идейнохудожественное богатство и жанровое многообразие устного народного
творчества и его исторические корни. Исторический и легендарный
материал в старинных горских поэтических преданиях, отражение в них
многовековой борьбы с иноземными завоевателями. Отражение в нем
борьбы народа за свободу и независимость своей родины. Патриотический
смысл песни «Парту Патима». Художественные средства создания
характеров(любовная линия между Парту Патимой и Ахмедом). Язык
эпического повествования.
1
Практическое занятие
Чтение и анализ народного предания «Парту Патима». Характеристика
образов. Исторические основы героических песен.
Основное содержание
1
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
2
Отражение в горской поэзии освободительной борьбы народов Дагестана
против восточных завоевателей.Легенда о героическом сражении народов
Дагестана с грозными полчищами хромого Тимура. Патриотическое
звучание легенды «Каменный мальчик». Образ юного чабана. "Сражение с
Надир-шахом". Патриотическое звучание произведения.
Патриотический смысл "Песни Абдуллы". Народный подвиг,
самоотверженность народного героя в борьбе за освобождение родной
земли. "Песня Абдуллы" – поэтическое осмысление трагических событий
прошлого. Образы Абдуллы и его матери. Драматичность песни. Диалог
как основной художественный прием "Песни Абдуллы". Изобразительновыразительные средства языка.
Практическое занятие
Чтение и анализ героических песен. Выявление основных нравственных
проблем (честь, свобода, справедливость, верность и преданность родной
земле, и др.). Характеристика образов .
Основное содержание
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
2
ОК 02
17
Наименование разделов
и тем
народные баллады.
Художественное
своеобразие баллад
народов Дагестана.
«Айгази», «Пастух и
Юсуп -хан», «Давди из
Балхара», «Юноша из
Кумуха и девушка из
Азайни»
Тема 1.6. Сказки народов
Дагестана
Тема 1.7. Пословицы,
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Горские народные баллады. Художественное своеобразие баллад народов
Дагестана. Основной конфликт аварской баллады "Пастух и Юсуп-хан" –
социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханамифеодалами. Основная идея баллады. Роль диалога в произведении.
Драматическая окрашенность лакской баллады "Давди из Балхара".
Принцип контраста при создании характеров Давди и Аглар-хана.
Нравственная и социальная проблематика баллады "Давди из Балхара".
Средства эмоционального напряжения. Тема любви в даргинской балладе
"Юноша из Кумуха и девушка из Азайни". Национальное своеобразие
поэтического произведения. Реалистическая картина жизни простого
народа в кумыкской балладе "Айгази". Нравственные ценности в балладе.
Практическое занятие
Чтение и анализ баллад. Их жанровые особенности и структура,
исторические основы, герои и сюжеты.
Основное содержание
Дагестанские народные сказки: «Морской конь», «Синяя птица»,
«Проданный мальчик», «Лисица и волк», «Волк, лиса и мул». Тема и идея
сказок. Фольклорные особенности сказки: фантастические обстоятельства,
троекратность действий, волшебные элементы, образный язык.
Художественные особенности сказки, нравственные идеалы, заключенные
в ней. Характеристика положительных и отрицательных героев.
Утверждение идеи борьбы за свое счастье.
Практическое занятие
Инсценировка сказок. Составление собственной сказки.
Основное содержание
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
1
1
2
1
1
2
ОК 02
18
Наименование разделов
и тем
поговорки, загадки
народов Дагестана
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Отражение в пословицах и поговорках народов Дагестана эстетического
идеала народа. Выражение народной мудрости, общечеловеческих
ценностей. Афористичность, меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Художественное своеобразие загадки. Отражение в ней народной
мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Особенности загадок
народов Дагестана.
Практическое занятие
Викторина по малым жанрам фольклора.
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
1
1
Литература народов Дагестана
Раздел 2. Литература народов Дагестана новой эпохи.
2
Тема 2.1. Ашугская
поэзия и её исторические,
культурные, социальные
корни.
1
Тема 2.2. Развитие
Основное содержание
Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее
историко-культурные и социальные корни. Идейно-художественные
особенности ашугской поэзии народов Южного Дагестана (Кюре Мелик,
Реджеб из Ихрека, Эмин из Ялцуга, Саид из Кочхюра, Лезги Ахмед,
Мирза из Калука).
Поэтика и жанровое своеобразие ашугской поэзии»
Практическое занятие
Работа с поэтическими произведениями ашугов – выразительное чтение,
исполнение.
Основное содержание
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
19
Наименование разделов
и тем
социальной и лирической
поэзии. Горские поэтессы
(Шаза из Куркли,
Патимат Кумухская и др.)
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Анхил Марин. «Приди, ясноокий...», «Чтоб тебя поразила стрела" Судьба
Анхил Марин. Творчество поэтессы. Открытость чувств Анхил Марин.
Песнигорянки – крик души. Художественные особенности ее поэзии.
Щаза из Куркли. «Одевает иней белый...», "За тьмой ночной приходит
свет","Суди ты меня, не суди". Биографические сведения о горской
поэтессе. Впеснях Щазы раздумья о жизни, печальный опыт пережитого.
Афористичностьее стихов.Патимат Кумухская. «Патимат пишет Маллею».
Стал Саяд. Трагическая судьба молодой женщины.
Практическое занятие
Анализ произведений, основная проблематика и поэтика (проблема
судьбы девушки-горянки)
Раздел 3. Дореволюционная литература народов Дагестана.
Основное содержание
Тема 3.1. Жизнь народов
Дагестана в конце XIXначале XX веков.
Жизненный и творческий
путь Омарла Батырая.
Песни о любви. Песни о
герое. Песни о жизни как
своеобразная
энциклопедия жизни
горского крестьянства.
Сатирическое обличение
Батыраем пороков своего
времени.
Объём
часов
О.Батырай –выдающийся даргинский поэт, представитель устной
поэзии. История собирания и изучения его творчества. Жизненный путь
поэта. Батырай–лирик. Цикл песен «О любви». Фольклорное и
индивидуальное в любовной лирике поэта. Социально-философские
мотивы любовной лирики. Протест против закабаления горянки,
воспевание ее красоты, свободы, чистых человеческих чувств личности.
Конфликт между личностью и средой. .Антиклерикальные мотивы
любовной лирики. Художественные особенности песен. Романтические
тенденции. Цикл «О герое». Возвышенно-романтический пафос песен,
поэтическая идеализация героя-храбреца, его верного друга коня.
Сказочно-фантастические элементы образной системы цикла песен о
героях. Цикл песен «О жизни» -как художественное проявление
реалистического осмысления явлений действительности. Авторская
завершенность песен. Тема труда, крестьянских забот.
Практическое занятие
Чтение и анализ стихотворений.Определить тематическое содержание
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
1
6
2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
20
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
стихотворений. Характеризовать главных героев, лирического героя.
Выявлять фольклорные традиции в любовной лирике поэта и средства
художественной выразительности.
Тема 3.2. Ирчи Казак
основоположник
кумыкской литературы.
Биография поэта. Ранние
песни Ирчи Казака.
Поэтичность сибирского
цикла стихотворений
И.Казака.
Тема 3.3. Етим Эмин –
Основное содержание
И..Казак –основоположник кумыкской литературы Нового времени.
История изучения и собирания творчества И..Казака. Периодизация
творчества. Первый период. Романтический пафос ранней лирики.
Основные темы и идеи цикла стихов о героях «Дружи с отважным». Связь
этих песен с антифеодальной и антиколониальной борьбой горцев. Второй
период творчества. Углубление реализма в осмыслении последствий
колониальной политики царизма в Дагестане, феодального деспотизма и
невыносимых условий жизни на каторге. Письма из Сибири: «Осень
голубая, как марал», «Как я мог предвидеть коварство ханов», «Мы
попали в железный капкан», «Молитесь за нас» и др. Третий период.
Отражение в стихотворениях этого периода процесса разрушения
патриархального быта, проникновения капиталистических отношений,
разрушение нравственных устоев общества.
Практическое занятие
Чтение и анализ стихотворений; составление словарика устаревших и
непонятных слов
Основное содержание
2
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
2
ОК 02
21
Наименование разделов
и тем
основоположник
лезгинской литературы.
Лирика Етима Эмина.
Мир добра и зла в
творчестве Етима Эмина.
Философская
направленность в
творчестве Е.Эмина.
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Лирика Е. Эмина. "Соловей", "Что к чему подходит". Тема страданий
народав произведениях о личных невзгодах. Идеи протеста против
социальных противоречий своего времени и думы о будущем.
Общественный и семейный конфликты в стихах-сетованиях Эмина,
антиклерикальные мотивы в творчестве Е. Эмина ("В смятенье мир", "Кто
в этом мире бродит, как слепой", "Не ведающему о мире"). Мир добра и
зла в творчестве Е. Эмина ("Ах, наша жизнь!"). Положительный идеал в
лирике Е. Эмина. ("Восстание 1877 г."). Философская направленность
последнего периода творчества Эмина. ("Крик помощи", "Я окину взором
этот мир", "Слово умирающего Эмина"). Художественное мастерство Е.
Эмина. Особенности рифмовки и строфического построения "гошма".
Значение творчества Е. Эмина.
Практическое занятие
Работа с информационными ресурсами: подготовка в группах сообщений
различного формата (презентация, видеоролик и др.)
Объём
часов
1
1
Раздел 4. Литература народов Дагестана начала XX века
12
Тема 4.1. Основные
1
Основное содержание
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ОК 02
22
Наименование разделов
и тем
тенденции развития
дагестанской литературы
в начале XX века.
Тема 4.2. Махмуд-классик
аварской поэзии. Песни
Махмуда о любимой.
Карпатский период жизни
Махмуда. Поэма
«Мариам». Идейнохудожественное
содержание поэмы.
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Общая характеристика социально-политической и культурной жизни
дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного
процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская
поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий.
Появление рабочей поэзии, поэзии поэтовотходников. Эволюция поэзии
от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму.
Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции
развития дагестанской прозы в начале XX в. Устные и письменные
формы. Первая русская революция и передовая дагестанская
интеллигенция. Революционно-демократические мотивы в поэзии Саида
Габиева. Его публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской
журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к
равноправию женщин в творчестве НухаяБатырмурзаева ("Бедная
Габибат", высказывания о русской и дагестанской литературах).
Зарождение нового жанра в дагестанской литературе - драматургии (пьесы
З. Батырмурзаева, "Лудильщики" Г. Саидова).
Основное содержание
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
1
1
Биография
Махмуда
из
Кахаб-Росо.
Развитие
Махмудом
утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической
песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины
("Райский сад не стану славить", "Земной праздник"). Песни о любимой
Махмуда ("Измена подруги", "О моей любимой", "Письмо из казармы").
Отражение в них жизненной правды. Протест против ханжества в
проявлении человеческих чувств.Карпатский период жизни Махмуда,
участие в первой мировой войне. "Мариам". Лиризм поэмы.
Национальные истоки поэтической формы "Мариам". Новаторство
Махмуда.
Идейно-художественное
содержание
поэмы
и
общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда.
Лирический герой Махмуда о жизни и войне. Мир природы и внутренний
мир человека в поэзии Махмуда ("На высокой вершине два влюбленных
23
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
цветка...", "Вспомню вершину и запах лесной..."). Философское богатство
и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты
его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной
лирики. Роль Махмуда в формировании аварского литературного языка.
Тема 4.3. Сулейман
Стальский. Основные
темы произведений поэта.
Значение творчества
Сулеймана Стальского в
развитии дагестанской
литературы.
Тема 4.4. Гамзат Цадаса.
Жизненный и творческий
путь. Раннее творчество
Практическое занятие
Анализ стихов. Идейно-художественные особенности лирики Махмуда из
Кахаб-Росо.
Основное содержание
Краткие сведения о жизни и творческой деятельности С. Стальского.
Рассказ о безрадостной тяжелой жизни поэта в годы скитаний в чужих
краях. Рассказ Стальского о себе – поэтическая история народов Дагестана
конца XIX– начала XX веков. Патриотический пафос стихотворения
«Ребята», поэтическое изображение Родины, завет поэта гнать лень,
дерзать, постигать знания, помнить, что судьба отечества в руках
поколения образованного и умеющего трудиться. Своеобразие языка
стихотворения. Развитие агитационной лирики после свержения царя в
творчестве С. Стальского ("На свержение царя"). Осознание С. Стальским
революции как выражения надежд трудящихся на избавление от гнета,
нищеты и бесправия. Прославление поэтом советской власти в стихах
"Советов власть – прекрасный сад", "Наша власть...". Объекты
сатирического изображения в стихах С. Стальского "Сорняки",
"Нехорошо", "О том, кто мнит себя ханом". Тревога за судьбу человека в
строящемся обществе. Поиск поэтического языка новой эпохи.
Практическое занятие
Основное
содержание,
идея
и
художественные
особенности
стихотворения «Соловей».
1
2
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
Основное содержание
2
Жизненный и творческий путь Г. Цадасы. Раннее творчество поэта
("Стихи о харчевне", "Дибир и хомяк"). Художественное своеобразие
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
24
Наименование разделов
и тем
поэта. «Сборник метла
адатов». Идейнохудожественное
своеобразие сатиры
Гамзата Цадасы. Стихи и
публицистика в период
ВОВ. Гамзат Цадасабаснописец, драматург.
Тема 4.5. Дагестанская
драматургия.
А.П.Салаватов –
драматург.,
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
произведений. Сборник "Метла адатов". Борьба против пережитков
("Рассказ о Хочбаре и Мухаме", "Чохто", "Что такое Москва по сравнению
с нашим аулом"). Идейно-художественное своеобразие сатиры Г. Цадасы,
ее связь с дореволюционной сатирой поэта и новаторские черты.
Реалистическая направленность поэзии Г. Цадасы. Стихи и публицистика
Г. Цадасы в период Великой Отечественной войны. Усиление драматизма
и лиризма его поэзии. Прославление величия морального духа советского
человека ("Песня жены фронтовика", "Маленькой Пати"). Политические и
философские мотивы в его стихах ("Победа фашистов в Италии", "Мои
уроки"). Сборники стихов "За родину", "К мести". Публицистика Г.
Цадасы. Его работа в газете "Дагестан - своим фронтовикам". Поездки в
прифронтовую полосу с Абуталибом Гафуровым и ТагиромХурюгским. Г.
Цадаса - баснописец ("Мечтатель-пастух"). Адресаты сатирического
осмеяния поэта: государственная власть, власть духовная, пороки
человеческие. Сказки для детей. Г. Цадаса - драматург. Художественные
особенности его драматических произведений. Новые темы в поэзии
Цадасы в послевоенные годы: борьба за мир (цикл стихов "Мир сильнее
войны"), прославление тружеников сел. Поэма "Сказание о чабане".
Философские мотивы в творчестве Г. Цадасы. Проблематика, образы и
художественные особенности поэмы. Роль творчества Г. Цадасы в развитии аварской и дагестанской литературы. Г. Цадаса в оценке критики.
Практическое занятие
Анализ стихов Г.Цадасы, посвященных ведущим темам в лирике поэта:
1
социально-обличительные темы, направленные на критику пороков
общества и темы патриотизма и гражданственности.
Основное содержание Дагестанская драматургия. Театральное движение
20-30-х годов. Создание первых национальных театров. Утверждение в
драматургии патриотических и интернационалистических идей. Краткая
биография А.-П. Салаватова. Раннее творчество Салаватова. Общность его
25
Наименование разделов
и тем
основоположник
дагестанской
драматургии. Драма
«Айгази».
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
произведений со стихами 3. Батырмурзаева и Б. Астемирова и
отличительные признаки. А.-П. Салаватов - драматург, основоположник
дагестанской героической драмы. Драма "Айгази". Представители народа
- главные действующие лица пьесы. Образ Айгази - олицетворение
характера народа. Женские образы драмы. Смешение в произведении черт
восточной сказки и дагестанской жизни. Связь с фольклором кумыков.
Практическое занятие
Жанр и композиция драмы «Айгази»
Абуталиб
Гафуров."Рассказы о
моей жизни"
Автобиографический
характер произведения.
Трудности грозных лет
гражданской войны.
Своеобразие
реалистических
"Рассказов..."
А. Гафуров - известный дагестанские поэт. Жизненный и творческий путь
("Автобиография", "Так началась моя жизнь" и др). Скитания на чужбине.
Ранние произведения - стихи народной скорби. Первый сборник стихов
"Новый мир" и его художественные особенности. Расцвет дарования А.
Гафурова. Агитационно-призывная лирика А. Гафурова, ее основные темы
и идеи ("Рассказ подмастерья", "В то время" и др.). Тема Великой
Отечественной войны в творчестве поэта. А. Гафуров и Г. Цадаса.
Послевоенный период творчества А. Гафурова - расцвет его поэтического
таланта ("Жалоба Кубала", "Аул Кули", "Нам дело такое по нраву",
"Пожелание", "Советы" и др.). Тема труда ("Я познал"). Заострение
внимания к молодежи ("Бронза и золото", "Слова совета" ). Жанр поэмы в
творчестве А. Гафурова. Поэма "Солдат гор". Проблематика поэмы.
Сборник мудрого слова поэта "Абуталиб сказал...".Роль творчества
А.Гафурова в развитии лакской литературы.
Практическое занятие
Мини-проекты по творчеству Абуталиба Гафурова.
Тема 4.7. Эффенди
Объём
часов
2
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
Основное содержание
2
ОК 02
ОК 05
26
Наименование разделов
и тем
Э.Капиев - прозаик, поэт,
переводчик, лит.критик,
фольклорист,
родоначальник
русскоязычной
дагестанской поэзии и
прозы. Жизненный путь.
Книга «Поэт».
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Э. Капиев - прозаик, поэт, переводчик, литературный критик,
фольклорист, родоначальник русскоязычной дагестанской поэзии и прозы.
Жизненный путь писателя. Детство и юность. Капиев - учитель. Начало
литературной деятельности. Собирание литературных сил Дагестана.
Первый съезд дагестанских писателей. Сборник «Резьба по камню".
Особенности переводческого мастерства Э. Капиева - соединение горской
народной лирики и оригинального творчества. Связь с русскими
писателями Н. Тихоновым, П. Павленко, В. Луговским. Знакомство и
творческое содружество с Сулейманом Стальским.Книга новелл "Поэт".
Э. Капиев об идее и композиции книги ("От автора"). Связь с фольклором.
История создания образа Сулеймана. С. Стальский - прототип капиевского
героя. Искусство портрета, детали ("Разговор о поэзии"). "Поэт" Э.
Капиева в оценке критики и литературоведения. Капиев как
корреспондент военных газет. "Записные книжки", "Фронтовые очерки".
Новеллистический характер очерков."Фронтовые записи" Э. Капиева. Их
правдивость, точность, гуманизм, патриотизм. Образ автораповествователя во "Фронтовых записях". Капиев о значении русского
языка.Значение традиций Э. Капиева для современной дагестанской
прозы.
Практическое занятие
Тест по творчеству поэта.
Раздел 5. Литература народов Дагестана с 1946 по настоящее время
Тема 5.1. Основные темы
и жанры
лит.народовДагестана
послевоенных лет.
Основное содержание
Демократическое движение 50–60-х годов, раскрепощение литературы,
гражданский и нравственный пафос тех лет. Отход от риторики,
углубление философского постижения мира (Р. Гамзатов, Ф. Алиева, Р.
Рашидов и др.). Художественная литература как образное отражение
действительности. Развитие Характеризовать особенности литературы
народов Дагестана второй половины XIX – начала XX в. (20–40-е годы).
Сопоставлять характерные черты литератур народов Дагестана разных
Объём
часов
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 06
1
1
4
2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
27
Наименование разделов
и тем
Тема 5.6. Расул Гамзатов
– выдающийся поэт,
прозаик, публицист.
Творческий путь Расула
Гамзатова. Тематика
произведений 50-х годов.
Тема Родины в
творчестве Расула
Гамзатова. Расул
Гамзатов – поэт любви.
Книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан».
«Солдаты России»
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Объём
часов
периодов. Делать выводы об особенностях художественного мира,
сюжетов, проблематики, тематики произведений народов Дагестана
разных периодов. Соотносить содержание произведений литератур
народов Дагестана с принципами изображения жизни и человека,
характерными для определенной литературной эпохи, направления.
Расширение жанровых разновидностей.
Основное содержание
Краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова. Историческая
основа поэмы «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р.
Гамзатова. Истоки побед в Великой Отечественной войне.
Самоотверженность в борьбе за родную землю. Образы танкистов
Николая Поддубного и М.-З. Абдулманапова. Проблема нравственного
выбора в экстремальных условиях. Патриотическое звучание поэмы.
2
Самостоятельно
2
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ОК 05
ОК 06
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачёт)
Всего:
36
28
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны бытьпредусмотрены
следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (санпин 2.4.2 № 178-02): оснащено
типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы библиотеки:
Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствовать
перечню изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами,
оснащенными выходом в сеть интернет.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты,
оборудование, технические средства, в т. Ч. Аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т. п. (количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
допущенные к использованию при реализации образовательных программы СПО на
базе основного общего образования.
29
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие
Раздел/Тема
Р 1, Тема 1.1.
Р 3, Тема 3.1
Р 4, Темы 4.1
Р 5, Темы 5.1
Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Выступление с презентацией.
Наблюдение за выполнением
мотивационных заданий;
наблюдение за выполнением
практической работы;
контрольная работа.
Тестирование
Промежуточная аттестация
(выполнение заданий)
Р 2, П-о/с
Р 3, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 4, П-о/с
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
Р 2, П-о/с
Р 3, П-о/с
Р 4, П-о/с
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
Р 1, Темы 1.2
Р 2, Темы 2.1 – 2.2
Р 3, Темы 3.1 – 3.3
Р 4, Темы 4.1 – 4.7
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
30
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК …
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.2
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7,
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
П-о/с
31