РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями
общепрофессионального цикла
образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)
2025
Составитель:
Салихова Эсмира Тофиковна
Преподаватель дисциплин психологопедагогического цикла
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Основы обучения лиц с
особыми образовательными потребностями разработана на основе
требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образованияпоспециальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 )(далее–ФГОССПО);
- с учётом примерной основной образовательной программыпо
специальности44 02 02 Преподавание в начальных классах;
всоответствиисрабочейпрограммойвоспитания.
-
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.13Основыобучениялицсособымиобразовательнымипотребностями»
1.1. Местодисциплинывструктуреосновнойобразовательнойпрограммы:
Учебная
дисциплина
«ОП.13
Основы
обучения
лиц
с
особыми
образовательнымипотребностями»
является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
примернойосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОССПОпоспециаль
ности 44 02 02 Преподаваниевначальныхклассах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,ОК03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цельипланируемыерезультатыосвоениядисциплины:
Врамкахпрограммыучебнойдисциплиныобучающимисяосваиваютсяуменияизнания
КодПК,О
К
ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06
ОК09
Умения
Применять формы, методы и
средства организации учебной и
воспитательной деятельности
Знания
принципы
организации образовательной
деятельности в
условиях включенияв
образовательный процесс обучающихся с
Обучающихся с
особыми
особымиобразовательнымипотребн
образовательнымипотребностями;тре
остями в условияхинклюзивного бованияФГОСдляобучающихсясОВЗ,основ
образования;учитывать
ыпроектированияАОПдляразличных
особенностипсихофизического
категорий обучающихся с ОВЗ;содержание
развитияобучающихся с ОВЗ при понятия
организации индивидуальной
«особыеобразовательныепотребности»,осно
работы с обучающимися;
вныепричинынарушенийразвитияиповедени
учитывать особенности
ядетей;
социального статуса детей,
основы оказания коррекционнонаходящихся в трудной
развивающей и социально-психологожизненной ситуации при
педагогической помощи обучающимся с
организации индивидуальной
особыми образовательными
работы с обучающимися;
потребностями;
разрабатывать индивидуальные
социокультурные и философскообразовательные траектории
методологические аспекты инклюзии в
различных категорий
образовании;
обучающихся с особыми
основные принципы организации,
образовательными
специальные условия воспитательной
потребностями на разных этапах
работы, психолого-педагогического
социализации.
сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями.
Планируемые личностные результаты
ЛР 7
ЛР 11
ЛР 12
ЛР 13
ЛР 16
ЛР 17
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность
каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека,
собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора,
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное
состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству
коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность
к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на
собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных
ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий
ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных
традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное
отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный
на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей,
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни
человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы
обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой
Демонстрирующий
готовность
к
профессиональной
коммуникации,
толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями
(законными представителями) обучающихся, другими педагогическими
работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать
эстетические ценности своим воспитанникам
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объемучебнойдисциплиныивидыучебнойработы
Видучебнойработы
Объемвчасах
Объемобразовательнойпрограммыучебнойдисциплины
90
вт.ч.вформепрактическойподготовки
34
в т. ч.:
теоретическоеобучение
30
практическиезанятия
28
Самостоятельная работа
Консультации
18
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
2
2.2. Тематическийпланисодержаниеучебнойдисциплины
Наименованиеразд
еловитем
Содержаниеиформыорганизациидеятельностиобучающихся
1
2
Раздел1.Теоретическиеосновыобучениялицсособымиобразовательнымипотребностями
Содержание
Тема 1.
Основныепонятия
1.Специальнаяпедагогикакакчастьпедагогики.Отраслиспециальнойпедагогикииих
особенности.Дефектологиякакнаукаоразвитиианомальныхдетей.Коррекционнаяпедагогика.Поня
обучениялиц с
тиекоррекции,компенсации,реабилитации,абилитации.
особымиобразовате
льнымипотребност
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
ями
Практическоезанятие1.Составлениесловаряосновныхпонятийикатегорийобразованиялицс
отклонениямивразвитии.
Практическоезанятие2.Анализсовременныхподходовкпостроениюсистемыкоррекционнойпом
ощидетямсОВЗвРоссииизарубежом(анализстатейжурналовисоставлениетезисовпопроблемеорга
низациикоррекционно-педагогическойпомощидетямс
отклонениямивразвитии).
Содержание
Тема
1.Понятие«ребеноксОВЗ»,«ребенок-инвалид».КатегориидетейсОВЗ.
2.Системаобразован
ия лиц
2.Формы организации обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивноеобразование.Моделиинклюзивногообразования.
сособымиобразоват
ельнымипотребност
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
ями
Практическое занятие3.Составлениетаблицы«Мировая практика системыобразования лиц
сособымиобразовательнымипотребностями».
Практическоезанятие 4. Плюсы и минусы инклюзивного образования. Проблемы
инклюзивногообразования
Содержание
Тема
3.Историястановлен
1.Историястановленияиразвитиясистемспециальногообразования.Зарождениевсеобщегообучения
ия иразвития
.Становлениеиразвитиеспециальногообразования.Развитиеинтегрированного
образования.Развитиеинклюзивногообразованиянасовременномэтапе.
обучениялицсособы
миобразовательны
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
мипотребностями
Практическоезанятие5.Работасостатьей«Историяразвитияинклюзивногообразованияв
России»
Раздел2.Организацияобучениядетейсограниченнымивозможностямиздоровьяиособымиобразовательнымипотребно
стями
Содержание
Тема 1.
Организацияобучени 1.Причинынарушенийслуха.Классификациядетейснарушениемслуха.Организация
учебногопроцессадетейснарушениямислуха.
я детей
снарушениямислуха
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Объем, акад. ч /
втом числе в
формепрактической
подготовки,акад.ч
3
12/5
5/2
3
Коды
компетенций,формирова
нию
которыхспособствует
элементпрограммы
4
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
2
1
1
4/2
1
1
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК03;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
2
1
1
3/1
2
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК03;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
1
1
27/25
5/1
4
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
Практическоезанятие6,7.Изучениеспециальногооборудованиядляорганизацииобучения
детейс нарушениемслуха.
Содержание
Тема 2.
Организацияобучения 1.Причинынарушенийзрения.Классификациядетейснарушениямизрения.Особенности
организацииобучениядетейснарушениямизрения.
детей
снарушениямизрения Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Практическоезанятие8..Анализкоррекционно-развивающегозанятиядетеймладшего
школьноговозрастаснарушениямизрения.
Практическоезанятие9.Подбордидактическихсредств(дидактическихигр,игровых
упражнений,игровыхзаданийидр.)дляреализациицелипросмотренногокоррекционноразвивающего занятия.
Содержание
Тема 3.
Организацияобучени 1.Нарушениеречи,классификацияречевыхнарушенийудетей.Особенностипсихическогоразвитияд
ядетейснарушениями етейснарушениемречи.
речи
Особыеобразовательныепотребностидетейс
нарушениямиречи.
2.Понятиедислексииидисграфии.
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Практическое занятие 10. Анализ конспектов занятий для детей младшего школьного
возрастаспоследующейадаптациейихподособыеобразовательныепотребностидетейснарушением
речи.
Практическоезанятие11.Подборкоррекционноразвивающихупражненийпопроблемамдислексии идисграфии.
Практическое занятие 12.Решение ситуационныхзадач по проблемам нарушенияречидетей
младшегошкольноговозраста.
Содержание
Тема 4.
Организацияобучени 1.ОбщаяхарактеристикадетейсНОДА.Историявопроса.ДЦП:причины,видыиформы.
я детей
ОсобенностиорганизацииобучениядетейсНОДА.
снарушениямиопорно Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Практическоезанятие13.Составлениеметодическихрекомендацийдляпедагоговпо
двигательногоа
созданиюусловийдляобучениядетейсНОДА.
ппарата
Практическоезанятие14.Изучениедоступнойсреды длялицсНОДА.
Содержание
Тема 5.
Организацияобучени 1.Классификацияаутизма.Признакиаутизма.Психическоеразвитиедетейсаутизмом.
я детей
ОрганизацияучебнойсредыдляребенкасРАС.Организацияпроцессаобучения.
споведенческими
2.ПонятиеСДВГ.МеханизмыиосновныекатегорииСДВГ.Особенностиобучениядетейс
иэмоциональнымина СДВГ.
рушениями
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Практическоезанятие15.Разработкабуклетов-рекомендацийпосопровождениюдетейс
1
8/4
4
4
2
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
2
9/4
1
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
2
4
1
2
1
6/4
2
4
2
2
8/4
2
2
4
2
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
РАСиСДВГ
Практическое занятие16.Решениеситуационныхзадачпоповеденческимиэмоциональным
нарушениям.
Содержание
Тема 6.
Организацияобучения 1.Общаяхарактеристикадетейсумственнойотсталостью.Степениумственнойотсталости.
Формыумственнойотсталости.
детей с ЗПРи
умственнойотсталость 2.ОбщаяхарактеристикадетейсЗПР.Историявопроса.КлассификацияЗПР.ОтличиеЗПРот
ю
педагогическойзапущенностииумственнойотсталости.Спецификаобучениядетейсумственнойотст
алостью иЗПР.
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
Тема 7.
Доступная среда
дляобучающихсясОВ
З
Практическоезанятие17.ЗаполнениерабочихлистовпоаспектамобучениядетейсЗПРи
умственнойотсталостью.
Содержание
1.ОбщиетребованияпообеспечениюбезбарьерногодоступалицсОВЗвобразовательные
организации.
Практическое занятие
18.РекомендациипообеспечениюдоступностизданийобразовательныхорганизацийдлялицсОВЗ.
Практическое занятие 19.Рекомендациипообеспечению
доступностиаудиторийиучебныхместдлялицсОВЗ.
Всего
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Консультация
2
8/4
1
1
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
4
4
8/4
4
1
1
58
8
6
2
ПК1.8;ОК01;ОК02;
ОК04;ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Дляреализациипрограммыучебнойдисциплиныдолжныбытьпредусмотре
ныследующие специальныепомещения:
Кабинет«Педагогикиипсихологии»,оснащенныйвсоответствиисп.6.1.2.1примернойосновно
й образовательнойпрограммы поспециальности.
3.2. Информационноеобеспечениереализациипрограммы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
печатные
и/или
использования
в
электронные
образовательные
образовательном
фондаобразовательной
процессе.
организацией
и
При
выбирается
не
информационные
формировании
менее
одного
иметь
ресурсыдля
библиотечного
издания
из
перечисленныхниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этомсписокможет быть дополненновымиизданиями.
3.2.1. Основныепечатныеиэлектронныеиздания
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для
среднегопрофессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной.
—
—Москва
2-еизд.,перераб.идоп.
:ИздательствоЮрайт,2022.
—285
с.
—
(Профессиональноеобразование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст : электронный //
Образовательная
платформаЮрайт[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490616
(дата
обращения:13.08.2022).
2.
ВорошнинаО.Р.Клинико-психолого-
педагогическоесопровождениедетейсограниченнымивозможностямиздоровьяиихсемейвусловияхо
бщего(инклюзивногоиинтегрированного) и специального образования : учебник / Ворошнина О.Р.,
Наумов А.А., ТокаеваТ.Э.. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет,
2015.
—204c.—Текст:электронный//IPRSMART:[сайт].—
URL:https://www.iprbookshop.ru/70628.html(датаобращения:13.08.2022).—Режимдоступа:для
авторизир.пользователей.
3. Психолого-педагогическая
диагностика
возможностямиздоровья:учебноепособиедля
редакторД.
И.
Бойков.
—2-еизд.
развития
вузов /
—Москва
Д.И.Бойков
лиц
[и
с
ограниченными
др.];
ответственный
:ИздательствоЮрайт,2022.
—211
с.
—
(Высшееобразование). — ISBN 978-5-534-13506-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформаЮрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498994 (дата обращения:13.08.2022).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамкахдисциплины:
принципы организации
образовательнойдеятельностивусловияхвкл
ючениявобразовательныйпроцессобучающ
ихсяс особыми
образовательнымипотребностями;
требованияФГОСдляобучающихсясОВЗ,
основы проектирования АОП
дляразличныхкатегорийобучающихсясОВЗ
;
содержание понятия
«особыеобразовательные
потребности»,основные причины
нарушений развития
и поведения детей;
основы оказания коррекционноразвивающей и социально-психологопедагогической помощи обучающимся с
особыми образовательными
потребностями;
социокультурные и философскометодологические аспекты инклюзии в
образовании;
основные принципы организации,
специальные условия воспитательной
работы, психолого-педагогического
сопровождения
детей с особыми
образовательными потребностями.
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
применять формы, методы и средства
организации учебной и воспитательной
деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями в
условиях инклюзивного образования;
учитывать особенности
психофизического развития
обучающихся с ОВЗ при организации
индивидуальной работы с
обучающимися; учитывать особенности
социального статуса детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации при
организации
индивидуальной работы с обучающимися;
разрабатывать индивидуальные
образовательные траектории различных
категорий обучающихся с особыми
образовательными потребностями на
разных этапах социализации.
Критерииоценки
Оценка «5» - глубокоезнание
изученноговопроса,
знаниепонятийного
аппарата,умение
применятьтеоретические
знанияпри
выполнениипрактического
задания;Оценка «4» полноезнание
изученногоматериала, умение
вцелом
применятьтеоретическиезнания,
ноне всегда точно
аргументировать
теоретических знаний при
выполнении практического
задания. Оценка «3» поверхностное знание
изученной темы, не всегда
может применять
теоретические знания
при выполнении практического
задания. Оценка «2» существенные проблемы
в содержании теоретического
материала, не умение
применять теоретические
знания при выполнения
практического задания.
Характеристики
Демонстрируемых знаний при
выполнении
тестовых заданий:
оценка «5» - 85 – 100 %
оценка «4» - 71 – 85 %
оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %
Характеристики
демонстрируемых
умений:оценка«5»
-умение
применять теоретические
знания при выполнении
практического задания;
оценка «4» - умение в целом
применять теоретические
знания, но не всегда точно
давать аргументацию
теоретических знаний
при
выполнении
практического задания.
оценка «3» - не всегда может
применять теоретические знания
Методыоценки
Устный опросЭкспертная
оценка налабораторном
ипрактическомзанятиях
Тестирование
Зачет
Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Зачет
при выполнении
практического задания.
оценка «2» - не умение
применять теоретические
знания при выполнения
практического задания.