ОП.11 Основы педмастерства 2025-2026 уч.год

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы педагогического мастерства
общепрофессионального цикла

образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)

2025г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Составители:
Фамилия ,имя, отчество
Дашдиев В.А

Рабочая

программа

Должность
Преподаватель педагогики и психологии

учебной

дисциплины

«ОП.04

Основы

педагогического мастерства» разработана на основе требований:
-

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального образования по специальности 44. 02. 02. Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 )(далее–ФГОССПО);
- с

учётом

примерной

основной

образовательной

программы по

специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах;
соответствии с рабочей программой воспитания.

-

в

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Основы педагогического мастерства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.11. Основы педагогического мастерства» является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
примерной
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОССПО по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК
02,ОК03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
КодП
К,ОК
ПК1.1
ПК1.2
ПК3.2
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06.
ОК09

Умения
анализировать
способностей,

Знания

уровень
своих Педагогические теории К.Д.Ушинского,А.С.
личностных
Макаренко,
В.А.
Сухомлинского,
ипрофессиональн
Н.В.Кузьминой,
В.А.
ыхкачеств;
Кан-Калика,
заменятьнедостающиеспособности
Ю.П.Азароваидр.опедагогическоммастерстве;
иумениядругими,имеющимисяусебя психолого-педагогические
;
основы,способствующие
переносить
знания
в
новые становлению
педагога-мастера;компоненты,
условиясвоейдеятельности;
составляющие
оперировать
знаниями
основыпедагогическогомаст
впрактическойси ерстваииххарактеристики;
туации,развиватьнавыкисамоконтро профессионально-личностные
ля,самоанализаиустранятьдопущенн
и
ыеошибкии
общепедагогические
качества,
способствующиестановлениюпедагога-мастера;
недочеты;
элементы педагогической техники и пути
создаватьновыесочетаниясредств
овладенияпедагогическойтехникой;
и
способов
педагогической основныепонятия:педагогическоемастерство,
деятельности;
педагогические способности, педагогическая
анализироватьразличныеподходы
технология,
педагогическая
техника,
учёных к определению понятия пантомимика,
педагогическое
общение,
«педагогическоемастерство»;
педагогическая
оценка,
педагогическое
использовать
вербальные
и требование, конфликты и конфликтность,
невербальные
способы
при феномен,авторитет,тренинг;
взаимодействиисдетьми;
особенности
приёмов
педагогического
находитьпутисамообразованияи
воздействия;
самосовершенствования;
особенноститактики педагога в отношении
раскрывать социальное значение детей,занимающихразноеположениевгруппе;
нормповедениявпроцессеобщения
цели,задачиучебнойработыиспособыих
ипроявлятьличностноеотношение
реализации;
ксоциальнымнормамповедения.
видытехническихсредствобучения(ТСО);
структурныеэлементыигры;
путик совершенствованиюпедагогического
мастерства;
условия
профессионально-личностной
мотивации в достижении педагогического
мастерства;
путисамосовершенствования,самореализация.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

42

В т.ч. в форме практической подготовки

12

в т. ч.:
Теоретическое обучение

16

Практические занятия

12

Самостоятельная работа
Консультации

6
2
6

Промежуточная аттестация (экзамен)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Объем,
акад.ч/в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3

Раздел 1.Общие основы педагогического мастерства

13/6

Содержание
Педагогическое
мастерство
как
комплекс
свойств
личности
педагога.
Профессиональная
направленность
и
функции
деятельности
педагога:развивающая,воспитывающаяиобучающая.Элементыпедагогическогомастерств
а(педагогическаянаправленность,профессиональные
знания,
профессиональные
умения,способности к педагогической деятельности).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие1.Самодиагностикапрофессионально-личностныхкачеств.
Содержание
Тема
1.2.Педагогичес
Педагогическаятехникакакформаорганизацииповеденияпедагогапривзаимодействиис
кая техника как
детьми. Техника и технология: взаимообусловленность и взаимосвязь. Пути
инструментарий
овладенияпедагогическойтехникой,владениесвоимнастроением,эмоциями.
педагогического
В том числе практических занятий и лабораторных работ
мастерства
Практическое занятие 2. Составление памятки для педагога «Правила
жестикулирования(мимика,жесты),видыпоходки,умение двигаться».
Практическоезанятие3.Составлениетаблицы«Особенностиустнойречи,нормыречи,техник
аречи,средствавыразительности».Подбориапробированиеупражнений.
Раздел2.Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе
Содержание
Тема
2.1.Педагогическо
Педагогическое общение. Индивидуальный стиль общения педагога. Личность педагога
е общение
и техника общения. Стили общения, влияние стилей общения педагога
ипрофессиональн
навзаимоотношениевдетскомколлективеиколлективевзрослых:коллег,родителей.
Педагогическаяэтика.
ые умения
педагога в
В том числе практических занятий и лабораторны хработ
общении с детьми
Практическоезанятие4.Наосновеанализапредложенныхпедагогическихситуацийопределе
ниестиляобщения педагогас детьми,разработка рекомендаций.
Самостоятельная работа обучающихся

6/2

Тема
1.1.Педагогичес
кое мастерство
и его элементы

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06

4

2
2
7/4

ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06

3
4
2
2
16/8
5/2
3

ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06, ПК1.2,
ПК3.2.

2
2

6

Тема
2.2.Конфликт
ы испособы
ихразрешени
я

Подготовка творческой работы на тему «Мастерство педагога устанавливать
отношения,сотрудничество,взаимодействияс родителямидетей».
Подготовкаксамостоятельномупроведениютренингов(«Ласковоеимя»,«Интервью»,
«Захватинициативывдиалоге»,«Разговорчерезстекло»,«Эмпатия»,«Жесты»идр.).
Содержание
Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.
Формыконфликтов:противостояние,противоборство,разногласие,противодействие,разъе
динение.Содержаниеконфликтов:бытовые,детские,профессиональные,психологические.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие5.Анализпричинпроявленияконфликтоввпедагогическойдеятельност
и.
Практическое занятие 6.Выделениеспособовразрешенияконфликтов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема
2.3.Организациягр
Понятие группы и групповой деятельности. Социально-ценностное значение
упповойдеятельно
групповойдеятельности. Функции групповой деятельности.Организации групповой
сти,ееосновныефу
деятельности.Рольгруппы ввыявлении индивидуального«Я».
нкции
В том числе практических занятий и лабораторны хработ
Практическоезанятие7.Составлениерекомендацийпоорганизациигрупповойдеятельностии
иханализ.
Практическоезанятие8.Обсуждениедоказательствопроблемы«Педагогическаяпрофессиядаетвозможностьреализоватьвсетала
нтыиспособности».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел3.Эффективность целостного педагогического процесса–показатель педагогического мастерства
Тема 3.1. Игра –
сферажизнидетей

Содержание
Структурныеэлементыигры.Творчествопедагогавподходеорганизацииигр.Позициявзросл
оговорганизации ируководствеиграми детейразноговозраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.Практическоезанятие9.Составлениерекомендацийдляпедагога«Организацияразвивающе
йсреды вклассе,предметноеоснащение игр».
2.Практическоезанятие10.Составлениерекомендацийповыбору,организацииипроведению
игрс детьмимладшегошкольноговозраста.
Практическоезанятие11.Практическаяотработканавыковпроведенияигрысмладшимишкол
ьниками.
2
Самостоятельная работа обучающихся

6/4

ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06, ПК1.2.

2
4
2
2
5/2
3

ОК01, ОК02, ОК4,
ОК05,ПК 1.1,
ПК1.2,ПК 3.2

2
1
1

11/10
6/3
3

ОК01, ОК02, ОК4,
ОК05, ПК1.2,
ПК3.2

3
1
1
1

7

Содержание
Стимулированиеактивнойпознавательнойдеятельностидетейвпроцессеучебныхивнеучебн
ыхзанятий:педагогическоетребование,педагогическаяоценка.
Проектированиевзаимодействиясдетьмивпроцессеучебнойработы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие12.Определениеспособовсозданияситуацииуспехакакзалогатворческойактивности
детей.Выработка алгоритмасозданияситуацииуспеха.
Практическое занятие13.Созданиерекомендацийпоприменениюнаглядныхпособий,ТСОв
зависимости от обучающихцелей.
Практическое занятие14.Психологопедагогическийанализиоценкаэффективностиучебнойи внеучебнойдеятельности.
Содержание
Тема
3.3.Самовоспитани В том числе практических занятий и лабораторных работ
еи
Практическое
самообразование
занятие15.Определениевзаимосвязисамовоспитания,саморазвитияисамообразования.Подг
как факторы
отовка презентации.
совершенствования Практическое
педагогического
занятие16.Самооценка,самоанализвпедагогическойдеятельности.Рефлексия.
мастерства
Практическое занятие17.Использование тестов на готовность к саморазвитию, к
самообразованию.
Практическое занятие 18. Разработка и обсуждение программ
саморазвития,самообразования,самовоспитания.
Промежуточная аттестация
Всего:
Тема 3.2. Учебная
и внеучебная
деятельность как
путь
стимулирования
активной
познавательной
деятельности детей

5/3
2

ОК01, ОК02, ОК05,
ОК09,ПК 1.1,
ПК1.2,ПК 3.2

3
1

1
1
0/4
4

ОК01, ОК02, ОК03,
ОК05

1

1
1
1
экзамен
42

8

3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет«Педагогикиипсихологии»,оснащенныйвсоответствиисп.6.1.2.1примернойосн
овной образовательнойпрограммы поспециальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсыдля
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фондаобразовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленныхниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этомсписокможет быть дополненновымиизданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум
длявузов /Е. Н. Землянская. —Москва :ИздательствоЮрайт,2022. —247 с. —
(Высшееобразование).
—ISBN
978-5-534-13271-7.—
Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].—
URL:https://urait.ru/bcode/494352(датаобращения:13.08.2022).
2. ЯкушеваС.Д.Основыпедагогическогомастерства:учебникдлястуд.учрежденийсред.п
роф.учеб.заведений/С.Д. Якушева.–8-еизд.,стер.–М.:Академия, 2019.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Кафтан,В.В.,Политическаяконфликтологияитехнологииурегулированияконфликтов
: учебник / В.В. Кафтан. — Москва :КноРус, 2021. — 394 с. — ISBN 978-5-406-02478-2. —
URL:https://book.ru/book/936239 (дата обращения: 13.08.2022). — Текст :электронный.
2. Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров,
В.Г.Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРАМ,2021. — 301 с. — (Высшее образование:Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005724-8. - Текст
:электронный.-URL:https://znanium.com/catalog/product/1228800(датаобращения:13.08.2022).–
Режим доступа: поподписке.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
Переченьзнаний,осваиваемыхврамках
дисциплины:
агогическиетеорииК.Д.Ушинского,А.С.
каренко,В.А.Сухомлинского,Н.В.Кузьминой,
. Кан-Калика, Ю.П. Азарова и др. о
агогическоммастерстве;
холого-педагогические
основы,
собствующиестановлениюпедагога-мастера;
поненты,
составляющие
основы
агогическогомастерстваииххарактеристики;
фессионально-личностные
и
епедагогическиекачества,способствующие
новлениюпедагога-мастера;

Критерииоценки
Оценка«5»-глубокое
знаниеизученноговопроса,
знаниепонятийного
аппарата,умениеприменять
теоретическиезнанияпри
выполнениипрактического
задания;
Оценка«4»-полноезнание
изученногоматериала,
умениевцеломприменять
теоретическиезнания,ноне
всегдаточно
аргументировать

Методыоценки
Устныйопрос
Экспертная
оценкана
практическом
занятии
Тестирование
Зачет

10

п

Перечень умений, осваиваемых в
рамкахдисциплины:
лизировать уровень своих
способностей,ностныхипрофесси
ональныхкачеств;
енятьнедостающиеспособностииумениягими,и
меющимися усебя;
еносить знания в новые условия
своейтельности;
рироватьзнаниямивпрактическойситуации,вив
атьнавыкисамоконтроля,самоанализаиранять
допущенные ошибкии
недочеты;даватьновыесочетаниясредствиспосо
бовагогическойдеятельности;
лизироватьразличныеподходыучёныхкеделени
ю
понятия
«педагогическоетерство»;
ользоватьвербальныеиневербальныеспособывз
аимодействиисдетьми;
одитьпутисамообразованияиосовершенствова
ния;
крывать
социальное
значение
норм
поведенияроцессеобщенияипроявлятьличност
ноеошениексоциальнымнормамповедения.

оценка «3»- 51 – 70 %
оценка «2»- 0 – 50 %
оценка «5» умениеприменять
ия

теоретическиезнан
при
выполнениипракт

ического
задания;оценка«4»умениевцеломприменять

Оценкарезультат
оввыполненияпра
ктическойработы
Экспертноенабл
юдение
за
ходомвыполнени
япрактическойра
боты
Зачет

теоретическиезнан
ия,ноневсегдаточнодавать
аргументациютеор
етическихзнанийпривыполн
ениипрактическогозадания.
оценка«3»-невсегдаможет
применять
теоретическиезнанияпривы
полнениипрактическогозада
ния.
оценка«2»неумениеприменятьтеорети
ческиезнанияпривыполнени
япрактическогозадания.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».