РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы педагогического мастерства
общепрофессионального цикла
образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Составители:
Фамилия ,имя, отчество
Дашдиев В.А
Рабочая
программа
Должность
Преподаватель педагогики и психологии
учебной
дисциплины
«ОП.04
Основы
педагогического мастерства» разработана на основе требований:
-
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 44. 02. 02. Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 )(далее–ФГОССПО);
- с
учётом
примерной
основной
образовательной
программы по
специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах;
соответствии с рабочей программой воспитания.
-
в
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Основы педагогического мастерства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.11. Основы педагогического мастерства» является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
примерной
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОССПО по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК
02,ОК03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
КодП
К,ОК
ПК1.1
ПК1.2
ПК3.2
ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК06.
ОК09
Умения
анализировать
способностей,
Знания
уровень
своих Педагогические теории К.Д.Ушинского,А.С.
личностных
Макаренко,
В.А.
Сухомлинского,
ипрофессиональн
Н.В.Кузьминой,
В.А.
ыхкачеств;
Кан-Калика,
заменятьнедостающиеспособности
Ю.П.Азароваидр.опедагогическоммастерстве;
иумениядругими,имеющимисяусебя психолого-педагогические
;
основы,способствующие
переносить
знания
в
новые становлению
педагога-мастера;компоненты,
условиясвоейдеятельности;
составляющие
оперировать
знаниями
основыпедагогическогомаст
впрактическойси ерстваииххарактеристики;
туации,развиватьнавыкисамоконтро профессионально-личностные
ля,самоанализаиустранятьдопущенн
и
ыеошибкии
общепедагогические
качества,
способствующиестановлениюпедагога-мастера;
недочеты;
элементы педагогической техники и пути
создаватьновыесочетаниясредств
овладенияпедагогическойтехникой;
и
способов
педагогической основныепонятия:педагогическоемастерство,
деятельности;
педагогические способности, педагогическая
анализироватьразличныеподходы
технология,
педагогическая
техника,
учёных к определению понятия пантомимика,
педагогическое
общение,
«педагогическоемастерство»;
педагогическая
оценка,
педагогическое
использовать
вербальные
и требование, конфликты и конфликтность,
невербальные
способы
при феномен,авторитет,тренинг;
взаимодействиисдетьми;
особенности
приёмов
педагогического
находитьпутисамообразованияи
воздействия;
самосовершенствования;
особенноститактики педагога в отношении
раскрывать социальное значение детей,занимающихразноеположениевгруппе;
нормповедениявпроцессеобщения
цели,задачиучебнойработыиспособыих
ипроявлятьличностноеотношение
реализации;
ксоциальнымнормамповедения.
видытехническихсредствобучения(ТСО);
структурныеэлементыигры;
путик совершенствованиюпедагогического
мастерства;
условия
профессионально-личностной
мотивации в достижении педагогического
мастерства;
путисамосовершенствования,самореализация.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
42
В т.ч. в форме практической подготовки
12
в т. ч.:
Теоретическое обучение
16
Практические занятия
12
Самостоятельная работа
Консультации
6
2
6
Промежуточная аттестация (экзамен)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Объем,
акад.ч/в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
Раздел 1.Общие основы педагогического мастерства
13/6
Содержание
Педагогическое
мастерство
как
комплекс
свойств
личности
педагога.
Профессиональная
направленность
и
функции
деятельности
педагога:развивающая,воспитывающаяиобучающая.Элементыпедагогическогомастерств
а(педагогическаянаправленность,профессиональные
знания,
профессиональные
умения,способности к педагогической деятельности).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие1.Самодиагностикапрофессионально-личностныхкачеств.
Содержание
Тема
1.2.Педагогичес
Педагогическаятехникакакформаорганизацииповеденияпедагогапривзаимодействиис
кая техника как
детьми. Техника и технология: взаимообусловленность и взаимосвязь. Пути
инструментарий
овладенияпедагогическойтехникой,владениесвоимнастроением,эмоциями.
педагогического
В том числе практических занятий и лабораторных работ
мастерства
Практическое занятие 2. Составление памятки для педагога «Правила
жестикулирования(мимика,жесты),видыпоходки,умение двигаться».
Практическоезанятие3.Составлениетаблицы«Особенностиустнойречи,нормыречи,техник
аречи,средствавыразительности».Подбориапробированиеупражнений.
Раздел2.Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе
Содержание
Тема
2.1.Педагогическо
Педагогическое общение. Индивидуальный стиль общения педагога. Личность педагога
е общение
и техника общения. Стили общения, влияние стилей общения педагога
ипрофессиональн
навзаимоотношениевдетскомколлективеиколлективевзрослых:коллег,родителей.
Педагогическаяэтика.
ые умения
педагога в
В том числе практических занятий и лабораторны хработ
общении с детьми
Практическоезанятие4.Наосновеанализапредложенныхпедагогическихситуацийопределе
ниестиляобщения педагогас детьми,разработка рекомендаций.
Самостоятельная работа обучающихся
6/2
Тема
1.1.Педагогичес
кое мастерство
и его элементы
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06
4
2
2
7/4
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06
3
4
2
2
16/8
5/2
3
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06, ПК1.2,
ПК3.2.
2
2
6
Тема
2.2.Конфликт
ы испособы
ихразрешени
я
Подготовка творческой работы на тему «Мастерство педагога устанавливать
отношения,сотрудничество,взаимодействияс родителямидетей».
Подготовкаксамостоятельномупроведениютренингов(«Ласковоеимя»,«Интервью»,
«Захватинициативывдиалоге»,«Разговорчерезстекло»,«Эмпатия»,«Жесты»идр.).
Содержание
Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия.
Формыконфликтов:противостояние,противоборство,разногласие,противодействие,разъе
динение.Содержаниеконфликтов:бытовые,детские,профессиональные,психологические.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическоезанятие5.Анализпричинпроявленияконфликтоввпедагогическойдеятельност
и.
Практическое занятие 6.Выделениеспособовразрешенияконфликтов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема
2.3.Организациягр
Понятие группы и групповой деятельности. Социально-ценностное значение
упповойдеятельно
групповойдеятельности. Функции групповой деятельности.Организации групповой
сти,ееосновныефу
деятельности.Рольгруппы ввыявлении индивидуального«Я».
нкции
В том числе практических занятий и лабораторны хработ
Практическоезанятие7.Составлениерекомендацийпоорганизациигрупповойдеятельностии
иханализ.
Практическоезанятие8.Обсуждениедоказательствопроблемы«Педагогическаяпрофессиядаетвозможностьреализоватьвсетала
нтыиспособности».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел3.Эффективность целостного педагогического процесса–показатель педагогического мастерства
Тема 3.1. Игра –
сферажизнидетей
Содержание
Структурныеэлементыигры.Творчествопедагогавподходеорганизацииигр.Позициявзросл
оговорганизации ируководствеиграми детейразноговозраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1.Практическоезанятие9.Составлениерекомендацийдляпедагога«Организацияразвивающе
йсреды вклассе,предметноеоснащение игр».
2.Практическоезанятие10.Составлениерекомендацийповыбору,организацииипроведению
игрс детьмимладшегошкольноговозраста.
Практическоезанятие11.Практическаяотработканавыковпроведенияигрысмладшимишкол
ьниками.
2
Самостоятельная работа обучающихся
6/4
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК06, ПК1.2.
2
4
2
2
5/2
3
ОК01, ОК02, ОК4,
ОК05,ПК 1.1,
ПК1.2,ПК 3.2
2
1
1
11/10
6/3
3
ОК01, ОК02, ОК4,
ОК05, ПК1.2,
ПК3.2
3
1
1
1
7
Содержание
Стимулированиеактивнойпознавательнойдеятельностидетейвпроцессеучебныхивнеучебн
ыхзанятий:педагогическоетребование,педагогическаяоценка.
Проектированиевзаимодействиясдетьмивпроцессеучебнойработы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие12.Определениеспособовсозданияситуацииуспехакакзалогатворческойактивности
детей.Выработка алгоритмасозданияситуацииуспеха.
Практическое занятие13.Созданиерекомендацийпоприменениюнаглядныхпособий,ТСОв
зависимости от обучающихцелей.
Практическое занятие14.Психологопедагогическийанализиоценкаэффективностиучебнойи внеучебнойдеятельности.
Содержание
Тема
3.3.Самовоспитани В том числе практических занятий и лабораторных работ
еи
Практическое
самообразование
занятие15.Определениевзаимосвязисамовоспитания,саморазвитияисамообразования.Подг
как факторы
отовка презентации.
совершенствования Практическое
педагогического
занятие16.Самооценка,самоанализвпедагогическойдеятельности.Рефлексия.
мастерства
Практическое занятие17.Использование тестов на готовность к саморазвитию, к
самообразованию.
Практическое занятие 18. Разработка и обсуждение программ
саморазвития,самообразования,самовоспитания.
Промежуточная аттестация
Всего:
Тема 3.2. Учебная
и внеучебная
деятельность как
путь
стимулирования
активной
познавательной
деятельности детей
5/3
2
ОК01, ОК02, ОК05,
ОК09,ПК 1.1,
ПК1.2,ПК 3.2
3
1
1
1
0/4
4
ОК01, ОК02, ОК03,
ОК05
1
1
1
1
экзамен
42
8
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет«Педагогикиипсихологии»,оснащенныйвсоответствиисп.6.1.2.1примернойосн
овной образовательнойпрограммы поспециальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсыдля
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фондаобразовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленныхниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этомсписокможет быть дополненновымиизданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум
длявузов /Е. Н. Землянская. —Москва :ИздательствоЮрайт,2022. —247 с. —
(Высшееобразование).
—ISBN
978-5-534-13271-7.—
Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].—
URL:https://urait.ru/bcode/494352(датаобращения:13.08.2022).
2. ЯкушеваС.Д.Основыпедагогическогомастерства:учебникдлястуд.учрежденийсред.п
роф.учеб.заведений/С.Д. Якушева.–8-еизд.,стер.–М.:Академия, 2019.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Кафтан,В.В.,Политическаяконфликтологияитехнологииурегулированияконфликтов
: учебник / В.В. Кафтан. — Москва :КноРус, 2021. — 394 с. — ISBN 978-5-406-02478-2. —
URL:https://book.ru/book/936239 (дата обращения: 13.08.2022). — Текст :электронный.
2. Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров,
В.Г.Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРАМ,2021. — 301 с. — (Высшее образование:Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005724-8. - Текст
:электронный.-URL:https://znanium.com/catalog/product/1228800(датаобращения:13.08.2022).–
Режим доступа: поподписке.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатыобучения
Переченьзнаний,осваиваемыхврамках
дисциплины:
агогическиетеорииК.Д.Ушинского,А.С.
каренко,В.А.Сухомлинского,Н.В.Кузьминой,
. Кан-Калика, Ю.П. Азарова и др. о
агогическоммастерстве;
холого-педагогические
основы,
собствующиестановлениюпедагога-мастера;
поненты,
составляющие
основы
агогическогомастерстваииххарактеристики;
фессионально-личностные
и
епедагогическиекачества,способствующие
новлениюпедагога-мастера;
Критерииоценки
Оценка«5»-глубокое
знаниеизученноговопроса,
знаниепонятийного
аппарата,умениеприменять
теоретическиезнанияпри
выполнениипрактического
задания;
Оценка«4»-полноезнание
изученногоматериала,
умениевцеломприменять
теоретическиезнания,ноне
всегдаточно
аргументировать
Методыоценки
Устныйопрос
Экспертная
оценкана
практическом
занятии
Тестирование
Зачет
10
п
Перечень умений, осваиваемых в
рамкахдисциплины:
лизировать уровень своих
способностей,ностныхипрофесси
ональныхкачеств;
енятьнедостающиеспособностииумениягими,и
меющимися усебя;
еносить знания в новые условия
своейтельности;
рироватьзнаниямивпрактическойситуации,вив
атьнавыкисамоконтроля,самоанализаиранять
допущенные ошибкии
недочеты;даватьновыесочетаниясредствиспосо
бовагогическойдеятельности;
лизироватьразличныеподходыучёныхкеделени
ю
понятия
«педагогическоетерство»;
ользоватьвербальныеиневербальныеспособывз
аимодействиисдетьми;
одитьпутисамообразованияиосовершенствова
ния;
крывать
социальное
значение
норм
поведенияроцессеобщенияипроявлятьличност
ноеошениексоциальнымнормамповедения.
оценка «3»- 51 – 70 %
оценка «2»- 0 – 50 %
оценка «5» умениеприменять
ия
теоретическиезнан
при
выполнениипракт
ического
задания;оценка«4»умениевцеломприменять
Оценкарезультат
оввыполненияпра
ктическойработы
Экспертноенабл
юдение
за
ходомвыполнени
япрактическойра
боты
Зачет
теоретическиезнан
ия,ноневсегдаточнодавать
аргументациютеор
етическихзнанийпривыполн
ениипрактическогозадания.
оценка«3»-невсегдаможет
применять
теоретическиезнанияпривы
полнениипрактическогозада
ния.
оценка«2»неумениеприменятьтеорети
ческиезнанияпривыполнени
япрактическогозадания.
11