РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Психология общения
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки
специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)
2025 г.
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Должность
Дашдиев В.А
Преподаватель педагогики и психологии
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Психология общения разработана
на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября 2022)
(далее–ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
Специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Психология общения
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.08 Психология общения является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
КодПК,ОК
Умения
Знания
ОК
01,
-применять техники и приемы
-взаимосвязь общения и деятельности;
ОК
02,
эффективного общения в
-цели,функции,видыи уровни общения;
ОК
04,
профессиональной деятельности;
- роли и ролевые ожидания в общении;
ОК
05,
-использовать приемы
саморегуляци и поведения в
процессе межличностного
-виды социальных взаимодействий;
общения.
-техники и приемыобщения,правиласлушания,
ОК
09,
ПК1.1
-механизмы взаимопонимания в общении;
Ведени ябеседы,убеждения; -этические принципы общения;
-источники,причины,видыиспособы Разрешения конфликтов.
Личностные результаты
ЛР 14
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и
информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
ЛР 16
Демонстрирующий готовность к профессиональной
коммуникации,толерантномуобщению;способностьвестидиалогсобучающимися,родителями
(законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и
специалистами, достигать в
немвзаимопонимания,находитьобщиецелиисотрудничатьдляихдостижения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Объем часов, всего,в т.ч в
форме практической
Вид учебной деятельности
Объём
образовательной
программы
учебной
подготовки
дисциплины (всего),
56
В том числе:
объём
работы
обучающихся
во
взаимодействии
с преподавателем по видам учебных занятий:
уроки
Практические занятия
20
Лабораторные занятия
консультации
лекции
36
семинары
Курсовая работа(проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося:
Промежуточная аттестация в форме - дифференцированного зачета
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные
и практические занятия, самостоятельная
работа обучающегося, курсовая работа (проект)
Объём
в часах
Объём
в часах
вформе
практической
подготовки
Коды
компетенций,
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
Раздел1.Основы психологии общения
3
4
32/14
ОК01,ОК02, ОК
8/2
04,ОК 05,ОК 09,
ПК1.1, ЛР14, ЛР16
Тема1.1.Введение
Содержание
в психологию
1.Общениевсистемемежличностныхиобщественныхотношений.
2
общения
2.Подходыкопределениюпонятия«общение».Характеристика общения.
2
3.Виды,функции,моделиобщения.Характеристикаобщения.
2
В томчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
2
Практическоезанятие1.Письменнаяработа«Стилиобщения»
2
Тема1.2.
Содержание
Коммуникативная
1.Психотехническиеигрыиупражнения:вербальнаяиневербальная
Сторона общения
коммуникация.Видыслушаниясобеседника
6/4
ОК01,ОК02, ОК
2
04,ОК 05,ОК 09,
ПК1.1
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4
Практическоезанятие2.Упражнения:способыпостроения«Явысказываний»,получениеобратнойсвязи.
1
Практическое
занятие3.Самодиагностика:«Уровеньвладенияневербальными
компонентамивпроцесседеловогообщения»,«Определениеуровнякоммуник
ативнойтолерантности»пометодикеВ.В.Бойко,«Речевыебарьерыприобщени
и».Анализсамодиагностики.
2
Практическоезанятие4.Моделькоммуникативногопроцесса.Особенности
1
коммуникации.
Тема1.3.
Содержание
Перцептивная сторона 1.Понятиесоциальнойперцепции.Местосоциальнойперцепциивобщении.
общения
2.Видысоциальноговосприятия.Психологическиемеханизмывосприятия.
3.Атрибуциякакбазовыймеханизммежличностногопознания.Понятие
ОК01,ОК02,
ОК04,ОК
05,ОК09,ПК1.1
ЛР14, ЛР16
9/4
2
2
1
аттракции.
Втомчислепрактическихзанятийилабораторныхработ
4
Практическоезанятие5.Самопрезентация.Основныестратегиисамопрезента
ции.
2
Практическоезанятие6.Составлениепсихологическогоавтопортреталичност
и.
2
Тема1.4.
Содержание
Интерактивная
1.Типывзаимодействия:кооперацияиконкуренция.Стратегииповедениявовз
аимодействии.Теориимежличностноговзаимодействия.Основныерегулятор
ывзаимодействия:внушениеиубеждение.
сторонаобщения
9/4
ОК01,ОК02, ОК
5
04,ОК 05,ОК 09,
ПК1.1
В том числе практических занятий и лабораторных работ
4
Практическое занятие7.Письменная
работа«Взаимодействиевмалыхгруппах
4
Виды малых групп. Роль и статус. Ролевые ожидания».
Раздел2.Педагогическое общение
12/6
Тема 2.1. Культура
педагогического
6/2
общения
Содержание
1.Характеристикапедагогическогообщения.Понятие культуры
педагогического
4
ОК01,ОК02,ОК04,
ОК05,ОК09,ПК1.1
общения. Этика педагогического общения. Педагогический такт.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие8.Разработка этических норм своей будущей
Тема
2.2.Особенности
педагогического
2
Профессиональной деятельности.
Содержание
ОК01,ОК02,ОК04,
ОК05,ОК09,ПК1.1
ЛР14, ЛР16
2/2
Общения с детьми
Младшего
школьного
возраста.
1.Развитие общения у детей младшего школьного возраста. Формы
общения со взрослыми со сверстниками.
2
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 9.Упражнения/решение ситуативных задач
«Особенности общения в младшем школьном возрасте».
2
Промежуточная аттестация
Всего
.
20 / 36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Педагогики и психологии».
Оборудование учебных кабинетов:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
флип-чарт;
информационный стенд с демонстрационной системой;
контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование.
интерактивный стол ProjectToush
интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых
учебных изданий,интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1. 1.Корягина,Н. А.Психологияобщения :учебники практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В.
Овсянникова. —Москва :ИздательствоЮрайт,2022. —437 с. —(Профессиональное
образование). —ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт[сайт].—URL: https://urait.ru/bcode/489728(дата
обращения:12.08.2022).
2. Леонов,Н. И.Психология общения :учебное
пособиедлясреднегопрофессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL:https://urait.ru/bcode/494394(дата обращения: 12.08.2022).
3. ПанфиловаА.П.Психологияобщения(дляпедагогическихспециальностей):
учебникдляучрежденийСПО:ЭУМК.–
Москва:Издательскийцентр«Академия»,2021. – 368 с.
3.2.2 Дополнительные источники
1. Львова, А. С.Культура речи и деловое общение педагога: учебное пособие
длясреднегопрофессиональногообразования /А. С. Львова. —2-еизд.,испр.идоп. —
Москва:ИздательствоЮрайт,2021. —185 с. —(Профессиональноеобразование). —
ISBN 978-5-534-11542-0.
2. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками:
учебноепособиедлясреднегопрофессиональногообразования/В.Н.Белкина.—2еизд.,перераб.идоп. —Москва:ИздательствоЮрайт,2021. —170 с. —
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-09928-7.
3.2.3 Перечень интернет-ресурсов
1.Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL:https://urait.ru/bcode/494394(дата обращения: 12.08.2022).
2.Образовательная платформа Юрайт[сайт].—URL: https://urait.ru/bcode/489728(дата
обращения:12.08.2022).
3.3 Образовательные технологии
Приреализацииучебнойдисциплиныиспользуютсяразличныеобразовательны
е технологии, в т.ч. дистанционные образовательные технологии, электронное
обучение:
Технологии сотрудничества;
Проектные технологии;
Технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;
Игровые технологии (ролевые и деловые игры);
кейс-технологии;
модульные технологии;
технологии развития критического мышления;
технологии развивающего обучения;
интерактивные методы обучения и др.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения
Результатов обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
применять техники и приемы эффективного
общения в профессиональной деятельности
Владение техниками и приемам и эффективного
общения в профессиональной деятельности;
Соответствие выполненного задания
предъявляемым требованиям
Оценка результатов выполнения упражнений
Оценка результатов самодиагностики
Зачет