РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Возрастная психология
общепрофессионального цикла
образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)
2025
Составитель:
Фамилия,имя,отчество
Дациева И.М.
Должность
Преподавательпедагогики и психологии
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.06 Возрастная
психология» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее–ФГОС СПО);
- с
учётом примерной основной образовательной
специальности44 02 02 Преподавание в начальных классах;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.
программы по
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Возрастная психология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Возрастная психология» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет приформированиииразвитииОК01.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК01,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК3.1.
Умения
Знания
Распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять
и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составлять план действия; определять
необходимые ресурсы;
проектировать процесс обучения с учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся;
определять педагогические цели, задачи и
планируемые результаты организации
внеурочной деятельности в избранной
области
с учетом возраста обучающихся;
составлять рабочую программу, планы,
сценарии вне урочных занятий с учетом
деятельностного подхода,особенностей
избранной области деятельности, возраста
обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
находить ценностный аспект учебного знания
и информации, обеспечивать его пониманиеи
переживание обучающимися проектирование
ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка;
проявлять толерантное отношение к
представителям разных мировоззрений и
культурных традиций;
формулировать цели и задачи воспитания
классного коллектива и отдельных
Обучающихся с учетом возрастныхи
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
основные закономерности
возрастного развития,стадиии
кризисы развития ребенка
младшего школьного возраста,
социализации личности,
индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни,
Их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики;
Разработка программ внеурочной
деятельности на основе
требований ФГОС, на основе
примерной образовательной
программы и примерных
программ внеурочной
деятельности с учетом интересов
обучающихся и их родителей
(законных представителей)
способы защиты достоинства и
интересов обучающихся,
оказавшихся в конфликтной
ситуациии/или неблагоприятных
условиях;
особенности адаптации
обучающихся к условиям
начального общего образования;
возрастные особенности
индивидуальных особенностей;
взаимодействовать с другими специалистами обучающихся н аступени
в
рамках психолого-медико-педагогического начального общего образования
консилиума
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
Определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого
периода жизни человека, проявляющий уважение к детям,
защищающий
достоинство
и
интересы
обучающихся,
ЛР13
демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и
психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект
учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися
ЛР14
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
76
В т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
Теоретическое обучение
44
Практические занятия
26
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
6
зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
2
Раздел1.Возрастнаяпсихология
Тема1.1.
Содержание
Закономерности
1.Предмет и задачи возрастной психологии. Основные теории психического
психического
развития. Факторы развития психики ребенка. Закономерности возрастного
развития человека
развития.
как субъекта
деятельности
Тема1.2.
Возрастные
особенности
психического
развития человека.
2.Возрастная периодизация психического развития. Критерии периодизации.
3.Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. Проблемы возрастных
кризисов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие1.Письменная работа «Возрастная периодизация
психического развития».
Практическое занятие 2. Зона ближайшего развития–составление рекомендаций
для учителя начальных классов.
Практическое занятие3. Сравнительный анализ теорий психического развития
(психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология)
Практическое занятие 4. Основы организации психолого-педагогической помощи
школьникам в преодолении возрастных кризисов. Учет сенситивных периодов в
развитии при обучении.
Содержание
1.Младенчество.Новорожденность.Когнитивное, эмоциональное и двигательное
развитие на первом году жизни.
2.Раннее детство. Дошкольный возраст: развитие психических функций и
личности. Готовность к школьному обучению.
3.Младший школьный возраст: развитие познавательной сферы и личности.
Учебная деятельность младшего школьника.
Объем, акад. ч/в
том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
44/26
24/16
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК01, ПК1.2, ПК2.1,
ПК3.1.
8
8
8
16
4
4
4
4
20/10
4
ОК01, ПК1.2, ПК2.1,
ПК3.1.
4
6
8
4.Психология подростка: психофизиологическое развитие, личность и
Интеллектуальная сфера.
5.Ранняя юность. Психологические особенности старшеклассников.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5.Составление рекомендаций дляродителей «кризис 3-х
лет» ,«кризис 7 лет» «подростковый кризис11-12лет».
Практическое занятие 6. Решение психолого-педагогических задач.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
4
10
4
6
44/26
9
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии сп.6.1.2.1 примерной
основной образовательной программы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Савенков,А. И.Педагогическая психология в 2ч.Часть1 :учебник для вузов /А. И.
Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 317 с. —(Высшее
образование).
—
ISBN
978-5-534-02105-9.
—
Текст
:
электронный
//
ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].— URL:https://urait.ru/bcode/491042 (датаобращения:
12.08.2022).
2. Бороздина,Г.
В.Основыпедагогикиипсихологии
:учебникдлясреднегопрофессиональногообразования /Г. В. Бороздина. —2-еизд.,испр.идоп. —
Москва :ИздательствоЮрайт,2022. —477 с. —(Профессиональноеобразование). —ISBN 978-59916-6288-8.—Текст:электронный//ОбразовательнаяплатформаЮрайт[сайт].—
URL:https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
3.
ДубровинаИ.В.,ДаниловаЕ.Е.,ПрихожанА.М.Психология:учебникдляучрежденийС
ПО:ЭУМК.–Москва: Издательскийцентр«Академия»,2021. –496с.
3.2.3.Дополнительные источники
5. БелкинаВ.Детская психология.2-еизд., УП для СПО.М.:Издательство «Юрайт».,2019.
-170с.
6. Корягин Н.А.Психология общения: учебники практикум для СПО/Н.А.Корягина, Н.В.
Антонова, С.В.Овсянникова .–М.:Издательство «Юрайт»,2018.–437с.
7. Немов Р.С.Психология В2Ч.2-е изд. пер. Учебник для СПО .М: Издательство
«Юрайт»., 2019.-345с
8. Нуркова,В.В. Общаяп сихология: учебник для СПО/В.В.Нуркова, Н.Б.
Березанская.—3-еизд.,перераб.идоп.—М.:Издательство
Юрайт,2018.—524с.—(Серия:
Профессиональное образование).
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и /или проблемы;
Критерииоценки
Умение решать педагогические
и психологические задачи;
Соответствие выполненного
задания предъявляемым
требованиям
Умение выявлять и применять
индивидуальные и
типологические особенности
обучающихся;
Составлять план действия; определять Соответствие выполненного
задания предъявляемым
необходимые ресурсы;
требованиям
проектировать процесс обучения с
Владение современными
учетом
индивидуальных
психолого-педагогическим и
особенностей обучающихся;
определять педагогические цели, технологиями; Соответствие
задачи и планируемые результаты выполненного задания
организации
внеурочной предъявляемым требованиям
деятельности в избранной области с
учетом возраста обучающихся;
составлять рабочую программу, планы,
сценарии внеурочных занятий с учетом
деятельностного
подхода,
особенностей
избранной
области
деятельности, возраста обучающихся и
в
соответствии
с
санитарногигиеническими нормами;
находить ценностный аспект учебного
знания и информации, обеспечивать
его понимание и переживание
обучающимися
проектирование
ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную
сферу
ребенка;
проявлять толерантное отношение к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных
традиций;
формулировать цели и задачи
воспитания классного коллектива и
отдельных обучающихся с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей;
взаимодействовать
с
другими
специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума;
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
Актуальный профессиональный и
Знание психологии как науки;
социальный контекст ,в котором
Знание взаимосвязи
Методыоценки
Экспертное
наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания
каждым
обучающимся Оценка
ответов
в устной/письменной
форме;
Зачет
Экспертное
наблюдение заходом
11
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте;
основные закономерности
возрастного развития, стадии и
кризисы развития ребенка младшего
школьного возраста, социализации
личности, индикаторы
индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможные
девиации, а также основы их
психодиагностики;
разработка программ внеурочной
деятельности на основе требований
ФГОС, на основе примерной
образовательной программы и
примерных программ внеурочной
деятельности с учетом интересов
обучающихся и их родителей
(законных представителей)
способы защиты достоинства
иинтересов обучающихся, оказавшихся
в конфликтной ситуациии /или
неблагоприятных условиях;
Особенности адаптации обучающихся
к условиям начального общего
образования;
возрастные особенности обучающихся
на ступени начального
общего образования;
Психологии с другими науками
Знание основ психологии
личности
Знание закономерностей
психического развития
человека как субъекта
образовательного процесса
Знать возрастную
периодизацию
Знать возрастные, половые,
типологические
ииндивидуальные особенности
обучающихся
Знать особенности общения и
поведения в школьном и
дошкольном возрасте
Знать особенности групповой
динамики обучающихся
Знать понятия, причины,
психологические основы
предупреждения и коррекции
школьной дезадаптации;
Знать причины девиантного
поведения
Знать основы психологии
творчества
Выполнения
практической работы
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания каждым
обучающимся Оценка
ответов
в устной/письменной
форме
Зачет
12