Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП 11 «ОСНОВЫ БИОМЕХАНИКИ»
код и наименование дисциплины по ФГОС
Квалификация Учитель физкультуры. Тренер»
Специальность 49.02.01. «Физическая культура»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
по специальности 49.02.01. «Физическая культура»
Квалификация - Учитель физкультуры. Тренер,
рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025
учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
Разработчик: Рабаданова Х.К. – преподаватель первой категории.
Гусейнова Э. Г. – преподаватель первой категории.
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.
Заключение научно-методического совета
№ _______ от ___________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 «Основы биомеханики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.12 «Основы биомеханики» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 01,
ОК 02, ОК 08
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
ПК, ОК
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК
3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК
3.3; ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК
3.3; ПК 3.4
ОК 01., ОК
2., ОК 08.
Умения
Знания
выявлять
визуально
биомеханические нарушения;
- определять длины частей тела и
их центры масс;
- определять силы тяжести мышц
в
различных
статических
положениях;
- исследовать и оценивать
статическую позу спортсмена;
- определять положение общего
центра масс тела спортсмена;
оценивать
развитие
двигательных качеств;
применять
знания
по
биомеханике для составления
программы занятий физической
культурой;
- биомеханические характеристики
двигательного аппарата человека;
биомеханику
двигательных
действий;
биомеханику
двигательных
качеств человека;
- половозрастные особенности
моторики человека;
биомеханические
основы
физических упражнений.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
в т.ч. в форме практической подготовки
18
в т. ч.:
другие виды учебных занятий (теоретическое обучение)
30
практические занятия
18
Самостоятельная работа 2
-
Промежуточная аттестация
Наименование
разделов и тем
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 11 «Основы биомеханики»
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем, акад. ч.
обучающихся
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
2
Тема 1.
Биомеханические
характеристики
тела человека и его
движений
Содержание учебного материала
1.Понятие о биомеханике. Цели и задачи биомеханики двигательных действий.
Понятие о формах движения.
2.Механическое движение в живых системах. Особенности механического движения
человека. Биомеханика физической культуры и спорта: цели, задачи и методы.
3. Кинематические характеристики: пространственно-временные, временные и
пространственные.
4Системы отсчета расстояния и времени. Координаты точки, тела и системы тел.
Момент времени.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1Длительность, темп и ритм движений. Скорость и ускорение
точки и тела.
Динамические, силовые и энергетические характеристики.
Тема 2. Строение и Содержание учебного материала
функции
1. Биокинематические цепи: звенья, парацепи, степени свободы и связи. Звенья тела
биомеханической
как рычаги и маятники. Условия равновесия и ускорения костных рычагов.
системы
2. Механические свойства мышц. Механика, энергетика и мощность мышечного
сокращения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Визуальная диагностика биомеханических нарушений».
Тема 3.
Биомеханика
двигательных
действий
Содержание учебного материала
1. Биомеханика статических положений тела. Геометрия масс тела. Общий центр масс,
центр объема, центр поверхности тела
2.Силы в движении человека. Внешние силы: сила тяжести, вес, сила упругости, сила
реакции опоры, сила трения.
3
11/2
9
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК 3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.4
ОК 01., ОК 2., ОК
08.
2
6/2
4
2
2
16/8
8
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК 3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК 3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК 3.3;
3.Биомеханика динамических положений тела.
4. Внутренние силы. Превращение энергии в двигательных действиях.
Тема 4.
Биомеханика
двигательных
качеств
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Определение длины частей тела и нахождение положений их
центра масс»
Практическое занятие 3. «Аналитическое определение сил тяжести мышц в различных
статических положениях»
Практическое занятие 4. «Исследование и оценка статической позы»
Практическое занятие 5. «Определение положения общего центра массы тела»
Содержание учебного материала
1.Понятие о двигательных качествах. Биомеханическая характеристика силовых,
скоростных качеств.
2.Биомеханическая характеристика двигательно-координационного качества
(ловкости), выносливости
3.Биомеханическая характеристика гибкости.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Оценка развития двигательных качеств».
Тема 5.
Содержание учебного материала
Дифференциальная 1. Влияние возраста на эффективность биомеханических процессов.
биодинамика
2. Особенности влияния различных соматотипов на основные локомоции человека.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. «Составление программы (плана) занятий физической
культурой для лиц с различными нарушениями».
Практическое занятие 8. «Составление программы (плана) занятий физической
культурой для людей различных соматотипов».
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:
8
2
ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.4
ОК 01., ОК 2., ОК
08.
2
2
2
7/2
5
2
2
8/4
4
4
2
2
30/18
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК 3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 1.5.
ВД 3 (1):
ПК 3.2; ПК 3.3.
ВД 3 (2):
ПК 3.1; ПК 3.3;
ПК 3.5.
ВД 3 (3):
ПК 3.1; ПК 3.3.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии и гигиены», оснащенный в соответствии п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Основы биомеханики. Учебник для СПО. Стеблецов Е.А., Бодырев И.И.
ЮРАЙТ электронная библиотека, Москва 2023г.
2.
Германов, Г. Н. Основы биомеханики: двигательные способности и физические
качества (разделы теории физической культуры) : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 224 с.
3.
Стеблецов,
Е. А.
Основы
биомеханики :
учебник
для
среднего
профессионального образования / Е. А. Стеблецов, И. И. Болдырев ; под общей редакцией
Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 159 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Биомеханика. Учебник для СПО. Стеблецов Е.А., Бодырев И.И. ЮРАЙТ электронная
библиотека, Москва 2023г.
2. Германов, Г. Н. Основы биомеханики: двигательные способности и физические
качества (разделы теории физической культуры) : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-11148-4. — Текст : электронный.
3. Стеблецов, Е. А. Основы биомеханики : учебник для среднего профессионального
образования / Е. А. Стеблецов, И. И. Болдырев ; под общей редакцией
Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 159 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13697-5. — Текст : электронный
4.
Стеблецов, Е. А. Основы биомеханики: биомеханика физических упражнений /
Е. А. Стеблецов, И. И. Болдырев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с. — ISBN 9785-507-45547-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/311891 (дата обращения: 04.05.2023). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
5.
Жидких, Т. М. Практикум по биомеханике / Т. М. Жидких, Д. В. Горбачев, В. С.
Минеев. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 96 с. — ISBN 978-5-50746242-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/302942 (дата обращения: 04.05.2023). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Баранцев С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников:
монография/ Баранцев С.А.— М.: Советский спорт, 2014.
2. Дубровский В. И. Биомеханика: учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений по
физической культуре / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. – 3-е изд. – М.: изд-во
«ВЛАДОС- ПРЕСС», 2008. – 669 с.
3. Коренберг В.Б.. Лекции по спортивной биомеханике: учебное пособие / В.Б.Коренберг.
– М. Советский спорт, 2011. – 206 с.: ил.
4. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: учебное
пособие/ Курысь В.Н.— М.: Советский спорт, 2013.
5. Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В. Биомеханические технологии
подготовки спортсменов – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 120 с.
6. Основы биомеханики. Германов Г.Н. ЮРАЙТ электронная библиотека, Москва 2023г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- биомеханические характеристики
двигательного аппарата человека;
- биомеханику двигательных
действий;
- биомеханику двигательных
качеств человека;
- половозрастные особенности
моторики человека;
- биомеханические основы
физических упражнений.
- поясняет биомеханические
характеристики двигательного
аппарата человека;
- поясняет биомеханику
двигательных действий;
- поясняет биомеханику
двигательных качеств человека;
- поясняет половозрастные
особенности моторики человека;
- поясняет биомеханические основы
физических упражнений.
Устный опрос,
Проверочные
работы,
Тестирование
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- выявлять визуально
биомеханические нарушения;
- определять длины частей тела и их
центры масс;
- определять силы тяжести мышц в
различных статических
положениях;
- исследовать и оценивать
статическую позу спортсмена;
- определять положение общего
- выявляет визуально
биомеханические нарушения;
- определяет длины частей тела и их
центры масс;
- определяет силы тяжести мышц в
различных статических
положениях;
- исследует и оценивает
статическую позу спортсмена;
- определяет положение общего
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы.
центра масс тела спортсмена;
- оценивать развитие личных
двигательных качеств;
- применять знания по биомеханике
для составления программы занятий
физической культурой;
центра масс тела спортсмена;
- оценивает развитие личных
двигательных качеств;
- применяет знания по биомеханике
для составления программы занятий
физической культурой;