ОП.05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОП.05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
код и наименование дисциплины по ФГОС

Квалификация Учитель физкультуры. Тренер»
Специальность 49.02.01. «Физическая культура»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
по специальности 49.02.01. «Физическая культура»
Квалификация - Учитель физкультуры. Тренер,
рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025
учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».
Разработчик: Рабаданова Х.К. – преподаватель первой категории.
Гусейнова Э. Г. – преподаватель первой категории.
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02;
ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 08

 использовать приобретенные
знания, умения и навыки при
организации учебных занятий и
мероприятий;
 определять
критерии
готовности
детей
к
систематическому обучению в
образовательной организации;
 давать гигиеническую оценку
окружающей ребенка среды,
режима
работы
образовательной организации,
расписания
занятий,
организации и проведения
занятий и мероприятий в
образовательных организациях;
 определять
физическую
и
умственную
работоспособность;
 проводить
диагностику
наступающего утомления;
 проводить
мероприятия,
направленные на поддержание
высокой
работоспособности
при
различных
видах
деятельности.

общие закономерности роста и развития
организма детей и подростков;
физиологию ЦНС и ВНД детей и
подростков;
рефлекторный
характер
речевой
функции;
методы
определения
физического
развития
и
физической
работоспособности детей;
методы
изучения
умственной
работоспособности детей;
динамический стереотип и его значение в
обучении и воспитании школьника;
возрастные
особенности
функционирования
висцеральных
систем;
биологическую природу и целостность
организма
человека,
как
саморегулирующейся системы;
принципы и механизмы регуляции
основных жизненных функций и систем
обеспечения гомеостаза;
методы
гигиенической
оценки
окружающей ребенка среды;
гигиенические
основы
организации
режима дня, учебно-воспитательного
процесса.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

76

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

54

практические занятия

14

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Объем, акад. ч. Коды компетенций,
/ в том числе в формированию
Наименование
форме
которых
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем
практической способствует
подготовки,
элемент
акад. ч.
программы
1
2
3
4
ОК 01
Тема 1. Введение в
Содержание
2/0
ОК 02
возрастную
1. Предмет и задачи учебной дисциплины. Методы исследования в
ОК 08
анатомию,
возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Связь этого предмета с другими
2
физиологию и
дисциплинами.
гигиену человека.
ОК 01
Содержание
12/2
ОК 02
Тема 2. Общие
1. Определение организма и его свойств, уровни организации живого
ОК 08
вопросы возрастной
организма.
анатомии,
2. Роль среды и наследственности в развитии детского организма.
физиологии и
Закономерности роста и развития.
гигиены
3. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
4. Методы определения состояния умственного и физического развития
ребенка. Понятие о физическом развитии. Основные этапы развития человека.
10
Показатели и возрастно-половые особенности физического развития.
Определение антропометрических показателей для оценки физического
развития школьников.
5. Индивидуальное развитие организма. Развитие зародышевых листков.
Возрастные периоды. Рост и развитие. Основные показатели физического
развития детей и подростков. Типы телосложения
6. Определение онтогенеза. Гетерохронность и гармоничность развития
Акселерация и ретардация, их причины.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
2
Практическое занятие 1. Оценка физического развития. Антропометрия.
2
Определение типа телосложения.
ОК 01
Тема 4. Регуляторные Содержание
6
ОК 02
системы организма
1.
Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма и их
6
ОК 08
значении для жизнедеятельности организма. Анатомия и физиология

Тема 5. Сенсорные
функции

Тема 5. Физиология
высшей нервной
деятельности детей и
подростков

нервной системы. Общий план строения и функции нервной системы.
Понятие о соматической и вегетативной нервной системе.
2.
Гуморальная регуляция функций организма. Железы внутренней
секреции растущего организма.
3.
Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий мозга.
4.
Понятие о работоспособности и утомлении, меры профилактики
утомления у школьников.
5.
Координационная деятельность нервной системы.
6.
Определение рефлекса, рефлекторной дуги и рефлекторного кольца и
их возрастные особенности.
7.
Анатомия и физиология эндокринной системы. Значение эндокринных
желез, свойства и физиологические эффекты гормонов. Влияние гормонов на
рост организма, его физическое и психическое развитие.
Содержание
1.
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
Определение, структурная организация сенсорных систем (анализаторов), их
классификация и значение для развивающегося организма. Роль
анализаторов в познании окружающего мира.
2.
Развитие кожного анализатора. Кожная чувствительность. Адаптация к
раздражению.
3.
Зрительная сенсорная система. Общий план строения зрительной
сенсорной системы, строение и функции глаза, возрастные особенности
работы зрительного анализатора. Основные нарушения зрения.
4.
Слуховая сенсорная система. Общий план строения слуховой
сенсорной системы, строение и функции уха, возрастные особенности
работы слухового анализатора.
5.
Функциональное значение и возрастные особенности двигательного,
вестибулярного, вкусового, обонятельного и кожного анализаторов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Анализаторы. Методы определения остроты зрения
Содержание
1.
Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Понятие о высшей
нервной деятельности (ВНД).
2.
Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и
торможения условных рефлексов. Значение условных рефлексов для
воспитания и обучения, понятие динамического стереотипа.

10/2

ОК 01
ОК 02
ОК 08

8

2
2
7

7

ОК 01
ОК 02
ОК 08

Тема 7. Моторные
функции

Тема 8. Возрастные
особенности
висцеральных

3.
Понятие о сигнальных системах мозга, этапы и условия становления
речевой функции.
4.
Эмоции, их коммуникативное значение. Физиологические механизмы
эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе. Эмоции и стресс.
5.
Индивидуально-типологические особенности ребенка. Классификация
и характеристика типов ВНД. Особенности педагогического подхода к детям
с различными типами ВНД.
6.
Физиологические
основы
психических
функций
мозга.
Физиологические механизмы восприятия, памяти, внимания, мышления, их
возрастные особенности. Физиологические механизмы сна.
Содержание
1.
Роль движений в физическом и психическом развитии детей и
подростков.
2.
Строение и функции костной системы человека, ее развитие. Обзор
скелета человека. Свойства и развитие костной ткани.
3.
Мышечная система. Общий план строения, функции и возрастные
особенности мышечной системы. Понятие о рефлекторном механизме
мышечной деятельности. Развитие мышц у ребенка. Развитие основных
свойств двигательного аппарата
4.
Использование знаний о естественной потребности ребенка в
двигательной активности при организации учебно-воспитательного
процесса.
5.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и меры
профилактики. Развитие правильной осанки. Профилактика нарушения
осанки. Плоскостопие.
6.
Гигиенические требования к организации труда обучающихся.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. «Определение типа осанки и факторов среды,
влияющих на ее формирование»
Практическое занятие 5. «Подбор и проведение комплекса физических
упражнений для детей школьного возраста на сохранение правильной осанки»
Содержание
1.
Внутренняя среда организма. Понятие о внутренней среде организма,
определение гомеостаза. Состав, функции и возрастные особенности крови.

12/4

ОК 01
ОК 02
ОК 08

8

4
2
2
19/6
13

ОК 01
ОК 02
ОК 08

2.
Возрастные особенности строения и работы сердца. Рост и развитие
сердца в детском и подростковом возрасте. Возрастные изменения частоты и
силы сердечных сокращений.
3.
Иммунитет, его виды. Возрастные изменения иммунитета.
4.
Кровообращение. Общий план строения, функции сердечнососудистой системы. Возрастные особенности системы кровообращения у
детей и подростков. Использование показателей деятельности ССС для
комплексной диагностики функционального развития ребенка.
5.
Дыхание. Общий план строения и функции дыхательной системы.
Возрастные особенности системы дыхания у детей и подростков. Жизненная
емкость легких.
6.
Гигиеническое значение воздушной среды в помещении.
Микроклимат.
7.
Общий план строения и функции пищеварительной системы.
Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков.
8.
Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Понятие об обмене
веществ и энергии, его этапы. Обмен и значение питательных веществ.
Энергетический обмен у детей и подростков.
9.
Возрастные особенности органов выделения. Общий план строения и
функции мочевыделительной системы, возрастные особенности.
10. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена кожи.
Требования к одежде и обуви детей и подростков.
11. Репродуктивная система организма. Общий план строения и функции
репродуктивной системы
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Определения показателей сердечно-сосудистой
системы. Пульсометрия. Определение кровяного давления;
Практическое занятие 7. Оценка функциональных резервов сердечнососудистой системы
Практическое занятие 8. Определения показателей дыхательной системы.
Спирометрия.
Промежуточная аттестация
Всего:
функций организма
детей и подростков.

6
2
2
2
8
76

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Физиологии, анатомии и гигиены», оснащенный в соответствии п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Сапин М.Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с
возрастными особенностями детского организма/ М.Р. Сапин. – Москва:
Академия, 2021. – 384 с.
2.
Соловьева В.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена /
А.В. Соловьева. – Москва: Академия, 2017.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для
среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00684-1. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491232 (дата обращения: 22.06.2022).
2.
Замараев, В. А. Анатомия : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 268 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст : электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491899 (дата обращения: 22.06.2022).
3.
Кабанов, Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего
профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10759-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494793 (дата обращения: 22.06.2022).
4.
Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для
среднего
профессионального
образования /
Т. А. Цехмистренко,

Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-155693. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/508832 (дата обращения: 22.06.2022).
5.
Савушкин, А. В. Анатомия и физиология человека: основные
положения физиологии / А. В. Савушкин. — 2-е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 132 с. — ISBN 978-5-507-46433-3. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/308762 (дата обращения: 15.03.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
6. Ткачук, М. Г. Анатомия спортивной деятельности / М. Г. Ткачук, Е. А.
Олейник, А. А. Дюсенова. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 224 с. — ISBN
978-5-507-45831-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/319376
(дата обращения:
04.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Анатомия. / Учебное пособие / под ред. Сонина Н.И., Сапина М.Р., М.:
ДРОФА, 2009, 1СД-ROM.
2. Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника.
Издательство «Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
3. Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское
образование»
(Режим
доступа):
URL:
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm (дата обращения: 21.06.2018).
4. Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом
«Равновесие», 2008, 1СД-ROM.
5. Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов.
Издательство «Новый диск», 2009, 1СД-ROM.
6. Внутренняя среда организма. – URL: http://www.fiziolog.isu.ru/page
KSYS.htm.
7. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебнометодическое пособие Единое окно доступа к информационным ресурсам
(Режим доступа): URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40358
8. Информационный сайт - справочник по биологии и физиологии. –URL:
http://sbio.info/index.php.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень
знаний,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины:

общие
закономерности роста
и развития организма
детей и подростков;

физиологию
ЦНС и ВНД детей и
подростков;

рефлекторный
характер
речевой
функции;

методы
определения
физического развития
и
физической
работоспособности
детей;

методы
изучения умственной
работоспособности
детей;

динамический
стереотип
и
его
значение в обучении и
воспитании
школьника;

возрастные
особенности
функционирования
висцеральных систем;

биологическую
природу
и
целостность
организма человека,
как
саморегулирующейся
системы;

принципы и
механизмы регуляции
основных жизненных
функций и систем
обеспечения
гомеостаза;

 характеризует
основные закономерности
роста
и
развития
организма
детей
и
подростков;
 характеризует
методы
возрастной
анатомии и физиологии с
точки зрения применения
в
практической
деятельности педагога;
 описывает строение
и функции систем органов
здорового человека;
 объясняет
физиологические
характеристики основных
процессов
жизнедеятельности
организма человека;
 дает характеристику
возрастным
анатомофизиологическим
особенностям детей и
подростков;
 определяет
типологические
особенности ВНД детей;
 описывает влияние
процессов
физиологического
созревания и развития
ребенка
на
его
физическую
и
психическую
работоспособность,
поведение;
 характеризует
принципы гигиены систем
органов;
 анализирует
гигиенические
нормы,
требования и правила
сохранения и укрепления
здоровья на различных
этапах онтогенеза;

Методы оценки

 устный опрос
по темам,
 проверочные;
 анализ
и
оценка
решения
тестовых заданий;


методы
гигиенической
оценки окружающей
ребенка среды;

гигиенические
основы организации
режима дня, учебновоспитательного
процесса.
Перечень
умений,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины:
 использовать
приобретенные
знания,
умения и навыки при
организации
учебных
занятий и мероприятий;
 определять критерии
готовности
детей
к
систематическому
обучению
в
образовательной
организации;
 давать гигиеническую
оценку
окружающей
ребенка среды, режима
работы
образовательной
организации, расписания
занятий, организации и
проведения занятий и
мероприятий
в
образовательных
организациях;
 определять
физическую и умственную
работоспособность;
 проводить
диагностику наступающего
утомления;
 проводить
мероприятия,
направленные
на
поддержание
высокой
работоспособности
при
различных
видах
деятельности.

 дает описание
гигиенических требований
к учебно-воспитательному
процессу

 использует
приобретенные
знания,
умения и навыки при
организации
учебных
занятий и мероприятий;
 определяет критерии
готовности
детей
к
систематическому
обучению
в
образовательной
организации;
 проводит
гигиеническую
оценку
окружающей
ребенка
среды, режима работы
образовательной
организации, расписания
занятий, организации и
проведения занятий и
мероприятий
в
образовательных
организациях;
 определяет
физическую и умственную
работоспособность;
 осуществляет
диагностику
наступающего утомления;
 определяет
содержание мероприятия,
направленные
на
поддержание
высокой
работоспособности
при
различных
видах
деятельности.

 оценка результатов
выполнения
практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».