Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение
«Дербентский профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
КУРСА
МДК.01.06 Обществознание с методикой
преподавания для 44.02.05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании
2024
ОДОБРЕНА цикловой комиссией общественных дисциплин по специальности 44.02.05
Протокол от 26.08.2024 №1
СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
от 28.08.2024№1
Составитель: Магомедова Разият Магомедрасуловна, преподаватель ГБПОУ
«Дербентский профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Рег.
№183 от 13.02.2018, примерной основной образовательной программы по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
среднего профессионального образования, учебного плана для очной формы
обучения по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном
образовании, Положения о разработке рабочих программ. Рабочая программа
составлена для очной формы обучения.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая характеристика рабочей программы МДК
4
2.
Структура и содержание МДК
11
3.
Условия реализации программы МДК
15
4.
Контроль и оценка результатов освоения МДК
16
Лист регистрации изменений и дополнений, внесенных в рабочую
программу
20
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК
МДК.01.06 Обществознание с методикой преподавания
Цели и планируемые результаты освоения МДК.01.06 Обществознание с
методикой преподавания
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной
вид деятельности ВД.1 Преподавание по образовательным программам начального общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и
соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование профессиональных компетенций
ПК 1.1. Проектировать образовательный процесс на основе
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 1.6.
ПК 1.7.
федеральных государственных
образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития
обучающихся
Планировать и проводить учебные занятия.
Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение учебных
предметов, курсов.
Формировать предметные, метапредметные и личностные компетенции, универсальные
учебные действия в процессе освоения учебных предметов, курсов, реализовывать
индивидуальный образовательный маршрут.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного процесса и,
оценку результатов обучения.
Разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего
образования, в том числе оценочные средства для проверки результатов освоения учебных
предметов, курсов.
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его
безопасную и комфортную предметно-развивающую среду.
Вариативная часть направлена на углубленное освоение обязательной части.
4
В результате освоения МДК студент должен:
развитии профессионально-значимых компетенций, необходимых для преподавания в
Иметь
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционнопрактический
развивающего образования;
опыт
осуществлении профессиональной деятельности по преподаванию в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья,
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
проектировании образовательного процесса на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и
примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего
образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в
связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;
использовании в практике преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
образования
основных
психологических
подходов:
культурно-исторического,
деятельностного
и
развивающего;
планировании и проведении учебных занятий в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
преподавании с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
формировании мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
организации учебного процесса в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия
социальной ситуации развития первоклассника;
формировании универсальных учебных действий в процессе преподавания в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования, в том числе при реализации программы их развития;
формировании системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе
преподавания;
формировании навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями;
реагировании на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе
преподавания и распознавании за ними серьезных личных проблем;
оказании адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья в процессе преподавания;
владении профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся
в процессе преподавания вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
проведении в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учебновоспитательному процессу в основной школе;
понимании документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.),
использовании полученной информации в процессе преподавания в начальных
5
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
использовании и апробации специальных подходов к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: проявивших выдающиеся способности, для которых русский язык не
является родным, с ограниченными возможностями здоровья;
освоении и применении психолого-педагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с
девиациями поведения, с зависимостью;
освоении и адекватном применении специальных технологий и методов, позволяющих
проводить коррекционно-развивающую работу, в процессе преподавания в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
корректировке учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных
результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья (в
том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а
также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек;
оценивании образовательных результатов: формируемых в преподаваемом предмете
предметных и метапредметных компетенций;
организации, осуществлении контроля и оценки учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения образовательной программы обучающимися с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
осуществлении объективной оценки достижения образовательных результатов
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей,
неравномерности индивидуального психического развития, своеобразия динамики
развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
систематическом анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
разработке
и
реализации
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
индивидуальных
программ
развития
и
индивидуально-ориентированных
образовательных программ в процессе преподавания с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
разработке мероприятий по модернизации оснащения учебного кабинета,
формировании его безопасной и комфортной предметно-развивающей среды;
разработке и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных
программ начального общего образования;
разработке и обновлении учебно-методических комплексов по образовательным
программам начального общего образования, в том числе оценочных средств для
проверки результатов освоения учебных предметов, курсов;
участии в разработке и реализации программы развития образовательной организации
в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
разработке и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и отчетной
документации в области преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
6
Уметь
проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и
примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего
образования с учетом особенностей развития обучающихся;
использовать в практике преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
образования
основные
психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
планировать и проводить учебные занятия в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
осуществлять преподавание с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
осуществлять систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
формировать мотивацию к обучению обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
формировать универсальные учебные действия в процессе преподавания в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования, в том числе при реализации программы их развития;
формировать
навыки,
связанные
с
информационно-коммуникационными
технологиями;
формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе преподавания в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья в процессе освоения ими образовательных программ
начального общего образования;
ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебнопрактических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или
групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья,
сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их
содержания;
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика,
экскурсии, походы, экспедиции и т.п.;
реагировать на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе и
распознавать за ними серьезные личные проблемы;
оказывать адресную помощь обучающимся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья в процессе преподавания;
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому обучающемуся в
процессе преподавания вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной
и виртуальной среде;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: проявивших выдающиеся способности, для которых русский язык не
7
является родным, с ограниченными возможностями здоровья;
осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе
инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с
девиациями поведения, с зависимостью;
корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального
психического развития обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья (в том числе в силу различий в возрасте, условий
дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек;
оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции;
организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения образовательных программ обучающимися с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
осуществлять объективную оценку достижения образовательных результатов
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на
основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей,
неравномерности индивидуального психического развития, своеобразия динамики
развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с сохранным развитием
и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья;
взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение образовательных программ начального общего
образования;
проводить в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом)
мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации обучающихся к
учебно-воспитательному процессу в основной школе;
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.),
использовать полученную информацию в процессе преподавания в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТ-компетентность
соответствующей
области
человеческой деятельности);
осуществлять преподавание в условиях инклюзивного образования;
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета,
формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду;
разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных предметов, курсов на
8
Знать
основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных
программ начального общего образования;
разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам
начального общего образования, в том числе оценочные средства для проверки
результатов освоения учебных предметов, курсов;
участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и
отчетную документацию в области преподавания в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной
этики в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, законодательство о правах ребенка, трудовое
законодательство;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
преподаваемый учебный предмет, курс в пределах требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных основных и
примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего
образования, его истории и места в мировой культуре и науке;
историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий
жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития;
теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
педагогические закономерности организации образовательного процесса в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
9
образования;
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями
здоровья;
основы методики преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
развивающий, способы их применения в процессе преподавания в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
основные и актуальные для современной системы образования теории обучения и
развития обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями
здоровья;
дидактические основы образовательных технологий, используемых в процессе
преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
способы профилактики возможных трудностей адаптации обучающихся четвёртого
класса с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья к учебновоспитательному процессу в основной школе;
существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач,
обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке,
технологиях;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций);
особенности региональных условий, в которых реализуются используемые примерные
основные и примерные адаптированные основные образовательные программы
начального общего образования;
теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной
образовательной среды;
специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших
выдающиеся способности, для которых русский язык не является родным, с
ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для
адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально
уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с
ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью;
требования к составлению психолого-педагогической характеристики обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья;
требования к оснащению учебного кабинета, формированию его безопасной и
комфортной предметно-развивающей среды;
содержание примерных основных и примерных адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования, методику обучения
учебным предметам, курсам;
структуру примерных основных и примерных адаптированных основных
образовательных программ начального общего образования, рабочих программ
учебных предметов, курсов, а также учебно-методических комплексов по
образовательным программам начального общего образования;
требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной
документации, обеспечивающей преподавание в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
10
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
МДК.01.06 Обществознание с методикой преподавания
2.1. Количество часов на освоение программы МДК.01.06 Обществознание с методикой
преподавания
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
72
в том числе:
теоретическое обучение
30
практические занятия
34
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Не предусмотрено
Консультации
8
Промежуточная аттестация
(в форме дифференцированного зачета в 6 семестре)
11
Тематический план и содержание МДК.01.06 Обществознание с методикой преподавания
Раздел 1. Методика преподавания обществознания в начальной школе как педагогическая наука
Тема 1.1. Теория и методика
Содержание
обучения обществознанию в
Обществознание в начальной школе. Предмет, задачи и функции методики. Роль и место
начальной школе: ее задачи и
методики в школьном обучении обществознанию.
предмет
Тема 1.2. Процесс обучения
Содержание
обществознанию в современной Структура обществоведческого образования. Позитивные и отрицательные тенденции развития
начальной школе
обществоведческого образования
Тема 1.3. История
Содержание
преподавания обществознания
Обществознание в русской школе XVII-XVIII веках. Обществознание как предмет начального
в российской начальной школе обучения в русской школе XIX века. Обществознание как предмет начального обучения в
отечественной школе в XX-XXI вв.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Презентации докладов о школе в определенный исторический период.
Тема 1.4. Цели и содержание
Содержание
обучения обществознанию
Значение обучения обществознанию в развитии личности младшего школьника в коррекционных
классах
Основные требования к уровню подготовки обучающихся в образовательной области
«окружающий мир» в начальной школе
Тема 1.5. ФГОС начального
Содержание
общего образования:
Общее понятие о стандарте и его структурных компонентах в рамках коррекционного
содержание и значение
образования
Содержание и значение для работы коррекционного педагога.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Споры ученых и учителей о разработке и внедрению стандартов. Можно
ли создать идеальный стандарт? Почему стандарт называют «правовым документом»?
Тема 1.6. Средства обучения
Содержание
обществознанию. Учебники и
Средства обучения, классификация
учебно - методические
Современная структура обществоведческого образования. Характеристика учебных программ,
комплексы
реализуемых в начальной школе.
Раздел 2. Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему коррекционного педагога
Тема 2.1. Уроки
Содержание
обществознания:
1.Специфика планирования урока. Отбор содержания урока. Основные обществоведческие и
10/4
1/0
1
1/0
1
1/2
1
2
2
2/0
1
1
4/2
1
1
2
2
2/2
1
1
8/16
2/4
1
планирование,
методы, формы.
Тема 2.2. Структурно функциональный анализ урока.
Целевая установка урока
Тема 2.3. Формирование
универсальных учебных
действий в процессе учебной
деятельности обучающихся
Тема 2.4. Методы организации
самостоятельной работы
обучающихся
исторические знания, умения, навыки.
2.Методы и формы организации.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Вопросы для обсуждения: зачем учителю необходимо планировать
учебный материал? Проанализируйте назначение каждого вида тематических планов в
практической работе учителя. Составление тематического и поурочного планирования.
Практическое занятие: Особенности организации урока для детей с ЗПР в начальной школе в
специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета
«Обществознание»)
Содержание
1.Типология уроков. Структурно- содержательные компоненты. Типы уроков ФГОС НОО.
2.Подготовка учителя к уроку, проведение, анализ
В том числе в форме практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Вопросы: Понятие цель урока, ее составные части. Примеры определения
целей уроков. Реализация целевой установки урока.
Практическое занятие: Функциональный анализ структурных компонентов обществоведческого и
исторического материала и прогноз в развернутом виде цели и задачи урока в коррекционном
классе.
Содержание
1.Понятие УУД. Виды универсальных учебных действий.
2.Условия, обеспечивающие развитие УУД. Формы учебной деятельности как средства
формирования УУД.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Методика работы коррекционного педагога по формированию УУД.
Психолого-дидактические особенности УУД младших школьников. Формирование УУД у
младших школьников на уроках обществознания.
Содержание
1.Самостоятельная работа, её признаки и условия организации. Значение самостоятельных работ
в обучении младших школьников
2.Формы и методы организации самостоятельной работ ы на уроках окружающего мира
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Проанализируйте Содержание по курсу окружающего мира. Предложите
методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся. Разработайте памятку /Как
сделать самостоятельную работу эффективной?
Разработка плана – конспекта урока с прогнозированием содержания и приемов самостоятельной
1
4
2
2
2/4
1
1
4
2
2
2/2
1
1
2
2
2/6
1
1
6
2
4
работы на уроке в коррекционном классе для умственно-отсталых детей.
Раздел 3. Основные факторы и приемы обучения обществознанию в начальной школе
Тема 3.1. Методы и приемы
Содержание
обучения обществознанию в
1.Методы обучения и их классификация.
начальной школе.
2.Многообразие приемов. Этапность в обучении приемам. Роль приемов в организации
познавательной деятельности обучающихся.
В том числе в форме практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Разработка сюжетно- ролевой или дидактической игры и ее проведение
для коррекционных классов.
Тема 3.2. Основные приемы
Содержание
изложения главных
1.Приемы повествования. Приемы описания. Задания- игры (характеристика исторических
исторических и
личностей)
обществоведческих фактов
Тема 3.3. Изучение
Содержание
теоретического учебного
1.Объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство. Проблемность в обучении
материала
обществознания.
2.Деятельность обучающихся при изучении теоретического материала
В том числе в форме практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Разработка конспекта беседы с нахождением причин исторического
явления для коррекционного класса
Тема 3.4. Наглядность в
Содержание
обучении
1.Значение и виды наглядности. Учебная картина. Условно- графическая наглядность
2.Работа с изобразительной наглядностью и видео материалами
В том числе в форме практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Подготовьте аппликации, картины, иллюстрации и покажите фрагмент
работы с ними на уроке
Раздел 4. Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе.
Тема
4.1.
Современные Содержание
педагогические технологии как 1.Суть технологий. Классификация педагогических технологий.
объективная потребность
2.Метод проектов. Технология развивающего обучения. Технология опережающего развития.
Технология критического мышления.
3.Активные, пассивные и интерактивные методы обучения как процессы взаимодействия ученика
и учителя
4.Понятие, определение и содержание информационной технологии. Этапы развития
7/10
2/4
1
1
4
4
1/0
1
2/4
1
1
4
4
2/2
1
1
2
2
6/4
6/4
1
2
1
1
информационной технологии
5.Использование информационных технологий в практике преподавания обществознания в
начальной школе.
В том числе в форме практических и лабораторных занятий
Практическое занятие: Разработка конспекта - урока с использованием современных технологий
(по выбору) для детей с интеллектуальными нарушениями.
Консультация
Учебная практика МДК
01.06Виды работ:
1. Изучение Примерной рабочей программы начального общего образования по окружающему миру (для 1-4
классовобразовательныхорганизаций),одобреннойфедеральнымучебнометодическимобъединениемпообщемуобразованию,протокол3/21 от 27.09.2021г.
2. Обзоручебниковокружающегомира,допущенныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккреди
тацию образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность.
3. Обзорэлектронных(цифровых)образовательныхресурсовпоокружающемумиру,являющихсяучебнометодическимиматериалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания учащихся начальной школы, представленных в электронном (цифровом) виде и реализующим
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании
4.Наблюдение и анализ уроков окружающего мира.
5. Проектированиеурокаокружающегомирапопредложеннойтеме:определениетемы,целейизадачурока,выборучебныхзаданий,
структурирование урока, разработка технологической карты (конспекта, сценария), наглядного и раздаточного материала,
дидактических средств обучения в том числе с использованием онлайн-ресурсов.
6. Разработкаидемонстрацияуровневыхучебныхзаданийпоокружающемумирувначальнойшколе.
7. Определение алгоритма подготовки обучающихся к единой системе оценки качества образования вокружающего
мира:знакомствосдемоверсиямипромежуточныхсрезовзнанийобучающихся(НИКО,ВПР);международныхсопоставительных
исследований.
8. Определение алгоритма подготовки обучающихся к мониторингу.
9. Работа с контрольно-измерительными материалами по окружающему миру
10. Определениеалгоритмаподготовкиобучающихсяколимпиадамиконкурсампоокружающемумиру.
11. Проведение опытов.
12. Отработканавыкавыполнениязаданийирешениязадач,втомчислеолимпиадные.
13. Разработка учебного исследования.
14. Разработка мини-проекта.
15. Разработка учебного проекта.
1
4
4
8
6
ПроизводственнаяпрактикаМДК01.06Виды
работ
–планирование,проведениеианализуроковокружающегомирапотемам1-4классов;
–планированиеианализучебно-тематическихплановпоокружающемумиру;
8
– проектированиеиразработкауроковокружающегомира;
– разработкаисследовательскогозанятияпоокружающемумиру;
– анализпроцессаирезультатовработыучащихсяистудентовпоитогампракти
ки.
Промежуточнаяаттестация
17
6
18
19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МДК.01.06 Обществознание с методикой преподавания
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы МДК 01.06. предусмотрены следующие специальные
помещения: кабинеты «Теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования», мастерская «Преподавание в начальных классах», оснащенные:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
систематизированные по типам наглядные пособия; раздаточный материал, видео и
аудио-записи;
комплект необходимой методической документации учителя начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
интерактивная
доска
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
Основные печатные издания
1.
Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов
П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. — М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.)».
2.
Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий
государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 124 с.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И.
Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53413751-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489815
2. Курс лекций по дисциплине «Методика преподавания обществознания» для студентов –
заочников. Автор: Божедомова С.В. 2010г.
3. Игошин Н. А. Обществознание: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра; под общей редакцией Н. А.
Игошина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 242 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст: электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/497176
4. Электронные учебные издания электронно-библиотечной системы Profобразование.
5. Составитель учебного электронного учебника: Морозова Елена Викторовна, преподаватель ОГА
ПОУ "Боровичиский педагогический колледж".
5 «Черепановский педагогический колледж». Электронная папка методических разработок по
изучению обществознания (Окружающий мир) в начальной школе.
6. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы,
поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.
.
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МДК.01.06 Обществознание с методикой преподавания
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 1.1. Проектировать
образовательный
процесс
на
основе
федеральных
государственных
образовательных
стандартов, примерных
основных и примерных
адаптированных
основных
образовательных
программ
начального
общего образования с
учетом
особенностей
развития обучающихся.
Критерии оценки
Методы оценки
оптимальность выбора УМК;
точность учета особенностей
возраста учащихся и отдельных
учеников при выборе форм
работы и методов деятельности;
обоснованность
разработки
методобеспечения
для
осуществления
профессиональной
деятельности;
ПК 1.2. Планировать и
проводить
учебные
занятия.
ПК 1.3. Организовывать
учебную деятельность
обучающихся,
мотивировать их на
освоение
учебных
точность и обоснованность в
определении целей и задач
учебных занятий различных типов
и видов;
- оптимальность планирования
учебных занятий с учетом
возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей
школьников;
точность
соблюдения
педагогических и гигиенических
требований
к
организации
учебных занятий;
правильность
выбора
соответствия содержания форм,
методов и средств обучения на
учебном занятии возрастным и
индивидуальнопсихологическим особенностям
обучающихся;
- методическая грамотность,
соответствие
результата
поставленным целям;
качество проведения учебного
занятия;
определение целей, мотивации к
освоению учебных предметов
обучающимися;
целесообразность установления
педагогических
21
экспертная
оценка
аналитических умений на
педагогической практике;
экспертная
оценка
разработанных методических
материалов и документации;
экспертная
оценка
практической деятельности
по
выбору
и
анализу
методических материалов;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экзамен
по
профессиональному модулю;
экспертная
оценка
на
практическом занятии.
экспертное
наблюдение
проведения учебного занятия
на практике;
экспертная
оценка
соблюдения педагогических
и гигиенических требований
к организации учебного
занятия;
экспертная
оценка
на
экзамене
по
профессиональному модулю;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертное
наблюдение
организации
учебной
деятельности обучающихся
на практике;
экспертная
оценка
на
предметов, курсов.
ПК 1.4. Формировать
предметные,
метапредметные
и
личностные
компетенции,
универсальные учебные
действия в процессе
освоения
учебных
предметов,
курсов,
реализовывать
индивидуальный
образовательный
маршрут.
ПК 1.5. Осуществлять
педагогический
контроль,
анализ
эффективности
образовательного
процесса и, оценку
результатов обучения.
ПК 1.6. Разрабатывать и
обновлять
учебнометодические
комплексы
по
программам начального
общего образования, в
том числе оценочные
средства для проверки
результатов
освоения
учебных
предметов,
курсов.
взаимоотношений
обучающимися;
с
эффективность владения
предметными,
метапредметными
и
личностными компетенциями;
принятие
на
себя
ответственности за качество
образовательного процесса
объективность оценки риска в
принятии
решений
в
нестандартных ситуациях;
эффективность,
компетентность
и
объективность педагогического
контроля и оценки результатов
обучения
умение разрабатывать учебнометодические
материалы,
рабочие
программы,
оценочные
средства
для
проверки
результатов
освоения учебных предметов
ПК 1.7. Разрабатывать
мероприятия
по
модернизации
оснащения
учебного
кабинета, формировать
его
безопасную
и
комфортную
предметноразвивающую среду.
сформированность
навыков
создания
предметно
развивающей среды в кабинете
ОК 1. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
точность
выбора
учебнометодического комплекта и
материалов, с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и
22
экзамене
по
профессиональному модулю;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертная
оценка
на
практике;
экспертная
оценка
на
экзамене
по
профессиональному модулю;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертная
оценка
на
практике;
экспертная
оценка
разработки
учебнометодических
материалов,
рабочих
программ,
оценочных средств учебных
предметов;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертная
оценка
на
практическом занятии;
экзамен
по
профессиональному модулю
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертная
оценка
правильности
создания
предметноразвивающей
среды в кабинете;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертная
оценка
на
практике;
различным контекстам.
отдельных обучающихся.
грамотность
осуществления
поиска, анализа и оценки
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 2. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 3. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
осмысленность осуществления
профессиональной
деятельности
в
условиях
обновления
ее
целей
и
содержания;
ОК 4. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 5. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
ОК 6. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 7. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях.
ОК 8. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
сформированность
навыков
эффективного взаимодействия с
однокурсниками,
преподавателями
эффективность
владения
коммуникативной компетенцией
с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
принятие на себя гражданскопатриотической
позиции,
ответственности за осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей в
образовательном процессе
принятие
на
себя
ответственности за сохранение
окружающей среды;
объективность оценки риска в
принятии
решений
в
чрезвычайных ситуациях;
применение
здоровьесберегающих
технологий в профессиональной
деятельности
23
экзамен
по
профессиональному модулю.
экспертная
оценка
презентаций и программ
профессионального
самосовершенствования
и
портфолио педагогических
достижений;
экзамен
по
профессиональному модулю
экспертная
оценка
и
самооценка
результатов
психолого-педагогической
диагностики
уровня
готовности
к
профессиональному
развитию;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертная
оценка
на
учебных занятиях, учебной и
производственной практике;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертная
оценка
на
практике;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
необходимого уровня
физической
подготовленности.
ОК 9. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
эффективность владения ИКТ
технологиями
в
профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
эффективность владения
государственным и
иностранным языками для
пользования профессиональной
документацией
24
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен
по
профессиональному модулю.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№, дата внесения изменений, дополнений. № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО.
Основание:
Подпись лица, внесшего изменение, дополнение
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DB07358C435B80BD882C6CB763D96E9F
Владелец: БУДАНЦОВА АНТОНИНА АРКАДЬЕВНА
Действителен: с 01.09.2022 до 25.11.2023
25