ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно- развивающего образования

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в

начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
индекс и наименование ПМ

Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном
образовании»
входящей в состав УГС 44.00.00.

«Образование и педагогические науки»

код и наименование укрупненной группы специальностей

Дербент 2024

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»(углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
 Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им.Казиахмедова Г.Б.»
Разработчики:
- Агаева З.И., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический колледж» Почетный работник
СПО, преподаватель высшей категории.

Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»для применения в учебном процессе.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДУЛЯ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

4

ПРОФЕССИНАЛЬНОГО

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПРОГРАММЫ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ОСВОЕНИЯ

16

18

3

1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по работе с
детьми с проблемами в развитии
1.1. Область применения программы
 Рабочая

программа

профессионального

модуля

является

частью

основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогика»
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
 в

дополнительном

профессиональном

образовании

(в

программах

повышения

квалификации и переподготовки)
 для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в
учебной деятельности в подготовке учителя начальных классов.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Профессиональный модуль МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии входит в ПМ
«Профессиональные модули» ПМ.1 .Преподавание по программам начального общего
образования» ФГОС-3 по направлению подготовки 44.02.02 «Преподавание в начальных
классах». Она позволяет увидеть перспективы профессионально-личностного роста,
помогает оценить собственные возможности, мотивирует на приобретение качественных
знаний, умений и навыков по выбранной специальности, формирует профессиональноличностные качества студентов, общекультурные и профессиональные компетенции,
необходимые для решения задач профессиональной деятельности и успешной
социализации.
1.2.Целями освоения профессионального модуля «Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии» являются:
иметь практический опыт:
-

анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам
начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;

-

определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;

-

проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом
особенностей возраста, класса отдельных обучающихся;

4

-

применения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, методикой разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

-

-

ведения учебной документации;

-

уметь:

находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

-

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;

-

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей
учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся

-

планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями.

-

капланировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися,
имеющими трудностями в обучении;

-

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися

-

проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять
отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов
обучения;

-

интерпретировать результаты диагностики учебных достижении обучающихся

-

анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств,
поставленным целям и задачам

-

-

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;

-

знать:

особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших
школьников

-

требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные
программы начального общего образования

-

программы и учебно-методические комплекты для начальной школы

-

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;

-

воспитательные возможности урока в начальной школе

-

методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по
5

всем предметам
-

особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в
развитии и трудностями в обучении

-

основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
обучении;

-

основы обучения и воспитания одаренных детей;

-

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-

требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

-

методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности
младших школьников (по всем учебным предметам);

-

основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся

-

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках

-

логику анализа уроков

-

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 2 часа.
\\\\

6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД) Преподавание по программам начального
общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 2.

Проводить урок.

ПК 3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.

ПК 4.

Анализировать уроки.

ПК 5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и

7

здоровья детей.
ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
.

8

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета
квалификационный экзамен

Объем часов
78
76
36
2

9

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание
образования

по
программам
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
Всего,
работы и
работа
работа
часов
часов
практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля*

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

1

2

3

4

Раздел 1.Музыка

15
12

12
23

15

31

Раздел 2.Теоретические основы

музыкального воспитания
школьников
Раздел 3.Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Производственная практика (по
профилю специальности), часов (если
предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

4

5

6
-

2

7

начального

Практика
Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
если предусмотрена
рассредоточенная
практика)

8

9

10

-

-

-

-

-

6

36

78

общего

36

2

-

-

36

36

Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного
и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
*

10

Содержание профессионального модуляПМ.01 Преподавание

образования

Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1

Раздел I
Музыка
Тема 1.1.
Теория музыки.

по
программам начального
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

общего

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоения

2

3

4

12

Содержание

3

1. Музыкальный звук и его свойства
Элементы музыкальной грамоты. Звукоряд.
2.Октавы. Нотная запись.
Такт, метр, размер произведений метр
Средства музыкальной выразительности. Темп. Тембр.
Динамика. Лад.
Практические занятия

1.

2

1

Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара,

Слушание и анализ музыкальных произведений

Тема 1.2. Строение
музыкальных
произведений

Содержание

1.

2

Простые 1,2,3х частные формы музыкальных
произведений

Форма рондо,вариационная форма музыкальных

2

11

произведений.
Практические занятия

1

1. Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
Слушание музыки и определение на слух форму
музыкального произведения
Тема 1.3. Основные
жанры и исполнители
музыки

Содержание

4

1. Жанры, исполнители вокальной музыки
жанры, исполнители инструментальной музыки
Виды хоров.
2 Виды оркестров и инструментальный их состав
состав симфонического оркестра
Практические занятия

2

1-2. Слушание музыкальных произведений в исполнении
оркестров и хоров, анализ произведений..
Тема 1.4

Сценические жанры
музыки

Раздел II
Теоретические основы

Содержание
1. Опера,оперетта
2 Балет, мюзикл

3

Практические занятия

1

1Просмотр видеозаписей спектаклей, анализ и написание
рецензии
Контрольные работы

1

23

12

музыкального воспитания
школьников
Тема 2.1.Основные
вопросы
музыкального
воспитания

Содержание
1. Методика музыкального воспитания как наука. Задачи.

5

Учитель музыки. Урокмузыки.
Комплексный подход к уроку музыки
2. Методы музыкального воспитания.
3. Современные технологии музыкального воспитания.
ИКТ технологии

2

Практическое занятие

1-2 .Подбор презентаций к уроку.
Тема 2.2. Восприятие
музыки

Содержание

3

1.Особенности музыкального восприятия
Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального образа
Методика организации слушания музыки

2

Практическое занятие

2

1-2.Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки.
Тема 2.3 Хоровое пение

Содержание

1. Общая характеристика деятельности.
.Особенности детского голоса
2 .Последовательность разучивания песни на школьном уроке.
Практическое занятие

4
2
2

1-2..Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
.
Тема 2.4. Музыкальноритмические движения

Содержание
1. Музыкально-ритмические движения.

Виды движений
2. Методика организации и проведения занятий в классах

4

2

13

общего начального образования
Практическое занятие

1-2.Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической деятельности.
Тема 2.5. Игра на детских
музыкальных
инструментах.

Содержание

3

1. Цель и задачи инструментальной деятельности
.Классификация детских музыкальных инструментов
.Игра на детских музыкальных инструментах.
Методика обучения игре.
Практическое занятие

2

2

1-2..Проведение фрагментов уроков по игре на детских
музыкальных инструментах.
Тема 2.6. Творчество
учащихся на уроках
музыки

Содержание

4

1. Характеристика деятельности.
Подготовка деятельности.
2.. Игра как фактор творческого развития школьника
Практические занятия

2

2

3-4. .Проведение фрагментов уроков по развитию творческих
способностей на уроках музыки.
Раздел III
Организация учебно –
музыкальной

31

14

деятельности в классах
коррекции
Тема 3.1 Музыкотерапия

Содержание

3

1.Теория музыкального воспитания детей с проблемами
здоровья
2 Влияние классической музыки на детей с проблемами
здоровья. Система коррекционной работы с детьми .
Практическое занятие

3.Организация учебно-музыкальной деятельности в классах
коррекции.
Тема 3.2 Виды
деятельности на уроках
музыки младших
школьников с проблемами
в здоровье

Содержание

4

1 . Целительные возможности музыки
.История музыкальной терапии
2. .Характеристика детей занимающихся в классах
коррекции.
Практическое занятие

3-4. . Методика организации и проведения слушания детских песен.
Тема 3.3 Проведение
фрагментов по
восприятие музыки с
детьми с проблемами
здоровья

Содержание

1

4

.Особенности музыкального восприятия .

2 Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального образа детьми с ОВЗ
15

Практическое занятие
2

3-4. Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки
с младшими школьниками с проблемами в здоровье.

Тема 3.4 Вокальнохоровая работа в
коррекционных
классах

Содержание

5

1. Особенности вокально- хоровой работы в коррекционнах
классах начальной школы
Особенности детского голоса.
2. Методика разучивания школьной песни на уроках музыки
с детьми имеющие отклонении в развитии
3.Особенности песенного материала для уроков музыки в
коррекционных классах.
Практическое занятие

2

4-5 . Проведение фрагментов уроков по вокально-хоровому
пению с младшими школьниками в коррекционных классах
Содержание

Тема 3.5 Музыкальноритмические движения
для детей с
отклонениями в
развитии

4

1. Особенности музыкально ритмической работы в

коррекционных классах.
2. Подбор музыкально- ритмических движений для работы с

детьми с проблемами в здоровье.
Практическое занятие

2

16

3-4 .Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической деятельности с детьми с отклонениями в развитии

Тема 3.6 . Игра на
детских музыкальных
инструментах с
детьми с
отклонениями в
развитии

Содержание

4

1. Особенности обучения игре на детских музыкальных
инструментах в коррекционных классах..
2.Методика обучения игре на детских музыкальных
инструментах..
Практическое занятие

2

3-4 .Проведение фрагментов уроков по игре на детских
музыкальных инструментах.
Содержание

Тема 3.7 Творческая
деятельность учащихся с
ограниченными
возможностями на
уроках музыки .

1. Характеристика деятельности. Подготовка детей с ОВЗ к
творческой деятельности
2. Методика проведение фрагментов уроков по развитии
творческих способностей детей сОВЗ

4
2

.

Практическое занятие

3-4..Проведение творческих заданий с детьми с ограниченными
возможностями на уроках музыки.

Тема 3.8 Организация
коррекционной работы
средствами музыки вне
занятий со школьниками
ЗПР

Содержание
1. Внеклассная работа по фольклорномувоспитанию детей с ОВЗ

.Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
2. Приобщение ребёнка с проблемами в развитии к музыке в
семье

4

2

17

Практическое занятие

1

4-5. Подготовка заданий для проведения внеклассной работы с
детьми в коррекционных классах

Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Тема 4.1 Планирование и
учет музыкальных
занятий

10

Содержание

5

1. Планирование и учет музыкальных занятий
Требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС
2.Структура урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС.
Типы уроков музыки в соответствии с требованиями ФГОС
3 .Ознакомление с варнативными и авторскими
программами:«Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Ю.Б.
Алиева, «Музыка»- авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина
.«Музыка в начальных классах обычной и малокомплектной
школы» - М.М. Хизбулаева: « Музыка» - О.М. Батырбеко
Практическое занятие

3

4-5.Составление и написание конспектов планов музыкального
урока
по требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС

18

Тема 4.2 Содержание
тематического
материала
современных
программ

Содержание

5

1. Содержание тематического материала программы 1 класса
Содержание тематического материала программы 2класса
2.Содержание тематического материала 3 класса
3. Содержание тематического материала 4 класса
2

Практическое занятие

2

4-5Составление технологической карты урока музыки в
начальных классах

Д/З

2

19

Примерная тематика курсовых работ:
1. Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного

возраста.
2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3. Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на уроках музыки.

4.Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на уроках музыки в
начальной школе.
5.Народное творчество как средство приобщения детей к истокам народной культуры на
6.занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду.
7. Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного

возраста.
8. Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.

9.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках
музыки.
10.Формирование музыкально – эстетической культуры школьников на уроках музыки.
11.Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
12. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы

средствами музыкально-игровой драматизации.
13. Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.

14.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное
время.
15. Формирование и активизация музыкального мышления младших школьников на уроках

музыки.
20

16. Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и воспитании

младших школьников.
17. Формирование музыкально – ритмических способностей у младших школьников.

18.Особенности развития воображения младших школьников на уроках музыки.
19.Особенности развития музыкального мышления младших школьников на уроках
музыки.
21.Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной школе.
22.Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
23.Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
24. Влияние ритмики на развитие музыкального чувства ритма и координации движений у

детей.
25. Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в формировании

музыкальной культуры.
26. Особенности восприятия музыкального произведения детьми

младшего школьного

возраста на уроках музыки.
27. Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.

28.Музыкальные способности и их диагностика.
29. Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников в процессе

слушания.
30. Влияние театрализованной деятельности на творческие способности детей школьного

возраста.
31. Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.

32.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников в семье.
33. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках

21

музыки.
34. Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного

возраста в процессе слушания.

22

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Виды работ по учебной практикеПМ.01 Преподавание

по
программам начального общего
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

№
п/п

Раздел ПМ.
Виды работ

Количество
часов

Коды
формируемых
компетенций

образования

Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
23

1
1

2
Раздел ПМ 1.
Определение целей и задач, планируемых результатов
уроков музыки в начальной школе.

3

ОК
4
ОК
12

ПК
5
1-

6

ПК 1.1 - 1. комплект
учебно-методической
1.5, 4.1 документации Безбородова Л.А.,
4.5
Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания

музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
2

Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных
учителями школ по разным программам начального общего
образования.

2. комплект

учебно-методической

документации
Алиев

Безбородова Л.А.,

Ю.Б.

преподавания

Методика
музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
3

Оформление методических материалов и документации по
практике: карты анализа уроков, дневники по практике и
др..

3.

комплект

учебно-методической

документации
локальная

компьютеры,
сеть,

глобальную

выход

сеть,

в

проектор,

интерактивная доска. Безбородова
Л.А.,

Алиев

преподавания

Ю.Б.

Методика

музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
24

7

Комплексная проверочная работа по УП
(по окончанию УП)
ВСЕГО часов

40 ч.

Виды работ по производственной практикеМДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом
_
№
п/п

Раздел ПМ.
Виды работ

1
1

2
Оформление документации по практике

2

Наблюдение и анализ уроков учителей

Количест
во
часов
3

Коды формируемых
компетенций
ОК
4
ОК 1-12

Материально-техническое и
информационное обеспечение
занятий
ПК
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
5
6
ПК 1.1 - комплект учебно-методической
1.5, 4.1 документации
4.5
4. комплект
учебнометодической

документации

компьютеры, локальная сеть,
выход в глобальную сеть,
проектор,
доска.
Алиев

интерактивная

Безбородова
Ю.Б.

преподавания

Л.А.,

Методика
музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
3

Проведение уроков музыки

комплект учебно-методической
документации компьютеры,
25

4

локальная сеть, выход в
глобальную сеть, проектор,
интерактивная доска.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.

Отчет о практике на основе анализа наблюдений

Методика

преподавания

музыки

в

общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
ВСЕГО часов

36

26

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная
доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
– рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;
– рабочие места по количеству обучающихся;
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;
– принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;
– лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;
– комплект учебно-методической документации;
– контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов;
– электронные

методические

пособия

по

информационным

технологиям

с

мультимедийным содержанием.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы

Основные источники
1.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.

2.

Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического
музыкознания" :учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Музыкальное
образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.

3.

Беседы о музыке: [сб. ст.]/ авт.-сост. Т. Н. Микушина, Т. В. Мартыненко,
Е. Ю. Ильина. - Омск: СириуС, 2009. - 166 с.

б) Дополнительная
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной
школе). Воронеж, 1998.

27

2. Безбородова

Л.А.,

Алиев

Ю.Б.

Методика

преподавания

музыки

в

общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2001.
3. Кабалевский Д.Б.

Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя /

Д.Б.Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 2005.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
6. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.и отд. высш. и
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред.
Л.В. Школяр. М., 2001.
7. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников: Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально
творческого саморазвития. М., 1997.

Периодические издания (отечественные журналы):
1. «Начальная школа» (2008-2014гг.)
2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
3. «Музыка в школе» (2008-2014гг.)
4. «Искусство в школе» (2008-2014гг.)

Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное
государственное
учреждение:
"Государственный
научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/projects/infotech/
4. Интернет-университет
информационных
технологий
(ИНТУИТ.ру):
http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям:
http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и
преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft
для разработки и дизайна

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является д/зачет.
В результате освоения дисциплины должны сформироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК

Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания УД/МДК (показатели)

ОК 1. Понимать сущность и личная заинтересованность студента, творческий подход к
социальную

значимость

своей обучению профессии учителя;

будущей профессии, проявлять к активность

инициативность

в

процессе

освоения

профессиональной деятельности

ней устойчивый интерес.
ОК

и

Организовывать своевременность сдачи всех видов работ;

2.

деятельность, рациональность

собственную
определять

методы

профессиональных

распределения

времени

на

решение

решения профессиональных задач
задач,

оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Оценивать и принимать своевременность
решения

в

осуществления

контроля,

оценки

и

нестандартных коррекции деятельности в нестандартных ситуациях;

ситуациях.

обоснованность

принятого решения

в нестандартных

ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;
и

оценку

информации, соблюдение требований к оформлению разных видов работ,

необходимой для постановки и составлению списка литературы
решения

профессиональных

задач, профессионального и
личностного развития.
ОК

Использовать оптимальность включения информационно-коммуникативных

5.

информационно-

технологий в процесс выполнения заданий;

коммуникационные
для

технологии соблюдение требований к содержанию и оформлению

совершенствования электронных презентаций при их создании и представлении

профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,

взаимодействовать

руководством,

коллегами

соблюдение

норм

и

правил

речевого

этикета,

с профессиональной этики;
и диалогизм и терпимость в отношениях
29

социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать эффективность применения логики фактов и убедительность
деятельность

обучающихся, аргументации в диалогес детьми;

организовывать и контролировать использование

технологии

деятельностного

подхода,

их работу с принятием на себя обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в
ответственности за качество

учебной деятельности

образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять соответствие
задачи

профессионального

самооценки

и

оценки

профессионально-

и личностных качеств;

личностного развития, заниматься активность и инициативность участия в профессиональных
самообразованием,
планировать

осознанно конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках, трансляции
повышение педагогического

квалификации.

опыта

на

научно-практических

конференциях

ОК 9.

Осуществлять соответствие методических материалов условиям обновления

профессиональную деятельность в целей, содержания, смены технологий в профессиональной
условиях обновления ее целей, деятельности;
содержания, смены технологий.
выполнение заданий с использованием новых технологий
обучения, инноваций в педагогической деятельности
ОК

Осуществлять соблюдение требований безопасности жизнедеятельности,

10.

профилактику
обеспечивать

травматизма, охраны

жизни

и

здоровья

детей

при

организации

охрану жизни и педагогического процесса;

здоровья детей.

своевременность

определения

рисков,

предугадывание

опасных для жизни и здоровья ситуаций в педагогической
деятельности.
ОК11.Строить профессиональную соответствие профессиональной деятельности требованиям и
деятельность

с

соблюдением нормам

правовых норм, ее регулирующих.

правовой

культуры

(принципы,

убеждения,

поведение);
соответствие поведения и профессиональной деятельности
локальным актам ОУ

30

Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках
профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего
образования.
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено
содержание МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Название ПК

Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)

ПК 1.1. Определять цели и

соответствие

планирования

уроков

музыки

требованиям

задачи, планировать уроки

стандарта начального общего образования и программе обучения;
соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным
особенностям детей;

ПК 1.2. Проводить уроки

соблюдение

требований

к

строению,

содержанию,

последовательности изложения материала в проведении уроков и
внеклассных занятий по музыке;
грамотность и эмоциональность исполнения
репертуара

с

детьми

в

соответствии

и разучивания

с

методическими

требованиями;
ПК

Осуществлять соответствие результатов обучения заявленным целям и задачам

1.3.

педагогический
оценивать

контроль, обучения;
процесс и

объективность оценивания музыкальной деятельности детей;

результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки

глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных
занятий по музыке в устной и письменной форме;
адекватность оценки и анализа, самооценки и самоанализа

в

проведении уроков музыки и внеклассных занятий;
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение
по

соблюдение требований к ведению документации по программам
начального общего образования, обеспечивающих обучение

образовательным

программам

начального

общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно- соответствие разработанных конспектов уроков и внеклассных
методический

комплект, занятий

по

музыке

образовательному

стандарту,

виду

31

учебно- образовательного учреждения, особенностям класса;

разрабатывать

методические материалы на
образовательного методическая грамотность, оригинальность, нестандартность в

основе
стандарта

примерных разработке конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке

и

программ

с

учетом

вида

образовательного
учреждения,

особенностей

класса/группы и отдельных
обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете оптимальность выбора необходимых дидактических материалов
предметно-развивающую

по музыке, грамотное и эстетичное оформление материалов для

среду

создания предметно-развивающей среды в кабинете начального
обучения с учетом педагогических, гигиенических, специальных
требований;

ПК 4.3. Систематизировать и ясность и аргументированность в оценке педагогического опыта;
оценивать
опыт

педагогический
образовательные обоснованность критики сложившихся шаблонов, неоправдавших

и

технологии

области себя и устаревших идей, выдвижение новых;

в

начального

общего

образования
изучения

на

основе

профессиональной

литературы,

самоанализа

и

анализа деятельности других
педагогов
ПК

Оформлять грамотность, полнота раскрытия темы, точность формулировок

4.4.

педагогические разработки в при написании отчетов, рефератов, выступлений;
виде отчетов, рефератов,

соответствие оформления

выступлений

предъявляемым требованиям;

ПК

4.5.

Участвовать

и деятельности;

проектной

в точность

области

рефератов,

выступлений

в активность, заинтересованность в исследовательской и проектной

исследовательской
деятельности

отчетов,

подбора

и

использования

разных диагностик

начального исследовательской деятельности

образования
Разработчики:
32

в

Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
преподаватель,
ГПОБУ «РППК №1»председатель П(Ц)КАгаева З.И.
(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

ГПОБУ «РППК №1»преподавательЗахарова Е.А.
(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:
Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».