Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
индекс и наименование ПМ
Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном
образовании»
входящей в состав УГС 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
код и наименование укрупненной группы специальностей
Дербент 2024
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание по программам
начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»(углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им.Казиахмедова Г.Б.»
Разработчики:
- Агаева З.И., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ«Дербентский профессионально-педагогический колледж» Почетный работник
СПО, преподаватель высшей категории.
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им.Казиахмедова Г.Б.»для применения в учебном процессе.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДУЛЯ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
4
ПРОФЕССИНАЛЬНОГО
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРОГРАММЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОСВОЕНИЯ
16
18
3
1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по работе с
детьми с проблемами в развитии
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
профессионального
модуля
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогика»
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:
в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки)
для эффективной организации и эффективного применения образовательных ресурсов в
учебной деятельности в подготовке учителя начальных классов.
Место дисциплины в структуре ППССЗ
Профессиональный модуль МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии входит в ПМ
«Профессиональные модули» ПМ.1 .Преподавание по программам начального общего
образования» ФГОС-3 по направлению подготовки 44.02.02 «Преподавание в начальных
классах». Она позволяет увидеть перспективы профессионально-личностного роста,
помогает оценить собственные возможности, мотивирует на приобретение качественных
знаний, умений и навыков по выбранной специальности, формирует профессиональноличностные качества студентов, общекультурные и профессиональные компетенции,
необходимые для решения задач профессиональной деятельности и успешной
социализации.
1.2.Целями освоения профессионального модуля «Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом по работе с детьми с проблемами в развитии» являются:
иметь практический опыт:
-
анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам
начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
-
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
-
проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом
особенностей возраста, класса отдельных обучающихся;
4
-
применения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, методикой разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-
-
ведения учебной документации;
-
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
-
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
-
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности
обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей
учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся
-
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями.
-
капланировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися,
имеющими трудностями в обучении;
-
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися
-
проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять
отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов
обучения;
-
интерпретировать результаты диагностики учебных достижении обучающихся
-
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств,
поставленным целям и задачам
-
-
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
-
знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших
школьников
-
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные
программы начального общего образования
-
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы
-
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
-
воспитательные возможности урока в начальной школе
-
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по
5
всем предметам
-
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в
развитии и трудностями в обучении
-
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в
обучении;
-
основы обучения и воспитания одаренных детей;
-
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
-
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
-
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности
младших школьников (по всем учебным предметам);
-
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся
-
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках
-
логику анализа уроков
-
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального
модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 2 часа.
\\\\
6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности (ВПД) Преподавание по программам начального
общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 2.
Проводить урок.
ПК 3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения.
ПК 4.
Анализировать уроки.
ПК 5.
Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
7
здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих
ОК 12.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
.
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета
квалификационный экзамен
Объем часов
78
76
36
2
9
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание
образования
по
программам
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
Всего,
работы и
работа
работа
часов
часов
практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
Коды
профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
1
2
3
4
Раздел 1.Музыка
15
12
12
23
15
31
Раздел 2.Теоретические основы
музыкального воспитания
школьников
Раздел 3.Методы и
организационные формы
музыкального воспитания
Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Производственная практика (по
профилю специальности), часов (если
предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:
4
5
6
-
2
7
начального
Практика
Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
8
9
10
-
-
-
-
-
6
36
78
общего
36
2
-
-
36
36
Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного
и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
*
10
Содержание профессионального модуляПМ.01 Преподавание
образования
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Раздел I
Музыка
Тема 1.1.
Теория музыки.
по
программам начального
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
общего
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
2
3
4
12
Содержание
3
1. Музыкальный звук и его свойства
Элементы музыкальной грамоты. Звукоряд.
2.Октавы. Нотная запись.
Такт, метр, размер произведений метр
Средства музыкальной выразительности. Темп. Тембр.
Динамика. Лад.
Практические занятия
1.
2
1
Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара,
Слушание и анализ музыкальных произведений
Тема 1.2. Строение
музыкальных
произведений
Содержание
1.
2
Простые 1,2,3х частные формы музыкальных
произведений
Форма рондо,вариационная форма музыкальных
2
11
произведений.
Практические занятия
1
1. Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
Слушание музыки и определение на слух форму
музыкального произведения
Тема 1.3. Основные
жанры и исполнители
музыки
Содержание
4
1. Жанры, исполнители вокальной музыки
жанры, исполнители инструментальной музыки
Виды хоров.
2 Виды оркестров и инструментальный их состав
состав симфонического оркестра
Практические занятия
2
1-2. Слушание музыкальных произведений в исполнении
оркестров и хоров, анализ произведений..
Тема 1.4
Сценические жанры
музыки
Раздел II
Теоретические основы
Содержание
1. Опера,оперетта
2 Балет, мюзикл
3
Практические занятия
1
1Просмотр видеозаписей спектаклей, анализ и написание
рецензии
Контрольные работы
1
23
12
музыкального воспитания
школьников
Тема 2.1.Основные
вопросы
музыкального
воспитания
Содержание
1. Методика музыкального воспитания как наука. Задачи.
5
Учитель музыки. Урокмузыки.
Комплексный подход к уроку музыки
2. Методы музыкального воспитания.
3. Современные технологии музыкального воспитания.
ИКТ технологии
2
Практическое занятие
1-2 .Подбор презентаций к уроку.
Тема 2.2. Восприятие
музыки
Содержание
3
1.Особенности музыкального восприятия
Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального образа
Методика организации слушания музыки
2
Практическое занятие
2
1-2.Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки.
Тема 2.3 Хоровое пение
Содержание
1. Общая характеристика деятельности.
.Особенности детского голоса
2 .Последовательность разучивания песни на школьном уроке.
Практическое занятие
4
2
2
1-2..Вокально-хоровая работа над песнями школьного
репертуара
.
Тема 2.4. Музыкальноритмические движения
Содержание
1. Музыкально-ритмические движения.
Виды движений
2. Методика организации и проведения занятий в классах
4
2
13
общего начального образования
Практическое занятие
1-2.Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической деятельности.
Тема 2.5. Игра на детских
музыкальных
инструментах.
Содержание
3
1. Цель и задачи инструментальной деятельности
.Классификация детских музыкальных инструментов
.Игра на детских музыкальных инструментах.
Методика обучения игре.
Практическое занятие
2
2
1-2..Проведение фрагментов уроков по игре на детских
музыкальных инструментах.
Тема 2.6. Творчество
учащихся на уроках
музыки
Содержание
4
1. Характеристика деятельности.
Подготовка деятельности.
2.. Игра как фактор творческого развития школьника
Практические занятия
2
2
3-4. .Проведение фрагментов уроков по развитию творческих
способностей на уроках музыки.
Раздел III
Организация учебно –
музыкальной
31
14
деятельности в классах
коррекции
Тема 3.1 Музыкотерапия
Содержание
3
1.Теория музыкального воспитания детей с проблемами
здоровья
2 Влияние классической музыки на детей с проблемами
здоровья. Система коррекционной работы с детьми .
Практическое занятие
3.Организация учебно-музыкальной деятельности в классах
коррекции.
Тема 3.2 Виды
деятельности на уроках
музыки младших
школьников с проблемами
в здоровье
Содержание
4
1 . Целительные возможности музыки
.История музыкальной терапии
2. .Характеристика детей занимающихся в классах
коррекции.
Практическое занятие
3-4. . Методика организации и проведения слушания детских песен.
Тема 3.3 Проведение
фрагментов по
восприятие музыки с
детьми с проблемами
здоровья
Содержание
1
4
.Особенности музыкального восприятия .
2 Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального образа детьми с ОВЗ
15
Практическое занятие
2
3-4. Проведение фрагментов уроков по восприятию музыки
с младшими школьниками с проблемами в здоровье.
Тема 3.4 Вокальнохоровая работа в
коррекционных
классах
Содержание
5
1. Особенности вокально- хоровой работы в коррекционнах
классах начальной школы
Особенности детского голоса.
2. Методика разучивания школьной песни на уроках музыки
с детьми имеющие отклонении в развитии
3.Особенности песенного материала для уроков музыки в
коррекционных классах.
Практическое занятие
2
4-5 . Проведение фрагментов уроков по вокально-хоровому
пению с младшими школьниками в коррекционных классах
Содержание
Тема 3.5 Музыкальноритмические движения
для детей с
отклонениями в
развитии
4
1. Особенности музыкально ритмической работы в
коррекционных классах.
2. Подбор музыкально- ритмических движений для работы с
детьми с проблемами в здоровье.
Практическое занятие
2
16
3-4 .Проведение фрагментов уроков по музыкальноритмической деятельности с детьми с отклонениями в развитии
Тема 3.6 . Игра на
детских музыкальных
инструментах с
детьми с
отклонениями в
развитии
Содержание
4
1. Особенности обучения игре на детских музыкальных
инструментах в коррекционных классах..
2.Методика обучения игре на детских музыкальных
инструментах..
Практическое занятие
2
3-4 .Проведение фрагментов уроков по игре на детских
музыкальных инструментах.
Содержание
Тема 3.7 Творческая
деятельность учащихся с
ограниченными
возможностями на
уроках музыки .
1. Характеристика деятельности. Подготовка детей с ОВЗ к
творческой деятельности
2. Методика проведение фрагментов уроков по развитии
творческих способностей детей сОВЗ
4
2
.
Практическое занятие
3-4..Проведение творческих заданий с детьми с ограниченными
возможностями на уроках музыки.
Тема 3.8 Организация
коррекционной работы
средствами музыки вне
занятий со школьниками
ЗПР
Содержание
1. Внеклассная работа по фольклорномувоспитанию детей с ОВЗ
.Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
2. Приобщение ребёнка с проблемами в развитии к музыке в
семье
4
2
17
Практическое занятие
1
4-5. Подготовка заданий для проведения внеклассной работы с
детьми в коррекционных классах
Раздел 4 Методы и
организационные формы
музыкальной работы
Тема 4.1 Планирование и
учет музыкальных
занятий
10
Содержание
5
1. Планирование и учет музыкальных занятий
Требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС
2.Структура урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС.
Типы уроков музыки в соответствии с требованиями ФГОС
3 .Ознакомление с варнативными и авторскими
программами:«Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Ю.Б.
Алиева, «Музыка»- авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина
.«Музыка в начальных классах обычной и малокомплектной
школы» - М.М. Хизбулаева: « Музыка» - О.М. Батырбеко
Практическое занятие
3
4-5.Составление и написание конспектов планов музыкального
урока
по требования к современному уроку музыки в условиях введения
ФГОС
18
Тема 4.2 Содержание
тематического
материала
современных
программ
Содержание
5
1. Содержание тематического материала программы 1 класса
Содержание тематического материала программы 2класса
2.Содержание тематического материала 3 класса
3. Содержание тематического материала 4 класса
2
Практическое занятие
2
4-5Составление технологической карты урока музыки в
начальных классах
Д/З
2
19
Примерная тематика курсовых работ:
1. Формирование начальных вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного
возраста.
2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3. Формирование певческих умений и навыков у младших школьников на уроках музыки.
4.Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах на уроках музыки в
начальной школе.
5.Народное творчество как средство приобщения детей к истокам народной культуры на
6.занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду.
7. Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного
возраста.
8. Инструментальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.
9.Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках
музыки.
10.Формирование музыкально – эстетической культуры школьников на уроках музыки.
11.Танец как средство развития двигательной моторики детей 6-7 лет
12. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы
средствами музыкально-игровой драматизации.
13. Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.
14.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное
время.
15. Формирование и активизация музыкального мышления младших школьников на уроках
музыки.
20
16. Роль и значение восприятия музыки в художественном образовании и воспитании
младших школьников.
17. Формирование музыкально – ритмических способностей у младших школьников.
18.Особенности развития воображения младших школьников на уроках музыки.
19.Особенности развития музыкального мышления младших школьников на уроках
музыки.
21.Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки в начальной школе.
22.Вокально-хоровое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
23.Формирование начальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
24. Влияние ритмики на развитие музыкального чувства ритма и координации движений у
детей.
25. Виды музыкальной деятельности на уроки музыки в школе и их роль в формировании
музыкальной культуры.
26. Особенности восприятия музыкального произведения детьми
младшего школьного
возраста на уроках музыки.
27. Роль учителя музыки в развитии креативности младших школьников.
28.Музыкальные способности и их диагностика.
29. Особенности развития музыкального восприятия у младших школьников в процессе
слушания.
30. Влияние театрализованной деятельности на творческие способности детей школьного
возраста.
31. Развитие личности ребенка методом танцевальной терапии.
32.Музыкально – эстетическое воспитание младших школьников в семье.
33. Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках
21
музыки.
34. Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного
возраста в процессе слушания.
22
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Виды работ по учебной практикеПМ.01 Преподавание
по
программам начального общего
МДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
№
п/п
Раздел ПМ.
Виды работ
Количество
часов
Коды
формируемых
компетенций
образования
Материально-техническое и
информационное обеспечение занятий
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
23
1
1
2
Раздел ПМ 1.
Определение целей и задач, планируемых результатов
уроков музыки в начальной школе.
3
ОК
4
ОК
12
ПК
5
1-
6
ПК 1.1 - 1. комплект
учебно-методической
1.5, 4.1 документации Безбородова Л.А.,
4.5
Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
2
Наблюдение и анализ уроков музыки, проведенных
учителями школ по разным программам начального общего
образования.
2. комплект
учебно-методической
документации
Алиев
Безбородова Л.А.,
Ю.Б.
преподавания
Методика
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
3
Оформление методических материалов и документации по
практике: карты анализа уроков, дневники по практике и
др..
3.
комплект
учебно-методической
документации
локальная
компьютеры,
сеть,
глобальную
выход
сеть,
в
проектор,
интерактивная доска. Безбородова
Л.А.,
Алиев
преподавания
Ю.Б.
Методика
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия, 2001.
24
7
Комплексная проверочная работа по УП
(по окончанию УП)
ВСЕГО часов
40 ч.
Виды работ по производственной практикеМДК. 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с
практикумом
_
№
п/п
Раздел ПМ.
Виды работ
1
1
2
Оформление документации по практике
2
Наблюдение и анализ уроков учителей
Количест
во
часов
3
Коды формируемых
компетенций
ОК
4
ОК 1-12
Материально-техническое и
информационное обеспечение
занятий
ПК
(№ позиций из табл. 2а, 2б, 2в, 2г)
5
6
ПК 1.1 - комплект учебно-методической
1.5, 4.1 документации
4.5
4. комплект
учебнометодической
документации
компьютеры, локальная сеть,
выход в глобальную сеть,
проектор,
доска.
Алиев
интерактивная
Безбородова
Ю.Б.
преподавания
Л.А.,
Методика
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
3
Проведение уроков музыки
комплект учебно-методической
документации компьютеры,
25
4
локальная сеть, выход в
глобальную сеть, проектор,
интерактивная доска.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.
Отчет о практике на основе анализа наблюдений
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных
учреждениях. М.: Академия,
2001.
ВСЕГО часов
36
26
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета музыкальных дисциплин
Технические средства обучения:
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, интерактивная
доска.
Оборудование кабинета и рабочие места:
– рабочее место преподавателя, оснащенное интерактивными средствами обучения;
– рабочие места по количеству обучающихся;
– компьютеры, локальная сеть, выход в глобальную сеть, интерактивная доска;
– принтер, сканер, звуковые колонки, наушники, микрофон;
– лицензионное программное обеспечение общего и профессионального назначения;
– комплект учебно-методической документации;
– контрольно-измерительные материалы по дисциплине;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов;
– электронные
методические
пособия
по
информационным
технологиям
с
мультимедийным содержанием.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
1.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия , 2004. 336 с.
2.
Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу "Основы теоретического
музыкознания" :учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Музыкальное
образование"/ М. Ш. Бонфельд. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 320 с.: ноты; 22 см.
3.
Беседы о музыке: [сб. ст.]/ авт.-сост. Т. Н. Микушина, Т. В. Мартыненко,
Е. Ю. Ильина. - Омск: СириуС, 2009. - 166 с.
б) Дополнительная
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной
школе). Воронеж, 1998.
27
2. Безбородова
Л.А.,
Алиев
Ю.Б.
Методика
преподавания
музыки
в
общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2001.
3. Кабалевский Д.Б.
Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя /
Д.Б.Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 2005.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое; Книжка о музыке. М., 1976.
5. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М., 1999.
6. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.и отд. высш. и
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред.
Л.В. Школяр. М., 2001.
7. Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников: Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально
творческого саморазвития. М., 1997.
Периодические издания (отечественные журналы):
1. «Начальная школа» (2008-2014гг.)
2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2014гг.)
3. «Музыка в школе» (2008-2014гг.)
4. «Искусство в школе» (2008-2014гг.)
Интернет ресурсы:
1. Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
2. ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
3. Федеральное
государственное
учреждение:
"Государственный
научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций"
http://www.informika.ru/projects/infotech/
4. Интернет-университет
информационных
технологий
(ИНТУИТ.ру):
http://www.intuit.ru
5. Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям:
http://test.specialist.ru
6. Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
7. Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
8. http://www.km.ru - Мультипортал
9. http://claw.ru/ - Образовательный портал
10. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
11. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
12. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и
преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft
для разработки и дизайна
28
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является д/зачет.
В результате освоения дисциплины должны сформироваться общие компетенции (ОК):
Название ОК
Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания УД/МДК (показатели)
ОК 1. Понимать сущность и личная заинтересованность студента, творческий подход к
социальную
значимость
своей обучению профессии учителя;
будущей профессии, проявлять к активность
инициативность
в
процессе
освоения
профессиональной деятельности
ней устойчивый интерес.
ОК
и
Организовывать своевременность сдачи всех видов работ;
2.
деятельность, рациональность
собственную
определять
методы
профессиональных
распределения
времени
на
решение
решения профессиональных задач
задач,
оценивать их эффективность и
качество
ОК 3. Оценивать и принимать своевременность
решения
в
осуществления
контроля,
оценки
и
нестандартных коррекции деятельности в нестандартных ситуациях;
ситуациях.
обоснованность
принятого решения
в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;
и
оценку
информации, соблюдение требований к оформлению разных видов работ,
необходимой для постановки и составлению списка литературы
решения
профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
Использовать оптимальность включения информационно-коммуникативных
5.
информационно-
технологий в процесс выполнения заданий;
коммуникационные
для
технологии соблюдение требований к содержанию и оформлению
совершенствования электронных презентаций при их создании и представлении
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
взаимодействовать
руководством,
коллегами
соблюдение
норм
и
правил
речевого
этикета,
с профессиональной этики;
и диалогизм и терпимость в отношениях
29
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать эффективность применения логики фактов и убедительность
деятельность
обучающихся, аргументации в диалогес детьми;
организовывать и контролировать использование
технологии
деятельностного
подхода,
их работу с принятием на себя обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в
ответственности за качество
учебной деятельности
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять соответствие
задачи
профессионального
самооценки
и
оценки
профессионально-
и личностных качеств;
личностного развития, заниматься активность и инициативность участия в профессиональных
самообразованием,
планировать
осознанно конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках, трансляции
повышение педагогического
квалификации.
опыта
на
научно-практических
конференциях
ОК 9.
Осуществлять соответствие методических материалов условиям обновления
профессиональную деятельность в целей, содержания, смены технологий в профессиональной
условиях обновления ее целей, деятельности;
содержания, смены технологий.
выполнение заданий с использованием новых технологий
обучения, инноваций в педагогической деятельности
ОК
Осуществлять соблюдение требований безопасности жизнедеятельности,
10.
профилактику
обеспечивать
травматизма, охраны
жизни
и
здоровья
детей
при
организации
охрану жизни и педагогического процесса;
здоровья детей.
своевременность
определения
рисков,
предугадывание
опасных для жизни и здоровья ситуаций в педагогической
деятельности.
ОК11.Строить профессиональную соответствие профессиональной деятельности требованиям и
деятельность
с
соблюдением нормам
правовых норм, ее регулирующих.
правовой
культуры
(принципы,
убеждения,
поведение);
соответствие поведения и профессиональной деятельности
локальным актам ОУ
30
Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках
профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего
образования.
В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено
содержание МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Название ПК
Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)
ПК 1.1. Определять цели и
соответствие
планирования
уроков
музыки
требованиям
задачи, планировать уроки
стандарта начального общего образования и программе обучения;
соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
ПК 1.2. Проводить уроки
соблюдение
требований
к
строению,
содержанию,
последовательности изложения материала в проведении уроков и
внеклассных занятий по музыке;
грамотность и эмоциональность исполнения
репертуара
с
детьми
в
соответствии
и разучивания
с
методическими
требованиями;
ПК
Осуществлять соответствие результатов обучения заявленным целям и задачам
1.3.
педагогический
оценивать
контроль, обучения;
процесс и
объективность оценивания музыкальной деятельности детей;
результаты обучения
ПК 1.4. Анализировать уроки
глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных
занятий по музыке в устной и письменной форме;
адекватность оценки и анализа, самооценки и самоанализа
в
проведении уроков музыки и внеклассных занятий;
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение
по
соблюдение требований к ведению документации по программам
начального общего образования, обеспечивающих обучение
образовательным
программам
начального
общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно- соответствие разработанных конспектов уроков и внеклассных
методический
комплект, занятий
по
музыке
образовательному
стандарту,
виду
31
учебно- образовательного учреждения, особенностям класса;
разрабатывать
методические материалы на
образовательного методическая грамотность, оригинальность, нестандартность в
основе
стандарта
примерных разработке конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке
и
программ
с
учетом
вида
образовательного
учреждения,
особенностей
класса/группы и отдельных
обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете оптимальность выбора необходимых дидактических материалов
предметно-развивающую
по музыке, грамотное и эстетичное оформление материалов для
среду
создания предметно-развивающей среды в кабинете начального
обучения с учетом педагогических, гигиенических, специальных
требований;
ПК 4.3. Систематизировать и ясность и аргументированность в оценке педагогического опыта;
оценивать
опыт
педагогический
образовательные обоснованность критики сложившихся шаблонов, неоправдавших
и
технологии
области себя и устаревших идей, выдвижение новых;
в
начального
общего
образования
изучения
на
основе
профессиональной
литературы,
самоанализа
и
анализа деятельности других
педагогов
ПК
Оформлять грамотность, полнота раскрытия темы, точность формулировок
4.4.
педагогические разработки в при написании отчетов, рефератов, выступлений;
виде отчетов, рефератов,
соответствие оформления
выступлений
предъявляемым требованиям;
ПК
4.5.
Участвовать
и деятельности;
проектной
в точность
области
рефератов,
выступлений
в активность, заинтересованность в исследовательской и проектной
исследовательской
деятельности
отчетов,
подбора
и
использования
разных диагностик
начального исследовательской деятельности
образования
Разработчики:
32
в
Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
преподаватель,
ГПОБУ «РППК №1»председатель П(Ц)КАгаева З.И.
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
ГПОБУ «РППК №1»преподавательЗахарова Е.А.
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
Эксперты:
Разработчик и эксперт примерных программ профессиональных модулей и дисциплин
среднего профессионального образования
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
33