РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ,
РЕАЛИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, В
ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
образовательной программы среднего профессионального образования –программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена
по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
(квалификация)
2023
Составитель:
Должность
преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Казиахмедова Г.Б»
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.02 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ,
РЕАЛИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ разработанана основе требований:
-федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании,
утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября 2023)
(далее – ФГОС СПО);
- с учётом
примерной
основной
образовательной
программы по
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу
внеурочной деятельности в начальных классах, в том числе для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной
вид деятельности «Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу
внеурочной деятельности в начальных классах, в том числе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 04.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 2
педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу
внеурочной деятельности в начальных классах, в том числе для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
ПК 2.1.
Разрабатывать программы внеурочной деятельности на основе требований
ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, федеральной образовательной
программы начального общего образования, особенностей и интересов
обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и их
родителей (законных представителей)
ПК 2.2.
Реализовывать программы внеурочной деятельности обучающихся, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья,
в соответствии с санитарными нормами и правилами
ПК 2.3.
Анализировать результаты внеурочной деятельности обучающихся, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья
ПК 2.4.
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы для реализации
программ внеурочной деятельности для обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья
ПК 2.5.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования с позиции
эффективности их применения в организации внеурочной деятельности
обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
ПК 2.6.
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов
анализа эффективности внеурочной деятельности обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья, и самоанализа
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
Проектирования образовательного процесса в части внеурочной деятельности
навыками на основе ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО), с учетом примерных
основных и адаптированных образовательных программ, учебнометодических комплексов для начальной школы, с учетом особенностей
социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей
деятельности от игровой к учебной (в том числе разработки программ
внеурочной деятельности в рамках основной и адаптированной
общеобразовательной программы; разработки технологических карт
внеурочных занятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО
ОВЗ, ФГОС УО, учебно-методических комплексов для начальной школы,
примерных основных и адаптированных образовательных программ;
планирования внеурочных занятий)
Постановки воспитательных задач внеурочных занятий, способствующих
развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Проектирования и корректировки индивидуальной образовательной
траектории обучающегося во внеурочной деятельности в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных)
Проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка во внеурочной деятельности (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, с учетом психофизиологических
особенностей и своеобразия социальной ситуации развития первоклассника,
программ внеурочной деятельности через проведение внеурочных занятий
Реализации (совместно с другими специалистами) индивидуальных
образовательных маршрутов, программ индивидуального развития ребенка с
учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в рамках
внеурочной деятельности
Реализации развивающих и воспитательных возможностей внеурочной
деятельности
Регулирования поведения обучающихся, в том числе с ОВЗ, для обеспечения
безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности в
соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
Формирования системы регуляции внеурочной деятельности обучающихся
Реализации в процессе организации внеурочной деятельности современных, в
том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы
Формирования метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий в процессе организации внеурочной
деятельности
Формирования у детей мотивации, социальной позиции, навыков, связанных
с информационно-коммуникационными технологиями
Развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы в процессе организации внеурочной деятельности
Освоения и адекватного применения в процессе организации внеурочной
деятельности специальных технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
Организации во внеурочной деятельности ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка) с учетом своеобразия социальной ситуации
развития первоклассника.
Объективной оценки в процессе организации внеурочной деятельности
успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного
возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности
мальчиков и девочек
Корректировки процессе организации внеурочной деятельности исходя из
данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста
(в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и
воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Систематического анализа эффективности внеурочных занятий и подходов к
обучению
Выявления в ходе наблюдения в процессе внеурочной деятельности
поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития
Применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей
уровня и динамики развития ребенка в процессе организации внеурочной
деятельности
Оказания адресной помощи обучающимся в процессе организации
внеурочной деятельности.
Выбора и разработки учебно-методических материалов для организации
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ,
ФГОС УО
Поиска, изучения и систематизации педагогического опыта и
образовательных технологий в области начального общего образования в
части организации внеурочной деятельности
Описания и оценки педагогического опыта и образовательных технологий
начального общего образования с позиции эффективности их применения в
процессе организации внеурочной деятельности младших школьников, в том
числе с ОВЗ
Самоанализа деятельности
Выстраивания личной траектории профессиональной деятельности на основе
результатов анализа внеурочной деятельности учащихся и самоанализа
деятельности
Уметь
Проводить анализ требований и содержания ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ,
ФГОС УО, содержания примерных основных и адаптированных
образовательных программ, содержания учебно-методических комплексов
для начальной школы в целях проектирования процесса организации
внеурочной деятельности
Разрабатывать программы внеурочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, с учетом примерных
основных и адаптированных общеобразовательных программ, учебнометодических комплексов для начальной школы
Разрабатывать технологическую карту внеурочных занятий в соответствии с
требованиями к ее структуре
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и
корректировать индивидуальную образовательную траекторию
обучающегося во внеурочной деятельности в соответствии с задачами
достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных)
Учитывать особенности обучающихся, в том числе с ОВЗ
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона
Ставить во внеурочной деятельности различные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их
решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя
при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
Разрабатывать (осваивать) и применять в процессе организации внеурочной
деятельности современные психолого-педагогические технологии
Владеть формами и методами организации внеурочной деятельности, в том
числе проектной деятельностью, лабораторными экспериментами, полевой
практикой и т.п.
Разрабатывать (осваивать) и применять в процессе организации внеурочной
деятельности современные психолого-педагогические технологии
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс
внеурочной деятельности, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность
Оценивать образовательные результаты: формируемые в процессе
внеурочной деятельности предметные и метапредметные компетенции
Вносить необходимые коррективы в процесс организации внеурочной
деятельности младших школьников, в том числе с ОВЗ
Проводить анализ процесса и результатов внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе с ОВЗ
Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу в
процессе организации внеурочной деятельности
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей в процессе внеурочной деятельности
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы для организации
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ,
ФГОС УО
Анализировать информационные ресурсы с целью обнаружения
педагогического опыта
Оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области
начального общего образования с позиции эффективности их применения в
процессе организации внеурочной деятельности
Систематизировать педагогический опыт и эффективные профессиональные
технологии в области организации внеурочной деятельности в начальной
школе
Осваивать и применять в процессе организации внеурочной деятельности
современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании
законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Анализировать результаты процесса внеурочной деятельности учащихся
Проводить самоанализ деятельности
Формировать портфолио профессиональных достижений в части внеурочной
деятельности
Знать
Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ,
ФГОС УО, содержание примерных основных и адаптированных
образовательных программ, учебно-методический комплексы для начальной
школы, иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей, законодательство о
правах ребенка, трудовое законодательства (в том числе Конвенция о правах
ребенка) в части организации внеурочной деятельности
Структура технологической карты внеурочного занятия
Теория и технологии учета возрастных, индивидуальных и типологических
особенностей обучающихся, в том числе с ОВЗ (обучающиеся с нарушениями
слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического
развития, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра) в
процессе проектирования внеурочной деятельности
Методика организации внеурочной деятельности учащихся, в том числе с
ОВЗ
Методика реализации программы индивидуального развития ребенка
Требования к организации внеурочной деятельности учащихся, в том числе с
ОВЗ, в пределах требований федеральных государственных образовательных
стандартов и основной и адаптированной общеобразовательной программы,
его истории и места в мировой культуре и науке
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в процессе
организации внеурочной деятельности
Существо заложенных в содержании внеурочной деятельности используемых
в начальной школе учебных задач, обобщенных способов деятельности и
системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Основные и актуальные для современной системы образования теории
обучения, и развития детей младшего школьного возрастов в части
организации внеурочной деятельности
Дидактические основы используемых в процессе организации внеурочной
деятельности образовательных технологий
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся в
процессе организации внеурочной деятельности
Законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Пути достижения образовательных результатов и способы контроля и оценки
результатов внеурочной деятельности
Научное представление о результатах внеурочной деятельности, путях их
достижения и способах оценки и коррекции
Направления и алгоритм анализа процесса и результатов внеурочной
деятельности младших школьников, в том числе с ОВЗ
Нормативные документы по вопросам организации внеурочной деятельности
младших школьников, в том числе с ОВЗ
Виды, содержание и требования к учебно-методическим материалам,
используемым в процессе организации внеурочной деятельности
Критерии отбора учебно-методических материалов для организации
внеурочной деятельности, в том числе с учетом типа образовательной
организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся, в том
числе с ОВЗ
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая
основная образовательная программа начального общего образования в части
организации внеурочной деятельности
Подходы к поиску, изучению, описанию и систематизации педагогического
опыта и образовательных технологий в области организации внеурочной
деятельности в начальной школе
Показатели оценки педагогического опыта и образовательных технологий в
области организации внеурочной деятельности в начальной школе
Направления профессионального роста
Формы и виды формального и неформального дополнительного
профессионального образования
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 308
в том числе в форме практической подготовки 180
Из них на освоение МДК 120 (70 ч теоретические, 50ч практические)
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная 36 часа
производственная 144 часов
Промежуточная аттестация
3 курс
56ч – 1 семестр
64ч – 2 сесместр
2
Раздел 1. Основы организации
внеурочной деятельности
обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья, в начальном общем
образовании в условиях инклюзии
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего:
3
380
4
180
5
120
6
180
120
50
Практики
7
8
0
0
Промежуточная
аттестация
ПК.2.1 –
ПК.2.6 ОК 01 –
ОК 06, ОК 09
Всего
, час.
Обучение по МДК 02.01
Всего
В том числе
Самостоятельная
работа1
1
Наименования разделов
профессионального модуля
Объем профессионального модуля, ак. час.
Лабораторных
и практических
занятий
Курсовых работ
(проектов)
Коды
профессиональ
ных и общих
компетенций
В т.ч. в форме
практической. подготовки
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Учебна Производственн
я
ая
9
10
11
36
144
50
36
144
380
1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в
пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием междисциплинарного курса.
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ 02)
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем, акад. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
2
3
Содержание,
Раздел 1. Основы организации внеурочной деятельности обучающихся, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, в начальном общем образовании в условиях инклюзии
МДК. 02.01. Основы организации внеурочной работы (научно-познавательная деятельность)
120 ч
Тема 1.1. Сущность,
организационные и
Содержание
19
1. Внеурочная работа в начальных классах в условиях инклюзивного образования:
сущность, цель, задачи.
8
нормативно-правовые
основы внеурочной
работы в начальном
общем образования в
условиях инклюзии
2. Документы, определяющие организационно-правовые аспекты организации
внеурочной деятельности в системе начального общего образования в условиях
инклюзии.
3. Психолого-педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной
работы в условиях инклюзивного образования.
4.Место внеурочной деятельности в структуре основной образовательной программы
начального общего образования.
5. Особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальных классах в
условиях инклюзивного образования.
В том числе практических и лабораторных занятий
11
Практическое занятие №1. Анализ Закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Информационно-методического письма министерства
просвещения Российской Федерации об организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования от 05.07.2022
1
Практическое занятие №2. Анализ ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Практическое занятие №3. Анализ структуры и содержания Примерной ООП НОО;
анализ особенностей ООП НОО школ в части содержания внеурочной деятельности
1
Практическое занятие №4. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (ЗПР)
1
Практическое занятие №5. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (НОДА)
1
Практическое занятие №6. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
1
Практическое занятие №7. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (ТНР)
1
Практическое занятие №8. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (для слепых, слабовидящих)
1
Практическое занятие №9. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических
групп в части содержания внеурочной деятельности (для глухих, слабослышащих и
позднооглохших обучающихся)
1
1
Практическое занятие №10. Анализ примерных АООП НОО различных нозологических 1
групп в части содержания внеурочной деятельности (нарушения аутистического
спектра)
Тема 1.2. Содержание
внеурочной деятельности
в начальном общем
образовании в условиях
инклюзии
Практическое занятие №11. Анализ документов, регламентирующих требования к
безопасности условий осуществления образовательного процесса, в т.ч. внеурочной
деятельности
1
Содержание
29
1. Модели, виды и направления внеурочной деятельности. Особенности содержания
внеурочной деятельности младших школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья.
14
2. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности.
3. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
4. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся.
5. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
6. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
7. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений,
органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися
комплекса мероприятий воспитательной направленности.
В том числе практических и лабораторных занятий
15
Практическое занятие №12. Разработка и анализ содержания информационнопросветительских занятий патриотической, нравственной и экологической
1
направленности
Практическое занятие №13. Разработка содержания занятий по формированию
функциональной грамотности обучающихся (коммуникативная грамотность)
1
Практическое занятие №14. Разработка содержания занятий по формированию
функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
1
Практическое занятие №15. Разработка содержания занятий по формированию
функциональной грамотности обучающихся (информационная грамотность)
Практическое занятие №16. Разработка содержания занятий по формированию
функциональной грамотности обучающихся (социальная грамотность)
Практическое занятие №17. Разработка содержания профориентационных занятий
1
Практическое занятие №18. Разработка содержания занятий по реализации особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
1
Практическое занятие №19. Разработка содержания занятий по физическому развитию
обучающихся, туристско-краеведческой деятельности, формированию потребности в
ведении здорового образа жизни
1
Практическое занятие №20. Разработка содержания занятий по музыкальному
развитию обучающихся
1
Практическое занятие №21. Разработка содержания занятий по художественному
развитию обучающихся (изобразительное и прикладное творчество)
1
Практическое занятие №22. Разработка содержания занятий по художественному
развитию обучающихся (хореографическая деятельность)
1
Практическое занятие №23. Разработка содержания занятий по художественному
развитию обучающихся (литературное творчество)
1
Практическое занятие №24. Разработка содержания внеурочной деятельности по
организации самоуправления в детском воспитательном коллективе
1
1
1
Практическое занятие №25. Разработка содержания подготовки обучающихся к
творческим вечерам, фестивалям, конкурсам
1
Практическое занятие №26. Составление и анализ общих рекомендаций по организации 1
внеурочной деятельности для младших школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья
Тема 1.3. Методические
аспекты организации
внеурочной деятельности
обучающихся в начальном
общем образовании в
условиях инклюзии
Содержание
53
1. Организационные формы внеурочной деятельности. Многообразие форм внеурочной
деятельности младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья.
2. Особенности реализации методов, приемов и средств внеурочной деятельности
младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Учет
возрастных и индивидуальных особенностей при выборе форм, методов и средств
внеурочной деятельности.
3. Понятие о педагогических технологиях внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
4. Особенности реализации современных педагогических технологий во внеурочной
деятельности младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья.
5. Использование ИКТ в во внеурочной деятельности младших школьников, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья.
6. Использование STEAM-технологий во внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
7. Особенности внеурочных занятий с использованием робототехники, конструкторов и
интерактивного оборудования
36
8. Сущность и особенности использования технологии проектной деятельности во
внеурочной работе с младшими школьниками в условиях инклюзии
9. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальных
классах в условиях инклюзивного образования. Примерные программы внеурочной
деятельности.
10. Виды, структура и особенности содержания примерных программ внеурочной
деятельности в начальных классах в условиях инклюзивного образования.
11. Основы разработки рабочих программ внеурочной деятельности для младших
школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
12. Вариативность рабочих программ внеурочной деятельности для обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности.
13. Основы планирования внеурочной деятельности в начальных классах в условиях
инклюзивного образования. Виды, структура и содержание различных видов
планирования внеурочной деятельности. Конспект и технологическая карта
внеурочного занятия в условиях инклюзивного образования.
14. Организационно-правовые аспекты внеурочной деятельности младших школьников,
в том числе с ограниченными возможностями, в условиях детского оздоровительного
лагеря.
15. Особенности содержания и методики внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях
детского оздоровительного лагеря.
16. Организационные формы, методы, приемы и средства внеурочной деятельности
младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в
условиях детского оздоровительного лагеря.
В том числе практических и лабораторных занятий
17
Практическое занятие №27. Составление памятки-картотеки форм, методов и средств
организации внеурочной деятельности в начальной школы.
1
Практическое занятие №28. Презентация проектов «Разнообразие образовательных
технологий внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования»
1
Практическое занятие №29. Разработка и анализ материалов к внеурочным занятиям с
использованием ИКТ (презентации Power Point, Smart)
1
Практическое занятие №30. Разработка и анализ фрагментов внеурочных занятий с
использованием ИКТ в условиях инклюзивного образования (документ-камера,
электронный микроскоп)
1
Практическое занятие №31. Разработка и анализ фрагментов внеурочных занятий с
использованием ЭОР в условиях инклюзивного образования (МЭШ, РЭШ)
1
Практическое занятие №32. Анализ программного и методического обеспечения ЭОР
(Наураша, лабдиск)
1
Практическое занятие №33. Разработка и анализ фрагментов внеурочных занятий с
использованием ЭОР в условиях инклюзивного образования (Наураша, лабдиск)
1
Практическое занятие №34. Анализ программного и методического обеспечения
конструкторов LEGO WeDo 2.0
1
Практическое занятие №35. Разработка и анализ фрагментов внеурочных занятий с
использованием конструкторов LEGO WeDo 2.0 в условиях инклюзивного образования
1
Практическое занятие №36. Планирование содержания проектной деятельности в
начальных классах
1
Практическое занятие №37. Разработка, проведение и анализ внеурочного занятия с
использованием элементов проектной деятельности младших школьников, в том числе
с ограниченными возможностями здоровья
1
Тема 1.4. Мониторинг,
диагностика и контроль
результатов внеурочной
деятельности
Практическое занятие №38. Анализ примерных программ внеурочной деятельности
1
Практическое занятие №39. Разработка рабочей программы внеурочной деятельности.
Разработка индивидуального маршрута, индивидуальной программы развития и
индивидуально-ориентированной образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей младших школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья
1
Практическое занятие №40. Составление плана внеурочной деятельности младших
школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
1
Практическое занятие №41. Разработка и анализ технологической карты внеурочного
занятия младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
1
Практическое занятие №42. Составление плана внеурочной работы в детском
оздоровительном лагере для младших школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья
1
Практическое занятие №43. Проведение различных форм внеурочной деятельности
младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в
условиях детского оздоровительного лагеря.
1
Содержание
1. Понятие о мониторинге, диагностике и контроле результатов внеурочной
деятельности. Педагогический контроль и оценка результатов внеурочной
деятельности.
2. Виды, формы и методы педагогического контроля и оценки образовательных
результатов внеурочной деятельности обучающихся, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной
документации в области внеурочной деятельности обучающихся, в том числе с
12
ограниченными возможностями здоровья.
4. Особенности анализа и самоанализа внеурочного занятия в начальных классах в и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Внеурочная деятельность ка ресурс профессионального саморазвития учителя
начальных классов в условиях инклюзивного образования.
В том числе практических и лабораторных занятий
7
Практическое занятие №44. Анализ и составление годового плана и отчета о
результатах внеурочной деятельности.
1
Практическое занятие №45. Подбор и проведение стандартизированных методик для
психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей
обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
1
Практическое занятие №46. Проведение фрагментов, анализа и самоанализа
внеурочных занятий
1
Практическое занятие №47. Составление программы профессионального саморазвития
на основе рефлексии педагогической деятельности.
1
Практическое занятие №48. Анализ современных образовательных ресурсов по
организации внеурочной деятельности младших школьников, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья.
1
Практическое занятие №49. Анализ педагогического опыта в области внеурочной
деятельности младших школьников, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья.
1
Практическое занятие №50. Решение ситуационных педагогических задач по
организации взаимодействия участников образовательного процесса в ходе внеурочной
деятельности
1
Учебная практика
Виды работ
Анализ направлений внеурочной деятельности обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, в начальном общем образовании.
Наблюдение и анализ внеурочных мероприятий с младшими школьниками обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья, в начальном общем образовании.
Наблюдение и анализ системы работы руководителя кружка, научного клуба в начальных классах в условиях
инклюзивного образования
72
Составление плана внеурочной деятельности в начальной школе в условиях инклюзивного образования на основе
изученной документации, продуктов деятельности школьников, мониторинга результатов учебной деятельности.
Наблюдение и анализ внеурочного занятия с использованием современных образовательных технологий.
Работа в Интернет-центре «Использование современных образовательных ресурсов в методической работе учителя
начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья».
Производственная практика
Виды работ
1. Применение теоретических знаний по данному разделу при организации внеурочных занятий в начальном общем
образовании в условиях инклюзии.
2. Педагогическое наблюдение за процессом организации внеурочной деятельности по предметам (кружкам) для
обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в начальном общем образовании в условиях
инклюзии.
3. Участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий в начальных классах в условиях инклюзивного
образования.
180
4. Анализ проведенных студентами внеурочных мероприятий для обучающихся, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, в начальном общем образовании в условиях инклюзии.
5. Разработка технологической карты внеурочного мероприятия в начальной школе в условиях инклюзивного
образования.
6. Проведение и анализ внеурочного мероприятия для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья, в начальном общем образовании в условиях инклюзии
7. Организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности.
8. Интерпретация результатов оценки внеурочного мероприятия методистом и учителем.
9. Осуществление рефлексии собственной деятельности.
Проведение диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей младших школьников, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья.
Определение уровня актуальных познавательных возможностей младших школьников, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья, на основе результатов диагностики.
Разработка программы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях инклюзивного образования с учетом
особенностей класса.
Оформление педагогических разработок в виде отчетов.
Разработка проекта предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов в условиях инклюзивного
образования.
Оформление портфолио педагогических достижений.
Промежуточная аттестация
20
Всего
396
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Теории и методики инклюзивного образования», оснащенный оборудованием в
соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 примерной образовательной
программы по профессии/специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сковородкина И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста:
учебное пособие для студ. СПО. – М.: Академия, 2020. – 320 с.
2. Сковородкина И.З. Педагогика - М.: Издательский центр «Академия», 2023. – 640 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 188 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11023-4. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517821 (дата обращения:
03.06.2023).
3.2.3. Дополнительные источники
11. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. Учреждений сред. проф.
образования/Б.В. Куприянов; под ред. Б.В. Куприянова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский
центр «Академия», 2017. -288 с.
12. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и
среднего общего образования: уч. Пособие для общеобразовательных организаций/И.Ю.
Алексашина – М.: Просвещение, 2020.- 313 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
Критерии оценки
Методы оценки
ПК 2.1. Разрабатывать
программы внеурочной
деятельности на основе
требований ФГОС НОО,
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС
УО, федеральной
образовательной
программы начального
общего образования,
особенностей и
интересов обучающихся,
в том числе с
ограниченными
возможностями
здоровья, и их родителей
(законных
представителей)
умеет точно и обоснованно
определять цель и задачи
внеурочной деятельности;
экспертная оценка на
занятиях;
ПК 2.2. Реализовывать
программы внеурочной
деятельности
обучающихся, в том
числе с ограниченными
возможностями
здоровья,
в соответствии с
санитарными нормами и
правилами
умеет осуществлять выбор
содержания форм, методов и
средств обучения для
внеурочного занятии в
соответствии с возрастными и
индивидуальнопсихологическими
особенностями обучающихся;
демонстрирует методическую
грамотность в разработке
программно-методических
материалов для организации и
проведения внеурочной
деятельности
умеет планировать внеурочные
занятия обучающихся, в том
числе с ограниченными
возможностями здоровья, для
достижения личностных,
метапредметных и предметных
образовательных результатов;
способен соблюдать
педагогические и
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
экспертное наблюдение
проведения фрагментов
внеурочного занятия;
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
гигиенические требования к
организации внеурочных
занятий;
обеспечивает качество
проведения внеурочного
занятия
ПК 2.3. Анализировать
результаты внеурочной
деятельности
обучающихся, в том
числе с ограниченными
возможностями здоровья
умеет проводить анализ и
самоанализ внеурочных занятий
для обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья
умеет проводить
педагогическую диагностику и
контроль результатов
внеурочной деятельности
обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья;
экспертное наблюдение
проведения фрагментов
внеурочного занятия;
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
демонстрирует эффективность,
компетентность и
объективность педагогического
контроля и оценки результатов
организации внеурочной
деятельности;
умеет осуществлять
взаимодействие с сотрудниками
образовательной организации
по построению индивидуальной
траектории развития
обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья
ПК 2.4. Выбирать и
разрабатывать учебнометодические материалы
для реализации
программ внеурочной
деятельности для
обучающихся, в том
числе с ограниченными
возможностями здоровья
умеет обоснованно выбирать и
разрабатывать учебнометодические материалы для
реализации программ
внеурочной деятельности для
обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями
здоровья
экспертное наблюдение
проведения фрагментов
внеурочного занятия;
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
ПК 2.5.
Систематизировать и
оценивать
педагогический опыт и
образовательные
технологии в области
начального общего
образования с позиции
эффективности их
применения в
организации внеурочной
деятельности
обучающихся, в том
числе с ограниченными
возможностями здоровья
умеет отбирать, анализировать,
систематизировать
педагогический опыт в области
внеурочной деятельности;
ПК 2.6. Выстраивать
траекторию
профессионального
роста на основе
результатов анализа
эффективности
внеурочной
деятельности
обучающихся, в том
числе
с ограниченными
возможностями
здоровья, и самоанализа
умеет осуществлять рефлексию
своей профессиональной
деятельности, выделять
дефициты профессионального
развития и строить траекторию
профессионального роста
ОК.01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам.
демонстрирует точность выбора
учебно-методического
комплекта и материалов для
организации и проведения
внеурочных занятий с учетом
вида образовательного
учреждения, особенностей
класса/группы и отдельных
обучающихся
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
умеет осуществлять поиска
анализ и оценку информации,
необходимой для выполнения
задач профессиональной
экспертная оценка
программ
профессионального
самосовершенствования и
ОК.02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
умеет применять эффективные
педагогические практики
организации внеурочной
детальности в собственной
деятельности
экспертное наблюдение
проведения фрагментов
внеурочного занятия;
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
экспертное наблюдение
проведения фрагментов
внеурочного занятия;
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
анализ и самоанализ на
педагогической практике;
экзамен по МДК, ПМ.
экспертная оценка на
практике;
экзамен по МДК, ПМ.
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности;
деятельности
ОК.03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
осуществляет
профессиональную
деятельности в условиях
обновления ее целей и
содержания;
владеет ИКТ в
профессиональной
деятельности
умеет разрабатывать программу
профессионального
саморазвития
портфолио
педагогических
достижений;
экзамен по МДК, ПМ.
экспертная оценка и
самооценка результатов
психолого-педагогической
диагностики уровня
готовности к
профессиональному
развитию
ОК.04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.
умеет эффективного
взаимодействовать с
участниками образовательных
отношений
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
ОК.05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста.
владеет коммуникативной
компетенцией с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
ОК.06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
проявляет гражданскопатриотическую позицию,
ответственность за осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей в
образовательном процессе
экспертная оценка на
занятиях.
экспертное наблюдение на
занятиях;
экзамен по МДК, ПМ.
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
экспертная оценка на
занятиях
ОК.09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
владеет государственным и
иностранным языками для
пользования профессиональной
документацией
самооценка,
педагогическая рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
занятиях;
экзамен по МДК, ПМ.